Научная статья на тему 'Масштаб и эффективность ДПО как индикаторы зрелости университета'

Масштаб и эффективность ДПО как индикаторы зрелости университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицын Владимир Александрович, Шевелева Лариса Владимировна

Рассмотрена система, дополнительного профессионального образования АлтГТУ регионального лидера инженерного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Масштаб и эффективность ДПО как индикаторы зрелости университета»

ством получения высшего или послевузовского профессионального образования.

В условиях модернизации ВПО, его интеграции в мировое образовательное пространство особенно обнадеживает и требует поддержки ориентация будущих специалистов производственной сферы на человеческий фактор, на стремление к гармоничному сочетанию природного и техногенно-

го, сведению до минимума разрушительных технологических воздействий на экосферу. Правомерно рассматривать эту трансформацию сознания как неизбежный результат тесного «соседства» технического и гуманитарного начал не только в вузе, но и в обществе. Только на этом основании может быть достигнуто устойчивое развитие государства и социальный прогресс нации.

В.А. СИНИЦЫН, профессор, проректор

Л.В. ШЕВЕЛЕВА, доцент, зав. кафедрой

Аля успешного развития высшего учеб, ного заведения любого уровня - от института до университета - необходимо как его государственное, так и общественное признание. Статус вуза во многом определяется развитием системы дополнительного профессионального образования (ДПО), структура и место которого в общей системе профессионального образования до сих пор еще недостаточно определены ни в законодательной базе, ни в отношении к нему работодателей и общества в целом.

Представителями систем ДПО различных учебных заведений страны неоднократно подчеркивалось, что одной из фундаментальных основ инновационного развития является обеспечение доступности качественных услуг образования, переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, которое необходимо для создания инновационной социально-ориентированной экономики.

Ускорение старения знаний и технологий, возрастающая потребность реального сектора экономики, непроизводственной и социальной сферы в квалифицированных руководителях и специалистах, рабочих кадрах, необходимость решения неотложных проблем создания и производства кон-

Масштаб и эффективность ДПО как индикаторы зрелости университета

курентоспособной наукоемкой продукции в целях укрепления экономической мощи и национальной безопасности государства выдвинули на передний план задачу интенсивного развития дополнительного профессионального образования.

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова известен как один из крупнейших технических вузов Сибири и Дальнего Востока и входит в число 30 лучших технических вузов России. Но кроме основного вида деятельности - подготовки специалистов по инженерным специальностям - АлтГТУ известен

82

Высшее образование в России • № 4, 2009

как высшее учебное заведение, где успешно развивается дополнительное профессиональное образование. Это особый вид образовательных услуг, который требует как высокого уровня организации учебного процесса, так и специфического обучения слушателей с привлечением преподавателей, имеющих, помимо теоретической подготовки, богатый практический опыт в преподаваемой сфере.

Целями дополнительного профессионального образования в АлтГТУ признаны:

■ удовлетворение потребностей Алтайского края в высококвалифицированных специалистах;

■ внедрение новых образовательных технологий в системе ДПО;

■ постоянное совершенствование учебного процесса по всем направлениям деятельности ДПО;

■ координация деятельности структурных подразделений АлтГТУ по вопросам дополнительного профессионального образования.

Одной из интегрированных структур ДПО в нашем вузе является Институт развития дополнительного профессионального образования (ИРДПО), созданный в 2004 г. Основная цель его создания - централизация управления системой ДПО вуза для упорядочения деятельности и повышения качества оказываемых образовательных услуг в целях дальнейшего развития и совершенствования всей системы дополнительного профессионального образования.

В настоящее время в институте проходят одновременно обучение около 800 слушателей по различным перспективным направлениям. Наличие достаточной материально-технической базы позволяет в процессе обучения использовать современные методики преподавания с применением последних достижений технического сопровождения учебного процесса.

Всего за последние пять лет в системе ДПО АлтГТУ прошли повышение квалификации, профессиональную подготовку и переподготовку свыше 18 тыс. специалис-

тов. Из года в год растет число слушателей (рис. 1).

2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 1

Наиболее значимыми программами ДПО в АлтГТУ являются следующие.

Одиннадцатый год успешно реализуется Президентская программа подготовки управленческих кадров, за этот период было подготовлено свыше 800 руководителей и специалистов реального сектора экономики края. Сейчас можно с полной уверенностью говорить о том, что Президентская программа получила все виды признания: со стороны потребителей образовательных услуг - слушателей; со стороны работодателей, которые высоко ценят этих специалистов; государственное признание - как соответствие процесса образования и его результатов государственным требованиям, а также широкое общественное и международное признание.

