Научная статья на тему 'Профессиональная направленность занятий по химии при подготовке будущих специалистов лесного хозяйства'

Профессиональная направленность занятий по химии при подготовке будущих специалистов лесного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЯ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ / CHEMISTRY / WOULD-BE FORESTRY SPECIALIST / PROFESSIONALLY ORIENTED CHEMISTRY TASKS AND EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Марина Геннадьевна, Гуськова Наталья Анатольевна

Рассмотрена проблема профессиональной направленности дисциплины «Химия» при подготовке будущих специалистов лесного хозяйства в профессиональной образовательной организации. В статье предложены возможности использования профессионально ориентированных химических задач и упражнений в реализации профессиональной направленности обучения химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Марина Геннадьевна, Гуськова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ORIENTATION OF CHEMISTRY DURING WOULD-BE FORESTRY SPECIALISTS TRAINING

The article deals with the issue of professional orientation of chemistry during the would-be forestry specialists training in the vocational educational institution. The paper proposes the possibilities of the professionally oriented chemistry tasks and exercises during the chemistry education.

Текст научной работы на тему «Профессиональная направленность занятий по химии при подготовке будущих специалистов лесного хозяйства»

Сведения для цитирования: Соколова, М. Г. Профессиональная направленность занятий по химии при подготовке будущих специалистов лесного хозяйства [Текст] / М. Г. Соколова, Н. А. Гуськова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 50-53.

УДК 377 ББК 74.57

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЙ ПО ХИМИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

М. Г. Соколова, Н. А. Гуськова

Рассмотрена проблема профессиональной направленности дисциплины «Химия» при подготовке будущих специалистов лесного хозяйства в профессиональной образовательной организации. В статье предложены возможности использования профессионально ориентированных химических задач и упражнений в реализации профессиональной направленности обучения химии.

Ключевые слова: химия, будущий специалист лесного хозяйства, профессионально ориентированные задачи и упражнения.

Общеизвестно, что в основе физиологических процессов, происходящих в растениях, лежат химические закономерности. В практике лесного хозяйства многие положения химии, в частности, применение химических явлений и процессов, являются базовыми для регулирования состава и строения фитоценозов, определения способов и технологий защиты растительных организмов. С целью возобновления, оздоровления, увеличения продуктивности и повышения качества лесов будущий специалист лесного хозяйства должен уметь использовать в своей профессиональной деятельности знания по химии. Сказанное выше подтверждает существенную роль химии для лесной отрасли в целом и для формирования будущего сотрудника лесного хозяйства как специалиста в частности.

Хотя химия для специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» в профессиональной образовательной организации (далее — ПОО) отнесена к общеобразовательным дисциплинам, она имеет важное значение и обязательна для предстоящего профессионального функционирования будущего специалиста лесного хозяйства. Поэтому освоение обучающимися Чебаркульского профессионального техникума на первом курсе химической дисциплины становится неким фундаментом для последующего изучения некоторых общепрофессиональных дисциплин, таких как «Дендрология и лесоведение», «Почвоведение», «Ботаника» и т. п., профессиональных модулей, например, «Проведение работ по лесоустройству и таксации», «Организация и проведение

мероприятий по охране и защите лесов» и др., а также междисциплинарных курсов (далее — МДК): «Охрана и защита лесов», «Лесная таксация», «Лесоразведение и воспроизводство лесов» и т. д. [1].

В результате освоения химии будущие работники лесной отрасли должны овладеть знаниями об основных химических закономерностях, протекающих в растительных сообществах; о характеристиках соединений, которые используются для уменьшения противоборства со стороны нежелательных растений в лесных питомниках, культурах и смешанных насаждениях; о химических основах использования фунгицидов и инсектицидов в борьбе с вредителями и болезнями леса; о химическом составе и эффективности применения биологически активных веществ (стимуляторов роста, адапто-генов, антидотов и т. п.) для усиления стойкости саженцев и сеянцев древесных пород к действию негативных факторов окружающей среды и т. д.

Из этого следует, что химия в ПОО для специальности «лесное и лесопарковое хозяйство» способствует:

1) в контексте и естествознания, и лесного хозяйства развитию у обучающихся химической картины природы;

2) формированию у обучающихся представлений о значении химических компетенций в их последующей профессиональной деятельности в лесной отрасли;

3) расширению способностей предвидеть основные химические свойства веществ, содержащихся в растительных организмах;

4) совершенствованию интеллектуальных умений и логического мышления у будущих работников лесного хозяйства для дальнейшего освоения профессиональных дисциплин и профессиональных модулей.

