Научная статья на тему 'Рабочая учебная программа по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность педагога» для обучающихся в педагогических классах'

Рабочая учебная программа по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность педагога» для обучающихся в педагогических классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
874
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / REGIONAL EDUCATION / TEACHING / CLASSES / LEARNING / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верхотурова Юлия Анатольевна, Дорохова Татьяна Сергеевна

Представлена рабочая учебная программа «Введение в педагогическую деятельность», предназначенная для обучающихся в педагогических классах. Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верхотурова Юлия Анатольевна, Дорохова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING CURRICULUM ON DISCIPLINE "INTRODUCTION TO PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER" FOR STUDENTS IN TEACHING CLASSES

Presented curriculum "Introduction to pedagogical activity", is intended for students in teaching classes. The programme is designed to meet the requirements of Federal state educational standard of basic General and secondary (complete) General education, takes into account regional, national and ethnocultural requirements.

Текст научной работы на тему «Рабочая учебная программа по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность педагога» для обучающихся в педагогических классах»

УДК 372.8

Ю. А. Верхотурова Т. С. Дорохова

г. Екатеринбург, Россия

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ

АННОТАЦИЯ. Представлена рабочая учебная программа «Введение в педагогическую деятельность», предназначенная для обучающихся в педагогических классах. Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: региональное образование, педагогические классы, обучение, воспитание.

Yu. A. Verkhoturova T. S. Dorokhova Yekaterinburg, Russia

WORKING CURRICULUM ON DISCIPLINE "INTRODUCTION TO PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER" FOR STUDENTS IN TEACHING CLASSES

ABSTRACT. Presented curriculum "Introduction to pedagogical activity", is intended for students in teaching classes. The programme is designed to meet the requirements of Federal state educational standard of basic General and secondary (complete) General education, takes into account regional, national and ethnocultural requirements.

KEYWORDS: regional education, teaching, classes, learning, education.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1

1.1.Программа дисциплины «Введение в профессиональную деятельность педагога» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности.

1 Примеры заданий и критерии оценки для обучающихся педагогических классов по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность педагога» представлены на сайте «Наш адрес: Урал. Россия». URL: http://www.ural-patrius.ru/otkrytyy-pedagogicheskiy-universitet/pedagogicheskie-klassy-urgpu/programmy-dlya-pedagogicheskih-klassov/rabochaya-uchebnaya-programma-po-distsipline-vvedenie-v-professionalnuyu-deyatelnost-pedagoga/

53

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

Программа имеет модульную структуру:

Модуль 1. «Введение в педагогику»

Модуль 2. «Социокультурные проекты»

Модуль 3. «Информационная культура педагога»

Формы работы при изучении дисциплины «Введение в профессиональную деятельность педагога»:

- лекции,

- практические занятия,

- самостоятельная работа.

Формы контроля:

- текущий контроль реализуется в форме тестирования по темам и дидактическим единицам, предполагает написание рефератов, выполнение письменных практических работ;

- промежуточный контроль проводится в форме зачета.

Формы самостоятельной работы учащихся:

- работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями INTERNET, конспектами лекций;

- написание рефератов,

- подготовка докладов,

- подготовка презентаций,

- проведение исследовательской и проектной деятельности.

1.2. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью данной программы является:

- создание условий для осознанного выбора учащимися будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов;

- формирование отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Задачи изучения дисциплины:

1. Обеспечить единство теоретической и практической подготовки учащихся.

2. Способствовать развитию личностных результатов образования в контексте профессиональной социализации учащихся.

3. Способствовать формированию предметных и метапредметных результатов образования в контексте профессиональной социализации учащихся.

4. Создать условия для осознанного выбора учащимися педагогической профессии.

Данная программа опирается на системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса; имеет оригинальную структуру представления основного содержания курса; базируется на ряде принципов, определяющих отбор содержания, форм и методов организации образовательного процесса.

Принципы отбора содержания образования:

Реализация принципа гуманизации образования предусматривает возможность самовоспитания, самообразования, самосовершенствования учащегося в процессе изучения педагогики, обусловливает диалогичность как учебного материала (опору на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций), так и форм проводимых занятий.

Опора на принцип технологичности, предполагает рассмотрение каждого раздела программы логически завершенным модулем, имеющим специфическое содержание, результат, ко-

54

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

торый в ходе последующих занятий встраивается в структуру системы педагогических знаний, умений, мировоззрения обучающегося.

Принцип единства теории и практики, отражающий особенности педагогики как прикладной науки, реализуется благодаря опоре на квазипрофессиональную (игровую) и учебно-исследовательскую деятельность (наряду с познавательной), использованию активных и интерактивных форм и методов, предполагающих применение фундаментальных теоретических знаний для решения практических задач, осмысление, обогащение личного опыта обучающегося, развитие его рефлексивных умений.

