Научная статья на тему 'Лабораторные работы по химии как средство профессионально направленной химической подготовки будущих специалистов лесного и лесопаркового хозяйства в ссузе'

Лабораторные работы по химии как средство профессионально направленной химической подготовки будущих специалистов лесного и лесопаркового хозяйства в ссузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ХИМИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ / CHEMICAL PROFESSIONALLY ORIENTED TRAINING / LABORATORY WORK IN CHEMISTRY WITH A PROFESSIONALLY-ORIENTED CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрофанов С.В., Соколова М.Г.

В статье показана роль профессионально ориентированных лабораторных работ по химии как средства профессионально направленной химической подготовки будущих специалистов лесного и лесопаркового хозяйства, приводятся примеры лабораторных работ по химии, которые используются в образовательном процессе Чебаркульского агролесохозяйственного колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митрофанов С.В., Соколова М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABORATORY WORK IN CHEMISTRY AS A MEANS OF PROFESSIONAL DIRECTION OF CHEMICAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS OF FOREST AND FOREST-PARK MANAGEMENT IN COLLEGES

The role of professionally oriented laboratory work in chemistry as a means of professionally directed chemical training of future specialists of forestry and forest-park management is shown, examples of laboratory work in chemistry, which are used in the educational process Chebarkulsky agroforestry college, are considered.

Текст научной работы на тему «Лабораторные работы по химии как средство профессионально направленной химической подготовки будущих специалистов лесного и лесопаркового хозяйства в ссузе»

УДК 377 С. В. Митрофанов, преп. Чебаркульского

542 агролесохозяйственного колледжа (ЧАЛК),

Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: Snowball1995@mail.ru М. Г. Соколова, зам. директора Чебаркульского агролесохозяйственного колледжа (ЧАЛК), Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: Sokolovamargen1@rambler.ru

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕСНОГО И ЛЕСОПАРКОВОГО ХОЗЯЙСТВА В ССУЗЕ

В статье показана роль профессионально ориентированных лабораторных работ по химии как средства профессионально направленной химической подготовки будущих специалистов лесного и лесопаркового хозяйства, приводятся примеры лабораторных работ по химии, которые используются в образовательном процессе Чебаркульского агролесохозяйственного колледжа.

Ключевые слова: профессионально направленная химическая подготовка, лабораторные работы по химии с профессионально ориентированным содержанием.

Динамичное развитие экономики, повышение требований рынка труда к качеству подготовки выпускников учебных заведений потребовали перестройки системы образования в учебных заведениях СПО, в основу которой легло более четкое определение статуса и значения в этой системе курсов общеобразовательных дисциплин. Коснулось это и предмета «химия».

Обучение в ССУЗе должно не только обеспечить студентов знаниями фундаментальных основ химии, но и умением активно применять эти знания в своей будущей профессиональной деятельности. Изучение химии положительно сказывается на формировании общей и профессиональной компетентности будущего специалиста [1]. Курс данной дисциплины в ССУЗе сочетает общие и специфические задачи, связанные с профилем и спецификой специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство», создает базу знаний, необходимых для успешного освоения студентами общепрофессиональных (ботаника, почвоведение, дендрология, лесоведение) и специальных (лесные культуры, лесозащита, лекарственные растения, пчеловодство) дисциплин. Поэтому преподавателю химии необходимо знать приоритетные профессиональные потребности обучающихся. В основе построения курса химии лежит содержание базового химического ядра, с одной стороны, и профессионально ориентированной части, содержащей наиболее значимые области применения химических теорий, — с другой. Одним из средств,

позволяющих наиболее оптимально реализовать принцип профессиональной направленности обучения по химии, являются лабораторные работы профессионально ориентированного содержания.

Основные цели профессионально ориентированных лабораторных работ: экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; ознакомление с методикой проведения исследований; преобразование знаний в умения и навыки; овладение обучающимися способами деятельности, необходимыми для избранной специальности, а также подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности. Высокое качество содержания таких работ — одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов [2]. Лабораторные работы обязательно должны включать задания, иллюстрирующие роль химических знаний в профессиональной деятельности.

Для реализации указанных целей нами был разработан «Малый практикум по химии». Предлагаемые в нем лабораторные работы составлены на основе действующих программ для учреждений СПО, осуществляющих подготовку по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство», по химии и ботанике (общепрофессиональная дисциплина, раздел «Физиология растений»). Профессиональный компонент, содержащийся в лабораторных работах данного сборника, иллюстрирует процессы, которые протекают в растительных организмах: обмен

Образовательные технологии: наука и практика

веществ, приспособление к среде и т. д. Знание этих процессов поможет будущим специалистам лесного и лесопаркового хозяйства определять методы и приемы повышения общей продуктивности растительных организмов, в том числе древесных пород; разрабатывать систему мероприятий для увеличения выхода деловой древесины с единицы площади, увеличения урожая плодов и семян, сохранения и повышения устойчивости растений к неблагоприятным условиям среды; находить конкретные, оптимальные приемы выращивания посадочного материала в лесных питомниках и создания лесных культур и т. д.

