Научная статья на тему 'Особенности редакторского анализа вузовской рабочей тетради'

Особенности редакторского анализа вузовской рабочей тетради Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Текст. Книга. Книгоиздание
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / РЕДАКТОРСКИЙ АНАЛИЗ / ПЛАН-ПРОСПЕКТ / КОМПОЗИЦИЯ / РУБРИКАЦИЯ / АППАРАТ ИЗДАНИЯ / WORKBOOK / EDITORIAL ANALYSIS / OUTLINE / COMPOSITION / RUBRICATION / END MATTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тулякова Елена Ивановна

Исходя из понимания вузовской рабочей тетради как эффективного дидактического средства современного учебного процесса и особого вида учебного издания в статье описываются особенности ее редакторского анализа на этапе рассмотрения плана-проспекта и редактирования. Выводы в статье основываются на конкретном примере авторской и редакторской практики подготовки вузовской рабочей тетради.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of editorial analysis of workbooks for university students

The strategic objectives of the modernization of the system of Russian higher education influence the formation of a new system of textbook publishing. The changes affected the technology of editorial and publishing preproduction of textbooks. At present, there is a rich theoretical material about creating and editing traditional study books the textbook and the study guide. Editors use modern empirically developed methods and techniques to work with editions innovative for higher education, providing, in the first place, content for applied and independent students' activities. One is an integrated (multi-function) workbook for university students (WB). The teaching, functional and structural properties of WB presented in scientific and pedagogical studies may be the basis for the development of the principles of editorial analysis of WB. The outline of WB has its own features. It should specify the teaching materials and the study program of the discipline it was created for. Assessing the technical properties of the manuscript: the estimated volume, format, type of cover, type of binding, the editor follows the existing regulatory documents and functional features of WB use in the educational process. The text of WB manuscript must have author's instructions on working with blank sheets (spaces for task completion) or the full version of the text with model answers to the questions and assignments. The technology of WB analysis on the editorial stage of editorial and publishing preproduction is mostly traditional. Still it has some peculiarities concerning the composition of the edition (it has blocks of instructions, tasks and activities, and assessment), its rubrication, and end matter. Thus, WB has a number of features that authors must consider when creating, and editors when planning, analysing and preproduction of such a manuscript.

Текст научной работы на тему «Особенности редакторского анализа вузовской рабочей тетради»

ПРОБЛЕМЫ ТЕКСТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

УДК 808.2 Е.И. Тулякова

ОСОБЕННОСТИ РЕДАКТОРСКОГО АНАЛИЗА ВУЗОВСКОЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Исходя из понимания вузовской рабочей тетради как эффективного дидактического средства современного учебного процесса и особого вида учебного издания в статье описываются особенности ее редакторского анализа на этапе рассмотрения плана-проспекта и редактирования. Выводы в статье основываются на конкретном примере авторской и редакторской практики подготовки вузовской рабочей тетради.

Ключевые слова: рабочая тетрадь, редакторский анализ, план-проспект, композиция, рубрикация, аппарат издания.

Новые требования к системе высшего российского образования, где доминирующим признается компетентностный подход, предполагают подготовку специалиста, способного самостоятельно ориентироваться в потоке информации, выстраивать траекторию своего образования и профессионального развития, нести ответственность за принятые решения, быть конкурентоспособным. Эти требования нашли отражение в принятии и реализации новых образовательных стандартов (ФГОС ВПО), которые помимо прочего предусматривают обеспечение образовательной программы нормативной учебно-методической документацией. В связи с этим в последнее десятилетие расширился рынок учебного книгоиздания, что проявилось в увеличении числа издательств различной формы собственности и доли учебных изданий на книжном рынке, росте потребительского спроса на учебную литературу и проч. Среди общих тенденций развития учебной литературы можно назвать такие, как увеличение видов учебных изданий, формирование учебнометодических комплектов (УМК), многофункциональность, сложная внутренняя конструкция учебной книги. Изменения коснулись и технологии редакционно-издательской подготовки учебной книги. В наиболее полном виде она представлена в авторитетном сборнике «Современная учебная книга: подготовка и издание» (М.: МГУП, 2004), рекомендованном как авторам, так и издателям, редакторам

