Научная статья на тему 'Народная педагогика как средство адаптации дошкольников'

Народная педагогика как средство адаптации дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / FOLK PEDAGOGY / ADAPTATION / SOCIALIZATION / PRESCHOOL CHILDREN / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохова Татьяна Сергеевна, Кудрявцева Екатерина Олеговна

В статье рассматриваются трудности адаптационного характера, с которыми сталкиваются дошкольники, приходя в образовательную организацию. Одним из средств преодоления данных трудностей является народная педагогика. В статье представлены отдельные примеры использования фольклорных произведений (пестушек, колыбельных, сказок, игр) для решения проблем адаптации ребенка к условиям ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK PEDAGOGY AS A MEANS OF ADAPTATION OF CHILDREN TO PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article discusses the difficulties of adaptation faced by children coming into the educational organization. One means of overcoming these difficulties is a folk pedagogy. The article presents some examples of the use of folklore works (pastuszek, lullabies, stories, games) to solve the problems of the child's adaptation to the conditions of the preschool educational institution.

Текст научной работы на тему «Народная педагогика как средство адаптации дошкольников»

УДК 372.365:39

Т. С. Дорохова Е. О. Кудрявцева г. Екатеринбург, Россия

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: народная педагогика, адаптация, социализация, дети дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются трудности адаптационного характера, с которыми сталкиваются дошкольники, приходя в образовательную организацию. Одним из средств преодоления данных трудностей является народная педагогика. В статье представлены отдельные примеры использования фольклорных произведений (пестушек, колыбельных, сказок, игр) для решения проблем адаптации ребенка к условиям ДОО.

T. S. Dorokhova E. O. Kudryavtseva

Yekaterinburg, Russia

FOLK PEDAGOGY AS A MEANS OF ADAPTATION OF CHILDREN TO PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

KEYWORDS: folk pedagogy, adaptation, socialization, preschool children, preschool educational institution.

ABSTRACT. The article discusses the difficulties of adaptation faced by children coming into the educational organization. One means of overcoming these difficulties is a folk pedagogy. The article presents some examples of the use of folklore works (pastuszek, lullabies, stories, games) to solve the problems of the child's adaptation to the conditions of the preschool educational institution.

Одной из основных задач совре- льного образования нацеливает педагогов менного российского образования является на создание благоприятных условий для создание условий для успешной позитив- «развития способностей и творческого поной социализации личности. Эта задача за- тенциала каждого ребенка как субъекта от-фиксирована и в нормативных документах, ношений с самим собой, другими детьми, регулирующих образование вообще и до- взрослыми и миром; объединения обучения школьное образование в частности. Так, и воспитания в целостный образовательный согласно закону «Об образовании в Россий- процесс на основе духовно-нравственных и ской Федерации», дошкольная ступень ста- социокультурных ценностей и принятых в ла обязательной в системе непрерывного обществе правил и норм поведения в инте-образования, которое, в свою очередь по- ресах человека, семьи, общества...» [8]. нимается как «единый целенаправленный Однако, приходя в образовательную процесс воспитания и обучения, являю- организацию, ребенок часто сталкивается с щийся общественно значимым благом и проблемами адаптационного характера, а осуществляемый в интересах человека, се- именно не может успешно приспособиться мьи, общества и государства.» [7]. Феде- к изменениям, произошедшим в его жизни, ральный государственный стандарт дошко- что может негативно отразиться на его фи-

45

© Дорохова Т.С., Кудрявцева Е.О., 2016

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет;

Кудрявцева Екатерина Олеговна - заместитель директора по воспитательной работе МАДОУ «Ромашка» г. Советский

зическом, психическом и социальном здоровье [5]. Это может проявляться в торможении, напряженном состоянии. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у ребенка страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание. Это состояние было описано в еще 1848 году как болезнь «тоска по дому» - так называли тогда адаптацию. Именно в том, как организм ребенка выдержит приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях. Не случайно проблема адаптации детей дошкольного возраста к условиям общественного воспитания поднимается в трудах многочисленных ученых, в частности Вер-хотуровой Ю.А., Волковой Е.М., Заводчи-ковой О.Г., Тонковой-Ямпольской Р.В. и др. [1, 2, 4]. Данные исследователи подчеркивают сложность процесса адаптации и важность правильной ее организации для успешного решения вопросов всестороннего развития личности ребенка, его социализации.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды) [1. С. 49].

