Научная статья на тему 'Модель адаптации преподавателей высшей школы к новым информационным технологиям'

Модель адаптации преподавателей высшей школы к новым информационным технологиям Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
271
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITIES / ADAPTATION / PROFESSIONAL ADAPTATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Токарева Юлия Александровна, Быкова Елена Анатольевна, Коваленко Таисия Кузьминична

В статье рассматривается проблема адаптации преподавателя высшей школы к интенсивно меняющимся условиям профессиональной деятельности. Особо остро встаёт вопрос об адаптации педагога к инновациям, что обусловлено наличием соответствующей готовности к работе в условиях, требующих мобильности и гибкости. Определена модель адаптации к инновационной деятельности через формирование компонентов психологической готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Токарева Юлия Александровна, Быкова Елена Анатольевна, Коваленко Таисия Кузьминична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of high school teachers’ adaptation to new information technologies

Problem adaptation of high school lectures to innovate activity is becoming increasingly important in the period of increasing the intensity of information processes and increased requirements for professional activity. Model adaptation process is focused and systematic in nature and is based on versatility and multilevel activities of high school lectures. Features of professional adaptation are a gradual adjustment and refinement of skills to the level required to work in the company.

Текст научной работы на тему «Модель адаптации преподавателей высшей школы к новым информационным технологиям»

УДК 378:004

Токарева Юлия Александровна

доктор психологических наук Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Быкова Елена Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический университет

Коваленко Таисия Кузьминична

Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург ulia.tokareva@yandex.ru, elbykova80@mail.ru, tais_03_53@Mail.ru

МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К НОВЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

В статье рассматривается проблема адаптации преподавателя высшей школы к интенсивно меняющимся условиям профессиональной деятельности. Особо остро встаёт вопрос об адаптации педагога к инновациям, что обусловлено наличием соответствующей готовности к работе в условиях, требующих мобильности и гибкости. Определена модель адаптации к инновационной деятельности через формирование компонентов психологической готовности.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, адаптация, профессиональная адаптация, профессиональное развитие.

Проблема адаптации является одной из основных проблем в различных областях науки. Особенно актуальным в последнее время становится вопрос адаптации к инновациям в профессиональной деятельности.

Современное общество и образование, в частности, требуют сегодня от человека, специалиста и профессионала непрерывного приспособления к меняющимся информационным процессам. Интенсивный темп социально-экономических преобразований приводит к появлению новой ценности и значимости образования. Очевидным становится тот факт, что ключевой фигурой в этом процессе является педагог-новатор, способный быть гибким и легко приспосабливаться к новым условиям, требованиям времени и сферы образования. Формирование качеств личности, способной быть конкурентоспособной, активной должно происходить в самой системе образования, направляться ею и поддерживаться. В этом случае педагог окажется способным адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности в максимально короткие сроки [1].

Поскольку адаптация определяет дальнейшую успешность профессиональной деятельности, её качественное выполнение, следовательно, эта проблема заслуживает особого внимания со стороны научного сообщества и практиков. Особая роль отводится изучению адаптации к инновациям педагогов высшей школы. Любая инновационная деятельность требует от специалиста адаптации двух уровней, первичного и вторичного и является длительным процессом. В конечном результате происходит постепенная корректировка и доработка профессиональных навыков до уровня, необходимого для работы в системе высшего образования. Таким образом, можно говорить о непрерывности процесса адаптации преподавателя, переходе его на более высокий уровень своего профессиональ-

ного развития, при котором основополагающими должны стать такие умения как самоанализ и коррекция собственной деятельности, саморазвитие личности.

Отсюда следует, что модель адаптации к инновационному процессу носит целенаправленный и системный характер и основывается на многофункциональности и многоуровневости деятельности преподавателей высшей школы.

Таким образом, проблема адаптации педагога к инновациям сегодня остаётся оной из наиболее актуальных, поскольку современное образование сложно представить себе без нововведений. Профессиональная адаптация к инновациям выступает в качестве необходимого условия способа оптимизации взаимодействия человека с профессиональной инновационной деятельностью и профессиональной изменяющейся средой. Кроме того, она способствует развитию человека как личности и как профессионала. А также является средством освоения профессии [2].