учебной литературы. В статьях П.А. Стеллиферовского, С.Г. Антоновой, О.Р. Лащук, Л.Г. Тюриной рассмотрены особенности издательского процесса выпуска учебной книги, а также ее редактирования со стороны композиции, стиля, создания аппарата издания, иллюстративного ряда, типографики, определения качества издания. Предложенные названными авторами рекомендации касаются учебной книги в целом и ориентированы в основном на ее традиционные виды: учебник и учебное пособие. Между тем новые образовательные стандарты делают необходимым разработку и внедрение других видов учебных изданий, обеспечивающих в первую очередь практическую и самостоятельную стороны обучения. Следовательно, редактору приходится сталкиваться с подготовкой к изданию и такого рода учебной литературы.

Сегодня в руках специалистов-практиков находится богатый фактический материал, накопленные эмпирическим путем приемы и методы работы редактора с учебными изданиями «нового поколения», разных типов, которые, однако, не обобщены и не отражены ни в исследовательской, ни в справочно-методической литературе по издательскому делу. За пределами исследовательского внимания остается, например, такой вид издания, как рабочая тетрадь (РТ), хотя в современных УМК он стал одним из основных элементов учебного компонента наряду с учебником, учебным пособием, задачником, атласом и т. д. Являясь многофункциональным дидактическим средством, обеспечивающим организацию самостоятельной работы студентов (СРС), методическую помощь в формировании умений и навыков, РТ выполняет функцию интеграции элементов УМК (рабочая программа - учебник - РТ). По мнению экспертов, РТ в некоторых образовательных областях (искусство, физическая культура) способна заменять учебник и выступать в качестве основного учебного материала [1. С. 39].

Популярность РТ в образовательном процессе актуализировало ее изучение в научно-педагогических работах. В широком смысле под РТ в методике профессионального обучения понимают учебнопрактическое пособие, имеющее особое дидактическое содержание, способствующее организации СРС [2]. Чаще всего выделяется наиболее общий тип РТ - это комплексная (многофункциональная) РТ с традиционным набором вопросов и заданий разного уровня сложности - на закрепление полученных на занятии знаний, отработку

практических умений, проверку знаний по темам. Использовать предложенные задания рекомендуется как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время. Задания в РТ позволяют преподавателю значительно расширить СРС с различными источниками информации, удовлетворять индивидуальные познавательные интересы и развивать творческие способности [3]. Модель такой многофункциональной РТ, основанной на единстве системного, компетентност-ного, контекстного и личностного подходов и реализующей ряд комплексных функций (сопровождения, обучения, индивидуализации образовательного процесса, рефлексивно-оценочная, информационнокоммуникационная), разработана Г. И. Голобоковой в диссертационном исследовании «Рабочая тетрадь как многофункциональное средство в системе самостоятельной работы студентов» (2012).

Учитывая актуальность данного вида издания и принимая во внимание научно-методические наработки по ее созданию, попытаемся выработать рекомендации к редакторскому анализу РТ комплексного типа (которые могут быть применимы и к другим, частным видам РТ, в том числе и электронным1). Важность данных рекомендаций обоснована необходимостью разработки единых требований оформления и конструирования изданий данного вида.

