3. Гилязова, О. Г. Интеграция содержания учебных дисциплин как фактора повышения качества подготовки учителей в вузе [Текст] / О. Г. Гилязова // Интегративные процессы в подготовке специалиста на основе государственного стандарта высшего профессионального образования. — Рязань : Изд-во РГПУ, 1997. — С. 83-85.
4. Монахова, Г. А. Образование как рабочее поле интеграции [Текст] / Г. А. Монахова // Педагогика. — 1997. — № 5. — С. 52-55.
5. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] : пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. — СПб. : КАРО, 2008. — 368 с.
УДК 377+372.016:54 м. Г. Соколова, зам. директора Чебаркульского
профессионального техникума (ЧПТ), Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ ХИМИИ И СПЕЦДИСЦИПЛИН В ССУЗЕ
Согласно стандартам третьего поколения, процесс подготовки конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования будет достигать целей, если будет реализовываться на основе принципа интеграции как ведущего (основного). Данная статья посвящена интеграции дисциплин в процессе подготовки будущих специалистов лесного хозяйства в ССУЗЕ.
Ключевые слова: интеграция, химия, спецдисциплины, содержание образования.
В новых социально-экономических условиях России ведущей целью образования является подготовка специалиста, конкурентоспособного в условиях рынка труда, обладающего личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах его деятельности и отвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача — это поиск и реализация оптимальных путей развития личности.
Одно из направлений качественного обновления профессионального образования — подготовка специалистов, способных осознанно использовать потенциал фундаментальных дисциплин для системного решения профессиональных задач. Достижение этого возможно на основе интеграции дисциплин.
Интеграция учебных дисциплин является одной из актуальных проблем современного образования, но, несмотря на это, в педагогике, как и во многих гуманитарных науках, нет единого определения данного понятия: И. П. Кулагин, М. Г. Чепиков указывают, что интеграция — это «процесс, который объективно детерминирован взаимопроникновением различных компонентов деятельности людей в качественно разнообразные объекты» [1, с. 129].
М. И. Берулава так определяет интеграцию: 1) по характеру — это объединительный
процесс, основанный на развитии взаимосвязей между элементами; 2) по направленности — это процесс эффективного достижения целей системы в целом; 3) по результату — формирование целостной системы или укрепление ее целостности, единства. Отмечается, что такая целостная система не всегда представляет собой слияние взаимодействующих систем в однородную целостность (т. е. синтез) [2].
О. Г. Гилязова считает, что интеграция — это «система органически связанных учебных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром...». В основу интеграции положена аксиома, что все в мире взаимосвязано и не существует в «чистом виде» [3, с. 85].
Е. В. Яковлев в понятие интеграции вкладывает «движение системы к большей органической целостности» [4, с. 65].
Как значимую мы выделяем позицию Е. Е. Макаровой [5, с. 9], определяя интеграцию «как процесс и результат взаимодействия его структурных элементов, которые сопровождаются ростом системности знаний, комплексности умений обучающегося, выражающиеся в его теоретико-практической подготовленности и способствующие всестороннему развитию личности». Все вместе взятое и характеризует конкурентоспособность специалиста.
В учебные планы ССУЗов включены как специальные, так и общеобразовательные дисциплины, интеграция которых предполагает:
- устранение дублирования в процессе изложения учебного материала различных дисциплин;
- усиление важности профессиональной направленности общеобразовательных дисциплин;
- преодоление фрагментарности и мозаич-ности знаний обучающихся, что обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей;
- формирование системно-целостного взгляда на мир.
Обучение химии является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов в учебных заведениях среднего профессионального образования, в том числе и в области лесного хозяйства.
Химическое образование в ССУЗе сочетает общие и специфические задачи курса химии, связанные с профилем и спецификой специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство», создает базу знаний, необходимых для успешного освоения студентами общепрофессиональных («Ботаника», «Почвоведение», «Дендрология и лесоведение», «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц», «Основы древесиноведения и лесного товароведения»), профессиональных модулей (ПМ 1. Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению; ПМ 2. Организация и проведение мероприя-
тий по охране и защите лесов; ПМ 3. Организация использования лесов; ПМ 4. Проведение работ по лесоустройству и таксации) и МДК (01.01. Лесоразведение и воспроизводство лесов; 02.01. Охрана и защита лесов; 03.01. Заготовка древесины и других лесных ресурсов; 03.02. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности; 04.01. Лесная таксация; 04.02. Лесоустройство).
