Научная статья на тему 'Проблема профессиональной адаптации выпускников медицинских колледжей и перспективы ее решения'

Проблема профессиональной адаптации выпускников медицинских колледжей и перспективы ее решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1115
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / PROFESSIONAL COMMUNICATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / PROFESSIONAL ABILITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / HEALTHCARE INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лаптиева Л.Н., Рублевская Е.И., Дивакова Т.С.

Одной из важнейших задач практического здравоохранения является качественное оказание медицинской помощи, которое за-висит от уровня профессиональной подготовки специалистов. Приступив к самостоятельной трудовой деятельности, молодые специалисты испытывают трудности в процессе профессиональной адаптации. Анализ проблем профессиональной адаптации медицинских работников со средним образованием показал, что большая часть этих проблем находится в сфере профессионального общения. Перспективное на-правление решения проблемы профессиональной адаптации выпускников – формирование умений профессионального общения учащихся еще при обучении в медицинском колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of professional adaptation of graduates of medical colleges and prospect of its decision

One of the most important problems of practical health care is high-quality rendering medical care which depends from a level of professional training of experts. Having started independent labor activity, young specialists are exposed to a number of difficulties in the course of professional adaptation. The analysis of problems of professional adaptation of medical workers with secondary education showed that the most part of these problems is in the sphere of professional communication. One of the perspective directions of a solution of the problem of professional adaptation of graduates of medical colleges is formation of skill of professional communication of pupils already during training in medical college.

Текст научной работы на тему «Проблема профессиональной адаптации выпускников медицинских колледжей и перспективы ее решения»

Проблема профессиональной адаптации выпускников медицинских колледжей и перспективы ее решения

Лаптиева Л.Н.1, Рублевская Е.И.2, Дивакова Т.С.3

1Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина, Беларусь

2Мозырский государственный медицинский колледж, Беларусь

3Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, Беларусь

Laptsiyeva L.N.1, Rubleuskaya K.I.2, Dzivakova TS.3

1Mozyr State Pedagogical University named after I.P. Shamyakin, Belarus

2Mozyr State Medical College, Belarus 3Vttebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, Belarus

Problem of professional adaptation of graduates of medical colleges and prospect of its decision

Резюме. Одной из важнейших задач практического здравоохранения является качественное оказание медицинской помощи, которое зависит от уровня профессиональной подготовки специалистов. Приступив к самостоятельной трудовой деятельности, молодые специалисты испытывают трудности в процессе профессиональной адаптации. Анализ проблем профессиональной адаптации медицинских работников со средним образованием показал, что большая часть этих проблем находится в сфере профессионального общения. Перспективное направление решения проблемы профессиональной адаптации выпускников - формирование умений профессионального общения учащихся еще при обучении в медицинском колледже.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, учреждения здравоохранения, профессиональное общение, профессиональные умения, профессиональная деятельность.

Медицинские новости. — 2013. — № 11. — С. 48-51. Summary. One of the most important problems of practical health care is high-quality rendering medical care which depends from a level of professional training of experts. Having started independent labor activity, young specialists are exposed to a number of difficulties in the course of professional adaptation. The analysis of problems of professional adaptation of medical workers with secondary education showed that the most part of these problems is in the sphere of professional communication. One of the perspective directions of a solution of the problem of professional adaptation of graduates of medical colleges is formation of skill of professional communication of pupils already during training in medical college. Keywords: professional adaptation, healthcare institutions, professional communication, professional abilities, professional activity. Meditsinskie novosti. - 2013. - N 11. - P. 48-51.

Качество оказания медицинской помощи зависит от уровня профессиональной подготовки специалистов. От профессионализма медицинских работников со средним специальным образованием во многом зависит качество медицинского обслуживания населения и в целом здоровье нации. Практическое здравоохранение предъявляет высокие требования к профессиональным и личностным качествам специалиста, так как сейчас важным становится не только результат медицинского обслуживания, но и содержание этого процесса. Эффективность деятельности специалиста в сфере здравоохранения в значительной степени определяется уровнем его профессиональных знаний и умений.