Однако, ряд исследований показывает, что существуют сложности на этапе адаптации педагога к инновациям. В исследовании Л.С. Подымовой и В.А. Сластенина инновационная деятельность педагогов рассматривается как особый вид направленной на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств его реализации, именно поэтому она является одним из видов продуктивной творческой деятельности [5]. В модели, представленной авторами, выделены компоненты инновационной деятельности педагога в виде модели. В качестве компонентов указываются мотивационый (внешние стимулы, мотив самоутверждения, профессиональные мотивы, мотивы личностной самореализации); креативный и технологический [3].

В исследовании, целью которого стало изучение особенностей адаптации педагогов высшей

116

Вестник КГУ ^ 2017

© Токарева Ю.А., Быкова Е.А., Коваленко Т.К., 2017

Модель адаптации преподавателей высшей школы к новым информационным технологиям

школы к новым информационным технологиям, приняли участие педагоги двух ведущих вуза Екатеринбурга в количестве 210 человек.

План исследования состоял из разработки анкеты для выявления отношения педагогов к инновационным процессам и их готовности к активному участию в новых университетских мероприятиях, формирования выборки, подсчета конкретных показателей при анализе анкет и подведения итогов и подбор рекомендаций для оптимизации процесса нововведений.

Структура респондентов по полу включает 28,6% мужчин (60 чел.) и 71,4% женщин (150 чел.). Среди респондентов наибольшая доля принадлежит лицам от 51 года до 60 лет (42,9% или 90 чел.), а наименьшая - лицам старше 60 лет (9,5% или 20 чел.). Выборка состоит, в основном, из доцентов, доля которых в общей численности опрошенных сотрудников равняется 80,9% (170 чел.).

Анализ ответов респондентов показал следующее отношение и мнение об инновациях в системе высшего образования.

На вопрос «Определите, пожалуйста, в какой мере Вас удовлетворяют имеющиеся в высшей школе условия труда?»

- деятельностью администрации вуза удовлетворены или скорее удовлетворены 38%, неудовлетворенных нет, затрудняются ответить 19%;

- режимом работы удовлетворены 90%, неудовлетворенных нет;

- уровнем организации труда удовлетворены 47,6%, не удовлетворены 42,8%;

На вопрос о предоставляемых возможностях, связанных с повышением квалификации, обучением большинство испытуемых удовлетворены данным процессом: удовлетворены обучением 76%, не удовлетворены 5%; удовлетворены научной квалификацией 52,3%, не удовлетворены 9,5%; удовлетворены профессиональной квалификацией 71,4%, не удовлетворены 24%.

Считают выполняемую работу соответствующую профессиональным задачам и личным способностям 62%, не соответствующими 14%. Условиями оплаты труда удовлетворены 14%, затрудняются ответить 52%, не удовлетворены 33%. Считают систему поощрений соответствующей результатам деятельности 42,8%, не соответствующей 47,6%.

Удовлетворены признанием профессиональных успехов 43%, не удовлетворены признанием успехов и достижений 48%. Удовлетворены возможностями должностных продвижений 24%, не удовлетворены 33,3%, затрудняются ответить 43% преподавателей высшей школы.

Удовлетворены отношениями с коллегами 95,2%. Удовлетворены отношением с непосредственным руководителем 85,7%, 5% не удовлетворены отношениями с администрацией вуза.

Респонденты также удовлетворены инновационными введениями - 52%; деятельностью коллег, участвующими в реализации инновационных процессов - 90,4%; взаимодействием ответственных за инновации с исполнителями - 76,1%; информационной обеспеченностью инновационных процессов - 57,1%. Процент неудовлетворенных или затрудняющихся ответить на данные вопросы в пределах 5-13%.

Анализ удовлетворенности условиями для осуществления инновационных внедрений показал, что более удовлетворены условиями труда женщины 74% (мужчины 47%).

Выявление мнения по поводу удовлетворенности содержанием инновационных введений и их связью с имеющимися в вузе процессами показало, что более удовлетворены респонденты в возрасте 31-40 лет (75%), большую преемственность нового со старым видят преподаватели в возрасте 41-50 лет (83,4%), а также преподаватель старше 60 лет (100%).

