Научная статья на тему 'Организационные основы формирования здорового образа жизни учащихся медицинского вуза'

Организационные основы формирования здорового образа жизни учащихся медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
538
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / СТУДЕНТЫ / ПРОПАГАНДА / ПРОГРАММА / МЕРОПРИЯТИЯ / HEALTHY LIFE STYLE / MEDICAL UNIVERSITY / STUDENTS / PROPAGANDA / PROGRAM / ARRANGEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баклушина Е. К., Бурсикова Д. В.

Рассматриваются методические вопросы организации работы по пропаганде здорового образа жизни в среде студентов медицинского вуза. Описана программа формирования здорового образа жизни учащихся, реализуемая центром здоровья ИвГМА, которая включает несколько тесно связанных модулей: 1) организация системы медицинского обслуживания студентов академии на основе анализа состояния их здоровья, 2) социально-гигиеническое исследование образа жизни студентов, 3) оптимизация психологического состояния учащихся и преподавателей академии (психологическое тестирование, консультирование, организация и проведение психологических тренингов), 4) включение мероприятий, способствующих изменению образа жизни, непосредственно в учебную программу, 5) проведение спортивно-массовых и общественных мероприятий, направленных на изменение образа жизни и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL BASES OF HEALTHY LIFE STYLE FORMATION IN MEDICAL STUDENTS

Methodical questions of healthy life style popularization in medical students are discussed. Authors present the program of healthy life style formation in students. The program is realized by health center of the Ivanovo State Medical Academy and includes several reciprocal modules: 1) organization of medical service system for students which is based upon the analysis of their health status, 2) social-hygienic investigation of students' mode of life, 3) optimization of psychological status of the students and tutors of the Academy (psychological tests, consultations, training), 4) including of measures which are conducive to the changes in life style just into curriculum, 5) conducting of sport and social arrangements which are aimed to life style alteration.

Текст научной работы на тему «Организационные основы формирования здорового образа жизни учащихся медицинского вуза»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Баклушина Е.Кдоктор медицинских наук Бурсикова Д.В., кандидат медицинских наук

Кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья ФДППО ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава», 153012, г. Иваново, просп. Ф. Энгельса, д. 8

РЕЗЮМЕ Рассматриваются методические вопросы организации работы по пропаганде здорового образа жизни в среде студентов медицинского вуза. Описана программа формирования здорового образа жизни учащихся, реализуемая центром здоровья ИвГМА, которая включает несколько тесно связанных модулей: 1) организация системы медицинского обслуживания студентов академии на основе анализа состояния их здоровья, 2) социально-гигиеническое исследование образа жизни студентов, 3) оптимизация психологического состояния учащихся и преподавателей академии (психологическое тестирование, консультирование, организация и проведение психологических тренингов), 4) включение мероприятий, способствующих изменению образа жизни, непосредственно в учебную программу, 5) проведение спортивно-массовых и общественных мероприятий, направленных на изменение образа жизни и др.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, медицинский вуз, студенты, пропаганда, программа, мероприятия.

* Ответственный за переписку (corresponding author): тел.: (4932) 30-76-56

В настоящее время охрана здоровья студентов является одной из важнейших социальных задач общества и сферой внимания органов государственной власти в области здравоохранения и образования. В целях сохранения здоровья и трудового потенциала молодого поколения необходимо создание эффективной системы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) и укрепления здоровья учащейся молодежи, где важная роль отводится учебному заведению [1, 4].

Особую актуальность работа по охране и укреплению здоровья учащихся приобретает в условиях медицинского вуза, где усвоение навыков ЗОЖ важно не только для сохранения здоровья самих студентов, но и для формирования их профессиональной компетенции по пропаганде ЗОЖ среди будущих пациентов [2, 3]. Однако, на наш взгляд, деятельность в этом направлении не даст устойчивых положительных результатов без системного и комплексного подхода к решению данной проблемы. В связи с этим в Ивановской

государственной медицинскои академии в начале 2009/10 учебного года под эгидой центра здоровья начата разработка инновационной организационной технологии, включающая на данном этапе реализацию программы работы по охране здоровья и формированию здорового образа жизни учащихся.

