Научная статья на тему 'АлтГТУ в системе непрерывного образования'

АлтГТУ в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ / ФОРМАЛЬНОЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ / ВЫСШЕЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунов Лев Александрович

Показывается, что АлтГТУ важное звено в системе непрерывного образования Сибирского Федерального округа. Деятельность университета направлена на создание образовательного поля, предоставляющего широкому кругу обучаемых возможности для реализации непрерывного образования «длиною в жизнь». Университет имеет разветвленную структуру основного и дополнительного профессионального образования, включающую в себя начальное, среднее, высшее и послевузовское образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коршунов Лев Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АлтГТУ в системе непрерывного образования»

Л.А. КОРШУНОВ, ректор

АлтГТУ в системе непрерывного образования

На основе интеграции образовательных учреждений и научно-производственных структур в Алтайском крае с 2002 г. функционирует университетский округ «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», обеспечивающий повышение качества и эффективности образовательной деятельности в регионе и её адаптацию к изменениям рынка труда.

Разработанная комплексная программа развития (КПР) «АлтГТУ - 2012» предусматривает следующие девять стратегических направления развития.

1) Развитие инновационного образования в условиях трансформирования образовательно-профессиональной структуры университета в многоуровневую многоступенчатую систему на основе государственных образовательных стандартов третьего поколения и стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 г.

2) Кардинальное преобразование научного потенциала вуза в направлении его интеграции с образовательной деятельностью и производственной сферой края.

3) Сохранение университетских традиций и создание инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающих интеграцию академических ценностей, предпринимательства и активного фандрайзинга.

4) Развитие инфраструктуры взаимодействия университета с внешней средой, формирование стратегического партнерства с вузами, академической наукой, промышленностью, бизнесом и властными структурами, создание попечительского совета университета.

5) Развитие университета как интегрированного вуза, реализующего программы начального, среднего и высшего профессионального об-

разования, повышения квалификации и переподготовки кадров как за счет развития существующего потенциала, так и объединения с другими учебными заведениями.

6) Существенное приращение и модернизация материально-технической базы университета как по объектам научно-учебной деятельности, так и по объектам социальной сферы.

7) Формирование инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды.

8) Создание адаптивной системы управления университетом как самообучающейся структуры.

9) Создание условий для становления университета в регионе Большого Алтая признанным партнером трансграничного образования, переподготовки специалистов, разработчиком наукоемких технологий и инноваций, очагом формирования толерантной мультикультурной среды.

Динамичное развитие университета в рамках инновационно-активного сценария реализации КПР способствует формированию и активизации его как одного из лидеров среди университетов Сибирского округа, привлекательного как для обучения населения, так и в области научных исследований.

АлтГТУ - важное звено в системе не-

прерывного образования Сибирского Федерального округа. Идея непрерывного образования, уходящая своими корнями в философию Древней Греции и Китая, в ХХ столетии оформилась в базовую парадигму обучения на протяжении всей жизни, а в XXI в., пожалуй, является единственной концепцией, способной адекватно отвечать на вызовы быстро меняющегося мира. Главным принципом этой парадигмы является развитие личности как субъекта деятельности и общения на протяжении всей жизни посредством всеохватывающего образования, индивидуализированного по времени, темпам и направленности, которое предоставляет каждому право и возможность для выбора собственной образовательной траектории.

В структуре непрерывного образования обычно выделяют четыре подсистемы: основное общее, дополнительное общее, основное профессиональное и дополнительное профессиональное. Для понимания современной концепции непрерывного образования важно различать его формы: формальное образование, неформальное, ин-формальное. Формальное соответствует программно-целевому процессу, который, как правило, завершается сертификацией и присуждением определенной квалификации. Неформальное не требует сертификации, а информальное может даже не преследовать конкретной цели.

Помимо традиционного определения непрерывного образования как обучения «длиною в жизнь», используют и менее распространенную формулировку- «образование шириною в жизнь ». Работа коллектива нашего университета направлена на формирование такого образовательного пространства, которое позволяет широкому кругу людей получать непрерывное образование «длиною и шириною в жизнь».

