Библиографический список
1. Словарь-справочник современного российского профессионального образования [Текст] / сост.: В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков. — Вып. 1. — М. : ФИРО, 2010. —19 с.
2. Зимняя, И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) [Текст] / И. А. Зимняя // Материалы XV Всерос. науч.-метод. конф. «Проблемы качества образования». — М., 2004. — Кн. 2. — С. 7-10.
3. Черкасов, В. А. Оптимизация методов и приемов в обучении в общеобразовательной средней школе [Текст] / В. А. Черкасов. — Иркутск : Изд-во Иркут. пед. ин-та, 1985.
4. Леонтьев, А. Н. Эволюция психики. Избранные психологические труды [Текст] / А. Н. Леонтьев ; под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : Модек, 1999. — 411 с.
5. Дуранов, М. Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность : Проблемы, исследование и организация [Текст] : монография / М. Е. Дуранов. — М. : ВЛАДОС, 2009. — 365 с.
6. Сериков, Г. Н. Образование : Аспекты системного отражения [Текст] / Г. Н. Сериков. — Курган, 1997. — 464 с.
7. Беспалько, Б. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / Б. П. Беспалько. — М. : Педагогика, 1989. —192 с.
8. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М. : Педагогика, 1989. — 560 с.
9. Черкасов, В. А. Оптимизация методов и приемов в обучении в общеобразовательной средней школе [Текст] / В. А. Черкасов. — Иркутск : Изд-во Иркут. пед. ин-та, 1985. — 198 с.
10. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство [Текст] : приказ Минобразования и науки РФ от 22 июня 2010 г. № 677.
11. Белич, В. В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности [Текст] / В. В. Белич. — Челябинск : Юж-Урал. кн. из-во, 1991. — 170 с.
12. Серкова, Г. Г. Самостоятельная работа учащихся образовательных учреждений : Оптимизационный подход к развитию самостоятельной деятельности [Текст] / Г. Г. Серкова. — Челябинск, 2003. — 107 с.
УДК 377+372.016:54 М. Г. Соколова, зам. директора Чебаркульского
профессионального техникума (ЧПТ), Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: [email protected]
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
В статье показана роль рабочей тетради по химии как средства формирования профессиональной компетентности будущих специалистов лесного хозяйства в ССУЗе; раскрывается понятие рабочей тетради, представлен опыт ее применения в Чебаркульском профессиональном техникуме.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, рабочая тетрадь.
Одна из целей модернизации российского образования — подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и готового к постоянному профессиональному росту, имеющего социальную и профессиональную
мобильность, т. е. профессионально компетентного. Профессиональная компетентность в психолого-педагогической литературе понимается как сущностная характеристика профессионализма, представляющая собой интегративное качество, основанное на совокупности фундаментальных научных знаний, практических умений
и навыков, свидетельствующих о готовности и способности студента успешно осуществлять профессиональную деятельность. С первых дней профессиональной подготовки будущий специалист должен понимать свое положение и функции в системе обучения в ССУЗе. Поэтому сегодня так важно создавать новые, более эффективные средства обучения [1].
По нашему мнению, одним из важных предметно-знаковых средств обучения, способствующих формированию профессиональной компетентности будущих специалистов, является рабочая тетрадь.
В немногочисленных исследованиях, публикациях, касающихся этого данного вида учебных изданий (Л. М. Ермолаева, И. Н. Ионов, А. И. Княжицкий, Ю. Л. Троицкий, Е. Н. Эрга-нова и др.), отражены отдельные вопросы повышения эффективности учебного процесса при помощи рабочих тетрадей, сформулированы некоторые методические принципы организации учебного процесса при их использовании.
Анализ педагогических исследований позволяет констатировать наличие различных трактовок понятия «рабочая тетрадь»:
- открытая система текстов, вопросов и заданий, обращенная к ученику, способная к качественному и количественному обогащению, перманентному преобразованию [2];
- разновидность учебного пособия с заданиями для самостоятельной работы в ней учащихся. Тетрадь выполняет функции управления самостоятельной деятельностью, а также методической помощи в формировании учебных умений и навыков, интеграции элементов УМК [3];
- наглядное представление основного учебного материала в логике познавательной деятельности, которая конструируется и в знаковой форме, а учебная деятельность специально конструируется, обеспечивая при этом пооперационное формирование мыслительных процессов [4];
- пособие с печатной основой для работы непосредственно на содержащихся в нем заготовках; применяется преимущественно на первоначальных этапах изучения темы с целью увеличения объема практической деятельности и разнообразия содержания, форм работы, а также видов деятельности студентов [5];
- особый жанр учебной литературы и компонент учебно-методического комплекта технологического содержания [6];
- материальный объект, искусственно созданный специально для учебных целей и вовлекаемый в воспитательно-образовательный
процесс в качестве инструмента деятельности педагога и учащегося [7];
- одноразовое дидактическое пособие на печатной основе, в котором ученик читает и здесь же выполняет различные задания, используя представленные в тетради заготовки [8].
