2. Trukhin A. V. Ob ispol'zovanii virtual'nyh laboratorij v obrazovanii [On the use of virtual laboratories in education], Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie [Open and distance education], 2002, no. 4 (8), available at: https://ido.tsu.ru/files/pub2002. (accessed:16.05.2019). (In Russian)
3. Apatova N.V. Perspektivy razvitija novyh tehnologij obuchenija [Prospects for the development of new teaching technologies]. Moscow, TK Velbi, 2005, 247 p. (In Russian)
4. Nikiforova M. A. Prepodavanie matematiki i novye informacionnye tehnologii [Teaching of mathematics and new information technologies], Matematika vshkole [Mathematics at school], 2005, no. 7, pp. 56-64. (In Russian)
5. Bashmakov M. I. Primernaja programma obshheobrazovatel'noj uchebnoj discipliny «Matematika: algebra i nachala matematicheskogo analiza; geometrija» [The approximate program of the general educational discipline "Mathematics: algebra and the beginning of mathematical analysis; geometry "]. Moscow, Izd. centr «Akademija», 2015, 25 p. (In Russian)
6. Baidosova S. V. Formirovanie obshhih i professional'nyh kompetencij obuchajushhihsja sred-stvami informacionnyh tehnologij [Formation of general and professional competencies of students using information technology], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2017, no. 16, pp. 26-29. (In Russian)
7. Federal'nyj gosudarstvennyj standart (srednego) polnogo obshhego obrazovanija, available at: https://fgos.ru. (accessed: 20.05.2019). (In Russian)
Сидорова Елена Николаевна, преподаватель ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко», Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: lena.cs2017@ yandex.ru
Sidorova Elena Nikolaevna, Lecturer, Magnitogorsk Technological College named after V. P. Omelchenko, Chelyabinsk region, Magnitogorsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Соколова, М. Г. Профессионально ориентированные химические задачи в подготовке поваров / М. Г. Соколова, И. Н. Неверовская, И. А. Бомбина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 48-51.
УДК 372.016:54 ББК 74.262.4
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
В ПОДГОТОВКЕ ПОВАРОВ
М. Г. Соколова, И. Н. Неверовская, И. А. Бомбина
В статье обсуждается проблема обеспечения профессиональной направленности обучения естественно-научным дисциплинам студентов профессиональных образовательных организаций. Приводятся примеры профессионально ориентированных задач, составляющих основу авторской методики преподавания химии для будущих поваров.
Ключевые слова: повар, профессиональная образовательная организация, химия, химическая задача, профессионально ориентированные задачи.
Быстрые темпы развития современных технологий требуют от системы образования большой трансформации и гибкости. При этом улучшение подготовки специалистов различных профессий и специальностей сегодня невозможно без углубления уровня подготовки по химии. Вследствие этого составной частью об-
учения становится совершенствование методов обучения, которые обеспечивают прочное и глубокое усвоение знаний и умений.
Теоретическое изучение проблемы и многолетняя педагогическая практика позволяют утверждать, что результативность обучения находится в значительной зависимости от выбора,
проектирования, подготовки комплекса заданий, упражнений, задач по дисциплине [1].
Обучению решению химических задач в профессиональных образовательных организациях (далее — ПОО) всегда придавалось большое значение.
Химическую задачу определяют как познавательное задание с вопросной ситуацией, которое содержит условие, функциональную зависимость и требование ответа. Дидактическое направление такой задачи — это прием интегра-тивного использования знаний и умений, формирование единства между количественными и качественными характеристиками химического языка [2, с. 3].
Как показывает наш педагогический опыт, одним из основных средств обеспечения профессиональной направленности при обучении будущих поваров химии в ПОО является применение в учебном процессе профессионально ориентированных задач.
Обращая внимание на понятие профессионально ориентированной задачи по химии применительно к профессии повара, мы станем определять ее как задачу, требование и условие которой характеризуют собою модель некой ситуации, возникающей в профессиональной практике повара, анализ которой производится с использованием средств химии и содействует профессиональному развитию личности будущего повара.
Данные задачи по химии выступают базисным средством формирования качеств личности, которые требуются для реализации первостепенных видов профессиональной деятельности будущих специалистов-поваров, а введение профессионально ориентированных задач в учебный процесс ПОО способствует видению химических формул и процессов в области приготовления пищи и состава продуктов.