АлтГТУ имеет разветвленную структуру основного профессионального образования, включающую в себя начальное, среднее, высшее и послевузовское образование. Начальную профессиональную подготов-

ку можно получить в АлтГТУ по 25 лицензированным программам строительного и автотранспортного профилей. Среднее профессиональное образование представлено четырьмя аккредитованными специальностями, по которым ведется подготовка специалистов среднего звена в области экономики и строительства автомобильных дорог и аэродромов.

Наиболее широкие возможности вуз предоставляет в получении высшего профессионального образования по всем формам обучения: очной, очно-заочной и заочной. АлтГТУ реализует около 70 основных образовательныхпрограмм по 19 укрупненным отраслевым группам, 14 из которых -технического профиля. Основные из них: архитектура и строительство, энергетика, транспортные средства, технология продовольственных продуктов, информатика и вычислительная техника, металлургия, машиностроение и материалообработка, химические и биотехнологии. Помимо указанных технических профилей подготовка специалистов осуществляется в области гуманитарных и социальных наук, экономики и управления, сферы обслуживания и др.

В последние годы при поддержке местных органов власти развернута система дистанционного обучения студентов. Для этого во многих городах и районах края созданы региональные информационные ресурсные центры, призванные обеспечить связь обучающихся с преподавателями вуза по каналам Интернет.

Широкие возможности для получения высшего образования по сокращенным срокам обучения вуз предоставляет лицам, уже имеющим среднее профессиональное образование в таких областях, как строительство, технология машиностроения, автомобильный транспорт и др.

В АлтГТУ создан и функционирует факультет параллельного образования (ФПО), на котором получают второе высшее образование. Сегодня этот факультет пользуется большой популярностью у студентов АлтГТУ: многие по окончании пер-

вых двух-трех курсов поступают на него, чтобы параллельно освоить еще одну образовательную программу. Молодые выпускники с двумя дипломами о высшем образовании, например, техническом и экономическом, пользуются большим спросом на рынке труда. На факультете военного обучения студенты АлтГТУ могут получить второе высшее образование по одной из военных специальностей.

Уже около 10 лет на базе АлтГТУ действует Департамент Всемирного технологического университета «Инженерные науки, природоохранные технологии и менеджмент», где также ведется подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием и выдается диплом международного образца.

Созданы и успешно развиваются научные школы университета. В аспирантуре обучаются свыше 500 аспирантов по 58 научным специальностям, а в докторантуре -более 30 докторантов по 10 специальностям. Ежегодно защищается около 10 докторских и 50 кандидатских диссертаций.

Сегодня практически каждый вуз имеет разветвленную структуру дополнительного профессионального образования (ДПО). В нашем университете эта система представлена всеми видами образовательных программ: от краткосрочного повышения квалификации до программ дополнительного (к высшему) образования. К таким программам относятся:

• дополнительное (квысшему) образование (программы «Мастер делового администрирования», «Преподаватель высшей школы», «Управление государственными и муниципальным заказами »);

• профессиональная переподготовка более чем по 20 направлениям (Президентская программа подготовки управленческих кадров, программы «Менеджмент», «Управление персоналом», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Оценка собственности », «Антикризисное управление »

и др.);

• среднесрочноеповышениеквалифи-

кации по актуальным направлениям развития экономики региона (более 20 программ ежегодно);

• краткосрочное повышение квалификации более чем по 50 направлениям в год;

• семинары, стажировки, конференции.

Для реализации программ ДПО в АлтГТУ создана широкая сеть подразделений. Основными из них являются: Центр бизнес-образования, Региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров, Факультет повышения квалификации преподавателей, Центр инженерной педагогики, кафедра «Менеджмент в бизнесе», Центр подготовки специалистов в области управления государственными и муниципальными заказами, Учебно-научноконсультационный центр транспортного строительства, Школа начинающего менеджера, а также структуры ДПО в филиалах АлтГТУ, расположенных в городах Бийске и Рубцовске.

