Завьялов А.В.
Актуальные вопросы государственного регулирования социальной адаптации мигрантов
Завьялов Андрей Владимирович — старший преподаватель, кафедра социальной психологии и гуманитарных наук, Иркутский государственный медицинский университет; выпускник аспирантуры, Институт социальных наук Иркутского государственного университета, Иркутск, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код в РИНЦ: 6438-8469
Аннотация
В статье рассматриваются процессы социальной адаптации мигрантов через призму миграционной политики постсоветской России, анализируются трансформации миграционной политики и их косвенное влияние на социальную адаптацию мигрантов вследствие отсутствия прямых механизмов регулирования социальной адаптации мигрантов, а также описываются миграционная политика России в 1990-х-начале 2000-х и ее влияние на социальную адаптацию мигрантов, отличавшаяся по тем временам невиданной либеральностью, которой на смену в начале 2000-х пришла политика запретительная — жесткая регламентация нахождения и легализации иностранцев. Позитивным фактором трансформации миграционной политики можно считать Государственную программу переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ставшую первой в России программой привлечения желающих закрепиться в стране, поскольку она предусматривает целый комплекс мер экономической адаптации мигрантов. Между тем социальная адаптация мигрантов остается проблемным звеном процесса адаптации из-за относительно высокого уровня мигрантофобии в обществе и ряда нерешенных проблем. Среди проблем современной миграционной политики России автор рассматривает т.н. «догоняющую» модель, когда государство реагирует на уже происходящую ситуацию, а не предупреждает ее заранее; также не способствует быстрой адаптации большое количество различных запретительных мер. Миграционная политика России в области регулирования процессов социальной адаптации мигрантов требует существенных корректив с целью упрощения последней. В заключительной части статьи обсуждается ряд мер, которые могли бы поспособствовать ускорению и сглаживанию процессов социальной адаптации мигрантов (противодействие нелегальной иммиграции, изменение системы квотирования, региональные варианты миграционной политики, содействие высокообразованным иммигрантам, группы русского языка для детей мигрантов, развитие информационной базы для мигрантов, защита прав мигрантов, создание условий невыгодности налогового укрывательства, медицинское страхование, работа с национальными культурными организациями, работа с журналистским сообществом и т.д.). На основе анализа делается вывод о том, что изменение миграционной политики России, в особенности в области социальной адаптации мигрантов, будет способствовать дальнейшему углублению анализа системы социологического осмысления процессов социальной адаптации мигрантов, а также управления адаптационными процессами мигрантов в принимающем обществе, а значит сделает процессы социальной адаптации мигрантов более гладкими, гибкими и стабильными и повысит уровень взаимодействия принимающего общества и мигрантов.
Ключевые слова
Социальная адаптация мигрантов, миграционная политика, мигранты, соотечественники, государственное регулирование миграционных процессов.
Социальная адаптация мигрантов как социальный процесс регулируется не только межличностными и межгрупповыми взаимоотношениями между принимающим обществом (местными жителями) и мигрантами, но также и государственными
структурами, проводимой государственной политикой в области миграции. От проводимых государством мер по регулированию миграционной политики, от принимаемых законов, «правил игры» зависит гладкость протекаемых процессов социального взаимодействия и включения мигрантов в жизнь принимающего общества, общественные настроения. Опыт регулирования процессов социальной адаптации мигрантов постсоветской России является интересным, так как государство напрямую редко разрабатывает и применяет инструменты прямого регулирования социальной адаптации мигрантов. Российское государство, как правило, реагирует на возникающие вызовы в миграционной политике и миграционных процессах, регулируя процессы социальной адаптации мигрантов косвенно (а не напрямую) посредством принятия каких-либо мер, корректирующих те или иные аспекты жизни мигрантов.
Целью данной статьи являются анализ и оценка государственного регулирования социальной адаптации мигрантов, а также влияние государственной миграционной политики на процессы социальной адаптации мигрантов. Социальная адаптация мигрантов понимается как сложный, порой противоречивый процесс вхождения мигрантов в новое социальное, культурное, политическое, экономическое пространства1. Вместе с тем социальная адаптация мигрантов — это системно-организованный, целостный, дифференцированный и интегративный процесс, который способствует установлению соответствия мигранта с внешним социокультурным пространством путем гармонизации его отношений с ним при достижении внешнего и внутреннего состояния равновесия2. Рассмотрим изменения миграционной политики постсоветской России и некоторые аспекты социальной адаптации мигрантов более подробно.
Миграционная политика России в 1990-х—начале 2000-х и ее влияние на социальную адаптацию мигрантов
Первые годы после распада СССР Россия имела, по меркам того времени, очень мягкое миграционное законодательство, для истории России невиданно либеральное, согласно которому практиковался подход jus soli, то есть гражданство России предоставлялось всем лицам, зарегистрированным на территории РФ по состоянию на 6 февраля 1992 года с отсрочкой на один год. Бывшим гражданам Советского Союза, не зарегистрированным на территории России, было позволено
1 Адаптация. Толкование термина с точки зрения различных дисциплин // Академик [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/84 (дата обращения: 16.09.2018).
2 Жукова И.А. Социальная адаптация мигрантов в социокультурном пространстве региона: дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. С. 11, 30-31.
