2. Дмитриева, Л. А. Использование медиаконтента как средства формирования политических ценностей учащихся старших классов / Л. А. Дмитриева.
3. Одаренный ребенок : Особенности в обучении : пособие для учителя [Текст] / Н. Б. Шу-мякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др. ; под ред. Н. Б. Шумяковой. — М. : Просвещение, 2006.
УДК 377+37.0 Е. А. Серебренникова, зам. директора по УМР
Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: [email protected] О. Г. Маскаева, преп. ЮУМК, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье раскрыто одно из организационно-педагогических условий формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов технических специальностей, показаны возможности программного продукта в формировании интегративных профессиональных компетенций.
Ключевые слова: бизнес-план, моделирование профессиональной деятельности, интегра-тивные профессиональные компетенции, прикладной программный продукт.
В настоящее время в России складывается предпринимательский тип экономической системы, который выдвигает предпринимателя в число наиболее значимых субъектов экономического прогресса. Подготовка специалистов образовательным учреждением должна отвечать запросам рынка и ориентироваться на выпуск специалистов с достаточным набором сформированных компетенций. Под достаточным набором мы понимаем не только общие и профессиональные компетенции, сформированные в направлении отраслевой подготовки, но и расширяющие их интегративные компетенции в области предпринимательства [1; 2].
Современный предприниматель, занятый сегодня в сфере малого или среднего бизнеса, должен обладать основным качеством — интегративностью, т. е. сочетать в себе компетенции различных специальностей, и не только социально-экономического, юридического, управленческого профиля, но и технического в области реализации своей деятельности [3].
С этой целью в нашем образовательном учреждении в качестве дополнительной подготовки реализуется профессиональный модуль «Организация и управление предприниматель-
ской деятельностью», содержащий в себе два раздела, пять МДК и учебную практику.
Предлагаемый к реализации в качестве эксперимента, дополнительный профессиональный модуль позволит сформировать интегративные профессиональные компетенции, направленные на организацию и управление предпринимательской деятельностью в сфере получаемого базового профессионального образования. Навыки, полученные путем интеграции базового и дополнительного содержания образовательной программы, будут способствовать эффективному управлению технологическими процессами, управлению собственными ресурсами, совершенствованию профессионального и личного самосознания выпускников, развитию качеств личности, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, расширению возможности самозанятости.
Результатом освоения профессионального модуля является овладение профессиональными компетенциями, такими как:
1) оценивать управленческие решения и разрабатывать направления по совершенствованию технико-экономических показателей с учетом критериев экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;
2) анализировать и выявлять кадровый потенциал, изучать профессиональные, деловые и личностные качества работников с целью рационального его использования;
3) использовать имеющиеся экономические ресурсы с максимальной эффективностью;
4) разрабатывать бизнес-план;
5) разрабатывать локальные нормативно-правовые акты, принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с действующим законодательством.
Заявленные компетенции помогает сформировать прикладной программный продукт Project Expert. Что же конкретно позволяет получить данная программа студенту при ее использовании в учебном процессе? На наш взгляд, главным преимуществом является то, что уже на этапе планирования будущий предприниматель сможет оценить результат своей деятельности. Т. е. программа позволяет «прожить» и просчитать весь жизненный цикл предприятия, позволяет наглядно представить студенту возможность получения прибыли при наличии тех средств и капитала, которые он рассчитывает вложить в свое дело.
Система моделирует деятельность предприятий различных размеров — от небольшого частного предприятия до холдинговых структур. С ее помощью можно создавать проекты любой сложности — от расчета окупаемости нового оборудования до оценки эффективности диверсификации деятельности предприятия.
Project Expert не требует ни глубокого знания математики, ни умения программировать — необходимо только хорошо знать описываемый бизнес (что выгодно отличает данную программу от других, альтернативных ей, — «Мастерская бизнес-планирования», «Альт-Инвест» и «Альт-Инвест Сумм»).
