Библиографический список
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.smolin.ru/odv/reference-source/pdf/Progr-2020_total.pdf.
2. Областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.chelbiznes.ru/programsuppor/r?article=1039.
3. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] : учеб. пособие / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М. : Академия, 2003. — 480 с.
УДК 377 М. Г. Соколова, зам. директора Чебаркульского
профессионального техникума (ЧПТ), Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: [email protected] И. А. Бомбина, преп. ЧПТ, Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ ДИСЦИПЛИН В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Интерес к проблеме интеграции дисциплин не случаен: современные требования рынка труда предполагают существенные изменения содержания методов обучения. Эти изменения вызваны важными процессами современного развития наук — их интеграцией и дифференциацией. В статье рассматриваются вопросы интеграции химии и спецдисциплин в процессе подготовки будущих поваров в Чебаркульском профессиональном техникуме, описываются используемые в учебном процессе интегративные формы.
Ключевые слова: интеграция, химия, спецдисциплины, профессионально ориентированные задачи и упражнения, интегрированные уроки.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения для СПО/НПО изменяют требования к образовательному процессу и к его результатам. Для того чтобы стать высококвалифицированным специалистом, студент должен не только обладать знаниями и умениями, приобретенными в процессе обучения в системе СПО/НПО, но и грамотно их применять, используя творческий подход в профессиональной деятельности [1]. Все это подчеркивает актуальность проблемы перестройки среднего и начального профессионального образования с учетом современных тенденций.
Одно из направлений качественного обновления профессионального образования — подготовка специалистов, способных осознанно использовать потенциал общеобразовательных дисциплин (химия, биология, физика, математика и др.) для системного решения профессиональных задач. Достижение этого возможно на основе интеграции дисциплин — новой дидактической концепции целостного образовательного процесса ССУЗа.
На сегодняшний день имеется ряд специальных научных работ по педагогике, в которых современные ученые дают определение феномену педагогической интеграции: интеграция — «движение системы к большей органической целостности» [2, с. 36]; интеграция — «система органически связанных учебных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром...»; в основу интеграции положена аксиома, что все в мире взаимосвязано и не существует в «чистом виде» [3, с. 85]; интеграция — «ведущая форма организации содержания на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира» [4, с. 53].
Поскольку работа повара является интегра-тивной, для ее выполнения требуется комплексное освоение содержания всех специальных предметов и общеобразовательных дисциплин учебного плана по данной профессии.
Очень важным аспектом процесса обучения учащихся-поваров в Чебаркульском профессиональном техникуме мы считаем формирование у них химических знаний и умений как единого,
монолитного фундамента, как прочной основы для будущей успешной профессиональной деятельности. Попытаемся обосновать данную позицию.
Главная задача повара — готовить не только вкусную, но и здоровую пищу. Но чтобы овладеть всеми тонкостями искусства приготовления пищи, надо знать очень многое. Настоящий кулинар должен быть образованным человеком в области химии, биологии, биохимии, физиологии питания, ведь пища — это основа жизни, источник энергии. Без пищи жизнь немыслима. Грамотный повар знает, что питание лишь тогда полноценно, когда пища содержит все питательные вещества в рациональном и нужном количестве, знает взаимное влияние этих веществ.
Сегодня повар — это знаток в области химии. Все пищевые продукты, живая материя и, разумеется, сам наш организм состоят из химических веществ, многие из которых содержатся в пищевых продуктах, имеют естественное происхождение и включают питательные вещества, такие как углеводы, белок, клетчатка, а также ряд других элементов и сложных веществ.
Химические вещества играют важную роль в производстве и сохранении продуктов. Пищевые добавки могут, например, продлить срок годности продуктов или сделать их более привлекательными (красители). Ароматизаторы используются, чтобы сделать пищу вкуснее. Материалы, используемые для упаковки пищевых продуктов, и контейнеры, например бутылки, чашки и тарелки, содержат такие химические вещества, как пластик, компоненты которого могут попасть в пищу.
Обучение химии в учреждениях НПО/СПО, в отличие от общеобразовательной школы, имеет свои особенности. Его назначение состоит в том, чтобы приблизить содержание курса химии к потребностям обучающихся, сформировать положительную мотивацию к изучению химии и за счет этого сделать профессиональную подготовку более эффективной.
