Научная статья на тему 'Особенности организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности «Ветеринария» в ССУЗе'

Особенности организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности «Ветеринария» в ССУЗе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / WORKBOOK / SELF STUDY / CASE STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова М.Г., Константинова Н.Л.

В статье рассмотрено понятие «самостоятельная работа обучающихся». Представлено дидактическое средство для обеспечения самостоятельной работы в виде рабочей тетради, показано значение использования рабочей тетради в подготовке будущего специалиста в области ветеринарии в Чебаркульском профессиональном техникуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS STUDYING IN THE SPECIALTY “veterinary” in SSEI

The concept of “ independent work of students” is considered in the article. The didactic means for independent work in the form of a workbook is presented. It is shown the importance of using the workbook in the training of future specialists in the field of veterinary medicine in Chebarkulsky vocational technical school.

Текст научной работы на тему «Особенности организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности «Ветеринария» в ССУЗе»

УДК 377 М. Г. Соколова, зам. директора Чебаркульского

профессионального техникума (ЧПТ), Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: Sokolovamargen1@rambler.ru Н. Л. Константинова, преп. ЧПТ, Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: votyak55@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВЕТЕРИНАРИЯ» В ССУЗЕ

В статье рассмотрено понятие «самостоятельная работа обучающихся». Представлено дидактическое средство для обеспечения самостоятельной работы в виде рабочей тетради, показано значение использования рабочей тетради в подготовке будущего специалиста в области ветеринарии в Чебаркульском профессиональном техникуме.

Ключевые понятия: самостоятельная работа, рабочая тетрадь, ситуационные задачи.

Современные достижения науки и широкое внедрение научных технологий в производственные процессы всех отраслей, в том числе и в сферу ветеринарного обслуживания сельскохозяйственных животных, кардинально изменили не только условия трудового процесса, но и высоко подняли планку требований к выпускникам средних учебных заведений, предъявляемых на рынке труда.

Новая квалификационная модель специалиста по специальности «Ветеринария» предъявляет такие требования к выпускнику, как владение навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации; умение перевести полученные знания в инновационные технологии и конкретные решения; готовность к социальной и профессиональной мобильности и др. Перечисленные требования определяют повышение роли самостоятельной работы студентов при организации образовательного процесса подготовки специалистов в ССУЗе.

Проблемам определения сущности и организации самостоятельной работы обучающихся посвящено немало исследований педагогов, психологов, методистов, среди которых Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, Б. П. Есипов, Г. М. Коджаспирова, П. И. Пидка-систый, А. П. Тряпицына и др. При существующем множестве определений понятия «самостоятельная работа учащихся» у исследователей нет единого подхода к пониманию его сущности [1, с. 333-339].

Исследователи проблемы по-разному подходят к статусу этого понятия. Самостоятельной работу определяют как метод обучения (Ю. К. Бабанский, В. Г. Осмоловский); средство обучения (П. И. Пидкасистый); форму

организации самостоятельной деятельности (Т. И. Шамова); особую систему условий обучения, организуемую преподавателем и являющуюся аспектом его деятельности; познавательную деятельность, выполняемую студентами самостоятельно под корректным руководством преподавателя (М. К. Пискунова) [2, с. 62-64]. Каждое из перечисленных выше определений позволяет вычленить ту часть содержания понятия «самостоятельная работа», которая входит в круг рассматриваемых нами вопросов.

Самостоятельная работа — это любая деятельность студентов, осуществляемая в рамках учебного заведения во время основных аудиторных занятий и вне учебного процесса, способствующая их личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний и формированию профессионально значимых качеств [3, с. 39-41]. Самостоятельная работа способствует: 1) активизации умственной деятельности и самостоятельному усвоению знаний, вырабатыванию профессиональных умений и навыков, обеспечивает формирование профессиональной компетенции будущего специалиста; 2) развивает познавательные и творческие способности личности; 3) побуждает к научно-исследовательской работе [4, с. 62]. Самостоятельная работа студентов делится на два вида: аудиторную и внеаудиторную.

Анализ учебной и методической литературы по специальным дисциплинам для подготовки специалистов в области ветеринарии позволяет констатировать недостаточное количество специально предусмотренных для самостоятельной работы методических и научно-практических пособий, рекомендаций, дидактических материалов, позволяющих ор-

Профессиональное образование: теория, практика, инновации

ганизовать полноценную самостоятельную работы обучающихся в ССУЗе. При внедрении новых федеральных образовательных стандартов СПО методическая деятельность преподавателя направлена на то, чтобы с учетом формирования у обучающихся профессиональной компетентности разработать новые дидактические средства организации самостоятельной работы, которые будут способствовать увеличению эффективности обучения студентов.

Одним из инновационных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов в ССУЗе является разработанная нами рабочая тетрадь по дисциплине «Акушерство, гинекология и искусственное осеменение сельскохозяйственных животных» (далее «Акушерство»).

Рабочая тетрадь по данной дисциплине рассчитана на то, чтобы дать обучающимся глубокие теоретические знания о физиологии и патологии половой системы, физиологии и патологии родов сельскохозяйственных животных, послеродовом периоде, а также привить практические навыки по оказанию своевременного родовспоможения при патологических родах самок сельскохозяйственных животных. Кроме того, рабочая тетрадь способствует развитию воображения, памяти, мышления и других познавательных процессов.

Рабочая тетрадь по акушерству содержит комплекс заданий и упражнений для самостоятельной работы, а также систему заданий для самопроверки и самооценивания. Индивидуальная самостоятельная работа предполагает выполнение студентом творческих заданий (например, составление тестов, подготовка кратких сообщений, разработка задач и т. д.). Структура рабочей тетради включает введение, список рекомендуемой литературы, задания по теоретическим разделам курса «Акушерство».

