Научная статья на тему 'Методология разработки региональных программ развития среднего профессионального образования (опыт Москвы)'

Методология разработки региональных программ развития среднего профессионального образования (опыт Москвы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снопко Н. М.

Автор статьи член рабочей группы по разработке городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы», утвержденной приказом Департамента образования города Москвы, делится опытом создания региональных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of article is member of working group on development of the city target program of development of vocational training in the city of Moscow for 2008-2010, approved by the order of Department of education of city of Moscow, shares experience of creation of regional programs.

Текст научной работы на тему «Методология разработки региональных программ развития среднего профессионального образования (опыт Москвы)»

МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ОПЫТ МОСКВЫ)

СНОПКО Н.М.

Автор статьи - член рабочей группы по разработке городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы», утвержденной приказом Департамента образования города Москвы, делится опытом создания региональных программ.

Замена административных отношений на рыночные не всегда и не сразу дает положительные результаты. Требуется довольно длительный переходный период, чтобы социально открытый характер, экономическое взаимодействие привело к возрастанию потенциала саморазвития системы и обеспечило ее поступательное движение. В стимулировании данного процесса важное значение имеет разработка региональных программ развития среднего профессионального образования.

Примером такого подхода является разработка «Городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы» (1). Программа направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий, при которых каждый житель города может получить оптимальный перечень психоло-го-профориентационных услуг; возможности для профессионального самоопределения и самореализации на различных уровнях допрофессиональной и профессиональной подготовки в соответствии с существующими перечнями профессий начального и среднего профессионального образования; социальную защищенность и адаптацию на основе повышения своего интеллектуального и профессионального потенциала, конкурентоспособности, мобильности своих трудовых навыков и их востребованности на рынке труда.

Основными направлениями инноваций программы «Рабочие кадры» стало содействие жителям города в выборе профессии, консультационное и психологическое сопровождение профессиональной карьеры, социализации и профессиональному становлению граждан. Программа нацелена также на представление возможностей широкого выбора профессий и повышения своего образовательного и профессионального уровня, выявление и поддержку талантливой молодежи, сохранение и развитие профессионального интеллектуального и творческого потенциала жителей города. Важной составной частью программы является содействие инвалидам и детям, оставшимся без попечения родителей, в выборе профессий, наиболее соответствующих и психофизиологическим и социальным особенностям, их интегрированное обучение, профессиональная и социальная адаптация.

Ведущим методологическим принципом был избран прогноз потребности рынка труда города Москвы кадрами квалифицированных рабочих и специалистов. Это потребовало учёта наиболее важных характеристик складывающейся в столице социально-экономической ситуации и связанного с этим развития системы начального и среднего профессионального образования.

Второй методологический принцип разработки инновационной программы развития среднего профессионального образования города Москвы определяла необходимость повышения качества подготовки кадров на основе интеграции начального и среднего профессионального образования.

Возрастающая конкуренция на рынке труда ставит систему среднего профессионального образования перед необходимостью повышения качества подготовки кадров. Работодатели заявляют потребность в подготовке рабочих 4-5 квалификационного разряда (в настоящее время около 70 % выпускников профессиональных колледжей получают 3 квалификационный разряд), с полным средним образованием, владеющих смежными профессиями и обладающих нужными социальными качествами (ответственность, дисциплина, коммуникабельность и т.п.). Данные требования выходят за пределы уровня профессионального образования, реализуемого сегодня в колледжах.

Движение к повышенному качеству рабочих кадров предполагает создание многоуровневых и многопрофильных образовательных учреждений, способных гибко реагировать на динамику потребностей рынка труда. Они могут строить обучение как на основе государственных образовательных стандартов, так и образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалифика-

The author of article is member of working group on development of the city target program of development of vocational training in the city of Moscow for 2008-2010, approved by the order of Department of education of city of Moscow, shares experience of creation of regional programs.

ции, иметь разные сроки обучения, обеспечивать возможность последовательной реализации программ начального и среднего профессионального образования. Прием молодежи на обучение в них и получение первой квалификации, как это и предписывает закон, является общедоступным, а переход на более высокие уровни профессионального образования - по конкурсу, который оценивает не только профессиональные способности, но и социальные качества рабочих и специалистов (т.е. всю совокупность требований заказчика кадров).

В настоящее время присвоение выпускникам колледжей квалификации осуществляется формально назначаемыми органами управления образованием государственными комиссиями, в которых доминируют преподаватели данного образовательного учреждения. Для более объективной оценки присваиваемой квалификации функцию ее присвоения необходимо отделить от процесса обучения и передать специальным автономным органам. Присваивающие квалификацию органы должны быть независимы как от образовательных учреждений, так и от органов управления образованием, иметь межведомственный характер.

