Научная статья на тему 'Мотивация субъекта труда как системообразующий фактор инновационной деятельности педагога'

Мотивация субъекта труда как системообразующий фактор инновационной деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанов В. В.

Рассматриваются понятия инновационной деятельности и роль мотивационной готовности в осуществлении педагогом данной дея­тельности. Теоретический анализ работ по проблеме психологиче­ской готовности к деятельности, основные подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация субъекта труда как системообразующий фактор инновационной деятельности педагога»

29. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М.: Изд-во полит. литературы, 1989. - 318 с.

30. Реан А.А., Баранова А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 45-54.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М., 1989. -322 с.

32. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

33. Фаерман М.И. Психологическое сопровождение инновационных процессов в организации // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Акмеология образования. - 2006. - № 3. -С. 33-36.

34. Францева Е.Н. Психологическая готовность к инновациям в профессионально-педагогической деятельности у будущих учителей / Ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2003. - 22 с.

35. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 116-132.

36. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. - Ярославль: Яр. гос. ун-т, 1979. - 91 с.

37. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. - М.: ЦСПО РСФСР, 1991. - 91 с.

МОТИВАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА

как системообразующий ФАКТОР инновационной деятельности педагога

© Степанов В.В.*

Тверской государственный университет, г. Тверь

Рассматриваются понятия инновационной деятельности и роль мотивационной готовности в осуществлении педагогом данной деятельности. Теоретический анализ работ по проблеме психологической готовности к деятельности, основные подходы.

Слово «инновация» происходит из латинского языка: ш - в, по\и - новый и в переводе означает обновление, новинку, изменение.

В настоящее время в научной литературе имеют место два подхода к понятию «инновация». Авторы первого подхода рассматривают инновацию как процесс (А.В. Лоренсов, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, О.Г. Хоме-рики). Второй подход заключается в рассмотрении инновации как самого новшества (К. Ангеловски, А.Ф. Балакирев, С.Д. Ильенкова).

♦ Председатель отдела по делам молодежи Тверской епархии

Анализ литературных источников, научных исследований различных авторов показал, что на данный момент не существует четкого определения и разграничения понятий «новшество», «инновация», «инновационная деятельность». В своей работе мы придерживаемся следующих трактовок:

- «новшество» - это новое средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.) и оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности; оно может быть принципиально новым (новация) или новым для конкретного образовательного учреждения или учителя;

- «инновация» («инновационный процесс») - целенаправленное изменение, вносящее в систему новые элементы (новшества), обусловливающее ее переход из одного качественного состояния в другое, приводящее систему (образовательное учреждение, образовательный процесс и т.д.) к развитию; в данном случае изменение имеет активный положительный характер, социальную необходимость [18, с. 7].

Новшества и инновации являются составной частью инновационной деятельности в образовательном учреждении.

Инновационная деятельность - комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы [30]. Изменения происходят как в объекте, так и в субъекте инновационной деятельности. Освоение новых образцов деятельности позволяет выйти на более качественный уровень развития творческого мышления, потребности и умения самореализовываться не только ученику, но и учителю.

На основе исследований А.Н. Леонтьева [21], В.Д. Шадрикова [34] и других инновационную деятельность рассматривают как особый вид человеческой деятельности, которому присущи черты, общие со всеми другими видами человеческой деятельности. Деятельность - форма активного отношения субъекта деятельности к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Инновационная деятельность в образовательном учреждении является частью педагогической. Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. В результате выделяют основные признаки (характеристики) педагогической инновационной деятельности: целенаправленность, активность, сознательность, мотивированность, предметность, продуктивность, преобразующее воздействие [20].

Психологическая структура любой деятельности, в том числе и инновационной, образуется устойчивым набором ее компонентов: мотивации,

целеобразования, информационной основы деятельности, прогнозирования ее результатов, принятия решения, планирования, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, системы индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий [13]. Важнейшим - исходным и базовым - компонентом деятельности является мотивация. Она реализует по отношению к деятельности как собственно побудительные, так и регулятивные функции, динамизирует и организует всю систему деятельности. Совокупность мотивов объединяется в понятии мотивационной сферы, а в роли мотиваторов могут выступать самые различные психологические образования.