Принцип системности предполагает единство познавательной деятельности, осуществляемой под руководством преподавателя и выполняемой самостоятельно, в соответствии с предусмотренными в программе заданиями для самостоятельной работы, а также органичное единство учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Принцип интеграции предполагает: постоянную опору на знания, полученные учащимися; учет специфики педагогической профессии при отборе содержания и форм практических заданий; целостное формирование личностных и метапредметных результатов образования.

Принципы нормативности и вариативности, образующие амбивалентную пару, реализуются путем следования стандартам (Федеральный государственный стандарт среднего (общего) образования и Профессиональный стандарт педагога), с одной стороны, а с другой -предполагают использование различных форм, методов освоения данного содержания, рассмотрение вопросов, превышающих стандарты и отражающих особенности педагогической профессии и интересы учащихся.

Программа имеет вариативный характер, предполагает творческое использование предлагаемых материалов.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Курс «Педагогика» позволяет учащимся углубить знания, полученные в процессе изучения таких курсов, как «История», «Обществознание», «Информатика».

Значение курса заключается в том, что он:

- дает обучающимся представления о педагогической профессии, ее нормативных основах, категориях педагогики, эволюции образования, формах, методах, средствах обучения и воспитания, наиболее актуальных в настоящее время направлениях образовательной деятельности в учреждениях дошкольного, начального, основного, среднего, профессионального образования;

- развивает у обучающихся навыки проектной деятельности; позволяет самостоятельно разработать и реализовать разнообразные социокультурные проекты, поучаствовать в реализации волонтерской деятельности;

- формирует и развивает у обучающихся знания и умения в области информационных технологий, используемых в профессиональной деятельности педагога;

- углубляет предметные результаты обучения, необходимые обучающимся для поступления в высшее учебное заведение по выбранному педагогическому направлению и профилю.

1.3.Планируемые результаты обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на получение следующих результатов:

55

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

Личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.

Метапредметные результаты: освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

В результате освоения курса учащийся должен:

Иметь представление:

- об основных нормативных актах в области образования;

- о понятийно-терминологических основах педагогики и образования;

- об истории образования и вкладе различных педагогов в развитие педагогики и образования;

- о теории обучения и теории воспитания;

- об основных направлениях профессиональной деятельности современного российского педагога;

- о сущности, направлениях, способах реализации проектной деятельности;

- об информационных технологиях, используемых в профессиональной деятельности современного педагога.

Уметь:

- самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, аргументировано защищать собственную позицию;

- - продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- - использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования.

Владеть:

- навыками сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- навыками экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

56

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

- способами ориентации в профессиональных источниках информации;

- навыками проектной деятельности,

- навыками разрешения проблем; самостоятельного поиска методов решения практических задач;

- информационными технологиями, актуальными для профессиональной деятельности педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разнообразными ресурсами, в том числе нормативно-правовыми актами сферы образования.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наименование темы, Всего Аудиторные занятия Само-

п/п раздела трудоемкость Всего Лекции Прак-тиче-ские стоятельная работа

Первый год обучения

1 Введение в педагогику (26 часов)

1.1 Нормативные основы профессиональной деятельности педагога. 2 2 1 1 -

1.2 Миссия учителя. 2 2 1 1 -

1.3. Краткий экскурс в историю образования 5 3 2 1 2

1.4. Сущность понятий «образование», «обучение», «воспитание». 2 2 2 - -

1.5. Основы теории обучения. 4 4 2 2 -

1.6. Основы теории воспитания. 5 5 2 3 -

1.7. Основные направления в деятельности педагога. 6 4 2 2 2

2 Социокультурные проекты (36 часов)

2.1 Понятие «проект», классификация проектов по разным основаниям. 6 6 2 4 -

2.2 Разработка социокультурного (социального) проекта 15 10 4 6 5

2.3 Реализация социокультурного (социального) проекта 15 15 2 13 -

3 Информационная культура педагога (16 часов)

3.1 1Т-технологии в образовании. 2 2 1 1 -

57

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

3.2 Работа педагога со средствами Microsoft Offis. 4 3 1 2 1

3.3 WEB-ресурсы в профессиональной деятельности педагога. 2 2 1 1 -

3.4 Формы представления мультимедийной информации в профессиональной деятельности педагога. 4 3 1 2 1

3.5. Монтаж видео и фото в профессиональной деятельности педагога. 4 3 1 2 1

Всего: 78 66 25 41 12

Второй год обучения

2. Социокультурные проекты (36 часов)

2.4. Проектирование в сфере волонтерской деятельности 10 10 4 6 -

2.5. Организация деятельности волонтеров в образовательном учреждении. Волонтерские проекты. 26 16 4 12 10

3 Информационная культура педагога (< 8 часов)

3.6 Геймификация в образовании. 4 3 1 2 1

3.7 Система виртуализации в профессиональной деятельности педагога. 2 2 1 1 -

3.8 Защита компьютера в педагогической профессии. 2 2 1 1 -

Итого: 44 33 11 22 11

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1. Введение в педагогику

Тема 1.1. Нормативные основы профессиональной деятельности педагога. Общая характеристика нормативных документов, регулирующих профессиональную деятельность современного российского педагога. Закон «Об образовании в Российской Федерации» о признании приоритетности образования в современной России; о непрерывности и доступности образования; о правах и обязанностях субъектов образования. Федеральные государственные стандарты о целевых ориентирах современного российского образования. Портрет выпускника. Профессиональный стандарт педагога о том, что должен знать и уметь современный педагог.

