Научная статья на тему 'О внедрении дисциплины "Основы бережливого производства" в учебный процесс профессиональной образовательной организации'

О внедрении дисциплины "Основы бережливого производства" в учебный процесс профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1096
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / LEAN MANUFACTURING / БЕРЕЖЛИВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / LEAN TECHNOLOGIES / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА "ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА" / 'LEAN MANUFACTURING PRINCIPLES'

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Угренинова Анастасия Евгеньевна

Статья посвящена проблеме обучения студентов организаций среднего профессионального образованиях работе в условиях бережливого производства. Автором предлагается содержание учебной дисциплины «Основы бережливого производства», раскрывается структура дисциплины и целесообразность ее внедрения в учебный процесс профессиональной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Угренинова Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE INTRODUCTION OF ‘LEAN MANUFACTURING PRINCIPLES’ INTO THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article is devoted to the issue of teaching the students of the secondary vocational education institutions to work in the conditions of lean manufacturing. The author proposes the content and design of the discipline ‘Lean manufacturing principles’, points out the advisability of its introduction into the educational process of the vocational educational institution.

Текст научной работы на тему «О внедрении дисциплины "Основы бережливого производства" в учебный процесс профессиональной образовательной организации»

4. Sokolova, M. G. Ispol'zovanie professional'no orientirovannykh zadach i zadanii v obuchenii khimii budushchikh veterinarnykh fel'dsherov v POO, available at: https://infourok.ru/prezentaciya-ispolzovanie-professionalno-orientirovannih-zadach-i-zadaniy-v-obuchenii-himM-buduschih-veterinarnih-feldsherov-v--2575629.html.

5. Sokolova M. G. Professional'no orientirovannye zadaniya po khimii dlya spetsial'nosti «Veterinariya» v POO SPO, available at: https://infourok.ru/prezentaciya-po-himii-na-temu-professionalno-orientirovannie-zadaniya-po-himii-dlya-specialistov-po-veterinarii-962620.html.

Соколова Марина Геннадьевна, заместитель директора по УМР ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», Челябинская обл., г. Чебаркуль, e-mail: sokolovamargeni@rambler.ru Шушарина Валентина Михайловна, преподаватель ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», Челябинская обл., г. Чебаркуль, e-mail: nezabudka55i052@mail.ru

Sokolova M. G., deputy director, Chebarkul vocational technical secondary school, Chelyabinsk region, e-mail: sokolovamargen1@rambler.ru

Shusharina V. M., lecturer, Chebarkul vocational technical secondary school, Chelyabinsk region, e-mail: nezabudka551052@mail.ru

Сведения для цитирования: Угренинова, А. Е. О внедрении дисциплины «Основы бережливого производства» в учебный процесс профессиональной образовательной организации [Текст] / А. Е. Угренинова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 54-57.

УДК 372.016 ББК 74.26

О ВНЕДРЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА» В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

А. Е. Угренинова

Статья посвящена проблеме обучения студентов организаций среднего профессионального образованиях работе в условиях бережливого производства. Автором предлагается содержание учебной дисциплины «Основы бережливого производства», раскрывается структура дисциплины и целесообразность ее внедрения в учебный процесс профессиональной образовательной организации.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, бережливое производство, бережливые технологии, учебная дисциплина «Основы бережливого производства».

В условиях модернизации отечественной экономики повышаются требования к конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО). Еще в 2011 г. на совещании с работниками профессионального образования В. В. Путин отмечал, что «сегодня с учетом роста российской экономики и стоящих перед нами задач модернизации всех сфер нашей жизни и прежде всего, конечно, производства стало совершенно очевидно, что отсутствие, недостаток высококвалифицированных рабочих

кадров является преградой на пути развития экономики. Это необходимейшее условие для развития нашей страны. Сегодня совершенно очевидно, что недостаточное внимание к этой сфере в предыдущие годы создало известный барьер: недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является ограничителем нашего роста» [1].

Это высказывание было сделано в 2011 г., и с того времени началась активная модернизация среднего профессионального образования. В соответствии с федеральными государствен-

ными образовательными стандартами [2; 3] много внимания уделяется процессу подготовки квалифицированных конкурентоспособных на рынке труда кадров, «способных максимально реализовать в практической деятельности профессионально-личностные качества, самостоятельно разрешать возникающие проблемы в профессиональной деятельности, соответствовать современным требованиям и запросам рынка труда, достигать качественного результата с наименьшими издержками» [4]. Но готовы ли выпускники к работе в современных условиях? Какие возможности не использованы для достижения поставленной задачи?

