Научная статья на тему 'Интегрированное образовательное учреждение: вопросы моделирования'

Интегрированное образовательное учреждение: вопросы моделирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сёмкин Б. В., Синицын В. А., Шевелева Л. В., Щербаков Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированное образовательное учреждение: вопросы моделирования»

г

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

Б.В. СЁМКИН, профессор ВА. СИНИЦЫН, профессор Л.В. ШЕВЕЛЕВА, доцент Н.П. ЩЕРБАКОВ, доцент Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Имеющийся на сегодня дисбаланс между рынком образования и рынком труда, т.е. между предложением и спросом на специалистов соответствующих уровней, инициировал идею интегрированного образовательного учреждения (ИОУ) как юридически самостоятельной образовательной системы, объединяющей структуры различной степени организационной обособленности. Основной целью его создания является обеспечение кадрового потенциала инновационного развития экономики региона.

При создании моделей образовательных учреждений данного типа основной упор делается на получение эффекта от интеграции уровней, функций, структур различных процессов. В качестве такового выступает более эффективная система подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных кадров практической направленности, обеспечивающая удовлетворение потребностей экономики и населения. Эта задача решается также путем сокращения затрат на обучение за счет централизации ресурсов и путем повышения экономической активности населения региона за счет сокращения сроков обучения.

В рассматриваемом образовательном учреждении интеграция достигается с помощью разных сценариев. Имеются в виду организационная, программная (вертикальная и горизонтальная) интеграция, а также интегра-

Интегрированное образовательное учреждение: вопросы моделирования

ция с потребителями и интеграция с поставщиками ресурсов.

Особое место в современных условиях занимают процессы программной интеграции. В вертикальной версии она достаточно строго определена уровнями образования, которые в настоящее время претерпевают значительные изменения. Процессы вертикальной интеграции образовательных программ побуждают к взаимной адаптации программ различных уровней, выстраиванию системы последовательного изучения программ для получения определенного уровня образования. Такой вид интеграции в большей степени характерен для отраслевых образовательных учреждений узкой направленности.

Горизонтальная программная интеграция предполагает получение более широкого диапазона компетенций. Особое значение здесь приобретает дополнительное профессиональное образование, обеспечивающее получение различных видов знаний в ходе освоения ряда программ одного или разных уровней параллельно базовому образованию. При горизонтальной интеграции важен процесс содержательного взаимопроникновения образовательных программ и расширения сферы получаемого образования.

Вертикальная и горизонтальная интеграция тесно связаны. Так, освоение компетенций более высокого уровня, предусматривающих профессиональный должностной рост, возможно на

Обсуждаем проблему

105

пути получения дополнительного образования другого профиля.

Интеграция с потребителями образовательных услуг ИОУ трактуется нами как интеграция с работодателями. В настоящее время при наблюдающейся дисгармонии между предоставлением образовательных услуг и спросом на них со стороны работодателей этот вид интеграции особенно важен.

Немаловажную роль в процессе функционирования ИОУ играет взаимодействие с поставщиками разнообразных ресурсов - учредителями и бизнес-структурами, которые обеспечивают финансирование учебного заведения, научными подразделениями, формирующими преподавательские кадры. В числе поставщиков символических ресурсов - органы управления образованием, которые предоставляют организационный механизм менеджмента образовательного учреждения. К главным поставщикам основного ресурса - абитуриентов интегрированных образовательных учреждений - мы относим школы, училища, лицеи, колледжи и другие учебные учреждения, а также население региона.

Стратегические установки создания интегрированных образовательных учреждений представлены в виде иерархической структуры целей. Глобальной целью является идея формирования в едином научно-образовательном и культурном пространстве кадрового корпуса для инновационно организованной экономики региона по спектру уровней профессиональной подготовки во взаимодействии с работодателями, властными структурами и общественностью региона (рис. 1). Установленный приоритет целей определяет, что нижний уровень подцелей обеспечивает выполнение целей более высокого уровня.

На основе представленного на рис. 1 целеполагания разрабатывают-

ся модели интегрированных образовательных учреждений.