58

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

Тема 1.2. Миссия учителя.

Понятие «миссия». Мотивация выбора профессии педагога. Высокая социальная значимость как один из основных мотивов выбора педагогической профессии. Миссия современного педагога: позиция государства и общества. Реализация миссии педагога в учреждениях дошкольного, начального, основного, среднего, профессионального и постпрофессионального образования.

Тема 1.3. Краткий экскурс в историю образования.

Первобытное общество - первые педагоги в истории человечества. Возникновение школ и появление профессиональных педагогов. Школы в различные исторические эпохи. Величайшие педагоги в истории человечества: Конфуций, Квинтилиан, Ян Амос Коменский, Иоган Генрих Песталоцци, Константин Дмитриевич Ушинский, Антон Семенович Макаренко, Мария Монтессори, Януш Корчак, Василий Александрович Сухомлинский.

Тема 1.4. Сущность понятий «образование», «обучение», «воспитание».

«Язык педагогики» как инструмент профессионального общения педагогов. Понимание сущности категорий педагогики как условия взаимопонимания между педагогами. Сущность понятия «образование». Сущность понятия «обучение». Сущность понятия «воспитание».

Тема 1.5. Основы теории обучения.

Урок как основная форма обучения. Внеурочные мероприятия: экскурсии, экспедиции, полевые практики как современные формы обучения. Методы обучения: традиционные, активные, интерактивные. Дискуссия как метод обучения. Обучающие игры. Проблемные методы обучения. ТРИЗ как методика проблемно-развивающего обучения. Значение самообучения для успешной позитивной социализации личности.

Тема 1.6. Основы теории воспитания.

Воспитание в урочной и внеурочной деятельности педагога. Понятие духовно-нравственного воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание. Экологическое воспитание. Трудовое воспитание. Поощрение и наказание как традиционные методы воспитания. Значение примера в воспитании личности. Убеждение, разъяснение, дискуссия как методы воспитания. Игра как один из самых популярных методов воспитания. Соревновательный метод в воспитании. Значение самовоспитания для успешной позитивной социализации личности.

Тема 1.7. Основные направления в деятельности педагога.

Проблемы в социализации личности, как фактор выделения направлений в профессиональной деятельности педагога. Развитие инклюзивного образования как одна из основополагающих задач современного российского образования. Здоровьесбережение как одно из основных направлений в деятельности современного педагога. Педагогическая деятельность с девиантными детьми и подростками. Работа с одаренными детьми и подростками. Профилактика асоциального поведения как одно из направлений в деятельности современного педагога.

Модуль 2. Социокультурные проекты

Тема 2.1. Понятие «проект», классификация проектов по разным основаниям. Проектирование как практическая деятельность, ее значение, цели и задачи. Проект как результат проектирования. Основные характеристики проектов: актуальность, целенаправленность, координация действий, ограниченность реализации по времени, новизна, реалистичность, масштабность, перспективность, воспроизводимость).

59

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

Типология проектов: по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект (технические, организационные, экономические, социальные и смешанные проекты); по содержанию деятельности (информационные, исследовательские, ролевые - игровые, творческие, прикладные или практико-ориентированные), по особенностям финансирования (инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, благотворительные); по срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные).

Разновидности социальных проектов по направлению деятельности (просветительские, образовательные, художественно-творческие, волонтерские, реабилитационные, экологические, научно-исследовательские, туристические, физкультурно-оздоровительные). Взаимосвязь и взаимообусловленность социума и культуры. Социокультурное проектирование как конструктивная, творческая деятельность, предполагающая анализ проблем и выявление причин их возникновения, выработку целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработку путей и средств достижения поставленных целей. Ориентация социокультурных проектов на выработку и сохранение культурных ценностей, новых ценностных отношений.

Практикум: ознакомление с концепциями проектов, определение типа (вида) проекта по разным основаниям.

Тема 2.2. Разработка социокультурного (социального) проекта

Жизненный цикл проекта. Рождение замысла проекта и самоанализ. Составление концепции проекта, оценка его жизнеспособности. Планирование проекта. Составление бюджета проекта.

Текстовое оформление проекта. Структура проекта (основные подходы). Требования к оформлению проектов. Типичные ошибки при разработке проектов.

Практикум. Представление идеи проекта, разработка проекта (концепции проекта), участие в конкурсе проектов в качестве зрителя (докладчика), оценка содержания и оформления проектов на соответствие требованиям конкурса.

В ходе работы над проектом применяются методы мозговой атаки, синектики, деловой игры, ситуационного анализа, матрицы идей, вживания в роль, аналогии, ассоциации, создания сценариев.

Тема 2.3. Реализация социокультурного (социального) проекта

Контроль за реализацией проекта. Создание команды проекта. Изучение возможностей каждого члена команды, распределение обязанностей.

