Научная статья на тему 'Финансовые аспекты интеграции образовательных учреждений и образовательных программ (на примере Курганской области)'

Финансовые аспекты интеграции образовательных учреждений и образовательных программ (на примере Курганской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МОДЕЛЬ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / РАСЧЁТ ЭКОНОМИИ / INTEGRATION / MODEL / RATE ESTIMATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / THE ESTIMATE OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмин A. B., Селюк H. A.

Рассматривается вопрос построения моделей интеграции образовательных учреждений в рамках системы НПО-СПО на примере Курганской области. Отражаются тенденции работы интегрированных образовательных учреждений по направлениям подготовки специалистов. Приводится пример расчёта экономии по расходам на оплату коммунальных услуг в интегрированной системе НПО-СПО. Поставлен вопрос внедрения в механизм финансирования из регионального бюджета рейтинговой оценки деятельности образовательных учреждений. Рассмотрена региональная политика реорганизации образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмин A. B., Селюк H. A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FINANCIAL ASPECTS OF THE INTEGRATION OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND EDUCATIONAL PROGRAMS (ON THE EXAMPLE OF KURGANSK REGION)

The problem of building the models of the Integration of the educational Institutions In the frame of the systems of the primary professional education (PPE) and secondary professional education (SPE) on the example of Kurgansk region is considered in the article. The tendencies of the work of the integrated educational institutions in the directions of specialists' training are reflected. The example of estimate of economy on communal utilities' expenses in the integrated system PPE SPE is given. The question of the introduction into the mechanism of financing from the regional budget rate estimation of the activity of the educational institutions is raised. The regional policy of the reorganization of the educational institutions is regarded in the article.

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты интеграции образовательных учреждений и образовательных программ (на примере Курганской области)»

КУЗЬМИН А.В., к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Курганского государственного университета Телефон 8-912-837-17-13. Почта avk1704@mail.ru

СЕЛЮК Н.А., студент экономического факультета Курганского государственного университета Телефон 8-922-674-31-70. Почта ns4590@yandex.ru

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЕРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕРАММ (на примере Курганской области)

Рассматривается вопрос построения моделей интеграции образовательных учреждений в рамках системы НПО-СПО на примере Курганской области. Отражаются тенденции работы интегрированных образовательных учреждений по направлениям подготовки специалистов. Приводится пример расчёта экономии по расходам на оплату коммунальных услуг в интегрированной системе НПО-СПО. Поставлен вопрос внедрения в механизм финансирования из регионального бюджета рейтинговой оценки деятельности образовательных учреждений. Рассмотрена региональная политика реорганизации образовательных учреждений.

Ключевые слова: интеграция, модель, рейтинговая оценка образовательных учреждений, расчёт экономии.

Задачу объединения конкурентных преимуществ и достоинств двух профессиональных образовательных ступеней НПО-СПО может решить реализация интегрированной образовательной программы. При ее реализации происходит выстраивание единого образовательного пространства, предполагающего глубокую интеграцию содержания образовательных программ НПО и СПО. Изучение дисциплин СПО при реализации интегрированного плана носит опережающий характер. Благодаря этому на ступени НПО формируется дополнительный объем не только общенаучной теоретической подготовки, но и знаний и умений в области будущей профессиональной деятельности, которые формируются опережающим изучением дисциплин профессиональных и специальных циклов.

Создается теоретическая и практическая база для овладения умениями, соответствующими более высокому разряду по рабочей профессии. Поступление в данном случае на уровень СПО проводится по результатам ЕГЭ. Направлением оптимизации является также увеличение доли обучающихся по интегрированным программам. При реализации интеграции по модели последовательной реализации НПО и СПО затруднена возможность постепенного повышения уровня квалификации по рабочей профессии, степени профессионального мастерства, т.к. не происходит изменения содержания образовательной программы на ступени НПО. Сокращенные профессиональные образовательные программы СПО на базе НПО остаются ориентированными, таким образом, на подготовку в основном рабочего стандартного 3-го или 4-го разряда, а не повышенного разряда.

Планируется увеличение доли обучающихся по интегрированным программам НПО, СПО к 2015 году до 50%. Сейчас эта доля составляет всего

© А.В. Кузьмин, Н.А. Селюк

Последовательная схема реализации интеграции

Последовательно-параллельная схема реализации интеграции

Сокращенная профессиональная образовательная программа

Интегрированная профессиональная образовательная программа

НПО

СПО на базе НПО по родственным профессиям по сокращенной программе

НПО + СПО

1 интегрированный учебный план по родственным профессиям и специальностям

Интеграция сводится к возможности продолжить профобразование на уровне СПО в сокращенный срок (меньше на 1 год).