получить гражданство в упрощенном (декларативном) порядке, заявив о своем желании в соответствующие органы. Было также разрешено свободное перемещение по всей территории страны без каких-либо ограничений (за исключением закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО)). Натурализация проходила очень быстрыми темпами, и по причине того, что процедурой натурализации заведовали местные и центральные органы власти, посольства и консульства заграницей, точную и всеобъемлющую статистику о количестве переехавших в Россию из бывших союзных республик получить достаточно сложно. Согласно приблизительным данным, порядка 7,4 млн человек было натурализовано в период с 1991 по 2009 годы, в среднем по полмиллиона человек в год, из них почти 99% — выходцы из бывших союзных республик, среди стран вне СССР лидировал Афганистан с 10 тысячами натурализованных3. Стоит также отметить, что, несмотря на беспокойство общественности по поводу так называемой «китайской угрозы», за указанный период было натурализовано лишь около 1500 граждан Китая4. Таким образом, переселившимся в Россию из других союзных республик до 6 февраля 1992 года были предоставлены те же права и социальные гарантии, что и родившимся на территории России, т.е. они были сразу же включены в социальную структуру российского общества несмотря на свое происхождение и сроки пребывания. С 1993 по 2001 год действовал также закон, регламентировавший пребывание «вынужденных мигрантов», которым предоставлялось медицинское обслуживание, пенсии и другие формы обеспечения наряду с гражданами России, что также способствовало их быстрой адаптации и интеграции5.
В результате развала Советского Союза многие люди оказались в новых странах, не совпадавших с их происхождением, идентичностью, чувством принадлежности6. Бывшие граждане СССР, жившие вне России, могли натурализоваться в России, даже не приезжая в страну7. Миграционная политика
3 Lohr E. Russian Citizenship: Modernization and Population Policy in Historical Perspective // Problems of Post-Communism. 2013. Vol. 60. No. 6. P. 3-15.
4 Забияко А.П. Статистические показатели китайского присутствия в Амурской области. Аккультурация мигрантов: перспектива формирования маргинальных этнических групп и культур // «Мост через Амур». Внешние миграции и мигранты в Сибири и на Дальнем Востоке: Сборник материалов межд. исследовательского / под ред. В.И. Дятлова. М., Иркутск: Наталис, 2004. С. 75-82.
5 Light M. Regional Migration Policies in Post-Soviet Russia: from Pervasive Control to Insecure Freedom: Ph.D. thesis. Yale University, 2006. P. 92.
6 Полюшкевич О.А. Территориальная идентичность мигрантов в принимающем обществе // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия. Материалы Международной научно-практической конференции в рамках III Всероссийского научного форума «Наука будущего — наука молодых» / под ред. З.Х. Саралиевой. 2017. С. 527-531.
7 Barrington L., Herron E.S., Silver B.D. The Motherland Is Calling: View of Homeland Among Russians in the Near Abroad // World Politics 55. 2003. No. 2. P. 290-313.
России и большинства бывших союзных республик (кроме Латвии и Эстонии) помогла решить проблему безгражданства достаточно быстро. Вместе с тем это породило другую проблему — немалое количество граждан России живут вне ее границ. Это побудило множество конфликтов на различных уровнях в Эстонии, Латвии, Грузии, Молдове8.
В 2000 году закончилось действие закона, согласно которому гражданство РФ предоставлялось бывшим гражданам Советского Союза по упрощенной процедуре. С 2002 года к ним применяется тот же подход, что и к прочим иностранцам, желающим натурализоваться: документальное подтверждение владения русским языком, достаточные средства для проживания, отказ от иных гражданств, получение постоянного вида на жительство9. Считается, что одной из целей данного закона было ограничение в натурализации для граждан стран Средней Азии и Закавказья, рассчитывавших на получение определенных материальных благ, а также снижение демографической нагрузки из данных регионов10. Эти ограничения серьезно повлияли на количество натурализующихся: если в период с 1992 по 2001 каждый год натурализовалось более 400 тыс. человек в год, то в 2003 эта цифра упала в 10 раз, до 40 тыс. Однако вместе с тем, после внесения изменений в миграционное законодательство, количество натурализовавшихся стабилизировалось: были приняты меры по смягчению требований натурализации для граждан бывшего СССР, их родственников, беженцев, для людей, родившихся на территории России в советский период, солдат, выпускников российских вузов и людей с выдающимся научным и техническим потенциалом11. Однако дать точную оценку этнической структуре мигрантов сложно, несмотря на то что до 2007 года Росстат собирал данные об этническом происхождении мигрантов. Известно, что в 1993-2000 доля русских в иммиграционном потоке равнялась 61%, а к 2007 году упала до 33%. После 2007 года такие данные больше не собираются, в связи с чем отсутствует понимание этнической структуры иммигрантов, так как учитывается только их гражданство12.
8 Ziemele I. State Continuity and Nationality: The Baltic States and Russia: Past, Present and Future as Defined by International Law. Leiden: Martinus Nijhoff Publishers (Brill Publishers), 2005. P. 177-188.
9 Shevel O. The Politics of Citizenship Policy in New States // Comparative Politics. 2009. Vol. 41. No. 3. P. 273-291.
10 Ганнушкина С.А. О положении иностранных граждан в России после изменения законодательства в области гражданства и правового положения иностранных граждан. Возможности легализации // Приобретение гражданства РФ и легализация иностранных граждан в России: материалы семинара «Миграция и право». М.: «Р.Валент», 2005. С. 6-18.
11 Shevel O. The Politics of Citizenship Policy in New States // Comparative Politics. 2009. Vol. 41. No. 3. P. 273-291.
12 Рязанцев С.В. О языковой интеграции мигрантов как новом ориентире миграционной политики России // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 25-29.
Программа переселения соотечественников в Россию и особенности ее влияния на социальную адаптацию мигрантов
В 2007 году вступила в силу Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом13, дающая возможность натурализоваться по упрощенной процедуре и получить государственную поддержку на переселение. Новая миграционная политика, ознаменовавшаяся вступлением в силу данной Программы, рассматривает мигрантов-соотечественников как важный демографический и трудовой ресурс и обозначила важность репатриации соотечественников в Россию. Та часть русскоязычного населения, которая добровольно не интегрировалась в общества постсоветских государств, стала важным объектом миграционной политики России. Странами-донорами в основном являются все те же бывшие союзные республики14. Стоит отметить, что меры поддержки, принятые в рамках Программы, являются в первую очередь мерами экономической адаптации.