Общеизвестно, что в практике применения задач, в зависимости от целей и функций обучения химии, акцент делается на следующие периоды:
1) изучение химии в целях обучения решению химических задач;
2) изучение химии, сопровождающееся решением химических задач;
3) изучение химии средствами решения химических задач.
При этом в каждом периоде предъявляются разнообразные требования к использованию задач в обучении химии в ПОО. В данный момент роль профессионально ориентированных задач
в обучении химии возрастает и определяется как одно из средств химического образования.
Вышеупомянутое дает нам возможность придерживаться следующих методических требований, предъявляемых к профессионально ориентированным задачам, используемым при подготовке по химии будущих поваров:
1) условие и результаты задачи должны содержать информацию, требующуюся повару в профессиональной деятельности;
2) этот материал должен быть посилен для обучающихся данной группы и опираться на программу соответствующего курса, соответствовать реальным профессиональным проблемам;
3) решение задач обязано содействовать надежному освоению знаний по химии, способов и методов, представляющих основу профессиональной деятельности повара;
4) задачи должны гарантировать установление взаимозависимости химии с общепрофессиональными дисциплинами, междисциплинарными курсами и профессиональными модулями;
5) для понимания сути задачи и ее решения обучающимся необходимо иметь комплекс знаний по общепрофессиональным дисциплинам, междисциплинарным курсам учебного плана;
6) задачи должны способствовать развитию логического мышления, воспитанию личности будущего повара [3, с. 25].
Профессионально ориентированные задачи, соответствующие указанным критериям, являются серьезным средством химического моделирования разных граней профессиональной деятельности повара. Вместе с тем учебники химии, которые используются в ПОО при обучении будущих поваров, не содержат задач профессиональной направленности для определенной специальности. С целью устранения этих пробелов в ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» преподаватели химии самостоятельно разработали комплект профессионально ориентированных задач по химии для профессии «повар».
Приведем примеры профессионально ориентированных задач, составляющих основу авторской методики преподавания химии при обучении будущих поваров.
1. Брусника и клюква длительное время сохраняются свежими без применения саха-росодержащих компонентов. Этот феномен объясняется содержанием в указанных кисло-сладких ягодах бензойной кислоты — превосходного консерванта. Определите молекулярную формулу бензойной кислоты, зная, что
относительная молекулярная масса бензойной кислоты равна 122, а массовые доли элементов в ней соответственно: углерода — 68,85 %, кислорода — 26,23 %, водорода — 4,92 %. Напишите структурную формулу бензойной кислоты. Сформулируйте заключение о химических свойствах бензойной кислоты, руководствуясь знаниями о ее строении [4].
2. Тесто, подготовленное для оладий, кексов, песочных фабрикатов, не содержит дрожжей. Чтобы добиться его рассыпчатости и рыхлости, питьевую соду иногда «гасят» уксусом. Перечислите варианты гашения соды уксусом для выпечки. Напишите уравнение соответствующей реакции и подсчитайте массу 9%-го раствора уксусной кислоты, которая понадобится для процедуры гашения 10 граммов пищевой соды.
3. Объясните с химической точки зрения, почему для приготовления рассола при солении огурцов и грибов соль марки «Экстра» не под-
ходит, а нужно использовать менее «чистые» сорта соли. Определите массовую долю поваренной соли (в %) в растворе, если для подготовки маринада для засолки огурцов на 1 л воды необходимо 60 г хлорида натрия (ШС1) [5].
Наши наблюдения за учебной деятельность студентов позволяют констатировать, что, решая профессионально ориентированные задачи разной степени сложности, в четкой последовательности и различными формулировками, обучающиеся техникума, оперируя профессиональными и химическими терминами, приобретают умение анализировать ситуации, свойственные для будущей профессиональной деятельности повара. Таким образом, профессионально ориентированные задачи по химии являются одним из эффективных средств развития у обучающихся теоретических знаний и формирования практических умений, которые они смогут реализовать в своей профессии.
Библиографический список
1. Тулькибаева, Н. Н. Теория и практика обучения учащихся решению задач : моногр. / Н. Н. Тулькибаева. — Челябинск, 2000. — 239 с.
2. Лагуткина, Е. В. Методика решения задач по химии : учеб.-метод. пособие / Е. В. Лагут-кина, И. Б. Катраков. — Барнаул : Изд-во Алтайского ун-та, 2014. — 44 с.
