Научная статья на тему 'Средства обучения при формировании компетенций предпринимательской деятельности у студентов технических специальностей'

Средства обучения при формировании компетенций предпринимательской деятельности у студентов технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАН / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРИКЛАДНОЙ ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / BUSINESS PLAN / MODELING PROFESSION / INTEGRATIVE PROFESSIONAL COMPETENCE / A SOFTWARE APPLICATION PRODUCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебренникова Е.А., Маскаева О.Г.

В статье раскрыто одно из организационно-педагогических условий формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов технических специальностей, показаны возможности программного продукта в формировании интегративных профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF EDUCATION IN THE FORMATION OF BUSINESS COMPETENCE OF STUDENTS TECHNICAL SPECIALTIES

The one of the organizational and pedagogical conditions of formation of competencies in business engineering students is revealed. The possibilities of software in the formation of integrative professional competencies are shown.

Текст научной работы на тему «Средства обучения при формировании компетенций предпринимательской деятельности у студентов технических специальностей»

2. Дмитриева, Л. А. Использование медиаконтента как средства формирования политических ценностей учащихся старших классов / Л. А. Дмитриева.

3. Одаренный ребенок : Особенности в обучении : пособие для учителя [Текст] / Н. Б. Шу-мякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др. ; под ред. Н. Б. Шумяковой. — М. : Просвещение, 2006.

УДК 377+37.0 Е. А. Серебренникова, зам. директора по УМР

Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru О. Г. Маскаева, преп. ЮУМК, г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье раскрыто одно из организационно-педагогических условий формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов технических специальностей, показаны возможности программного продукта в формировании интегративных профессиональных компетенций.

Ключевые слова: бизнес-план, моделирование профессиональной деятельности, интегра-тивные профессиональные компетенции, прикладной программный продукт.

В настоящее время в России складывается предпринимательский тип экономической системы, который выдвигает предпринимателя в число наиболее значимых субъектов экономического прогресса. Подготовка специалистов образовательным учреждением должна отвечать запросам рынка и ориентироваться на выпуск специалистов с достаточным набором сформированных компетенций. Под достаточным набором мы понимаем не только общие и профессиональные компетенции, сформированные в направлении отраслевой подготовки, но и расширяющие их интегративные компетенции в области предпринимательства [1; 2].

Современный предприниматель, занятый сегодня в сфере малого или среднего бизнеса, должен обладать основным качеством — интегративностью, т. е. сочетать в себе компетенции различных специальностей, и не только социально-экономического, юридического, управленческого профиля, но и технического в области реализации своей деятельности [3].

С этой целью в нашем образовательном учреждении в качестве дополнительной подготовки реализуется профессиональный модуль «Организация и управление предприниматель-

ской деятельностью», содержащий в себе два раздела, пять МДК и учебную практику.

Предлагаемый к реализации в качестве эксперимента, дополнительный профессиональный модуль позволит сформировать интегративные профессиональные компетенции, направленные на организацию и управление предпринимательской деятельностью в сфере получаемого базового профессионального образования. Навыки, полученные путем интеграции базового и дополнительного содержания образовательной программы, будут способствовать эффективному управлению технологическими процессами, управлению собственными ресурсами, совершенствованию профессионального и личного самосознания выпускников, развитию качеств личности, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, расширению возможности самозанятости.

Результатом освоения профессионального модуля является овладение профессиональными компетенциями, такими как:

1) оценивать управленческие решения и разрабатывать направления по совершенствованию технико-экономических показателей с учетом критериев экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;

2) анализировать и выявлять кадровый потенциал, изучать профессиональные, деловые и личностные качества работников с целью рационального его использования;

3) использовать имеющиеся экономические ресурсы с максимальной эффективностью;

4) разрабатывать бизнес-план;

5) разрабатывать локальные нормативно-правовые акты, принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с действующим законодательством.

Заявленные компетенции помогает сформировать прикладной программный продукт Project Expert. Что же конкретно позволяет получить данная программа студенту при ее использовании в учебном процессе? На наш взгляд, главным преимуществом является то, что уже на этапе планирования будущий предприниматель сможет оценить результат своей деятельности. Т. е. программа позволяет «прожить» и просчитать весь жизненный цикл предприятия, позволяет наглядно представить студенту возможность получения прибыли при наличии тех средств и капитала, которые он рассчитывает вложить в свое дело.

Система моделирует деятельность предприятий различных размеров — от небольшого частного предприятия до холдинговых структур. С ее помощью можно создавать проекты любой сложности — от расчета окупаемости нового оборудования до оценки эффективности диверсификации деятельности предприятия.

Project Expert не требует ни глубокого знания математики, ни умения программировать — необходимо только хорошо знать описываемый бизнес (что выгодно отличает данную программу от других, альтернативных ей, — «Мастерская бизнес-планирования», «Альт-Инвест» и «Альт-Инвест Сумм»).