На вопрос анкеты: «Отметьте, пожалуйста, в какой степени Вы удовлетворены результатами нововведений (в процентах)» были получены следующие данные. Большинство респондентов удовлетворены результатами на 70%. Определяя различия в удовлетворенности результатами нововведений у мужчин и женщин значимых отличий не установлено, но среди респондентов женщин 27% удовлетворены на 40% и это самый низкий показатель. Так же, установили, что более удовлетворены результатами преподаватели в возрасте 31-40 лет (75% респондентов).

Анализ ответов на вопрос «Насколько Вы удовлетворены дальнейшими перспективами нововведений?» показал, что большинство испытуемых удовлетворены частично - 76%, из них больше удовлетворены женщины (80%) чем мужчины (67%). Возрастных особенностей оценки данной ситуации не установлено.

Используемые методы исследования, а именно анкетирование, наблюдение, интервью, позволили сформулировать следующие выводы:

1. Педагоги высшей школы положительно относится к инновационным процессам и переходу на новые формы и методы работы.

2. Большую уверенность и высокий уровень удовлетворенности от работы в новых условиях придают отношения с коллегами (95,2%), отношения с непосредственным руководителем (85,7%), условия труда (52%), оценка труда (70%).

3. К условиям и факторам, мешающим адаптации и препятствующим эффективным действиям в инновационных условиях респонденты относят: низкий уровень ответственности и включенности руководителей (38%); необоснованные образовательные нововведения и высокие требования (42,9%); незначительное материальное стимулирование (38%), боязнь потерять работу (47,6%).

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

117

Рис. 1. Модель адаптации к инновационной деятельности

Психологическая готовность \

V к инновационной деятельности У

Поведенческий компонент: наличие командной работы, поддержка коллег

V_/

Однако, анализ интервью показал низкий уровень готовности преподавателей высшей школы и их слабую мотивацию на инициирование нововведений. Последствиями отсутствия психологической готовности к нововведениям может быть снижение эффективности труда, избегание творческой активности или увольнение.

Данное исследование согласуется с данными полученными рядом учёных, касающихся проблемы барьеров, препятствующих формированию готовности педагога к инновационной деятельности, а, следовательно, и последующей адаптации к ней. Так, Е.И. Пискарева в качестве таких барьеров выделяет педагогические (профессиональные): нежелание получать хорошие результаты труда, внедрять инновации в свою деятельность и отсутствие творческого начала. К психологическим барьерам автор относит отсутствие стремления к самосовершенствованию; отсутствие способности к рефлексии собственной деятельности; отсутствие интереса к педагогической инноватике. Социальные барьеры включают низкий уровень заработной платы; невнимание общества к образованию (быт, условия труда и др.); отсутствие условий для профессионального роста. Большинство из вышеперечисленных психологических барьеров лежит в области эмоционально-личностной сферы педагога [3].

Следовательно, подготовку педагога к инновациям следует осуществлять планомерно, соблюдая все психологические условия, учитывая ряд компонентов.

Вышеописанные результаты послужили основанием для разработки модели адаптации преподавателей высшей школы к инновациям (рис. 1).

На основании полученных результатов, нами предлагаются следующие общие рекомендации по совершенствованию системы адаптации педагогов высшей школы к инновационной деятельности:

- с целью повышения мотивации и личной удовлетворенности от участия в инновациях, два раза в год на заседании кафедры заслушивать отчеты преподавателей с последующим поощрением лучших;

- провести подготовку руководителей системы профессионального образования в области профессиональной мотивации и профессионального развития кадрового состава;

- использовать дифференциацию преподавательского состава по уровню и активности участия в инновационных процессах вуза.

Библиографический список

1. Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы и перспективы. - Ростов-н/Д., 1997. - 144 с.

2. Инновации в образовании / В. Слободчиков и др. // Учитель. - 2011. - № 3. - С. 18-22.

3. Пискарева И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности: дис. ... канд. пед. нук. - Кострома, 2000. - 150 с.

4. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М.: Политиздат, 1989. - 283 с.

5. Сластенин ВА., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 223 с.

118

Вестник КГУ ^ 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.