На базе 9 классов срок обучения в НПО - 3 г., затем в СПО по сокращенной программе - 1 г. 10 мес. Всего - 4 г. 10 мес.

В ГОУ СПО «Шумихинский аграрно-строительный колледж» обучаются по сокращенной программе 105 человек: по профессии НПО «Автомеханик», затем по специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;

по профессии НПО «Мастер общестроительных работ», затем по специальности СПО «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Экономия бюджетных средств составляет: 105 чел. х 63 677 руб. (расходы на 1 человека в год) = 6 686 085 руб.

Материал выдается блоками по родственным дисциплинам.

Прием осуществляется на специальность СПО с обязательным получением профессии НПО.

Срок обучения по интегрированной программе соответствует нормативному сроку освоения программы СПО, т.е.

3 г. 10 мес. ( на базе 9 классов).

Срок обучения сокращается на 2 года.

В ГОУ СПО «Курганский техникум машиностроения и металлообработки» обучаются по интегрированной программе 20 человек по профессии «Станочник» и специальности «Технология машиностроения».

Экономия бюджетных средств составляет: 20 человек х 63 677 руб. (расходы на 1 человека в год) = 1 273 540 руб. х 2 года = 2 547 080 руб.

Рис. 1. Модели интеграции профессиональных образовательных программ НПО-СПО

3,7%, что является низким показателем.

Поступление на уровень НПО без вступительных испытаний, затем на уровень СПО по сокращенной программе по вступительным испытаниям, проводимым учреждением, без сдачи ЕГЭ.

Пример экономии по расходам на оплату коммунальных услуг

В ГОУ СПО «Курганский техникум машиностроения и металлообработки» проведен анализ показателей по коммунальным услугам.

Таблица 1 - Показатели потребления образовательными учреждениями, находящимися в ведении Главного управления образования по Курганской области, коммунальных услуг за 9 месяцев 2008-2009 гг.

2008 г. 2009 г. Электроэнергия, квт/ч Тепло, Гкал Вода, куб. м

Месяц Электро- энергия, квт/ч Тепло, Гкал Вода, куб. м Электро- энергия, квт/ч Тепло, Гкал Вода, куб. м Отклонение 2009-2008 (+/-), квт/ч Отклонение 2009-2008 (+/-), Гкал Отклонение 2009-2008 (+/-), куб .м

январь 48 590 788,4 3 014,00 48 011,0 495,94 1 816,0 -579,00 -292,50 -1 198,00

фев- раль 43 991 688,9 4 322,00 45 112,0 413,23 1 778,0 1 121,00 -275,73 -2 544,00

март 43 991 688,9 4 322,00 34 602,0 664,66 1 903,0 -9 389,00 -24,30 -2 419,00

апрель 20 136 122,34 2 318,00 34 602,0 440,10 1 934,0 14 466,00 317,76 -384,00

май 43 863 0,00 1 594,00 8 675,0 151,28 903,0 -35 188,00 151,28 -691,00

июнь 31 234 104,90 2 618,00 10 000,0 117,13 1 000,0 -21 234,00 12,23 -1 618,00

июль 29 177 22,00 2 452,00 30 643,0 96,19 4 020,0 1 466,00 74,19 1 568,00

август 18 980 5,50 1 675,00 13 421,0 27,65 1 142,0 -5 559,00 22,15 -533,00

сент. 18 980 3,60 197,00 8 941,0 18,52 1 242,0 -10 039,00 14,92 1 045,00

Итого 298 942 2 424,7 22 512 234 007 2 424,70 15 738,0 -64 935,00 0,00 -6 774,00

% 23% 0% 30%

В 2009 г. получена экономия за счет проведения следующих мероприятий:

1. Установки счетчиков расхода воды.

2. Установки электроламп, реагирующих на дневной свет.

3. Усиление контроля за эффективным расходованием электроэнергии.

За 9 месяцев 2009 года расход электроэнергии составил 23 4007 квт/ч, а за этот же период прошлого года - 298 942 квт/ч, т.е. потребление электроэнергии сократилось на 64 935 квт/ч, или на 23%.

Потребление тепла за 9 месяцев 2009 года по

сравнению с 2008 годом осталось на прежнем уровне. Потребление воды за 9 месяцев 2009 года составило 15 738 куб. м, в 2008 году - 22 512 куб. м. Экономия потребления воды в 2009 году составила 6774 куб. м, или на 30% по сравнению с 2008 годом.