Ежегодно выпускники медицинских колледжей Беларуси пополняют ряды сотрудников учреждений здравоохранения (УЗ) республики. Приступив к самостоятельной трудовой деятельности, молодые специалисты испытывают ряд трудностей в процессе профессиональной адаптации, зачастую оказываясь перед выбо-

ром: работать далее по полученной специальности либо кардинально сменить сферу профессиональной деятельности. В итоге многие молодые специалисты, отработав по распределению положенное время, уходят из медицины. Этот факт имеет ряд негативных последствий:

- финансовые потери, обусловленные дополнительной подготовкой кадров для работы в УЗ республики;

- снижение качества обслуживания населения, поскольку не планирующие в дальнейшем оставаться в сфере системы здравоохранения молодые специалисты не повышают свой профессиональный уровень и просто «отрабатывают время»;

- частая смена медицинских работников в коллективе УЗ отрицательно сказывается на сплоченности коллектива, его функционировании и работоспособности.

Эти негативные явления ставят перед медицинскими колледжами задачу максимального приближения подготовки учащихся к требованиям практического здравоохранения, а также комплексного исследования и решения проблемы про-

фессиональной адаптации выпускников еще в период обучения. Актуальность рассматриваемой нами темы подтверждается многочисленным психолого-педагогическим исследованиям, проводимым в последние десятилетия в отечественном и зарубежном здравоохранении [1, 2, 4].

Настоящее исследование проведено на биологическом факультете Мозыр-ского государственного педагогического университета среди выпускников медицинских колледжей (231 чел.), работающих в разных типах УЗ республики и обучающихся заочно, со стажем работы от 3 месяцев до 8 лет. Исследование уровня сформированности профессиональных знаний и умений проведено у 68 учащихся выпускных групп Мозырского государственного медицинского колледжа медсестринского отделения (группы М-41, М-42 и М-43).

Использовались следующие методы: анкетирование, метод самооценки, опрос, анализ документов отдела кадров УЗ о зачислении, перемещении и уволь-

нении сотрудников, анализ программ подготовки медицинских работников со средним медицинским образованием, анализ литературы, статистический метод.

В целом адаптация представляет собой процесс и систему механизмов приспособления организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Понятие «профессиональная адаптация медицинского работника» можно рассматривать как процесс взаимодействия молодого специалиста и производственного коллектива УЗ, в котором ему предстоит работать. Это комплексное явление, отдельными компонентами которого выступают биологическая, производственная, психологическая и социально-коммуникативная адаптация. По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, профессиональная адаптация к самостоятельной трудовой деятельности зависит от уровня психологической готовности, соответствия реальных условий деятельности знаниям и умениям, полученным в процессе обучения [3, с.9].

Профессиональная адаптация медицинских работников к условиям производственной деятельности в УЗ является одним из важнейших компонентов в общей системе профессиональной подготовки специалиста, необходимым и конечным ее звеном. Она говорит о качестве профессиональной подготовки в медицинском колледже.

В ходе профессиональной адаптации медицинский работник приспосабливается к особенностям профессиональной деятельности, характеру, режиму и условиям труда на конкретном рабочем месте. Адаптация предусматривает личностное совершенствование, направленное в первую очередь на применение профессиональных знаний, навыков и умений, полученных при обучении в медицинском колледже, повышение квалификации применительно к той сфере деятельности, в которой предстоит работать.

В период самостоятельной профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения медики испытывают ряд проблем профессиональной адаптации. С целью выявления причин этих проблем и последующего их анализа нами были проведены предварительные мероприятия: опрос и беседы с медицинскими работниками со средним образованием и администрацией учреждений здравоохранения по интересующему нас вопросу. На основании полученных данных, собственного опыта работы в учреждениях здравоохранения и опыта проведения подобных исследований в других регио-

нах нами был определен перечень вопросов, которые, по нашему мнению, могли выявить причины возникающих проблем профессиональной адаптации медицинских работников. В исследовании приняли участие 231 человек - выпускники медицинских колледжей, работающие в разных типах УЗ республики и обучающиеся заочно на биологическом факультете Мозырского государственного педагогического университета со стажем работы от 3 месяцев до 8 лет.

Анализ профессиональной адаптации свидетельствует о том, что большинство проблем приходится на сферу профессионального общения. Так, на недостаток профессиональных умений в области коммуникации указали 27,3% респондентов (63 чел.), на проблемы во взаимопонимании и взаимодействии в системе УЗ 15,1% (35 чел.) и 14,7% (34 чел.) соответственно, недостаток умения действовать в нестандартных условиях - 13,4% (31 чел.) респондентов.

Исследование показало, что медицинские работники в достаточном объеме владеют профессиональными знаниями и операционной сферой деятельности (выполнение медицинских манипуляций), умеют действовать по стандарту. Недостаток своих профессиональных знаний отметили 9,5% (22 чел.) респондентов; проблемы, связанные с умением действовать в стандартных условиях - 3,6% (8 чел.).

