Научная статья на тему 'Управление развитием творческого потенциала педагогических работников в профессиональных образовательных организациях'

Управление развитием творческого потенциала педагогических работников в профессиональных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION / CREATIVE POTENTIAL / CREATIVE POTENTIAL OF TEACHERS / MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов Константин Андреевич, Соколова Марина Геннадьевна

В настоящей статье раскрыты сущность творческого потенциала педагога профессиональной образовательной организации, особенности управления развитием творческого потенциала педагогических работников в профессиональных образовательных организациях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF PEDAGOGICAL WORKERS IN PRO-FESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

This article reveals the essence of the creative potential of a teacher of a professional educational organization, peculiarities of the management of the development of the creative potential of teachers in professional educational organizations

Текст научной работы на тему «Управление развитием творческого потенциала педагогических работников в профессиональных образовательных организациях»

Разаманова Зуния Насретдиновна, методист ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», г. Челябинск, e-mail: znrazamanova@ mail.ru

Razamanova Zuniya Nasretdinovna, Methodologist of the South Ural State College, Chelyabinsk, e-mail: znrazamanova@mail.ru

Сведения для цитирования: Соколов, К. А. Управление развитием творческого потенциала педагогических работников в профессиональных образовательных организациях [Текст] / К. А. Соколов, М. Г. Соколова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 85-89.

УДК 377 ББК 74.5

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

К. А. Соколов, М. Г. Соколова

В настоящей статье раскрыты сущность творческого потенциала педагога профессиональной образовательной организации, особенности управления развитием творческого потенциала педагогических работников в профессиональных образовательных организациях.

Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, творческий потенциал, творческий потенциал педагогических работников, управление развитием творческого потенциала педагогических работников.

В условиях модернизации образования в профессиональных образовательных организациях (далее — ПОО) возникает потребность в педагогических работниках новой формации, которые способны не только развивать профессионально значимые качества, но и творчески претворять их в профессиональной деятельности. По нашему мнению, профессиональный и личностный рост должен происходить через становление и развитие творческого потенциала педагогов, так как педагогическая деятельность требует постоянного и разностороннего творчества. Для этого педагогу необходимо обладать набором совокупных творческих способностей — качеств, среди которых важное место занимают нацеленность на формирование творческого индивида (через социальный отбор содержания, способов, направленности педагогической деятельности), педагогический такт, умение сочувствовать и сопереживать, артистичность, педагогическое чутье и интуиция, чувство юмора, использование передового опыта, стимулирование воображения обучающихся, демонстрация подросткам своих творческих способностей и склонностей.

Чтобы получить такого педагога в современном профессиональном образовании, его нужно растить, воспитывать, развивать. Поэтому вопрос о том, как в своем коллективе управлять ростом творческого потенциала педагога и как создать для этого соответствующие условия, считается одним из ключевых.

Анализ научных публикаций и психолого-педагогической литературы показал, что исследованием такого феномена, как «творческий потенциал», занимались многие ученые; многие из них обращали внимание на сложность и многогранность данного явления, поэтому вполне закономерно, что существует множество различных его толкований.

В. Г. Рындак, Л. В. Мещерякова определяют творческий потенциал личности через совокупность таких ее качеств, которые позволяют изменять приемы действий сообразно новым условиям, знаниям, умениям, направленности и которые определяют усваивание педагогических инноваций, в конечном счете направляющих личность к творческой самореализации и саморазвитию [1].

Л. А. Даринская рассматривает творческий потенциал как сложнейший интегральный аспект, вмещающий социально-личностный, природно-генетический и логический элементы, в общей сложности демонстрирующие собой знания, умения, способности и стремления личности к реформам в разнообразных сферах деятельности в пределах общечеловеческих канонов морали и нравственности [2].

С точки зрения С. П. Андреева, творческий потенциал человека — это конгломерат способностей и возможностей для овладения профессиональной деятельностью [3].

Дефиниционный анализ понятия демонстрирует, что у большинства ученых мнение по обозначенной проблеме совпадает в том, что творческий потенциал имеет любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития.

Педагогическая функция потенциала реализуется в направляющей роли творческой деятельности, выступающей в качестве основания для творческого преобразования жизнедеятельности личности.

Согласно представленным в педагогической литературе данным, творческий потенциал педагога — это общность психических процессов и свойств личности, воплощающихся в процессе творчества педагогического работника [4].

