Научная статья на тему 'Обучение проектной деятельности на английском языке будущих инженеров в вузе'

Обучение проектной деятельности на английском языке будущих инженеров в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТЫ / СТУДЕНТЫ БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ / PROJECT / PROJECT ACTIVITY / ENGLISH / STUDENTS FUTURE ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева Екатерина Валентиновна

Стратегической целью современного профессионального образования является становление реальной компетентности обучающихся для обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. Федеральные государственные образовательный и профессиональный стандарты инженерного образования обозначают как один из видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программы бакалавриата, проектную деятельность. В статье рассматривается опыт применения метода проектов на аудиторных занятиях по английскому языку со студентами инженерного факультета Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии им. Н. В. Верещагина. Приводятся результаты выполнения студентами индивидуальных контрольных заданий, показавших усвоение лексики по теме проекта и ее активное использование в речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоева Екатерина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING DESIGN ACTIVITIES IN ENGLISH OF FUTURE ENGINEERS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The strategic aim of modern vocational education is to establish the real competence of students to ensure their competitiveness in the labor market. Federal state educational and professional standards of engineering education denote the design activity as one of the types of professional activity for which graduates bachelors were preparing. The article discusses the experience of using the project method in classroom classes in English with students of the Faculty of Engineering of the Vologda State Dairy Farming Academy named after N. V. Vereshchagin”. The results of students’ performing individual control tasks, that showed the acquisition of vocabulary on the topic of the project and its active use in speech, are presented.

Текст научной работы на тему «Обучение проектной деятельности на английском языке будущих инженеров в вузе»

3. Medvedeva M.V. Aktivizacija poznavatel'noj dejatel'nosti na urokah himii [Activation of cognitive activity in chemistry lessons], Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary vocational education], 2009, no. 6, pp. 24-26. (In Russian)

4. Sokolova M. G. Praktiko-orientirovannye zadachi po himii dlja special'nosti «Povar. Konditer», available at: https://infourok.ru/prezentaciya-praktikoorientirovannie-zadachi-po-himii-dlya-special-nosti-povarkonditer-v-poo-2452799.html. (accessed: 21.05.2019). (In Russian)

5. Sokolova M. G., Bombina I. A. Integracija disciplin v uchebnom processe [Integration of disciplines in the educational process], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2013, no. 2 (04), pp. 57-61. (In Russian)

Соколова Марина Геннадьевна, заместитель директора по УМР ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: [email protected]

Неверовская Ирина Николаевна, преподаватель ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: [email protected]

Бомбина Ирина Алексеевна, преподаватель ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: [email protected]

Sokolova Marina Gennadievna, deputy director for educational and methodical work, Chebarkul Professional College, Chelyabinsk Region, Chebarkul, e-mail: [email protected]

Neverovskaya Irina Nikolaevna, teacher, Chebarkul Professional College, Chelyabinsk Region, Chebarkul, e-mail: [email protected]

Bombina Irina Alekseevna, Lecturer, Chebarkul Professional College, Chelyabinsk Region, Chebarkul, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Сысоева, Е. В. Обучение проектной деятельности на английском языке будущих инженеров в вузе / Е. В. Сысоева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 51-55.

УДК 372.016:81 ББК 74.268.1

ОБУЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ВУЗЕ

Е. В. Сысоева

Стратегической целью современного профессионального образования является становление реальной компетентности обучающихся для обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. Федеральные государственные образовательный и профессиональный стандарты инженерного образования обозначают как один из видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программы бакалавриата, проектную деятельность. В статье рассматривается опыт применения метода проектов на аудиторных занятиях по английскому языку со студентами инженерного факультета Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии им. Н. В. Верещагина. Приводятся результаты выполнения студентами индивидуальных контрольных заданий, показавших усвоение лексики по теме проекта и ее активное использование в речи.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, английский язык, студенты — будущие инженеры.

Одной из целей современного профессионального образования является приобретение обучающимися знаний, умений, навыков

и формирование необходимых для осуществления трудовой деятельности компетенций [1, с. 78].