Большинство медицинских работников устраивают условия и характер труда. На трудности профессиональной адаптации в связи с вхождением в новый коллектив в начале профессиональной деятельности и при переходе на новое место работы указали 7,3% (17 чел.) респондентов.

В беседе выяснилось, что определенные проблемы, возникающие в профессиональной деятельности медицинских работников, в большей степени связаны с возникновением различного рода конфликтов как в самом трудовом коллективе, так и с пациентами, их родственниками и другими участниками лечебно-оздоровительного процесса. Результатом этого является развитие стресса, разочарование в выбранной специальности, желание сменить работу или сферу профессиональной деятельности.

Студенты биологического факультета отмечают также недостаток знаний в психологии развития человека, особенностей взаимодействия с разновозрастными пациентами и их родственниками и другими категориями людей (пациентами разного социального статуса, типа темперамента, отношения к болезни и др.).

Профессиональная подготовка медицинских работников со средним образованием в Республике Беларусь осуществляется медицинскими колледжами согласно квалификационным характеристикам, в которых изложены основные требования, предъявляемые к специалисту: знания, умения, требования к личностной сфере, возможные виды деятельности. Анализ квалификационных характеристик, по которым ведется подготовка учащихся, позволяет выделить основные блоки, предусматривающие наличие профессиональных и личностных знаний и умений будущего специалиста в различных направлениях профессиональной деятельности:

а) знание анатомо-физиологических особенностей человека;

б) осуществление отдельных этапов сестринского процесса;

в) умение оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;

г) умение организовывать уход за пациентом;

д) владение коммуникативными умениями;

е) знание нормативной документации и др.

Анализ программ, по которым ведется подготовка медицинских работников со средним образованием, отражает определенный дисбаланс в специфике обучения и объеме приобретаемых знаний. Так, основной объем часовой нагрузки (45,2%) при обучении учащихся медсестринского отделения отводится на изучение общемедицинских (анатомия, фармакология, физиология и др.) и специальных (терапия, педиатрия, хирургия, акушерство и др.) дисциплин. Большое внимание (51,7%) уделяется формированию операционной сферы деятельности (выполнение манипуляций по уходу и оказанию неотложной помощи по стандарту) и закреплению полученных знаний и умений на практических занятиях, проходящих в разных типах УЗ и в ходе учебных и преддипломных практик. Лишь 3,1% от общего объема часовой нагрузки приходится на предметы, в ходе которых формируются коммуникативные знания и умения, умения взаимодействия и взаимопонимания в системе УЗ. Таким образом, одним из недостатков в подготовке специалистов со средним образованием для учреждений образования является недостаточное внимание, которое уделяется вопросам формирования профессионального общения (коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны).

Нами проведено исследование уровня сформированности профессиональ-

№11 • 2013

медицинские новости |49

Таблиц^ Самооценка сформированности профессиональных знаний и умений учащимися медсестринского отделения медицинского колледжа

Исследуемые категории Уровень сформированности профессиональных знаний и умений, п=68 (100%)

высокий средний низкий

1. Профессиональные знания в области общемедицинских дисциплин 17 (25,0%) 46 (67,6%) 5 (7,4%)

2. Профессиональные знания в области специальных дисциплин 17 (25,0%) 47 (69,1%) 4 (5,9%)

3. Сформированность профессиональных умений:

а) операционная сфера 27 (39,7%) 36 (52,9%) 5 (7,4%)

б) коммуникация 22 (32,3%) 41 (60,3%) 5 (7,4%)

в) взаимодействие в системе УЗ 20 (29,4%) 43 (63,2%) 5 (7,4%)

г) взаимопонимание в системе УЗ 19 (27,9%) 42 (61,8%) 7 (10,3%)

4. Умение действовать в стандартных условиях 19 (27,9%) 45 (66,2%) 4 (5,9%)

5. Умение действовать в нестандартных условиях 6 (8,8%) 49 (72,1%) 13 (19,1%)

ных знаний и умений учащихся выпускных групп колледжа - молодых людей, которые в ближайшее время пополнят ряды работников учреждений здравоохранения. Применялся метод самооценки. Учащимся медсестринского отделения (группы М-41, М-42 и М-43) УО «Мозырский государственный медицинский колледж» было предложено оценить собственные профессиональные знания и умения в баллах от 0 до 3 следующим образом: 0 баллов - отсутствие профессиональных знаний и умений; 1 балл - уровень профессиональных знаний и умений низкий; 2 балла - средний; 3 балла - высокий. Результаты проведенного исследования приведены в таблице.

