УДК 364.04
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
© Б. Г. Акчурин
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 273 67 23.
E-mail: [email protected]
В статье анализируются формы жизнедеятельности студенческой молодежи по сохранению и укреплению здоровья. Автором предпринята попытка осмыслить новое понимание студенческого образа жизни, который характеризуется интенсивной работой над формированием личности, выработкой стиля поведения, выполнением функций, предписываемых вузовским процессом обучения и воспитания. В работе ставятся вопросы пропаганды здорового образа жизни в вузах, формирования системы, направленной на воспитание здоровой личности.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, питание и обучение, образ жизни студентов,
Причины роста заболеваемости студентов за годы обучения требуют дальнейшего углубленного анализа, что не позволяет пока сделать однозначных выводов. Если в целом зависимость здоровья от образа жизни ни у кого не вызывает сомнений, то многие частные предположения нуждаются в строгой аргументации. Например, казалось бы, очевидная причинно-следственная связь заболевания хроническим гастритом и язвенной болезнью с нерегулярным питанием, воспринимаемая как не требующая доказательств, при строгой проверке оказалась сомнительной.
На сегодня концепция здорового образа жизни представляется комплексной научной проблемой. Исследования по изучению влияния образа жизни на заболеваемость студенческой молодежи проводят медики, социологи, философы, психологи и т.д.
Региональные исследования по данной проблематике демонстрируют довольно тревожные результаты: здоровье студентов имеет нисходящую динамику, обусловленную рядом неблагоприятных факторов. Это - неудовлетворительное состояние окружающей среды, социальная нестабильность, напряженность учебного процесса, жизнь в условиях постоянного психологического стресса, недостаток в активной двигательной деятельности, приводящий к снижению защитных функций организма, распространение вредных привычек.
Полученные данные еще раз подтвердили, что проблема формирования здорового образа жизни и сохранение здоровья студентов выходит далеко за рамки чисто медицинской. Это позволяет обосновать комплексный план оздоровительных мероприятий, который объединит усилия администрации, общественных организаций, студенческой поликлиники, кафедры физвоспитания, спортивнооздоровительного лагеря и студенческого профилактория.
Диспансеризация студентов в условиях вуза направлена не только на сохранение и укрепление здоровья, но и на воспитание у молодежи сознательного, положительного отношения к профилактиче-
валеологическая культура, валеологическое вос-системный подход.
ским мероприятиям, к здоровому образу жизни. Исследования показали, что многие потенциальные возможности диспансеризации студенчества используются далеко не полностью. Социологический опрос студентов выявил, что 68% студентов не понимают значения диспансеризации и только 17% считают диспансеризацию нужной и полезной. Более 60% студентов проходят диспансеризацию только для получения различных справок. Мало внимания уделяется выявлению при диспансеризации факторов, влияющих на здоровье студентов. Свидетельством этого является отсутствие в студенческих амбулаторных картах сведений о режиме питания, бюджете, утренней гимнастике, вредных привычках.
Недостатком самой системы диспансеризации является то, что основные подразделения вузов, кафедры, факультеты (деканаты) не информированы о студентах, состоящих на диспансерном учете или подлежащих диспансерному наблюдению. Диспансерное наблюдение требует совершенствования и привлечения к лечебно-профилактической работе не только врачей и преподавателей кафедр, но и сотрудников деканатов и общественных организаций.
Деканаты при анализе пропусков занятий не выделяют группы студентов, пропускавших занятия по причине болезни, но не посетивших врача, и не информируют об этом поликлинику. Недостаточно анализируются причины академических отпусков.
Исследования одновременно выявили, что более одной трети студентов имеют различные нарушения валеологических требований жизни, в частности, несоблюдение режима дня, питания, отдыха, распространение вредных привычек, и нуждаются в повышенном лечебно-профилактическом наблюдении. Систематически занимаются спортом и физической культурой лишь незначительная часть студентов (от 7 до 12%).
Важным условием целенаправленного воздействия на состояние здоровья студентов является формирование здорового образа жизни. При этом существенное место занимает валеологическое обучение и воспитание студентов. Методологиче-
ское решение этой проблемы возможно только на основе системного подхода, включающего четыре последовательных этапа формирования здорового образа жизни:
• знания - характеризуются овладением ва-леологической информацией по организации режима дня и питания, двигательной активности, ликвидации вредных привычек;
• убеждения - трансформация в сознании человека знаний в твердую уверенность об их достоверности и необходимости;
• умение - выработка способности правильно выполнять оздоровительные процедуры или следовать рациональному сочетанию условий труда и отдыха, разумному использованию досуга;
• навыки означают выработку динамического стереотипа в выполнении комплекса валеологи-ческих мероприятий, определяемых как здоровый образ жизни.
В системе валеологического обучения и воспитания студентов важное место занимает профилактика вредных привычек к алкоголю и табаку. Так, в частности, изучение распространенности табакокурения среди студентов Башкирского государственного университета показало, что до последних лет продолжается тенденция приобщения к курению за годы учебы в вузе.