Вместе с тем в преподавании химии будущим специалистам-поварам мы столкнулись с некоторыми негативными факторами, препятствующими усвоению химических знаний по традиционной учебной программе. В первую очередь к ним относятся слабые знания абитуриентов по химии, непонимание обучающимися необходимости ее изучения в техникуме не только как общеобразовательной дисциплины, но и как научной базы для восприятия и усвоения некоторых тем специальных дисциплин.
Данную проблему, на наш взгляд, можно решить, во-первых, разработкой курса химии, который учитывал бы прикладную направленность дисциплины за счет уменьшения изучения второстепенного с точки зрения будущего специалиста материала по химии и увеличения объема ряда тем и вопросов общепрофессиональной и специальной направленности. Во-вторых, при изучении курса химии необходимо совершенствовать методику обучения дисциплине на основе принципов преемственности и непрерывности, научности, интеграции дисциплин и профессиональной направленности.
Наиболее эффективными формами осуществления интеграции дисциплин при обучении будущих поваров, на наш взгляд, являются задачи и упражнения по химии с профессиональной направленностью, имеющие профессионально-прикладной характер, в которых представлены процессы и явления, составляющие содержание курсов спецдисциплин по данной профессии.
Под профессионально ориентированной химической задачей мы понимаем задачу, условие и требование которой определяют собой модель некоторой ситуации, возникающей в профессиональной деятельности повара, а исследование этой ситуации осуществляется средствами химии и способствует профессиональному развитию личности специалиста.
Профессионально ориентированное учебное задание по химии мы определяем как любую форму взаимодействия преподавателя и обучающихся, опосредуемую учебным материалом, связанным с профессиональной деятельностью повара, и имеющую следующую структуру: постановка задачи, указание путей ее решения (опоры, ориентиры), решение и контроль.
Мы разработали комплекс профессионально ориентированных химических задач и упражнений по всему курсу химии для профессии «Повар, кондитер», которые способствуют повышению мотивации обучающихся к выбранной специальности, могут быть предложены в викторинах на химических вечерах и других внеурочных мероприятиях. Примером могут служить следующие задачи.
1. При выпечке изделий из теста питьевую соду иногда «гасят» уксусом. Составьте уравнение протекающей реакции и объясните, для чего ее проводят. Рассчитайте, какая масса 9%-го раствора уксусной кислоты потребуется для «гашения» питьевой соды массой 10 граммов.
2. Для получения газированного напитка «Зеленое яблоко» используется этиловый эфир
изовалериановой кислоты. Какое количество спирта и кислоты (в граммах) необходимо для получения 30 граммов эфира, если его выход составляет 80 % от теоретического?
3. Для засолки огурцов требуется приготовить 6%-ный раствор поваренной соли. Какая масса соли и какой объем воды потребуются, чтобы приготовить 4 кг такого рассола?
4. В состав облепихового масла входят ненасыщенные соединения. У них низкие температуры плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими (а клюква, рябина, брусника превращаются в твердые замороженные комочки). Одним из основных компонентов масла является вещество состава С17Н33СО-ОН, которое обесцвечивает бромную воду, при этерификации с глицерином образует твердый жир. Какова структурная формула вещества?
5. Лавровый лист — высушенный лист лавра благородного. Аромат обусловлен эфиром. Установите его структурную формулу, если известно, что при его гидролизе образуется ла-уриловый спирт СН-(СН2)10-СН2ОН и лаурино-вая кислота СН3-(СН2)10-СООН.
6. Для приготовления маринада для засолки капусты взяли один стакан сахара (200 г) и три стакана воды (1 стакан — 250 г). Определите массовую долю сахара в маринаде.
7. Кумыс — национальный молочный напиток многих кочевых племен — содержит до 2,5 % спирта. Какова масса спирта в 200 г кумыса?
Упражнения.
1. Почему растительные масла главным образом используются для приготовления холодных закусок (салатов, винегретов, овощной икры)?
2. Для обжаривания рыбы применяют подсолнечное или оливковое масло. Почему для этой цели не используют твердые животные жиры?
3. Причина прогорклости сливочного масла — появление в нем свободной масляной и других низкомолекулярных кислот. Для устранения прогорклости масло промывают раствором питьевой соды. Составьте уравнение происходящей при этом реакции и объясните причину устранения горького вкуса.
