Научная статья на тему 'Опыт формирования здоровьесберегающей среды медицинского вуза'

Опыт формирования здоровьесберегающей среды медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФАКТОРЫ РИСКА / ЦЕНТР СТУДЕНЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Францева Виктория Олеговна, Евсевьева Мария Евгеньевна, Бруснева Валерия Владимировна, Иванова Екатерина Анатольевна

Представлен опыт Ставропольской государственной медицинской академии в разработке и реализации Концепции формирования здорового образа жизни. Создана эффективная система здоровьесбереже ния, включающая медицинский, образовательный, научно-методический, информационно-воспитательный ас пекты взаимодействия, направленные на сохранение здоровья и обучение здоровому образу жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Францева Виктория Олеговна, Евсевьева Мария Евгеньевна, Бруснева Валерия Владимировна, Иванова Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования здоровьесберегающей среды медицинского вуза»

© Коллектив авторов, 2012 УДК 614.2:61.378.17:371 (470.063)

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

В. О. Францева1, М. Е. Евсевьева1, В. В. Бруснева2, Е. А. Иванова1 1 Ставропольская государственная медицинская академия 2Городская поликлиника № 1, Ставрополь

В последнее время большое внимание уделяется вопросам формирования здорового образа жизни. О приоритетном значении этого направления социальной политики государства свидетельствуют принятые законодательные акты, прежде всего Федеральный закон «Об охране здоровья граждан Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, в статье 12 которого обозначен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, обеспечивающийся в том числе путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни [10]. Кроме того, Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» дано поручение обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни населения Российской Федерации [9].

Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья молодежи определяется неблагоприятной демографической ситуацией в России при прогнозируемом ухудшении возрастного состава населения и низком уровне общественного здоровья [7]. Особого внимания заслуживает студенческая молодежь, составляющая стратегический потенциал государства. Деятельность обучающихся сопряжена с высокими нагрузками, что определяет необходимость учёта фактора здоровья в её организации [1].

К вузовским факторам риска, которые негативно сказываются на здоровье студентов, относятся: интенсификация образовательного процесса, нередко присутствующая стрессовая среда и, подчас, нерациональная организация учебно-воспитательной деятельности, ее несоответствие возрастным и

Францева Виктория Олеговна, доктор медицинских наук, проректор по послевузовскому, дополнительному образованию и лечебной работе

Ставропольской государственной медицинской академии; доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, отличник здравоохранения; тел.: (8652)359463; e-mail: [email protected].

Евсевьева Мария Евгеньевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой факультетской терапии

Ставропольской государственной медицинской академии; руководитель Центра студенческого здоровья; тел.: (8652)560905; e-mail: [email protected].

Бруснева Валерия Владимировна, главный врач Городской поликлиники № 1, Ставрополь; тел.: (8652)753256; e-mail: [email protected].

Иванова Екатерина Анатольевна, начальник отдела организации лечебной работы

Ставропольской государственной медицинской академии; тел. (8652)357019; e-mail: [email protected].

функциональным возможностям обучающихся [5, 8]. Поэтому, создавая необходимые условия для обучения и воспитания, организуя здоровьесберегаю-щее окружение, вуз формирует свой особый тип жизнедеятельности, который способствует не только сохранению и укреплению здоровья, но и развитию приверженности принципам здорового образа жизни [4, 11]. Необходимым условием для развития личности студента становятся инновационные педагогические подходы, позволяющие осуществить воспитание потребности в сохранении и укреплении здоровья как ценности [6].

Учитывая профессиональные задачи будущих врачей, реализация такого подхода в медицинском вузе приобретает особую значимость, поскольку у студенческого контингента необходимо не только прививать чувство ответственности за собственное здоровье, но и успешно формировать комплекс превентивных компетенций. Поэтому Ставропольская государственная медицинская академия (СтГМА), как и все медицинские вузы, нуждается в создании комплексного, системного здоровьесберегающего подхода, осуществление которого будет способствовать воспитанию здоровых, профессионально и социально активных специалистов, способных к творческому и эффективному оздоровлению окружающей среды.

Такой комплексный подход лег в основу концепции формирования здорового образа жизни СтГМА (далее - Концепции), основной идеей которой является идея формирования ценности здоровья и здорового образа жизни посредством создания здоро-вьесберегающей академической среды. Из этой идеи проистекает цель - формирование эффективной системы обеспечения физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующего воспитанию гармоничной и высокоинтеллектуальной личности врача, достижению высокого уровня сознательности и ответственности всех участников образовательного процесса в формировании ценностей здорового образа жизни. Основными принципами реализации Концепции стали: комплексность, системность, целостность, принцип внутривузовской (межсекторальной) и межведомственной интеграции и координации взаимодействия.