Анализ научной литературы и собственный практический опыт работы позволяет сделать вывод о том, что на повышение конкурентоспособности предприятия оказывает большое влияние система бережливого производства. Остановимся кратко на содержании понятия «бережливое производство» и попробуем обосновать, почему актуальна и востребована сегодня на предприятиях в различных отраслях система бережливого производства. Для начала необходимо понять, что же такое бережливое производство и почему оно так актуально и востребовано сегодня на предприятиях в различных отраслях.

Бережливое производство — это особая концепция управления производственным предприятием, основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь и убытков и предполагающая вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника и его нереализованного творческого потенциала, а также максимальную ориентацию на потребителя [5].

Основной задачей концепции является формирование непрерывного процесса устранения издержек. Другими словами, бережливое производство — это устранение любых действий, вследствие которых потребляются ресурсы, но в результате не создается никакой ценности для потребителя [5-7].

Одним из главных моментов здесь является ценность для потребителя. Ценность — это полезность продукта с точки зрения покупателя.

Также немаловажным является процесс ликвидации издержек производителя. Все, что не несет никакой ценности для потребителя, определяется как потери и должно быть устранено из рабочего процесса.

Теоретический анализ и изучение опыта работы предприятий в различных отраслях позволяет сделать вывод о том, что бережливое производство внедряется в таких отраслях, как

промышленность, торговля, 1Т-технологии, медицина, строительство, образование, сервис.

Исходя из этого можно сделать вывод, что все больше крупных предприятий применяют современные технологии и постоянно развиваются, что непосредственно требует специалистов, способных работать в условиях бережливого производства.

Бережливое производство — это не будущее, это уже наше настоящее, именно поэтому профессиональным образовательным организациям необходимо выпускать специалистов, уже готовых к работе на таких предприятиях.

Для подготовки специалистов, готовых работать в условиях бережливого производства, в ПОО необходима актуализация основных профессиональных образовательных программ, а также внедрение в образовательный процесс новых дисциплин (профессиональных модулей) в соответствии с требованиями работодателей.

В ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» разработана и включена в учебный план по профессии 08.01.26 «Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства» за счет часов вариативной части такая дисциплина, как «Основы бережливого производства». При изучении этой дисциплины у студентов формируются знания о современных процессах управления предприятиями и работе на них. Полученные знания позволят выпускникам быстрее адаптироваться в производственной деятельности, а также решать практические задачи на производстве, активно использующем принципы бережливого производства.

Предлагаемая нами к изучению дисциплина содержит два раздела.

Раздел 1. Основные понятия бережливого производства:

- история возникновения бережливого производства;

- виды потерь;

- выявление, устранение и предотвращение потерь;

- инструменты для минимизации и устранения потерь;

- принципы бережливого производства;

- методы и инструменты бережливого производства;

- организация бережливого производства.

Раздел 2. Определение основных проблем

и разработка проектов по внедрению бережливых технологий:

- основные проблемы внедрения моделей бережливого производства;

- управление проектами бережливого производства.

Учебные задачи дисциплины:

- изучение основных принципов, целей, задач и понятий бережливого производства;

- изучение современных бережливых технологий и методов их внедрения в производственный процесс;

- освоение и применение способов ликвидации потерь от внедрения технологии бережливого производства;

- формирование навыков и умений применения бережливого производства в зависимости от специфики бизнес-процессов организации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

1) содержание и формы бережливого производства;

2) основные методы организации промышленного производства на основе бережливого производства;

3) принципы, методы и инструменты бережливого производства;

4) методы и инструменты построения карты текущих и будущих потоков создания ценности;

5) виды потерь на производстве;

6) алгоритм внедрения инструментов бережливого производства в хозяйственную деятельность промышленных предприятий;

7) принципы визуального управления в кон -цепции бережливого производства;

8) формы визуального управления на производственном участке;

9) типы стандартов на производстве.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь :

1) систематизировать и обобщать первичные статистические данные, характеризующие основные результаты функционирования промышленности РФ;

2) планировать, организовывать, картировать поток создания ценности продукции;

3) анализировать явления и процессы в организации с точки зрения концепции бережливого производства;

4) применять следующие методы и инструменты бережливого производства:

- систему 5Б — систему организации и рационализации рабочего пространства;

- систему ТРМ, позволяющую снизить потери, связанные с простоями оборудования из-за поломок и избыточного обслуживания;

- метод кайдзен, предполагающий улучшением стандартизованных действий и процессов обеспечить производство без потерь;

- систему БМЕЭ — способ сокращения издержек и потерь при переналадке и переоснастке оборудования;

- визуальное управление;

- канбан — систему организации производства и снабжения, позволяющую реализовать принцип «точно в срок»;

5) обосновывать выбор методов и инструментов бережливого производства для сокращения/ликвидации разных видов потерь на производстве;

6) применять алгоритм внедрения инструментов бережливого производства в хозяйственную деятельность промышленных предприятий.

По нашему мнению, овладение перечисленными знаниями и умениями обеспечит готовность выпускников ПОО работать в условиях бережливого производства.

Опираясь на теоретическое изучение проблемы и анализ производственных практик, мы полагаем, что проблема внедрения в учебный процесс профессиональной образовательной организации дисциплины «Основы бережливого производства» является актуальной и требует реализации на методическом и педагогическом уровне.

Библиографический список

1. В. В. Путин о среднем профессиональном образовании в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edu.glavsprav.ru/spb/spo/journal/392.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 9 дек. 2016 г. № 1545]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71476306.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 9 дек. 2016 г. № 1578]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71476294.

4. Танаева, З. Р. Конкурентоспособность молодых сотрудников правоохранительных органов как необходимое условие успешной профессиональной деятельности [Текст] / З. Р. Танаева // Правопорядок : история, теория, практика. — 2016. — № 2 (9). — С. 46-49.

5. Бережливое производство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьйрз://ги.ш1к1ре^а. огд/ш1к1/Бережливое_производство.

6. ГОСТ Р 56020-2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200110957.

7. Перейра, Р. Руководство по бережливому производству [Электронный ресурс] / Р. Пе-рейра. — Режим доступа: http://wkazarin.ru/wp-content/uploads/2013/09/LSSAGLM.pdf.

For citation: Ugreninova, A. E. About the introduction of 'Lean manufacturing principles' into the educational process of the vocational educational institution [Text] / A. E. Ugreninova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 2 (18). — P. 54-57.

ABOUT THE INTRODUCTION OF 'LEAN MANUFACTURING PRINCIPLES' INTO THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

Ugreninova A. E.

The article is devoted to the issue of teaching the students of the secondary vocational education institutions to work in the conditions of lean manufacturing. The author proposes the content and design of the discipline 'Lean manufacturing principles', points out the advisability of its introduction into the educational process of the vocational educational institution.

Key words: secondary vocational education, lean manufacturing, lean technologies, 'Lean manufacturing principles'.

References

1. V. V. Putin o srednem professional'nom obrazovanii v Sankt-Peterburge, available at: http:// edu.glavsprav.ru/spb/spo/journal/392.

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po professii 08.01.25 Master otdelochnykh stroitel'nykh i dekorativnykh rabot, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71476306.

3. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego professional'nogo obrazovaniya po professii 08.01.26 Master po remontu i obsluzhivaniyu inzhenernykh sistem zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71476294.

4. Tanaeva, Z. R. Pravoporyadok : istoriya, teoriya, praktika, 2016, no. 2 (9), pp. 46-49. (In Russian)

5. Berezhlivoe proizvodstvo, available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Berezhlivoe_proizvodstvo.

6. GOST R 56020-2014 Berezhlivoe proizvodstvo. Osnovnye polozheniya i slovar' [, available at: http://docs.cntd.ru/document/1200110957.

7. Pereira, R. Rukovodstvo po berezhlivomu proizvodstvu, available at: http://wkazarin.ru/wp-content/uploads/2013/09/LSSAGLM.pdf.

Угренинова Анастасия Евгеньевна, препо- Ugreninova A. E., lecturer, South-Ural versa-

даватель ГБПОУ «Южно-Уральский многопро- tile college, Chelyabinsk, e-mail: ugreninova.nasty@

фильный колледж», г. Челябинск, e-mail: ugreni- mail.ru nova.nasty@mail.ru

Сведения для цитирования: Якушева, Л. В. Антикоррупционное просвещение обучающихся профессиональных образовательных организаций на примере дисциплины «Право» [Текст] / Л. В. Якушева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 57-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.