Анализ вузовских РТ, выпущенных в разных издательствах, показал, с одной стороны, их внешнее сходство, но с другой - и сходство их существенных недостатков: отсутствие традиционного для книги аппарата (аннотации, оглавления), связи с элементами УМК, продуманной стройной рубрикации; скудность аппарата ориентировки (предисловия, пояснения по работе над темами); композиционная хаотичность; несоответствие содержания новым подходам в образовании, читательскому адресу; функциональные изъяны. Путем сопоставительного анализа, с применением метода индукции, мы попытались обобщить лучшие находки в области издания РТ, апробировать опыт подготовки автором данной статьи (в соавторстве с Т.Г. Плохотнюк) РТ по курсу «Устное народное творчество» для студентов, обучающихся по направлению 032700 - «Филология», которая в 2011 г. была издана Издательством Томского государственного университета, в 2012 г. - московским издательством

1 Электронная рабочая тетрадь как вид издания имеет ряд специфических особенностей, прежде всего ввиду использования цифровых технологий при ее создании, и требует специального рассмотрения, что может быть сделано на основе предложенного материала.

«Флинта» [4]. Выдержки из данного издания приводятся в качестве иллюстрирующих примеров к положениям статьи.

Как известно, предварительный анализ рукописи проводится на подготовительном этапе редакционно-издательского процесса в ходе работы редактора с планом-проспектом будущего издания, имеющим для каждого вида литературы свои особенности, которые могут быть уточнены применительно к объекту нашего исследования.

Традиционно в план-проспект учебного издания включаются данные о соответствии рукописи образовательному стандарту, учебному плану и рабочей программе по курсу. Поскольку РТ обеспечивает прочную взаимосвязь с учебником и рабочей программой дисциплины, не заменяя их и другую учебно-методическую литературу по курсу, в плане-проспекте следует указать УМК, к которому относится планируемое издание РТ. В отличие от основного учебника РТ может включать не все темы программы, в ряде случаев, с методическими целями, может нарушаться их последовательность, поэтому к плану-проспекту рационально приложить и учебную программу дисциплины с описанием форм организации СРС по курсу и указанием количества часов, отведенных на нее. На этой основе редактор сможет оценить, насколько предполагаемое издание выполняет свое основное назначение - организует СРС.

Оценивая технические показатели будущей РТ (предполагаемый объем, формат, тип переплета, вид брошюрования), редактор руководствуется нормативными документами (ГОСТ Р 54543-2011, ОСТ 29.116-98), а также реализованными моделями данного вида учебного издания. Как правило, вузовские РТ издаются в мягком цветном переплете, для них характерен небольшой объем, издание в нескольких частях, с учетом структуры курса, формат 60х84%, черно-белая печать. Автор, в свою очередь, указывая названные параметры в плане-проспекте, должен исходить из функциональных особенностей использования РТ в учебном процессе: одноразовость, востребованность на отдельных этапах обучения и т. д.

Большое значение для редактора в анализе плана-проспекта РТ имеют сведения о форме предоставления рукописи. Особенностью основного текста РТ является то, что по форме он представлен текстовой частью, внетекстовыми элементами и «пустографкой» (разлинованной частью для записей). Для расчета экономических и организационно-технических факторов издания проблему представля-

ет «пустографка». Уже на предварительном этапе редактору нужно рассчитать необходимое количество пустых строк для каждого задания. Поэтому оптимальной формой предоставления рукописи РТ может быть текстовая часть с авторским указанием необходимого количества свободных строк для каждого отдельного случая или полный вариант текста с примерными ответами на вопросы-задания, которые не будут включены в текст издания, но позволят точно рассчитать его объем.

Редакторский анализ как синтез специально-предметного, логического и лингвостилистического анализа авторского оригинала составляет ядро редакционного этапа издательского процесса. По А.Э. Мильчину, типичная схема редактирования состоит из анализа и оценки следующих сторон текста: композиции, рубрикации, фактического материала, логических связей, языка и стиля [5]. Подготовка издания включает также работу редактора с элементами текста и аппаратом. Технология редактирования РТ при всей традиционности процесса имеет свои особенности, которые касаются, прежде всего, композиции издания, его рубрикации, аппарата. О них и пойдет речь далее.