Оценку квалификации следует производить не по критерию завершения учебных программ или длительности обучения, а на основе проверки профессиональных компетенций, которые должны быть наглядно продемонстрированы выпускником. Это позволит осуществлять аттестацию и присвоение квалификации лицам, имеющим достаточную практическую подготовку и опыт работы, в том числе мигрантам и иногородним гражданам.

Для объективной оценки хода модернизации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования необходимо формирование системы новых показателей, позволяющих органам управления и бизнесу ориентироваться при выстраивании стратегий на поддержку инноваций. В программе предусмотрена разработка проектов в области современной статистики, связанной с рынками профессий, выпускников, занятости, деятельностью системы профессионального образования. На основании комплекса показателей будет осуществляться ежегодный рейтинг государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Подобный подход требует включения работодателей в формирование учебных программ, процесс подготовки рабочих кадров и оценки их квалификации.

Следующим методологическим принципом разработки городской программы «Рабочие кадры» было избрано развитие государственно-общественной системы управления подготовкой рабочих кадров. Он включал становление института социального партнерства, автономизацию учреждений среднего профессионального образования в соответствии с законом РФ «Об автономных учреждениях», создание попечительских советов, апробацию идеи соучредительства.

В качестве еще одного методологического принципа было определено развитие материальнотехнической базы для увеличения выпуска рабочих кадров. Предлагается создать в каждом колледже ресурсные центры по наиболее востребованным профессиям и специальностям для обеспечения высокой профессиональной квалификации обучающихся.

Увеличение объема подготовки квалифицированных рабочих и специалистов потребовало включения еще одного методологического принципа, связанного с определением источников пополнения трудовых ресурсов города. При этом учитывались особенности современной демографической ситуации в столице, снижение за последние годы числа выпускников общеобразовательных школ города на 400 тысяч человек. Подобная тенденция прогнозируется и на ближайшие годы.

В период сложной демографической ситуации трудовые ресурсы города предстоит наращивать посредством использования дополнительных ресурсов из семи основных источников: выпускники общеобразовательных школ, дети мигрантов, иногородняя молодежь России, молодежь из стран СНГ, лица с ограниченными возможностями здоровья и незанятое взрослое население. (2).

В качестве дополнительного методологического принципа в городской программе «Рабочие кадры» отмечена необходимость «реализации единой стратегии развития системы профессионального образования в условиях функционирования в Москве двух, по сути, самостоятельных систем профессиональных учебных заведений - федеральной и московской».

Проведенный анализ показывает следующее. Перед учреждениями профессионального образования федерального подчинения поставлена задача кадрового обеспечения отраслей и предприятий стратегического характера, в том числе, военно-промышленного комплекса России. Однако, из 50 специальностей, подготовка по которым ведется в 24 учреждениях среднего профессионального образования федерального подчинения, расположенных на территории города Москвы, только 13 (25 %) можно отнести к специальностям стратегического значения. По объёмам подготовки кадров ситуация еще более критическая: из общего числа 19236 студентов по таким специальностям обучаются только 1565 студентов (8 %). Наиболее распространенными специальностями являются:

«Экономика и бухгалтерский учёт», «Право и организация социального обеспечения», «Правоведение», «Дизайн», «Маркетинг», которые не могут быть отнесены к кадровому обеспечению стратегических отраслей. Пять учреждений федерального подчинения совершенно не связаны с подготовкой кадров по стратегическим специальностям (профессионально-педагогический колледж, художественнопедагогический колледж технологии и дизайна, художественное училище прикладных искусств и др.).

В учреждениях федерального подчинения не ведется обучение ни по одной из пятнадцати профессий и специальностей из числа наиболее востребованных на рынке труда Москвы: сварщик, мастер отделочных работ, продавец, контролёр-кассир, повар, кондитер, мастер общестроительных работ и др. Поэтому трудоустройство выпускников этих колледжей и техникумов хуже, чем в аналогичных учреждениях городского подчинения.

В Москве утвержден норматив финансирования учреждений среднего профессионального образования, который в 2-3 раза превышает аналогичный федеральный норматив. Это позволит передаваемым учреждениям более успешно решать задачи материально-технического обеспечения, качественной подготовки выпускников, обеспечения педагогов и мастеров производственного обучения достойной зарплатой. Ряд учреждений федерального подчинения уже обращались с просьбами о передаче их в подчинение Департаменту образования города Москвы, мотивируя это в том числе и объемом нормативного финансирования учреждений среднего профессионального образования в Москве.

В Программе содержится также поручение о подготовке предложений «по изменению закона РФ «О высшем и послевузовском образовании» в части установления порядка согласования с субъектами РФ объемов и структуры подготовки кадров, подготавливаемых в государственных образовательных учреждениях профессионального образования федерального подчинения, расположенных на территории субъекта РФ».

Следующий методологический принцип разработки городской программы «Рабочие кадры» состоял в создание системы подготовки инженерно-педагогических кадров.