3. Медведева, М. В. Активизация познавательной деятельности на уроках химии / М. В. Медведева // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 6. — С. 24-26.
4. Соколова, М. Г. Практико-ориентированные задачи по химии для специальности «Повар. Кондитер» / М. Г. Соколова. — ЫРЬ: https://infourok.ru/prezentaciya-praktikoorientirovannie-zadachi-po-himii-dlya-specialnosti-povarkonditer-v-poo-2452799.html (дата обращения: 21.05.2019).
5. Соколова, М. Г. Интеграция дисциплин в учебном процессе / М. Г. Соколова, И. А. Бом-бина // Инновационное развитие профессионального образования, 2013. — № 2 (04). — С. 57-61.
For citation: Sokolova, M. G. Professionally oriented chemical tasks in training of cooks / M. G. Sokolova, I. N. Neverovs-kaya, I. A. Bombina // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 2 (22). — P. 48-51.
PROFESSIONALLY ORIENTED CHEMICAL TASKS IN TRAINING OF COOKS
M. G. Sokolova, I. N. Neverovskaya, I. A. Bombina
The article discusses the problem of ensuring the professional orientation of training in the natural sciences of students of professional educational organizations. Examples of professionally oriented tasks that form the basis of the author's methodology of teaching chemistry for future cooks are given.
Key words: cook, professional educational organization, chemistry, chemical task, professionally oriented tasks.
References
1. Tulkibaeva N. N. Teorija ipraktika obuchenija uchashhihsja resheniju zadach [The theory and practice of teaching students how to solve problems].Chelyabinsk, 2000, 239 p. (In Russian)
2. Lagutkina E. V., Katrakov I. B. Metodika reshenija zadach po himii [Methods of solving problems in chemistry]. Barnaul, Izd-vo Altajskogo un-ta, 2014, 44 p. (In Russian)
3. Medvedeva M.V. Aktivizacija poznavatel'noj dejatel'nosti na urokah himii [Activation of cognitive activity in chemistry lessons], Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary vocational education], 2009, no. 6, pp. 24-26. (In Russian)
4. Sokolova M. G. Praktiko-orientirovannye zadachi po himii dlja special'nosti «Povar. Konditer», available at: https://infourok.ru/prezentaciya-praktikoorientirovannie-zadachi-po-himii-dlya-special-nosti-povarkonditer-v-poo-2452799.html. (accessed: 21.05.2019). (In Russian)
5. Sokolova M. G., Bombina I. A. Integracija disciplin v uchebnom processe [Integration of disciplines in the educational process], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2013, no. 2 (04), pp. 57-61. (In Russian)
Соколова Марина Геннадьевна, заместитель директора по УМР ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: [email protected]
Неверовская Ирина Николаевна, преподаватель ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: [email protected]
Бомбина Ирина Алексеевна, преподаватель ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: [email protected]
Sokolova Marina Gennadievna, deputy director for educational and methodical work, Chebarkul Professional College, Chelyabinsk Region, Chebarkul, e-mail: [email protected]
Neverovskaya Irina Nikolaevna, teacher, Che-barkul Professional College, Chelyabinsk Region, Chebarkul, e-mail: [email protected]
Bombina Irina Alekseevna, Lecturer, Che-barkul Professional College, Chelyabinsk Region, Chebarkul, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Сысоева, Е. В. Обучение проектной деятельности на английском языке будущих инженеров в вузе / Е. В. Сысоева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 51-55.
УДК 372.016:81 ББК 74.268.1
ОБУЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ВУЗЕ
Е. В. Сысоева
Стратегической целью современного профессионального образования является становление реальной компетентности обучающихся для обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. Федеральные государственные образовательный и профессиональный стандарты инженерного образования обозначают как один из видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программы бакалавриата, проектную деятельность. В статье рассматривается опыт применения метода проектов на аудиторных занятиях по английскому языку со студентами инженерного факультета Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии им. Н. В. Верещагина. Приводятся результаты выполнения студентами индивидуальных контрольных заданий, показавших усвоение лексики по теме проекта и ее активное использование в речи.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, английский язык, студенты — будущие инженеры.
Одной из целей современного профессионального образования является приобретение обучающимися знаний, умений, навыков
и формирование необходимых для осуществления трудовой деятельности компетенций [1, с. 78].