Композиционно любое учебное издание представляет собой сложное многокомпонентное и многослойное структурное образование, состоящее из различных по значению и функциям фрагментов: основного, пояснительного и дополнительного текстов [6]. Что касается аппарата, то теория учебных изданий выделяет три его составляющие: аппарат ориентировки, организации усвоения материала и обработки издания в целом [6]. По мнению Г.И. Голобоковой, «в рабочей тетради студента (РТС) как образовательном средстве для организации СРС по освоению учебной дисциплины и формированию компетенций необходимы аппарат ориентировки и аппарат усвоения учебной дисциплины, аналогичные подобным компонентам учебника. Дополнительно в РТС должен быть отражен рефлексивно-оценочный и организационно-методический аспекты деятельности студента» [7. С. 17]. Особенность построения РТ, следовательно, проявляется в том, что инструктивно-методические материалы включаются в текст произведения, направляя деятельность студента по освоению материала, организуя последовательность его самостоятельной работы, так же как и рефлексивно-оценочные материалы, которые создают мотивацию к выполнению последующих заданий, позволяют фиксировать промежу-

точные результаты собственной деятельности. Этим и обусловлена сложность композиционного построения РТ, в которой «функции реализуются через все компоненты РТС за счет различных средств и форм деятельности студентов, видов заданий, способов их выполнения, видов и форм отчетности» [7. С. 18]. Таким образом, приступая к анализу композиции РТ, редактору необходимо выделить в ней инструктивно-методический, содержательно-деятельностный и рефлексивно-оценочный блоки материалов (в соответствии с концепцией и терминологией Г.И. Г олобоковой).

Инструктивно-методический блок в РТ соответствует принятому для учебных изданий аппарату ориентировки и включает в себя ориентирующие предисловия к изданию, оглавление, перечень основных и дополнительных источников информации. Также сюда частично входят элементы аппарата усвоения, которые играют роль навигатора, дают студентам пояснения по работе с тетрадью в ходе самостоятельной работы над отдельной темой.

Предисловие к изданию выполняет ориентирующую функцию в сопровождении СРС, носит методический характер, создает условия для реализации субъект-субъектных отношений при организации СРС в системе. Содержательно предисловие должно раскрывать вопросы назначения РТ, например:

Это учебное пособие - основа для вашей работы на лекциях, практических занятиях, семинарах и коллоквиумах. Оно освобождает вас от трудоемкого и механистического процесса записывания лекций, давая возможность понять логику и структуру рассуждений, выделять главное, отслеживать причинно-следственные связи в предмете, отрабатывать материал на практических примерах, организовывать свою деятельность по выполнению заданий и самостоятельно приходить к выводам и обобщениям. Кроме того, актуальность пособия - в использовании современных образовательных технологий и компетентностного подхода, при котором на первый план выдвигается овладение способами деятельности. В этой связи преподавателю важно не просто дать вам готовые знания, а научить эти знания добывать, обрабатывать, трансформировать, применять в практической профессиональной деятельности <... >;

места РТ среди других учебных книг по курсу, например:

Данное пособие не заменяет общепризнанные традиционные учебники, учебные пособия и другую учебно-методическую и научную литературу по данному предмету, а опирается на них. В каждую тему для вас включен

раздел «Рекомендации по работе с основной и дополнительной литературой», в котором дается краткое описание разработки данной темы в отдельных учебниках. Кроме того, в РТ вам предложены задания напрямую связанные с содержанием учебников, научных исследований, статей, энциклопедических и справочных изданий и т.п. Выполнение практически каждого задания предполагает самостоятельную подготовку с обращением к этой литературе <...>;

структуры издания и его частей, разделов, параграфов, например:

Пособие состоит из четырех частей: 1-я часть раскрывает понятие и специфику фольклора как устного народного словесного творчества, его мировоззренческие основы; 2-я часть посвящена обрядовым жанрам словесного фольклора; 3-я и 4-я части - необрядовым жанрам (3-я часть предназначена для работы на лекциях, 4-я - для самостоятельной подготовки к практическим занятиям). Части разделены на темы. Темы имеют следующую структуру <...>;