Анализ научных публикаций по вопросам определения творческого потенциала преподавателя показал, что в литературе представлены определения творческого потенциала учителя общеобразовательной организации, воспитателя дошкольной образовательной организации, преподавателя образовательных организаций высшего образования, в то время как определений творческого потенциала преподавателя ПОО нами выявлено не было. В связи с этим, опираясь на определения творческого потенциала личности преподавателя перечисленных образовательных организаций [1-3], мы дали авторское определение этого феномена и определили творческий потенциал педагога ПОО как адаптационный уровень трудового потенциала работника, связанный с интенсивностью его деятельности, саморазвитием, самореализацией его ресурсов и возможностей в педагогической деятельности и профессиональном сотрудничестве.

Уровень творческого потенциала педагога определяет результаты его работы с обучающимися; незначительная творческая активность преподавателей является предпосылкой сниже-

ния не только уровня воспитанности и мотивации подростков к обучению, но и статуса ПОО в целом.

Развитие творческого потенциала педагогических работников — это длительный процесс, целью которого является формирование педагога как настоящего профессионала, мастера своего дела.

Степень реализации творческого потенциала в педагогической деятельности зависит от наличия условий, ряда объективных и субъективных факторов, важное место среди которых занимают корпоративная кадровая политика и практика управления персоналом ПОО.

Управление развитием творческого потенциала педагогов в ПОО — это специально осуществляемое руководством учебных заведений воздействие на педагогических работников, направленное на ускорение роста и полную реализацию в учебно-воспитательном процессе ПОО творческого потенциала преподавателей [5].

Однако следует отметить, что проблема управления развитием творческого потенциала педагогических работников в условиях ПОО в теории и практике педагогической науки раскрыта еще не в полной мере. Поэтому нам представляется правомерным рассмотреть особенности этого процесса на примере Чебаркуль-ского профессионального техникума.

Разрабатывая этапы управленческого цикла в техникуме, мы опирались на положения, разработанные учеными-практиками [6; 7]; в результате нами были выделены следующие этапы управления развитием творческого потенциала педагигических работников:

1) психолого-педагогический анализ достигнутого уровня развития творческого потенциала субъектов управления;

2) постановка цели и определение задач для обеспечения желательного процесса;

3) мобилизация субъектов управления для активного включения в деятельность;

4) организация деятельности по развитию творческого потенциала личности педагога;

5) регулирование и координация процесса управления;

6) коррекция деятельности на основе рефлексии и саморефлексии.

Главные направления деятельности были определены первым и вторым этапами, которые явились организующим началом указанной деятельности.

На третьем этапе мы предприняли попытку с помощью различных нестандартных способов

и приемов вовлечь субъектов управления в деятельность с целью перевоплощения их в субъект управленческого воздействия, пробуждения у педагогов интереса к творческому процессу и активизации желания участвовать в нем, стимулирования их мотивации, интересов, мышления, восприятия, внимания, памяти.

Следующая задача — это включение субъектов управления в деятельность посредством организации и поддержания его участниками атмосферы творчества, создания обстановки успеха, творческого общения, высокой мотивации, направленности на важные цели. На данном этапе были определены средства и методы развития творческого потенциала педагогов и порядок их применения.

С целью детализации творческой деятельности и планирования очередности действий организовано регулирование и координация деятельности субъектов управления средствами стимулирования их усилий с акцентом на сотрудничество. Наша задача на данном этапе — достижение в творческой деятельности высокого уровня самостоятельности и активности, апробация своих возможностей в нестандартной обстановке, формирование потребности в развитии своего творческого потенциала.

Регулировать деятельность субъектов управления необходимо на основе ее предварительного анализа и оценки, чтобы определить градус воздействия на развитие творческого потенциала педагогических работников, уровень их комфорта.

В процессе управления творческим потенциалом педагогов техникума мы учитываем особенности талантливых педагогических работников:

1) разнообразие их интересов, что приводит к склонности выполнять несколько дел одновременно;

2) высокая заинтересованность поставленной проблемой, которая зачастую порождает тенденцию доводить до совершенства любое начатое дело. Эти завышенные требования к себе делают талантливых людей крайне незащищенными;

3) склонность к эстетической оценке окружающего мира;

4) неудовлетворенность банальностью и посредственностью.

