Сведения для цитирования: Соколова, М. Г. Использование профессионально ориентированных задач в обучении химии будущих ветеринарных фельдшеров [Текст] / М. Г. Соколова, В. М. Шушарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 51-54.
УДК 372.016:54 ББК 74.262.4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ БУДУЩИХ ВЕТЕРИНАРНЫХ ФЕЛЬДШЕРОВ
М. Г. Соколова, В. М. Шушарина
Химия — важно звено в подготовке ветеринарных фельдшеров в профессиональной образовательной организации. Одним из средств реализации связей химии с общепрофессиональными дисциплинами и междисциплинарными курсами является использование на занятиях профессионально ориентированных задач. В статье рассматривается сущность понятия «профессионально ориентированная химическая задача», сформулированы функции профессионально ориентированных задач, заостряется внимание на использовании таких задач при обучении химии будущих ветеринарных фельдшеров.
Ключевые слова: химия, будущий ветеринарный фельдшер, профессионально ориентированные задачи.
Сегодня общество предъявляет повышенные требования к специалисту в области ветеринарии. Ветеринарный фельдшер для оказания максимально гуманной помощи животным должен уметь решать задачи профессиональной деятельности, используя в том числе знания в области химии. Общеизвестно, что большинство физиологических процессов, протекающих в организме наших четвероногих питомцев, имеют химические закономерности. Базовыми для большинства диагностических и лечебных методов современной ветеринарии являются многие химические принципы, особенно использование химических явлений и процессов в ветеринарной практике. В настоящее время ветеринарный фельдшер обязан применять химические знания в своей профессиональной деятельности для осуществления зоогигиени-ческих, профилактических и ветеринарно-сани-тарных мероприятий при работе с сельскохозяйственными животными [1].
Традиционно считается, что формирование ветеринарного фельдшера как специалиста в профессиональной образовательной организации (далее — ПОО) происходит при изучении дисциплин профессионального цикла. Этому этапу предшествует период изучения общеобразовательных дисциплин — физики, химии, математики и т. д. Вместе с тем химия на первом куре в ПОО выступает как особая образовательная дисциплина, так как закладывает фундамент для освоения некоторых общепрофессио-
нальных дисциплин (анатомия и физиология животных, основы микробиологии, основы зоотехнии, ветеринарная фармакология и т. д.) и междсциплинарных курсов (МДК 01.01 «Методика проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий», МДК 02.01 «Методика диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных», МДК 03.01 «Методика ветеринар-но-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения»). Изучение обучающимися химии в ПОО предполагает достижение следующих целей:
- овладение знаниями по химии, важнейшими химическими теориями, понятиями, законами как формирование звена естественно-научной картины мира;
- использование полученных знаний для толкования разных химических явлений и свойств веществ, оценивание роли химии в развитии современных технологий в области ветеринарии;
- применение полученных компетенций для решения практических задач в профессиональной деятельности.
Таким образом, химия, включенная в учебный план обучения ветеринарных фельдшеров в ПОО, имеет ярко выраженный профессионально ориентированный характер.
Вместе с тем традиционная практика обучения химии в ПОО приводит к тому, что многие обучающиеся не осознают значимости получаемых знаний, не видят связи между химической
дисциплиной и другими предметами. Одним из средств реализации межпредметных связей химии с общепрофессиональными дисциплинами и МДК является использование на занятиях профессионально ориентированных задач.
В психолого-педагогической литературе используются разные понятия: «контекстная задача», «ситуационная задача», «задача с практическим содержанием», «практико-ориенти-рованная задача». Принципиального различия в этих понятиях и их определениях мы не обнаружили. В частности, О. Д.-С. Кендиван сформулировала определение понятия «пра-ктико-ориентированная химическая задача», отражающее особенности его содержания, так: «практико-ориентированной является задача, направленная на развитие ключевых компе-тентностей учащегося и выявление химической сущности объектов природы, производства и быта, с которыми человек взаимодействует в процессе практической деятельности» [2].
Мы будем понимать под профессионально ориентированной химической задачей такую задачу, содержание которой связано с процессами и объектами будущей профессиональной деятельности ветеринарного фельдшера, причем ее решение при использовании химического аппарата будет способствовать осмысленному применению знаний по химии в процессе изучения профессиональных дисциплин и МДК, а также формированию профессиональной компетентности будущего специалиста в области ветеринарии. В профессионально ориентированных задачах по химии не только отражаются межпредметные связи с ветеринарией, но и выявляются утилитарные аспекты научных знаний в профессиональной деятельности ветеринарного фельдшера.