технологии работы с рабочей тетрадью:

<...> Задания - последовательные шаги к пониманию темы и формированию общекультурных, общеучебных и исследовательских компетенций. Система заданий в каждой теме направлена на актуализацию изученного материала, развитие мыслительных операций, практическое применение полученных теоретических знаний; она учитывает разный уровень сложности и углубления в тему. <... > На определенных этапах необходимо делать выводы и обобщения. <... > Возможно, у вас появятся вопросы к преподавателю, которые нужно сформулировать в конце темы. <...> Принципиальна работа над «рефлексивным дневником», который предполагает ответы на вопросы: «Что узнал нового», «Какие развил умения», возвращение к указанным заданиям на новом уровне осмысления, работу над творческими вопросами <...>.

Особое внимание при оценке предисловия следует обратить на полноту, понятность, логическую стройность текста. Составляя такое предисловие к своему изданию, мы пытались соединить методическую, ориентирующую, мотивационную функции, прояснить принципы освоения предмета, установить коммуникативнодеятельностные связи со студентами.

Помимо предисловия-обращения к учащемуся инструктивнометодическая часть РТ предполагает наличие общеметодического предисловия, ориентированного на читателя-педагога. Его цели:

• определить актуальность и новизну издания, например:

По замыслу авторов, РТ имеет подчеркнутую методическую направленность, ориентировано на реальную помощь студентам в работе во время аудиторных занятий и в самостоятельной подготовке... Новизна и актуальность РТ связана в первую очередь с активным использованием наряду с традиционными методиками современных образовательных технологий, деятельностных и коммуникативных методов обучения и компе-тентностного подхода <... >;

• прояснить авторскую концепцию в отборе и структурировании материала:

Отбирая и выстраивая материал, мы основывались на убеждении, что сфера будущей деятельности филолога во всех ее аспектах (научноисследовательском, педагогическом, редакционно-издательском, коммуникативном и др.) требует приобщения к мировым культурным ценностям, частью которых является фольклор. <... > Авторы намеренно не включили в свое пособие все темы программы, а в ряде случаев нарушили привычную для вузовских учебников по фольклору последовательность изложения материала. <...> Изменения были внесены в соответствии с методическими целями и т.д. <... >;

• установить принципы авторского подхода к овладению знаниями, значимость его использования в учебном процессе:

Выполнение практически каждого задания предполагает самостоятельную подготовку с обращением к этой литературе. Самостоятельная работа - это средство организации учебной деятельности, средство добывания знаний, развития навыков и умений самостоятельного поиска и применения новой информации. СР может быть организована как во время аудиторных занятий (лекций, практических и семинарских занятиях, лабораторных работ), так и вне аудиторий. <...> Творческие вопросы и задания по анализу фольклорного текста в тексте литературного произведения позволяют перейти на новый уровень осмысления материала фольклора и освоения методики интертекстуального анализа <...>;

• указать на возможности использования в условиях «открытого» УМК в сочетании с различными учебниками и образовательными программами.

Оценивая такое предисловие, редактор руководствуется приложенными к авторскому оригиналу документами, среди которых

ФГОС по специальности, учебная программа и технологическая карта дисциплины и др. Разведение двух видов предисловия, на наш взгляд, имеет принципиальное значение. Имеющее разный читательский адрес, каждое предисловие в краткой форме инструктирует своего читателя, как работать над изданием.

