Научная статья на тему 'Т. И. Ибрагимов анализ содержания понятия «Готовность к профессионально-педагогическому действию» в современном психолого-педагогическом знании'

Т. И. Ибрагимов анализ содержания понятия «Готовность к профессионально-педагогическому действию» в современном психолого-педагогическом знании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимов Тимур Ибрагимович

В статье раскрываются концептуальные основы понятия «готовность будущего специалиста к профессионально педагогической деятельности». Показана значимость реализации формирования готовности специалистов с позиций формирования у них основ критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибрагимов Тимур Ибрагимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Т. И. Ибрагимов анализ содержания понятия «Готовность к профессионально-педагогическому действию» в современном психолого-педагогическом знании»

3. Белых И.Л. Формирование мотивации учения студентов в процессе профессионально ориентированного дополнительного изучения иностранного языка: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 198 с.

4. КирьяковаА.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург: Юж. Урал, 1996. - 222 с.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Прогресс, 1998. - 200 с.

6. Морозов А.В. Формирование креативности преподавателя вуза в системе непрерывного об-

разования: Дис. ... канд. пед. наук. - М.: РГБ, 2005. - 200 с.

7. Полякова А.А. // Вестник ОГУ - 2000. - Т. 1. -№4. - С. 16-21.

8. Сахарова Н.С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета. - М.: Творческий центр «Сфера», 2003. - 206 с.

9. Халю шова Г. А. Креативные умения как фактор становления и развития ценностных ориентаций студентов университета // Перспектива. Сб. статей. - №4. - Оренбург: Из-во ГОУ ОГУ, 2004. -С. 124-134.

Т.И. Ибрагимов

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ДЕЙСТВИЮ»

В СОВРЕМЕННОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ

В статье раскрываются концептуальные основы понятия «готовность будущего специалиста к профессионально — педагогической деятельности». Показана значимость реализации формирования готовности специалистов с позиций формирования у них основ критического мышления.

Социально-экономические условия современного общества предъявляют к будущему специалисту высокие требования в плане его профессиональной компетентности и квалификации. Как следствие, ответом вузовского образования на эти требования должно стать формирование у студента готовности к осуществлению творческого, критически осмысленного, активного и продуктивного профессионального действия. Разработке понятия «готовность к профессионально-педагогическому действию» в современной психолого-педагоги-ческой мысли посвящены труды многих известных исследователей. Проанализируем наиболее интересные работы, посвященные данной проблематике, выясним, какие содержательные компоненты включены в него и раскроем основную сущность указанного понятия.

Толкование этого слова в психолого-педаго-гическом аспекте позволяет понимать его как состояние, при котором личность готова перейти к новой сфере жизнедеятельности, к новому этапу жизни (в широком смысле) или к освоению новой для нее деятельности (в узком смысле слова).

В работах Л.И. Божович, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Рубинштейна и др. по формированию готовности личности к профес-

сиональной деятельности отмечается, что специальная подготовка создает условия для успешного выполнения любого вида деятельности.

Таким образом, готовность представляется как динамическое образование, движущееся от общего к частному, и в то же время, помогающее через решение частных задач в области готовности к определенной профессиональной деятельности решить основную задачу педагогики: обучение, воспитание и развитие.

В наиболее общем виде готовность личности, по мнению Н.В. Бордовской, А.А. Реана, сводится к обладанию ею такими качествами как:

1) интеллект;

2) эмоциональность;

3) устойчивость к стрессам;

4) уверенность в себе и приятия себя;

5) позитивное отношение к миру и приятие других;

6) самостоятельность, автономность;

7) мотивация самоактуализации, самосовершенствования и их развитие.

Конкретизируя данное толкование понятия «готовность», ряд авторов выделяют психологическую и практическую готовность (Ю.К. Васильев), социальную (Б.Г Ананьев), психическую (Б.Ф. Ломов, Д.Н. Узнадзе), готовность к умственной и физической деятельности (Ю.К. Бабанский), готовность, свя-

© Т.И. Ибрагимов, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

371

занную с формированием коммуникативных умений (А.А. Деркач, А.А. Реан), готовность к воинскому труду (А.В. Барабанщиков) и т.д.

М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко раскрывают теоретические основы профессиональной готовности, включающие овладение знаниями, умениями и навыками в соответствии с профессиональной деятельностью.

Несмотря на различия в толковании понятия «готовность», большинство авторов придерживается мнения, что это особое психологическое состояние, которое трактуется как целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение.

