Научная статья на тему 'Политика в области высшего образованияна региональном уровне (на примере Алтайского края)'

Политика в области высшего образованияна региональном уровне (на примере Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеглов Сергей Георгиевич

Статья посвящена анализу процесса реализации реформы высшего образования в крае. В ней раскрываются проблемы, над решением которых работает высшая школа Алтайского края. Показано состояние вузов края, их успехи в области повышения качества образования, в интеграции учебных заведений, а также научные достижения. Автор уделяет большое внимание проблемам адаптации выпускников вузов на рынке труда. В статье сформулированы задачи, которые высшей школе придется решать в ближайшее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Policy in the sphere of higher education on the region level (on the example of the Altai territori)

The article deals with of the analysis of the process of the realization of the higher education reform in the Altai Territory. It discloses the problem, which are being solved by the Altai Higher school depicts the state of the territorial higher educational establishments and their progress in the feld of education quality upgrading, educational institutions integration and scientifc achievements. The author gives attention to adaptation problems of graduates at labor market. The article presents the tasks to be settled by the Higher school in the nearest future.

Текст научной работы на тему «Политика в области высшего образованияна региональном уровне (на примере Алтайского края)»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

С. Г. Щеглов

Политика в области высшего образования на региональном уровне (на примере Алтайского края)

Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник устойчивого экономического роста страны в средне-и долгосрочной перспективе.

В связи с этим основными направлениями в развитии высшей школы края в прошедшем учебном году были:

- развитие интеграции учреждений профессионального образования всех уровней, расширение социального партнерства, связей с работодателями;

- совершенствование содержания и внедрение в учебный процесс инновационных технологий обучения, переход на двухуровневую систему подготовки кадров;

- модернизация инфраструктуры учебных заведений, повышение ответственности руководителей всех уровней в вузах за качество обучения;

- повышение доступности получения образования за счет расширения номенклатуры направлений и специальностей подготовки, вариативности форм обучения, в том числе создание центров дистанционного обучения, подготовка (параллельно) по программам второго высшего образования, повышение квалификации и переподготовка кадров по программам федерального и регионального уровней;

- дальнейшее развитие государственно-общественного управления вузами, студенческого самоуправления, непосредственное участие обучающихся в решении значимых проблем деятельности учебного заведения, усиление деловых связей органов студенческого самоуправления со структурами муниципальной власти, СМИ, ассоциацией работодателей;

- организация отбора наиболее способной молодежи для обучения в учреждениях профессионального образования через систему олимпиад, конкурсов, грантов и т.д.;

- участие в формировании научно обоснованного краевого задания на подготовку кадров в соответствии с прогнозом развития рынка труда в крае, деятельностью маркетинговых структур, содействие трудоустройству выпускников учреждений высшего профессионального образования;

- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления и совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

В настоящее время в крае действуют 8 государственных, 4 негосударственных вуза и 21 филиал.

В этом году открыто новое негосударственное учреждение «Алтайский институт финансового управления», Барнаульское православное духовное училище реорганизовано в семинарию.

На конец 2005-2006 учебного года в крае насчитывалось 102468 студентов, 1565 аспирантов и 93 докторанта. Учебный процесс в высших учебных заведениях обеспечивали 4577 преподавателей, в том числе 2399 кандидатов и 569 докторов наук. Общий процент остепененности в вузах края составил 65. Самый высокий процент остепененности в АГМУ, БЮИ, АГАУ и БТИ: 74,3%, 70,3%, по 66,5% соответственно, ниже он в РИИ и АЭЮИ (58,2% и 59,7% соответственно).

Заметно активизировалась вузовская наука. Количество полученных грантов по различным направлениям научной деятельности увеличилось в сравнении с прошлым годом почти в 1,3 раза.

Наметилась тенденция интеграции академической и вузовской науки. АлтГТУ и СО РАН открыли совместно в своих подразделениях по 3 филиала кафедр.

В прошедшем учебном году действовало 35 специализированных диссертационных советов, в том числе 21 докторский. В 2005-2006 учебном году преподавателями вузов края защищено 357 кандидатских и 42 докторских диссертаций. Объем выполненных научно-исследовательских работ в вузах края в 2005 г составил 122790,8 тыс. руб. Наибольший объем выполненных НИР в АлтГТУ и АлтГУ, соответственно 50834,6 и 20020,9 тыс. руб. Тематика исследований связана в основном с социально-экономическим развитием края.

За прошедший учебный год в вузах опубликовано 180 монографий, 175 учебников и учебных пособий

Политика в области высшего образования на региональном уровне

и свыше 5000 статей и тезисов, организована и проведена 121 научная конференция, 32 из них - международного уровня. В учебном процессе использовалось 6565 компьютеров.

Высшие учебные заведения края продолжают участвовать в эксперименте по ЕГЭ. Более того, в этом году к эксперименту присоединились АГМУ и ВЗФЭИ, что, безусловно, расширило возможности поступления в вузы сельской молодежи. В 2006 г. на дневную форму обучения в государственные вузы края поступили 6543 чел., в том числе 468 - по целевому набору администрации края. С начала эксперимента по ЕГЭ число поступивших абитуриентов из сельской местности увеличилось на 7,8%.

В учебных заведениях ВПО внедряются образовательные стандарты нового поколения, на их основе разрабатываются учебные планы и программы, совершенствуется их научно-методическое обеспечение. Расширяется практика разработки и внедрения сопряженных учебных планов по ряду специальностей образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Совершенствуется деятельность университетских округов (действуют 5 округов), что усиливает интеграционные процессы.