Все программы ДПО ориентированы на потребности экономики Алтайского края, ее реального сектора. В университете наряду с программами, востребованными населением и работодателями, реализуются особые программы, созданные по заказу управленческих структур края для реализации комплексных и целевых программ развития региональной экономики.

Такая сложная образовательная система ДПО нуждается в эффективном управлении, основанном на принципах демократического централизма, эффективности, плановости, системности, вариативности и др. Поэтому в 2004 г. разрозненные звенья ДПО были объединены в Институт развития дополнительного профессионального образования (ИРДПО), в котором непрерывно в течение года проходят обучение одновременно около 800 слушателей по различным направлениям подготовки. Основные задачи такой централизации - обеспечить единую политику развития всей системы ДПО, добиться высокого качества подготовки специалистов, привлечь боль-

ше финансовых средств, эффективно использовать ресурсный потенциал в интересах всего вуза. ИРДПО не только реализует образовательные программы, но и активно занимается научно-исследовательской деятельностью. В частности, этот институт выполнял научно-исследовательские проекты в рамках Федеральной целевой программы «Образование» и аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы».

Разветвленная система ДПО характеризуется не только вертикальной, но и горизонтальной интеграцией с программами базового основного образования, позволяющей всесторонне расширять сферу образовательных услуг. Эта интеграция охватывает как сами образовательные программы, так и технологии их реализации, а также материальные, учебно-методические и кадровые ресурсы вуза, эффективность использования которых неуклонно повышается.

Можно с уверенностью говорить о том, что система ДПО - самое яркое отражение потребностей общества в образовательных услугах, востребованных рынком. ДПО как индикатор этих потребностей является, с одной стороны, маркетинговым маяком для развития основного базового образования, а с другой - эффективным дополнением к нему, обеспечивающим всестороннюю и качественную подготовку специалистов для инновационного развития экономики.

Проявлением таких закономерностей могут являться некоторые особенности развития образовательной системы нашего вуза. Так, созданный еще в 1986 г. факультет повышения квалификации руководящих работников выявил потребность в подготовке управленцев, что

стало одним из первых шагов в развитии экономических направлений и менеджмента на базовых программах подготовки специалистов. Обучение в нашем вузе делает особенно привлекательным возможность получения студентами и выпускниками дополнительного профессионального образования по экономическим направлениям, иностранному языку и другим программам.

Системы основного и дополнительного профессионального образования в АлтГТУ тесно взаимодействуют, что проявляется в эффективном использовании ресурсов вуза. Так, учебно-методический комплекс АлтГТУ формируется не только на базе методического обеспечения основных образовательных программ, но и с использованием учебно-методических разработок ДПО, имеющих практическую направленность. Совместно используемая материально-техническая база позволяет высвобождать и привлекать дополнительные средства в развитие технического оснащения аудиторного фонда. Интеграция основного и дополнительного профессионального образования обогащает и увеличивает потенциал преподавательских кадров университета. Мастерство наших профессоров оттачивается при взаимодействии с представителями реальной экономики, от которых они получают практические знания.

Немаловажным фактором обеспечения финансовой устойчивости вузов в совре-

менных условиях является привлечение дополнительных внебюджетных средств предприятий и организаций, а также населения региона. В решение этой проблемы значительный вклад вносит и система ДПО АлтГТУ.

Таким образом, стратегия развития университета связывает основное и дополнительное профессиональное образование в целостную систему. Эта стратегическая задача обозначена в вышеупомянутой «Комплексной программе развития АлтГТУ до 2012 года» и в полной мере выражает целенаправленную реализацию концепции непрерывного образования.

Сертифицируемые программы основного и дополнительного профессионального образования, безусловно, являются основными направлениями деятельности высших учебных заведений. Но было бы непростительной ошибкой пренебречь значением общего дополнительного образования, тем более в настоящее время, когда совокупность компетенций выпускника выходит на первый план как его важная ценностная характеристика и зачастую становится ключевым звеном в профессиональной ориентации молодого специалиста.