Эксперты оценивают численный потенциал соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья в количестве 5 млн человек (на момент распада СССР за пределами РСФСР проживало порядка 25 млн русскоязычных, из которых 4 млн вернулись в Россию, и достаточно высокий процент адаптировался к условиям новых независимых государств). Миграционный потенциал Казахстана, Украины и стран Балтии за 25 лет значительно уменьшился, но продолжает оставаться на относительно высоком уровне в странах Средней Азии. Некоторые ученые (например, Л.Л. Рыбаковский) считают, что в миграционный потенциал русскоязычных можно также включить Германию, Израиль и США, в отношении которых также стоит проводить активную репатриационную политику. В качестве успешного примера приводят политику Казахстана, привлекающего экономически иммигрантов-казахов (оралманов, с казах. возвращающихся) по программе «Нурлы кеш» (с казах. «Светлый переезд»)15. Однако имеется и противоположная точка зрения (например, Г.И. Тюменцева), согласно
13 Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом // КонсультантПлюс. [Справочная правовая система].
URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 135348/9cf95e1cef34d74eca9a5792671e8c9e40db0c 88/ (дата обращения: 27.07.2018).
14 Градировский С.Н. Репатриация и трудовая миграция в России // Полит.ру [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru/article/2011/02/08/gradreport/ (дата обращения: 27.07.2018).
15 Рыбаковский Л.Л. Динамика населения России и ее компоненты в 2001-2025 гг. // Социологические исследования. 2011. № 12. С. 43-49.
которой граждане этих государств в основном ассимилированы и интегрированы в экономическую, политическую и социальную жизнь своих стран16.
Стоит отметить, что Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, стала привлекательной для иммигрантов из ближнего зарубежья. Однако участники Программы составляют малую часть всех иммигрантов в Россию17. Согласно данным, в рамках Программы за последние семь лет в Россию прибыло более 600 тыс. иммигрантов18:
Таблица 1. Число переселенцев по Программе в 2011-2017 гг.
Год Человек
2011 29 462
2012 56 874
2013 34 697
2014 106 319
2015 183 146
2016 237 968
1 пол. 2017 71 400
По состоянию на 2018 год в Программе принимает участие 61 субъект Федерации, 10 из которых (Республика Бурятия, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область) являются приоритетными регионами заселения по причине их слабой заселенности. При переселении в приоритетные регионы «подъемные» увеличены со 120 до 240 тыс. рублей на заявителя и с 60 до 120 тыс. рублей на каждого члена семьи, а также в случае отсутствия работы в течение
16 Тюменцева Г.И. Миграционная политика: проблемы, противоречия, решения // Вестник Челябинского государственного университета. Политические науки. Востоковедение. 2014. № 14(343). С. 47-54.
17 Андриченко Л.В. Конвенция "О статусе апатридов" и законодательство Российской Федерации в сфере правового статуса лиц без гражданства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 11. С. 94-102.
18 Статистика и аналитика // Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p 1 ai/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 27.07.2018).
первых шести месяцев выплачивается пособие в размере 50% от прожиточного минимума в регионе19.
Согласно статистике, более 98% участников Программы — соотечественники из СНГ: за время действия Программы чаще всего переселялись в Россию соотечественники из Украины (38,8%), Казахстана (20,6%), Узбекистана (12,1%), Молдовы (8,5%), Армении (7,2%), Таджикистана (5,8%) и Кыргызстана (2,9%)20. На оставшиеся менее 2% приходятся граждане Евросоюза (Германия, страны Балтии) и других стран. 66% переселенцев — мужчины. 55% — люди в возрасте от 18 до 39 лет, 21% — от 40 до 59 лет, и 21% — не достигли совершеннолетия (высокий трудовой потенциал) (2013)21. 65,5% участников Программы — представители славянских народов (русские, украинцы и др.), 6% — армяне, 5% — таджики, 22,5% — представители иных этносов. 40% имеют высшее или незаконченное высшее, 36% — средне-специальное образование, что говорит о высоком образовательном потенциале иммигрантов (2013)22.
Адаптация и интеграция иммигрантов являются важными направлениями Программы. Предусмотрен целый комплекс мер, способствующих упрощению и ускорению процессов экономической адаптации иммигрантов, среди которых:
- компенсация за проезд (по предъявлению проездных документов);
- компенсации на выплату пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенца (по факту получения документа);
- компенсационный пакет (предоставление услуг в области образования, здравоохранения, социального обслуживания и занятости аналогично гражданам Российской Федерации с момента регистрации по месту пребывания);
- пособие на обустройство («подъемные»): в регионах с приоритетным заселением — 240 тыс. рублей на заявителя и по 120 тыс. рублей на
19 Определены 10 приоритетных регионов при переселении соотечественников // Русский век. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruvek.ru/?module=news&action=view&id= 11235 (дата обращения 07.02.2019).
20 Дорога домой: за десять лет в Россию вернулись 584,9 тысячи соотечественников // RT на русском [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/russia/article/431920-sootechestvenniki-rossiya-vozvrascheniye (дата обращения: 27.07.2018).
21 ЖуравскийА.В. Новая Программа — новые возможности // Русский век [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruvek.info/?module=articles&action=view&id=8598 (дата обращения: 27.07.2018).
22 ФМС: соотечественникам за рубежом стало проще вернуться на родину // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/interview/20130513/936890025.html (дата обращения: 27.07.2018).
каждого члена семьи; в регионах, не являющихся приоритетными, — 120 тыс. рублей на заявителя и по 60 тыс. рублей на каждого члена семьи23.
В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ в 2012 году отметил: «Нужно обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи. На новом этапе развития страны мы должны разработать гораздо более действенный и масштабный набор мер поддержки людей, которые хотят вернуться на свою историческую Родину»24. Поскольку Концепция демографической политики России на период до 2025 года25 ставит своей целью стабилизировать численность населения страны на уровне 145 млн человек, одним из инструментов является замещающая иммиграция, которая должна быть противовесом убыли, старению и эмиграции26.
