Научная статья на тему 'Аварийность при эксплуатации самоход- ных машин, тракторов и прицепов и пути ее снижения'

Аварийность при эксплуатации самоход- ных машин, тракторов и прицепов и пути ее снижения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / ИНСПЕКЦИЯ ГОСТЕХНАДЗОРА / СПЕЦИАЛИСТ / ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / PERSONNEL RESERVE / GOSTEKHNADZOR INSPECTORATE / EXPERT / SPECIAL-PURPOSE TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горгоц Константин Георгиевич, Серёгин Александр Евгеньевич

Проанализирована аварийность при эксплуатации самоходных машин и прицепов в ХМАО-Югре и обоснована целесообразность разработки окружной программы по совершенствованию системы подготовки и переподготовки специалистов рабочих профессий на право работы с тракторами, самоходными машинами и прицепами, а также предложены принципы, на которых должна базироваться такая программа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горгоц Константин Георгиевич, Серёгин Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-propelled cars, tractors and trailers in operation: accident rate and ways of its decrease

Accident rate at operation of self-propelled cars and trailers in KhMAO-Yugra is analysed. The appropriateness of a regional programme aimed at improving manpower training and retraining system to qualify trainees to operate tractors, self-propelled cars and trailers is grounded as well as basic principles of the programme are offered.

Текст научной работы на тему «Аварийность при эксплуатации самоход- ных машин, тракторов и прицепов и пути ее снижения»

ВЕСТНИК Югорского ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009 г. Выпуск 2 (13). С. 101-106

УДК 623.437.44

аварийность при эксплуатации самоходных машин, тракторов и прицепов и пути ее снижения

К. Г. Горгоц, А. Е. Серёгин

В настоящее время в органах Гостехнадзора ХМАО - Югры зарегистрировано 2700 юридических и 4650 физических лиц - владельцев тракторов, самоходных машин и прицепов. По состоянию на 01.01.2007 общее количество зарегистрированной техники составило 55702 единицы.

В таблице 1 представлены данные о динамике роста зарегистрированной в инспекциях Гостехнадзора ХМАО - Югры техники с 1998 по 2007 год. Из представленных данных следует, что за 9 лет абсолютное количество единиц тракторов, самоходных машин и прицепов выросло на 27873 шт., или на 100%. В среднем ежегодный прирост составляет 3097 единиц или 8,12% по состоянию к предыдущему году.

Таблица 1. Динамика роста количества тракторов, самоходных машин и прицепов и наложенных административных протоколов

Год Зарегистрировано техники Выдано удостоверений тракториста- машиниста Наложено административных протоколов

всего, штук прирост за год всего прирост за год

штук % штук %

1998 27829 - - 3475 550 - -

1999 28132 303 1,1 4951 742 192 34,9

2000 31345 3213 11,4 4641 1368 626 84,4

2001 36911 5566 17,8 5598 1681 313 22,9

2002 41051 4140 11,2 5045 1870 189 11,2

2003 42145 1094 2,7 6289 2371 501 26,8

2004 44105 1960 4,7 4913 2574 203 8,6

2005 46720 2615 5,9 2850 2423 -151 -5,9

2006 51058 4338 9,3 2297 2809 386 15,9

2007 55702 4644 9,1 2582 2873 64 2,3

За этот же период инспекциями Гостехнадзора ХМАО - Югры было выдано 42641 удостоверений тракториста-машиниста, причем в период с 2004 по 2007 год наблюдается значительный спад их выдачи по сравнению с 2001-2003 годами.

Одновременно с ростом числа зарегистрированной инспекциями Гостехнадзора ХМАО - Югры техники наблюдается значительный рост аварийности и количества наложенных на лиц, эксплуатирующих технику, административных протоколов.

За период с 1998 по 2007 год количество административных протоколов, наложенных на лиц, эксплуатирующих технику, увеличилось на 522,4%, что превышает в 2,6 раза прирост зарегистрированной техники.

Проведенный анализ дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев, зарегистрированных в ГИБДД и связанных с использованием тракторов, самоходных машин и прицепов показывает, что общее количество несчастных случаев и ДТП имеет тенденцию к увеличению (таблица 2). При этом самыми распространенными типами ДТП являются сход с дороги, столкновение и опрокидывание. В числе основных причин происшествий - недостаточная культура вождения и несоблюдение правил дорожного движения, неопытность водителей, недостаточно эффективная система организации и контроля работы автотранспорта в предприятиях. Таким образом, основной причиной ДТП становится «человеческий фактор». Крупные компании округа заинтересованы в повышении профессионализма водителей, и таким образом снижении человеческого фактора. В частности: руководитель службы безопасности и охраны труда компании «Салым Петролеум Девелопмент» [1] Юрий Башара на организованном форуме по безопасности дорожного движения в поселке Салым представил программу по обеспечению безопасности дорожного движения, которая включает оснащение автотранспорта СПД и частично автомобилей подрядных и субподрядных организаций системами мониторинга параметров движения, регистрирующих скорость в пути, частоту торможения и другие показатели, повышение профессионализма водителей путем обучения их методам «защитного» вождения, а также внедрение более эффективной системы регистрации рейсов и систематическое проведение инспектирования транспортных средств.