Техник лесного хозяйства должен не только владеть определенной суммой знаний, необходимой для рассмотрения физико-химической сущности и механизмов процессов, происходящих в растительном организме на молекулярном и клеточном уровне, но и видеть химическую природу экологических явлений, их влияние на состояние лесов.
Одним из условий повышения качества подготовки будущих специалистов лесного хозяйства является профессиональная ориентация химического курса, его содержания и процесса усвоения на специфику данной профессиональной деятельности и формирование у обучающихся профессиональной компетентности.
С целью определения соответствия содержания курса химии и спецдисциплин данной специальности были проведены анализ программ и учебников спецпредметов и анкетирование преподавателей специальных дисциплин, выявлены межпредметные связи между химией и этими дисциплинами. Фрагмент перечня таких тем, разделов и вопросов, имеющих приоритетное значение для будущих специалистов лесного хозяйства, приведен в таблице 1.
Таблица 1
Отражение профессиональной направленности в отдельных темах дисциплины «Химия» при подготовке специалистов лесного хозяйства (фрагмент)
Раздел и тема дисциплины «Химия» Компонент профессиональной направленности Наименование специальной дисциплины Тема специальной дисциплины
1 2 3 4
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Распространение углеводородов в природе (образование твердыми углеводородами воскового покрытия листьев, цветов и семян растений, состав пчелиного воска) 1. Ботаника 2. Пчеловодство 1. Анатомия растений (строение листа, цветка, семени) 2. Продукты пчеловодства
Предельные углеводороды
Непредельные углеводороды (этилен) Гормон роста и развития растений, его участие в реакциях растений на различные стрессовые факторы [этилен (С2Н4) входит в одну из групп фитогор-монов; как и многие другие гормоны, он участвует во всех этапах жизни и развития растения] 1. Ботаника 2. МДК «Лесоразведение и воспроизводство лесов» 3. Дендрология и лесоведение 1. Действие гормонов роста на растения 2. Выращивание посадочного материала 3. Выращивание плантаций, акклиматизация пород
Окончание табл. 1
1 2 3 4
Диеновые углеводороды Получение каучука [натуральный каучук получают коагуляцией млечного сока (латекса) каучуконосных растений]. Основной компонент натурального каучука — углеводород полиизопрен (91 % — 96 %) 1. Лесопользование 2. Лесоводство 1. Переработка лесных материалов 2. Технология заготовки второстепенных лесных материалов
Ароматические углеводороды (бензол и его производные) Использование хлорпроиз-водных бензола в качестве химических средств защиты растений. Выработка бензола комнатными растениями и его роль в уничтожении болезнетворных микроорганизмов. Бензол как сырье для производства пестицидов 1. МДК «Охрана и защита лесов» 2. МДК «Лесоразведение и воспроизводство лесов» 3. Ботаника 4. Экологические основы природопользования 1. Борьба с вредителями и болезнями насаждений 2. Химический уход за лесными культурами 3. Процессы ассимиляции и диссимиляции растений 4. Экология и здоровье человека
Данная работа позволила определить профессионально значимые знания по химии, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности специалиста лесного хозяйства. Обобщив опыт преподавателей-практиков [6; 7], мы совместно с преподавателями спецдисциплин техникума провели оценку рабочей программы дисциплины «Химия» по
значимости ее тем в освоении будущими специалистами лесного хозяйства общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по пятибалльной системе (фрагмент приведен в таблице 2), например: «5» — наивысшая значимость (элемент содержания необходим), «3» — средняя значимость, «1» — низкая значимость.
