Научная статья на тему 'Повышение эффективности деятельности колледжа на основе развития системы дополнительного профессионального образования'

Повышение эффективности деятельности колледжа на основе развития системы дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2203
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ СПО / СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕДЖА / РАЗВИТИЕ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING / ESTABLISHMENT SPO / THE EDUCATIONAL INSTITUTION STATUS / EFFICIENCY OF ACTIVITY OF COLLEGE / DEVELOPMENT OF OFF-BUDGET ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лунькин Александр Николаевич, Артемьев И. А., Бешкарева О. А.

В статье представлена авторская точка зрения на повышение эффективности деятельности учреждения за счет развития системы дополнительного профессионального образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лунькин Александр Николаевич, Артемьев И. А., Бешкарева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the author's point of view on increase of efficiency of activity of establishment at the expense of development of system of additional vocational training is presented.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности деятельности колледжа на основе развития системы дополнительного профессионального образования»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУНЬКИН А.Н., АРТЕМЬЕВ И.А., БЕШКАРЕВА О.А.

В статье представлена авторская точка зрения на повышение эффективности деятельности учреждения за счет развития системы дополнительного профессионального образования.

In article the author's point of view on increase of efficiency of activity of establishment at the expense of development of system of additional vocational training is presented.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из стратегических целей государственной политики в области образования поставлена задача повышения доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Важная роль в совершенствовании и обновлении знаний специалистов принадлежит дополнительному профессиональному образованию (ДПО) - ключевому элементу всей системы непрерывного профессионального образования [1].

В современных условиях рынка образования г. Москвы все образовательные учреждения среднего профессионального образования реализовывают программы дополнительного профессионального образования (ДПО). Причин этому несколько - повышение статуса образовательного учреждения, как учреждения реализующего многоплановые образовательные программы; развитие внебюджетной деятельности (стимулирование такой деятельности осуществляется Департаментом образования города Москвы путем установление ежегодных планов приема по ДПО); привлечение дополнительных (внебюджетных) средств, которые могут быть использованы на покрытие текущих затрат и развитие колледжа. Рассмотрим, каким образом развитие программ ДПО влияет на повышение эффективности деятельности колледжа.

Первоначально определимся с понятием «эффективность». Эффективность - отношение полезного результата (эффекта) к затратам на его получение. Эффектно все то, что в наибольшей мере способствует скорейшему достижению экономических, социальных и др. задач, обеспечивает оптимальные темпы роста [2].

Экономическая эффективность - относительная величина. Наиболее распространенный способ ее определения заключается в делении величины эффекта на величину затрат (эффект на единицу затрат). При прочих равных условиях чем больше экономический эффект (или результаты) и меньше примененные для этого ресурсы, тем выше эффективность системы. [3]

Экономический эффект - разница между результатами экономической деятельности (например, в стоимостном выражении) и затратами, произведенными для их получения и использования. [3]

Для измерения эффективности применяются количественные показатели эффективности, позволяющие определить величину эффекта и выбрать лучшие варианты решения экономических проблем. Данные показатели разделяются на стоимостные и натуральные. Первые применяются для установления общих объемов эффекта и соизмерения различных конкретных видов затрат и результатов, вторые - для оценки тех видов эффектов, которые не могут быть исчерпывающе измерены стоимостными показателями (в сфере образования, здравоохранения).

При рассмотрении в динамическом аспекте изменения эффективности обычно выявляются из сопоставления с некоторыми исходными, начальными условиями.

Количественное измерение эффективности позволяет:

1. сопоставить эффективность одной системы в разных условиях;

2. сравнить эффективность разных систем между собой;

3. определить абсолютную эффективность. Для этого необходимо определить единую меру, эталон, который был бы применим к разным экономическим величинам и позволял бы измерять их: это главная особенность экономических величин вообще.

Размер показателя эффективности - важнейшая характеристика качества системы и качества решений (действий), изменяющих ее. Вариант функционирования экономической системы, обеспечивающий наибольшую ее эффективность в данных условиях (при заданных ограничениях) является оптимальным.