Методология контроля и профилактики вредных привычек должна включать следующие направления:
• морально-этическое и нравственное воспитание студентов, начиная, с ритуала приема в студенты, и продолжающееся в процессе дальнейшей учебы в вузе;
• валеологическое обучение и воспитание в процессе преподавания «через предмет» и методами устной, печатной и изобразительной пропаганды;
• вовлечение в активную физкультурномассовую деятельность и занятие спортом.
Таким образом, системный подход к проблеме улучшения состояния здоровья студентов включает применение управляющих воздействий на условия обучения, быта и образа жизни студентов.
Решение задачи формирования здорового образа жизни студенческой молодежи должно основываться на прочном научном фундаменте который носить комплексный характер. Для этого необходимо разработать комплексную целевую программу «Здоровье студентов», состоящую из подпрограмм: «Физвоспитание и спорт», «Учебный процесс», «Быт и питание», «Медицинская помощь», «Диспансеризация», «Капитальное строительство». Можно надеяться, что, реализовав такую программу, удастся сохранить и укрепить здоровье студентов в период обучения в институте, выпустить молодых специалистов, обладающих крепким здоровьем, творческим потенциалом и долголетней высокой профессиональной активностью.
Социальный аспект рассматриваемого явления имеет свою специфику. Так, происходящие в нашей стране преобразования всего общества оказывает самое непосредственное влияние на состояние здорового образа жизни, ибо все они направлены на изменение стиля жизни на основе изменения самого человека, его отношения к природе, обществу и к самому себе.
Проблема формирования здорового образа жизни актуальна и значима для самих медицинских работников. Вчерашние студенты-медики, а сегодняшние врачи сетуют на то, что сами они в основном не ведут здорового образа жизни. Так, в результате опроса врачей, имеющих стаж работы более пяти лет, повышающих своих квалификацию на факультете усовершенствования Башкирского медицинского университета в 2010 году, были получены любопытные данные. Им были заданы вопросы: 1. Ведут ли они здоровый образ жизни? 2. Что мешает им вести здоровый образ жизни? Из 182 человек опрошенных 17 человек ответили, что их образ жизни можно считать здоровым. 23 человека считают, что их образ жизни можно назвать здоровым лишь частично, а 132 человека не ведут здорового образа жизни. Основным препятствием в этом случае считали как объективные, так и субъективные причины. Указывались плохие бытовые условия, плохая материальная обеспеченность, перегрузки на работе, стрессовые ситуации, тяжелые ночные дежурства, отсутствие свободного времени, нет силы воли, нет желания перестраиваться, отсутствие взаимопонимания среди домашних и т.д.
Нравственно-психологический аспект здорового образа жизни медицинского работника имеет особую значимость. Ибо в процессе жизнедеятельности под действием окружающих обстоятельств жизнь медицинского работника не всегда находиться на должной нравственной высоте. Здоровый образ жизни есть такое воспроизводство бытия, которое «появляется сразу в качестве двоякого отношения: с одной стороны, в качестве естественного, а с другой - в качестве общественного отношения» [1, с. 28].
В наши дни здоровый образ жизни медицинского работника включает в себя те нравственные ценности, которые давно были известны представителям данной профессии. Примером может служить присяга врача, произносимая им при получении диплома об окончании учебного заведения, основу ее составляет клятва Гиппократа. Следует заметить, что во всех документах обращения врачей, клятвах, молитвах, кодексах и т.д. в основном выступают требования общества к представителю медицинской профессии. И совершенно не отражена та часть требований, которые выражают отношение человека к самому себе. На наш взгляд, необходимо восполнить, этот пробел дополнением к присяге следующих фрагментов:
1) врач обязан вести здоровый образ жизни и способствовать его реализации среди окружающих;
2) самовоспитание и самодисциплина должны стать основополагающими принципами моей жизни.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что студенты имеют продолжительность свободного времени меньше средней продолжительности свободного времени молодежи, высокий удельный вес имеет отдых с небольшой мышечной нагрузкой, крайне нерационально в гигиеническом отношении организован воскресный и каникулярный отдых, характеризующийся малым объемом двигательной активности.
Охрана здоровья студентов должна рассматриваться как часть общей системы учебновоспитательной работы в вузе. Планирование учебно-воспитательной работы, осуществляемое деканатами и кафедрами вуза, должно проводиться с учетом вопросов охраны здоровья студентов. Однако до настоящего времени в осуществлении профилактических мероприятий в охране здоровья студентов не разработана и не функционирует система связи между студенческими поликлиниками, деканатами, кафедрами. Существующий разрыв между этими подразделениями в осуществлении лечебно-профилактического наблюдения за студентами снижает эффективность и качество подготовки молодых специалистов.