О. Шевель критикует разработанный концепт «соотечественников». По ее мнению, определение понятию «соотечественники» дано слишком гибкое, что позволяет ограничивать миграцию, занятость участников, а также регулировать их этнокультурный состав, несмотря на то, что это не прописано в Программе27. Так, Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 № 99-ФЗ включает в понятие «соотечественник» граждан России, проживающих за рубежом; лиц, имевших гражданство СССР, проживающих в странах бывшего СССР и получивших гражданство этих стран или ставших лицами без гражданства; выходцев из России и СССР и их потомков28.
23 ФМС: соотечественникам за рубежом стало проще вернуться на родину // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/interview/20130513/936890025.html (дата обращения: 27.07.2018).
24 Послание Президента Федеральному Собранию // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/17118 (дата обращения: 27.07.2018).
25 Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 71673/ (дата обращения: 27.07.2018).
26 Вишневский А.Г.Миграционная стратегия России и политика толерантности // Национальный психологический журнал. 2011. № 2(6). С 90-97.
27 Shevel O. The Politics of Citizenship Policy in New States // Comparative Politics. 2009. Vol. 41. No. 3. P. 273-291.
28 Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 N 99-ФЗ (действующая редакция, 2016) // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 23178/ (дата обращения: 27.07.2018).
Зарубежные исследователи миграционной политики России (М. Ларюэль и др.) говорят о том, что ее политика в отношении соотечественников имеет явно декларативный характер, так как Россия постоянно поднимает вопрос защиты интересов русских и русскоязычных в странах, с которыми находится не в дружественных отношениях (Эстония, Латвия, Молдова, Грузия, Украина), тогда как в странах, с которыми у России дружеские отношения, русские брошены на произвол судьбы (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан)29.
Нужно также отметить, что миграционная политика России — это ответ на внешнеполитические вызовы. Проблематика «соотечественников» легитимирует ведущее место России на постсоветском пространстве, помогая решать ей не только демографические проблемы и проблемы занятости, но также и выстраивать политику в отношении бывших союзных республик.
Экономическая помощь, предлагаемая в рамках Программы по добровольному переселению соотечественников, — несомненно, позитивный шаг, который способствует экономической адаптации мигрантов. Но этого недостаточно. Государство должно работать и над социальной адаптацией. Необходимо привлекать гражданское общество к работе с мигрантами, способствовать их социальной адаптации. Поскольку в миграционной политике преобладает патерналистский подход, государству необходимо побудить гражданское общество к работе над социальной адаптацией мигрантов, так как миграционные процессы приобретают необратимые обороты, и чем здоровее будет социальная экология, тем проще будет как государству контролировать миграционные потоки, так и обществу — принимать новых россиян и иностранную рабочую силу30. Поэтому в качестве мер реагирования некоммерческие организации основывают свои благотворительные фонды и центры помощи мигрантам (такой центр есть, например, в Красноярске).
Проблемы социальной адаптации мигрантов через призму сегодняшней миграционной политики России
Миграционная политика России не приносит ожидаемых результатов: отсутствуют серьезные концептуальные разработки, не учитывается опыт других государств, многие решения принимаются и отзываются. Деятельность органов, занимающихся вопросами миграции и адаптации, требует корректировки и
29 Ларюэль М. «Русская диаспора» и «российские соотечественники» // Полит.ру. URL: http://polit.ru/article/2006/09/08/diaspora/ (дата обращения: 27.07.2018).
30 Полюшкевич О.А. Представления о социальной защищенности жителей России и Португалии // Социологические исследования. 2012. № 12(344). С. 66-71.
переосмысления с целью повышения эффективности. К сожалению, миграционная политика России не носит стратегического характера, ее приоритеты в практическом применении туманны и неясны. Миграционное регулирование, тема социальной адаптации мигрантов должны в будущем стать одними из основных направлений политики России в связи с внешне- и внутриполитическими вызовами. Именно поэтому практика показала, что принятие программ и концепций — это недостаточная мера в решении вопросов миграции и адаптации мигрантов. Необходимо также четко контролировать эти процессы, однако стоит постепенно отказываться от ограничительно-запретительных мер. Есть мнение, что миграционная политика России в будущем должна строиться не по одной генеральной линии, а она должна носить «рамочный» характер с целью введения региональных модификаций миграционной политики (условия миграции и т.д.), так как региональная специфика различных субъектов Федерации существенно влияет на те или иные процессы миграции и адаптации (уровень социально-экономического развития региона, особенности состава населения, культурно-исторические традиции). Это, в свою очередь, помогло бы более точно учитывать региональную специфику и решать проблемы не только комплексно, в масштабах страны, но и специфические проблемы на местах. Правовые инструменты влияния на миграционную ситуацию сегодня ограничены жесткой рамкой федерального законодательства и редуцированы до трансляции положений общегосударственной миграционной политики без возможности ее корректировки под особенности и нужды регионов31.
Россия, как и многие другие развитые страны, включилась в борьбу за высококвалифицированные кадры, за образованных мигрантов, оказывая им максимальное благоприятствование, предусмотренное законами, поскольку миграция является не только демографическим, но также и социально-экономическим ресурсом. Вместе с тем ужесточаются и законы, активно проводится борьба с нелегальной иммиграцией32.
Меры запретительного и ограничительного характера в России, как и во многих других развитых странах, продолжают разрабатываться и вводиться: в 2013 году ужесточены меры наказания за нарушение режима пребывания в стране и за
31 Иркутская область: новый вектор политики или новая риторика // Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации. Екатеринбург: Издательство Урал, 2009. URL: http://mion.isu.ru/ru/publications/docs/2010 01 11.pdf (дата обращения: 27.07.2018).
32 Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации: состояние, тенденции, пути оптимизации: дис. ... д. полит. наук. М., 2013. С. 3-5.