Таблица 2
Общепрофессиональные дисциплины, ПМ, МДК Геодезия Ботаника Почвоведение Дендрология и лесоведение МДК 01.01 «Лесоразведение и воспроизводство лесов» МДК.02.01 «Охрана и защита лесов» МДК.03.01 «Заготовка древесины и других лесных ресурсов» МДК 03.02 «Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности» МДК.04.01 «Лесная таксация»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Элементы содержания курса химии
Понятие об органическом веществе и органической химии. Особенности строения органических соединений. Круговорот углерода в природе 5 5 5 4 3 2 1
Основные положения теории строения А. М. Бутлерова. Химическое строение
Интеграционная карта для оценивания межпредметных связей курса химии с общепрофессиональными дисциплинами и профессиональными модулями специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» в ССУЗе (фрагмент)
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
и свойства органических веществ. Понятие об изомерии. Способы отображения строения молекулы (формулы, модели), прогнозов 5 5 4 3 1 1 1
Обработав оценки каждого элемента содержания химической дисциплины, определили среднюю оценку его значимости в профессиональной подготовке специалистов лесного и ле-
сопаркового хозяйства. Таким образом, ведущее место химии в процессе подготовки специалистов лесного хозяйства и их дальнейшей профессиональной деятельности очевидно (рис. 1).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
• Ботаника
• Почвоведение
• Дендрология
• Лесоведение
• Основы лесной энтомологии
• Фитопатология
• Биология
• Лесные звери
• Основы древесиноведения
• Основы лесного товароведения
• Организация и проведение работ по
воспроизводству лесов и
лесоразведению
• Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов
• Проведение работ по
лесоустройству и таксации
М
Д К
•Лесоразведение и воспроизведение лесов
• Охрана и зашита лесов
• Заготовка древесины и других лесных ресурсов
•Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности
• Лесная таксация
Рис. 1. Место химии в процессе подготовки специалистов лесного хозяйства и их дальнейшей профессиональной деятельности
Основные методические приемы обучения, применяемые в условиях реализации интеграции химии и спецдисциплин, основаны на:
- формировании способностей применять полученные знания в определенных производственных ситуациях;
- погружении студентов в профессиональную деятельность;
- развитии ценностных отношений к предстоящей профессиональной деятельности.
Нами были выделены следующие приемы и формы обучения, использующие интеграцию химии и спецдисциплин.
1. Решение профессионально ориентированных задач, например:
а) рассчитайте массу триацетата целлюлозы, который можно получить из древесинных отходов массой 1,62 т (массовая доля выхода равна 75 %);
б) массовая доля целлюлозы в древесине составляет 50 %. При действии азотной кислоты на целлюлозу получено производное, в котором массовая доля азота равна 11,1 %. Какое производное целлюлозы получено? Составьте уравнение реакции его получения.
Профессиональный компонент, представленный в подобных задачах, на наш взгляд, способствует повышению уровня обучения химии в ССУЗах, развитию мотивации к обучению по дисциплине и, в конечном счете, формированию профессиональной компетентности специалистов лесного хозяйства.
2. Создание докладов-презентаций, например: «Влияние химических свойств почв на состав и продуктивность лесных насаждений», «Химия и лес» и др. При выполнении таких заданий у будущих техников лесного хозяйства формируется понимание необходимости химических знаний в профессиональной деятельности, а именно: как с помощью химических веществ бороться с вредителями леса, повышать продуктивность лесных насаждений с целью улучшения защитных и экологических функций лесов и т. д.
Библиографический список
3. Выполнение лабораторных и практических работ, например: «Влияние питательных элементов Ы, К, Р на растения», «Определение кислотности образца почвы» и т. п. Подобные работы являются не только экспериментальным подтверждением изученных теоретических положений, ознакомлением с методикой проведения исследований, преобразованием знаний в умения и навыки, но и овладением обучающимися способами деятельности, необходимыми для избранной специальности, и на этой основе — подготовкой студентов к будущей профессиональной деятельности.
4. Проведение интегрированных уроков, например, по следующим темам:
- «Химический состав растений» (химия и ботаника), на котором обучающиеся знакомятся с химическим составом растений, получают представление о минеральных и органических веществах, различном содержании воды в органах растений;
- «Влияние нитратов и нитритов на растительные организмы» (химия и почвоведение), где демонстрируется роль азотсодержащих соединений в почвенном питании растений, и т. д.