Отдельного внимания заслуживает рубрикация РТ, цель которой - ориентировать студента в организации материала, направлять и облегчать его самостоятельную работу с материалом. Сложность рубрикации в РТ обусловлена нестандартностью состава основного текста, который не просто делится на разделы (темы), но включает элементы аппарата ориентировки, содержательная часть дробится на задания, вопросы, к которым прилагаются дополнительные тексты в виде вариантов цитат, текстов для сравнения, авторских тезисов, которые разорваны «пустографкой». Поэтому редактору особенно важно проникнуть в смысл структуры РТ, отделив элементы аппарата, относящиеся к изданию и к каждой отдельной теме, простроив содержательный блок. Здесь верно будет применение методики оценки рубрикации по рабочему оглавлению [5. С. 179]. Соподчинение рубрик внутри темы может быть выражено разными средствами: издательско-оформительскими и художественно-полиграфическими приемами наряду с использованием общих принципов, принятых в редактировании. При этом стоит помнить, что заголовки должны четко ориентировать студента на окончание инструктивного текста и начало содержательной части или подведение промежуточных итогов, на то, где и как нужно сделать общие выводы, какие задания являются обязательными, дополнительными и проч.

В инструктивно-методический блок РТ обязательно включаются библиографические материалы, традиционные для аппарата ориентировки учебника. Поскольку задания РТ предполагают самостоятельную подготовку, они требуют обращения к различным источникам информации, умения выделять в ней главное, обобщать, анализировать, резюмировать. Также одна из задач РТ - развитие исследовательских способностей, творческой инициативы, познавательной мотивации студента. Поэтому библиографические материалы должны быть представлены как результат тщательного отбора авторитетных и новейших источников учебного и научного характера в форме библиографического обзора. В нашей РТ инструктивнометодические тексты представлены в виде библиографического об-

зора, куда входят библиографическое описание, указание обязательных для прочтения страниц, краткие аннотации к ним, которые должны помочь разобраться в основных вопросах темы. Например:

Литература

Учебная

Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М., 2001. С. 163-237.

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М., 1998. С. 86-113.

0 В учебнике А. (разделы «Свадебный фольклор» и «Похоронные плачи») семейные обряды рассматриваются с точки зрения жанрового многообразия произведений, исполняемых во время свадьбы и похорон. Среди них выделяются и подробно анализируются те, которые существуют только в составе этих обрядов как их часть (ритуальные песни, причитания, величальные и корильные песни). Обзор основных мотивов и образов этих произведений дается на фоне изложения основных этапов самих обрядов. Краткая информация о родильном и похоронном обрядах, поэтике их песен содержится в учебнике З.К. Дополнительный интерес представляет информация об истории формирования свадебного обряда и его мифологической основе.

Инструктивно-методические тексты присутствуют в РТ и в виде организующих общих рекомендаций по работе над темой, указаний по выполнению отдельных заданий. Например, к теме «От баллады к городскому романсу» дается следующее методическое указание:

Материал РТ предназначен для самостоятельной подготовки к контрольной работе. Для выполнения задания необходимо предварительно ознакомиться с рекомендованной литературой и текстами. Отдельные тексты для анализа представлены в приложении к данной теме <...>

С целью объяснения последовательности заданий в содержательной части РТ в инструктивном тексте представлена общая логика рассуждения:

Предлагается рассматривать балладу и романс как жанры, имеющие одну художественную основу, это лиро-эпические произведения, отражающие драматические ситуации частной жизни. Эволюция происходила от средневековых «старин» (баллад) к жестокому романсу XIX века и «дворовой песне» XX века. Многие мотивы баллад восходят к более ранним эпическим и лирическим произведениям. Система заданий должна помочь

воссоздать картину мира и проследить тенденции развития и трансформации лиро-эпики от средневековой баллады до «шансона» ХХ века.

