Научная статья на тему 'Рабочая тетрадь дисциплины как средство повышения эффективности самостоятельной работы студента'

Рабочая тетрадь дисциплины как средство повышения эффективности самостоятельной работы студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
962
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / STUDENT'S INDEPENDENT WORK / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДИСЦИПЛИНЫ / WORKBOOK ON THE DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенщикова Татьяна Валерьевна, Лаптева Юлия Александровна, Умнов Владислав Семенович

Раскрываются аспекты организации самостоятельной работы студента с позиции самостоятельно открывающего знания, мыслящего и осознающего себя в процессе учения. Представлен опыт разработки и реализации рабочей тетради дисциплины как механизма повышения эффективности самостоятельной работы студентов, осуществления студентом рефлексии собственных смыслов образования и достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенщикова Татьяна Валерьевна, Лаптева Юлия Александровна, Умнов Владислав Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the aspects of organization of students' independent work from the position of knowledge discovery. The article represents the experience of development and implementation of a workbook on subjects as the mechanism to increase the efficiency of students' independent work, the implementation of self-reflection and one's own achievements.

Текст научной работы на тему «Рабочая тетрадь дисциплины как средство повышения эффективности самостоятельной работы студента»

т.в. гребенщикова, Ю.А. лаптева, в.с. умнов

(Новокузнецк)

рабочая тетрадь дисциплины как средство повышения эффективности самостоятельной работы студента

Раскрываются аспекты организации самостоятельной работы студента с позиции самостоятельно открываемого знания, осмысления и осознания себя в процессе учения. Представлен опыт разработки и реализации рабочей тетради по дисциплине как механизма повышения эффективности самостоятельной работы студентов, осуществления студентом рефлексии собственных смыслов образования и достижений.

Ключевые слова: самостоятельная работа студента, рефлексия, самоорганизация, саморазвитие, рабочая тетрадь дисциплины.

Происходящие в последнее время реформы высшего образования выдвигают на первый план проблему повышения его эффективности и качества, что, прежде всего, проявляется в результате, который может быть раскрыт как сформированная творческая личность профессионала, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

В гуманитарной парадигме образования подчеркивается, что приобретаемый учащимся опыт должен быть «живым», т. е. открытым и осмысленным в ходе непосредственного и опосредованного взаимодействия с педагогом. На первый план выдвигается задача оказания помощи студенту в становлении его позиции учащегося, т. е. учащего себя, готового реализовывать и развивать свои способности учить и переучивать себя. К сожалению, приходится констатировать, что современные первокурсники в подавляющем большинстве испытывают значительные трудности в организации своей учебной деятельности. Диапазон проблем, которые обнаруживают себя в связи с этим, достаточно широк: низкий уровень мотивации учебно-познавательной деятельности, недостаточное владение способами и средствами учебной и исследовательской деятельности, неумение рационально распреде-

лять время на учебу и отдых, утомляемость из-за необходимости постоянно решать новые нестандартные задачи и т. д.

Научить студента учиться - ключевая идея организации самостоятельной работы в вузе, реализация которой позволит ему овладеть позицией учащегося, даст возможность построить индивидуальную траекторию самодвижения в педагогическом процессе, а в дальнейшем - и в профессии. Очевидно, что простое увеличение доли самостоятельной работы относительно аудиторной не приводит к желаемому результату. В этой связи возникает необходимость анализа причин, препятствующих переводу студента в позицию учащегося, в числе которых наиболее вероятными выступают следующие:

- содержание самостоятельной работы, слабо связанное с формированием компетенций, реализацией личностных смыслов и целей профессионального становления;

- формализованное взаимодействие преподавателя и студента, центральным звеном которого выступает учебная дисциплина, а не личностная интеракция и развитие;

- недостаточная уровневая дифференциация и содержательная вариативность предлагаемых студентам видов самостоятельной работы;

- слабый контроль и самоконтроль, вследствие чего значительный объем заданий не выполняется или делается формально;

- недостаточная рефлексия собственной деятельности и ее результатов как со стороны студента, так и со стороны преподавателя [2].