Уже на протяжении нескольких лет наш университет на конкурсной основе предлагает широкий спектр факультативных дисциплин. Для большей части студентов эти занятия не являются собственно дополнительными косновному образованию, но тем не менее вызывают повышенный интерес как возможность приобрести перспективные знания и умения. Китайский, испанский, монгольский языки охотно изучаются в дополнение к английскому и немецкому. Основы предпринимательства, технологии электронного бизнеса, управление предприятием в среде 1С8, информационные технологии и вебдизайн существенно расширяют кругозор студентов и дают им важные для профессионального развития компетенции.

Принимая формулу «образование= обучение+воспитание», мы полагаем, что воспитание - это прежде всего формирование устойчивой мотивации к обучению во всех его подсистемах и формах и рассматриваем все традиционные элементы «воспитательной работы» прежде всего как неформальное дополнительное общее образование обучающихся. Назовем некоторые структуры, где происходит такой процесс: студенческое правительство (комитеты по безопасности и патриотическому воспитанию, по спорту, культуре, внешним связям, СМИ и связям с общественностью); студенческий клуб (студия бального танца «Вернисаж», вокальная группа «Прелюдия», студия современного танца, КВН, театральный кружок, ансамбль народного танца «Сударушка » и др.); спортивный клуб (секции волейбола, баскетбола, мини-футбола, настольного тенниса, греко-римской борьбы, самбо, восточных единоборств, тяжелой атлетики, пауэрлифтинга, гиревого спорта, спортивной аэробики, лыж, легкой атлетики, плавания, шахмат, альпинизма и скалолазания); интеллектуальный клуб «Artis»; клуб стратегических игр «Alter Ego»; философско-дискуссионный клуб «Зеркало»; поэтический студенческий клуб; клуб игры на гитаре; ораторский клуб; фото-видеоклуб; студенческий журнал «На сковородке»; кадровый центр «Строитель »; учебное рекламное бюро «РАСТУ »; студия дизайна одежды «Модная линия»; штаб трудовых дел университета; студен-

ческий отряд охраны правопорядка (СООПр); клубные объединения общежитий студенческого городка; профсоюзные объединения; студенческий бизнес-клуб.

Границы между формами непрерывного образования достаточно размыты. В реальной жизни может оказаться, что дополнительное общее неформальное образование, полученное в вузе, станет основой или стартом для профессиональной деятельно-

сти выпускника. Поэтомук неформальному образованию в нашем университете относятся так же ответственно, как и к формальному. Мы подбираем высокопрофессиональных преподавателей, наставников, выделяем достаточные материальные ресурсы. И, как следствие, наши студенты регулярно становятся победителями разнообразных соревнований и творческих конкурсов.

Б.В. СЕМКИН, профессор, первый проректор

Т.Ф. СВИТ, профессор

Н.П. ЩЕРБАКОВ, начальник

учебно -методического управления

В российском образовании предпринимаются дальнейшие шаги, направленные на развитие самостоятельности и повышение ответственности образовательных учреждений в области управления качеством, а также на внедрение в вузах систем качества и систем контроля качества образования на основе принципов ИСО-9000.

В АлтГТУ система менеджмента качества (СМК) была разработана в 2004 г. В настоящее время она поддерживается в рабочем состоянии, при этом постоянно улучшается ее результативность в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования».

СМК АлтГТУ охватывает все уровни университета: вуз в целом, факультеты, кафедры, рабочие места. Сеть процессов СМК, необходимых для управления качеством подготовки специалистов, представлена в виде горизонтальных бизнес-процессов ВПО и вертикальных обеспечивающих процессов и процессов менеджмента. Определены применение, последовательность и взаимодействие процессов СМК, их критерии и методы достижения результативности.

К бизнес-процессам относятся процес-

Система менеджмента качества образования и управление подготовкой специалистов

сы довузовской подготовки и отбора абитуриентов, проектирования и разработки, учебно-организационная деятельность, методическая деятельность, образовательный процесс, трудоустройство и адаптация выпускников, а также процессы, связанные с потребителями. Обеспечивающими процессами являются управление документацией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.