Как утверждают федеральные государственные образовательный и профессиональный стандарты инженерного образования, в ходе освоения программы бакалавриата выпускники по направлению подготовки «Агроинженерия» должны научиться решать задачи научно-исследовательской и проектной деятельности [2, с. 3-4]. Кроме того, предусмотренные стандартом универсальные компетенции включают разработку и реализацию проектов, умение работать в команде и общаться на иностранном языке. В рамках изучения английского языка студенты — будущие инженеры имеют возможность изучить и научиться практическому владению английским языком на профессиональные темы. В статье приводится авторский опыт использования проектов как метода, способствующего активному усвоению лексики по специальности «Агроинженерия».

Проведенное нами теоретическое исследование позволяет предположить, что обучение будущих инженеров проектной деятельности на английском языке в неязыковом вузе требует применения новых подходов, в частности лич-ностно ориентированных технологий. Применение таковых предусматривает учет природных особенностей (тип высшей нервной деятельности, рефлексы, инстинкты), психологических характеристик (темперамент, характер, способности) и личностных свойств обучающихся (качеств, обозначающих принадлежность студента к какой-либо социальной группе).

Метод проектов позволяет усвоить различные виды опыта деятельности, способствующие формированию компетентностей — сложных культуросообразных видов действий. К данным видам деятельности В. В. Краевский относит опыт познавательной деятельности (знания), опыт осуществления известных способов действий (умения), опыт творческой деятельности (нестандартное решение задач), опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений (личностные ориентации) [3, с. 55].

Реализация личностно ориентированных технологий опирается на ряд принципов: ведущее значение индивидуальности, актуализация субъектности, учет и преобразование предыдущего субъектного опыта студентов на основе содержания образования [4, с. 131].

Личностно ориентированное содержание образования включает модульность, технологиза-цию, проблемность, выбор, индивидуализацию и дифференциацию деятельности студентов, консультирование преподавателем в ходе проектирования и осуществление проектирования.

Термин «проектирование» был заимствован педагогикой из технического знания. Появление метода проектов связывают с организацией практико-ориентированных сельскохозяйственных школ США конца XIX века на основе идей С. Редди [5, с. 8].

В контексте прагматической педагогики Д. Дьюи воспитание и обучение рассматриваются как процесс на основе усвоения личного опыта обучающегося, который дополняется актуальными для данной деятельности знаниями по учебным дисциплинам. Идеи Д. Дьюи развил У Килпатрик. Под проектированием ученый понимал любую деятельность, приводящую к достижению поставленной цели [5, с. 9].

Вместе с тем описание процесса проектирования мы можем встретить в трудах Я. А. Ко-менского («механическое обучение»), в работах А. С. Макаренко («техника»), В. А. Сухомлин-ского («уроки мышления»), В. В. Краевского («сценарии») [6, с. 53; 7, с. 203; 8, с. 10; 3, с. 201].

В современной трактовке проектирование рассматривается как процесс, предполагающий пошаговое описание будущей деятельности, продумывание хода и процесса достижения поставленной цели [9, с. 171]. Проектирование начинается с моделирования, искусственного создания образа будущего продукта (проекта). Пошаговое описание проекта включает прогнозирование ожидаемого результата работы, разработку плана и подробное конструирование готового продукта проектирования. Проект выступает целью и результатом деятельности.

Л. В. Байбородова приводит определение проектирования своего соратника М. И. Рожко-ва: «Проектировать в педагогике — значит на основе прогноза создавать такие технологии, использование которых при построении реального педагогического действия должно способствовать достижению поставленной цели, при этом происходит развитие всех участников педагогического процесса» [9, с. 11].

Проектирование рассматривается в ряде аспектов: содержательный (знания, умения, навыки, эмоционально-ценностная сфера), организационный (конструирование, общение), функциональный (обучение, воспитание, развитие). В функциональном плане метод проектов наряду с повышением эффективности обучения студентов выполняет ряд функций: исследовательская, аналитическая, прогностическая, нормирующая, конструктивная [9, с. 10]. Вместе с тем проектирование выступает связующим звеном между те-

орией и практикой при изучении английского языка, алгоритмом для построения и прогноза индивидуального образовательного процесса обучающихся.