Создание мотивационного компонента деятельности обеспечивается как с когнитивной, так и с аффективной стороны. По мнению Ж. Нюттена, психологические образования, которые нередко считаются чисто мотивационными (планы, интересы субъекта), порождаются совместно аффективными и когнитивными процессами [26, с. 56]. Якобсон П.М. писал, что мотивами становятся те «психические проявления, которые приобретают свойство побуждения: идеалы, представления о будущем, интересы».

Цели инновационной деятельности также определяются мотивами, которые конкретизируют адекватные для данной деятельности потребности, занимающие доминирующее положение в иерархии потребностей и составляющие «ядро» личности учителя-инноватора.

Поскольку инновационная деятельность связана с необходимостью изменения привычной социальной среды, то учитель сталкивается с серьезными препятствиями в реализации своих мотивов, стремлений, ценностных ориентаций. Такую ситуацию нельзя решить через предметнопрактическую и познавательную деятельность: выход из нее возможен через «переживание», понимаемое как особая форма внутренней деятельности по перестройке субъективного отношения к происходящему, благодаря переоценке личностных позиций, переосмыслению жизненных целей [16].

Одним из первых на психологический аспект инновационного процесса обратил внимание Р.Х. Шакуров. Исследователь раскрывает психологическую сущность инновационной деятельности педагога, психологические механизмы воздействия на инновационную активность педагогов, формирование мотивации творческо-поисковой деятельности. Ключевым моментом, отличающим инновационную деятельность от других видов активности, он считает психологическую перестройку. С точки зрения исследователя, психологическая перестройка - это изменение сложившихся ранее психологических особенностей человека и его деятельности в связи с необходимостью приведения ее в соответствие с новыми требованиями [35, с. 78-83].

Психологическая перестройка может отличаться по уровню ее влияния на личность и быть поверхностной или глубокой. Глубина личностных преобразований будет небольшой, если изменениям подвергаются относительно пластичные структуры личности, например, познавательная, опирающаяся на знания и простейшие умения. В случае инноваций - это

изменение содержательных или организационных компонентов учебновоспитательного процесса. Труднее изменить психические свойства, характеризующие устоявшиеся особенности психических функций: стереотипы восприятия и мышления, навыки и привычки, устойчивые интересы, ценностные ориентации и установки. А перестройка мышления - это один из самых трудных моментов, т.к. от нее зависит изменение сложившейся у людей системы ценностей и жизненных позиций, мотивов деятельности, поведения и др.

Таким образом, специфическое содержание инноваций составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Инновационная деятельность учителя связана с процессами самоопределения - построение отношения к новому, изменение себя, своей профессиональной позиции, преодоление препятствий самореализации.

На практике нередко возникает противоречие между потребностью в интенсивной инновационной деятельности педагогов и их недостаточной готовностью, в том числе и мотивационной. С целью продолжения теоретического анализа предмета исследования обратимся к понятию «готовность». В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова готовность определяется, как согласие сделать что-нибудь, состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь [27, с. 122].

В отечественной психологии проблему готовности человека к деятельности рассматривают с середины ХХ века Л.И. Божович, А.Д. Ганюшкин, А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, А.Ц. Пуни, Д.Н. Узнадзе и другие. До настоящего времени не существует единой трактовки понятий «готовность», «психологическая готовность», «готовность к профессиональной деятельности», «психологическая готовность к деятельности», несмотря на значительное число исследований в области инженерной психологии, психологии труда и спорта, военной, социальной и педагогической психологии.

Различают временную (ситуативную) и долговременную (устойчивую) готовность (Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин [25]); функциональную и личностную (Ф.К. Генов, Б.Ф. Пуни [7]); психологическую и практическую (Ю.К. Васильев, Б.Ф. Райский [5]); общую и специальную (Б.Г. Ананьев [3]); готовность к умственной и физической деятельности (А.Г. Ковалев [15]) и т.д.

