Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии как средство развития инклюзии в ДОУ'

Здоровьесберегающие технологии как средство развития инклюзии в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕЗБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНКЛЮЗИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохова Татьяна Сергеевна, Кудрявцева Екатерина Олеговна

Целью представленной статьи является демонстрация опыта развития инклюзии в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Ромашка» г. Советский Ханты-Мансийского автономного округа. В качестве средств развития инклюзии используются здоровьесберегающие технологии, нацеленные на сохранение физического здоровья воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии как средство развития инклюзии в ДОУ»

Здоровьесберегающие технологии как средство развития инклюзии в ДОУ

Дорохова Татьяна Сергеевна, Кудрявцева Екатерина Олеговна

ФГБОУ ВПО УрГПУ г.

Екатеринбург

Ключевые слова:

здоровьезберегающие технологии, инклюзия, здоровье, дети с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальная программа развития

Аннотация: целью представленной статьи является демонстрация опыта развития инклюзии в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Ромашка» г. Советский Ханты-Мансийского автономного округа. В качестве средств развития инклюзии используются здоровьесберегающие технологии, нацеленные на сохранение физического здоровья воспитанников.

Одним из основных принципов развития современного отечественного образования является принцип доступности, суть которого в необходимости создания равных возможностей для получения образования всеми детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [1], что, в свою очередь, актуализирует необходимость развития инклюзии в образовательных учреждениях, начиная с дошкольной ступени. Это отражено в таких нормативных документах, как закон «Об образовании в Российской Федерации», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». В частности, согласно профессиональному стандарту в рамках развивающей деятельности функционал педагога включает:

- «... применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся.

- Разработку (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.» [2].

Вышесказанное позволило выделить в качестве одного из основных направлений развития Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ромашка» (далее МАДОУ «Ромашка») г. Советский Ханты-Мансийского автономного округа внедрение инклюзивного образования. Инклюзия (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) предполагает приспособление социума к различным нуждам детей и обеспечение возможности для успешной позитивной социализации всех детей без исключения. Ключевым отличием инклюзии от интеграции является акцентуация на ребенке. Иначе говоря, если интеграция предполагает помощь ребенку в адаптации к среде, то инклюзия - изменение среды в соответствии с потребностями ребенка в адаптации.

В течение нескольких лет в МАДОУ «Ромашка» реализовывались здоровьесберегающие технологии. Оговоримся, здоровье обычно понимается как комплексная категория, включающая физическое, социальное, психическое и духовное благополучие человека [3, с. 252]. В данной статье представлен опыт использования здоровьесберегающих технологий, нацеленных на сохранение физического здоровья. Здоровьесберегающие технологии - это деятельность, включающая в себя алгоритмы, средства и методы, направленные на реализацию комплекса мер по улучшению состояния здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Таким образом, в качестве цели образовательной деятельности МАДОУ «Ромашка» по указанному направлению является создание в учреждении условий для успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования здоровьесберегающих технологий.

Достижение поставленной цели связано с решением ряда задач, что в свою очередь, осуществляется поэтапно. На первом этапе - диагностическом - проводится изучение личности детей (в частности особенностей здоровья), а также условий среды, в которой они воспитываются.

На втором этапе - на основании выявленных в ходе диагностики результатов разрабатывается индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ, в содержание которой обязательно включаются здоровьесберегающие технологии. Используются такие технологии, как гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, ортопедическая, корригирующая, фитбол), игровые (двигательные игры), закаливание (воздушное, солевое, обтирание и т. п.), динамические паузы, массаж и т. д. Особое внимание уделяется также применению психотерапевтических (песочная терапия, водная терапия, цветотерапия, сказкотерапия) и арт-терапевтических (музыкотерапия, изотерапия, театральная терапия) технологий. Наблюдение за детьми, а также опросы родителей показывают, что наиболее любимой детьми и при этом эффективной здоровьесберегающей технологией в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является плавание.

Третий этап - реализационный - предполагает собственно деятельность в рамках разработанной индивидуальной программы. Для реализации технологий, направленных на сохранение физического здоровья детей, в учреждении функционируют два физкультурных зала, два музыкальных зала, игровые комнаты, медицинский кабинет, изолятор, спортивные площадки на улице, беговая дорожка, бассейн, фито-бар. С детьми помимо воспитателей работают такие специалисты, как педагоги-психологи, социальный педагог, логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог по изо-деятельности.

Четвертый этап - рефлексивный - предполагает анализ проделанной работы, который осуществляется посредством наблюдения за детьми, тестирования детей (педагогического, психологического), измерения физических показателей развития детей, опроса родителей (анкеты, индивидуальные беседы).

В 2011 году в МАДОУ «Ромашка» была впервые открыта группа кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья. Из первого выпуска:

- трое детей в 2012 году пошли в школу, и сегодня показывают образовательные результаты, соответствующие норме;

- двое детей обучаются в классе седьмого вида для детей с задержкой психического развития;

- один ребенок восьмого вида находится на индивидуальном обучении.

На основании анализа проделанной работы, была разработана комплексная адаптивная программа инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья «Аленький цветочек». В сентябре 2013 года начала свою работу группа полного дня для детей с ограниченными возможностями здоровья, которую на сегодняшний день посещают 15 человек.

Одним из показателей успешности применения здоровьесберегающих технологий в данной группе является уровень заболеваемости. Мониторинг, проводимый в группе на протяжении последних двух лет, показывает, что уровень заболеваемости детей постепенно снижается, а процент посещаемости детьми учреждения неуклонно растет. Так, если в период с сентября по июнь 2013 посещаемость детского сада детьми с ограниченными возможностями здоровья составляла 63 % (процент посещаемости варьируется в течение года), в 2014 году - 71%, то в 2015 году - уже 89%.

В заключении хотелось бы отметить, что использование названных выше здоровьесберегающих технологий в МАДОУ «Ромашка» г. Советский ХМАО в рамках реализации комплексной

адаптивной программы «Аленький цветочек» (включающей индивидуальные программы развития, разработанные для каждого ребенка), позволило создать в учреждении условия, способствующие успешной адаптации к социуму детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» URL:

http://www.consultant.ru/document/cons doc law 140174/ ((дата обращения 4.03. 2016).

2. Профессиональный стандарт Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» URL: http://www.8school.info/docs/prof st ped.pdf (дата обращения 4.03. 2016).

3. Дорохова Т.С., Дорохов Д.С. К вопросу о создании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста: Сб. науч. тр. м / под. общ. ред. Т.И. Никифоровой и [др.]. Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015. С.251-254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.