Эффективность можно рассматривать на различных уровнях: народнохозяйственная эффективность, отраслевая, предприятий, цеха, бригады, группы, отдельного работника.

Наряду с общей эффективностью функционирования системы рассматривается частная эффективность ее отдельных частей и факторов, воздействующих на нее. Мерой частной эффективности является ее вклад в общую эффективность.

Таким образом, можно говорить о ДПО как части общей образовательной деятельности колледжа и оценивать вклад системы ДПО в повышение общей эффективности колледжа.

Помимо экономического эффекта необходимо учитывать и социальный эффект. Этот эффект состоит в том, что вложения в непроизводственную сферу способствуют повышению уровня знаний и культуры, укреплению здоровья, увеличению свободного времени. Социальный эффект состоит также в том, что отдача увеличивающихся капитальных вложений в непроизводственную сферу оказывает влияние на функционирование производственных отраслей. Например, вложения в образование способствуют более быстрому овладению новой техникой в производстве, улучшению организации производства и повышению производительности труда. Рост экономической эффективности всегда социально желателен, он обеспечивает и ускоряет достижение социальных целей. Однако при решении конкретных хозяйственных задач требуется тщательная оценка социальной возможности и приемлемости тех или иных путей и методов повышения: экономии, эффективности, учет всех социальных явлений, сопутствующих их использованию [4].

Рассмотрим, каким образом развитие системы ДПО повышает эффективность деятельности колледжа на примере Строительного колледжа №12 (г.Москва).

Программы ДПО в ГОУ СК №12 реализуются с 2006 года. Первой стартовала программа по обучению водителей категории «В» в рамках организованной в ГОУ СК №12 автошколы. С 2008 года в колледже реализовываются программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения.

Развитие ДПО является одной из приоритетных задач колледжа. Выходу на качественно новый уровень программ ДПО в колледже во многом способствовала победа ГОУ СК №12 в конкурсе проектов государственных образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках городской целевой программы - Рабочие кадры в 2008 году и победа в приоритетном национальном проекте «Образование» в 2009 году. Благодаря этому значительно обновилась материально-производственная база, повысился уровень педагогического состава колледжа, созданы и активно работают Ресурсный центр механизации строительства и ЖКХ, Ресурсный центр строительства и эксплуатации зданий и сооружений и Учебно-инновационный центр энергосберегающих и нанотехнологий.

В общем случае система ДПО включает в цель, задачи, функции, формы, программы ДПО (наполнение системы), методы, показатели оценки эффективности.

Цель обучения в системе дополнительного профессионального образования — овладеть знаниями, умениями и навыками, на высоком профессиональном уровне решать практические задачи. Во имя этого педагог должен овладеть новыми принципами и методами управления процессом обучения и воспитания молодежи [5].

А также профессиональное обучение и подготовка слушателей к успешной трудовой деятельности, делающие их востребованными и высокооплачиваемыми специалистами на рынке труда и позволяющие слушателям расти вверх по карьерной лестнице и постоянно увеличивать финансовое благосостояние.

Задачи системы ДПО:

- содействие совершенствованию профессиональной ориентации населения, профессионализме работников и безработных граждан через их обучение в системе ДПО в соответствии с требованиями экономического и технологического прогресса;

- организация образовательной деятельности в соответствии с потребностями рынка труда;

- формирование профессорско-преподавательского состава программ ДПО;

- взаимодействие с ведущими специалистами-практиками предприятий отрасли, привлечение их к разработке новых программ обучения;

- развитие материально-технической базы колледжа;

- создание методического обеспечения программ ДПО (в том числе разработка новых учебно-методических материалов);

- развитие информационного обеспечения заинтересованных лиц в рамках ДПО (конференции, сайты, рекламные проспекты, ярмарки вакансий, краткосрочные презентации-семинары по перспективным программам ДПО);

- создание необходимых условий для совершенствование механизма управления системой ДПО в колледже;

- формирование механизмов мониторинга качества обучения.