В соответствии с основными принципами была разработана базовая модель здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности, содержащая взаимодействующие модули, каждый из которых реализует собственные задачи, а вместе они формируют целостную систему (рис. 1).

В настоящий момент можно подвести определенные итоги. В сфере здоровьесберегающей деятельности академии создана необходимая нормативно-правовая база (положения о структурных подразделениях академии, участвующих в данной деятельности; коллективный договор, предусматри-

вающий позиции здоровьесбережения сотрудников; приказы и распоряжения ректора по вопросам укрепления и охраны здоровья; планы проведения профилактических и оздоровительных мероприятий; планы физкультурно-массовых, информационно-агитационных мероприятий, связанных со здоровым образом жизни). В 2010-2012 гг. активно развивалась здоровьесберегающая инфраструктура. Следует особо отметить в этом плане создание и оснащение Центра студенческого здоровья, который стал ядром внутривузовского и межведомственного взаимодействия по реализации основных направлений медицинского модуля Концепции (рис. 2).

Рис.1. Базовая модель формирования здорового образа жизни

МБУЗ «Городская поликлиника

№ 1»

Санаторий-профилакторий «Искра»

Кафедра физвоспитания и адаптивной физкультуры

Центр психологической и социальной поддержки

Клинические кафедры и подразделения

ГБУЗ СК «Ставропольский краевой центр лечебной физкультуры и спортивной медицины»

ка № 1» с последующим определением групп здоровья и диспансерного наблюдения, а также скрининго-вое обследование в Центре студенческого здоровья [2, 3] с определением факторов риска и проведением анонимного анкетирования по специально разработанным диагностическим картам и анкетам и последующий анализ полученного материала. Анкета включает вопросы, охватывающие различные стороны жизни респондентов, в том числе информированность о здоровом образе жизни, факторах риска, влиянии субъективных факторов на здоровье анкетируемых, отношение студентов к своему здоровью, физическим нагрузкам, занятиям спортом. Результаты проведенных ежегодных медицинских осмотров студентов 1 курса, включая виды выявленной патологии, представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Результаты осмотров в 2010-2011 гг.

Группы

Год Кол-во осмотренных первая (практически здоровые), % вторая (имеют факторы риска), % третья (нуждаются в амбулаторно-поликлиническом лечении), %

2010 595 58,2 18,4 23,4

2011 604 60,4 17,0 22,6

Таблица 2

Виды выявленной патологии

№ п/п Группы заболеваний %

1 Заболевания лор-органов 21,6

2 Ортопедо-хирургическая патология 18,0

3 Заболевания органа зрения 16,6

4 Неврологическая патология 11,3

5 Заболевания желудочно-кишечного тракта 11,1

6 Заболевания сердечно-сосудистой системы 7,9

7 Заболевания органов дыхания 4,1

8 Заболевания мочеполовой системы 2,0

9 Эндокринная патология 1,4

Рис. 2. Здоровьесберегающая инфраструктура Ставропольской государственной медицинской академии

Удалось организовать системную профилактическую работу, большинство направлений которой осуществляются в тесном взаимодействии Центра студенческого здоровья академии с МБУЗ «Городская поликлиника № 1». Ежегодно проводится комплексное медико-социальное обследование студентов 1 курса, которое включает медицинские осмотры бригадой специалистов МБУЗ «Городская поликлини-

Необходимо отметить, что 19,6 % студентов имеют 2-3 заболевания одновременно. Обращает внимание распространенность хронических тонзиллитов и ринитов, нарушений осанки, нестабильности шейного отдела позвоночника, миопии, вегето-сосудистой дистонии. Все нуждающиеся в диспансерном наблюдении студенты 11-111 групп взяты на учет.

Профиль факторов риска определяет лидирующее положение гипертензии (10,5 %) и предгипер-тензии (17,6 %), избыточной массы тела (8,7 %) или ее дефицита (13,8 %). Анализ результатов анонимного анкетирования показал, что большинство первокурсников оценивают свое здоровье как «хорошее» (68 %) и «удовлетворительное» (31 %); информированы о здоровом образе жизни и факторах риска большинство обучающихся (82 %), однако, согласно самооценке, придерживаются здорового образа жизни меньше половины респондентов (43,1 %). Такие негативные явления, как табакокурение, употребление алкогольных напитков, согласно данным анонимного анкетирования, также имеют место у студентов 1 курса: курение отметили более 6 % опрашиваемых, алкогольные напитки употребляют 1 раз

в неделю и чаще до 4 %. Однако 100 % опрошенных выразили отрицательеное отношение к употреблению наркотиков.

Представленные данные свидетельствуют, с одной стороны, о существовании нарушений здоровья студентов, наличии у них различных факторов риска, начиная с 1 курса, а с другой - отсутствии четкой приверженности нормам здорового образа жизни, способным снизить влияние факторов негативного воздействия на здоровье. Полученные результаты подтверждают необходимость системной работы по охране здоровья обучающихся и формированию здорового образа жизни.