нелегальную иммиграцию (запрет на въезд увеличен с 3 до 5 лет), за организацию потоков нелегальной иммиграции введено наказание в виде 10 лет лишения свободы, при нарушении режима въезда в страну теперь предусмотрено исключительно выдворение (ранее было возможно выбрать между штрафом и выдворением), также разработаны меры для обеспечения материального, жилищного, медицинского обеспечения приглашаемого (в случае их нарушения предусмотрен штраф в размере 500 тыс. рублей). В 2012 году введено тестирование мигрантов на знание русского языка (сдача которого стоит в районе 3000 рублей, что, по мнению многих мигрантов, очень дорого), а с 2015 года въезд в Россию возможен только по заграничным паспортам (кроме граждан стран Таможенного Союза и Украины)33.
Из-за отсутствия консенсуса различные политические группы предлагают пути решения проблемы исходя, в первую очередь, из своих идеологических предпочтений, а государственные структуры слабо осознают потребность в комплексном изучении миграционных процессов в России, что также сказывается и на уровне разрабатываемых мер по ее регулированию. Это может быть объяснено тем, что патерналистский подход в решении многих важных для общества задач находит свое отражение в принятии решений. Это приводит к тому, что органы государственной власти недооценивают деловой, интеллектуальный, инвестиционный, профессиональный потенциал мигрантов, их самостоятельность в решении многих проблем, связанных с жильем, трудоустройством, социальной адаптацией. Тема миграции используется также порой в охранительной риторике для оправдания многих проблем, и таким образом происходит манипуляция общественным мнением, где мигранты предстают в качестве источника многих бед, хотя на самом деле их влияние на происходящие процессы значительно преувеличено34. Все вышеперечисленное не способствует гладкому протеканию процессов социальной адаптации мигрантов, а наоборот — затрудняет их, тормозит.
Меры по гармонизации процессов социальной адаптации мигрантов
Процессы демократизации и политика открытого общества превратили Россию в активного участника мировых миграционных обменов. Россия сохраняет свою иммиграционную привлекательность прежде всего для стран СНГ и Азии в связи с относительно высоким уровнем жизни и заработных плат. Вместе с тем миграционные
33 Тюменцева Г.И. Миграционная политика: проблемы, противоречия, решения // Вестник Челябинского государственного университета. Политические науки. Востоковедение. 2014. № 14(343). С. 47-54.
34 Малахов В.С. Понаехали тут... Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. М.: Новое литературное обозрение, 2007. С. 96.
процессы в России — явление очень сложное и многомерное. Именно поэтому сегодня требуется выработка четкой, научно обоснованной иммиграционной политики во избежание возможных негативных последствий миграции и адаптации мигрантов.
В связи с этим для эффективного, качественного управления миграционными процессами необходимо:
- максимально противодействовать нелегальной иммиграции;
- сформировать систему селективной иммиграции.
Противодействие нелегальной иммиграции и система селективной иммиграции будут отвечать интересам и задачам, стоящим перед государством и обществом. Именно поэтому важно принимать решения в области иммиграции исходя из баланса интересов различных сфер жизни общества: бизнеса (получит качественные кадры на рынке труда), органов правопорядка (им будет проще контролировать ситуацию), местных жителей и местных властей (работа над повышением уровня толерантности и уменьшением мигрантофобии) и самих мигрантов (упрощение процессов социальной адаптации, их ускорение). В итоге Россия будет иметь сбалансированную систему привлечения и удержания миграционных потоков, которая будет отвечать заданным характеристикам, основанным на интересах государства и общества: образовательным, половозрастным, лингвистическим, географическим, квалификационным и культурным35.
Процессы социальной адаптации у различных групп мигрантов протекают по-разному в зависимости от их целей, установок, а также от предъявляемых им требований принимающего общества. Для того, чтобы миграционная политика стала действенным инструментом привлечения квалифицированной рабочей силы, человеческих и демографических ресурсов, необходимо ее комплексное переосмысление, разворот с охранительной, контролирующей политики к более открытой, прозрачной, с четко определенными инструментами36. Все это потребует не только инструментальных (законодательных, правоприменительных, организационных) изменений, но и ментальных: корректив в восприятии мигрантов, в оценке их вклада в экономику страны, в их значимости для всестороннего развития государства. По причине того, что Россия входит в демографическую фазу резкого сокращения
35 Малахов В.С. Понаехали тут... Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. М.: Новое литературное обозрение, 2007. С. 96.
36 Завьялов А.В. Мигранты в общественном мнении жителей Иркутской области // Социология. 2018. № 2. С 104-107.
трудовых ресурсов, для воспроизводства населения необходимы серьезные коррективы в миграционной политике. За последнее время было проделано немало работы по ее усовершенствованию. Между тем низкая степень ее открытости, а также доступности ее инструментов ставят под вопрос ее последующую эффективность.
Сложно назвать сегодняшнюю миграционную политику России адресной, конкретной, ориентированной на все типы мигрантов. Необходим индивидуальный подход, который базировался бы на взаимообмене мигранта и общества: качественная социальная адаптация в принимающем обществе, помощь в различных вопросах со стороны органов государственной власти в обмен на добросовестный труд, уплаченные налоги, уважение к законам и социальным нормам страны. Это потребует корректировок восприятия обществом (в том числе чиновниками, работающими в миграционной сфере) мигрантов, а также определенной подготовки самих мигрантов.
Необходимо проанализировать потребности современного российского рынка труда в иностранной рабочей силе, как высококвалифицированной, так и низкоквалифицированной. Представляется возможным изменить систему квотирования таким образом, чтобы не создавать дополнительной недобросовестной конкуренции между иностранцами и россиянами, так как в силу современных социальных реалий труд иностранных низкоквалифицированных рабочих оплачивается ниже, чем труд россиян. Это порождает разного рода предубеждения и усложняет процессы социальной адаптации мигрантов. Принятые меры в этой области помогут грамотно распределить рабочую силу в соответствии с потребностями рынка труда и избежать дискриминации.