Поиск партнеров. Сбор необходимых ресурсов.

Разновидности мероприятий, проводимых в ходе проекта. Методика их подготовки и проведения. Корректировка плана мероприятий в ходе реализации проекта.

Завершение работы над проектом, составление отчета о его реализации. Подготовка проекта к защите. Основные требования к докладу и докладчику. Разработка презентации.

Практикум: разработка и реализация (участие в реализации) краткосрочного социокультурного (социального) проекта; защита проекта (доклад, презентация); оценка выступления на соответствие требованиям конкурса.

Тема 2.4. Проектирование в сфере волонтерской деятельности

Краткая история возникновения и развития мирового волонтерского движения. Особенности развития волонтерского движения в России.

Сравнительная характеристика понятий «волонтер» и «доброволец». Всеобщая Декларация Добровольчества.

60

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

Кодекс добровольцев России. Принципы добровольческой деятельности. Мотивы волонтерской деятельности. Личностные и профессиональные качества волонтера. Способы их развития.

Добровольческие, волонтёрские и благотворительные общественные организации в Свердловской области. Регистрация волонтеров, порядок заполнения и ведения личной книжки волонтера.

Практикум: ознакомление с деятельностью отряда волонтеров и планом их работы, участие в мероприятиях.

Тема 2.5. Организация деятельности волонтеров в образовательном учреждении. Волонтерские проекты.

Ведущие направления деятельности волонтерской группы: поддержка нуждающихся; благоустройство территории; просветительская деятельность; природоохранная деятельность; пропаганда здорового образа жизни. Методика подготовки и проведения акции. Особенности разработки и реализации волонтерских проектов.

Практикум: популяризация волонтерской деятельности среди учащихся образовательного учреждения, организация деятельности по их вовлечению в волонтерскую деятельность; инициирование, подготовка и проведение волонтерской акции (проекта) учащихся младших классов.

Модуль 3. Информационная культура педагога

Тема 3.1. IT-технологии в образовании.

Создание информационной образовательной среды как задача современного учреждения образования. Поиск, хранение, передача информации как функции профессиональной деятельности педагога. Информационные средства обучения в профессиональной деятельности педагога. Использование электронных учебников и мультимедийных энциклопедий. Возможности электронной доски как современного обучающего средства. Электронные журналы. Значение информационных технологий в профессиональной деятельности педагога.

Тема 3.2. Работа педагога со средствами Microsoft Offis.

Умение создавать и редактировать текстовые документы в профессиональной деятельности педагога. Работа с таблицами. Умение составлять графики, диаграммы, гистограммы в профессиональной деятельности педагога.

Тема 3.3. WEB-ресурсы в профессиональной деятельности педагога.

Создание и ведение сайта как способ трансляции передового опыта педагогов. Наиболее популярные WEB-ресурсы в профессиональной деятельности педагога: Blogger.ru, Googl сайты, Wordpress.cjm. Создание своего ресурса и его администрирование в профессиональной деятельности педагога.

Тема 3.4. Формы представления мультимедийной информации в профессиональной деятельности педагога.

Значение использования мультимедийных технологий в профессиональной деятельности педагога. Ресурсы, используемых для создания презентационных материалов. Power Point возможности совместной работы. PREZI.com. Swey.

Тема 3.5. Монтаж видео и фото в профессиональной деятельности педагога.

Необходимость использования видео и фото-материалов в профессиональной деятельности педагога. Монтаж видео и фото как средство реализации проектной деятельности. Возможности информационных ресурсов для монтажа видео и фото-материалов. Создание и редактирование видео и фото с помощью MovieMaker.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

61

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

Тема 3.6. Геймификация в образовании.

Понятие геймификации. Значение использования игровых технологий в образовательном процессе. Образовательные проекты, содержащие элементы геймификации в сети Интернет. Создание обучающих игр с использованием IT-технологий. Создание логических игр с использованием IT-технологий. Создание интерактивных викторин. Создание обучающих игр с использованием IT-технологий.

Тема 3.7. Система виртуализации в профессиональной деятельности педагога Понятие виртуализации в профессиональной деятельности педагога. Ресурсы, используемые в виртуализации в профессиональной деятельности педагога. VirtualBox. VMWare. Microsoft Virtual PC. Загрузка информации с диска или флешки. Удаленный рабочий стол. Тема 3.8. Защита компьютера в педагогической профессии.

Необходимость защиты компьютера в профессиональной деятельности педагога. Возможности заражения компьютера. Современные способы защиты информации. Современные способы защиты компьютера от заражения. Вирусы и антивирусные программы. LiveCD проверка.

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА»

4.1. Темы и содержание практических занятий

Модуль 1. Введение в педагогику.

Тема 1.1. «Нормативные основы профессиональной деятельности педагога».

- Закон «Об образовании в Российской федерации» о правах и обязанностях родителей или лиц их заменяющих и педагогов.

- Портрет выпускника (на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования).

- Что должен знать и уметь современный педагог (на основе Профессионального стандарта педагога).