очевидно, что устранение указанных выше проблем лежит в поле ответственности педагога, организующего работу обучающегося по овладению содержанием учебного курса. Планирование самостоятельной работы в рамках преподаваемой дисциплины - сложный процесс, предполагающий учет, как минимум, трех составляющих:

1) профессиональные ожидания педагога, обусловленные пониманием значения учебного предмета в профессиональной подготовке обучающихся, видением конечного результата в дефинициях формируемых компетенций;

2) разный исходный уровень развития учебной деятельности и мотивации студентов на овладение содержанием дисциплины;

3) содержание и характер учебного материала, выносимого на самостоятельную рабо-

© Гребенщикова Т.В., Лаптева Ю.А., Умнов B.C., 2017

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

ту, должны непосредственно работать на формирование компетентностной модели выпускника, содержать в себе реальные механизмы осуществления контроля и самоконтроля, стимулировать развитие рефлексии.

опыт преподавания в вузе позволяет нам утверждать, что одним из ключевых механизмов, запускающих систему эффективного взаимодействия преподавателя и студентов в рамках осуществления последними самостоятельной работы по дисциплине, выступает рефлексия как с одной, так и с другой стороны. Педагогическая рефлексия дает возможность совершенствовать самостоятельную работу студентов, искать наиболее оптимальные способы и средства ее организации. рефлексия достижений, проводимая обучающимся, переводит его в позицию сознательно учащегося, развивающего себя как личность и будущего профессионала.

опросы преподавателей и анкетирование студентов показывают, что обучающиеся испытывают трудности в управлении своей образовательной деятельностью (58%), в контроле своего поведения (61%), с постановкой и решением задач на самоизменение (73%), с оцениванием самого себя, своих возможностей (67%). Наличие же рефлексивных способностей у студентов означает, что при встрече с задачей нового типа они прекращают действовать по старым, непригодным образцам и начинают поиск новых способов действий, строить новые отношения с преподавателями и (или) другими студентами, вместе с которыми они смогут найти недостающие способы действия. Как показывают наши исследования, наличие рефлексивных способностей у студента позволяет ему устанавливать границы собственных возможностей, отделять то, что он знает и умеет, от того, чего не знает и не умеет. в этом нам видится залог саморазвития личности студента и совершенствования его самостоятельной работы в частности [5]. и если рассматривать профессиональное образование как движение человека к осмысленному образу себя в профессии и в мире в целом, то самостоятельную работу, построенную на рефлексии, следует определять в качестве инструмента обнаружения смысла и понимания, становления личной позиции в процессе профессионального образования.

интерес исследователей к проблеме самостоятельной работы студентов нашел отражение в многочисленных и плодотворных попытках определения сущности данного понятия, факторов и условий ее активизации. ис-

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

следователи, занимающиеся проблемой самостоятельной работы студентов (в.А. Адольф, Б.П. Есипов, с.и. Зиновьев, и.Я. лернер, Н.д. Никандров, А.К. осницкий, П.и. Пид-касистый, Н.ф. Талызина, в.д. Шадриков и др.), по-разному определяют содержание данной категории. Анализ существующих толкований позволяет рассматривать самостоятельную работу студентов как целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную и корригируемую по процессу и результату познавательную деятельность, планируемую и выполняемую по заданию и при методическом руководстве преподавателя (но без его непосредственного участия). считаем необходимым подчеркнуть, что самостоятельная работа студентов базируется на личностной активности, ответственности, достаточно высоком уровне самосознания, рефлексивности и самоорганизации.

К сожалению, приходится признать тот факт, что далеко не каждый сегодняшний выпускник школы способен к организации своей учебной деятельности. Нами замечено, что студент не всегда готов рассматривать самостоятельную работу в качестве инструмента личностного и профессионального саморазвития, относясь к ней как к неприятному приложению к аудиторной работе. учиться самостоятельно оказывается достаточно трудно, особенно если нет реального практического ориентира, показывающего студенту, что и как делать, на что обратить внимание при изучении темы или раздела учебной дисциплины, как оценить правильность освоения учебного материала.

