МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ОПЫТ МОСКВЫ)
СНОПКО Н.М.
Автор статьи - член рабочей группы по разработке городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы», утвержденной приказом Департамента образования города Москвы, делится опытом создания региональных программ.
Замена административных отношений на рыночные не всегда и не сразу дает положительные результаты. Требуется довольно длительный переходный период, чтобы социально открытый характер, экономическое взаимодействие привело к возрастанию потенциала саморазвития системы и обеспечило ее поступательное движение. В стимулировании данного процесса важное значение имеет разработка региональных программ развития среднего профессионального образования.
Примером такого подхода является разработка «Городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы» (1). Программа направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий, при которых каждый житель города может получить оптимальный перечень психоло-го-профориентационных услуг; возможности для профессионального самоопределения и самореализации на различных уровнях допрофессиональной и профессиональной подготовки в соответствии с существующими перечнями профессий начального и среднего профессионального образования; социальную защищенность и адаптацию на основе повышения своего интеллектуального и профессионального потенциала, конкурентоспособности, мобильности своих трудовых навыков и их востребованности на рынке труда.
Основными направлениями инноваций программы «Рабочие кадры» стало содействие жителям города в выборе профессии, консультационное и психологическое сопровождение профессиональной карьеры, социализации и профессиональному становлению граждан. Программа нацелена также на представление возможностей широкого выбора профессий и повышения своего образовательного и профессионального уровня, выявление и поддержку талантливой молодежи, сохранение и развитие профессионального интеллектуального и творческого потенциала жителей города. Важной составной частью программы является содействие инвалидам и детям, оставшимся без попечения родителей, в выборе профессий, наиболее соответствующих и психофизиологическим и социальным особенностям, их интегрированное обучение, профессиональная и социальная адаптация.
Ведущим методологическим принципом был избран прогноз потребности рынка труда города Москвы кадрами квалифицированных рабочих и специалистов. Это потребовало учёта наиболее важных характеристик складывающейся в столице социально-экономической ситуации и связанного с этим развития системы начального и среднего профессионального образования.
Второй методологический принцип разработки инновационной программы развития среднего профессионального образования города Москвы определяла необходимость повышения качества подготовки кадров на основе интеграции начального и среднего профессионального образования.
Возрастающая конкуренция на рынке труда ставит систему среднего профессионального образования перед необходимостью повышения качества подготовки кадров. Работодатели заявляют потребность в подготовке рабочих 4-5 квалификационного разряда (в настоящее время около 70 % выпускников профессиональных колледжей получают 3 квалификационный разряд), с полным средним образованием, владеющих смежными профессиями и обладающих нужными социальными качествами (ответственность, дисциплина, коммуникабельность и т.п.). Данные требования выходят за пределы уровня профессионального образования, реализуемого сегодня в колледжах.
Движение к повышенному качеству рабочих кадров предполагает создание многоуровневых и многопрофильных образовательных учреждений, способных гибко реагировать на динамику потребностей рынка труда. Они могут строить обучение как на основе государственных образовательных стандартов, так и образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалифика-
The author of article is member of working group on development of the city target program of development of vocational training in the city of Moscow for 2008-2010, approved by the order of Department of education of city of Moscow, shares experience of creation of regional programs.
ции, иметь разные сроки обучения, обеспечивать возможность последовательной реализации программ начального и среднего профессионального образования. Прием молодежи на обучение в них и получение первой квалификации, как это и предписывает закон, является общедоступным, а переход на более высокие уровни профессионального образования - по конкурсу, который оценивает не только профессиональные способности, но и социальные качества рабочих и специалистов (т.е. всю совокупность требований заказчика кадров).
В настоящее время присвоение выпускникам колледжей квалификации осуществляется формально назначаемыми органами управления образованием государственными комиссиями, в которых доминируют преподаватели данного образовательного учреждения. Для более объективной оценки присваиваемой квалификации функцию ее присвоения необходимо отделить от процесса обучения и передать специальным автономным органам. Присваивающие квалификацию органы должны быть независимы как от образовательных учреждений, так и от органов управления образованием, иметь межведомственный характер.
Оценку квалификации следует производить не по критерию завершения учебных программ или длительности обучения, а на основе проверки профессиональных компетенций, которые должны быть наглядно продемонстрированы выпускником. Это позволит осуществлять аттестацию и присвоение квалификации лицам, имеющим достаточную практическую подготовку и опыт работы, в том числе мигрантам и иногородним гражданам.
