ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Здоровьесберегающая деятельность в общеобразовательных и высших учебных заведениях России
А.А.Иванова1, Т.В.Яковлева1, С.А.Федоткина2
1 Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова, кафедра поликлинической и социальной педиатрии факультета усовершенствования врачей, Москва (зав. кафедрой — проф. Т.В.Яковлева)
2Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева,
кафедра зимних видов спорта
(зав. кафедрой — доц. С.А.Федоткина)
Цель исследования — анализ деятельности средних и высших образовательных учреждений России по формированию здорового образа жизни обучающихся. В работе приняли участие 162 общеобразовательные школы и 65 вузов страны. Выявлены основные факторы, препятствующие ведению здорового образа жизни среди детей и молодежи. Доказана необходимость в действенных технологиях, направленных на повышение мотивации к ведению здорового образа жизни учащейся молодежи и развитие ресурсов организма. Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, общеобразовательные учреждения, вузы, здоровый образ жизни, обучающиеся
Health-care activity in general and higher educational institutions of Russia
A.A.Ivanova1, T.V.Yakovleva1, S.A.Fedotkina2
1The Russian National Research Medical University named after N.I.Pirogov, Department of Polyclinic and Social Pediatrics of Doctors' Improvement Faculty, Moscow (Head of the Department — Prof. T.V.Yakovleva);
2V.P.Astafyev Krasnoyarsk State Pedagogical University, Department of Winter Sports (Head of the Department — Assoc. Prof. S.A.Fedotkina)
The aim of the study was to estimate the activity of average and higher educational institutions of Russia on formation of a healthy life style in pupils and students. 162 comprehensive schools and 65 high schools of the country participated in work. The major factors interfering conducting of a healthy life style in children and youth were revealed. Necessity for effective technologies directed on motivation increase to healthy way of life of studying youth and the development of organism resources was confirmed in the study. Keywords: health-care activity, comprehensive schools, high schools, healthy life style, pupils
В последнее время большое внимание со стороны Правительства Российской Федерации стали уделять вопросам профилактики и здорового образа жизни (ЗОЖ) населения. В стране в составе региональных и муниципальных амбулаторно-поли-клинических учреждений созданы 502 Центра здоровья для взрослых и более 200 — для детей. Кроме того, в муниципальных поликлиниках рекомендовано открывать кабинеты медицинской профилактики, здорового ребенка, а в образовательных учреждениях — школьные кабинеты здоровья [1-4].
Для корреспонденции:
Иванова Анна Аркадьевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической и социальной педиатрии факультета усовершенствования врачей Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова Адрес: 117628, Москва, ул. Куликовская, 1б Телефон: (465) 711-6336 E-mail: annaiv33@rambler.ru
Статья поступила 22.11.2011 г., принята к печати 17.04.2012 г.
Большое количество работ посвящено профилактическим мероприятиям по формированию мотивации к ведению ЗОЖ, которые необходимо проводить с учетом возрастно-половых особенностей среди всех слоев населения. Так, в детстве и юности основным направлением деятельности должна стать образовательная составляющая, в зрелом возрасте — стратегия, направленная на развитие ресурсов организма, а в пожилом — стратегия поддержания качества жизни [5].
Основной акцент в работе следует делать на подрастающем поколении, детях и молодежи, поскольку именно в этом возрасте можно дать знания, сформировать мотивацию, привить навыки морали и поведения, здорового образа жизни человека. Большие надежды возлагаются на образовательные учреждения [6-10].
Образование, построенное без учета основных здоровьесберегающих принципов, малопродуктивно
и носит преимущественно превентивный характер, т.к. практически остается нереализованной наиболее актуальная задача по формированию и укреплению здоровья обучающихся [11]. Это подтверждают многочисленные исследования. Так, по данным НЦЗД РАМН, здоровье детей в возрасте от 7 до 17 лет включительно ухудшается, и к окончанию школы абсолютно здоровыми признают 3-10% выпускников [12-13]. Подобное положение дел диктует необходимость изучения сложившейся ситуации и принятия эффективных мер, направленных на улучшение показателей здоровья школьников и молодежи.
Пациенты и методы
В проведенном социологическом исследовании по специально разработанным анкетам в качестве экспертов выступили директора 162 образовательных школ (98 городских и 64 сельских) и ректоры 65 ведущих вузов страны медицинского, педагогического и технического профиля. Общая численность школьников и студентов учебных заведений, участвовавших в опросе, составила 69 160 и 488 216 человек соответственно.