Таблица 2. Данные по несчастным случаям и ДТП, произошедшим при эксплуатации тракторов, самоходных машин и прицепов

в ХМАО - Югре, за период с 2000 по 2007 гг.

Год Ранения Изменение к предыдущему году, % Смертельные случаи Изменение к предыдущему году, % Всего ДТП Изменение к предыдущему году, %

2000 14 - 9 - 15 -

2001 8 - 42 5 - 45 12 - 20

2002 12 + 50 2 - 60 14 + 17

2003 19 + 59 2 0 16 + 15

2004 15 - 21 3 + 50 13 - 19

2005 24 + 60 2 - 33 18 + 39

2006 21 - 13 3 + 50 23 + 28

2007 12 - 42 7 + 134 14 - 40

Из представленных данных следует, что в 2005 и в 2006 годах произошел значительный рост числа ДТП и, соответственно, возросло количество раненных в них людей по сравнению с предыдущими годами. 2007 год превзошел предыдущие по числу погибших (7 человек).

Такие показатели свидетельствуют о низком профессиональном уровне специалистов, эксплуатирующих технику и, прежде всего, специалистов рабочих профессий. Отчасти это является последствием разрушения существовавшей ранее высокоорганизованной системы подготовки рабочих кадров.

Особенностью Ханты-Мансийского автономного округа является большой разброс предприятий и производственных площадок на значительной территории, составляющей 534,8 тысяч квадратных километров, низкий уровень развития транспортного сообщения и большая номенклатура применяемой техники, в том числе и зарубежного производства.

Эксплуатация тракторов, транспортно-технологических машин и прицепов в условиях Югры имеет ряд специфических особенностей и связана с частой передислокацией техники на значительные расстояния, в том числе по зимникам, преодолением ледовых переправ, работой при низких температурах, а так же на заболоченной местности, песках и крутых склонах.

Рост численности парка самоходных машин и прицепов сопровождается увеличением их номенклатуры, появлением машин с принципиально новыми конструктивными решениями сборочных единиц и агрегатов, применением автоматизированных систем мониторинга и управления движением, технологическим оборудованием. Все эти действия, направленные на модернизацию устаревшего парка автомобилей и закупке качественно нового, высокотехнологичного, предъявляют совершенно новые требования к уровню подготовки рабочих, существенно повышая объем требуемых профессиональных знаний и навыков.

Все перечисленное выше должно учитываться при подготовке специалистов, эксплуатирующих в условиях ХМАО - Югры тракторы, самоходные машины и прицепы.

В настоящее время на территории округа право на подготовку и переподготовку специалистов рабочих профессий, поднадзорных органам Гостехнадзора, имеют 30 учебных заведений, в число которых входят:

• государственные образовательные учреждения (в т. ч. «Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования» ПУ №1 г. Ханты-Мансийск, ГОУ СПО «Сургутский профессиональный колледж») - всего 3 образовательных учреждения;

• муниципальное учреждение начального профессионального образования («Профессиональное училище» г. Нягань) - всего 4 образовательных учреждения;

• муниципальные общеобразовательные учреждения среднего образования (средние школы) - всего 3 образовательных учреждения;

• негосударственные образовательные учреждения начального и дополнительного образования (автошколы, учебно-производственные комбинаты) - всего 20 образовательных учреждений.

Двадцать три учебных заведения имеют лицензии непосредственно на профессиональную подготовку, фактически её осуществляют только пять образовательных учреждений, но только на начальные разряды, не позволяющие эксплуатировать энергонасыщенную технику. Остальные образовательные учреждения занимаются исключительно переподготовкой специалистов.

География размещения учебных заведений по районам округа и их численность представлена в таблице 3.

Наличие в ряде районов нескольких учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов рабочих профессий, является положительным фактором, при этом на общем фоне выделяется Берёзовский район, в котором отсутствуют учебные заведения рассматриваемой направленности.

Таблица 3. География размещения учебных заведений по районам округа и их численность

Район Населенный пункт Количество учебных заведений Количество зарегистрированной техники

1 2 3 4

Белоярский г. Белоярский 1 892

Березовский - - 1009

1 2 3 4

Кондинский п. г. т. Кондинское п. г. т. Междуреченский 1 1 2253

Нефтеюганский г. Нефтеюганск п. г. т. Пойковский г. Пыть-ях 1 1 1 7179

Октябрьский п. Карымкалы г. Нягань п. Шеркалы 1 2 1 2822

Нижневартовский район г. Нижневартовск г. Мегион г. Радужный 5 2 1 15331

Ханты-Мансийский п. Горноправдинск п. Кедровый г. Ханты-Мансийск 1 1 2 3722

Советский г. Советский 1 2053

Сургутский г. Сургут г. Когалым 6 1 20441

Количество учебных заведений, имеющих лицензии на право подготовки специалистов различных профессий, представлено на рис. 1.