Тем не менее преподаватели химии в ПОО испытывают значительные затруднения в использовании дидактических и учебных материалов, направленных на интеграцию со специальностью «лесное и лесопарковое хозяйство». Причина этому — отсутствие у педагогических работников специфических знаний по профессии, недостаток научно обоснованных методических рекомендаций, учебно-методических пособий по разработке и применению дидактических материалов с учетом профиля специальности и т. д. Все упомянутое демонстрирует противоречия между потребностью, готовностью преподавателей применять практикумы, задачники, разного рода дидактические материалы с профессиональной направленностью на занятиях по химии в ПОО при подготовке будущих специалистов лесного хозяйства и недостаточной разработанностью, научной обоснованностью как самих средств, так и методики их применения в учебном процессе. Такой диссонанс привел к необходимости создания и использования в Чебаркульском профессиональном техникуме профессионально ориентированных дидактических и учебно-методических материалов с целью повышения эффективности обучения химии в ПОО и осуществления профессиональной направленности химической дисциплины.

Для этого преподавателями техникума были уточнены тематические междисциплинарные связи общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей с химией в учебном плане специальности «лесное и лесопарковое хозяйство», определены темы, представляющие особый интерес для специальности, проведен основательный подбор учебного материала для включения в программы дисциплин химической составляющей.

Нами подготовлены и опубликованы дидактические и учебно-методические пособия, в которых особый интерес представляет сборник задач и упражнений по химии с содержанием, ориентированным на подготовку будущих специалистов лесного хозяйства в ПОО. Данное пособие направлено на интенсивное, интегрированное применение обучающимися фактологического и теоретического материала, на формирование обобщенных умений решать задачи и упражнения профессиональной направленности, базирующихся на законах химии [2].

Главная задача сборника — продемонстрировать связь химии с физиологией растительных организмов, с лесным хозяйством. Химические задачи, которые включены в данное методическое пособие, способствуют освоению дисциплины «Химия», обеспечивают профессионализацию химического курса в ПОО, ведущей подготовку будущих специалистов для лесной отрасли. Приведем примеры представленных в сборнике задач и упражнений.

1. Семена хвойных и лиственных пород перед посевом необходимо вымочить в растворе сульфата меди (II). Определите массовую долю соли в полученном растворе, если в 20 г воды растворили 0,04 г соли.

2. Против грибкового заболевания корневых систем саженцев древесных пород используют формальдегид СН2О. Для этого135 г вещества развели в воде и довели объем до 3 л. Установите молярность полученного раствора.

3. Для борьбы с сорняками в лесных питомниках при выращивании посадочного материала используют хлорат кальция (известно, что это соль той же кислоты, которая образует бертолетову соль). Составьте формулу хлората кальция и пропишите уравнение электролитической диссоциации.

4. С целью регулирования кислотности почвы в нее вносят удобрения, так как древесные растения (береза повислая, ель обыкновенная, липа мелколистная, сосна обыкновенная и др.) подвижно реагируют на кислотность почвенного раствора как фактор роста и развития растений. Уровень кислотности почвы можно регулировать, для этого, например, в нее вносят удобрения. Как меняется кислотность почвы при использовании сульфата аммония или нитрата кальция в качестве удобрений?

5. У растений лиственных пород при нехватке магния развивается так называемый пятнистый хлороз: на нижних листьях образуются светло-зеленые пятна, листья желтеют, а затем опадают, так как нарушается синтез хлорофилла. Недостаток магния устраняют опрыскиванием листьев сульфатом магния. Определите массу сульфата магния MgSO4 х 7Н20, которая нужна, чтобы приготовить 200 л 3%-го (в расчете на безводную соль) раствора сульфата магния? Плотность 3%-го раствора MgSO4 составляет 1,03 г/мл. Установите площадь насаждений, которую нужно подвергнуть обработке полученным составом, если стандарт внесения сульфата магния составляет 25 г/м2 [3].

Подготовленный сборник осуществляет такие функции, как профессионально ориентирующая

и самоорганизующая, обучающая и контролирующая, давая возможность будущим специалистам лесной отрасли развивать инициативу и познавательную активность, осуществлять самооценку выработанных расчетных умений. Он содержит задачи и упражнения различного уровня сложности, что позволяет преподавателю химии взаимодействовать со студентами дифференцированно и способствует разнообразию самостоятельной работы обучающихся.

Помимо этого, в сборник включены профессионально ориентированные задачи и упражнения с занимательным содержанием, что повышает мотивацию студентов к выбранной специальности и изучению химии. Представленные в пособии задания могут быть использованы для проведения внеаудиторных мероприятий по химии.

В качестве примеров можно привести следующие задания.