Предлагаемые нами профессионально ориентированные задачи и упражнения, направленные на развитие профессиональных умений повара, используются во всех основных химических разделах, что позволяет отразить взаимосвязь содержания химического образования с содержанием спецдисциплин и показать профессионально-практическую значимость химических знаний каждого раздела, способствуя
тем самым формированию профессиональной мотивации обучающихся — будущих поваров в процессе изучения химии.
Изучение химии невозможно без химического эксперимента, так как он способствует развитию исследовательских умений и овладению навыками планирования собственной деятельности, анализа проблемы и полученных результатов, обобщения.
Для реализации указанных целей при подготовке специалистов по профессии «Повар» в Чебаркульском профессиональном техникуме используются основные типы экспериментальных задач, решаемых в курсе органической химии, большинство из которых связано с названной выше профессией и имеет профессионально ориентированный характер.
При обучении химии мы используем экспериментальные задачи на получение органических веществ, что предусматривает знание основных способов получения их в лаборатории, например, получения сложного эфира:
- этилового эфира масляной кислоты (запах абрикоса);
- бутилового эфира масляной кислоты (запах ананаса);
- изоамилового эфира уксусной кислоты (запах груши).
Экспериментальные задачи на доказательство качественного состава вещества предполагают обнаружение в нем функциональных групп или наличие кратных связей, например:
1) докажите опытным путем, что сырой картофель содержит крахмал;
2) докажите опытным путем, что пчелиный мед содержит глюкозу;
3) докажите, что в состав белого хлеба входит крахмал;
4) докажите, что в спелых фруктах (например, в яблоках) содержится глюкоза;
5) проведите сравнительное исследование различных пищевых продуктов на содержание углеводов.
При изучении органической химии чаще решаем с обучающимися комбинированные задачи, где нужно не только получить вещество, но и доказать его принадлежность к определенному классу. Например:
Из ацетата натрия получите уксусную кислоту, докажите экспериментально, что полученное вещество — кислота. Приведите не менее двух способов доказательства.
Задачи на объяснение наблюдаемого явления также предполагают знание химических свойств органических веществ. Например:
1. В две пробирки с 3-5 каплями молока добавьте по 2-3 капли насыщенного раствора солей: в первую — нитрата свинца, во вторую — сульфата меди. Опишите наблюдаемые явления.
2. Пробирку с 3-5 каплями яичного белка нагрейте до кипения. Охладите содержимое пробирки. Разбавьте раствор водой. Отметьте наблюдения и приведите им объяснение.
Экспериментальные задачи на распознавание веществ предусматривают использование умения классифицировать и группировать вещества, сравнивать их индивидуальные свойства, знать качественные реакции. Например:
1. Вам выданы в отдельных пронумерованных стаканах порошок мела и порошок крахмала. В каждый стакан добавьте 1-2 капли раствора йода. Рассмотрите, какой цвет приобрели порошки в стаканах. В каком стакане вы распознали крахмал?
2. В двух пронумерованных пробирках находятся растворы сахарозы и уксусной кислоты. Распознайте эти вещества.
В ходе проведения эксперимента обучающиеся знакомятся с тем, что происходит с основными компонентами нашей пищи в процессе кулинарной обработки, которая имеет место в технологии приготовления пищи. Это не только практическое подтверждение изученных теоретических положений, ознакомление с методикой проведения исследований по химии, но и преобразование знаний в умения, навыки, овладение обучающимися способами деятельности, необходимыми для избранной специальности. В этом заключается основа подготовки к будущей профессиональной деятельности повара.
Одной из форм реализации интеграции химии и спецдисциплин при обучении по указанной профессии являются интегрированные уроки.
«Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленных на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющих добиться целостного, синтезированного восприятия обучающимися
Библиографический список
исследуемого вопроса, гармонично сочетающего в себе методы различных наук, имеющих практическую направленность» [5, с. 122].
Подобные уроки планируются нами при изучении нового материала, при его обобщении и закреплении. Проводятся они, как правило, в виде научных конференций, очень интересны в форме ролевых игр. Например, совместно с преподавателями спецдисциплин по профессии «Повар» были разработаны и проведены такие уроки, как «Химия — основа моей будущей профессии», «Органические вещества пищевых продуктов и их изменения при кулинарной обработке», «Химический состав пищи. Блюда и гарниры из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий», «Химический состав овощей и фруктов», «Обед под микроскопом. Минеральные вещества», «Витаминный бум» и т. д.