Литература

1. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции приказов от 29 декабря 2014г. №1645): [электронный ресурс]. Режим доступа: http://kem-edu.ucoz.ru/index/fgos/0-26

2. Профессиональный стандарт педагога: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://law-pravda.ru/zakony/professionalnye-standarty-utverzhdennye-ministerstvom-truda-2016.html

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016): [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Тема 1.2. «Миссия учителя». Дискуссия.

- В чем особенности профессии педагога.

- Действительно ли педагог должен реализовывать особую миссию.

62

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

- Какова миссия педагога с позиции государства и общества. Литература

1. Бермус А. Г. Введение в педагогическую деятельность [Электронный ресурс]: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. 112 с. URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242. Рек. УМО.

2. Профессиональный стандарт педагога: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://law-pravda.ru/zakony/professionalnye-standarty-utverzhdennye-ministerstvom-truda-2016.html

Тема 1.3. «Краткий экскурс в историю образования».

- Школы Древнего Египта и Месопотамии.

- Специфика школьного образования в Афинах и Спарте.

- Обучение в средневековой школе.

- Специфика обучения и воспитания в школах нового времени. Литература

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунов. - М. : Сфера, 2005. - 512 с.

2. Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию: Учебное пособие. - М., 2003. - 216 с.

3. Попов В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203с.

Тема 1.5. «Основы теории обучения».

- Традиционные методы обучения.

- Активные методы обучения.

- Интерактивные методы обучения. Литература

1. Гуревич П.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник / Гуре-вичП.С. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 321 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117. Рек. УМО.

2. Козьяков Р. В. Психология и педагогика. Ч. 2. Педагогика [Электронный ресурс]: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. - 727 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214209. Рек. УМО.

Тема 1.6. «Основы теории воспитания».

- Поощрение и наказание как традиционные методы воспитания.

- Значение примера в воспитании личности.

- Убеждение, разъяснение, дискуссия как методы воспитания.

- Игра как один из самых популярных методов воспитания.

- Соревновательный метод в воспитании. Литература

1. Гуревич П.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник / Гуревич П.С. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 321 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117. Рек. УМО.

63

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

2. Козьяков Р. В. Психология и педагогика. Ч. 2. Педагогика [Электронный ресурс]: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. - 727 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214209. Рек. УМО.

3. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия 2011. 142 с. Рек. УМО.

Тема 1.7. «Основные направления в деятельности педагога».

- Развитие инклюзивного образования в современной России.

- Работа с одаренными детьми и подростками.

- Профилактика зависимостей у детей и подростков (табакокурение, алкогольная зависимость, наркотическая зависимость, компьютерная зависимость, гаджет-зависимость, бью-ти-зависимость, шопоголизм и др.).

- Профилактика делинквентного поведения.

Литература

1. Гуревич П.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник / Гуре-вичП.С. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 321 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117. Рек. УМО.

2. Ермаков В.А. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2011., - 302 стр. URL: http://www.biblioclub.ru/shop/index.php?page=book&id=90708/. Рек. УМО

3. Социальная педагогика: учебник / М.А. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Галагузо-ва, Т.С. Дорохова, И.А. Ларионова, Н.В. Молчанова / под общ. ред. М.А. Галагузовой. М.: Инфра-М, 2016. 320 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.dx.doi.org/10.12737/17214. Рек. УМО.

Модуль 2. Социокультурные проекты

Тема 2.1. Понятие «проект», классификация проектов по разным основаниям.

- Проектирование - для всех и везде!

- Типология проектов по разным основаниям.

- Презентация проектов обучающихся старших классов (студентов), встреча с руководителями проектных групп.

- Социокультурный проект, его цели и задачи.

Литература

Гриценко Г.А. Социальное проектирование в работе с молодежью [Текст] / Г. А. Гриценко; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2008. - 162 с.

Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. - 240 с.

Социально-культурная деятельность. Сборник студенческих работ [Электронный ресурс]. - М.: Студенческая наука, 2012. - 1760 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228061

Социальное проектирование в эпоху культурных трансформаций [Электронный ресурс]. - М.: ИФ РАН, 2008. - 268 с. URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=64078

64

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

Тема 2.2. Разработка социокультурного (социального) проекта

- Как рождается проект? (интерактивное занятие с использованием методов мозговой атаки, синектики, деловой игры, ситуационного анализа, матрицы идей, вживания в роль, аналогии, ассоциации - на выбор педагога).

- Защита идеи будущего проекта.

- Составление концепции проекта (самостоятельнаяработа - 1 час)

- Оценка жизнеспособности проекта. Социальная диагностика.

- Разработка анкеты и проведение анкетирования (самостоятельная работа - 2 часа)

- Планирование проекта. Составление бюджета проекта

- Текстовое оформление проекта (самостоятельнаяработа - 2 часа).

- Подготовка проекта к участию в конкурсе.

- Типичные ошибки при разработке проектов. Литература

Гриценко Г.А. Социальное проектирование в работе с молодежью [Текст] / Г. А. Гриценко; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2008. - 162 с.

Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. - 240 с.

Социально-культурная деятельность. Сборник студенческих работ [Электронный ресурс]. - Москва : Студенческая наука, 2012. - 1760 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228061

Социальное проектирование в эпоху культурных трансформаций [Электронный ресурс]. - М. : ИФ РАН, 2008. - 268 с. URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=64078

Тема 2.3. Реализация социокультурного (социального) проекта

- Создание команды проекта, распределение обязанностей.

- Способы сбора необходимых ресурсов.

- Составление плана подготовки и проведения мероприятия.

- Подготовка и проведение мероприятий в рамках проекта (6 часов)

- Основные требования к докладу и докладчику. Ораторское мастерство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Разработка презентации.

- Защита проекта - 2 часа. Литература

Горюнова И. Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений. Лекции и сценарии [Электронный ресурс] / И. Э. Горюнова. - СПб. : Композитор, 2009. - 232 с. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2854

Гриценко Г.А. Социальное проектирование в работе с молодежью [Текст] / Г. А. Гриценко; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2008. - 162 с. (11 экз.).

Гузик М. А. Игра как феномен культуры. Учебное пособие 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012., 268 стр. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103489/.

Тема 2.4. Проектирование в сфере волонтерской деятельности

- Принципы добровольческой деятельности.

- Мотивы волонтерской деятельности.

- Способы развития личностных и профессиональных качеств волонтера.

65

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

- Структура и содержание деятельности отряда волонтеров. Заполнение и ведение личной книжки волонтера.

- Участие в мероприятиях, подготовленным отрядом волонтеров. Литература

Социальное проектирование в эпоху культурных трансформаций [Электронный ресурс]. - М.: ИФ РАН, 2008. - 268 с. URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=64078

Фиофанова, О. А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. А. Фиофанова. - М.: Издательство «Флинта», 2012. - 120 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114741.

Тема 2.5. Организация деятельности волонтеров в образовательном учреждении. Волонтерские проекты.

- Методика подготовки и проведения акции (2 часа).

- Особенности разработки и реализации волонтерских проектов.

- Подготовка мероприятий в целях популяризации волонтерской деятельности среди учащихся образовательного учреждения (2 часа).

- Проведение мероприятий в целях популяризации волонтерской деятельности среди учащихся образовательного учреждения (самостоятельная работа - 3 часа)

- Инициирование волонтерской акции (проекта).

- Привлечение волонтеров (учащихся, родителей, педагогов, партнеров образовательного учреждения) к участию в акции (проекте).

- Подготовка волонтерской акции (проекта). (2 часа)

- Проведение волонтерской акции (проекта) (самостоятельная работа - 6 часов).

- Самоанализ деятельности по подготовке акции (проекта) (самостоятельная работа -

1 час).

- Анализ работы по подготовке и проведению волонтерской акции (проекта) (2 часа). Литература

Гриценко Г.А. Социальное проектирование в работе с молодежью [Текст] / Г. А. Гриценко; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2008. - 162 с.

Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. - 240 с.

Социально-культурная деятельность. Сборник студенческих работ [Электронный ресурс]. - М.: Студенческая наука, 2012. - 1760 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228061

Социальное проектирование в эпоху культурных трансформаций [Электронный ресурс]. - М.: ИФ РАН, 2008. - 268 с. URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=64078

Модуль 3. Информационная культура педагога. Тема 3.1. IT-технологии в образовании.

- Использование электронных учебников и мультимидийных энциклопедий.

- Возможности электронной доски как современного обучающего средства.

- Электронные журналы. Литература

66

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

1. Информационные технологии: учебник / Ю. Ю. Громов, И. В. Дидрих, О. Г. Иванова, М. А. Ивановский, В. Г. Однолько. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 260 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2015/gromov-t.pdf. Допущ. УМО.

2. Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 304 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://download.mrsei.ru/pp/kgm/books/Informatsionnyie%20tehnologii%20v%20pedagogichesko m%20obrazovanii.pdf. Рек. «Центр качества профессионального образования»

3. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия 2011. 142 с. Рек. УМО.

Тема 3.2. Работа педагога со средствами Microsoft Offis.

- Работа с текстовым документом.

- Работа с таблицами.

- Построение графиков, диаграмм, гистограмм. Литература

1. Информационные технологии: учебник / Ю. Ю. Громов, И. В. Дидрих, О. Г. Иванова, М. А. Ивановский, В. Г. Однолько. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 260 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2015/gromov-t.pdf. Допущ. УМО.

2. Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 304 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://download.mrsei.ru/pp/kgm/books/Informatsionnyie%20tehnologii%20v%20pedagogichesko m%20obrazovanii.pdf. Рек. «Центр качества профессионального образования»

3. Работа с текстовым редактором MS Word : метод. ука- зания [Электронный ресурс] / сост. И.В. Речицкая ; Дальневост. федерал. ун-т., Инженерная школа. - Электрон. дан. - Владиво- сток : Издат. дом Дальневост. федерал. ун-та, 2013. - 60 с. - Acrobat Reader, Foxit Reader либо любой другой их аналог. - Режим доступа: http://dvfu.ru/web/is/publikacii1. Тема 3.3. WEB-ресурсы в профессиональной деятельности педагога.