Полученные в ходе таких уроков знания могут быть применены обучающимися в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, интеграция в профессиональном обучении будущих специалистов лесной отрасли является конкретным выражением процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества и играющих важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся специальности лесного хозяйства, существенной особенностью которой при этом является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность дает возможность применять знания и умения в конкретных, зачастую нестандартных, ситуациях, при рассмотрении частных вопросов как в учебной, так и в производственной деятельности.
1. Осик, В. И. Валеология [Текст] / В. И. Осик. — Краснодар : Советская Кубань, 1997. — 288 с.
2. Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования [Текст] / М. Н. Берулава. — М. ; Бийск : Педагогика, 1993. — С. 81.
3. Гилязова, О. Г. Интеграция содержания учебных дисциплин как фактор повышения качества подготовки учителей в вузе [Текст] / О. Г. Гилязова // Интегративные процессы в подготовке специалиста на основе государственного стандарта высшего профессионального образования. — Рязань : Изд-во РГПУ, 1997. — С. 83-85.
4. Яковлев, Е. В. Комплексное моделирование высшего учебного заведения [Текст] / Е. В. Яковлев // Педагогика. — 2001. — № 2. — С. 32-36.
5. Макарова, Е. Е. Содержание и структура интегративного подхода в высшем профессиональном образовании [Текст] / Е. Е. Макарова // Интеграция образования. — 2008. — № 3. — С. 8-12.
6. Штремплер, Г. И. О новом подходе к изучению химии как общеобразовательной дисциплины в железнодорожном техникуме [Текст] / Г. И. Штремплер, Э. В. Кузейкина // Вопросы биологии, экологии, химии и методики обучения : сб. науч. статей. — Саратов, 2006. — Вып. 9. — С. 175-180.
7. Брюханова, Т. И. Интеграционные процессы общего и профессионального образования в достижении новых результатов при обучении химии [Текст] / Т. И. Брюханова // Среднее профессиональное образование : прил. к журналу. — 2012. — № 7. — С. 119-129.
УДК 377+37.0 Ф. М. Хусаинова, зам. директора по ТО
Профессионального училища № 1071, Челябинская область, с. Уйское, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрены особенности применения метода проекта в условиях реализации ФГОС при формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Ключевые слова: инновационная деятельность педагогов, проектная деятельность обучающихся, руководитель проекта.
В качестве одной из важнейших задач образования на современном этапе его развития рассматривается достижение такого уровня образованности обучающихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения ими задач теоретического и творческого характера. Как показывает практика, с развитием форм собственности изменяются и требования, предъявляемые к работникам на рынке труда. Следовательно, потребность современного рынка труда в готовности сегодняшних выпускников учиться всю жизнь — изучать новые информационные материалы, новую технику, новые технологии, повышать квалификацию, получать дополнительное образование — привела к тому, что современному работодателю нужен не послушный исполнитель, а активный, ответственный, инициативный работник. Основными качествами специалистов, пользующихся особым спросом на рынке труда, по мнению работодателей, являются: само-
Учитель есть помощник природы, а не ее владыка, ее образователь, а не преобразователь.
Я. А. Коменский
стоятельность, творческий потенциал, профессиональная мобильность и гибкость, умение решать социально-профессиональные задачи и анализировать различные ситуации, владение приемами сотрудничества, умение управлять ресурсами и взаимодействовать с другими людьми, группами и коллективами, быть готовыми к гражданской ответственности за принятые решения и последствия своей профессиональной деятельности [1].
Важно не только знать, но и уметь. Следовательно, усложнение производственного оборудования и технологических процессов, повышение спроса на уровень квалификации и качество рабочей силы обусловило повышение эффективности обучения; вооружение обучающихся методами и приемами самостоятельной учебной работы; выработка умения и потребности самостоятельного добывания знаний. Считается, что образовательное учреждение не способно достичь таких результатов, применяя в обра-
1 В настоящее время входит в состав Верхнеуральского агротехнологического техникума.