Показатель «0 баллов» при самооценке не указал никто из респондентов. Низкий балл самооценки во всех исследуемых категориях отмечен в небольшом количестве - от 5,9 до 7,4%. Наибольшие проблемы (низкий уровень сформирован-ности) учащиеся отмечали в категориях «умение действовать в нестандартных условиях» (19,1%) и «взаимопонимание в системе УЗ» (10,3%).

Учащиеся выпускных групп колледжа высоко оценили свои профессиональные знания и умения в операционной сфере деятельности: «выполнение манипуляций» - 39,7%, «коммуникации» - 32,3%, «взаимодействие в системе УЗ» - 29,4% учащихся.

От 52,9 до 72,1% респондентов отмечали средний уровень сформиро-ванности профессиональных знаний и умений по всем исследуемых категориям. Однако учащиеся считали, что

им предстоит многому научиться в ходе самостоятельной профессиональной деятельности.

Сравнительный анализ проблем профессиональной адаптации медицинских работников со средним образованием и уровня самооценки сформированно-сти профессиональных знаний и умений учащимися медицинского колледжа позволил сделать вывод, что у них в достаточной степени сформированы профессиональные знания и умения в операционной сфере деятельности и в сфере действий по стандарту. При оценке умений в области профессионального общения (коммуникация, взаимодействие и взаимопонимание в системе УЗ) у респондентов двух исследуемых категорий отмечены существенные расхождения. Медицинские работники, работающие в различных сферах практического здравоохранения, указывают на недостаточный уровень владения этими умениями, а учащиеся медицинского колледжа считают себя подготовленными к разным аспектам профессионального общения.

Анализ проблем профессиональной адаптации медицинских работников со средним образованием и учащихся выпускных групп медицинского колледжа показал, что большая часть вышеуказанных проблем находится в сфере профессионального общения, что позволяет наметить систему мероприятий по их устранению еще в период обучения учащихся в медицинском колледже.

На наш взгляд, пересмотра требует весь процесс подготовки медицинских работников в сфере профессионального общения, причем первоочередного вни-

мания требует работа по следующим направлениям:

1. На данный момент в центр внимания сестринского дела поставлен не человек с его потребностями, а его болезнь. Следовательно, необходим переход от субъект-объектного типа отношений к пациенту к субъект-субъектному.

2. В процессе профессиональной подготовки у медицинских сестер формируется установка на лечение с помощью манипуляций, без выделения значимости общения с пациентом в будущей профессиональной деятельности, учета его личностных качеств. Для устранения этих пробелов необходимо изменение программ подготовки, введение занятий, предусматривающих после первичной отработки на доклинических практиках адресное выполнение манипуляций конкретному пациенту, имеющему определенный возраст, пол, социальную принадлежность и другие характеристики.

3. Изменения требует стиль мышления большинства преподавателей, осуществляющих подготовку учащихся (штатных преподавателей медицинского колледжа и совместителей), понимание ими важности формирования умений профессионального общения для успешной профессиональной деятельности и адаптации выпускников колледжей в УЗ.

4. Коррекции требуют также программы учебных и производственных практик: должны быть предусмотрены вопросы, направленные на изучение и закрепление компонентов профессионального общения с разными категориями пациентов при прохождении практики в разных типах УЗ.

5. Одним из направлений профессиональной деятельности медицинских

работников является педагогическая деятельность, поскольку часто им приходится обучать пациентов и их родственников элементам самоухода. Поэтому одной из задач педагогического коллектива колледжа должно быть обучение организации совместной деятельности медицинской сестры с пациентом и его родственниками.

6. Устранению пробелов в профессиональном общении выпускников медицинских колледжей способствует разработка диагностики сформированности умений профессионального общения, прослеживание их динамики, и при необходимости введение соответствующих факультативных курсов.

Использование такого комплексного подхода в процессе профессиональной подготовки учащихся медицинских колледжей поможет эффективно решить проблемные вопросы в сфере профессиональной адаптации выпускников при самостоятельной трудовой деятельности в УЗ.

Выводы:

1. Выпускники медицинских колледжей, приступившие к самостоятельной трудовой деятельности, испытывают ряд

проблем в сфере профессиональной адаптации, что является причиной неудовлетворенности выбранной профессией.

2. Анализ проблем профессиональной адаптации медицинских работников со средним образованием показал, что большая часть этих проблем находится в сфере профессионального общения, на что указало более половины респондентов (57,1%).

3. Анализ программ, по которым ведется подготовка медицинских работников со средним образованием, позволил установить, что вопросам профессионального общения отводится недостаточное количество часов (3,1%).