Для объективной оценки хода модернизации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования необходимо формирование системы новых показателей, позволяющих органам управления и бизнесу ориентироваться при выстраивании стратегий на поддержку инноваций. В программе предусмотрена разработка проектов в области современной статистики, связанной с рынками профессий, выпускников, занятости, деятельностью системы профессионального образования. На основании комплекса показателей будет осуществляться ежегодный рейтинг государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Подобный подход требует включения работодателей в формирование учебных программ, процесс подготовки рабочих кадров и оценки их квалификации.
Следующим методологическим принципом разработки городской программы «Рабочие кадры» было избрано развитие государственно-общественной системы управления подготовкой рабочих кадров. Он включал становление института социального партнерства, автономизацию учреждений среднего профессионального образования в соответствии с законом РФ «Об автономных учреждениях», создание попечительских советов, апробацию идеи соучредительства.
В качестве еще одного методологического принципа было определено развитие материальнотехнической базы для увеличения выпуска рабочих кадров. Предлагается создать в каждом колледже ресурсные центры по наиболее востребованным профессиям и специальностям для обеспечения высокой профессиональной квалификации обучающихся.
Увеличение объема подготовки квалифицированных рабочих и специалистов потребовало включения еще одного методологического принципа, связанного с определением источников пополнения трудовых ресурсов города. При этом учитывались особенности современной демографической ситуации в столице, снижение за последние годы числа выпускников общеобразовательных школ города на 400 тысяч человек. Подобная тенденция прогнозируется и на ближайшие годы.
В период сложной демографической ситуации трудовые ресурсы города предстоит наращивать посредством использования дополнительных ресурсов из семи основных источников: выпускники общеобразовательных школ, дети мигрантов, иногородняя молодежь России, молодежь из стран СНГ, лица с ограниченными возможностями здоровья и незанятое взрослое население. (2).
В качестве дополнительного методологического принципа в городской программе «Рабочие кадры» отмечена необходимость «реализации единой стратегии развития системы профессионального образования в условиях функционирования в Москве двух, по сути, самостоятельных систем профессиональных учебных заведений - федеральной и московской».
Проведенный анализ показывает следующее. Перед учреждениями профессионального образования федерального подчинения поставлена задача кадрового обеспечения отраслей и предприятий стратегического характера, в том числе, военно-промышленного комплекса России. Однако, из 50 специальностей, подготовка по которым ведется в 24 учреждениях среднего профессионального образования федерального подчинения, расположенных на территории города Москвы, только 13 (25 %) можно отнести к специальностям стратегического значения. По объёмам подготовки кадров ситуация еще более критическая: из общего числа 19236 студентов по таким специальностям обучаются только 1565 студентов (8 %). Наиболее распространенными специальностями являются:
«Экономика и бухгалтерский учёт», «Право и организация социального обеспечения», «Правоведение», «Дизайн», «Маркетинг», которые не могут быть отнесены к кадровому обеспечению стратегических отраслей. Пять учреждений федерального подчинения совершенно не связаны с подготовкой кадров по стратегическим специальностям (профессионально-педагогический колледж, художественнопедагогический колледж технологии и дизайна, художественное училище прикладных искусств и др.).
В учреждениях федерального подчинения не ведется обучение ни по одной из пятнадцати профессий и специальностей из числа наиболее востребованных на рынке труда Москвы: сварщик, мастер отделочных работ, продавец, контролёр-кассир, повар, кондитер, мастер общестроительных работ и др. Поэтому трудоустройство выпускников этих колледжей и техникумов хуже, чем в аналогичных учреждениях городского подчинения.
В Москве утвержден норматив финансирования учреждений среднего профессионального образования, который в 2-3 раза превышает аналогичный федеральный норматив. Это позволит передаваемым учреждениям более успешно решать задачи материально-технического обеспечения, качественной подготовки выпускников, обеспечения педагогов и мастеров производственного обучения достойной зарплатой. Ряд учреждений федерального подчинения уже обращались с просьбами о передаче их в подчинение Департаменту образования города Москвы, мотивируя это в том числе и объемом нормативного финансирования учреждений среднего профессионального образования в Москве.
В Программе содержится также поручение о подготовке предложений «по изменению закона РФ «О высшем и послевузовском образовании» в части установления порядка согласования с субъектами РФ объемов и структуры подготовки кадров, подготавливаемых в государственных образовательных учреждениях профессионального образования федерального подчинения, расположенных на территории субъекта РФ».
Следующий методологический принцип разработки городской программы «Рабочие кадры» состоял в создание системы подготовки инженерно-педагогических кадров.
Острота проблемы заключается не только в дефиците необходимых мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин. Характер современного процесса модернизации системы требует иного уровня качества деятельности инженерно-педагогических кадров.