В 1999 г. АлтГТУ в числе первых 30 вузов нашей страны получил лицензию на реализацию государственной магистерской программы подготовки менеджеров высшей квалификации - «Мастер делового администрирования» - с выдачей диплома о дополнительном (квысшему) образовании и с присвоением квалификации. С 2000 г. по этой программе прошли обучение более 300 слушателей. Особенность программы заключается в максимальной адаптации классической теории рыночной экономики к условиям Российской Федерации в целом и Алтайского края в частности.

Впервые в истории развития образования в Алтайском крае учебные подразделения ДПО АлтГТУ начали готовить специалистов в рамках Российско-Британского проекта, позволяющего обеспечить международную марку качества обучения по программам экономического направления и конвертируемость выдаваемых дипломов на мировом уровне.

В целях повышения эффективности не только обучения, но и дальнейшего сопровождения выпускников программ подготовки управленческих кадров считаем целесообразным в перспективе создание бизнес-школы.

ИРДПО старается гибко и оперативно реагировать на потребности рынка в различных специалистах. В соответствии с потребностями Алтайского края были успешно реализованы программы профессиональной переподготовки по направлениям «Управление персоналом», «Менеджмент в производственной и коммерческой деятельности», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Антикризисное управление», «Оценкасобственности»и др. Институт реализует различные программы краткосрочной интенсивной переподготовки и повышения квалификации специалистов по заказам предприятий и организаций.

Перспективным направлением деятельности ДПО является подготовка кадров для проведения государственныхи муниципальных закупок. Для этих целей в АлтГТУ сформирован региональный Центр подготовки специалистов в этой области. В ближайшее время планируется расширение практических сфер деятельности Центра и создание на его базе Института государственных закупок, что позволит удовлетворить потребности рынка в специалистах такого профиля не только в Сибирском регионе, но и за его пределами, а также внедрить си-стемумультиплицирования подготовки специалистов путем обучения тьюторов.

Все программы дополнительного профессионального образования нацелены на приоритетные направления развития экономики и социальной сферы Алтайского

края. В реализации таких программ заинтересованы высшие структуры управления экономикой региона. Вот некоторые из них.

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений РФ, Министерства образования РФ в АлтГТУ реализуется программа профессиональной переподготовки по оценочной деятельности «Оценка стоимости предприятия (бизнеса) ». В период с 2000 по 2008 гг. профессиональную переподготовку прошли около 500 специалистов.

По поручению комитета по труду Администрации края в АлтГТУ реализуется программа переподготовки специалистов на право ведения профессиональной деятельности для системы охраны труда. За 2002— 2008 гг. подготовлено более 400 специалистов.

Для исполнения Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства», а также по указанию Госстроя РФ и Администрации Алтайского края университету поручена реализация программ переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров для строительства. За 2002-2008 гг. подготовлено около 180 специалистов.

В соответствии спостановлением Администрации Алтайского края в университете создан экологический центр, который успешно реализует программы повышения квалификации специалистов по экологическим направлениям («Высшие курсы экологической подготовки »). За период деятельности подготовлено более 150 специалистов.

По поручению Федерального управления по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению и комитета по образованию Алтайского края реализовывалась программа переподготовки специалистов «Антикризисное управление». По этой программе прошли обучение более 200 человек.

В соответствии с решением Комиссии по безопасности дорожного движения при Правительстве РФ и Минобразования РФ совместно с комитетом по транспорту и дорожному строительству, комитетом по

84

Высшее образование в России • № 4, 2009

образованию, ГИБДД Алтайского края разработана программа создания на базе АлтГТУ единой системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки водителей транспортных средств. Для решения этих проблем в ИРДПО создана базовая автошкола, образовательные программы которой помимо подготовки водителей транспортных средств категорий «В» и «С» рассчитаны на повышение квалификации преподавателей автошкол региона.

Одним из основных ресурсов, обеспечивающих качество подготовки специалистов, являются профессорско-преподавательские кадры. Ихукреплению мы придаем большое значение. Так, руководство АлтГТУ стало инициатором создания в структуре ИРДПО Центра инженерной педагогики, реализующего для преподавателей университета модульную программу «Преподаватель высшей школы», что позволяет поддерживать высокий уровень профессионализма преподавателей. Важное место в деятельности ИРДПО занимает повышение квалификации преподавательского состава АлтГТУ. В 2008 г. повысили квалификацию около 400 преподавателей, 20 человек прошли стажировку, из них 9 - зарубежную стажировку.