Кроме того, в связи с уменьшением количества обучающихся в целях экономии бюджетных средств сокращается количество общеобразовательных учреждений. В 2010 году количество выпускников школ будет на 45% меньше, чем в 2003 году, а к 2015 году сократится в 2 раза (2015 -12,1 тыс. чел., 2003 г. - 24,9 тыс. чел.).

Таблица 2 - Число дневных общеобразовательных учреждений в Курганской области (государственных и муниципальных), ед., в них обучающихся, тыс. чел.

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

910/ 164,1 912/ 164,9 897/ 164,5 886/ 160,2 879/ 152,7 869/ 144,0 853/ 135,2 828/ 124,2 802/ 115,7 768/ 107,1 693/ 100,3 691/ 95,1 667/ 92,2 616/ 91,4

Вводится рейтинг результатов деятельности учреждений среднего профессионального и начального профессионального образования. Основными критериями деятельности являются:

1) качество подготовки кадров включает показатели:

- качество государственной (итоговой) аттестации;

- трудоустройство выпускников,

- итоги участия в областных и всероссийских конкурсах профмастерства,

- доля программ, сформированных с участием работодателей;

2) обеспечение условий деятельности образовательных учреждений включает показатели:

- численность обучающихся на 1 работающего,

- средняя наполняемость групп,

- выполнение контрольных цифр приема,

- отсев обучающихся,

- соответствие педагогических кадров;

3) инновационное развитие образовательных учреждений - показатели:

- численность обучающихся по интегрированным программам,

- введение новых профессий,

- внедрение инновационных программ.

Рейтинговая оценка деятельности учреждений

позволяет выявить неэффективное расходование бюджетных средств.

Проводится ликвидация, реструктуризация учреждений, занимающих низкие места по итогам рейтинга (2009 год - ликвидация ГОУ НПО

«ПУ № 26», 2010 год - реструктуризация ГОУ НПО «ПУ № 9»).

В учреждениях, обеспечивающих соответствующие условия для качественной подготовки кадров, открыты ресурсные центры. С целью обновления материально-технической базы учреждений профобразования открыто 8 ресурсных центров по направлениям: сельское хозяйство, швейная промышленность, сфера услуг и потребления, информационно-коммуникационные технологии, машиностроение, строительство, педагогические технологии, обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учреждениям, занявшим первые места по итогам рейтинга, выделяются дополнительные финансовые ресурсы в виде премий.

Рейтинговая система оценки деятельности учреждений является фактом, позволяющим говорить о начале реализации бюджетной политики РФ в рамках бюджетирования, ориентированного на результаты деятельности, в Курганской области.

В 2008-2009 учебном году система начального профессионального образования (НПО) Курганской области была представлена 22 образовательными учреждениями. Подготовка осуществлялась по 54 профессиям начального профессионального образования с присвоением квалификаций по 89 профессиям Общероссийского классификатора.

В настоящее время в Курганской области продолжает реализовываться политика оптимизации сети учреждений начального профессионального образования по следующим направлениям:

1) приведение объёма и структуры подготовки кадров в соответствие с требованиями региональной экономики - ежегодно Распоряжением Правительства Курганской области утверждаются контрольные цифры приема в учреждения начального и среднего профессионального образования. В соответствии с Распоряжением Правительства Курганской области от 13 мая 2008 года № 150-р «Об утверждении заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, студентов на бесплатное обучение для образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Курганской области, на 2008 год» в прошедшем учебном году в УНПО были открыты новые профессии: слесарь по ремонту строительных машин (ГОУ НПО «ПУ № 4»), слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования (ГОУ НПО «ПУ № 11»), сварщик (ГОУ НПО «ПУ № 21»), пожарный (ГОУ НПО «ПУ № 29»). Сокращен набор по профессии хозяйка усадьбы, закрыт прием по профессиям: бухгалтер, оператор ЭВМ;

2) реструктуризация образовательных учреждений НПО. В июле 2009 года ликвидировано ГОУ НПО «Профессиональное училище № 26». Объем плановой экономии при ликвидации профессионального училища № 26 и передаче имущества составляет более 4-х миллионов рублей. Обучающимся 2-го курса по профессии «Автомеханик» предоставлена возможность перевода в другие образовательные учреждения начального профессионального образования. Учебное оборудование, машины и сельхозтехника переданы в другие образовательные учреждения;

3) оптимизация деятельности филиалов ГОУ НПО. Приказом ГлавУО Курганской области от 5 сентября 2008 года № 1369 «О создании филиала государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 20» с 5 ноября 2008 г. прекращена деятельность филиала ГОУ НПО «Профессиональное училище № 25», и на его базе создан филиал ГОУ НПО «Профессиональное училище № 20».