Анкета состояла из четырех разделов:
• «Формирование ЗОЖ в образовательном учреждении»;
• «Содействие физическому совершенствованию обучающихся»;
• «Организация лечебно-профилактических мероприятий в образовательном учреждении»;
• «Содействие формированию мотивации ЗОЖ у детей и молодежи».
Расчеты основных статистических показателей осуществляли с использованием программ «Statistica for Windows v. 7.0» и «Microsoft Excel 2002».
Результаты исследования и их обсуждение
В первом разделе анкеты экспертами была проведена оценка источников, из которых школьники и студенты могли бы получать информацию о ЗОЖ. Перечень включал тематические лекции, семинары, практические занятия в рамках программы обучения ряду предметов и дисциплин (биология, химия, ОБЖ и другим), организация Дней здоровья. Большинство директоров школ и все ректоры вузов, принимавшие участие в опросе, поддержали инициативу о введении в программу обучения отдельного предмета (или курса) по формированию ЗОЖ. Затем эксперты выявили ведущий фактор, препятствующий ведению ЗОЖ обучающимися, — низкая личностная мотивация.
На второе место директора городских школ поставили отсутствие необходимых знаний у детей, на третье — нарушение режима дня. По мнению директоров сельских школ, второе и третье место занимают соответственно нарушение режима питания и материальный уровень семьи. Ректоры вузов отметили отсутствие моды на здоровье и нарушение режима дня.
Анализ факторов, наносящих наибольший вред здоровью обучающихся, выявил полное совпадение мнений всех руководителей. Первым подобным фактором было названо употребление психоактивных веществ (курение, алкоголь и наркотики). Далее следовали нарушения режима дня и питания, стрессы, низкая двигательная активность и несоблюдение личной гигиены. Каждый из перечисленных факторов примерно одинаково способствует нарушению здоровья школьников и студентов. Даже когда один из них выражен не столь явно, в совокупности с другими факторами за время обучения в школе (11 лет) и в вузе (5-6 лет) он создает благоприятную почву для ухудшения здоровья обучающихся.
Второй раздел анкеты был посвящен формированию в образовательном учреждении здоровьесбере-гающей среды, направленной на содействие физической активности и оздоровление учащихся. Опрос показал, что оздоровительные лагеря на период каникул созданы при 89,1% общеобразовательных учреждений.
Общая ситуация в высших учебных заведениях страны, принявших участие в опросе, свидетельствует о наличии спортивно-оздоровительных лагерей у 53,8% вузов, студенческих профилакториев — у 13,9%, спортивно-оздоровительных лагерей и студенческих профилакториев — у 29,2%. Однако более чем у трети вузов (32,3%) оздоровительные объекты отсутствуют. Анализ в разрезе профилей показал, что наиболее неблагоприятная ситуация складывается в медицинских высших учебных заведениях — 37% не имеют оздоровительных объектов. Лучше всего оснащены технические вузы, в половине из которых, помимо спортивного лагеря, есть собственный студенческий профилакторий.
Серьезная проблема детей и молодежи — низкая двигательная активность. Несмотря на научные данные о целесообразности увеличения всех видов физкультурных занятий до 3-5 часов в неделю, до сих пор 80,2% школ проводят только два урока физкультуры. Ситуация связана как с отсутствием учителей физической культуры, так и помещений, отвечающих требованиям Санитарных правил и норм, особенно в сельских школах.
Большинство городских школ (87,7%) имеет спортивные площадки и спортивные залы. Более того, по утверждению директоров, дети могут дополнительно заниматься спортом в секциях на базе образовательного учреждения (78,4%), однако их посещаемость остается низкой.
Все большее значение придают физическому воспитанию студенческой молодежи. Его цель — подготовка гармонично развитых высококвалифицированных специалистов. Большинство вузов оснащено спортивными и/или тренажерными залами (53,9%), в рамках внеучебной работы организованы секции по различным видам спорта, ряд вузов имеет собственный бассейн (29,2%). Однако, по мнению экспертов, недостаточные количество и укомплектованность
А.А.Иванова и др. / Вестник РГМУ, 2012, №3, с. 68-71
спортивных объектов влияют на желание студентов их посещать.
Согласно полученным оценкам, распространенность вредных привычек среди учащихся школ почти такая, как среди студенческой молодежи. Безусловно, необходимо учитывать региональные особенности, а также тип школы — сельская или городская. В таблице приведены средние значения показателей распространенности употребления психоактивных веществ среди студентов и школьников России.
Альтернативой табакокурению и употреблению алкоголя руководители образовательных учреждений считают собственный пример (некурящие и не употребляющие алкоголь администрация школ, ректорат, деканат, учителя и преподаватели), проведение школ здоровья по данной тематике, приказ директора/ректора, запрещающий курение и распитие спиртных напитков в зданиях школы/вуза (вплоть до отчисления за нарушение правил внутреннего распорядка).
