Научная статья на тему 'Значимые факторы и условия жизни, влияющие и формирующие состояние здоровья студенческой молодежи города Ставрополя'

Значимые факторы и условия жизни, влияющие и формирующие состояние здоровья студенческой молодежи города Ставрополя Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
291
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА / ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бруснева Валерия Владимировна, Клименко Тамара Васильевна

Анкетирование 42313 студентов из 33 учебных заведений г. Ставрополя проводилось по специально разработанному опроснику. Исследование показало значительную распространенность значимых негативных факторов и условий жизни студенческой молодежи в г. Ставрополе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бруснева Валерия Владимировна, Клименко Тамара Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимые факторы и условия жизни, влияющие и формирующие состояние здоровья студенческой молодежи города Ставрополя»

Литература

1. Беленков, Ю.Н. Амбулаторно-поликлиническое ведение больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в свете нормативных документов / Ю.Н. Беленков, Ф.Т. Агеев, ТВ. Фафонова // Здравоохранение. - 2004. - № 10. - С. 15-25.

2. Денисов, И.Н. Общая врачебная практика (семейная медицина) : практическое руководство / И.Н. Денисов, Б.Л. Мовшович. - М. : ГОУ ВУНМЦ, 2005. - 1000 с.

3. Клинические рекомендации Европейского Общества Кардиологов - 2007. - М., 2008. -186 с.

4. Руководство по амбулаторно-поликлинической кардиологии / под ред. Ю.Н. Беленкова, Р. Г Оганова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. -399 с.

5. Стародубов, В.И. Клиническое управление:теория и практика / В.И. Стародубов, Т.К. Луговки-на. - М. : Медицина, 2003. - 192 с.

ЛОГИКО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЯЕМОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ В УСЛОВИЯХ КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

В. Н. СИНЮКОВА

MODEL OF LOGIC STRUCTURAL

OPTIMIZATION

OF ARTERIAL HYPERTENSION

CONTROLLED DIAGNOSTICS

IN A CLINICAL DIAGNOSTIC CENTER

SINYUKOVA V.N.

Разработана и внедрена в клиническую практику отделения семейной медицины СКККДЦ логикоструктурная модель оптимизации управляемого диагностического процесса при артериальной гипертензии. Модель оптимизации диагностического процесса соответствует сложности изучаемого объекта, т.е. принципу необходимого разнообразия и дополнительности. К основным особенностям системной модели оптимизации диагностики артериальной гипертензии относятся: процессы управления клинической практикой, включающие совокупность отношений -государственную систему здравоохранения; систему страховой медицины; медицинские профессиональные ассоциации, обучающие и медицинские учреждения; искусство общения «врач - пациент», т. е. основы современного консультирования в условиях клинического диагностического центра.

Ключевые слова: модель оптимизации, клиническое управление,артериальная гипертензия

Model of optimization of the diagnostic process in hypertension was developed and used in clinical practice of family medicine department of Stavropol clinical diagnostic center. Model of the diagnostic process corresponds to the complexity of the object, according to the principle of requisite variety and complementarity. The main feature of the presented model is the clinical practice management ordering relations between public health system, health insurance system, medical professional associations, educational and medical institutions and the art of communication «physician - patient», which are the background of modern clinical diagnostic centers functioning.

Key words: optimization model, clinical management, hypertension

© В. В. Бруснева, Т В. Клименко, 2012 УДК 614.2.057.875 (470.063)

ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ, ВЛИЯЮЩИЕ И ФОРМИРУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

12 12 В. В. Бруснева , Т. В. Клименко '

1 Городская поликлиника № 1, Ставрополь

2Ставропольская государственная медицинская академия

Успешная подготовка высококвалифицированных кадров непосредственно связана с укреплением и охраной здоровья обучающихся. Подтверждая значимость и актуальность пробле-

Бруснева Валерия Владимировна, главный врач городской поликлиники № 1 г. Ставрополя, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: 8928315168, (8652)753256; e-mail: [email protected].

Клименко Тамара Васильевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей врачебной практики/семейной медицины Ставропольской государственной медицинской академии; заместитель главного врача по профилактической работе городской поликлиники № 1 г. Ставрополя; тел.: 89624596203.

мы охраны здоровья студентов, отмечается, что развитие конкуренции на рынке труда обусловливает необходимость выпуска не только профессионально подготовленных, но и здоровых специалистов [1, 4].