1. Пчелы производят мед с помощью богатейшей медофлоры леса (липа, малина, крушина, вереск и др.). Феромоном тревоги у медоносных пчел является вещество состава С8Н16О. Известно, что данный феромон под действием синильной кислоты образует оксинитрил, а при восстановлении генерирует нонан-2-ол. Установите строение этого вещества.

2. Работникам лесного хозяйства, для того чтобы устранить зуд от укусов мелких летающих

насекомых (комаров, мошек, слепней и т. п.), рекомендуют протирать кожные покровы раствором бикарбоната натрия (пищевой соды). Для этого достаточно взять половину чайной ложки соды (6 г) и развести ее в стакане воды (250 г). Установите массовую долю соды в растворе.

3. В растениях, которые произрастают в Австралии и Южной Африке, содержится сильный яд — соль. Чтобы убить барана, достаточно взять меньше одного грамма свежих листьев подобных растений. Определите молекулярную формулу этого яда, если массовые доли элементов в нем составляют 16,38 % (Б), 20,68 % (С), 1,73 % (Н), 27,58 % (О), 33,62 % (К) [4].

Таким образом, разработанные нами задачи и упражнения с профессионально ориентированным содержанием, решенные средствами дисциплины «Химия», не только способствуют формированию у будущих специалистов лесного хозяйства убеждения в значимости химии для их последующей профессиональной деятельности, но и позволяют организовать профессионально направленную химическую подготовку студентов специальности «лесное и лесопарковое хозяйство». А это обеспечивает более успешное изучение профессиональных дисциплин и МДК, а также формирование профессиональной компетентности будущих специалистов лесного хозяйства.

Библиографический список

1. Соколова, М. Г. Интеграция химии и спецдисциплин в ссузе [Текст] / М. Г. Соколова // Инновационное развитие профессионального образования. —2013. — № 2. — С. 61-65.

2. Соколова, М. Г. Задачи и упражнения по химии с профессионально ориентированным содержанием как средство профессионально направленной химической подготовки студентов ссуза [Текст] / М. Г. Соколова, А. Е. Мухин // Профессиональное образование : теория, практика, инновации. — 2011. — № 3. — С. 167-169.

3. Соколова, М. Г. Задачи и упражнения по химии с профессионально ориентированным содержанием [Текст] : сборник / М. Г. Соколова, А. Е. Мухин. — Челябинск : Челябинский государственный институт музыки им. П. И. Чайковского, 2010. — 30 с.

4. Безуевская, В. А. Химические задачи с экологическим содержанием [Текст] / В. Е. Безу-евская // Химия в школе. — 2000. — № 3. — С. 59-61.

For citation: Sokolova, M. G. Professional orientation of chemistry during would-be forestry specialists training [Text] / M. G. Sokolova, N. A. Guskova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 3 (19). — P. 50-53.

PROFESSIONAL ORIENTATION OF CHEMISTRY DURING WOULD-BE FORESTRY SPECIALISTS TRAINING

M. G. Sokolova, N. A. Guskova

The article deals with the issue of professional orientation of chemistry during the would-be forestry specialists training in the vocational educational institution. The paper proposes the possibilities of the professionally oriented chemistry tasks and exercises during the chemistry education.

Key words: chemistry, would-be forestry specialist, professionally oriented chemistry tasks and exercises.

References

1. Sokolova M. G. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2013, No. 2, pp. 61-65. (In Russian)

2. Sokolova M. G., Mukhin A. E. Professional'noe obrazovanie : teoriya, praktika, innovatsii, 2011, No. 3, pp. 167-169. (In Russian)

3. Sokolova M. G., Mukhin A. E.Zadachi i uprazhneniya po khimii s professional'no orientirovan-nym soderzhaniem, Chelyabinsk : Chelyabinskii gosudarstvennyi institut muzyki im. P. I. Chaikovs-kogo, 2010, 30 p. (In Russian)

4. Bezuevskaya V. A. Khimiya v shkole, 2000, No. 3, pp. 59-61. (In Russian)

Соколова Марина Геннадьевна, заместитель директора по УМР ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», Челябинская обл., г. Чебаркуль, e-mail: sokolovamargen1@rambler.ru Гуськова Наталья Анатольевна, преподаватель ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», Челябинская обл., г. Чебаркуль, e-mail: gusjonok-397@mail.ru

Sokolova M. G., deputy director, Chebarkul professional technical secondary school, Chelyabinsk region, e-mail: sokolovamargen1@rambler.ru

Guskova N. A., vocational teacher, Chebarkul professional technical secondary school, Chelyabinsk region, e-mail: gusjonok-397@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.