Миграционная политика может также носить рамочный характер. Регионы страны, в силу их огромных социально-экономических различий, должны разрабатывать свои миграционные программы в рамках рамочной государственной миграционной политики. Нынешние региональные миграционные программы представляют собой по существу более уточненные версии государственных программ, в них не отражаются региональные особенности и специфика в должном виде. Говоря о региональных миграционных квотах, стоит также отметить, что инструменты квотирования должны быть более действенными, ориентированными на экономическую специализацию регионов, а также на решение демографических проблем, на заселение малозаселенных территорий и их развитие исходя из экономического потенциала и потребности регионов в рабочей силе. Рамочный характер миграционной политики помог бы регионам в разработке значительно более
действенных региональных миграционных программ, а возможность учета специфики регионов более плодотворно повлияла бы на их социально-экономическое развитие и решение некоторых специфических региональных проблем. Так, на федеральном уровне могут быть разработаны основы миграционной политики и законодательства, работы со СМИ, а на регионально-муниципальном уровне — координационно-регулирующая, консультационно-помогающая деятельность (меры поддержки, иммиграционные программы).
Мигранты с высоким уровнем образования должны получать поддержку со стороны органов власти на местах в их трудоустройстве, так как на сегодняшний день Россия испытывает дефицит в определенных сферах экономики, требующих специфической подготовки. Это помогло бы более рационально распределять человеческие ресурсы и решать проблемы кадрового голода в отдельных отраслях производства в различных регионах страны.
Особое внимание должно быть уделено образовательной сфере. Специализированные центры по социокультурной, правовой и языковой адаптации мигрантов, на базе которых могла бы осуществляться подготовка мигрантов к работе и жизни в России, были бы действенным инструментом: бесплатные курсы русского языка, правоведения, культуры России на основе самых современных образовательных технологий (стоит отметить, что в некоторых регионах страны уже имеются подобные центры: например, в Красноярске был организован такой центр силами общественных организаций при содействии местных органов власти). Это помогло бы ускорить процессы социальной адаптации на основе полученных знаний. Знания, приобретенные мигрантом, должны иметь прикладной характер и затрагивать как можно больше сторон взаимодействия с принимающим обществом: от взаимоотношений с работодателем до взаимоотношений с правоохранительными органами. Это потребует специализированной подготовки кадров в образовательной сфере.
Для лучшей интеграции детей иммигрантов необходимо создавать бесплатные группы русского языка в учебных заведениях, проводить дополнительные занятия по обучению русскому языку по специальной методике обучения ему как неродному. Это потребует подготовки соответствующих педагогов с развитой полисубъектностью, которые помогут детям влиться в окружающую их социальную среду, научат взаимодействовать с принимающим обществом. В свою очередь дети могут повлиять на родителей, так как дети адаптируются быстрее и проще. Они станут проводниками взаимодействия родителей-мигрантов и общества.
Развитие информационной базы для мигрантов также важно. Необходимо разработать всеобъемлющее научно-популярное пособие о миграционной политике России для мигрантов («Памятка мигранта»), в котором доступным языком были бы освещены основные положения, нормы и правила, требования, условия миграции, а также адаптационные механизмы (школы, курсы, контакты организаций, занимающихся консультированием мигрантов по различным вопросам, пошаговые инструкции по легализации, оформлению документов, постановке на миграционной учет и т.д.). В нем же стоит уделить внимание специфике и потребностям различных регионов страны с целью привлечения необходимых групп мигрантов. При этом пособие могло бы содержать отдельную главу о региональных программах, вакансиях, организациях, заинтересованных в привлечении иностранной рабочей силы в том или ином регионе. Памятка должна быть регионально ориентирована, то есть должна предоставлять специфическую для региона въезда информацию. Помимо этого, необходимо создавать рабочие группы по работе с мигрантами и осведомлять их о порядке действий по приезде: информационные стойки на вокзалах и в аэропортах, выдающие «памятки мигранта», ведущие просветительскую работу. Представляется также возможным перевести «Памятку мигранта» на государственные языки стран-участниц СНГ и других сопредельных государств. Стоит отметить, что в некоторых регионах страны такие памятки уже издаются (Москва, Иркутская область, Красноярский край, Санкт-Петербург и др.) и многие из них размещены в открытом доступе в системе Интернет.
Особое внимание следует уделить защите прав мигрантов. В силу низкой правовой грамотности они часто становятся жертвами недобросовестных работодателей, эксплуатирующих их труд. Необходимо вести борьбу с посредническими организациями, выдающими фиктивные документы, так как это ставит мигрантов в позицию «нелегалов», что еще больше усложняет их и без того сложное положение. Такие организации, пользуясь юридической безграмотностью мигрантов, не способствуют какому-либо оздоровлению экономики и приносят только вред как мигрантам, так и принимающему обществу.
Необходимо создать такие условия, при которых налоговое укрывательство было бы невыгодно ни работодателю, ни мигрантам: равная оплата труда наравне с россиянами, обязательный (но не чрезмерный) контроль и учет занятости мигрантов, соотношение их дохода с доходами местного населения, контроль за уплатой налогов помогли бы решить проблемы низкой оплаты труда мигрантов по сравнению с
россиянами, что привело бы к оценке потенциала рабочего независимо от его гражданства. Необходимо также создать сеть информационно-консультационных центров в сфере трудовой миграции в крупных городах страны для самих мигрантов и для предпринимателей и организаций, заинтересованных в найме иностранной рабочей силы, разработать механизмы заказа, отбора и тестирования рабочих кадров по заявке работодателей и предоставить мигрантам доступную информацию о легальных вакантных рабочих местах у проверенных работодателей37.
Стоит также разработать особую систему медицинского страхования для отдельных групп мигрантов, по которой значительная часть медицинских услуг покрывалась бы страховыми компаниями, так как многие мигранты заняты на специфическом производстве, а это влечет большее количество несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Система медицинского страхования должна способствовать обеспечению безопасности мигранта, а система здравоохранения должна оказывать помощь мигранту наравне с гражданами России.