По оценкам исследователей, в настоящее время до 70 % абитуриентов, поступающих в вузы, имеют те или иные отклонения здоровья [12, 18]. В то же время имеющие место в период обучения в вузе нерегулярное и несбалансированное питание, гиподинамия, пассивные формы отдыха, высокие учебные нагрузки и ряд других факторов риска оказывают негативное влияние на здоровье студентов и делают эту категорию еще более уязвимой в социальном и медицинском планах [7, 9, 20].

Установлено, что распространенность хронических заболеваний среди студенческой молодежи достаточ-

но высока и увеличивается со стажем обучения в вузе. Следовательно, здоровье студентов зависит не только от их личного отношения к этому вопросу, но и от условий, в которых они живут, учатся, отдыхают, а также от организации медицинской помощи [4, 17].

Цель настоящего исследования - определение значимых факторов и условий жизни студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального обучения, влияющих и формирующих состояние здоровья студенческой молодежи в городе Ставрополе.

Материал и методы. В исследовании приняли участие 33 учебных заведения, в том числе 10 государственных вузов (6 филиалов), 9 негосударственных вузов (в т. ч. 4 филиала), а также 14 ссузов, из них 10 государственных и 4 негосударственных.

Анкетирование проводилось по специально разработанному опроснику, содержащему 24 вопроса и 86 ответов. Первая часть вопросов анкеты уточняла количественный состав студентов, обучающихся в образовательном учреждении. Вторую часть анкеты представляли вопросы, направленные на изучение обеспеченности учебных заведений спортивными сооружениями, охватом студентов занятиями спортом, организацией групп лечебной физкультуры. В третью часть были включены вопросы по выявлению обеспеченности подразделениями общественного питания, организации лечебно-диетического питания. В заключительной части анкеты предлагалось ответить на вопросы по организации медико-профилактической помощи студентам, а также оздоровлению. Результаты, полученные в ходе исследования, подверглись вариационно-статистической обработке. Использованы методы описательной статистики Microsoft Excel на базе компьютера JBM Pentium.

Результаты и обсуждение. В опрошенных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального обучения города обучаются 42313 студентов. В их числе лиц в возрасте до 18 лет, т. е. подростков, 7033, или 16,6 %, старше 18 лет - 35278 человек, что составляет 83,4 %. Из общего числа подростков в государственных вузах обучаются 1332 человека (18,9 %), в негосударственных вузах - 975 человек (13,9 %). В ссузах обучаются 4726 несовершеннолетних, или 67,2 %.

Из общего числа студентов юношей 20 046 человек (47,4 %), девушек - 22 267 (52,6 %).

Разница в структуре и распространенности различных видов патологии у студентов подросткового возраста и старшекурсников, выявленная нами по данным углубленных медицинских осмотров и по обращаемости в лечебное учреждение, аналогична данным, полученным другими авторами [8, 17]. Комплексная оценка состояния здоровья, проводимая исследователями в разных регионах, подтвердила также факт, что состояние здоровья девушек-студенток хуже, чем юношей. Эти особенности необходимо учитывать при совершенствовании профилактических, медицинских, реабилитационных мероприятий, в том числе для планирования их финансирования и кадрового обеспечения.

При изучении условий и места проживания студентов установлено, что основная масса обучающихся -иногородние граждане РФ - 26 744 человека (63,2 %); иностранных студентов - 668 (1,6 %), причем 99,1 % из них, или 562 человека, студенты Ставропольской государственной медицинской академии. Адаптация студентов, проживающих в отрыве от родителей - в общежитии или на съемной квартире, протекает тяжелее и в будущем часто приводит к возникновению разнообразных соматических и психоневрологических за-

болеваний. Выявлено, что студенты, проживающие у родителей, меньше болели [10, 16]. В общежитиях исследуемых нами образовательных учреждений проживают 8788 человек, или 32,9 % от общего количества иногородних студентов. Из 668 иностранных студентов в общежитии проживают 565, или 84,7 %. Помимо общих недостатков режима для этой категории студентов характерны специфические: образ жизни в общежитии, не способствующий успешному обучению, сложная психологическая, а зачастую и стрессогенная обстановка, трудности адаптации, еще более выраженное нарушение режима питания, более частая заболеваемость вирусными инфекциями и гриппом, обусловленная скученностью и контактом людей в общежитии [17].

В целом практически 100 % иногородних студентов имеют дополнительный фактор риска - приспособление к новым условиям жизни, формирование межличностных взаимоотношений вне семьи.