Целью данной программы является реализация системы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья, формирование ЗОЖ учащихся академии. В соответствии с целью определены следующие задачи:

1. Создание мотивации к ведению ЗОЖ (в том числе отказу от вредных привычек), организация в академии условий для оздоровления образа жизни.

2. Осуществление ряда медико-организационных, социально-гигиенических, учебно-методических, научных, информационно-консультативных, спортивно-оздоровительных мероприятий.

Baklushina E.K., Bursikova D.V.

ORGANIZATIONAL BASES OF HEALTHY LIFE STYLE FORMATION IN MEDICAL STUDENTS

Abstract. Methodical questions of healthy life style popularization in medical students are discussed. Authors present the program of healthy life style formation in students. The program is realized by health center of the Ivanovo State Medical Academy and includes several reciprocal modules: 1) organization of medical service system for students which is based upon the analysis of their health status, 2) social-hygienic investigation of students’ mode of life, 3) optimization of psychological status of the students and tutors of the Academy (psychological tests, consultations, training), 4) including of measures which are conducive to the changes in life style just into curriculum, 5) conducting of sport and social arrangements which are aimed to life style alteration.

Keywords: healthy life style, medical university, students, propaganda, program, arrangements.

Субъектами являются студенты 1-6 курсов, клинические интерны и ординаторы,аспиранты.

Программа включает несколько модулей, каждый из которых имеет свои цели и задачи, а также методологическую и организационную основу решения поставленных задач и достижения целей. На наш взгляд, предлагаемые модули, несмотря на возможность самостоятельной реализации, должны существовать в тесной взаимосвязи друг с другом, которая обеспечивается единством организации, руководства и информационного пространства.

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без предварительной оценки и мониторинга его состояния, а также разработки современной концепции медицинского обслуживания. В связи с этим одним из модулей программы является организация системы медицинского обслуживания студентов академии на основе анализа состояния их здоровья.

В рамках этого направления ежегодно на базе клиники ИвГМА проводятся комплексные медицинские осмотры учащихся. Всем студентам, имеющим факторы риска развития заболеваний, назначаются профилактические мероприятия по предупреждению формирования хронической патологии. Студенты, страдающие хроническими заболеваниями, берутся на диспансерный учет, для них составляется индивидуальный план динамического наблюдения и проведения основных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Формирование ЗОЖ студентов невозможно без постоянного анализа данных о том образе жизни, который они ведут. Соответственно, еще один модуль программы - социально-гигиеническое исследование образа жизни студентов. По его данным, только треть первокурсников считает свой образ жизни здоровым. Основными критериями оценки своего образа жизни как здорового студенты назвали: отсутствие вредных привычек (71%), достаточная физическая активность (48%), полноценное и рациональное питание (39%). В то же время более половины из них указывают на отсутствие полноценного отдыха, 23% - на неполноценное и нерациональное питание, по 17% - на недостаточную физическую активность и психологическое неблагополучие, а 4% - на наличие вредных привычек (курения).

Среди причин, мешающих вести ЗОЖ, студенты чаще всего называют: усталость после занятий (74%), дефицит времени (73%) и лень (31%). На наличие свободного времени как основного условия ведения ЗОЖ указали 83% опрошенных. Это может свидетельствовать о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов.

Немаловажным фактором сохранения и укрепления здоровья является психологическое благополучие, тем более что только 49% опрошенных оценивают свое психологическое состояние как благополучное. В силу значимости данного направления работы выделен модуль оптимизации психологического состояния учащихся и преподавателей академии, который включает психологическое тестирование, консультирование, организацию и проведение психологических тренингов.

Для решения проблем психологического благополучия штатные психологи центра качества образования ИвГМА регулярно проводят аналитические встречи с руководителями кафедр, деканатов и кураторами для обсуждения задач и итогов диагностики психолого-педагогических аспектов организации учебного процесса.

Сохранению и укреплению здоровья студентов способствует включение мероприятий по изменению образа жизни непосредственно в учебную программу. Данный модуль направлен на освоение учащимися компетенций, необходимых для профилактической работы и формирования ЗОЖ пациентов, и реализуется в периоды обучения на кафедрах, а также производственной практики.