Исследуя профессионально ориентированные химические задачи как разноаспектное явление в профессионально направленном обучении химии будущих ветеринарных фельдшеров, мы определили следующие функции профессионально ориентированных задач:
- формирование профессиональной мотивации;
- определение и актуализирование механизмов интеграции химических и профессиональных знаний;
- овладение навыками рефлексии и самоконтроля поведения;
- развитие творческого мышления студентов [3].
Однако на практике мы видим, что преподаватели химии в ПОО неактивно используют такого рода задачи по следующим причинам:
1) профессионально ориентированные задачи и задания по ветеринарному профилю практически отсутствуют в учебниках и учебно-методических пособиях по общей и органической химии, а у имеющихся часто очень высокий уровень сложности, что осложняет работу со слабо подготовленными обучающимися;
2) не хватает времени для их включения в учебный процесс;
3) традиционная практика преподавания курса химии в ПОО не позволяет преподавателям гибко реагировать на инновации и включать в учебный процесс профессионально ориентированные задачи [4].
Таким образом, существует проблема разработки и внедрения в учебный процесс ПОО комплектов профессионально ориентированных задач по химии, которые дали бы дидактическую основу и актуальный материал для качественной подготовки будущих ветеринарных фельдшеров.
Для решения данной дилеммы, опираясь на опыт коллег, критерии отбора, функции профессионально ориентированных задач, преподаватели химии и общепрофессиональных дисциплин Чебаркульского профессионального техникума разработали комплекс задач на основе практических ситуаций, возникающих при выполнении ветеринарным фельдшером его профессиональной деятельности.
Приведем несколько примеров таких задач.
1. Для лечения и профилактики расстройства пищеварительной системы (диспепсии) у подсвинков активно применяют йодкрахмаль-ный препарат, который можно приготовить в домашней обстановке; для этого необходимо 10 г крахмала смешать с 50 мл холодной воды и затем влить в 450 мл кипящей воды, охладить, после чего добавить 10 мл 5%-й спиртовой настойки йода. Полученный раствор имеет интенсивно-синий цвет, в нем йод демонстрирует активный антибактериальный эффект, не раздражая при этом слизистые оболочки пищеварительных органов животных. Необходимо рассчитать дозировку настойки йода и крахмала для проведения 12-дневного профилактического курса пяти подсвинков с учетом ежедневной дозы препарата — 10 мл на одну голову
2. Теленок отравился щелочью, поэтому ему необходимо провести промывание желудка. Определите массу воды, которая потребуется для проведения данной процедуры, если при этом надлежит напоить теленка 1 л теплой воды, затем вызвать у него рвоту, потом дать ему выпить столько же раствора уксусной кислоты
с массовой долей ее 2 %, а после перечисленного произвести дополнительно два промывания чистой теплой водой по 1 л каждое. Сделайте вывод.
3. 5%-й спиртовой раствор борной кислоты используется у животных для лечения отитов (воспаление среднего уха). Определите долю воды в 5%-м спиртовом растворе борной кислоты, если использован 96%-й раствор спирта [5].
Предложенные задачи можно использовать как при проведении учебных занятий, так и при
организации внеурочной работы, а также для дополнительных занятий со студентами, углубленно изучающими химию.
Реализация профессионально ориентированных задач в курсе химии не только устанавливает связи с общепрофессиональными дисциплинами и МДК, но и позволяет аккумулировать химические знания в одно целое, способствует формированию профессиональных компетенций, моделированию профессиональной деятельности будущего ветеринарного фельдшера.
Библиографический список
1. Соколова, М. Г. Занимательные задачи и упражнения по химии с профессионально ориентированным содержанием [Текст] : сборник для подготовки специалистов по специальности «Ветеринарный фельдшер» в ссузах / М. Г. Соколова, Н. Р. Мякишева. — Челябинск, 2010. — 26 с.
2. Кендиван, О. Д.-С. Практико-ориентированные задания [Текст] / О. Д.-С. Кендиван // Химия в школе. — 2008. — № 8. — С. 43-47.
3. Зубова, Е. А. Формирование творческой активности будущих инженеров в процессе обучения математике на основе исследования и решения профессионально ориентированных задач [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Зубова. — Ярославль, 2008. — 189 с.
4. Соколова, М. Г. Использование профессионально ориентированных задач и заданий в обучении химии будущих ветеринарных фельдшеров в ПОО [Электронный ресурс] / М. Г. Соколова. — Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-ispolzovanie-professionalno-orientirovannih-zadach-i-zadaniy-v-obuchenii-himii-buduschih-veterinarnih-feldsherov-v--2575629.html.