В текущем учебном году была продолжена работа по формированию системы непрерывного многоуровневого профессионального образования в Курганской области: на базе двух образовательных учреждений среднего профессионального образования - ГОУ СПО «Шумихинский аграрно-строительный колледж» и ГОУ СПО «Курганский техникум машиностроения и металлообработки» были разработаны и успешно реализовывались сопряженные программы «НПО-СПО».

Доля обучающихся в рамках сопряженных программ «НПО-СПО» в образовательных учреждениях Курганской области на сегодняшний день составляет 37% (2007-2008 учебный год - 30%).

Таблица 3 - Доля основных образовательных программ, разработанных с участием работодателей, в учреждениях начального профессионального образования Курганской области

Год План Факт

2006 10% 15%

2007 20% 28%

2008 30% 35%

С целью максимального сближения образовательного пространства и производства в учреждениях начального профессионального образования Курганской области реализуются программы профессионального образования, разработанные с участием работодателей. В 2009/2010 учебном году их доля от всех реализуемых программ составила 35%.

В рамках укрепления учебной и материальнотехнической базы УНПО в 2008-2009 учебном году продолжала развиваться сеть ресурсных центров. На сегодняшний день открыты ресурсные центры по следующим направлениям:

1) сельское хозяйство на базе ГОУ НПО «Профессиональное училище № 20» (приобретен новый зерноуборочный комбайн на условиях софи-нансирования: 1,35 млн. руб. - средства областного бюджета и 1,35 млн. руб. - внебюджетные средства училища. Для работы на новой технике была организована стажировка мастеров производственного училища). На базе ГОУ НПО «Профессиональное училище № 24» (объем финансирования из областного бюджета составил 188 тыс. руб., за счет которых приобретено оборудование для кабинета ИКТ и учебное оборудование для профессии «электрик», средства в объеме 161 тыс. руб. были выделены Администрацией Шатровско-го района на подготовку трактористов);

2) сфера услуг и потребления на базе ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 6» (объем финансирования в 2008 г. составил более 800 тыс. руб., приобретено современное торговое и кулинарное оборудование, на базе ресурсного центра 45 мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин данного профиля повысили свою квалификацию);

3) швейная промышленность на базе ГОУ НПО «Профессиональное училище № 11» (закуплено новое швейное оборудование на сумму бо-

лее 800 тыс. руб., 15 мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин прошли стажировку);

4) обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на базе ГОУ НПО «Профессиональное училище № 15» (в 2008 году было освоено 500 тыс. руб. из областного бюджета на приобретение оборудования для комнаты психологической разгрузки, медицинского физиотерапевтического кабинета и учебных мастерских). В рамках ресурсного центра разработаны и реализуются технологии обучения лиц с ОВЗ;

5) информационно-коммуникационные технологии на базе ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 31» (освоено 300 тыс. руб. из областного бюджета - приобретено компьютерное оборудование и 39 тыс руб. из внебюджетных средств на приобретение оборудования для компьютерной комнаты и спортинвентаря).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью реализации регионального кадрового заказа с учетом потребностей работодателей, для максимального сближения образовательного процесса с условиями производства в 2008-2009 учебном году на базе УНПО № 4, 5, 25, 28 открыты 4 образовательно-производственных комплекса (далее - ОПК) на основе многосторонних договоров с участием работодателей. В прошедшем учебном году разработаны Положение об образовательно-производственном комплексе, образцы соглашений с работодателями.

В настоящее время на базе УНПО Курганской области действует 16 ОПК, в рамках которых ведется подготовка 1720 обучающихся по 23 профессиям 4-х отраслей: строительство, промыш-

ленность, сфера услуг, сельское хозяйство (таблица 4).

В рамках ОПК в 2009 году выпущено 913 обучающихся (54% от всех выпускников). Из них трудоустраиваются на предприятия 49,5%, оставшиеся идут в армию (23,7%), продолжат обучение (21,8%).

Вместе с тем практика взаимодействия учреждений начального профессионального образования и предприятий в рамках ОПК обнаруживает ряд проблем.

К ним возможно отнести: недочеты в оформлении соглашений, невысокий показатель трудоустройства по ряду учреждений, не открываются новые профессии, востребованные работодателем (в 2008-2009 учебном году в рамках ОПК была открыта одна новая профессия - сварщик), недостатки в организации профориентационной работы (совместная программа профориентационной работы образовательных учреждений и предприятий либо отсутствует, либо реализуется частично), работники предприятий не проходят профессиональную подготовку и повышение квалификации на базе образовательных учреждений, предприятия неохотно тратят средства на развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений.