5

1 2 3 4 5 6 8 9 10 11 12 14 16 21

Кол-во лицензирвоанных професиий у учебного заведения

Рис. 1. Количество учебных заведений, имеющих лицензии на право подготовки специалистов различных профессий

Представленные данные показывают, что только 8 учебных заведений округа осуществляют подготовку и переподготовку специалистов по 10 и более профессиям, 16 учебных заведений осуществляют подготовку и переподготовку по пяти и менее специальностям.

В 2007 году в учебных заведениях округа первоначально рабочее образование по профессиям, поднадзорным инспекциям Гостехнадзора, получили 430 человек, что составляет всего 9,25% от прироста количества техники за год. За этот же год 692 человека прошли переподготовку, из них 247 - за пределами округа.

Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод, что в настоящее время в ХМАО - Югре существует проблема организации системы первоначальной подготовки специалистов, эксплуатирующих тракторы, транспортно-технологические машины и прицепы, а также проблема значительного повышения её качества и качества переподготовки.

Коммерциализация данной сферы образования привела к появлению большого числа частных учебных заведений, обучающих по незначительному количеству профессий и имеющих слабую материально-техническую и учебно-методическую базу. В настоящее время в округе ни одно учебное заведение не имеет автотрактородрома для подготовки машинистов-трактористов, соответствующего методическим рекомендациям министерства сельского хозяйства РФ, утвержденным приказом № 956 от 03.10.2003 г.

Решение обозначенной проблемы может быть осуществлено путем разработки окружной программы по совершенствованию системы подготовки и переподготовки специалистов рабочих профессий на право работы с тракторами, самоходными машинами и прицепами. Базироваться такая программа должна на следующих принципах:

• создание на базе учреждений высшего и средне-специального образования округа центров по подготовке и переподготовке специалистов рабочих профессий, поднадзорных органам Гостехнадзора (что позволит дополнительно обучать учащихся этих учреждений и приобретать им рабочие профессии);

• оснащение таких центров (частично за счет средств бюджета округа и средств крупных компаний) современными учебно-методическими материалами, оборудованием и необходимой техникой;

• строительство при учебных центрах соответствующих предъявляемым требованиям автотрактородромов;

• привлечение квалифицированных специалистов для организации и ведения образовательного процесса;

• повышение престижности профессионального образования.

Дополнительно стоит отметить, что своевременная организация окружной подготовки профессиональных кадров, особенно в сфере эксплуатации технологического транспорта, необходима при реализации мега-проекта «Урал промышленный - Урал полярный» и планируемого Правительством Югры создания в Ханты-Мансийске логистического центра на трассе Архангельск - Томск. Программа не только позволит решить дефицит кадров при обеспечении этих проектов, но и позволит реализовать окружную систему подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

В настоящее время на кафедре автомобильного транспорта Югорского государственного университета разработан проект автотрактородрома, соответствующий требованиям Мин-сельхоза [2], а так же учитывающий природно-климатические условия ХМАО - Югры. Общая схема такого автотрактородрома представлена на рис 2. Общая площадь автотрактородрома

составляет 31307,73 м2 (3,13 га), площадь площадок для движения и выполнения упражнений с твердым покрытием составляет 26273 м2 (26,3 га). Ориентировочная стоимость строительства трассы с зонами для выполнения упражнений составляет около 42 млн. руб.

Строительство таких автотрактородромов при центрах по подготовке и переподготовке специалистов рабочих профессии в полной мере может решить проблемы практической подготовки трактористов-машинистов и водителей.

Рис. 2. Общая схема автотрактородрома:

1 - автомобильная стоянка; 2 - учебные корпуса;

3 - боксы для стоянки тракторов, самоходных машин и прицепов; 4 - автомойка; 5 - склад ГСМ; 6 - кольцевая дорога; 7 - площадка для упражнений

ЛИТЕРАТУРА

1. Движение без опасности [Электронный ресурс] // Официальный веб-сайт компании Salym Petroleum Development. - Режим доступа: http://www. salympetroleum.ru/files/nh9ru.pdf

2. Кива А. А. Методические рекомендации по проведению экзаменов на получение допуска к управлению самоходными машинами и выдаче удостоверений тракториста -машиниста (тракториста) / А. А. Кива [и др.]. - М. : ФНГУ «РОСИНФОРМАГРОТЕХ», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.