Острота проблемы заключается не только в дефиците необходимых мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин. Характер современного процесса модернизации системы требует иного уровня качества деятельности инженерно-педагогических кадров.

Для решения кадровой проблемы нужны системные и долговременные меры, обеспечивающие устойчивое воспроизводство и повышение качества педагогического персонала. Программой предусмотрено создание Московской государственной инженерно-педагогической академии. Прием в Академию будет осуществляться в основном из числа выпускников колледжей для их последующего обучения по специальности высшего профессионального образования «Профессиональное обучение», предполагающей специализацию по группе родственных профессий. Подобный подход к набору контингента позволит обеспечить повышенное качество подготовки инженерно-педагогических кадров при сокращенных сроках их обучения, облегчит адаптацию выпускников в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

С целью расширения масштабов подготовки и ускорения решения проблемы обеспечения государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования инженернопедагогическими кадрами возможно также дополнительно рассмотреть целесообразность создания специализированных факультетов в городских педагогических вузах.

Традиции осуществления учреждениями среднего профессионального образования социальной поддержки и воспитания обучающихся обусловило введение соответствующего реализации этой задачи методологического принципа.

Российская профессиональная школа, в отличие от западных моделей, помимо профессионального обучения сохранила функции социальной поддержки. Подобная функция оправдана и, видимо, сохранится в обозримой перспективе, как и сложившаяся практика ее финансирования из государственного бюджета.

Пропаганда рабочего труда и профессиональная ориентация среди молодежи города Москвы избрана еще одним методологическим принципом разработки инновационной программы развития среднего профессионального образования.

Недостаточна эффективность современных методов профессиональной ориентации, в результате чего у учащейся молодежи сохраняются традиционные мотивы выбора профессии, связанные с ближайшим окружением (родители и друзья), а не с целенаправленной работой государственных институтов. О будущей профессии обучающиеся узнали в основном от родителей (29,6 %) и друзей (29,3 %).

Роль в профессиональной ориентации общеобразовательной школы оценили лишь 8,4 % учащихся, средств массовой информации - 5,2 %. Практически никто не отмечает работы в этом направлении центров профессиональной ориентации и психологической поддержки (5,3 %) и службы занятости (2,6 %).

Причины этого связаны с провозглашенной, но реально не организованной государственной системой профессиональной ориентации молодежи, сведением функций службы занятости, в основном, к работе с взрослым населением, оторванностью деятельности центров профориентации и психологической поддержки населения от общеобразовательной школы, слабой политехнической подготовкой учителей школ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансируемые из бюджета города Москвы государственные институты (общеобразовательная школа, служба занятости, центры профориентации и др.) реализуют функции профессиональной ориентации неудовлетворительно, хотя это является одной из их задач.

Разумеется, рыночные отношения предполагают развитие форм профессиональной самоориентации молодежи на рынке труда. Но это не исключает, а напротив предполагает усиление государственного патронажа, создание достаточных организационных и информационных условий для свободного и правильного выбора профессии.

Требуется разработка новой концепции современной профессиональной ориентации, которая бы тесно увязывала свободный выбор профессии молодым человеком с потребностями рынка труда, возможностями трудоустройства и развития карьеры. В конечном итоге реализация предлагаемых в программе мер должна сделать процесс распределения трудовых ресурсов (с учетом интересов личности и потребностей рынка труда) управляемым еще в рамках общеобразовательной школы.

Необходимо воссоздание мощной системы пропаганды рабочего труда, полезных экономике профессий, движения наставничества кадровых рабочих над молодой сменой. В стороне от этой работы стоят средства массовой информации, в том числе телевидение, которое, вероятно, и в ближайшей и в среднесрочной перспективе будет самым сильнодействующим средством формирования общественного мнения, а во многом и потребностей населения, в том числе молодежи.

Выполнение поставленных в новой программе задач предполагает также принятие ряда постановлений Правительства Москвы: по созданию механизма независимой аттестации выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования и сертификации рабочей силы, системы подготовки профессионально-педагогических кадров, реорганизации (в соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях») ряда программно-целевых колледжей и ресурсных центров в новую организационно-правовую форму автономных учреждений и другим вопросам.

Программа предусматривает также помощь негосударственным образовательным учреждениям, имеющим лицензию и прошедшим аккредитацию, чья деятельность направлена на воспроизводство трудовых ресурсов и создание льготного налогового режима для всех предприятий, инвестирующих настоящую программу и все программы, связанные с освоением социально-образовательной сферы.

Содержание городской целевой программы «Рабочие кадры» включает организационно-правовое обеспечение, научно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение и материально-ресурсное обеспечение. Подобный комплексный подход позволяет спроектировать ожидаемый результат ее реализации, что можно также отнести к категории методологических принципов разработки данной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.