Научная статья на тему 'Пути взаимодействия российского бизнеса и среднего профессионального образования'

Пути взаимодействия российского бизнеса и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубев В. И., Неверова Е. В., Якимов А. В.

В статье освещаются направления и оценка эффективности взаимодействия ведущих строительных организаций города с колледжами города Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубев В. И., Неверова Е. В., Якимов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions and an estimation of efficiency of interaction of the leading building organisations of a city with colleges of a city of Moscow are shined in the article.

Текст научной работы на тему «Пути взаимодействия российского бизнеса и среднего профессионального образования»

ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОЛУБЕВ В.И., НЕВЕРОВА Е.В., ЯКИМОВ А.В.

В статье освещаются направления и оценка эффективности взаимодействия ведущих строительных организаций города с колледжами города Москвы.

Directions and an estimation of efficiency of interaction of the leading building organisations of a city with colleges of a city of Moscow are shined in the article.

В настоящее время в городе Москве активно ведется строительство объектов социальнокультурной сферы, торговли и производства, нового жилья, ремонт и реконструкция имеющегося жилого фонда. Успешная реализация городского плана строительства новых и реконструкции имеющихся объектов городского хозяйства требует эффективной работы и развития комплекса городской строительной индустрии. Одним из ключевых факторов его эффективного функционирования является кадровая обеспеченность. Строительный комплекс должен располагать высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена, уровень подготовки которых соответствует современным требованиям. Вместе с тем, проблема обеспечения строительной отрасли квалифицированными рабочими кадрами и специалистами является на сегодняшний день весьма актуальной. Так, общая заявленная потребность 15 ведущих строительных организаций города, которая была проанализирована экспериментальной группой в составе: Лямин Ю.И., Строк В.И., Лукин А.А., Якимов А.В., рук. Голубев И.Л. вплоть до 2010г. показала следующие результаты, приведенные в таблице 1.

Необходимо отметить из реализованных экспериментальных проектов в рамках сотрудничества с немецкой фирмой Кнауф - проект возрождения ремесел в России, который закончился в 1997 году на базе Строительного колледжа №12 (бывший Профессиональный лицей №331). В рамках этого проекта в профессиональных центрах Германии и позднее на собственном созданном ресурсном центре, мастера производственного обучения и преподаватели спец. дисциплин колледжа прошли переподготовку и повышение квалификации. В практику профессионального обучения внедрены новые технологии по штукатурным, плиточным, малярным и столярным работам. Обеспечена подготовка высококвалифицированных рабочих, не только качественно выполняющих отделочные строительные работы, но и имеющих глубокие знания эксплуатационных свойств материалов и инструментов, осуществляющих их грамотный выбор и, при необходимости, консультирование заказчиков.

В учреждениях среднего профессионального образования города Москвы в прошедшие годы активно велась научно-исследовательская и экспериментальная работа. Так на сегодняшний день в Строительном колледже №12 работает городская экспериментальная площадка, в общей сложности по 4 актуальным темам. В рамках выполнения этих экспериментальных тем обеспечиваются вопросы совершенствования содержания, повышения качества профессионального образования в соответствии с требованиями работодателей, отработки механизмов социального партнерства, создания новых образовательных технологий.

В качестве ключевых направлений экспериментальной деятельности СК-12 можно назвать следующие:

- формирование и деятельность ресурсных центров строительного профиля;

- организация и развитие социального партнерства, и внедрение новых производственных технологий в образовательный процесс;

- разработка учебно-методической документации по подготовке специалистов для строительного комплекса и проектирование педагогических и образовательных технологий;

- организация профессионального образования детей-сирот с отклонениями в развитии, в том числе с нарушениями интеллекта.

В результате этой работы в СК-12 формируются заделы обновления системы профессионального образования в строительной отрасли.

В месте с тем, общий кризис системы начального профессионального образования конца прошлого века негативно отразился и на московских профессиональных учебных заведениях. Качество и структура подготовки специалистов в значительной степени не соответствуют потребностям городского хозяйства. Материально-техническая база учреждений начального и среднего профессионального образования пришла в

неудовлетворительное состояние. Средний процент износа основных фондов достиг 85 %. Разрушились связи образовательных учреждений и заказчиков кадров рабочих и специалистов. Эти и другие обстоятельства вызвали необходимость структурно-содержательной реорганизации системы профессионального образования города Москвы.

Таблица 1.

Профессия МСМ-5 Т рест 26 СУ-155 сч X <и М Строй мех.1 МСМ-3 Сатори МСМ-1 Стой сервис УМ-3 УМ-4 Строй мех.4 УМ-8 Стойтех 9 Верти- каль всего

Машинист крана (крановщик) 45 50 90 185

Машинист крана автомобильного 15 30 30 30 6 45 10 12 3 181

Слесарь ДСМ 11 15 21 15 15 30 9 15 9 15 155

Машинист экскаватора 11 10 15 12 9 10 3 70

Машинист бульдозера 11 10 15 9 12 5 62

Итого 33 40 10 81 45 45 15 60 36 60 30 90 12 6 90 653

С целью формирования необходимых условий для реализации приоритетных направлений требуется разработка дополнительных мер, направленных на организацию эффективного взаимодействия учреждений профессионального образования и предприятий строительного комплекса. Без такого взаимодействия содержание деятельности образовательных учреждений будет постоянно отставать от реальных потребностей рынка труда, а также процесса развития содержания профессиональной деятельности по строительным профессиям и специальностям. Строительный комплекс должен направлять на обучение специалистов за счет собственных средств и с учетом потребности в рабочих кадрах.

В частности, необходимо обеспечить условия для развития учебно-производственной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования строительного профиля, включая выпуск товарной продукции и оказания услуг колледжами на условиях выполнения городского заказа.

С целью организации системы повышения квалификации инженерно-педагогических кадров строительных колледжей необходимо определить площадки для прохождения стажировок мастеров производственного обучения и преподавателей спец. дисциплин.

Необходимость обновления содержания профессионального образования предполагает участие строительных организаций и предприятий в корректировке учебных планов и программ учебных курсов по профессиям и специальностям начального и среднего профессионального образования, реализуемым в учреждениях профессионального образования строительного профиля, а также организацию работы по составлению профессиональных (отраслевых) стандартов рабочих профессий и специальностей, востребованных на рынке труда.

Кроме того, предприятия-заказчики кадров должны обеспечить участие своих представителей в проведении процедур Итоговой государственной аттестации в учреждениях профессионального образования строительного профиля, организовать систему наставничества по отношению к учащимся и студентам, а также молодым специалистам - выпускникам строительных колледжей.

Успешная разработка и реализация программ профессионального обучения специалистов строительного комплекса предполагает всесторонний анализ текущих и перспективных потребностей рынка труда Москвы. В этой связи предполагается предусмотреть в 2008 году выделение средств на проведение комплексного мониторинга потребностей предприятий и организаций, входящих в состав комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы, в рабочих кадрах и специалистах среднего звена. Указанные меры позволят создать долговременные условия для реализации основных направлений деятельности системы профессионального образования Москвы по решению кадровых проблем строительного комплекса столицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.