- Сайт педагога: назначение, структура.

- Создание и администрирование сайта педагога. Литература

1. Информационные технологии: учебник / Ю. Ю. Громов, И. В. Дидрих, О. Г. Иванова, М. А. Ивановский, В. Г. Однолько. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 260 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2015/gromov-t.pdf. Допущ. УМО.

2. Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 304 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://download.mrsei.ru/pp/kgm/books/Informatsionnyie%20tehnologii%20v%20pedagogichesko m%20obrazovanii.pdf. Рек. «Центр качества профессионального образования»

3. Технологии разработки WEB-ресурсов: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://great-world.ru/texnologii-razrabotki-web-resursov/

67

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

Тема 3.4. Формы представления мультимедийной информации в профессиональной деятельности педагога.

- Создание презентации в Power Point.

- Создание презентации в PREZI.com.

- Создание презентации в Swey. Литература

1. Информационные технологии: учебник / Ю. Ю. Громов, И. В. Дидрих, О. Г. Иванова, М. А. Ивановский, В. Г. Однолько. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 260 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2015/gromov-t.pdf. Допущ. УМО.

2. Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 304 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://download.mrsei.ru/pp/kgm/books/Informatsionnyie%20tehnologii%20v%20pedagogichesko m%20obrazovanii.pdf. Рек. «Центр качества профессионального образования».

3. Способы представления мультимедийной информации в компьютере: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/programming/3c0a65635a2bd79b4d53b89421316c27_0.html

Тема 3.5. Монтаж видео и фото в профессиональной деятельности педагога.

- Создание видео и фото с помощью MovieMaker.

- Редактирование видео и фото с помощью MovieMaker. Литература

1. Информационные технологии: учебник / Ю. Ю. Громов, И. В. Дидрих, О. Г. Иванова, М. А. Ивановский, В. Г. Однолько. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 260 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2015/gromov-t.pdf. Допущ. УМО.

2. Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 304 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://download.mrsei.ru/pp/kgm/books/Informatsionnyie%20tehnologii%20v%20pedagogichesko m%20obrazovanii.pdf. Рек. «Центр качества профессионального образования»

3. Кривоусов А. Работа с программой Windows Movie Maker: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/07/17/rabota-s-programmoy-windows-movie-maker

Тема 3.6. Геймификация в образовании.

- Создание логических игр с использованием IT-технологий.

- Создание интерактивных викторин.

- Создание обучающих игр с использованием IT-технологий. Литература

1. Варенина Л.П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. №6-2. С. 314-317. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-obrazovanii

2. Информационные технологии: учебник / Ю. Ю. Громов, И. В. Дидрих, О. Г. Иванова, М. А. Ивановский, В. Г. Однолько. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 260

68

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2015/gromov-t.pdf. Допущ. УМО.

3. Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 304 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://download.mrsei.ru/pp/kgm/books/Informatsionnyie%20tehnologii%20v%20pedagogichesko m%20obrazovanii.pdf. Рек. «Центр качества профессионального образования»

Тема 3.7. Система виртуализации в профессиональной деятельности педагога

- VirtualBox.

- VMWare.

- Microsoft Virtual PC.

Литература

1. Информационные технологии: учебник / Ю. Ю. Громов, И. В. Дидрих, О. Г. Иванова, М. А. Ивановский, В. Г. Однолько. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 260 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2015/gromov-t.pdf. Допущ. УМО.

2. Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 304 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://download.mrsei.ru/pp/kgm/books/Informatsionnyie%20tehnologii%20v%20pedagogichesko m%20obrazovanii.pdf. Рек. «Центр качества профессионального образования»

3. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия 2011. 142 с. Рек. УМО.

Тема 3.8. Защита компьютера в педагогической профессии.

- Современные способы защиты информации.

- Современные способы защиты компьютера от заражения. Вирусы и антивирусные программы.

- LiveCD проверка.

Литература

1. Информационные технологии: учебник / Ю. Ю. Громов, И. В. Дидрих, О. Г. Иванова, М. А. Ивановский, В. Г. Однолько. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 260 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2015/gromov-t.pdf. Допущ. УМО.

2. Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 304 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://download.mrsei.ru/pp/kgm/books/Informatsionnyie%20tehnologii%20v%20pedagogichesko m%20obrazovanii.pdf. Рек. «Центр качества профессионального образования»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Как защитить компьютер от вирусов: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ironfriends.ru/kak-zashhitit-kompyuter-ot-virusov/

69

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА»

Формы контроля за работой учащихся:

1. Выборочный опрос на лекциях.

2. Работа в команде при выполнении практических заданий.

3. Опрос при проведении практических занятий.

4. Контрольное тестирование.

5. Контрольная работа в виде реферата, презентации.

5.1. Примерные темы рефератов

1. Миссия современного педагога.

2. Эволюция школы.