Также мы придерживаемся определенных правил и приемов в управлении творчески настроенными педагогическими работниками техникума. Перечислим некоторые из них:

- даем педагогу возможность выразить собственную точку зрения;

- избегаем длинных объяснений и нравоучений, общаясь на паритетных началах, подвергаем подчиненных только конструктивной критике;

- уважаем в педагогах их неповторимость и индивидуальность;

- отмечая недостатки, стараемся выделить достоинства сотрудников;

- даем возможность участвовать в принятии решений и выработке планов;

- не ограничиваем талантливых работников однообразной работой, а формируем их интересы, ставим перед ними новые привлекательные задачи;

- придерживаемся договоренности между администратором и коллективом: каждый принимает роль другого в творческом педагогическом процессе;

- не подменяем творческий процесс рутиной;

- стремимся быть терпимыми к «экстравагантным» идеям подчиненных;

- оказываем талантливым людям психологическую поддержку в ситуациях разочарования и сомнений, возникающих при контакте с коллегами, которым непонятны их творческие поиски, и т. п.

Перечисленные принципы и найденное взаимопонимание позволяют организовать слаженный творческий процесс в техникуме и помогают управлять развитием творческого потенциала педагогических работников.

В рассматриваемом процессе управления первостепенную роль играет стиль руководства, поэтому его эффективность зависит непосредственно от руководителя техникума, который считает наиболее приемлемым демократический стиль, сочетающий принцип единоначалия и общественного самоуправления, основанный на мягких приемах воздействия, поощрении инициативы, создании атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, творчества.

Важным фактором развития творческого потенциала педагогов техникума выступает организационная культура, сложившиеся в педагогическом коллективе формы, методы, приемы работы, принятые ценности и нормы. Мы стремимся создать комфортную для талантливых, творческих педагогов организационную среду не только с помощью корректировки управленческого стиля администрации, но и путем внедрения в практику работы техникума традиций, ритуалов, принятых у педагогов форм общения.

Для повышения творческого потенциала педагогов используются разнообразные формы и методы работы, позволяющие раскрыть возможности каждого с учетом категории, уровня подготовленности, стажа работы, образования. В учреждении широко используются такие активные методы и формы, как дискуссии, диспуты, викторины, аукционы, педагогические гостиные, анализ педагогических ситуаций, задач и т. д. Они обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, что позволяет анализировать конкретные ситуации, помогает сплотить коллектив, улучшает отношения между сотрудниками. В результате каждый педагогический работник совершенствует свое профессиональное мастерство, наращивает свой творческий потенциал.

Одним из эффективных методов развития творческого потенциала педагогов техникума является работа творческой группы, цель которой — сформировать у педагогов уверенность в том, что они не просто преподаватели, но исследователи.

Формы работы творческой группы разнообразны: деловая игра, круглый стол, дискуссия, диалог, диспут, педагогический ринг, мозговой штурм, брифинг, коллективно-творческая деятельность, практическая работа в микрогруппах и т. д. Работа творческой группы техникума позволяет организовать панораму открытых занятий и режимных моментов, обсуждать вопросы планирования педагогического процесса, анализировать содержание, методы обучения, приемы, стиль общения и др. Это помогает педагогам осмыслить технологию вне-

дрения программы, определить перспективы ее развития и планируемый результат. Результатом деятельности творческой группы техникума является не только взаимообучение педагогов, но и некий продукт деятельности: перспективные планы, структура планирования воспитательно-образовательного процесса, технологические карты, конспекты, пособия и т. д.

Одной из форм развития творческого потенциала педагогов являются «недели творчества», на которых проводятся открытые мероприятия с использованием современных методов и приемов организации инновационной деятельности. Каждый педагог техникума сопоставляет увиденное с тем, что делает сам, и понимает, что можно сделать еще лучше. Так происходит своеобразная индукция творчества от одного педагога к другому и возникает всплеск творческой активности. Методы игрового моделирования педагогического процесса повышают интерес к деятельности, способствуют творческой активности и совершенствованию умения решать реальные проблемы воспитания обучающихся и взаимодействовать в коллективе.

Творческая обстановка, организованная должным образом, становится важнейшим достижением руководителя педагогического коллектива техникума. Ключом к ней служит всесторонняя поддержка инициатив и творческих устремлений сотрудников.

Таким образом, используя в комплексе методы и формы управления, можно создать благоприятные условия для реализации возможностей педагогических работников ПОО и развития их творческого потенциала.

Библиографический список

1. Рындак, В. Г. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций) [Текст] / В. Г. Рындак, Л. В. Мещерякова. — М. : Педагогический вестник, 1998. — 116 с.