Являясь неотъемлемым компонентом образа жизни студентов, физические упражнения способствуют сохранению здоровья и гармоничному развитию личности. Влияние низкой физической активности на усвоение студентами учебной программы, возникновение и развитие у них хронических неинфекционных заболеваний отмечено многими авторами [2, 21]. В то же время большинство студентов ведут малоподвижный образ жизни. Наиболее распространенными причинами низкой двигательной активности называют недостаток времени из-за перегруженности учебных программ, неорганизованность, отсутствие условий, чрезмерное увлечение компьютером [13, 19].

В современных экономических условиях снижение активности занятий физической культурой и спортом объясняется также и ограничением доступности спортивных баз, спортивных секций. Так, по данным Всероссийского мониторинга, из-за низкой обеспеченности спортивными сооружениями удовлетворенность населения условиями для занятий физической культурой и спортом в целом равна лишь 24 % [11].

Анализ результатов анкетирования позволил изучить обеспеченность исследуемых образовательных учреждений спортивными базами и спортивными сооружениями. Так, собственную спортивную базу имеют все государственные вузы и 3 из 6 (50 %) филиалов государственных вузов. Обеспечены крытыми спортивными сооружениями также 2 из 5 (40 %) негосударственных вузов и 1 (25 %) филиал негосударственного вуза. Филиалы государственных вузов, не имеющие собственной спортивной базы, арендуют спортивные залы. Три негосударственных вуза и два филиала также арендуют спортивные сооружения. Из 10 государственных учебных заведений среднего профессионального образования имеют спортивные залы 9 (90 %). Только в двух из четырех негосударственных ссузах имеется собственная спортивная база (50 %).

Таким образом, из 33 учебных заведений спортивную базу - собственную или арендованную - имеют 29 учебных заведений.

В соответствии с имеющейся спортивной базой в учебных заведениях работают спортивные секции, общее количество которых составляет 196 (табл. 1).

Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной обеспеченности учебных заведений в городе спортивными сооружениями, неполном охвате студенческой молодежи спортивно-массовой работой, туризмом, что является одной из существенных причин ее недостаточной физической активности.

Таблица 1

Охват студентов постоянными занятиями спортом в спортивных секциях

Критерии Учебные заведения Всего

гос. вузы негос. вузы гос. ссузы с. ы оз гу ес нс

Количество спортивных секций в учебных заведениях 90 25 70 11 196

Число постоянно занимающихся в них студентов 2090 748 2238 359 5435

Охват студентов занятиями в спортивных секциях, % 7,5 24,0 23,6 18,5 12,8

Охват студентов туристическими группами 1396 70 29 1495

По результатам медицинских осмотров и исходя из особенностей состояния здоровья, уроки физической культуры студенты посещают в одной из групп - основной или специальной (ЛФК). Основными критериями включения в группу ЛФК являются уровень здоровья, физическое развитие, наличие заболеваний, их тяжесть и течение.

Всего в группах ЛФК занимаются 2588 студентов, или 6,0 %. В том числе, в государственных вузах с филиалами - 1619, что составляет 5,8 % от числа обучающихся в них; в негосударственных вузах и филиалах -108 (3,5 %); государственных ссузах - 610 человек (6,4 %); негосударственных ссузах - 251 человек, или 13 %. Согласно исследованиям, проведенным другими авторами, доля занимающихся в специальных медицинских группах студентов достигает 30-40 % [19].

Следует также отметить, что группы лечебной физкультуры не организованы в 3 из 10 (30 %) государственных вузов и филиалов, в 4 из 9 (44 %) негосударственных, а также в 4 из 10 (40 %) государственных и 2 из 4 (50 %) негосударственных ссузов. То есть 40 % исследуемых учебных заведений не имеют групп ЛФК, в которых физические нагрузки студентам из специальных медицинских групп дозируются в объеме, не позволяющем ухудшить состояние здоровья.

Важнейшим условием сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни студентов является полноценное - сбалансированное, рациональное питание. Доказано также, что здоровое питание способствует лучшей адаптации студентов к учебной нагрузке [5, 7]. Однако характерные для студенческой жизни систематические нарушения режима питания, в том числе еда всухомятку, редкие или обильные и беспорядочные приемы пищи ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению заболеваний органов пищеварения [4, 14].