Основные формы ДПО:

- профессиональная переподготовка;

- повышение квалификации, в т.ч. преподавателей;

- подготовка взрослого населения;

- курсы.

Методы, применяемые в системе ДПО:

1. Методы экономико-математического анализа:

- факторный анализ;

- статистическое оценивание параметров;

- методы количественной оценки конкурентоспособности.

2. Методы управления:

- методы разработки и оптимизации управленческих решений;

- методы организационно-практической работы по реализации управленческих решений;

- методы прогнозирования и планирования, организации регулирования и контроля и т.д.

3. Методы принятия оптимальных решений, включая исследование операций:

- оптимальное (математическое) программирование:

- линейное программирование;

- динамическое программирование.

4. Методы обучения:

- дистанционный метод обучения;

- метод активного обучения.

5. Методы управления персоналом:

- экономические методы;

- административно-правовые методы;

- социально-психологические методы.

На сегодняшний день в ГОУ СК №12 действует 46 программ по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации взрослого населения: маляр, штукатур, паркетчик, облицовщик-плиточник, плотник, каменщик, бетонщик, арматурщик, электросварщик ручной сварки, газосварщик, кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, скорняк-раскройщик, модистка головных уборов, настройщик пианино и роялей, машинист бульдозера, машинист катка самоходного с гладкими вальцами, стропальщик, машинист компрессора передвижного с двигателем внутреннего сгорания, машинист автокомпрессора, слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, машинист крана автомобильного, машинист крана, машинист экскаватора, водитель погрузчика, слесарь по ремонту автомобилей, водитель мототранс-портных средств, водитель внедорожных мототранспортных средств, водитель автомобиля категория «В», «С», тракторист категория «В», «С», «Д», «Е», слесарь - сантехник, оператор эвм, монтажник систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, оператор пульта управления оборудованием жилых и общественных зданий, электромонтажник по освещению и осветительным сетям, столяр строительный, пожарно-технический минимум, правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников, охрана труда, промышленность безопасность, правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, кровельщик по очистке кровли от снега и наледи и 1 программа по автошколе - обучение водителей категории «В».

Рассматривая результаты деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации взрослого населения, можно отметить рост количества обучающихся: в 2008 году 118 человек, в 2009 году - 227 чел, план на 2010 год - 400 человек, при этом по состоянию на середину марта 2010 году в ГОУ СК №12 обучилось 72 человека (таблица 1).

Таблица 1.Показатели по подготовке, переподготовке и обучению взрослого населения в 2008-2010 гг.

№ п/п Наименование профессии Количество человек

2008г. (факт) 2009 г. (факт) 2010г. (план) с 11.01.2010 по 22.03.2010г. (факт)

1 Кровельщики 81 90 34

2 Маляры 32 40

3 Пожарный минимум 18 30

4 Слесарь - сантехник 20 35

5 Промышленная безопасность 76 55 60

6 Охрана труда 30 25

7 Скорняки-раскройщики (переходящий контингент 2009-2010гг.) 4 5

8 Скорняки-раскройщики 10 5

9 Настройщик пианино и роялей 34 14 15 8

10 Облицовщик - плиточник 35

11 Газосварщик 22

12 Паркетчик 18

13 Машинист экскаватора одноковшового 3 10

14 Правила использования электроинструментов в строительном производстве 8

ИТОГО: 118 227 400 72

В автошколе в 2008 прошли обучение 296 человек, 2009 году - 218 человек, в 2010 планируется обучить 120 человек, по состоянию на 23 марта 2010 году прошли обучение 29 человек (табл. 2). Увеличение роста числа обучающихся по программам ДПО стало возможным благодаря победе ГОУ СК №12 в открытых конкурсах, организации и активному участию в рекламных, профориентационных мероприятиях и мероприятиях, направленных на трудоустройство граждан, общегородского, окружного и местного характера, разработке единого формата рекламно-информационных материалов по ДПО, постановке единой системы планирования, организации, координации и контроля внебюджетной деятельности, в т.ч. по ДПО, разработке и внедрению новых образовательных программ, связанных со сферой эксплуата-

ции электрооборудования жилых и гражданских зданий, земельно-имущественными отношениями и др.