Представленные выше определения свидетельствуют о том, что понятие «рабочая тетрадь» полисемично. Нами рабочая тетрадь рассматривается как дидактическое средство организации самостоятельной работы студентов по освоению учебной дисциплины и формирования профессиональной компетентности.
Проблема применения рабочей тетради в профессиональном обучении является актуальной. Это обусловлено тем, что учебный процесс в ССУЗе должен быть подчинен формированию компетентного специалиста, развитию интеллектуального потенциала личности, развитию продуктивного мышления студентов. Внедрение рабочей тетради в практику учебного процесса ССУЗа способствует решению следующих задач: продолжить работу над развитием познавательной деятельности обучающихся, их когнитивных способностей; способствовать более прочному усвоению теоретических знаний; формировать умения грамотно использовать понятийный аппарат, решать теоретические и практические профессионально ориентированные задачи; формировать у студентов умения и навыки самоконтроля; осуществлять контроль за ходом обучения студентов по дисциплине.
Анализ традиционных рабочих тетрадей показывает, что в образовательном процессе ССУЗа они чаще всего выполняют роль методических указаний, представляют систему заданий и контрольные вопросы, ориентируют на выполнение лабораторных работ и предлагают форму отчетности. Можно сказать, что они выполняют две основные функции: обучающую (тренировочную) и контролирующую, но возможны и другие функции: например, сопровождения самостоятельной работы обучающихся и индивидуализации обучения, рефлексивно-оценочная, информационно-коммуникационная и т. д.
Разработанная нами рабочая тетрадь по дисциплине «Химия» посвящена разделу «Минеральные удобрения». При разработке рабочей тетради мы исходили из требований ФГОС СПО, требований к современным дидактическим средствам, назначения рабочей тетради и выполняемых ею функций. Данное дидактическое средство разработано в соответствии с компетентностным, интегративным, деятель-ностным подходами (табл. 1).
Таблица 1
Подходы, реализованные в рабочей тетради по химии для обучающихся
Подходы Обоснование применения подхода Реализация подхода в рабочей тетради Влияние подхода на результат освоения дисциплины
Компетентностный Требования ФГОС СПО Система заданий, самооценки и оценки результатов с учетом компетенций Формирование ОК, ПК
Интегративный Учет специфики профессиональной деятельности Задания профессионально ориентированного характера Формирование ПК
Деятельностный Направленность всех педагогических мер на организацию активной, усложняющейся деятельности обучающихся Задания разного уровня: по образцу; реконструк-тивно-вариативные; эвристические и творческие (исследовательские) работы Формирование ПК
Рабочая тетрадь по химии содержит введение, практические задания (тесты, творческие задания, задания по заполнению таблиц и т. д.) по предусмотренной программой дисциплины «Химия» теме «Минеральные удобрения», а также профессионально ориентированные задания, решение которых является важным для будущих специалистов лесного хозяйства. Это дает возможность выработать у студентов умение применять полученные знания в практике лесного хозяйства. Во время решения подобных задач и выполнения упражнений студенты оперируют профессиональной терминологией, знаниями, умениями.
Приведем примеры таких заданий.
Задание 1.
«Определите по описанию внешнего вида растений, какого элемента питания им недостает. Из предложенной коллекции минеральных удобрений подберите те, которые необходимы растениям в соответствии с их внешними признаками минерального голодания.
Внешние признаки:
- уменьшение и прекращение роста побегов, корней и всего растения в целом, недостаточное образование зеленой массы, подавленное цветение и плодоношение, уменьшение размеров листовой пластины, бледно-зеленая окраска листьев, преждевременное их опадение;
- замедление роста вегетативных органов, побегов и всего растения в целом, уменьшение размеров листовой пластины, появление на ней красных прожилок, подавленное цветение, цветы лишены яркости окраски; ухудшение качества плодов: плоды бледные, безвкусные, со слабым ароматом;
- листья приобретают голубовато-зеленую окраску, края и кончики листовой пластины
подсыхают, окрашиваются в бурый цвет, на листовой пластине часто появляется пятнистость. Растение становится подверженным неблагоприятным погодным условиям, утрачивает морозостойкость, плохо переносит недостаток влаги. Плоды созревают медленно, слабо окрашены.
Задание 2.
2.1. Используя литературу, соедините стрелками соответствующие элементы схемы:
Удобрения Части растения
азотные стебель
фосфорные плод
калийные корень
2.2. Ответьте письменно на вопросы.