В рамках научно-исследовательской работы «Разработка новых моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней на основе взаимодействия с работодателями в интересах кадрового обеспечения инновационно-ориентированной экономики», проведенной учеными АлтГТУ им. И.И. Ползунова, разработаны следующие модели интегрированных образовательных учреждений.

Отраслевое интегрированное образовательное учреждение (ОИОУ). Это образовательное учреждение многоуровневой (от начального профессионального до высшего и послевузовского образования) подготовки специалистов для крупных специализированных отраслей экономики, определяющих инновационную направленность ее развития (рис. 2). Основными особенностями, отличающими ОИОУ, являются: совместное с отраслью учредительство; софинансирование; государственные стандарты для адаптированных межуровневых программ обучения; управление деятельностью и контроль за качеством, включающие непосредственное участие работодателей и представителей отраслевого управления, и др. Целесообразно определить организационно-правовую форму ОИОУ как автономное образовательное учреждение.

Корпоративное интегрированное образовательное учреждение (КИОУ) -многофункциональное образовательное учреждение, осуществляющее двухуровневую основную (начальное профессиональное, среднее профессиональное) подготовку, а также переподготовку, повышение квалификации, оценку специалистов и координационные функции в области воспроиз-

Высшее образование в России • № 2, 2009

Обсуждаем проблему

Г"

о

Процессно-системная модель отраслевого интегрированного образовательного учреждения

Органы управления образованном

Образовательные процессы высшего профессионального образования неспециализированных для отрасли направлений подготовки

——— д

Образовательный процесс многоуровневой (от начального профессионального до высшего профессионального} подготовки специалистов для предприятий соответствующей отрасли

Процесс дополнительного профессионального образования

§1Ш

Программы ДПО Специализированные

общие программы ДПО

Ї .

У *' ' ;

Образовательный процесс послевузовской (аспирантура, докторантура) подготовки по отраслевой специализации

шві ІМйЛІШЯї 1

Региональный —*» Отраслевой центр по

ресурсный центр трудоустройству

.Л. і

і

Рис. 2. Структурно-процессное представление модели отраслевого интегрированного образовательного учреждения

108

Высшее образование в России • № 2, 2009

водства образовательного потенциала. КИОУ - негосударственное образовательное учреждение, которое финансируется в основном за счет средств предприятий и организаций (рис. 3).

Основными задачами такого учебного учреждения являются:

• периодическая оценка персонала организации (организаций) путем создания и обеспечения функционирования системы комплексной оценки профессионально-квалификационных и личностных характеристик работников предприятия по должностям;

• разработка комплексного плана проведения профессионального обучения сотрудников и его реализация на основе собственных образовательных ресурсов и с привлечением других учебных заведений;

• создание системы оценки полученных в процессе обучения знаний и механизма их отдачи в профессиональной деятельности. Обеспечение про-слеживаемости результатов обучения;

• научная деятельность. Проведение научных исследований в области развития и совершенствования деятельности предприятий;

• издательская деятельность.

Основная сфера деятельности

КИОУ - обучение персонала предприятий по программам начального профессионального и среднего профессионального образования по специализации предприятия, а также по программам дополнительного профессионального образования (в основном -повышения квалификации работников предприятия). Все эти виды обучения реализуются в различных формах: очной, заочной, очно-заочной, блочномодульной, дистанционной. В КИОУ возможно добиться оптимального сочетания теоретической подготовки с практическими занятиями непосредственно на производстве. Результат такого сочетания - подготовка специ-

алистов с учетом специфики предприятия в относительно короткие сроки. Одним из главных преимуществ обучения в КИОУ является возможность эффективной подготовки по дефицитным профессиям, специальностям, направлениям.

Региональное интегрированное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (РИОУ) реализует многоуровневые и разноплановые программы ДПО для выполнения государственного заказа региона на профессиональную переподготовку и повышение квалификации трудовых ресурсов в целях выполнения экономических и целевых программ инновационного развития экономики региона. РИОУ представляет собой государственное образовательное учреждение регионального уровня (рис. 4). Отличительной чертой финансирования регионального интегрированного учреждения ДПО является передача на уровень субъекта федерации обязательств по бюджетному финансированию и, соответственно, осуществлению контроля за результатами его деятельности. Таким образом, бюджетное финансирование будет направлено прежде всего на обучение тех специалистов, которые действительно востребованы в регионе.