В рамках этого направления на кафедрах академии проводится следующая работа:

- на клинических базах созданы стенды и сан-бюллетени, посвященные ЗОЖ;

- на всех клинических кафедрах разработаны и включены в учебную программу темы курсовых, научно-исследовательских работ, эссе, рефератов, касающиеся ЗОЖ и первичной профилактики заболеваний;

- на всех клинических кафедрах подготовлено учебно-методическое и дидактическое обеспечение бесед студентов с курируемыми пациентами на учебных занятиях и в период производственной практики на темы ЗОЖ и профилактики заболеваний.

Значительное место в формировании ЗОЖ у молодежи отводится внеучебным мероприятиям, проводимым непосредственно на кафедрах, духовно-культурно-спортивным центром, центром здоровья в рамках отдельного модуля программы. На наш взгляд, любые внеучебные мероприятия могут и должны включать элементы пропаганды ЗОЖ. Данный модуль реализуется не только в рамках традиционных мероприятий, таких как «День первокурсника», студенческий КВН, но и с использованием новых форм внеучебной работы: дискуссионного клуба «Здоровый образ жизни глазами студента», кураторских часов «ЗОЖ с гистологических позиций».

Одной из наиболее эффективных форм привлечения внимания студенческой молодежи к проблемам формирования ЗОЖ является вовлечение их в процесс пропаганды необходимых для сохранения здоровья знаний. Речь идет, прежде всего, о развитии волонтерского движения студентов. Формирование и обучение групп студен-тов-волонтеров, предусматривает их дальнейшую работу как в самой академии, так и в иных организациях. Просветительская деятельность социально активных студентов в рамках модуля развития волонтерского движения призвана не только формировать знания и умения по ведению ЗОЖ у самих волонтеров, но и способствовать популяризации этих знаний в среде их сверстников.

Важной составляющей ЗОЖ является физическая активность, которая должна быть достаточной и адекватной возрасту и состоянию здоровья. Спортивно-оздоровительный модуль программы включает целый комплекс мероприятий, направленных на:

- организацию условий для проведения спортивно-оздоровительной работы в академии (содержание в надлежащем состоянии и совершенствование материально-технической базы; развитие спортивных кружков, секций);

- проведение спортивно-массовых мероприятий с привлечением максимального числа участников из студентов и преподавателей (например, тематические спортивные вечера,

ЛИТЕРАТУРА

1. Отношение к своему здоровью студентов выпускного курса Казанского государственного медицинского университета / В. Ю. Альбицкий [и др.] // Здоровье в XXI веке : сб. матер, всерос. науч.-практ. конф. - М., 2000. - С. 32-39.

2. Ивахненко Г. А. Здоровье московских студентов: анализ самосохранительного поведения // Социологические исследования. - 2006. - № 7. - С. 78-81.

спартакиады между курсами, факультетами и общежитиями);

- активное участие в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых спортивными обществами, государственными, общественными и иными организациями (в том числе, во всероссийских «Кроссе наций» и «Лыжне России», областных спартакиадах);

- постоянный анализ данных о физической подготовленности студентов и преподавателей с вовлечением в процесс физического развития всех студентов, в том числе специальной медицинской группы;

- совершенствование инновационных технологий формирования ЗОЖ в процессе физического воспитания.

Организация и проведение работы по формированию ЗОЖ невозможны без надлежащего методического, дидактического и информационно-консультативного обеспечения преподавателей академии, осуществляемого главным координатором программы - центром здоровья академии. Для этих целей на сайте ИвГМА создана страничка центра здоровья, на которой размещаются организационные, информационные материалы о деятельности по охране здоровья и формированию ЗОЖ. В ноябре-декабре 2009 года начала проводить свои занятия школа кураторов, обучающая методам работы со студентами по формированию ЗОЖ.

3. Камаев И. А., Васильева О. Л. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов // Здравоохранение Российской Федера-

4. Формирование здорового образа жизни студентов : элективный курс / В. Б. Мандриков [и др.]. - Волгоград, 2006. - 364 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.