В целях улучшения состояния здоровья студентов, совершенствования лечебно-профилактической помощи и оздоровительных мероприятий в вузах рекомендовать:
- ректоратам и руководству поликлиник установить активно действующую систему связи и информации о здоровье студентов между поликлиникой, деканатами, кафедрами, общественными организациями;
- главным врачам поликлиник, врачам вузов систематически анализировать и информировать (ежемесячно) руководство вузов и факультетов о состоянии общей заболеваемости студентов и заболеваемости с временной нетрудоспособностью;
- ректоратам и деканатам систематически заслушивать врачей факультетов и вузов о заболеваемости студентов и лечебно-профилактических мероприятиях;
- деканатам вести постоянное изучение причин пропусков студентами практических (лабораторных) занятий и лекций, информировать поликлиники и врачей вузов о случаях систематических пропусков по причине болезни, но без обращения в поликлинику. Врачам вузов и факультетов на основе информации активно вызывать на прием и обследование этих студентов и при необходимости выделять их в особую группу диспансерного наблюдения;
- деканатам при составлении расписания занятий и лекций строго заполнять установленные ва-леологические требования, предъявляемые к их режиму;
- на факультетах, кафедрах и в профкомах ввести ответственных за информацию о состоянии здоровья студентов.
Доврачебный скрининг позволяет дифференцировать весь контингент студентов на три группы: здоровые, группа риска, больные. Выделение группы риска в количественной оценке от нуля до единицы фактически решает задачу прогнозирования и выявляет вероятность развития патологии на доно-зологическом этапе.
В последующем больные студенты проходят дополнительное медицинское обследование на клинических кафедрах и подлежат динамическому наблюдению и проведению лечебно-реабилитационных мероприятий.
Управляющее воздействие на состояние здоровья студентов включает организацию их быта, питания, условий обучения, распределение учебной нагрузки, определяющей их режим дня. В медицинском вузе при условии децентрализации учебных баз и клиник создание оптимального распорядка дня работы студента и организация питания в перерывах между занятиями представляется маловероятным. Отсюда неизбежны бессистемный режим питания и дефицит учебного времени.
Системный подход к проблеме состояния здоровья студентов включает применение управляющих воздействий на условия обучения, быта, отдыха и образа жизни. Успешное решение этих вопросов во многом зависит от взаимодействия между студенческой поликлиникой, администрацией и профкомом вуза. На административном уровне формируются приказы, направленные на борьбу с вредными привычками, создание благоприятных жилищно-бытовых условий, проведение воспитательной работы. Профсоюзный комитет организует оздоровительные, культурные и спортивномассовые мероприятия.
Результаты проведенных исследований показали, что за годы обучения в вузе выявляется неблагоприятная динамика ряда важнейших факторов образа жизни (увеличение доли лиц, питающихся нерационально, снижение двигательной активности, усиление распространенности вредных привычек), которые являются факторами риска сердечнососудистых, онкологических, эндокринных заболеваний и болезней органов пищеварения и дыхания.
Дальнейшего совершенствования требует и организация учебного процесса, т.к. длительные и частые переезды, недостаточные по продолжительности перерывы между занятиями снижают возможности регулярного питания. Частота заболеваемости, особенно сердечно-сосудистыми и болезнями органов дыхания, среди студентов курящих и потребляющих алкоголь выше, чем в контрольной группе. Профилактическое воздействие в этом случае заключается в административных мерах борьбы с вредными привычками, валеологическом обучении и воспитании студентов с младших курсов.
В связи с незавершенностью роста и развития организма студентов в период их обучения при наличии неблагоприятных факторов среды обитания и нерациональной нагрузке могут возникать патологические состояния, что и отмечается в публикациях ряда авторов.
Из изложенного следует, что организации питания и лечения студентов пока не уделяется должного внимания. Совершенствование медикосоциальной профилактической помощи в вузах имеет много неиспользованных резервов, которые можно реализовать без особых дополнительных денежных затрат путем улучшения условий учебы и отдыха студентов, работы студенческих столовых, приближения питания к местам обучения, воспитания у студентов внимательного отношения к своему здоровью. Одним из дополнительных мер в решении проблемы является индивидуальная и групповая психологическая коррекция поведения, которая повысит уровень психического здоровья и валеологической культуры. С этой целью целесообразно на базе студенческих санаториев-профилакториев создать кабинеты психофизической релаксации и аутотренинга.
Проблема изучения и оценки состояния здоровья студентов остается одной из приоритетных, поскольку состояние здоровья и уровень образования
будущих специалистов во многом определяет развитие нации. Среди вопросов, требующих пристального внимания валеологов и социологов, мы, прежде всего, остановились на следующих: отношение студентов к своему здоровью и здоровому образу жизни, распространенность вредных привычек среди них, организация питания, создание условий для занятий физической культурой, каков, наконец, быт, в том числе, проблемы студенческой семьи.
Студенчество относится к группе населения с повышенным уровнем риска заболеваний в связи с большой психоэмоциональной и умственной нагрузкой, необходимостью адаптации к новым условиям проживания и обучения, формированием межличностных отношений вне семьи. Решению этой проблемы посвящены работы многих авторов. Однако большинство рекомендаций не достигает цели оздоровления студенческого контингента в силу того, что они не носят системный характер. Системный подход к оздоровлению условий жизнеобеспечения и улучшению состояния здоровья студентов может быть осуществлен только на основе научной концепции, отражающей единую стратегию коррекции и управления здоровьем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 28.
Поступила в редакцию 1S.0S.2012 г.