Е.Г Речицкая и Е.В. Пархалина, анализируя понятие готовности, указывают на то, что это явление многоаспектное, включающее не только психические, но и соответствующие психологические, физиологические, физические характеристики.

Готовность как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, активное состояние личности, обеспечивающее ее самореализацию в подготовке и решении определенных задач на основе собственного опыта, определена Ю.К. Васильевым, Т.В. Лавриковой. Готовность, по их мнению, первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности, в том числе и педагогической.

Одним из основных качеств, определяющих понятие «личностная готовность», по мнению Л.И. Божович, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, является «ведущая деятельность». Смена ведущего типа деятельности приводит к переходу на новый уровень самосознания, становлению внутренней позиции личности.

Зарубежные исследователи Г Гетцер, А. Кери, С. Штребел и др. выделяют три аспекта готовности к обучению: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. К умственной области авторы относят способность к дифференцированному восприятию, аналитическому мышлению, произвольному вниманию и т.п. Эмоциональная зрелость ими определяется наличием эмоциональной устойчивости и отсутствием импульсивности. Социальную зрелость они связывают с потребностью в общении, со способностью взять на себя социальную роль, необходимую в ситуации вузовского обучения.

Кроме того, многие зарубежные авторы, исследуя готовность личности к профессиональной деятельности, исходят из индивидуальных особенностей, врожденных задатков, не зависящих от внешних условий и воспитания, что, по их мнению, существенно влияет на ее состояние.

Научные исследования Л.А. Венгер, П.Я. Гальперина, Н.И. Гуткиной и др. посвящены проблеме психологической готовности к обучению. Ими выдвинуты различные критерии определения готовности личности к обучению, основными из которых считаются:

- формирование определенных умений и навыков, необходимых для обучения;

- личностная готовность;

- интеллектуальная готовность;

- мотивационная готовность;

- эмоционально-волевая готовность;

- коммуникативная готовность.

Е.Г. Речицкая и Е.В. Пархалина, исследуя готовность к обучению, указывают на близость этого понятия к понятию «зрелость». Под ним авторы понимают определенный уровень многофункционального и психофизиологического развития организма обучаемого, при котором он может воспринимать определенную сумму знаний и умений.

Авторы Д.Н. Узнадзе и Б.Д. Парыгин связывают понятие «готовность» с понятием «установка». Установка понимается ими как состояние, которое предшествует той или иной деятельности и определяет ее осуществление.

В работах К.М. Дурай-Новиковой освещена профессиональная готовность учителя. Автор полагает, что она является регулятором педагогической деятельности, предпосылкой ее эффективности. Ею выделены основные качества готовности будущего учителя к профессиональной деятельности, такие как: положительное отношение к профессии, черты характера, способности, знания, навыки, умения, профессионально-важные качества.

По мнению Е.К. Верхотовой, педагогическая готовность - это запас знаний, умений и навыков, имеющийся у личности к моменту вхождения в новую деятельность.

Значительные исследования в области готовности к профессиональной деятельности проведены В. А. Сластениным, И. Ф. Исаевым, Е.Н. Шажновым. По их мнению, профессиональная готовность к педагогической деятельности оп-

ределяется как совокупность профессионально обусловленных требований к учителю. Они полагают, что выполнение профессиональных функций требует эмоциональной устойчивости, педагогического такта и выдержки, педагогического мышления, позволяющего проводить анализ собственной деятельности. Они выделяют с одной стороны психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, с другой -научно-теоретическую и практическую как основу профессионализма.

Содержание профессиональной готовности объединено ими в три основных комплекса (про-фессиограммы): общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по специальности.

В.А. Крутецкий обосновывает профессиог-рамму наличием педагогических способностей, таких как дидактические, академические, коммуникативные, воображение, способность к распределению внимания.

В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др. считают, что необходимым условием готовности к профессиональной деятельности является профессиональная подготовка как результат овладения педагогическими знаниями, умениями и навыками, свойствами и способностями личности, необходимыми для выполнения профессиональных функций.

Л.Ф. Гайсина, изучая проблему качества личности студентов как будущих учителей, пришла к выводу о необходимости формирования у студентов готовности к развитию познавательных интересов. Исследуемую готовность она определила как целостную структурированную систему деятельности по развитию познавательных интересов учащихся, которая обеспечивается необходимыми качествами личности.

Таким образом, обобщая изложенный материал, готовность к педагогической деятельности можно определить как целостное личностное образование, детерминированное совокупностью социальных, психологических, профессиональных требований к подготовке будущих учителей и соединяющее в себе мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-деятельностный компоненты.