Проектирование предполагает подготовительный, основной и заключительный этапы. В ходе подготовки проекта обозначаются цель, задачи и план действий, разрабатывается содержание и модель, уточняются функции участников. На основном этапе осуществляются проектирование и конструирование проекта. Заключительный этап посвящен представлению проекта, его анализу и оценке.

Деятельность преподавателя включает проектирование модели личности профессионала, проектирование профессионально-педагогической деятельности, проектирование профессионально-педагогического взаимодействия. Проектирование модели личности профессионала предполагает проектирование социально-профессиональной направленности (самосознания, ответственности), компетентности (адекватного представления о себе), профессионально-волевых качеств (самостоятельность), развитие профессионально значимых психофизиологических свойств (креативность, воображение, хорошая память). Функции проектирования профессионально-педагогической деятельности заключаются в организации, прогнозировании деятельности студентов. Проектирование профессионально-педагогического взаимодействия строится на основе сотрудничества, паритета, собственного мнения, открытого проявления эмоций, фасилитационной организации (повышении продуктивности за счет стиля общения) [10, с. 159].

Метод проектов был использован нами на аудиторных занятиях по английскому языку со студентами инженерного факультета Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии имени Н. В. Верещагина. Целью проектной деятельности обучающихся являлось представление проекта на одну из тем: «Автомобиль будущего» или «Внеземное транспортное средство». Технология проектной деятельности содержала шесть этапов.

1. Подготовительно-мотивационный этап: стимулирование обучающихся к проектной

деятельности, формулирование и выбор темы, ее актуальность.

2. Конструктивный этап: объединение в группы по 4 человека, разработка идеи и плана действий, распределение функций каждого участника группы.

3. Деятельностный этап: пошаговая реализация плана работы, координация участников в группе, консультирование преподавателя.

4. Завершающий этап: формулировка выводов, оформление текста доклада и презентации.

5. Презентационный этап: выбор экспертов, формулировка критериев оценки, организация и защита презентаций.

6. Аналитико-рефлексивный этап: рефлексия, самооценка вклада в проект, формулирование замечаний и оценка результата работы.

Подготовка к представлению проекта осуществлялась в группах. Обучающимся был предложен список лексических единиц по теме «Автомобиль и его устройство». В ходе работы студенты использовали мультимедийное оборудование для подготовки и демонстрации презентации по теме проекта. Итогом проектной деятельности предполагался доклад на английском языке с презентацией автомобиля будущего или внеземного транспортного средства. В помощь студентам был рекомендован план доклада.

Наблюдение за студентами показало: проектная деятельность позитивно влияет на взаимодействие обучающихся в группе, они открыто выражают свое мнение и эмоции. Кроме того, по завершении работы над проектом студентам (25 человек) были предложены индивидуальные контрольные задания для проверки усвоения лексических единиц по пройденной теме. 15 обучающихся получили оценку «хорошо», 7 — «удовлетворительно», 3 человека — «отлично», что выше, чем при традиционном построении процесса обучения. Таким образом, можно говорить о том, что большинство студентов усвоили лексику по теме «Автомобиль».

Проведенное исследование позволяет утверждать, что использование проектного метода на основе личностно ориентированных технологий способствует становлению компетентности выпускника-инженера в высшей школе.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: Текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. — Москва : Эксмо, 2015. — 155 с.

2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия : [приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 813]. — URL: https://molochnoe.ru/resources/flles/sveden/eduStandarts/fgos_35.03.06_2017.pdf (дата обращения: 25.05.2019).

3. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. — Москва : ACADEMIA,

2005. — 256 с.

4. Профессиональная педагогика / А. М. Новикова, С. Я. Батышева. — Москва : РАО, 2010. — 456 с.

5. Пелагейченко, Н. Л. Метод проектов: История возникновения и развития / Н. Л. Пелагей-ченко // Педагогическая мастерская: Все для учителя. — 2012. — № 5 (5). — С. 7-12.

6. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избр. пед. соч. В 2 т. Т. 1. — Москва : Педагогика, 1982. — 656 с.