Проведенный нами анализ обеспеченности вузов и ссузов столовыми и другими подразделениями общественного питания показал, что 28 из 33 (85 %) учебных заведений имеют точки общественного питания. Все государственные вузы имеют столовые как в учебных корпусах, так и в общежитиях, благодаря чему студенты, не проживающие с родителями, при желании имеют возможность принимать горячую пищу в течение дня, соблюдать оптимальную кратность питания и т. д. Кроме того, они располагают буфетами, в трех из них имеются кафе, а также снековые автоматы - точки быстрой доступности питания. Из 9 негосударственных вузов столовая имеется только в 1, остальные предлагают студентам услуги буфетов. В 7 государствен-

ных ссузах из 10 (70 %) а также в 3 негосударственных ссузах из 4 (75 %) работают столовые, в остальных -буфеты. Таким образом, не все учебные заведения могут обеспечить обучающимся в них студентам возможность здорового питания в приемлемых для этого условиях и с предоставлением достаточного времени для размеренного приема пищи. По одной этой причине не все студенты имеют равные условия для здорового режима питания, способствующего поддержанию активной жизни и уменьшению риска возникновения хронических заболеваний.

Учитывая, что практически здоровыми в разных регионах признаны 22,2-32 % студентов [4, 13, 21], вопросы организации лечебного диетического питания должны решаться всеми учебными заведениями. Согласно проведенному анализу из 33 ставропольских учебных заведений высшего и среднего профессионального обучения обеспечение студентов лечебным питанием организовано только в одном вузе и двух учебных заведениях особого типа (табл. 2).

Таблица 2

Организация обеспечения студентов лечебно-диетическим питанием в учебных заведениях

Учебное заведение Кол-во студентов

2009 2010 2011

Ставропольская государственная медицинская академия 423 409 412

Ставропольское училище олимпийского резерва 77 93 95

Православная Ставропольская духовная семинария 15 15 16

Итого 515 517 523

Анализ показал, что количество учебных заведений, обеспечивающих студентов лечебным питанием, за три года не изменилось. Незначительную тенденцию к увеличению имеет количество студентов, получающих лечебно-диетическое питание. Следовательно, такой социальный фактор риска, как «нездоровое» питание, сохраняет свою значимость в снижении показателей студенческого здоровья.

Проведенное изучение организации медикопрофилактической помощи студенческой молодежи города Ставрополя свидетельствует о том, что медицинское обеспечение этой категории населения осуществляется различными медицинскими подразделениями: лечебно-профилактическими учреждениями по месту жительства, здравпунктами учебных заведений, медицинскими центрами. Однако основная нагрузка по обслуживанию студентов ложится на единственное в городе студенческое отделение МБУЗ городской поликлиники № 1 и ее лицензированные здравпункты, расположенные в помещениях двух государственных вузов и шести государственных ссузов. В Ставропольской государственной медицинской академии создан центр студенческого здоровья, тесно сотрудничающий со студенческим отделением. Основной спецификой работы центра являются такие направления деятельности, как здоровьесбережение через воспитание и образование, проведение скрининга, научно-исследовательская работа.

Как показало изучение, в 30 % учебных заведений города ответственные лица за охрану здоровья и медицинское обеспечение студентов назначены из числа работников деканатов. В остальных формально ответственность возложена на медицинских работников здравпунктов (там, где они есть) или от-

ветственные не назначены. Только в 2 % учебных заведений ведется учет заболеваемости студентов по медицинским справкам, предоставляемым из лечебных учреждений. В 12 % вузов и 11 % ссузов ведется учет лиц, нуждающихся в оздоровлении по данным ежегодных медицинских профилактических осмотров. Планы, программы профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья, имеются в 70 % государственных вузов, 50 % негосударственных вузов и 53 % государственных ссу-зов. Однако результативность оздоровления в соответствии с планами, программами в виде изменения групп здоровья с положительной динамикой нигде не учитывается.

Заключение. Исследование показало значительную распространенность значимых негативных факторов и условий жизни студенческой молодежи в городе Ставрополе. Полученные данные могут быть использованы при разработке и создании территориальной комплексной межведомственной программы, приоритеты которой будут направлены на сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи, улучшение условий обучения, быта, питания, отдыха, совершенствование и обеспечение доступности медицинского обслуживания.

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса / Н.А. Агаджанян, Т.Ш. Миннибаев, А.Е. Северин [и др.] // Гигиена и санитария. - 2005. - № 3. -С. 49-51.

2. Артеменков, А.А. Гигиенические аспекты физического воспитания студентов / А.А. Артеменков // Мониторирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России. Влияние поведенческих факторов риска на здоровье населения : тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2011. - С. 13-15.