Содержательно-деятельностный блок материалов в РТ включает, прежде всего, основной текст, состоящий из комплекса заданий и вопросов по отдельным разделам и темам. Таким образом, основной текст РТ сливается с привычным для учебного издания аппаратом организации усвоения материала. Вопросно-деятельностный характер основного текста диктует необходимость тщательного редакторского анализа формулировок вопросов и заданий по следующим критериям: субъектная направленность (Объясните...; Сформулируйте...), деятельностная форма (из задания должно быть понятно, что конкретно должен сделать студент), простота и ясность формулировки и прочие общие требования, предъявляемые к формулировке вопросов (заданий) в учебной литературе. Анализируя основной текст в РТ, редактору стоит обратить внимание и на композицию основного текста, порядок вопросов - заданий, который должен, с одной стороны, подчиняться традиционной схеме: в начале темы - задания на актуализацию личного опыта и знаний, затем на восприятие и осознание фактов, далее - на осмысление закономерных связей между процессами и явлениями, на следующем этапе - задания на раскрытие внутренней сущности изучаемого, наконец - на обобщение и систематизацию знаний, с другой стороны, отвечать принципу последовательности, логичности, тем самым способствуя пониманию темы, формированию компетенций. Задания в РТ должны располагаться так, чтоб студент мог выделять главное, отслеживать причинно-следственные связи в предмете, самостоятельно организовывать свою деятельность по выполнению заданий и приходить к выводам. Проанализировать композицию основного текста РТ редактор может, только следя за развитием авторской мысли по оригиналу без пустографки, приложенному к комплекту оригинала для удобства редакторского анализа. В ходе анализа редактор сможет оценить структуру материала каждой темы, полноту ее изложения (соответствия учебному плану).

Наконец, редакторскому анализу подвергаются названия частей, глав РТ, которые определяют предметную область дисциплины. В РТ предметная область может быть сужена по сравнению с учебным материалом основной образовательной программы по курсу, но при

этом в ней актуализируется деятельностная область. Поэтому названия рубрик в РТ носят достаточно свободный характер, но должны быть проблемными или деятельностными, с подзаголовком, указывающим на отношение темы к основному учебному материалу (например, «От баллады к городскому романсу»: к теме «Современный фольклор: городская песня»).

В остальном основной текст РТ должен отвечать требованиям к основному тексту учебной книги (см.: [1. C. 111]).

Выделив материалы рефлексивно-оценочного блока из системы заданий основного текста и аппарата РТ, редактор оценивает их место в комплексе заданий, формулировку, разнообразие (это могут быть специальные задания с использованием приемов технологии развития критического мышления - синквейн, рефлексивный экран, бортовой журнал, а также вопросы, сводные таблицы самооценки студента и оценки преподавателя по дисциплине в целом). «Эти задания должны помочь студенту осуществлять рефлексию процесса освоения дисциплины, самооценку результатов освоения дисциплины, оценку», -указывает Г.И. Голобокова [7. C. 18].

Итак, вузовская РТ как инновационный и эффективный вид учебных изданий имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать авторам при ее создании и редакторам в ходе планирования, анализа и подготовки такого издания к выпуску. Важными оказываются как общие требования к современной учебной книге в целом, так и фактический опыт издания РТ, который сегодня заслуживает теоретического обобщения и распространения с целью улучшения практики редакторской работы.

Литература

1. Современная учебная книга: подготовка и издание / под ред. С.Г. Антоновой, А.А. Вахрушева. - М.: МГУП, 2004. - 224 с.

2. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды, термины и определения.

3. Учебно-методический комплекс в открытой информационно-образовательной среде. Интернет-издание для учителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://socialnauki.ru/?p=1513 (дата обращения: 24.09.2013).

4. Плохотнюк Т.Г., Тулякова Е.И. Устное народное творчество : рабочая тетрадь : в 4 ч. Томск : Том. гос. ун-т, 2011; 2-е изд. - М.: Флинта, 2012.

5. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. - 3-е изд., перераб и доп. -М.: Логос, 2005. - 524 с.

6. Редакторская подготовка изданий: учеб. / под общ. ред. С.Г. Антоновой М.: Изд-во МГУП, 2002 [Электронное издание]. - Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/ е-Ьоок8/хЬоок082/01/еаЬои!Мт (дата обращения: 15.09.2013).

7. Голобокова Г.И. Рабочая тетрадь как многофункциональное дидактическое средство в системе самостоятельной работы студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2012. - 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.