Предложенные методические основы моделирования интегрированных образовательных учреждений отвечают принципам пропорционально-последовательного продвижения по этапам и направлениям создания модели, согласованности информационных, ресурсных и других характеристик, рационального соотношения отдельных уровней иерархии в системе моделирования, целостности отдельных обособленных стадий построения модели и соответствуют цели моделирования.

Высшие учебные заведения

Университеты

Академии

Институты

Интегрированные

образовательные

учреждения

Средние профессиональные учебные заведения

Колледжи

Техникумы

Кадровые службы предприятия

Процессы оценки персонала

Корпоративное интегрированное образовательное учреждение

Процессы начального профессионального образования Процессы дополнительного профессионального образования Процессы среднего профессионального образования

Начальные профессиональные учебные заведения

Учебно-консультационные учреждения ДПО

Профессиональные

училища

Профессиональные

лицеи

Общеобразовательные иколы с профессиональные уклоном

Институты ДПО

Центры ДПО

Курсы ДПО

Школы ДПО

Научно-исследовательские структуры

НИИ, КБ

Научные подразделения учебных заведений

Научные подразделения предприятий

Технопарки

Инфраструктура рынка труда

Кадровые агентства

Агентства по трудоустройству

Г осударственная _____служба______

Рис. 3. Структурно-процессное представление модели корпоративного интегрированного образовательного учреждения

Рис. 4. Структурно-процессное представление модели регионального интегрированного образовательного учреждения ДПО

Высшее образование в России • № 2, 2009

Обсуждаем проблему

111

Разработанные виды интегрированных образовательных учреждений позволят в ближайшей перспективе внести существенный вклад в решение

проблемы обеспечения потребностей экономики в высококвалифицированных кадрах для решения инновационных задач развития.

О.А. МАЛЫГИНА, доцент Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики

Использование NPS-технологии для оценки качества обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из актуальных педагогических проблем является проблема оценки качества обучения. Современные исследователи связывают её решение с использованием математических методов. В данной работе рассматривается применение NPS-подхода при оценке результатов обучения. Описывается математическая модель, построенная на основе теории вероятности, которая позволяет оценить эффективность обучения.

Ключевые слова: качество обучения, чистый коэффициент лояльности NPS (Net Promoter Score), детрактор, промоутер, нейтрал, доверительный интервал, динамика NPS.

В современных психолого-педаго-гических исследованиях разрабатываются различные качественные и количественные критерии оценки результатов обучения. В работах, опирающихся на деятельностный подход к обучению, предлагается система качественных параметров формируемой деятельности учащихся [1]. О системности знаний как о важном качественном критерии обучения идет речь в статьях Л.Я. Зориной и З.А. Решето-вой [2]. В исследованиях М.Н. Скатки-на и В.В. Краевского рассматривается система качества знаний, включающая полноту и глубину, осознанность и прочность, конкретность и обобщенность, системность и систематичность, оперативность и гибкость, свернутость и развернутость. Отмечается, что для формирования каждого параметра необходима специальная система заданий.

Вопросам использования информационных технологий при оценке качества обучения отводится значительное внимание в исследованиях Г.В. Ивши-

ной [3]. Многие авторы отмечают, что наряду с качественными критериями следует вводить и статистические оценки полученных результатов обучения, подтверждающие (или нет) эффективность обучения, его практическую значимость. Использование математических методов позволяет делать аргументированные выводы о качестве обучения, судить о достоверности исследования, эффективности новых моделей обучения, новых педагогических технологий, обосновывать рекомендации по внедрению результатов в практику обучения [4].

Перспективным направлением в использовании математических методов при оценке результатов обучения является применение NPS-подхода.

Опишем кратко предысторию создания данной методики, которая первоначально связывалась с проблемой измерения удовлетворенности клиентов и с разработкой коэффициента лояльности. Понятие чистого коэффициента лояльности NPS (Net Promoter Score) было введено Ф. Райхельдом [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.