обозначенные выше проблемы актуализируют необходимость поиска путей и механизмов повышения эффективности самостоятельной работы студентов. сегодня существует достаточно большое количество научных исследований, методических разработок и рекомендаций по вопросам повышения эффективности самостоятельной работы студентов. в рамках настоящей статьи представим один из действенных инструментов организации самостоятельной работы студента, содержащий в себе большой потенциал для преодоления указанных выше проблем. рабочая тетрадь учебной дисциплины, на наш взгляд, может выступать механизмом осуществления рефлексии студентом собственных смыслов образования и достижений, а также средством реализации рефлексии педагогической деятельности, профессионального самосовершенствования преподавателя.

В современных исследованиях [1; 7 и др.] рабочая тетрадь определяется как предметно-знаковое средство обучения; материальный объект, искусственно созданный специально для учебных целей и вовлекаемый в образовательный процесс в качестве инструмента деятельности педагога и обучающегося. Принимая во внимание описанный в научной и методической литературе опыт применения данного дидактического средства в профессиональном обучении, мы разработали модель рабочей тетради учебной дисциплины «Психология», относящейся к базовой части дисциплин подготовки бакалавров по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». Созданная тетрадь призвана обеспечить:

- качественное усвоение учебного материала за счет логичности и последовательности его изложения в рамках разделов, тем, заданий в соответствии с закрепленными за учебным курсом компетенциями;

- необходимую для студентов-первокурсников активизацию учебно-познавательной деятельности, мотивации саморазвития и самообучения;

- уровневую дифференциацию и разнообразие предлагаемых студентам видов самостоятельной работы, дающие возможность обнаружить личностные смыслы в образовании, адекватно оценивать свои достижения и стремиться к саморазвитию;

- разнообразие заданий, предполагающих переход от учебно-познавательных действий к действиям учебно-практическим; от простых учебных действий к действиям, требующим высокого уровня развития умений и навыков самостоятельной деятельности и творчества. Так, например, задания первых разделов преимущественно направлены на формирование умения работать с учебниками, в третьем разделе студенту предлагается работа с первоисточниками научных статей и т. д.;

- возможность осуществления контроля и самоконтроля, рефлексии своей деятельности и ее результатов [4].

Анализ дидактических принципов организации самостоятельной работы студентов вуза позволил определить ключевые позиции изложения учебного материала, сформировать систему принципов построения рабочей тетради, позволяющих решить обозначенные выше задачи [3]. Раскроем некоторые из них, иллюстрирующие возможность осуществления студентом рефлексии собственных смыслов образования и достижений.

одним из принципов построения рабочей тетради стал принцип индивидуализации и дифференциации, реализация которого предполагала разработку разноуровневых заданий, удовлетворяющих требованиям ФГОС ВО, с одной стороны, и предоставляющих студенту возможности индивидуального продвижения в изучаемой дисциплине в соответствии с его образовательными потребностями - с другой. Опыт работы позволил выделить типичные трудности, с которыми сталкивается студент, выполняя задания, особенно те из них, которые связаны с операциями анализа и обобщения, необходимостью сформулировать мысль короткой фразой и вписать результат в ячейку таблицы. Это привело к идее, что на начальных этапах работы с тетрадью, при освоении первых тем, студенту следует давать своеобразную подсказку, вписывая, например, в некоторые ячейки таблицы или схемы верные, но не полные данные, что послужит своеобразным образцом выполнения задания, сориентирует его в большом потоке новой информации. Кроме типовых, подлежащих обязательному выполнению, были включены задания повышенной сложности. Например: На основе изучения рекомендуемых источников необходимо заполнить таблицу «Эволюция принципа детерминизма в психологии». Данная работа ориентирует студентов на осуществление анализа литературных источников по следующим критериям: содержание принципа; персоналии, развивающие идею; временной период; направления и школы научной психологии, развивающие идею. При этом в поле аналитической деятельности попадают все виды принципа детерминизма.