Введение содержит обращение к студенту, раскрывает особенности расположения материала, дает рекомендации по работе с тетрадью, расшифровывает список основных обозначений в заданиях. Каждая тема в тетради представлена системой заданий: дописать предложение; ответить кратко на вопрос; выбрать правильный ответ; найти ответ, пользуясь различными источниками, и т. д.

Примеры тестовых заданий, имеющихся в рабочей тетради.

«1. Как называется прерывание беременности у самок многоплодных сельскохозяйственных животных, когда один плод погибает

и изгоняется из матки, а остальные вынашиваются?

а) привычный аборт;

б) скрытый аборт;

в) неполный аборт;

г) полный аборт.

2. При какой инфекционной болезни аборт у самки — ведущий клинический признак?

а) туберкулез;

б) ящур;

в) сальмонеллез;

г) листериоз».

Содержание практического обучения определяется составом профессиональных задач специалиста, поэтому в содержание тетради по дисциплине «Акушерство» были включены ситуационные задачи — производственные ситуации, возникающие в деятельности ветеринарного специалиста. Анализ немногочисленных трактовок понятия «ситуационная задача» привел нас к необходимости придерживаться следующей формулировки: «методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования компонентов содержания среднего профессионального образования».

Ситуационные задачи — прием обучения будущих специалистов в области ветеринарии, сочетающий в себе целый ряд функций: организацию познавательной деятельности обучающихся (ситуационные задачи способствуют усвоению студентами содержания дисциплины как предмета учебного плана); организацию самостоятельной учебной деятельности обучающихся (студенты имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью разноуровневых заданий, вести учет результатов); корректирующую (позволяет оценивать результаты работы обучающихся, а также осуществлять корректирующую функцию) [5, с. 39]. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ори-ентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ситуационной задачи учащемуся требуется знание нескольких учебных дисциплин.

Примеры ситуационных задач для курса «Акушерство».

«Задача 1. Корову, принадлежащую частному лицу, искусственно осеменили во второй половине охоты при наличии ярко выраженных признаков течки, общей половой реакции.

Утром следующего дня у нее заметили обильное выделение густой слизи с примесью крови. Целесообразно ли повторное осеменение животного? Обоснуйте свою точку зрения.

Задача 2. Зимой в цехе сухостоя у отдельных животных зарегистрированы отеки в области тазовых конечностей, молочной железы, нижней брюшной стенки. Зоотехник без согласия ветеринарного специалиста, запретил выпускать животных на прогулку, мотивируя тем, что участки отека легко травмируются, переохлаждаются. Согласны ли Вы с таким решением? Что необходимо предпринять?

Задача 3. После прогулки у сухостойной коровы появились признаки беспокойства: она выгибает спину, поднимает хвост, слабо тужится, оглядывается, ложится и быстро встает, иногда стоит, опершись на скакательные суставы. Температура тела 39,4° С, пульс 85 уд./мин., аппетит снижен, брюшные стенки напряжены. При ректальном исследовании выявили наличие живого восьмимесячного плода и сильное натяжение широкой маточной связки справа. Ветеринарный специалист поставил диагноз «колики», назначил суточную голодную диету, покой и слабительное внутрь. Прав ли ветспециалист? Каковы Ваши действия в данном случае?»

Библиографический список

Включение подобных ситуационных задач в рабочую тетрадь по акушерству, на наш взгляд, позволяет развивать мотивацию обучающихся к познанию окружающего мира, избранной специальности, актуализировать предметные знания с целью решения личностно значимых проблем на деятельностной основе, вырабатывать партнерские отношения между студентами и педагогами.

Рабочая тетрадь по курсу «Акушерство» прошла апробацию с последующей коррекцией и полностью оправдала наши ожидания. Она может рассматриваться как дидактическое средство, обеспечивающее самостоятельную работу студентов, контроль и самоконтроль в процессе овладения учебным материалом.

Таким образом, кроме традиционных учебников, учебных пособий и методических рекомендаций, использование при организации самостоятельной работы студентов разработанной нами рабочей тетради, содержащей ситуационные задания, способствует развитию интереса обучающихся к предмету, предполагает ориентацию на формирование профессиональных компетенций, увеличение творческой активности и инициативности студентов и позволяет повысить эффективность образовательного процесса в целом.

1. Голобокова, Г. И. Рабочая тетрадь как дидактическое средство организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Г. И. Голобокова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 54.

2. Серкова, Г. Г. Самостоятельная работа учащихся образовательных учреждений : Оптимизационный подход к развитию самостоятельной деятельности [Текст] : практико-ориентиро-ванная монография и методическое пособие / Г. Г. Серкова. — Челябинск, 2003.

3. Петрище, В. И. Использование самостоятельной и внеаудиторной форм работы при изучении дисциплин экономического характера [Текст] / В. И. Петрище // Государственное управление : Электронный вестник. — 2011. — № 27.

4. Зимина, О. Г. Методическое обеспечение и организация самостоятельной работы по дисциплине «Компьютерная графика» [Текст] / О. Г. Зимина // Использование инновационных технологий в образовании : сб. докладов регион. учеб.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава аграрных вузов Сибирского федерального округа. — Кемерово : ИИО Кемеровского ГСХИ. — 2010.

5. Павленко, Е. К. Ситуационные задачи в школьном географическом образовании [Текст] / Е. К. Павленко // География в школе. — 2012. — № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.