Таким образом, студенты смогут:
- разработать альтернативный сценарий развития предприятия и выбрать эффективную стратегию;
- разработать и проанализировать инвестиционный проект (оценить их эффективность, чувствительность к воздействию внешних и внутренних факторов, осуществить анализ эффективности инвестиций как для всего проекта, так и для каждого инвестора), в том числе подготовить бизнес-план, соответствующий международным требованиям;
- определить потребность в денежных средствах на перспективу, разработать схему
финансирования предприятия и выбрать оптимальный источник и условия привлечения финансовых ресурсов;
- управлять в рамках компании группой инвестиционных проектов путем своевременного перераспределения ресурсов;
- оценить стоимость бизнеса;
- оценить риск при реализации проекта (анализ устойчивости проекта к воздействию факторов внешней экономической среды, оценка запаса прочности как меры риска, связанной с выбранным сценарием развития);
- осуществлять анализ безубыточности выпуска каждого из видов продукции, оценивать и прогнозировать прибыльность проекта;
- осуществлять анализ альтернативных управленческих решений, например при выборе технологии или оборудования;
- рассчитать налоги;
- сформировать различные формы отчетности;
- подготовить текст бизнес-плана;
- подготовить презентацию проекта с большим количеством наглядного материала (рис. 1).
Кроме того, студенты смогут создать любое число вариантов развития бизнеса и провести их сравнительный анализ не только по финансовым показателям и показателям эффективности инвестиций, но и по всему спектру данных финансовых отчетов, таблиц пользователя, детализации и анализа вариантов. Результаты анализа могут быть представлены в виде графиков.
Программа позволяет отработать навыки поэтапного построения своей финансово-хозяйственной деятельности с момента регистрации и до получения финансового результата, самостоятельного решения проблем, возникающих в бизнесе.
Бизнес-процесс виртуального предприятия — совокупность одной или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или политическую цель предприятия, как правило, в рамках его организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения.
В результате появляется собственная сфера ответственности, ресурсы для ее освоения и возможность настоящего действия, а выпускник становится не только грамотным специалистом по полученной в колледже специальности, но и подготовленным к рыночным отношениям предпринимателем.
Рис. 1. Примеры деятельности в программе Project Expert
Библиографический список
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.smolin.ru/odv/reference-source/pdf/Progr-2020_total.pdf.
2. Областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.chelbiznes.ru/programsuppor/r?article=1039.
3. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] : учеб. пособие / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М. : Академия, 2003. — 480 с.
УДК 377 М. Г. Соколова, зам. директора Чебаркульского
профессионального техникума (ЧПТ), Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: [email protected] И. А. Бомбина, преп. ЧПТ, Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ ДИСЦИПЛИН В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Интерес к проблеме интеграции дисциплин не случаен: современные требования рынка труда предполагают существенные изменения содержания методов обучения. Эти изменения вызваны важными процессами современного развития наук — их интеграцией и дифференциацией. В статье рассматриваются вопросы интеграции химии и спецдисциплин в процессе подготовки будущих поваров в Чебаркульском профессиональном техникуме, описываются используемые в учебном процессе интегративные формы.
Ключевые слова: интеграция, химия, спецдисциплины, профессионально ориентированные задачи и упражнения, интегрированные уроки.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения для СПО/НПО изменяют требования к образовательному процессу и к его результатам. Для того чтобы стать высококвалифицированным специалистом, студент должен не только обладать знаниями и умениями, приобретенными в процессе обучения в системе СПО/НПО, но и грамотно их применять, используя творческий подход в профессиональной деятельности [1]. Все это подчеркивает актуальность проблемы перестройки среднего и начального профессионального образования с учетом современных тенденций.
Одно из направлений качественного обновления профессионального образования — подготовка специалистов, способных осознанно использовать потенциал общеобразовательных дисциплин (химия, биология, физика, математика и др.) для системного решения профессиональных задач. Достижение этого возможно на основе интеграции дисциплин — новой дидактической концепции целостного образовательного процесса ССУЗа.
На сегодняшний день имеется ряд специальных научных работ по педагогике, в которых современные ученые дают определение феномену педагогической интеграции: интеграция — «движение системы к большей органической целостности» [2, с. 36]; интеграция — «система органически связанных учебных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром...»; в основу интеграции положена аксиома, что все в мире взаимосвязано и не существует в «чистом виде» [3, с. 85]; интеграция — «ведущая форма организации содержания на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира» [4, с. 53].
Поскольку работа повара является интегра-тивной, для ее выполнения требуется комплексное освоение содержания всех специальных предметов и общеобразовательных дисциплин учебного плана по данной профессии.
Очень важным аспектом процесса обучения учащихся-поваров в Чебаркульском профессиональном техникуме мы считаем формирование у них химических знаний и умений как единого,