4. Медицинские работники со средним образованием и учащиеся выпускных групп медицинского колледжа отмечали идентично высокий уровень сформиро-ванности собственных профессиональных знаний, умений в операционной сфере и в сфере действий по стандарту, но по-разному оценивали умения в сфере профессионального общения.

5. Одним из перспективных направлений решения проблемы профессиональной адаптации выпускников медицинских

колледжей является формирование умений профессионального общения учащихся уже при обучении в медицинском колледже, что требует коренной перестройки всего процесса обучения.

Владение выпускниками умениями профессионального общения принесет личную удовлетворенность, уверенность в себе, обеспечит желание работать по полученной специальности и успешную профессиональную адаптацию специалиста в учреждении здравоохранения.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Сманцер, А. П. // Адаптация к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема: методологические основания, пути и способы решения: м-лы междунар. науч.-практ. конф., Барановичи, 3-4 мая 2001 г. - Барановичи: БГВПК, 2001. - Ч. 1. - С.48-54.

2. Ясько Б.А. Психология медицинского труда: личность врача в процессе профессионализации: дис. ...д-ра психол. наук. - Краснодар, 2004. - 458 с.

3. Дьяченко М.И., КандыбовичЛ.А. Психология высшей школы. - Минск: БГУ 1981. - 381 с.

4. Jakubowiak W. Leadership in nursing. In: Leading nurses in health care markets. - London, Royal College of Nursing, 1993.

Поступила 30.04.2013 г.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ДИНАМИКУ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ

Рассматриваются критерии, позволяющие оценить экономические потери от заболеваемости населения. Методология предполагает оценку потерь здоровой жизни населения за счет несмертельных последствий болезней и оценку степени и последствий влияния модернизации на основные показатели состояния здоровья населения. Были проанализированы динамические ряды интенсивных показателей заболеваемости населения, рассчитанных на 100 тыс. населения. С целью вычленения факторов, имеющих определяющее (наибольшее) влияние на показатели общей заболеваемости, был проведен факторный анализ, в результате которого показатели были разделены на 3 группы, для которых были рассчитаны уравнения множественной регрессии. Отобранные показатели позволили сформировать критерии оценки модернизации здравоохранения, отражающие структурные преобразования системы, ход, финансирование и результаты дополнительной диспансеризации, оснащенность медицинской аппаратурой и её износ. Выявлено и доказано, что модернизация здравоохранения влияет на показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ) и соответственно дней с ВУТ. При этом существенное влияние оказывают те критерии модернизации, которые характеризуют изменение системы финансирования учреждений, оплаты труда медработников и медицинской помощи, а также характеризуют материально-техническое оснащение учреждений здравоохранения и связанное с ним увеличение числа диагностических исследований и мероприятий, направленных на выявление заболеваний, реализованных при проведении дополнительной диспансеризации населения.

Стародубов В.И., Сон И.М., Леонов С.А., Погонин А.В. // Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 5. - С. 6-17.

- ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

ГРЯДЕТ НОВАЯ ЭПОХА В РАЗВИТИИ МЕДИЦИНЫ

В предчувствии новой индустриальной революции все большее внимание привлекают различные прогнозы, которые дают эксперты, занимающиеся научно-технологическим мониторингом и консультирующие инвесторов, отбирающих наукоемкие разработки с высоким потенциалом индустриализации. Примечательно, что во всех этих прогнозах на первом месте в рейтинге технологий, меняющих мир, идут технологии биомедицины. Так, согласно мнению Грега Хоровитта и Виктора Хвана, опубликовавших в начале 2013 года книгу «Тропический лес. Секрет создания следующей Силиконовой долины», внимания инвесторов заслуживают в первую очередь технологии слияния мобильных устройств и медицинской техники, технологии очистки воды до питьевых стандартов, технологии в области здравоохранения, пищевые технологии и безопасность еды, хранение энергии и накопители энергии, агротех-нологии и биотехнологии. В конце февраля 2013 года в России стартовал проект «Окно в Долину», который открывает серию круглых столов с Бостоном. Темой первой встречи было обсуждение перспективных направлений для технологического бизнеса в медицине. Ведущим круглого стола стал Николай Васильев, выпускник Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, бывший сотрудник НУ сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, а ныне Instructor in Surgery Harvard Medical School. Эксперт выделил четыре условных направления таких технологий: минимально инвазивные вмешательства, органзамещение, децентрализация медицинской помощи, ранняя диагностика.

Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 4. - C. 70-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.