1. Как минеральные вещества поступают в растение?
2. Как минеральные вещества перемещаются в растении?
3. Для чего используют азотные удобрения и когда их лучше вносить в почву?
4. Для чего используют фосфорные удобрения и когда их лучше вносить в почву?
5. Для чего используют калийные удобрения и когда их лучше вносить в почву?
6. Какова потребность растений в минеральных удобрениях?
Задание 3. Начинающий мастер лесного хозяйства приобрел на складе минеральные удобрения в мешках: натриевую селитру, суперфосфат, сульфат аммония, сильвинит. Но при перевозке этикетки потерялись. Как работнику лесного хозяйства найти выход из сложной ситуации?
3.1. Проведите исследования на распознавание удобрений.
3.2. Занесите результаты опыта в таблицу (см. с. 104):
№ образца Внешний вид Отношение к пламени Реакция с ]аОИ при нагревании Реакция с Л§]ЧО3 Реакция с ВаС12 Реакция с И28О4 (конц.) и Си при нагревании Формула и название определенного удобрения
3.3. С помощью качественных реакций на катионы и анионы распознайте минеральные удобрения. Сформулируйте выводы по результатам исследования».
Решение профессионально ориентированных задач и упражнений способствует выработке у обучающихся не только профессиональных умений и навыков, необходимых в их будущей деятельности, но и развитию общеучебных умений (выделять главное, проверять, сравнивать, обобщать, делать выводы) и формированию профессионального интереса.
Из числа представленных в рабочей тетради заданий имеются обязательные для выполнения на учебном занятии и предложенные для выполнения по желанию наиболее заинтересованных в изучении дисциплины обучающихся. Имеются индивидуальные задания для внеаудиторного выполнения самостоятельной работы.
Все практические задания предполагают письменные ответы непосредственно в рабочей тетради. Такой подход позволяет сформировать у обучающихся целостное представление о естественно-научной картине мира, о взаимосвя-
Библиографический список
зи и единстве химических процессов и явлений, протекающих в растительных организмах.
Рабочая тетрадь позволяет преподавателю установить обратную связь с обучающимися, проверить эффективность проделанной работы, требует от студентов активных мыслительных действий, помогает более качественно подготовиться к промежуточной аттестации и позволяет развить самостоятельность как профессиональное и личностно значимое качество. Преимущества рабочей тетради по химии очевидны. Прежде всего, это самый мобильный вид учебного издания, обеспечивающий обоснованный дифференцированный подход к обучению и оценке знаний.
Такжерабочаятетрадьбыстреедругихотклика-ется на потребности образовательных учреждений и одновременно способствует их формированию. Умения решать представленные профессионально ориентированные задачи и упражнения способствуют повышению уровня обучения химии в ССУЗах и мотивации к обучению химии, формированию профессиональной компетентности специалистов лесного и лесопаркового хозяйства.
1. Мананникова, М. Н. Листы рабочей тетради как средство формирования ключевых компетенций [Текст] / М. Н. Мананникова // Компетентностная модель профессионального образования : Проблемы проектирования и реализации : материалы межрегион. науч.-практич. конф. — Оренбург : ФГОУ СПО «ОГК», 2011. — С. 148-151.
2. Привалова, Е. А. Рабочие тетради как средство повышения эффективности учебного процесса (на материале истории) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Привалова. — Кемерово, 2002. — 179 с.
3. Паневина, Г. Н. Принципы разработки регионального учебно-методического комплекса в условиях открытой информационно-образовательной среды [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук / Г. Н. Паневина. — Хабаровск, 2011. — 28 с.
4. Горшенина, Н. В. Комплексное методическое обеспечение урока как средство формирования профессиональной компетентности будущего специалиста [Текст] / Н. В. Горшенина // Технологии формирования профессиональной компетентности будущего специалиста : материалы межрегион. науч.-практич. конф. — Оренбург : ОГППК, 2009. — С. 29-33.
5. Аксенова, О. В. Рабочая тетрадь по информатике для первого класса [Текст] / О. В. Аксенова. — Барнаул, 1998. — 57 с.
6. Глозман, Е. С. Дидактические и эргономические требования к рабочим тетрадям технологического содержания [Текст] / Е. С. Глозман // СПО. — 2011. — № 12. — С. 27-29.
7. Голобокова, Г. И Рабочая тетрадь как дидактическое средство организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Г. И. Голобокова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 54. — С. 333-339.
8. Петриченко, Д. Н. Электронная рабочая тетрадь по геометрии для 9 класса [Текст] / Д. Н. Петриченко, С. Н. Поздняков, В. И. Рыжик // Компьютерные инструменты в образовании. — 2006. — № 2. — С. 58-61.