В конце каждого раздела рабочей тетради представлены задания разного типа для самоконтроля (выбор одного или нескольких вариантов ответов, установление соответствия и последовательности действий, тестовые задания открытого типа). Кроме того, многие задания тетради сконструированы по принципу компетентностно-ориентированной задачи или как кейс-задания.

Реализация принципа профессиональной направленности позволяет стимулировать изменение профессионального самосознания студентов. Переход от учебно-познавательных действий к профессионально-педагогическим способствует формированию интереса к психолого-педагогической деятельности и психологии как науке. содержание заданий призвано помочь обучающемуся обнаружить необходимость психологических знаний, при-

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

вести его к мысли, что для успешного усвоения научного знания необходимо постоянно проецировать его на реальные жизненные ситуации, происходящие события, действия и поступки людей, осмысливать их с позиции психологической науки. Реализация данного принципа обусловила включение заданий, направленных на обоснование и выражение собственной позиции относительно как общепринятых, так и дискуссионных высказываний ученых и психологов-практиков. Помимо этого, в рабочую тетрадь включён материал, описывающий интересные события из биографий известных психологов, факты научных открытий, а также цитаты из художественной литературы. Ниже приведем варианты таких заданий:

• Считается, что психология - наука молодая, но одна из самых сложных. По этому поводу Л.С. Выготский писал: «Предмет науки - самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ её познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, что от него ждут». Как вы можете прокомментировать это высказывание? Согласны ли вы с ним? С чем связаны трудности изучения психологических явлений?

• Назовите автора высказывания и психологическое направление, представителем которого он является. В одной из своих теорий он утверждает: «Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждается в ней как в основе и терпит неудачу без этой основы. То есть для большинства человечества высшая природа непостижима без удовлетворения низшей природы как её опоры». О чём это высказывание?

• Назовите приёмы / процессы, положенные в основу создания следующих образов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: «...За столом сидят чудовища кругом: один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой. Здесь ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный и гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукот».

• Имя мифического героя, почитаемого как бог любви и плодородия, использовано З.Фрейдом в психодинамической теории личности для обозначения движущей силы поведения и личностного развития. Назовите имя героя. Дайте характеристику явления, обозначенного этим именем.

• Трудности экспедиции в бассейн Амазонки в 1865 году убедили видного представи-

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

теля данного направления в том, что он будет счастливее, если станет размышлять и писать о науке, чем сам заниматься активными научными исследованиями. Тем не менее он стал всемирно известным учёным и дважды (с 1894-го по 1895 год и в 1904 году) избирался президентом Американской психологической ассоциации. Назовите учёного.

Принцип сознательности и активности студента в процессе усвоения научного знания предполагает использование разных приемов активизации мыслительной деятельности, что способствует не только их усвоению, но и осознанию обучающимся наиболее приемлемых для себя способов самостоятельной работы. Вариантами таких заданий в рабочей тетради выступают задания на классификацию, обобщение, анализ и систематизацию учебного материала и первоисточников. Например, задание такого типа: Проанализируйте примеры классификации научных методов психологии, рассматриваемых авторами различных учебных пособий по общей психологии. Зарисуйте одну из понравившихся классификаций в виде схемы. Укажите автора и выходные данные учебного пособия.

важнейшим принципом организации рабочей тетради является принцип интерактивности, позволяющий вовлечь обучающегося в процесс познания, предоставляющий возможность рефлексировать по поводу того, что он знает и думает. взаимодействие преподавателя и студента можно рассматривать как развивающуюся систему, наглядно демонстрирующую результаты сотрудничества, как следствие, способную к позитивному изменению, совершенствованию. Такой способ организации взаимодействия студента и преподавателя по содержанию учебного предмета обеспечивает создание комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что, в свою очередь, делает продуктивным сам учебный процесс.