Продолжают укрепляться связи высших учебных заведений с производством. На ряде предприятий края созданы филиалы кафедр (АлтГУ - ОАО «Барнаульский радиозавод», АлтГТУ - ОАО «Алтайский моторный завод», ООО «Барнаульский водоканал», БТИ - ФНПЦ «Алтай»), функционируют 30 кафедр медицинского университета на базе клинических больниц Барнаула, а также экспериментальная площадка АлтГУ на ОАО «Барнаульский пивоваренный завод».

Впервые на территории края открыт филиал вуза в сельской местности (с. Михайловское - АлтГУ).

Серьезные результаты достигнуты в области повышения качества образования. Так, сертифицированы системы менеджмента качества образования в ААЭП и АлтГТУ, которые вошли в состав российского модульно-рейтингового комплекса. В техническом университете введена 100-балльная шкала оценки академической успеваемости студентов, определяющая многие аспекты студенческой жизни, в том числе алгоритм назначения стипендии. Барнаульский педу-ниверситет выиграл грант Министерства образования и науки РФ по разработке научно-методических основ региональной системы управления качеством подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

На базе АлтГУ создан региональный центр по трудоустройству выпускников вузов. Эта структура позволит объединить усилия высших учебных заведений по обеспечению края высококвалифицированными специалистами и поднять эту работу на более высокий, качественно иной уровень.

Успешно развивается система социального партнерства учебных заведений с работодателями, проводится научно-исследовательская работа по изучению реальной потребности экономики края в специалистах с профессиональным образованием, осуществляется мониторинг профессионального интереса и социальных приоритетов студенческой молодежи.

В вузах края в 2006 г. на дневных отделениях открыты новые специальности и направления:

АлтГУ - «Экология и природопользование», «Профессиональное обучение (дизайн)»;

АлтГТУ - «Экономика и управление на предприятиях текстильной и легкой промышленности», «Технология швейных изделий», «Конструирование швейных изделий»;

АГАУ - «Комплексное использование и охрана водных ресурсов»;

БГПУ - «Социально-культурный сервис и туризм», «Дошкольная педагогика и психология», «Народное художественное творчество».

Однако предпринимаемые меры по реструктуризации направлений и специальностей в вузах края не снимают проблему трудоустройства выпускников.

За период 1995-2005 гг. численность студентов увеличилась более чем в 2 раза.

Выпуск специалистов из высших учебных заведений (очные отделения) за те же 10 лет в крае вырос в 2,1 раза, в том числе в области экономики и управления - в 6 раз (по России - в 4,6 раза), по гуманитарносоциальным специальностям - в 3,3 раза.

Ежегодно увеличивается выпуск специалистов, обучающихся на коммерческой основе, их доля в 2002 г составила 13,5%, в 2003 г. - 17,5%, в 2004 г. - 22,4%, в 2005 г. - 26,7%.

Около 80% выпускников получают направление на работу, тем не менее проблема трудоустройства остается. Так, доля выпускников, обратившихся за содействием в трудоустройстве, от общего количества закончивших вузы увеличилась с 18% в 2002 г. до 27,8% в 2005 г. На 1 января 2006 г. 805 чел. зарегистрированы в службе занятости как безработные.

Единичны обращения в службу занятости выпускников АГМУ и АГАКИ.

Учитывая данную ситуацию, Федеральное агентство по образованию впервые за последние десятилетия пошло на сокращение госбюджетного набора студентов, прежде всего очной, очно-заочной форм обучения, и незначительное сокращение дневной формы обучения в основном за счет непрофильных для вуза специальностей.

Впервые в крае в прошедшем учебном году было подготовлено, подписано и реализуется Соглашение о сотрудничестве между администрацией края и Алтайским аграрным университетом. Соглашение охватывает весь комплекс проблем, связанных с подготовкой и адаптацией специалистов в области сельского хозяйства.

политические науки

В 2006 г. Алтайский государственный и Алтайский государственный технический университеты приняли участие в конкурсе инновационных вузов, причем АлтГУ вошел в число 28 высших учебных заведений России, рассматриваемых в финале конкурса.

Большой популярностью среди студентов пользу ет-ся теперь уже традиционный фестиваль художественной самодеятельности «Феста». Успешно идет процесс возрождения студенческих отрядов (СО). В 2006 г. в СО всех направлений работало более 2000 студентов.

О росте престижа и авторитета высшей школы Алтая говорят такие события, как присвоение статуса академии Алтайскому государственному институту искусств и культуры. Алтайский госуниверситет второй год подряд входит в число 100 лучших вузов России и награждается золотой медалью «Европейское качество», а ректор университета профессор Ю.Ф. Кирюшин удостоен почетного знака «Ректор года».

В 2006-2007 учебном году высшей школе предстоит решать ряд важных и сложных задач: повыше-

ние эффективности деятельности системы высшего профессионального образования в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития края; формирование и развитие системы управления качеством высшего профессионального образования, совершенствование его содержания и технологий; информатизация учреждений образования, внедрение мультимедийных технологий в учебный процесс; работа с одаренными студентами, аспирантами, молодыми учеными края, развитие и поддержка их общественно значимых инициатив; формирование и развитие механизма государственно-общественного управления учреждениями высшего профессионального образования и многие другие.

В целом, говоря о вузах края, можно отметить, что система высшего профессионального образования развивается динамично. Свою деятельность вузы направляют на решение социально-экономических задач края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.