Исходя из этого, говоря о готовности к педагогической деятельности, мы с одной стороны учитываем аспекты готовности, имеющие спе-

циальный характер, с другой - общепрофессиональный. Общая профессиональная готовность к выполнению педагогической деятельности определяется многими авторами как состояние, другими как качество личности. Готовность представляется нам как психологическая и педагогическая предпосылка эффективной деятельности.

Формирование состояния готовности к педагогической деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей, мотивов и способностей или осознания человеком поставленной перед ним задачи. После этого возникает необходимость разработки плана, модели, схемы, необходимых для выполнения нужных действий.

Затем наступает этап воплощения сформировавшейся готовности через предметные действия, определенные средства и способы деятельности. Человек анализирует ход выполнения работы, сравнивает ее промежуточные результаты с намеченной целью, вносит изменения.

Существенное влияние на возникновение и развитие замысла, анализ ситуации, решение поставленной задачи оказывает доминирующий мотив, который обеспечивает необходимую длительность и направленность активности.

А.И. Щербаков и другие ученые заметили, что готовность к определенной деятельности - достаточно сложное образование, ввиду того, что она связана с различными характеристиками психологической активности личности и вне этих связей теряет свое содержание. Именно поэтому на каждом этапе состояние профессиональной готовности личности следует понимать как сложное образование, между компонентами которого происходят постоянный обмен и взаимопроникновение на основе проявляемой активности личности.

Как отмечает Б.Г. Ананьев, слагаемые готовности к деятельности подразделяются на две группы: неспецифические (общие) и специфические (узкопрофессиональные).

Неспецифические слагаемые готовности характеризуются активным применением средств и способов, общих для решения таких задач, как поддержание внутреннего равновесия, для мобилизации человеком своего опыта, чувств, воли. В этом проявляется важное условие общей активности и целостности личности.

Специфические, или специальные, слагаемые готовности выражаются в особо профессиональном развитии качеств и свойств личности, таких, как направленность, способность, характер, уро-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

373

вень притязаний и т.п. и их актуализации, связанной с условиями и требованиями времени. Последние могут оказать существенно ограничивающее влияние на деятельность из-за того, что состояние готовности не может быть автоматически перенесено в любую новую ситуацию и актуализировано в ней.

К числу внешних и внутренних условий, также влияющих на готовность, можно отнести содержание задач и объективную и субъективную трудность, новизну, творческий характер выполняемой деятельности, особенности ее стимулирования, результат и оценку вероятности его достижения, уровень мотивации, умение контролировать уровень собственного состояния готовности, создание оптимальных внутренних и внешних условий для предстоящей деятельности.

На практике это проявляется в настройке личности, занимающейся профессиональной деятельностью, на определенное поведение, на совершение действий, необходимых для достижения поставленной цели; в подготовке материальной базы для выполнения задачи, в создании условий для достижения цели, в устранении недостатка информации, выполнении упражнений, проведении тренировок, оценке возможных вариантов развития события и т.п.

С началом практических действий профессионал внимательно следит за изменением ситуации, оценивает адекватность своих действий в соответствии с выбранными критериями, стремится выбрать оптимальные условия и средства, ведущие к достижению цели.

Рассмотрение психолого-педагогических характеристик готовности студентов к педагогической деятельности дает возможность перейти к сущностной характеристике готовности студентов к развитию критического мышления школьников, как составляющей исходной общей готов-

ности, и может быть представлена в рамках описания модели соответствующей подготовки, что выходит за рамки данной статьи.

Таким образом, результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что профессиональная подготовка студентов строится на многообразии подходов к ее рассмотрению. Она включает в себя цель, содержание, реализацию различных видов подготовки, предполагает получение определенного результата.

Представленные теоретические позиции о сущности готовности студентов к профессионально-педагогическому действию в современном образовательном пространстве вуза будут положены в качестве основы для рассмотрения процесса формирования готовности студентов к развитию критического мышления школьников и построения модели этого процесса.

В этом случае результат процесса формирования готовности будет направлен на достижение студентами высокого уровня компетентности в вопросах развития критического мышления школьников.

Библиографический список

1. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психол. наука в СССР: В 2 т. - М., 1959. - Т. 1. - 187 с.

2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: АН СССР, 1957.

3. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Ре-ан, И.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.; М.: Питер, 2001. - 432 с.

4. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Ша-жонов. 3-е изд. - М.: Школа Пресс. - 2000. - 512 с.

5. Гайсина Л.Ф. Готовность студентов вуза к общению в мультимедийной среде и ее формирование. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ 2004. - 113 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.