3. Профессиональный стандарт педагога: «за» и «против».

4. Патриотическое воспитание в современной России.

5. Экологическое воспитание в современной России.

6. Современные методы и средства обучения.

7. Современные методы и средства воспитания.

8. Технологии здоровьесбережения.

9. Профилактика нехимических видов зависимостей.

10. Направления духовно-нравственного воспитания в современной России.

1.2. Примерные темы для презентаций

1. Конфуций - Учитель с большой буквы.

2. Квинтилиан - воспитание оратора.

3. Ян Амос Коменский - основоположник научной дидактики.

4. Иоган Генрих Песталоцци - педагог «неистовой любви к детям».

5. Константин Дмитриевич Ушинский - отец российской педагогики).

6. Педагогическая система Антона Семеновича Макаренко.

7. Мария Монтессори - педагог-реформатор.

8. Януш Корчак (пример несгибаемой воли и героизма.

9. «Школа радости» В. А. Сухомлинского.

1.3. Примерные темы для презентаций

1. Отредактировать текстовый документ.

2. Построить диаграмму, гистограмму, график.

3. Создать презентацию.

4. Создать видеоролик.

5. Создать обучающую, логическую игру.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6.1. Рекомендуемая литература Основная литература

1. Бермус А. Г. Введение в педагогическую деятельность [Электронный ресурс]: учебник. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 112 с. URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242. Рек. УМО.

70

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

2. Гузик М. А. Игра как феномен культуры. Учебное пособие 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012., 268 стр. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103489/.

3. Гуревич П.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник / Гуре-вичП.С. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 321 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117. Рек. УМО.

4. Ермаков В. А. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие.

- М.: Евразийский открытый институт, 2011., - 302 стр. URL: http://www.biblioclub.ru/shop/index.php?page=book&id=90708/. Рек. УМО

5. Козьяков Р. В. Психология и педагогика. Ч. 2. Педагогика [Электронный ресурс]: учебник. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 727 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214209. Рек. УМО.

6. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия 2011. - 142 с. Рек. УМО (20)

Дополнительная

1. Варенина Л.П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. №6-2. С. 314-317. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-obrazovanii

2. Горюнова И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений. Лекции и сценарии [Электронный ресурс] / И. Э. Горюнова. - СПб. : Композитор, 2009. - 232 с. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2854

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунов. - М. : Сфера, 2005. - 512 с.

4. Как защитить компьютер от вирусов: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ironfriends.ru/kak-zashhitit-kompyuter-ot-virusov/

5.Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию: Учебное пособие. - М., 2003. - 216 с.

6. Кривоусов А. Работа с программой Windows Movie Maker: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/07/17/rabota-s-programmoy-windows-movie-maker

7. Попов В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203с.

8. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции приказов от 29 декабря 2014г. №1645): [электронный ресурс]. Режим доступа: http://kem-edu.ucoz.ru/index/fgos/0-26

9. Профессиональный стандарт педагога: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://law-pravda.ru/zakony/professionalnye-standarty-utverzhdennye-ministerstvom-truda-2016.html

10. Работа с текстовым редактором MS Word : метод. ука- зания [Электронный ресурс] / сост. И.В. Речицкая ; Дальневост. федерал. ун-т., Инженерная школа. - Электрон. дан.

- Владиво- сток : Издат. дом Дальневост. федерал. ун-та, 2013. - 60 с. - Acrobat Reader, Foxit Reader либо любой другой их аналог. - Режим доступа: http://dvfu.ru/web/is/publikacii1.

11. Социальная педагогика: учебник / М.А. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Галагузо-ва, Т.С. Дорохова, И.А. Ларионова, Н.В. Молчанова / под общ. ред. М.А. Галагузовой. М.:

71

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

Инфра-М, 2016. 320 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.dx.doi.org/10.12737/17214. Рек. УМО.

12. Фиофанова, О. А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. А. Фиофанова. - М.: Издательство «Флинта», 2012. - 120 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114741.

13. Социальное проектирование в эпоху культурных трансформаций [Электронный ресурс]. - М. : ИФ РАН, 2008. - 268 с. Режим доступа http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=64078.

14. Способы представления мультимедийной информации в компьютере: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/programming/3c0a65635a2bd79b4d53b89421316c27_0.html

15. Технологии разработки WEB-ресурсов: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://great-world.ru/texnologii-razrabotki-web-resursov/

16. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016): [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Информационное обеспечение дисциплины Электронные библиотечные системы

1. Университетская библиотека онлайн http://biblioclub.ru/

2. Издательство «ИВИС» http://ebiblioteka.ru/

3. Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/

4. Электронная библиотека диссертаций РГБ http://diss.rsl.ru/

5. Некоммерческое партнерство «Социальный проект»: Электронная база социальных проектов. http://www.socproekt.info/.

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении данной дисциплины используются: аудиовизуальные материалы в программе Power Point; технические средства обучения - компьютерная техника, проектор, экран.

72

© Верхотурова Ю.А., Дорохова Т.С., 2017

Верхотурова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет;

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.