Теоретический анализ работ по проблеме психологической готовности к деятельности показал, что существуют два основных подхода в рассмотрении этого вопроса - функциональный и личностный. Исследователи, придерживающиеся первого подхода, определяют готовность как особое психическое состояние, которое, будучи сформированным, обеспечивает высокий уровень достижений в осуществляемой деятельности (А.Д. Га-нюшкин, Ф.К. Генов, Б.Ф. Ломов, А.А. Ухтомский и др.). Согласно второму подходу психологическая готовность понимается как устойчивое образование личности или как системная реакция личности на соответствующую

реальную или прогнозируемую ситуацию (Ф.Н. Гоноблин, А.Г. Ковалев. Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, Н.Д. Мясищев и др.). Такая готовность является результатом подготовки к определенной деятельности. Дъяченко М.И., Зимняя И.А., Кандыбович Л.А., Сластенин В.А. и другие определяют готовность как устойчивую характеристику личности. Она действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать в связи с поставленной задачей; заблаговременно сформированная, обеспечивает успешность деятельности.

Несмотря на то, что разные авторы обозначают психологическую готовность к деятельности близкими, но не идентичными терминами, все они характеризуют ее как осознанную активность, настраивающую личность на будущую деятельность и являющуюся фундаментальным условием успешной ее регуляции, устойчивости и выполнения.

В рамках деятельностного подхода определяют «готовность» на уровне психологически важных качеств, значимых для определенной деятельности (А.В. Карпов, Ю.П. Поваренков, Б.А. Сосновский, В.Д. Шадриков и другие).

По мнению Б.А. Сосновского, психологическая готовность - это иерар-хизированная система профессионально важных качеств и свойств личности, необходимых и психологически достаточных для эффективной педагогической деятельности [32, с. 36]. Данное образование представлено во всех подструктурах целостной психологической структуры человека: направленности, способностях, характере и т.д.

Готовность к труду является базовым компонентом психологической готовности к конкретному виду профессиональной деятельности. По-варенков Ю.П. определяет «готовность к труду» как «сложное, целостное, личностное образование, в состав которого включаются: моральноволевые качества личности, социально-значимые мотивы, практические умения и навыки, знания о профессии, общетрудовые навыки и умения, психологические функции и способности, необходимые для трудовой деятельности [29, с. 79].

Профессионально важные качества (ПВК) - это профессиональные способности и характеристики личности, обеспечивающие эффективное выполнение деятельности (А.В. Карпов [14]; Ю.П. Поваренков [29]). Профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, свойства психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения. Современные исследования показывают, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК. Профессионально важные качества определяются требованиями к специалисту в соответствии с определенным видом профессиональной деятельности.

Следует отметить, что деятельностный подход к формированию понятия готовность означает, что профессиональные качества (в том числе и учителя) формируются и проявляются в деятельности через систематическое решение различного рода задач, возникающих в процессе осу-

ществления профессиональной деятельности. Потребность в том или ином виде деятельности, в организации социального взаимодействия в профессиональной среде, в совершенствовании личности как специалиста с целью реализации потребностей в творческой деятельности, выступает как активный стимул развития личности в целом, в том числе и средствами профессии.

Наряду с понятием психологическая готовность используют понятие профессиональной готовности или готовности к профессиональной деятельности. При этом одни исследователи считают готовность к деятельности более объемлющей категорией, чем профессиональная готовность, другие считают их синонимами. Вместе с тем, по мнению Б.В. Скорико-ва, психологическая готовность и профессиональная готовность - это два взаимопересекающиеся множества: пересечение этих множеств и представляет собой психологическую готовность к профессиональной деятельности [31, с. 87].

Психологическая готовность к профессиональной деятельности - интегральное образование, обеспечивающее переход от «оперативного покоя» к деятельности. Кузьмина Н.В. считает, что психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники [19, с. 111].

Структура психологической готовности к деятельности зависит от условий деятельности и ее содержания.

В педагогической психологии изучаются проблемы, связанные с психологическими аспектами готовности детей к обучению в школе (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова; М.В. Матюхина, Н.В. Нижегородцева и др.), формирования психологической готовности школьников, студентов и взрослых к учебной деятельности (Т.П. Гордеева, И.А. Калинина, А.Б. Корзин и др.), будущих учителей к инновациям в профессиональнопедагогической деятельности (Е.Н. Францева и др.), педагогов к профессиональной деятельности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Д.И. Фельштейн и др.).