Немаловажным условием для успешного функционирования системы ДПО мы считаем научно-исследовательскую деятельность. Для ее активизации создан объединенный ученый совет структурных подразделений ДПО университета, который работает с учетом особенностей системы.

Сотрудники университета в минувшем году принимали активное участие в проведении научных исследований по проекту «Разработка новых моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней на основе взаимодействия с работодателями в интересах кадрового обеспечения инновационно-ориентированной экономики» Федеральной целевой программы развития образования на 20062010 гг. В 2009 г. в рамках Федеральной

целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» в структуре ДПО АлтГТУ реализуется научно-исследовательский проект «Научно-методические основы создания модульной системы обучения ДПО ».

Кроме того, активно ведется работа по экспертизе диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по проблемам дополнительного профессионального образования. Штатные сотрудники структур ДПО университета в своих кандидатских и докторских диссертационных исследованиях решают актуальные вопросы перспективных направлений инновационного развития системы образования.

Реализация программ ДПО в АлтГТУ осуществляется на высоком качественном уровне. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что АлтГТУ был одним из первых вузов РФ, получивших сертификат соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, в том числе применительно к деятельности ДПО.

Опыт деятельности системы ДПО университета позволяет говорить о возможности создания на его базе регионального интегрированного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (РИОУ ДПО), представляющего собой образовательное учреждение, реализующее многоуровневые и разноплановые программы для выполнения государственного заказа региона на профессиональную переподготовку и повышение квалификации трудовых ресурсов в целях обеспечения реализации социально-экономических и целевых программ развития экономики региона. Основной функцией такого интегрированного образовательного учреждения станет организация и проведение повышения квалификации и переподготовки специалистов для предприятий и организаций, определяющих выполнение комплексных и целевых программ развития экономики региона.

Организация образования по программам ДПО предполагает не только участие самого учебного учреждения, но также

привлечение для решения проблемы повышения квалификационного уровня других образовательных учреждений, возможно, на конкурсной основе. В этом случае РИОУ ДПО будет являться базовым учебно-методическим центром, обеспечивающим качество повышения квалификации и переподготовки, которые проводят другие учебные учреждения.

Централизация в управлении при подготовке кадров для программ развития региона вполне оправдана. Поскольку данное учебное учреждение призвано выполнять непосредственный заказ экономики региона в решении актуальных проблем ее развития, взаимодействие с органами управления экономикой и образованием региона станет более тесным. Это касается и общего управления, и контроля со стороны органов управления образованием, а также потребителей образовательных услуг ДПО в лице органов управления экономикой региона.

Для обеспечения соответствия объемов, уровней, форм и качества образовательных услуг потребностям экономики в составе такого учреждения или независимо от него целесообразно создать региональный кадровый ресурсный центр, ос-

новные функции которого - прогнозировать потребности в образовательных услугах ДПО, осуществлять мониторинг образовательной системы региона, участвовать в распределении заказов на образовательные услуги между образовательными учреждениями, контролировать эффективность обучения путем обратной связи с потребителями образовательных услуг, а также вести постпрограммную работу с выпускниками образовательных учреждений региона.

Вопрос о создании такого регионального методического центра ДПО в крае на базе АлтГТУ уже решается. В комплексной программе развития университета до 2012 г. определены стратегические задачи его развития: выход программ дополнительного профессионального образования на новый виток повышения качества подготовки специалистов; расширение их спектра и охват новых направлений, в том числе позволяющих успешно осуществлять антикризисную политику в Алтайском крае; расширение территориальных границ деятельности системы ДПО; повышение научно-исследовательской направленности программ.

Г.В. ЛЕОНОВ, директор Бийский технологический институт

В последнее время при обсуждении проблем высшей школы часто затрагивается тема филиалов высших учебных заведений, в отношении которых высказывается немало критических замечаний, а порой даже предлагаются репрессивные санкции. На примере нашего филиала я хочу показать, что подобный скептический настрой не всегда оправдан, и постараюсь обозначить те проблемы, которые действительно препятствуют полноценному развитию региональной системы профессионального образования.

Не все филиалы одинаковы

Бийский технологический институт (филиал) ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» был создан в 1959 г. как отдельный факультет Алтайского политехнического института для решения кадровых проблем предприятий оборонного комплекса, входящих в министерство машиностроения. Его профессорско-преподавательский состав формировался постепенно. Сначала в штат факультета были приняты сотрудники Алтайского научно-исследовательского института химической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.