7. Макаренко, А. С. Проблема школьного советского воспитания / А. С. Макаренко // Пед. соч. В 8 т. Т. 4. — Москва : Педагогика, 1984. — 400 с.

8. Сухомлинский, В. А. Умейте читать душу / В. А. Сухомлинский // Огонек. — 1968. — № 41. — С. 9-11.

9. Теория воспитания и технологии педагогической деятельности (в схемах и таблицах) / Л. В. Байбородова [и др.]. — Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. — 190 с.

10. Общая и профессиональная педагогика / В. Д. Симоненко. — Москва : Вентана-Граф,

2006. — 368 с.

For citation: Sysoeva, E. V Teaching design activities in English of future engineers in higher education institution / E. V Sysoeva // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 2 (22). — P. 51-55.

TEACHING DESIGN ACTIVITIES IN ENGLISH OF FUTURE ENGINEERS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

E. V. Sysoeva

The strategic aim of modern vocational education is to establish the real competence of students to ensure their competitiveness in the labor market. Federal state educational and professional standards of engineering education denote the design activity as one of the types of professional activity for which graduates - bachelors were preparing. The article discusses the experience of using the project method in classroom classes in English with students of the Faculty of Engineering of the Vologda State Dairy Farming Academy named after N. V. Vereshchagin". The results of students' performing individual control tasks, that showed the acquisition of vocabulary on the topic of the project and its active use in speech, are presented.

Key words: project, project activity, English, students — future engineers.

References

1. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» : Tekst s izmenenijami i dopol-nenijami na 2015 god [Federal Law "On Education in the Russian Federation": Text as amended and supplemented for 2015]. Moscow, Jeksmo, 2015, 155 p. (In Russian)

2. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija — bakalavriat po napravleniju podgotovki 35.03.06 Agroinzhenerija [Jelektronnyj resurs]: [prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 23.08.2017 № 813], available at: https://molochnoe.ru/resources/files/sveden/eduStandarts/fgos_35.03.06_2017.pdf. (accessed: 25.05.2019). (In Russian)

3. Kraevskij V. V. Obshhie osnovy pedagogiki [General principles of pedagogy]. Moscow, ACADEMIA, 2005, 256 p. (In Russian)

4. Novikov A. M., Batysheva S. Ya. Professional'naja pedagogika [Professional pedagogy]. Moscow, RAO, 2010, 456 p. (In Russian)

5. Pelageychenko N. L. Metod proektov: Istorija vozniknovenija i razvitija [Project method: History of origin and development], Pedagogicheskaja masterskaja: Vse dlja uchitelja [Pedagogical workshop: Everything for the teacher], 2012, no. 5 (5), pp. 7-12. (In Russian)

6. Komenskij Ja. A. Velikaja didaktika [Great didactics]. Selected Works in 2 vol. V. 1. Moscow, Pedagogika, 1982, 656 p. (In Russian)

7. Makarenko A. S. Problema shkol'nogo sovetskogo vospitanija [The problem of school Soviet education]. Ped. Works in 8 vol. vol. 4. Moscow, Pedagogika, 1984, 400 p. (In Russian)

8. Sukhomlinsky V. A. Umejte chitat' dushu [Be able to read the soul], Ogonek [Twinkle], 1968, no. 41, pp. 9-11. (In Russian)

9. Bayborodova L. V. Teorija vospitanija i tehnologii pedagogicheskoj dejatel'nosti (v shemah i tablicah) [The theory of education and technology of pedagogical activity (in diagrams and tables)]. Yaroslavl, RIO JaGPU, 2016, 190 p. (In Russian)

10. Simonenko V. D. Obshhaja i professional'naja pedagogika [General and professional pedagogy]. Moscow, IC «Ventana-Graf», 2006, 368 p. (In Russian)

Сысоева Екатерина Валентиновна, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет», аспирант кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет», г. Вологда, е-шаП: [email protected]

Sysoeva Ekaterina Valentinovna, Senior Lecturer, Vologda State University, postgraduate student, Department of Psychology and Pedagogy Vologda State University, Vologda, e-mail: ksysoeva1@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.