Одним из способов углубить и систематизировать знания по химии, показать роль данного предмета в подготовке будущего специалиста-повара, дать обучающимся возможность практически оценить значимость сбалансированного питания для эффективного функционирования организма являются разработанные в техникуме элективные курсы по химии: «Мой рацион питания», «Пища глазами химика», «Химия молочных продуктов» и т. д. Подобные курсы имеют большое значение в привлечении позитивного внимания не только к химии, но к дисциплинам профессионального цикла, мотивировании познавательно-научной деятельности, дают практические рекомендации, необходимые в профессиональной деятельности.
Таким образом, интеграция химии и спецдисциплин является одним из средств формирования профессиональной компетентности обучающихся техникума. Используемые нами в учебном процессе интегративные формы обучения связаны с реальной профессиональной деятельностью повара, поэтому по окончании изучения дисциплины «Химия» обучающийся, на наш взгляд, способен применять полученные профессиональные компетенции при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, связанных с химией, а также в дальнейшей поварской специальности.
1. Галкина, Е. Н. Подготовка специалистов сферы обслуживания к профессиональной коммуникации [Текст] / Е. Н. Галкина // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 12 (ч. 4). — С. 742—746.
2. Яковлев, Е. В. Комплексное моделирование высшего учебного заведения [Текст] / Е. В. Яковлев // Педагогика. — 2001. — № 2. — С. 32-36.
3. Гилязова, О. Г. Интеграция содержания учебных дисциплин как фактора повышения качества подготовки учителей в вузе [Текст] / О. Г. Гилязова // Интегративные процессы в подготовке специалиста на основе государственного стандарта высшего профессионального образования. — Рязань : Изд-во РГПУ, 1997. — С. 83-85.
4. Монахова, Г. А. Образование как рабочее поле интеграции [Текст] / Г. А. Монахова // Педагогика. — 1997. — № 5. — С. 52-55.
5. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] : пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. — СПб. : КАРО, 2008. — 368 с.
УДК 377+372.016:54 м. Г. Соколова, зам. директора Чебаркульского
профессионального техникума (ЧПТ), Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ ХИМИИ И СПЕЦДИСЦИПЛИН В ССУЗЕ
Согласно стандартам третьего поколения, процесс подготовки конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования будет достигать целей, если будет реализовываться на основе принципа интеграции как ведущего (основного). Данная статья посвящена интеграции дисциплин в процессе подготовки будущих специалистов лесного хозяйства в ССУЗЕ.
Ключевые слова: интеграция, химия, спецдисциплины, содержание образования.
В новых социально-экономических условиях России ведущей целью образования является подготовка специалиста, конкурентоспособного в условиях рынка труда, обладающего личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах его деятельности и отвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача — это поиск и реализация оптимальных путей развития личности.
Одно из направлений качественного обновления профессионального образования — подготовка специалистов, способных осознанно использовать потенциал фундаментальных дисциплин для системного решения профессиональных задач. Достижение этого возможно на основе интеграции дисциплин.
Интеграция учебных дисциплин является одной из актуальных проблем современного образования, но, несмотря на это, в педагогике, как и во многих гуманитарных науках, нет единого определения данного понятия: И. П. Кулагин, М. Г. Чепиков указывают, что интеграция — это «процесс, который объективно детерминирован взаимопроникновением различных компонентов деятельности людей в качественно разнообразные объекты» [1, с. 129].
М. И. Берулава так определяет интеграцию: 1) по характеру — это объединительный
процесс, основанный на развитии взаимосвязей между элементами; 2) по направленности — это процесс эффективного достижения целей системы в целом; 3) по результату — формирование целостной системы или укрепление ее целостности, единства. Отмечается, что такая целостная система не всегда представляет собой слияние взаимодействующих систем в однородную целостность (т. е. синтез) [2].
О. Г. Гилязова считает, что интеграция — это «система органически связанных учебных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром.». В основу интеграции положена аксиома, что все в мире взаимосвязано и не существует в «чистом виде» [3, с. 85].
Е. В. Яковлев в понятие интеграции вкладывает «движение системы к большей органической целостности» [4, с. 65].
Как значимую мы выделяем позицию Е. Е. Макаровой [5, с. 9], определяя интеграцию «как процесс и результат взаимодействия его структурных элементов, которые сопровождаются ростом системности знаний, комплексности умений обучающегося, выражающиеся в его теоретико-практической подготовленности и способствующие всестороннему развитию личности». Все вместе взятое и характеризует конкурентоспособность специалиста.