Таблица 2. Показатели по автошколе за 2008-2010 гг.

№ п./п. Образовательная программа Количество человек

2008 г (факт) 2009г. (факт) 2010 г. (план) с 11.01.2010 по 22.03.2010г. (факт)

1. Водитель автотранспортных средств категорий «В» 296 218 120 29

В феврале 2010 года ГОУ СК №12 стал победителем открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению безработных граждан города Москвы по программам дополнительного профессионального образования, проводимым Департаментом труда и занятости населения города Москвы. По результатам реализации конкурса в период с апреля по ноябрь 2010 года в ГОУ СК №12 пройдут обучение 360 безработных граждан. По программе «Водитель автотранспортных средств категорий «В, С» пройдут обучение 300 человек, по программе «Водитель автотранспортных средств категорий «С» - 30 человек, по программе «Электромонтажник по освещению и осветительным сетям» - 30 человек.

ГОУ СК №12 принимает активное участие в мероприятиях общегородского, окружного и местного характера, направленных на доведение образовательных услуг до широкого круга потребителей, их профориентацию и трудоустройство. Среди таких мероприятий международный форум «Карьера», московская международная выставка «Образование и карьера», «Московский день занятости», фестиваль профессий «Современные технологии», дни профориентации «Городской центр профориентации - школьникам Подмосковья», ярмарки вакансий и учебных мест и другие. В колледже регулярно проводятся «круглые столы», форумы и конкурсы окружного значения. Разработанные в едином стиле рекламно-информационные материалы по ДПО позволяют на достойном уровне представлять колледж на подобных мероприятиях.

Управление внебюджетной деятельностью, в том числе в сфере ДПО, в ГОУ СК №12 базируется на эффективном планировании, организации, координации и контроле на стратегическом, тактическом и оперативном уровне. Это позволяет оценивать деятельность колледжа как на основе количественных (количество обучающихся, сроки, часы, объем денежных потоков), так и качественных показателей (отражение в содержании обучения современного уровня развития науки, техники и производства, целостность отражения в содержании обучения задач образования и развития), формировать предложения по открытию и лицензированию новых образовательных программ.

В планах развития ДПО в ГОУ СК №12 - увеличение роста числа обучающихся за счет следующих мер:

- внедрения новых клиентоориентированных образовательных программ, востребованных на современном рынке дополнительного образования, в том числе программ, связанных с инновационной составляющей деятельности ГОУ СК №12 в области энергосбережения и нанотехнологий;

- расширения рынка образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию с использованием новых нетрадиционных форм обучения (с использованием информационных технологий, инновационной техники);

- разработки и внедрения блочно-модульной системы обучения, предполагающей индивидуальный подход при формировании учебной нагрузки для конкретных слушателей с учетом уже имеющихся у них сертификатов (удостоверений, свидетельств);

- развитие совместных с иностранными фирмами программ подготовки и переподготовка кадров в сфере ДПО (аналогично партнерству с «Кнауф»);

- построение системы непрерывного профессионального образования Непрерывное образование - это система, имеющая специфическую структуру и организацию, новое содержание, базирующаяся на собственных идеях и принципах, утвердившая новые функции и, в целом, по-новому решающая многие старые задачи [5];

- развитие консалтинговой составляющей системы ДПО.

Библиографический список:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года - /http://base.consultant.ru/

2. Национальная социологическая энциклопедия - /http://voluntary.ru/

3. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки - М.: Дело, 2003. - 520 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Белкин В.Н. Повышение экономической и социальной эффективности труда (методологический аспект) - М., 1980, 216с.

5. Сайт Департамента образования города Москвы -/http://www.educom.ru/

Ключевые слова: система дополнительного профессионального образования, учреждения

СПО, статус образовательного учреждения, эффективность деятельности колледжа, развитие внебюджетной деятельности.

Keywords: system of additional vocational training, establishment SPO, the educational institution status, efficiency of activity of college, development of off-budget activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.