3. Артеменков, А.А. Медико-гигиеническая характеристика здоровья студентов / А.А. Артемен-ков, Е.Н. Останкина // Профилактическая медицина - 2011. - № 5. - С. 17-20.

4. Батрымбетова, С.А. Совершенствование системы охраны здоровья студенческой молодежи на основе концептуального подхода / С.А. Батрымбетова. - Челябинск, 2008. - 244 с.

5. Березовский, Д.М. Качество питания и физической активности молодежи российских городов / Д.М. Березовский, С.М. Кочуев, З.Д. Махов [и др.] // Актуальные проблемы здоровьесбе-режения и медицинской профилактики : материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2012. - С. 34-41.

6. Блинова, Е.Г. Научные основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Блинова Е.Г - М., 2010. -46 с.

7. Блинова, Е.Г Влияние образа жизни на здоровье студентов ОМГПУ / Е.Г. Блинова, В.П. Межова // Через образование молодежи - к здоровой нации : материалы межрегиональной межведомственной научно-практической конференции. - Уфа, 2002. - С. 22-23.

8. Ваганова, Л.И. Медико-социальная характеристика студентов-подростков, новые подходы к совершенствованию организации медицинской

помощи : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Ваганова Л.И. - Челябинск, 2003. - 25 с.

9. Валентинович, Л.И. Социально-гигиеническая характеристика студентов медицинского колледжа / Л.И. Валентинович, Е.О. Должачев // Профилактическая медицина. - 2010. - № 3. -С.13-16.

10. Васильева, О.Л. Заболеваемость, образ жизни и пути совершенствования медицинского обслуживания студентов высших учебных заведений : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Васильева О.Л. - Н. Новгород, 2001. - 22 с.

11. Витухова, Л.В. Физическое воспитание как составная часть здоровьесберегающих технологий формирования здорового образа жизни учащихся / Л.В. Витухова, Ю.А. Заозерский, Г.В. Мадатова // Мониторирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России : тез. докл. - М., 2011. - С. 56-58.

12. Дакинова, Л.Н. Состояние здоровья школьников Республики Калмыкия / Л.Н. Дакинова, В.А. Ни-дюлин, А.Б. Горяева [и др.] // Мониторирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России : тез. докл. - М., 2011. -С. 95-97.

13. Исаева, И.Н. Медико-социальные аспекты состояния здоровья студентов / И.Н. Исаева,

B.И. Горбунов, Г.В. Возженникова, А.С. Веруш-кина // Мониторирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России : тез. докл. - М., 2011. - С. 145-147.

14. Малько, О.М. Программа обучения здоровому питанию в центре здоровьесберегающих технологий / О.М. Малько, Е.Б. Марочкина // Монито-рирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России : тез. докл. - М., 2011. - С. 224-226.

15. Морозова, Н.И. Состояние здоровья и ценностные ориентации молодежи Кузбасса / Н.И. Морозова // Валеология. - 2009. - № 3. -

C. 34- 40.

16. Морозько, П.Н. Состояние здоровья и академической успеваемости студентов / П.Н. Морозько // Гигиена и санитария. - 2005. - № 5. - С. 49-51.

17. Нефедовская, Л.В. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи / Л.В. Нефедовская. - М. : Литтерра, 2007. - 189 с.

18. Попова, Н.М. Медико-социальная характеристика здоровья подростков на территории компактного проживания финно-угорских народов / Н.М. Попова, В.Н. Савельев // Медикосоциальные проблемы демографии : сборник статей. - Ижевск, 2004. - С. 57-61.

19. Соловьев, Г.М. Здоровьесберегающая система образования как гарант качества высшего образования / Г.М. Соловьев // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 8. - С. 92-96.

20. Шубочкина, Е.И. Мониторинг образа жизни и состояния здоровья учащихся колледжей как основа управления здоровьем / Е.И. Шубочкина, Е.М. Ибрагимова // Мониторирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России : тез. докл. - М., 2011. -

С. 375-377.

21. Эльгарова, Л.В. Роль высшего учебного заведения в осуществлении политики укрепления здоровья и профилактики болезней / Л.В. Эль-гарова, А.М. Кардангушева, А.А. Эльгаров // Мо-ниторирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России : тез. докл. -М., 2011. - С. 144-150.

и КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ, ВЛИЯЮЩИЕ И ФОРМИРУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. В. БРУСНЕВА, Т. В. КЛИМЕНКО

Анкетирование 42313 студентов из 33 учебных заведений г Ставрополя проводилось по специально разработанному опроснику. Исследование показало значительную распространенность значимых негативных факторов и условий жизни студенческой молодежи в г. Ставрополе.