Выготский Л.С. [6, с. 65], одним из первых использовавший понятие психологической готовности, отмечал, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Гуткина Н.И. определяет готовность к школе как «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников» [9, с. 133]. Исследователи и практики отмечают важность не только интеллектуального, но и личностного развития ребенка, в частности, развития его мотивационной сферы, при этом уделяют внимание изучению мотивационного компонента готовности к школе.

В психолого-педагогической литературе, научных трудах уделяется внимание готовности учителя к инновационной деятельности (В.П. Ларина, А.В. Лоренсов, В. Майнулов, М.М. Поташник, Т.С. Перекрестова,

И.Е. Пискарева, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, И. Федоров, Е.Н. Францева и др.), хотя следует заметить, чаще речь идет о готовности будущих специалистов.

Теоретический анализ работ, рассматривающих сущность и структурные компоненты готовности к инновационной деятельности (Н.В. Кузьмина, Т.И. Лаздина, Т.С. Перекрестова, И.Е. Пискарева, Н.П. Фетискин, Е.Н. Францева и др.) показывает, что инновационная готовность - важнейшее условие успешности осуществляемого нововведения, в основе которого лежит психологическая готовность к изменениям. Несмотря на имеющиеся расхождения в терминологии, большинство исследователей в структуре психологической готовности, готовности к деятельности, готовности к инновационной деятельности, в том числе инновационной, выделяют мотивационный компонент.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. в сложную динамическую структуру готовности включают мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой, оценочный компоненты [11]. Дергач А.А. определяет готовность к педагогической деятельности как целостное проявление всех сторон личности воспитателя, выделяя ее познавательный, эмоциональный, мотивационный компоненты [10]. Это означает образование системы мотивов, отношений, установок, черт личности, накопления знаний, умений, навыков, которые, активизируясь, обеспечивают воспитателю возможность эффективно выполнять свои функции.

Фетискин Н.П. [33], Пискарева И.Е. [28] определяют готовность к инновационной деятельности как особое личностное состояние, включающее в себя следующие взаимосвязанные компоненты: когнитивный, мотивационный, процессуальный, креативный. Инновационная деятельность определяется способностью педагога к самонаблюдению и поиску новых возможностей в решении возникающих проблем и в формировании средств воздействия на самого себя.

Мотивационный компонент считают «стержнем, вокруг которого конструируются основные свойства и качества личности как профессионала» [30, с. 118]. Являясь системообразующим, мотивационный критерий показывает направленность учителя на реализацию себя как личности и как профессионала в инновационной деятельности, потребность в создании нового видения различных форм педагогической действительности, высокий уровень восприимчивости нововведений, стремление к достижениям в инновационной деятельности, а также ценность самосовершенствования в ней.

Понятие «мотивационная готовность» используют, когда речь идет о готовности к предстоящей деятельности: дошкольников к учебной деятельности в школе (Л.И. Божович [4], Н.И. Гуткина [9], М.В. Матюхина [22],

Н.В. Нижегородцева [24] и др.); студентов ссуза к их профессиональной деятельности (А.Б. Корзин [17]); студентов к инженерной деятельности (А.П. Авдеева [1]); педагогов к их «психологической по своей сути работе с

людьми» (Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский [12]); государственных служащих к учебно-познавательной деятельности (Т.П. Гордеева [8]) и т.д.

Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. отмечают «необходимость психологического обеспечения специфической мотивационной готовности учителя и воспитателя к его профессиональному труду». Авторы отводят мотивационной готовности ведущую роль в подструктуре направленности субьекта [12, с. 100-107].

Мотивационную готовность к реализации той или иной деятельности включают в структуру профессиональной пригодности наряду с такими компонентами как: абсолютные ПВК (свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном уровне); относительные ПВК (определяют собой возможность достижения субъектом высоких количественных и качественных показателей деятельностей); анти-ПВК (свойства, выступающие профессиональными противопоказаниями к той или иной деятельности) [14, с. 45-57].

Корзин А.Б. дает определение мотивационной готовности как адекватной совокупности мотивов, определяющих общее позитивное отношение к деятельности и успешность ее освоения и осуществления. При этом в структуру мотивационной готовности студентов ссуза к их профессиональной деятельности автор включает внутренние мотивы (стремление к самореализации в деятельности; мотивацию к успеху и мотивацию к избеганию неудач; готовность к риску в деятельности) и внешние проявления мотивационной готовности к профессиональной деятельности [17, с. 16].