Помочь быстрее адаптироваться к новым создавшимся условиям, нормализовать эмоционально-положительный фон восприятия ребенком окружающей действительности призвана народная педагогика. В народном искусстве заложены большие

воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Народная педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как проявление педагогической культуры масс, зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет ценности народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения.

Говоря о ценности народной педагогики в воспитании детей, современные исследователи отмечают его терапевтический эффект, адаптационную направленность. В силу своих художественных особенностей народная педагогика близка детям, доступна их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Слушая произведения фольклорного характера, включая их в игровую деятельность, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий, приобщаются к усвоению культурных норм, социально значимых знаний и умений [4. С. 27].

Особенность народной педагогики, в частности, фольклора обусловлена, прежде всего, её высокой интонационной выразительностью, а также другими жанровыми особенностями - речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения обуславливают доступность и привлекательность фольклора для восприятия дошкольниками.

Следует отметить также, что народная педагогика способствует более простому и комфортному установлению эмоционального контакта между взрослым и ребенком. Ведь посредством народного поэтического слова, взрослые могут выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в него, подчеркнуть его красоту, силу, сметливый ум («Коленька хороший, Ко-

46

© Дорохова Т.С., Кудрявцева Е.О., 2016

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет;

Кудрявцева Екатерина Олеговна - заместитель директора по воспитательной работе МАДОУ «Ромашка» г. Советский

ленька пригожий», «Этот конь богатырь для Алеши-удальца», «Маша черноброва»).

Использование фольклорных произведений имеет и высокий организационный потенциал, в частности позволяет грамотно организовать режимные моменты в ДОО. Укладывая детей спать, резонно использовать колыбельные песни, во время подъема, умывания, одевания - ласковые пестушки, прибаутки, «подговорки», совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка. Наблюдения показывают, что произносимые взрослыми короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него положительную реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали-поехали»), вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым [3].

Особую значимость, на наш взгляд, приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Правильно подобранная, с вы-

ЛИТЕРАТУРА

1. Верхотурова Ю.А. Критерии и показатели социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении / Ю.А. Верхотурова, С.В. Королева // Известия Российской академии образования. 2012. №4. С. 89-95.

2. Волкова Е.М. Рекомендации по адаптации детей в детском саду // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2007. № 2. С. 42-47.

3. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб.: Детство-пресс, 2008. 221 с.

4. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Л.Козлова, Н. Григорьева // Дошкольное воспитание. 2006. № 9. С. 23-31.

5. Дорохова Т.С., Дорохов Д.С. К вопросу о создании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста: Сб. науч. тр. м / под. общ. ред. Т.И. Никифоровой и [др.]. Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015. С.251-254.

6. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи: пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2007. 79 с.

разительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю.

Народные игры помогают в искусственно смоделированной ситуации пережить неприятные или пугающие ребенка моменты, снижают внутреннее напряжение ребенка, а, следовательно, способствуют успешной адаптации в дошкольном учреждении. При подборе материала для работы по адаптации ребенка к ДОО, необходимо принимать во внимание следующие принципы: принцип разнообразия (словесные, хороводные, подвижные игры, пальчиковые и т.д.); принцип традиционности; принцип учета интереса и желания ребенка; принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.

Использование воспитателем различных средств народной педагогики в повседневной жизни детей положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, поступившего в дошкольную образовательную организацию, облегчает его адаптацию к новым условиям, способствует его дальнейшей успешной социализации.

47

© Дорохова Т.С., Кудрявцева Е.О., 2016

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет;

Кудрявцева Екатерина Олеговна - заместитель директора по воспитательной работе МАДОУ «Ромашка» г. Советский

7. Закон «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения 02.04. 2016).

8. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс]. URL: https://edu.tatar.ru/r_sloboda/t-uraevo/dou/page1893358.htm (дата обращения: 02.04.16).

48

© Дорохова Т.С., Кудрявцева Е.О., 2016

Дорохова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет;

Кудрявцева Екатерина Олеговна - заместитель директора по воспитательной работе МАДОУ «Ромашка» г. Советский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.