Результаты обследований заносятся в электронную базу здоровья студентов СтГМА, включающую на данный момент результаты более 3100 обследований. База пополняется ежегодно результатами мониторинга показателей здоровья студентов в процессе их обучения.

Для студентов с выявленной патологией или с факторами риска ее развития разрабатываются индивидуальные или групповые коррекционно-оздоровительные программы, которые включают: 1) диспансерное наблюдение в МБУЗ «Городская поликлиника № 1»; 2) оздоровление, комплекс восстановительного лечения в санатории-профилактории «Искра»; 3) занятия лечебной физкультурой;

4) консультативно-диагностические и лечебные мероприятия в клинических подразделениях академии;

5) консультирование по коррекции питания, режиму труда, учебы и отдыха, помощь в отказе от вредных привычек ведущими клиницистами академии и сотрудниками Центра студенческого здоровья; 6) консультации специалистов на клинических кафедрах академии.

Накопленный опыт показал, что эффективную коррекцию патологии и факторов риска здоровья студентов нельзя ограничивать медико-профилактической работой. Необходимо осуществление комплекса информационно-просветительских, воспитательно-образовательных и агитационно-массовых мероприятий с непосредственным вовлечением самих обучающихся. Наш опыт свидетельствует, что успеху формирования и закрепления положительных поведенческих стереотипов у студентов способствует их приобщение к подобной деятельности начиная с первого курса. В этом направлении, утверждая основным организационным принципом работы принцип «воспитание через профессию», особое внимание уделяется развитию волонтерского движения и работе отрядов милосердия. Первый профессиональный опыт студенты получают в волонтерской работе в специализированных медицинских учреждениях и при проведении акций, посвященных медицинским датам (Всемирный день больного, Всемирный день борьбы против туберкулеза, Международный день слепых, Всемирный день борьбы со СПИД и пр.). Особо следует отметить, что в академии создан собственный видеолекторий с фильмами и презентациями по вопросам здорового образа жизни, и студенты, интерны, ординаторы сами проводят лекции и тематические занятия в школах города в рамках «Недели школьной медицины», в центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Большая роль в Концепции формирования здорового образа жизни отводится образовательному модулю. Разделы и темы по здоровому образу жизни нашли отражение в учебных программах большин-

ства дисциплин всех специальностей подготовки врача. В государственном образовательном стандарте третьего поколения в обязательной подготовке выпускника предусмотрены разделы по здоровому образу жизни, которые выражены через профессиональные компетенции и предполагают, что будущий врач должен уметь проводить профилактические, общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастных, половых особенностей, состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, двигательным режимам и пр. Эти и другие вопросы должны найти освещение в рабочих учебных программах по 32 дисциплинам профессионального цикла. Таким образом, важность тематики здорового образа жизни обозначена федеральными государственными стандартами, поэтому нашла отражение в основном документе образовательной деятельности каждой кафедры академии - в рабочей учебной программе.

Подводя предварительные итоги реализации Концепции здорового образа жизни, следует отметить, что в академии выстраивается комплексная, системная модель здоровьесбережения, в которую вовлечены все участники образовательного процесса. Сформирована необходимая нормативно-правовая база, развивается здоровьесберегающая инфраструктура, налажена медико-профилактическая, воспитательно-образовательная, информационно-пропагандистская работа. Выявляются существенные нарушения здоровья первокурсников, более 40 % из которых нельзя отнести к практически здоровому контингенту и которые уже в первые месяцы учебы нуждаются в медицинском обследовании, лечении, диспансерном наблюдении. Поэтому так важна постоянная, системная оздоровительная работа, повышение мотивации к формированию навыков здорового образа жизни и осознанию ценности своего здоровья.

Только вовлеченность в эту работу всех структур, подразделений медицинского вуза, его сотрудников и обучающихся позволит создать здоровьесбере-гающую академическую среду, которая обеспечит не только охрану здоровья всех участников образовательного процесса, но и сформирует необходимое здоровьеориентированное мышление и профессиональные компетенции будущего специалиста-медика.

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Здоровье студентов: стресс, адаптация, спорт / Н.А. Агаджанян. - Владимир, 2004. - 136 с.

2. Евсевьева, М.Е. Подходы к оценке сердечнососудистого риска у лиц молодого возраста / М.Е. Евсевьева, А.Р. Джанибекова, М.В. Еремин [и др.] // Профилактическая медицина. - 2011. - № 5.- С. 7-11.

3. Евсевьева, М.Е. Суточный профиль АД и факторы сердечно-сосудистого риска у лиц молодого возраста / М.Е. Евсевьева, О.В. Сергеева, Г.П. Никулина, М.В. Ростовцева, Н.В. Орехова // Кардиоваск. терапия и про-фил. - 2008. - № 7. - С. 30-35.