В качестве примера можно привести лабораторные работы «Определение сосущей силы клеток по изменению концентрации растворов» и «Влияние концентрации раствора на прорастание семян», которые можно использовать при изучении раздела химии «Растворы», а также при рассмотрении физиологии растительной клетки и водообмена растений по дисциплине «Ботаника». Профессиональные компетенции, полученные в ходе выполнения первой работы, могут быть применены студентами в будущей профессиональной деятельности для определения концентрации применяемых химических и биологических веществ при обработке сеянцев от болезней и при их внекорневой подкормке в лесном питомнике, а при выполнении второй — для сокращения периода всхожести семян при выращивании посадочного материала. А работы «Влияние ионов калия и кальция на вязкость цитоплазмы», «Влияние ионов калия и кальция на проницаемость цитоплазмы», «Микрохимический анализ золы» рекомендуется проводить при изучении химии элементов и таких разделов ботаники, как: «Анатомия и физиология растительной клетки» и «Минеральное питание растений». Приобретенные в ходе выполнения данных работ умения могут пригодиться будущим техникам при выполнении мероприятий по оптимизации минерального питания сеянцев и подготовке посадочного материала лесных питомников к зиме.

Библиографический список

Для повышения познавательной активности обучающихся на лабораторных занятиях по химии нами используются различные типы таких работ:

1) сравнительно простые работы, иллюстрирующие теоретические положения лекционного курса, которые могут быть выполнены на лабораторных занятиях в любом ссузе, в том числе не располагающем сложным оборудованием; они могут быть проведены также в форме лекционных демонстраций;

2) более сложные работы, связанные с ко -личественным определением различных физиологических показателей, которые, как правило, рассчитаны на несколько занятий.

Мы считаем, что важной особенностью проводимых нами лабораторных работ для будущих специалистов лесного хозяйства является отсутствие описания ожидаемых результатов и готовых выводов. Полагаем, что такой метод развивает самостоятельность студентов и способствует более прочному усвоению изучаемого материала [3].

Для повышения эффективности проведения профессионально ориентированных лабораторных работ по химии студентам колледжа предлагается определенный алгоритм оформления лабораторных работ (название работы, краткое описание ее хода, результаты, выводы) и способы подведения итогов их выполнения (обсуждение в начале каждого занятия результатов работ, выполненных на предыдущем занятии; проведение семинаров по пройденному материалу с одновременной проверкой преподавателем сделанных студентами записей и т. д.).

Таким образом, профессионально ориентированные лабораторные работы, реализующие межпредметные связи общеобразовательной дисциплины «Химия» и предметов профессионального цикла специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство», несомненно, усилят мотивацию и интеллектуальную активность обучающихся, а также приблизят студентов к сфере будущей профессиональной деятельности.

1. Пак, М. С. Актуальные проблемы модернизации образования в контексте Болонской декларации [Текст] / М. С. Пак, В. А. Бордовский, В. П. Соломин // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук : материалы 53-й Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (5-8 апр. 2006 г., г. Санкт-Петербург). — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — С. 3-6.

2. Фахретдинова, М. А. Лабораторные и практические занятия в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования [Текст] : метод. рекомендации / М. А. Фахретдинова, Н. И. Нагимова, Л. Б. Глазунова. — Ульяновск : УИПКПРО, 2010. — 54 с.

3. Викторов, Д. П. Малый практикум по физиологии растений [Текст] : учеб. пособие для биол. спец. вузов / Д. П. Викторов. — 3-е изд., перераб. и доп. / Д. П. Викторов. - М. : Высшая школа, 1983. — 135 с.

УДК 377 Е. А. Серебренникова, зам. директора по УМР

334 Уральского государственного колледжа,

г. Челябинск, e-mail: lena-77@74.ru

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ССУЗОВ

В статье обосновывается необходимость формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов технических специальностей ССУЗов и предлагаются способы решения данной проблемы.

Ключевые слова: компетенции предпринимательской деятельности студентов технических специальностей ССУЗов, интегративность, интегративный учебный курс.

Рыночная система хозяйствования, все более утверждающаяся в России, основывается на предпринимательском типе экономической системы с сохранением за государством регулирующих функций. В настоящее время предпринимательский тип экономической системы выдвинул предпринимателя в число наиболее значимых субъектов экономического прогресса.

Современного предпринимателя должны отличать способность и готовность творчески мыслить; генерировать идеи, превращая их в новые технологии; ставить перед собой цели и самостоятельно достигать их; находить нестандартные решения; проявлять инициативу; умело реагировать на различные жизненные ситуации; быть готовым взять на себя ответственность. Именно такой человек — деятельный, активный, практичный, предприимчивый — должен стать ключевой фигурой нового общества и новой экономики.

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро меняющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

Развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развития молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, совершенствования норма-

тивно-правовой базы для максимально гибкого привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов является одной из приоритетных задач государственной молодежной политики на период до 2020 года [1].

Среди молодежи становятся все более востребованными навыки ведения собственной предпринимательской деятельности. По данным Главного управления Центра занятости населения по Челябинской области ежегодно более 1500 молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет открывают собственное дело, что обеспечивает их трудоустройство, развитие деловой активности, способствует воплощению в жизнь социально-экономической политики, проводимой на территории Челябинской области [2]. Развитие предпринимательства включено в перечень «точек ускоренного роста» экономики Челябинской области, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач [3].

Несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в Челябинской области, по результатам мониторинга и анкетирования, проводимых общественным координационным советом по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области совместно с информационно-консультационными центрами муниципальных образований Челябинской области, был выявлен ряд сдерживающих факторов, среди которых:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.