Агеев Б.А., обобщая взгляды ряда ученых, определяет мотивационную готовность молодого офицера к военно-профессиональной деятельности как целостную относительно устойчивую систему психических образований личности, которые, актуализируясь в тех или иных обстоятельствах, создают соответствующие состояния психики и побуждают, регулируют поведение и деятельность личности [2, с. 44].

При разработке проблемы мотивационной готовности к профессиональной деятельности А.С. Мельничук выделяет в ее структуре побудительный и регулятивный компоненты, а в содержании - синтез побуждающих мотивов, когнитивных, перцептивных и эмоциональных явлений [23, с. 98].

Анализируя мотивационную готовность госслужащих к учебно-познавательной деятельности, Т.П. Гордеева считает, что в структурном отношении она представляет собой достаточно сложное системно-иерархическое образование. Наряду с ценностными установками на познание и процесс обучения, мотивационная готовность включает мотивы результативноцелевого характера (получение знаний, диплома и соответствующей позиции и статуса и т.д.) и мотивы процессуального характера (позитивное отношение к основным процедурам учебной деятельности и взаимоотношений с преподавателями и коллегами, увлечение самим процессом познания и т.д.) [8, с. 15]. Исследователь отмечает, что формирование полноценной

мотивационной готовности предполагает актуализацию как позитивной, так и своеобразной негативной значимости, а именно: формирование достаточно высокой субъективной значимости ожидаемого учащимися результата учебно-познавательной деятельности при условии успешного выполнения этой деятельности и в то же время относительно высокой значимости нежелательных негативных последствий при невыполнении такой деятельности.

Вышесказанное позволяет рассматривать мотивацию субъекта труда как системообразующий фактор инновационной деятельности педагога.

Список литературы:

1. Авдеева А.П. Мотивационный и операциональный компоненты готовности к инженерной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 26 с.

2. Агеев Б.А. Мотивационная готовность офицеров к военно-профессиональной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1984. - 146 с.

3. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995. -310 с.

5. Васильев И.А., Магомед-Аминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: МГУ, 1991. - 144 с.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

7. Генов Ф.К. Проблема мотивационной готовности (на материале спорта): Автореф. ... дис. д-ра психол. наук. - М., 1969. - 51 с.

8. Гордеева Т.П. Психолого-акмеологическое обеспечение мотивационной готовности государственных служащих к учебно-познавательной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 26 с.

9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.

10. Дергач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология пути достижения вершин профессионализма. - М.: РАУ, 1993. - 25 с.

11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: БГУ, 1976. - 176 с.

12. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности // Вопросы психологии. - 1989, № 6. - С. 100-107.

13. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 424 с.

14. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психол. журнал. - 2003. - Т. 24, № 5. - С. 45-57.

15. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1970. -391 с.

16. Кондратьев И.А. Психологические условия развития позитивного отношения учителя к инновационной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2005. - 24 с.

17. Корзин А.Б. Формирование мотивационной готовности студентов ссузов к профессиональной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2006. - 27 с.

18. Кочешкова Л.О. Технология управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении: метод. рекомендации для руководителей образовательных учреждений. - Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005. - 44 с.

19. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.

20. Курилова Л.М. Инновационная деятельность преподавателей пед. колледжа как фактор развития их профессиональной компетентности: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2003. - 23 с.

21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

22. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984. - 144 с.

23. Мельничук А.С. Мотивационная готовность депутатов к политической деятельности: Теоретико-методологический аспект. - М., 1995. -168 с.

24. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Л. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

25. Нерсесян Л.С., Пушкин В.Н. Психологическая структура готовности оператора к экстренному действию // Вопросы психологии. - 1969, № 5. - С. 60-68.

26. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.

27. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский Язык, 1987. - С. 122.

28. Пискарева И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. - Кострома, 2000. -150 с.

29. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.

30. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

31. Скориков Б.В. Психологическая готовность работника к руководству научно-исследовательским коллективом. Автореферат дис. . канд. психол. наук. - Минск, 1993. - 28 с.

32. Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1991. -312 с.

33. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности - Яр.: Яр. гос. ун-т, 1979. - 91 с.

34. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). - Казань: Центр инновационных технологий. 2001. - 180 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969. - 317 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.