4. Есауленко, И.Э. Организация и развитие академических центров здоровья студентов. Всероссийская научная конференция «Здоровье нации - основа процветания России» / И.Э. Есауленко, А.А. Зуйкова, Т.Н. Петрова. - М., 2011. - С. 20-23.

5. Ефимова, И.В. Психофизиологические основы здоровья студентов / И.В. Ефимова, Е.В. Будыко, Р.Ф. Проходовская. - Иркутск, 2003. - 124 с.

6. Косовский, Г.В. Основные тенденции заболеваемости по обращаемости среди студентов вузов. Проблемы управления здравоохранением / Г.В. Косовский // Москва. - 2006. - № 1. - С. 52-56.

7. Невзоров, А.А. Научные подходы к совершенствованию организации профилактической работы среди учащейся молодежи : автореф. дис. ... канд. мед. наук / А.А. Невзоров. - М., 2010. - С. 2-3.

8. Розенфельд, Л.Г. Здоровье студентов по данным субъективной оценки и факторы риска,

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

В. О. ФРАНЦЕВА, М. Е. ЕВСЕВЬЕВА,

В. В. БРУСНЕВА, Е. А. ИВАНОВА

Представлен опыт Ставропольской государственной медицинской академии в разработке и реализации Концепции формирования здорового образа жизни. Создана эффективная система здоровьесбережения, включающая медицинский, образовательный, научно-методический, информационно-воспитательный аспекты взаимодействия, направленные на сохранение здоровья и обучение здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, факторы риска, Центр студенческого здоровья

влияющие на него / Л.Г Розенфельд, С.А. Ба-трымбетова // Здравоохранение РФ. - М., 2008. - № 4. - С. 38-39.

9. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

10. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3. ст. 12.

11. Evsevieva, M.E. About varied aspects of the complexed work of the centre of student's health in Stavropol on the Caucasus / M.E. Evsevieva, V.N. Muravieva, V.O. Frantceva // Russia «eusuhm congress - 2011» / Education and health from childhood to adult life. - M., 2011. - Р. 17-18.

AN EXPERIENCE

OF STAVROPOL STATE MEDICAL ACADEMY

IN FORMING HELTH SAVING SYSTEM

FRANTSEVA V. O., EVSEVIEVA M. E.,

BRUSNEVA V. V., IVANOVA E. A.

The article represents the experience of Stavropol State Medical Academy in working out and realization of healthy lifestyle forming concept. An effective health saving system was created in the Academy. It includes medical, educational, scientific, informational and other aspects of cooperation which are aimed at health-keeping and healthy lifestyle training.

Key words: healthy lifestyle, risk factors, Centre of student's health

© М. М. Корянова, А. Б. Овсиенко, 2012 УДК 618.145-007.415:615.838

РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕНЩИН С СОЧЕТАННОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ВНУТРЕННИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ И ПОЗВОНОЧНИКА

М. М. Корянова, А. Б. Овсиенко

Государственный научно-исследовательский институт курортологии, Пятигорск

В большинстве случаев у больных гениталь-ным эндометриозом встречается патология позвоночного столба, причем практически у всех женщин имеется сколиоз позвоночника, наблюдается вовлечение в патологический процесс поясничного или пояснично-крестцового отделов. Частично это обусловлено общностью кровоснабжения, синхронностью трофических процессов в позвоночнике (особенно его пояснично-крестцовом отделе) и внутренних половых органах. У женщин деформирующие из-

Корянова Марина Михайловна, кандидат медицинских наук, врач-ортопед

Пятигорской клиники Пятигорского ПГНИИК ФМБА России; тел.: 89197457775

Овсиенко Анна Борисовна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая гинекологическим отделением Пятигорской клиники Пятигорского ПГНИИК ФМБА России; тел.: 89054601882; е-mail: [email protected]

менения в межпозвонковых суставах обычно выражены более значительно, чем у мужчин, и при отсутствии лечения чаще заканчиваются синостозом [1, 2, 3]. Одновременное воздействие на патологические процессы в гениталиях и позвоночнике может оказаться весьма перспективным в реабилитации этой категории больных.

Цель исследования - разработка комплексной реабилитации женщин с сочетанным поражением половых органов и опорно-двигательного аппарата.

Материал и методы. Наблюдались 92 больные, страдающие генитальным эндометриозом (ГЭ), сопровождающимся сколиозом позвоночника. Женщины были разделены на три группы. Пациентки контрольной группы (31 чел.) получали санаторно-курортное лечение: радоновые процедуры в виде ванн, гинекологических орошений и микроклизм температурой 36 оС с экспозицией каждой процедуры 15 минут - 40 или 180 нКи/л, на курс 10-12 про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.