В 2008-2009 учебном году в рамках информатизации образовательного процесса компьютерные классы были приобретены в ПУ № 5, ПУ № 11, ПУ № 19, ПЛ №31.

В связи с этим количество ПК в расчете на 100 обучающихся увеличилось с 8 до 9, а число ПК, используемых в учебных целях, в расчете на 100 обучающихся увеличилось с 4 до 5.

Таблица 4 - Ресурсные центры профессионального образования на базе учреждений начального

профессионального образования

№ УНПО Направление Объем финансирования, тыс. руб.

Средства областного бюджета Внебюджетные средства

1. ГОУ НПО «ПУ № 20» Сельское хозяйство 1350 1350

2. ГОУ НПО «ПУ №24» Сельское хозяйство 188 161

3. ГОУ НПО «ПЛ № 6» Сфера услуг и потребления 800 263

4. ГОУ НПО «ПУ №11» Швейная промышленность 800 217

5. ГОУ НПО «ПУ № 15» Обучение лиц с ОВЗ 500 -

6. ГОУ НПО «ПУ № 31» Информационно-коммуникационные технологии 300 39

По итогам 2009 года составлен рейтинг учреждений профессионального образования Курганской области. Оценка деятельности осуществлялась по 4 критериям: качество подготовки

рабочих кадров, инновационное развитие учреждения, обеспечение условий деятельности учреждения, организация воспитательной работы и профилактика правонарушений. Критерии вклю-

чали 38 показателей. Второй год абсолютным лидером среди учреждений НПО является ПЛ № 6, на втором месте — ПУ № 11, на третьем месте — ПЛ № 8.

Таким образом, в учреждениях начального профессионального образования Курганской области целенаправленно создаются условия доступности, качества и эффективности профессионально-

го образования, обеспечивается преемственность общего и профессионального образования различных уровней. Реорганизация и ликвидация образовательных учреждений направлены на оптимизацию сети, максимальное удовлетворение требований региональной экономики в подготовке рабочих кадров.

Таблица 5 - Образовательно-производственные комплексы в учреждениях начального профессионального

образования

Отрасли Перечень профессий, входящих в ОПК УНПО Предприятие

Строительст- Мастер общестроительных работ ПУ №4 ООО «Парнасстрой»

во Мастер общестроительных работ ПУ №5 ООО «ДСМ»

Мастер общестроительных работ ПУ № 15 ООО «Технокерамика»

Промышлен- Машинист-таблетировщик ПУ №9 ОАО «Синтез»

ность Токарь, слесарь ПУ № 12 ОАО «ППСО»

Сварщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, автомеханик, повар, кондитер ПУ № 13 ОАО «Катайский насосный завод»

Сварщик, слесарь механосборочных работ ПЛ № 31 ОАО «Старт»

Станочник, сварщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, машинист крана, контролер станочных и слесарных работ, слесарь по контрольноизмерительным приборам и автоматике, слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования КТММ ОАО «Икар» ордена Почета Курганский завод трубопроводной арматуры

Сфера Коммерсант в торговле, повар, кондитер ПЛ №6 ООО «Метрополис»

услуг Оператор швейного оборудования, продавец, контролер-кассир ПУ №11 ООО «ОНА», ООО«Престижтек», ООО «Элемент-Трейд-Курган»

Оператор швейного оборудования ПУ № 33 ООО«ОНА»

Сельское хозяйство Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства ПУ № 21 СПК «Рассвет»

Мастер по лесному хозяйству. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Хозяйка усадьбы ПУ № 24 Лесохозяйственное объединение «Импульс», МУ Управление с/х

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Слесарь по ремонту автомобиля ПУ № 25 Птицесовхоз "Баксарский"

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства ПУ № 35 ООО «Семена», ООО «АгроСтимул», ООО «Агроинтел»

A.V. KUZMIN, N.A. SELYUK

THE FINANCIAL ASPECTS OF THE INTEGRATION OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND EDUCATIONAL PROGRAMS (ON THE EXAMPLE OF KURGANSK REGION)

The problem of building the models of the integration of the educational institutions in the frame of the systems of the primary professional education (PPE) and secondary professional education (SPE) on the example of Kurgansk region is considered in the article. The tendencies of the work of the integrated educational institutions in the directions of specialists’ training are reflected. The example of estimate of economy on communal utilities’ expenses in the integrated system PPE - SPE is given. The question of the introduction into the mechanism of financing from the regional budget rate estimation of the activity of the educational institutions is raised. The regional policy of the reorganization of the educational institutions is regarded in the article.

Key words: integration, model, rate estimation of educational institutions, the estimate of economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.