2. Даринская, Л. А. Творческий потенциал учащихся : Методология, теория, практика [Текст] : моногр. / Л. А. Даринская. — СПб., 2005. — 293 с.

3. Андреев, С. П. Формирование профессионально-творческого потенциала будущего специалиста [Текст] / С. П. Андреев // Педагогические системы развития творчества : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 14-15 дек. 2004 г.). В 3 ч. Ч. 3. — Екатеринбург : РГППУ, 2004. — С. 6-8.

4. Тузова, Н. Н. Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации [Текст] / Н. Н. Тузова // Молодой ученый. — 2017. — № 25. — С. 316-319.

5. Кулеева, Н. М. Система управления развитием творческого потенциала организаций : Характеристика основных элементов [Электронный ресурс] / Н. М. Кулеева. — иРЬ: ИМр:// scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2007_1_60.pdf.

6. Зверева, В. И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы [Текст] / В. И. Зверева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Новая школа, 1997. — 320 с.

7. Субочева, М Л. Управление развитием творческого потенциала личности учащегося [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / М. Л. Субочева. — М., 2002. — 208 с.

For citation: Sokolov, K. A. Management of development of creative potential of pedagogical workers in professional educational organizations [Text] / K. A. Sokolov, M. G. Sokolova // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 2 (22). — P. 85-89.

MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF PEDAGOGICAL WORKERS IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

K. A. Sokolov, M. G. Sokolova

This article reveals the essence of the creative potential of a teacher of a professional educational organization, peculiarities of the management of the development of the creative potential of teachers in professional educational organizations.

Key words: professional educational organization, creative potential, creative potential of teachers, management of the development of the creative potential of teachers.

References

1. Ryndak V. G., Meshherjakova L. V. Teoreticheskie osnovy razvitija tvorcheskogo potencíala uchitelja (v processe osvoenija pedagogicheskih innovacij) (Theoretical basis for the development of a teacher's creative potential (in the process of mastering pedagogical innovations)), Moskva, Peda-gogicheskij vestnik, 1998, 116 p. (In Russian)

2. Darinskaja L. A. Tvorcheskij potencial uchashhihsja : Metodologija, teorija, praktika (Creative potential of students: Methodology, theory, practice), SPb., 2005, 293 p. (In Russian)

3. Andreev S. P. Formirovanie professional'no-tvorcheskogo potenciala budushhego specia-lista (Formation of professional and creative potential of the future specialist), Pedagogicheskie sistemy razvitija tvorchestva : materialy III Vseros. nauch.-prakt. konf. (Ekaterinburg, 14-15 dek. 2004 g.), (Pedagogical systems for the development of creativity: materials of the III Vseros. scientific-practical conf. (Ekaterinburg, December 14-15, 2004).), Ekaterinburg, RGPPU, 2004, pp. 6-8. (In Russian)

4. Tuzova N. N. Razvitie tvorcheskogo potenciala pedagogov obshheobrazovatel'noj organiza-cii (Development of the creative potential of teachers of general education organizations), Molodoj uchenyj, 2017, No. 25, pp. 316-319. (In Russian)

5. Kuleeva N. M. Sistema upravlenija razvitiem tvorcheskogo potenciala organizacij : Harak-teristika osnovnyh jelementov (The management system of the development of the creative potential of organizations: Characteristics of the main elements), available at: http://scjournal.ru/articles/ issn_1993-5552_2007_1_60.pdf. (In Russian)

6. Zvereva V. I. Organizacionno-pedagogicheskaja dejatel'nost' rukovoditelja shkoly (Organizational and educational activities of the head of the school), Moskva, Novaja shkola, 1997, 320 p. (In Russian)

7. Subocheva M L. Upravlenie razvitiem tvorcheskogo potenciala lichnosti uchashhegosja (Managing the development of the creative potential of the individual student), Cand. ped. sci.diss., Moskva, 2002, 208 p. (In Russian)

Соколов Константин Андреевич, магистрант ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, e-mail:_berkutfskn74@gmail. com

Соколова Марина Геннадьевна, заместитель директора по УМР ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: sokolovamargen1@ rambler.ru

Sokolov Konstantin Andreevich, undergraduate student of South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, e-mail: berkutfskn74@ gmail.com

Sokolova Marina Gennadievna, Deputy Director for the educational and methodical work, Chebarkulsky Professional Colledge, Chelyabinsk Region, Chebarkul, e-mail: sokolovamargen1@ram-bler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.