Особое внимание следует уделить национально-культурным организациям и их роли в социальной адаптации мигрантов. Так как они зачастую являются тем связующим элементом, который помогает успешнее адаптироваться к реалиям новой жизни, необходимо оказывать им поддержку в виде периодического проведения различных тренингов и семинаров на предмет изменения законодательства, трудовых вопросов, просвещения, а также способствовать разработке проектов, направленных на социокультурную адаптацию участников национально-культурных организаций из числа мигрантов. Данная мера помогла бы активизировать сотрудничество органов государственной власти и местного самоуправления с общественными объединениями мигрантов, выстроить взаимовыгодное сотрудничество. Углубление такого сотрудничества на основе взаимной выгоды позволит упростить процедуру социальной адаптации мигрантов38.
Эти меры помогут стимулировать приток легальной миграции, так как станет понятной выгода от легальной миграции в виде обозначенных выше социальных мер по адаптации мигрантов. Эти меры также помогут более быстрому развитию социальной адаптации мигрантов, нацеленных на обустройство в России. Борьба с незаконной
37 Завьялов А.В. Адаптация мигрантов в городской среде: новые условия жизни в старых городах // Урбанистика. 2018. № 3. С 1-11.
38 Ким А.С., Полюшкевич О.А. Диаспоры как ресурс социокультурной солидарности в регионах РФ // Социокультурная динамика Иркутской области в ХХ-начале XXI в.: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. А.В. Аргучинцева, И.А. Журавлевой. Иркутск: Издательство ИГУ, 2017. С. 115-120.
миграцией предполагает введение более жестких мер ответственности для работодателей за привлечение и использование труда нелегальных иммигрантов. Легальные же мигранты должны пользоваться максимально обширным режимом благоприятствования.
Заключение
Большинство предлагаемых мер предполагает разработку соответствующей нормативно-правовой базы, существенно отличающейся от сегодняшней. Для внедрения этих предложений необходим разворот в миграционной политике России, который возможен только при осознании его необходимости и тупиковости нынешней миграционной политики в области социальной адаптации мигрантов. В конечном результате это приведет к совершенствованию миграционного, трудового и других сфер законодательства, тем или иным образом регулирующих пребывание мигрантов на территории страны, а также устранению излишних административных барьеров.
Так как миграционная политика России со времен распада СССР кардинально менялась несколько раз, изменялись и объемы миграции, и инструменты адаптации. Нынешняя миграционная политика строится исходя из возникающих перед страной вызовов и в основном носит контрольно-запретительный характер. Между тем появились и совершенно новые для России механизмы привлечения мигрантов, в которых заинтересовано государство, в частности Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (однако объем принимающих в ней участие пока что не соответствует заявленным ожиданиям). Упрощены также процедуры трудоустройства, а значит и процессов адаптации, для мигрантов из стран Таможенного Союза ЕАЭС, что вызвало увеличение доли мигрантов из стран-участниц на фоне падения количества мигрантов из других стран (кроме Украины). Изменение миграционной политики России, в особенности в области социальной адаптации мигрантов, будет способствовать как дальнейшему углублению анализа системы социологического осмысления процессов социальной адаптации мигрантов, так и совершенствованию управления адаптационными процессами мигрантов в принимающем обществе, а значит — сделает процессы социальной адаптации мигрантов более гладкими, гибкими и стабильными и повысит уровень взаимодействия принимающего общества и мигрантов.
Список литературы:
1. Адаптация. Толкование термина с точки зрения различных дисциплин // Академик [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/84 (дата обращения: 16.09.2018).
2. Андриченко Л.В. Конвенция "О статусе апатридов" и законодательство Российской Федерации в сфере правового статуса лиц без гражданства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 11. С. 94-102.
3. Вишневский А.Г. Миграционная стратегия России и политика толерантности // Национальный психологический журнал. 2011. № 2(6). С. 90-97.
4. Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации: состояние, тенденции, пути оптимизации: дис. ... д. полит. наук. М., 2013.
5. Ганнушкина С.А. О положении иностранных граждан в России после изменения законодательства в области гражданства и правового положения иностранных граждан. Возможности легализации // Приобретение гражданства РФ и легализация иностранных граждан в России: материалы семинара «Миграция и право». М.: «Р.Валент», 2005. С. 6-18.
6. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом // КонсультантПлюс. [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 135348/9cf95e1cef34d74eca9a57 92671e8c9e40db0c88/ (дата обращения: 27.07.2018).
7. Градировский С.Н. Репатриация и трудовая миграция в России // Полит.ру [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru/article/2011/02/08/gradreport/ (дата обращения: 27.07.2018).
8. Дорога домой: за десять лет в Россию вернулись 584,9 тысячи соотечественников // RT на русском [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/russia/article/431920-sootechestvenniki-rossiya-vozvrascheniye (дата обращения: 27.07.2018).
9. Жукова И.А. Социальная адаптация мигрантов в социокультурном пространстве региона: дис. . канд. социол. наук. М., 2007.
10. Журавский А.В. Новая Программа — новые возможности // Русский век [Электронный ресурс].
160
URL: http://www.ruvek.info/?module=articles&action=view&id=8598 (дата обращения:
27.07.2018).
11. Забияко А.П. Статистические показатели китайского присутствия в Амурской области. Аккультурация мигрантов: перспектива формирования маргинальных этнических групп и культур // «Мост через Амур». Внешние миграции и мигранты в Сибири и на Дальнем Востоке: Сборник материалов межд. исследовательского / под ред. В.И. Дятлова. М., Иркутск: Наталис, 2004. С. 75-82.
12. Завьялов А.В. Адаптация мигрантов в городской среде: новые условия жизни в старых городах // Урбанистика. 2018. № 3. С 1-11.