Таким образом, студенты смогут:

- разработать альтернативный сценарий развития предприятия и выбрать эффективную стратегию;

- разработать и проанализировать инвестиционный проект (оценить их эффективность, чувствительность к воздействию внешних и внутренних факторов, осуществить анализ эффективности инвестиций как для всего проекта, так и для каждого инвестора), в том числе подготовить бизнес-план, соответствующий международным требованиям;

- определить потребность в денежных средствах на перспективу, разработать схему

финансирования предприятия и выбрать оптимальный источник и условия привлечения финансовых ресурсов;

- управлять в рамках компании группой инвестиционных проектов путем своевременного перераспределения ресурсов;

- оценить стоимость бизнеса;

- оценить риск при реализации проекта (анализ устойчивости проекта к воздействию факторов внешней экономической среды, оценка запаса прочности как меры риска, связанной с выбранным сценарием развития);

- осуществлять анализ безубыточности выпуска каждого из видов продукции, оценивать и прогнозировать прибыльность проекта;

- осуществлять анализ альтернативных управленческих решений, например при выборе технологии или оборудования;

- рассчитать налоги;

- сформировать различные формы отчетности;

- подготовить текст бизнес-плана;

- подготовить презентацию проекта с большим количеством наглядного материала (рис. 1).

Кроме того, студенты смогут создать любое число вариантов развития бизнеса и провести их сравнительный анализ не только по финансовым показателям и показателям эффективности инвестиций, но и по всему спектру данных финансовых отчетов, таблиц пользователя, детализации и анализа вариантов. Результаты анализа могут быть представлены в виде графиков.

Программа позволяет отработать навыки поэтапного построения своей финансово-хозяйственной деятельности с момента регистрации и до получения финансового результата, самостоятельного решения проблем, возникающих в бизнесе.

Бизнес-процесс виртуального предприятия — совокупность одной или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или политическую цель предприятия, как правило, в рамках его организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения.

В результате появляется собственная сфера ответственности, ресурсы для ее освоения и возможность настоящего действия, а выпускник становится не только грамотным специалистом по полученной в колледже специальности, но и подготовленным к рыночным отношениям предпринимателем.

Рис. 1. Примеры деятельности в программе Project Expert

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.smolin.ru/odv/reference-source/pdf/Progr-2020_total.pdf.

2. Областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.chelbiznes.ru/programsuppor/r?article=1039.

3. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] : учеб. пособие / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М. : Академия, 2003. — 480 с.

УДК 377 М. Г. Соколова, зам. директора Чебаркульского

профессионального техникума (ЧПТ), Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: Sokolovamargen1@rambler.ru И. А. Бомбина, преп. ЧПТ, Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: chptt@gmail.ru

ИНТЕГРАЦИЯ ДИСЦИПЛИН В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Интерес к проблеме интеграции дисциплин не случаен: современные требования рынка труда предполагают существенные изменения содержания методов обучения. Эти изменения вызваны важными процессами современного развития наук — их интеграцией и дифференциацией. В статье рассматриваются вопросы интеграции химии и спецдисциплин в процессе подготовки будущих поваров в Чебаркульском профессиональном техникуме, описываются используемые в учебном процессе интегративные формы.

Ключевые слова: интеграция, химия, спецдисциплины, профессионально ориентированные задачи и упражнения, интегрированные уроки.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения для СПО/НПО изменяют требования к образовательному процессу и к его результатам. Для того чтобы стать высококвалифицированным специалистом, студент должен не только обладать знаниями и умениями, приобретенными в процессе обучения в системе СПО/НПО, но и грамотно их применять, используя творческий подход в профессиональной деятельности [1]. Все это подчеркивает актуальность проблемы перестройки среднего и начального профессионального образования с учетом современных тенденций.

Одно из направлений качественного обновления профессионального образования — подготовка специалистов, способных осознанно использовать потенциал общеобразовательных дисциплин (химия, биология, физика, математика и др.) для системного решения профессиональных задач. Достижение этого возможно на основе интеграции дисциплин — новой дидактической концепции целостного образовательного процесса ССУЗа.

На сегодняшний день имеется ряд специальных научных работ по педагогике, в которых современные ученые дают определение феномену педагогической интеграции: интеграция — «движение системы к большей органической целостности» [2, с. 36]; интеграция — «система органически связанных учебных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром...»; в основу интеграции положена аксиома, что все в мире взаимосвязано и не существует в «чистом виде» [3, с. 85]; интеграция — «ведущая форма организации содержания на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира» [4, с. 53].

Поскольку работа повара является интегра-тивной, для ее выполнения требуется комплексное освоение содержания всех специальных предметов и общеобразовательных дисциплин учебного плана по данной профессии.

Очень важным аспектом процесса обучения учащихся-поваров в Чебаркульском профессиональном техникуме мы считаем формирование у них химических знаний и умений как единого,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.