использование рабочей тетради как инструмента организации самостоятельной работы студента обеспечивает следующие преимущества:

1) для обучающегося:

- индивидуализация режима работы -обучающийся выбирает оптимальное для себя время и темп работы;

- дифференциация процесса обучения -возможность выстроить индивидуальный образовательный маршрут, ориентируясь на

свои цели, индивидуальные особенности усвоения материала, предпочитаемые способы работы;

- самоконтроль и самопроверка, рефлексия процесса и результата учебной деятельности;

- осмысление своих достижений, мотивация саморазвития и самообучения;

2) для преподавателя:

- удобство в управлении самостоятельной работой студента и ее контроле;

- совершенствование методической стороны преподавания учебной дисциплины в силу необходимости поиска и разработки новых вариативных и разноуровневых заданий;

- рефлексия профессиональной деятельности.

В заключение отметим, что поставленная задача - формирование у студента позиции учащегося, т. е. обучающего самого себя, является трудоемкой и в ее решении важны заинтересованность и усилия всех субъектов педагогического процесса в вузе. Роль рабочей тетради по дисциплине видится нам в оказании помощи студенту в обретении своего пути профессионального самоопределения.

список литературы

1. Голобокова Г.И. Рабочая тетрадь как дидактическое средство организации самостоятельной работы студентов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 54. С. 333-339.

2. Гребеншцкова Т.В. Организация самостоятельной работы студентов // Приоритеты развития высшего образования России: сб. материалов науч. и метод. тр. науч.-пед. работников: в 4 ч. Ч.1. Современные тенденции развития высшего образования. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2014. С. 307-312.

3. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю. [и др.]. Организация самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 10. С. 116-118.

4. Лаптева Ю. А. Рабочая тетрадь как средство организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения курса «Психология» // Приоритеты развития высшего образования России: сб. материалов науч. и метод. тр. науч.-пед. работников: в 4 ч. Ч.3. Гуманизация и личностно ориентированное образование будущего учителя. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2014. С. 44-53.

5. Умнов В. С. Формирование педагогической рефлексии у студентов педвуза методами продуктивного обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Новокузнецк, 2003.

6. Фроловская М.Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013.

7. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2007.

* * *

1. Golobokova G.I. Rabochaja tetrad' kak didak-ticheskoe sredstvo organizacii samostojatel'noj raboty studentov // Izvestija RGPU im. A.I. Gercena. 2008. № 54. S. 333-339.

2. Grebenshhikova T.V. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov // Prioritety razvitija vysshe-go obrazovanija Rossii: sb. materialov nauch. i metod. tr. nauch.-ped. rabotnikov: v 4 ch. Ch.1. Sovremen-nye tendencii razvitija vysshego obrazovanija. Novo-kuzneck: Izd-vo KuzGPA, 2014. S. 307-312.

3. Elagina V.S., Nemudraja E.Ju. [i dr.]. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov v peda-gogicheskom vuze // Sovremennye naukoemkie tehno-logii. 2010. № 10. S. 116-118.

4. Lapteva Ju. A. Rabochaja tetrad' kak sredstvo organizacii samostojatel'noj raboty studentov v processe izuchenija kursa «Psihologija» // Prioritety razvitija vysshego obrazovanija Rossii: sb. materialov nauch. i metod. tr. nauch.-ped. rabotnikov: v 4 ch. Ch.3. Gumanizacija i lichnostno orientirovannoe obrazovanie budushhego uchitelja. Novokuzneck: Izd-vo KuzGPA, 2014. S.44-53.

5. Umnov V. S. Formirovanie pedagogicheskoj refleksii u studentov pedvuza metodami produktiv-nogo obuchenija: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Novokuzneck, 2003.

6. Frolovskaja M.N. Gumanitarnoe osnovanie professional'noj kul'tury pedagoga. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2013.

7. Jerganova N.E. Metodika professional'nogo obuchenija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Izd. centr «Akademija», 2007.

Workbook on the discipline as a means of improving the efficiency of independent work of students

The article deals with the aspects of organization of students' independent work from the position of knowledge discovery. The article represents the experience of development and implementation of a workbook on subjects as the mechanism to increase the efficiency of students' independent work, the implementation of self-reflection and one's own achievements.

Key words: student's independent work, reflection, self-organization, self-development, workbook on the discipline.

(Статья поступила в редакцию 21.02.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.