Ключевые слова: условия жизни, здоровье студента, образ жизни

SIGNIFICANT FACTORS AND CONDITIONS OF LIFE, INFLUENCING AND FORMING STUDENTS' HEALTH OF THE STAVROPOL CITY

BRUSNEVA V. V., KLIMENKO T. V.

Questioning of 42,313 students from 33 schools of Stavropol was conducted on a specially designed questionnaire. The study revealed a considerable prevalence of significant negative factors and living conditions of students in the city of Stavropol.

Key words: living conditions, health, students’ life

© К. С. Межидов, А. С. Калмыкова, 2012 УДК 616-053.4:616-037

ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ г. ГРОЗНОГО

К. С. Межидов, А. С. Калмыкова

Ставропольская государственная медицинская академия

Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей. Неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей наносят большой социальный и экономический ущерб. Около 53 % учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье [1].

Хронические заболевания зачастую являются причиной нарушений физического развития, приводя к уменьшению тотальных размеров тела, дефектам опорно-двигательного аппарата (осанки, формы грудной клетки, ног, стоп) [3, 4, 5].

Цель исследования - установить структуру и частоту заболеваемости детей младшего школьного возраста г Грозного.

Материал и методы. С помощью специально разработанной анкеты-опросника, которая включала 95 вопросов и 382 варианта ответов, проведено анкетирование 2250 родителей школьников 7-12 лет. В последующем непосредственно в школах проводился объективный осмотр детей, измерение артериального давления, осмотр узкими специалистами. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью компьютерной программы Microsoft Excel с вычислением достоверности по t-критерию Стьюдента и ф критерию Фишера [2].

Комплексная оценка состояния здоровья школьников проводилась индивидуально для каждого обследуемого в соответствии с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей», утвержденной приказом Минздрава рФ № 621 от 30.l2.2003 г В зависимости от совокупности этих параметров дети подразделены на группы здоровья.

Межидов Казбек Султанович, соискатель кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: (8652)232107.

Калмыкова Ангелина Станиславовна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: (8652)232107, (8652)352970; е-таіі: [email protected].

Результаты. При комплексной оценке состояния здоровья школьников младших классов выяснено, что 19,4 % имели I группу здоровья, 41,1 % - II и 39,4 % относились к III группе здоровья. С I группой здоровья приходит в школу только каждый пятый ребенок. Ко II группе здоровья относилось наибольшее количество детей: 43,2 % мальчиков и 38,8 % девочек. При определенных условиях имеются большие резервы для увеличения численности здоровых детей за счет коррекции функциональных отклонений во второй группе здоровья. Этот аспект очень важен, так как у 46,5 % из них происходит формирование хронической патологии - III группа здоровья.

Мальчиков с I группой здоровья, т. е. не имеющих отклонений по всем критериям, в 7-летнем возрасте встречалось 35,3 %. В дальнейшем количество здоровых детей резко уменьшалось и в возрасте 10-12 лет в среднем только 3,5 % мальчиков имели I группу здоровья. Количество здоровых девочек в 7-летнем возрасте в 1,4 раза, в 8-летнем в 1,5 раза и в 10-летнем в 1,7 раза было меньше, чем мальчиков.

Ко II группе здоровья относилось наибольшее количество: от 47,9 % в 7-летнем возрасте до 90,1 % в 10-летнем возрасте среди мальчиков и от 32,7 % девочек 7 лет до 70,6 % девочек 11 лет.

Число девочек в 10 и 12 лет с III группой здоровья превышает число мальчиков в 3,4 и 1,3 раза соответственно.

Проведенные исследования позволили установить структуру заболеваемости младших школьников г. Грозного. На первом месте по частоте встречаемости находились болезни органов дыхания (24,8 % в 7 лет, 12,9 % в 12 лет, р>0,05). Высокая распространенность заболеваний органов дыхания складывалась за счет гипертрофии небных миндалин (24,9 %), разрастания аденоидных вегетаций (13,8 %), формирования хронического тонзиллита (27,6 %) и аденоиди-та (34,2 %). На втором месте - заболевания органов пищеварения. Среди патологии органов пищеварения в 7-летнем возрасте наибольшую частоту имел кариес (32,2 %). С возрастом структура патологии пищеварительной системы изменялась за счет увеличения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.