13. Завьялов А.В. Мигранты в общественном мнении жителей Иркутской области // Социология. 2018. № 2. С 104-107.
14. Иркутская область: новый вектор политики или новая риторика // Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации. Екатеринбург: Издательство Урал, 2009. URL: http://mion.isu.ru/ru/publications/docs/2010_01_11.pdf (дата обращения: 27.07.2018).
15. Ким А.С., Полюшкевич О.А. Диаспоры как ресурс социокультурной солидарности в регионах РФ // Социокультурная динамика Иркутской области в XX-начале XXI в.: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. А.В. Аргучинцева, И.А. Журавлевой. Иркутск: Издательство ИГУ, 2017. С. 115-120.
16. Ларюэль М. «Русская диаспора» и «российские соотечественники» // Полит.ру. URL: http://polit.ru/article/2006/09/08/diaspora/ (дата обращения: 27.07.2018).
17. МалаховВ.С. Понаехали тут. Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. М.: Новое литературное обозрение, 2007.
18. Определены 10 приоритетных регионов при переселении соотечественников // Русский век. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruvek.ru/?module=news&action=view&id=11235 (дата обращения:
07.02.2019).
19. Полюшкевич О.А. Представления о социальной защищенности жителей России и Португалии // Социологические исследования. 2012. № 12(344). С. 66-71.
20. Полюшкевич О.А. Территориальная идентичность мигрантов в принимающем обществе // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия. Материалы Международной научно-практической конференции в рамках III Всероссийского научного форума «Наука будущего — наука молодых» / под ред. З.Х. Саралиевой. 2017. С. 527-531.
21. Послание Президента Федеральному Собранию // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/presi dent/news/17118 (дата обращения: 27.07.2018).
22. Рыбаковский Л.Л. Динамика населения России и ее компоненты в 2001-2025 гг. // Социологические исследования. 2011. № 12. С. 43-49.
23. Рязанцев С.В. О языковой интеграции мигрантов как новом ориентире миграционной политики России // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 25-29.
24. Статистика и аналитика // Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b 1 aew.xn--p 1 ai/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 27.07.2018).
25. Тюменцева Г.И. Миграционная политика: проблемы, противоречия, решения // Вестник Челябинского государственного университета. Политические науки. Востоковедение. 2014. № 14(343). С. 47-54.
26. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 71673/ (дата обращения: 27.07.2018).
27. Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 N 99-ФЗ (действующая редакция, 2016) // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23178/ (дата обращения: 27.07.2018).
28. ФМС: соотечественникам за рубежом стало проще вернуться на родину // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/interview/20130513/936890025.html (дата обращения: 27.07.2018).
29. Barrington L., Herron E.S., Silver B.D. The Motherland Is Calling: View of Homeland Among Russians in the Near Abroad // World Politics 55. 2003. No. 2. P. 290-313.
30. LightM. Regional Migration Policies in Post-Soviet Russia: from Pervasive Control to Insecure Freedom: Ph.D. thesis. Yale University, 2006.
31. Lohr E. Russian Citizenship: Modernization and Population Policy in Historical Perspective // Problems of Post-Communism. 2013. Vol. 60. No. 6. P. 3-15.
32. Shevel O. The Politics of Citizenship Policy in New States // Comparative Politics. 2009. Vol. 41. No. 3. P. 273-291.
33. Ziemele I. State Continuity and Nationality: The Baltic States and Russia: Past, Present and Future as Defined by International Law. Leiden: Martinus Nijhoff Publishers (Brill Publishers), 2005.
Zavialov A. V.
State Regulation of Migrants Social Adaptation: Current Issues
Andrei V. Zavialov — Assistant Professor, Department of Social Psychology and Humanities, Irkutsk State Medical University; Post-graduate Studies Alumnus, Institute of Social Sciences, Irkutsk State University, Irkutsk, the Russian Federation. E-mail: [email protected]
Abstract
The article examines the processes of migrants social adaptation through the prism of postSoviet Russia migration policy. The transformations of migration policy and their indirect influence on the social adaptation of migrants due to the lack of direct mechanisms for regulating the migrants social adaptation are analyzed. The article focuses on Russia migration policy in the 1990s-early 2000s and its influence on the social adaptation of migrants, which was distinguished by unprecedented liberalism, and then was replaced by the prohibitive policy in the early 2000s — strict regulation of presence and legalization of foreigners. A positive factor in the migration policy transformation is the State Program for the Resettlement to the Russian Federation of Compatriots Living Abroad, which has become the first program in Russia to attract people wishing to gain a foothold, since it provides a whole range of measures for the migrants economic adaptation. Meanwhile, the social adaptation of migrants remains a problematic part of the adaptation process due to the relatively high level of migrant-phobia in society and a number of unsolved problems. Among the problems of Russia contemporary migration policy, the author considers the so-called "catching up" model, when the state reacts to a situation already occurring, and does not foresee it; moreover, a large number of different prohibitive measures are not conducive to quick adaptation. The Russia migration policy in the field of regulating the social adaptation of migrants requires substantial adjustments to simplify the latter. The final part of the article discusses a number of measures that could contribute to speeding up and smoothing the migrants' social adaptation processes (countering illegal immigration, changes in the quota system, regional migration policy options, promotion of highly educated immigrants, Russian language groups for migrants children, development of information bases for migrants, protection of the migrants rights, creation of conditions for the disadvantage of tax concealment, medical insurance, working with national cultural organizations, working with the journalistic community, etc.). As a conclusion, the author says that changing the Russia migration policy , especially in the field of migrants social adaptation, will contribute to further deepening the analysis of sociological understanding system of the migrants social adaptation processes and the management of migrants adaptation processes in the host society, and therefore will make social adaptation of migrants smoother, more flexible and more stable, and will increase the level of interaction between the host society and migrants.
Keywords
Social adaptation of migrants, migration policy, migrants, compatriots, government regulation of migration processes.