Для решения кадровой проблемы нужны системные и долговременные меры, обеспечивающие устойчивое воспроизводство и повышение качества педагогического персонала. Программой предусмотрено создание Московской государственной инженерно-педагогической академии. Прием в Академию будет осуществляться в основном из числа выпускников колледжей для их последующего обучения по специальности высшего профессионального образования «Профессиональное обучение», предполагающей специализацию по группе родственных профессий. Подобный подход к набору контингента позволит обеспечить повышенное качество подготовки инженерно-педагогических кадров при сокращенных сроках их обучения, облегчит адаптацию выпускников в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
С целью расширения масштабов подготовки и ускорения решения проблемы обеспечения государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования инженернопедагогическими кадрами возможно также дополнительно рассмотреть целесообразность создания специализированных факультетов в городских педагогических вузах.
Традиции осуществления учреждениями среднего профессионального образования социальной поддержки и воспитания обучающихся обусловило введение соответствующего реализации этой задачи методологического принципа.
Российская профессиональная школа, в отличие от западных моделей, помимо профессионального обучения сохранила функции социальной поддержки. Подобная функция оправдана и, видимо, сохранится в обозримой перспективе, как и сложившаяся практика ее финансирования из государственного бюджета.
Пропаганда рабочего труда и профессиональная ориентация среди молодежи города Москвы избрана еще одним методологическим принципом разработки инновационной программы развития среднего профессионального образования.
Недостаточна эффективность современных методов профессиональной ориентации, в результате чего у учащейся молодежи сохраняются традиционные мотивы выбора профессии, связанные с ближайшим окружением (родители и друзья), а не с целенаправленной работой государственных институтов. О будущей профессии обучающиеся узнали в основном от родителей (29,6 %) и друзей (29,3 %).
Роль в профессиональной ориентации общеобразовательной школы оценили лишь 8,4 % учащихся, средств массовой информации - 5,2 %. Практически никто не отмечает работы в этом направлении центров профессиональной ориентации и психологической поддержки (5,3 %) и службы занятости (2,6 %).
Причины этого связаны с провозглашенной, но реально не организованной государственной системой профессиональной ориентации молодежи, сведением функций службы занятости, в основном, к работе с взрослым населением, оторванностью деятельности центров профориентации и психологической поддержки населения от общеобразовательной школы, слабой политехнической подготовкой учителей школ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансируемые из бюджета города Москвы государственные институты (общеобразовательная школа, служба занятости, центры профориентации и др.) реализуют функции профессиональной ориентации неудовлетворительно, хотя это является одной из их задач.
Разумеется, рыночные отношения предполагают развитие форм профессиональной самоориентации молодежи на рынке труда. Но это не исключает, а напротив предполагает усиление государственного патронажа, создание достаточных организационных и информационных условий для свободного и правильного выбора профессии.
Требуется разработка новой концепции современной профессиональной ориентации, которая бы тесно увязывала свободный выбор профессии молодым человеком с потребностями рынка труда, возможностями трудоустройства и развития карьеры. В конечном итоге реализация предлагаемых в программе мер должна сделать процесс распределения трудовых ресурсов (с учетом интересов личности и потребностей рынка труда) управляемым еще в рамках общеобразовательной школы.
Необходимо воссоздание мощной системы пропаганды рабочего труда, полезных экономике профессий, движения наставничества кадровых рабочих над молодой сменой. В стороне от этой работы стоят средства массовой информации, в том числе телевидение, которое, вероятно, и в ближайшей и в среднесрочной перспективе будет самым сильнодействующим средством формирования общественного мнения, а во многом и потребностей населения, в том числе молодежи.
Выполнение поставленных в новой программе задач предполагает также принятие ряда постановлений Правительства Москвы: по созданию механизма независимой аттестации выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования и сертификации рабочей силы, системы подготовки профессионально-педагогических кадров, реорганизации (в соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях») ряда программно-целевых колледжей и ресурсных центров в новую организационно-правовую форму автономных учреждений и другим вопросам.
Программа предусматривает также помощь негосударственным образовательным учреждениям, имеющим лицензию и прошедшим аккредитацию, чья деятельность направлена на воспроизводство трудовых ресурсов и создание льготного налогового режима для всех предприятий, инвестирующих настоящую программу и все программы, связанные с освоением социально-образовательной сферы.
Содержание городской целевой программы «Рабочие кадры» включает организационно-правовое обеспечение, научно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение и материально-ресурсное обеспечение. Подобный комплексный подход позволяет спроектировать ожидаемый результат ее реализации, что можно также отнести к категории методологических принципов разработки данной программы.