5. Соколова, М. Г. Профессионально ориентированные задания по химии для специальности «Ветеринария» в ПоО СПО [Электронный ресурс] / М. Г. Соколова. — Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-po-himii-na-temu-professionalno-orientirovannie-zadaniya-po-himii-dlya-specialistov-po-veterinarii-962620.html.
For citation: Sokolova, M. G. Usage of professionally oriented tasks in chemistry teaching the would-be veterinarian attendants [Text] / M. G. Sokolova, V M. Shusharina // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 2 (18). — P. 51-54.
USAGE OF PROFESSIONALLY ORIENTED TASKS IN CHEMISTRY TEACHING THE WOULD-BE VETERINARIAN ATTENDANTS
M. G. Sokolova, V. M. Shusharina
Chemistry is the important part in the training of veterinarian attendants in the vocational educational institution. The usage of professionally oriented tasks in the lessons is a way to show the relationship between chemistry, general professional disciplines and interdisciplinary courses. The article studies the meaning of the notion 'professionally oriented chemistry task', outlines the functions of the professionally oriented tasks, pays attention to the usage of such tasks in chemistry teaching the would-be veterinarian attendants.
Key words: chemistry, would-be veterinarian attendant, professionally oriented tasks.
References
1. Sokolova M. G., Myakisheva N. R. Zanimatel'nye zadachi i uprazhneniya po khimii s professional'no orientirovannym soderzhaniem, Chelyabinsk, 2010, 26 p. (In Russian)
2. Kendivan O. D.-S. Khimiya v shkole, 2008, no. 8, pp. 43-47. (In Russian)
3. Zubova, E. A. Formirovanie tvorcheskoi aktivnosti budushchikh inzhenerov v protsesse obucheniya matematike na osnove issledovaniya i resheniya professional'no orientirovannykh zadach. Kand Diss., Yaroslavl', 2008, 189 p. (In Russian)
4. Sokolova, M. G. Ispol'zovanie professional'no orientirovannykh zadach i zadanii v obuchenii khimii budushchikh veterinarnykh fel'dsherov v POO, available at: https://infourok.ru/prezentaciya-ispolzovanie-professionalno-orientirovannih-zadach-i-zadaniy-v-obuchenii-himM-buduschih-veterinarnih-feldsherov-v--2575629.html.
5. Sokolova M. G. Professional'no orientirovannye zadaniya po khimii dlya spetsial'nosti «Veterinariya» v POO SPO, available at: https://infourok.ru/prezentaciya-po-himii-na-temu-professionalno-orientirovannie-zadaniya-po-himii-dlya-specialistov-po-veterinarii-962620.html.
Соколова Марина Геннадьевна, заместитель директора по УМР ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», Челябинская обл., г. Чебаркуль, e-mail: [email protected] Шушарина Валентина Михайловна, преподаватель ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», Челябинская обл., г. Чебаркуль, e-mail: [email protected]
Sokolova M. G., deputy director, Chebarkul vocational technical secondary school, Chelyabinsk region, e-mail: [email protected]
Shusharina V. M., lecturer, Chebarkul vocational technical secondary school, Chelyabinsk region, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Угренинова, А. Е. О внедрении дисциплины «Основы бережливого производства» в учебный процесс профессиональной образовательной организации [Текст] / А. Е. Угренинова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 54-57.
УДК 372.016 ББК 74.26
О ВНЕДРЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА» В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
А. Е. Угренинова
Статья посвящена проблеме обучения студентов организаций среднего профессионального образованиях работе в условиях бережливого производства. Автором предлагается содержание учебной дисциплины «Основы бережливого производства», раскрывается структура дисциплины и целесообразность ее внедрения в учебный процесс профессиональной образовательной организации.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, бережливое производство, бережливые технологии, учебная дисциплина «Основы бережливого производства».
В условиях модернизации отечественной экономики повышаются требования к конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО). Еще в 2011 г. на совещании с работниками профессионального образования В. В. Путин отмечал, что «сегодня с учетом роста российской экономики и стоящих перед нами задач модернизации всех сфер нашей жизни и прежде всего, конечно, производства стало совершенно очевидно, что отсутствие, недостаток высококвалифицированных рабочих
кадров является преградой на пути развития экономики. Это необходимейшее условие для развития нашей страны. Сегодня совершенно очевидно, что недостаточное внимание к этой сфере в предыдущие годы создало известный барьер: недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является ограничителем нашего роста» [1].
Это высказывание было сделано в 2011 г., и с того времени началась активная модернизация среднего профессионального образования. В соответствии с федеральными государствен-