Более того, в ряде вузов страны существует система поощрения некурящих и активно занимающихся спортом студентов в виде стимулирующих надбавок, бесплатных путевок в студенческие лагеря и профилактории, бесплатных экскурсий и концертов, абонементов в бассейн.
Социологический опрос показал, что большинство руководителей вузов выступили в поддержку проведения обязательного массового тестирования учащихся на предмет употребления наркотических веществ в целях своевременного выявления зависимости. Однако только 23% директоров общеобразовательных школ поддержали данную инициативу.
Третий раздел анкеты отражал деятельность образовательных учреждений по организации лечебно-профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья учащихся. Все эксперты, участвовавшие в опросе, были едины во мнении, что наиболее эффективны ежегодная диспансеризация, иммунизация в рамках национального календаря и организация школ здоровья. Большинство экспертов (68,9%) признали необходимость проведения до-нозологического контроля для выявления функциональных резервов организма. Необходимо отметить, что организация перечисленных мероприятий невозможна без доступной медицинской помощи и ее
максимальной приближенности к образовательному учреждению.
Согласно полученным результатам, 98% городских и 62,7% сельских школ имеют медицинские кабинеты, однако в 11,3% школ, преимущественно сельских, их оснащение не соответствует существующим стандартам. Школьные врачи работают в 82,1% городских и 49,9% сельских учебных заведений, а медицинские сестры — в 91,6% городских и 50% сельских образовательных учреждений. Во всех школах диспансеризацию учащихся проводят один раз в год.
Проведенный нами опрос показал, что 66,2% вузов имеют собственную поликлинику, 18,5% — пользуются услугами межвузовской поликлиники, а у 15,3% вузов она вообще отсутствует. Ситуация в технических вузах наиболее тяжелая, поликлиника отсутствует в каждом третьем (35%) учебном заведении данного профиля.
Донозологический контроль в условиях образовательного учреждения в полном объеме (анкетирование и аппаратная диагностика) проводят только в г. Зеленограде (Зеленоградский административный округ г. Москвы). Из всех общеобразовательных учреждений, принявших участие в исследовании, донозологический контроль технически выполним только в 22,8% школ, из которых в каждой второй он представлен лишь анкетированием учащихся. Ни в одном вузе, кроме Московской государственной академии делового администрирования (г. Зеленоград), подобный комплексный подход не используют.
Важная составляющая здорового образа жизни — питание. До 60% детей не завтракают до прихода в школу. В целом охват горячим питанием составляет 73,7% учащихся школ. Сегодня воду рассматривают как продукт питания. В 59,5% школ водный режим (помимо наличия в буфетах) обеспечивают кулерами.
Еще сложнее вопрос обеспечения рационального питания студентов. Большинство молодежи не придает особого значения режиму питания и его качеству. Очень важно, чтобы студенты питались регулярно, не менее четырех раз в сутки. Организация обеденных перерывов является проблемой для вузов. В расписании занятий им отводят недостаточно времени, а порой, в связи со спецификой учебного процесса, они вообще отсутствуют. Существенные трудности при обеспечении здорового питания студенческой молодежи составляют пропускная способность столовых, стоимость комплексного обеда и недостаточный ассортимент блюд.
Заключительный раздел анкеты включал вопросы, касающиеся предложений экспертов по содействию формирования ЗОЖ среди школьников и студенческой молодежи. По мнению экспертов, лидирующими мерами, направленными на формирование мотивации ЗОЖ, являются:
— личный пример педагогического коллектива, профессорско-преподавательского состава, родителей;
Таблица. Распространенность вредных привычек среди студентов вузов и учащихся школ
Вредные привычки Студенты Учащиеся вузов, % школ, %
Курение 50-65 28,3
Алкоголь 80-90 77,7
Употребление психоактивных веществ, в том числе наркотиков 10 7,7
— введение в учебную программу предмета/элективного курса по формированию ЗОЖ, что позволит учащимся получить знания, формирующие мотивацию и навыки здорового образа жизни;
— расширение инфраструктуры (физкультурно-оздоровительные объекты, сеть поликлиник, особенно при вузах, и т.п.), помогающей формировать мотивацию к ЗОЖ у детей и молодежи;
— активное внедрение физкультурно-массовых мероприятий, конкурсов, олимпиад по тематике ЗОЖ;
— привлечение средств массовой информации и специалистов заинтересованных структур (наркологов, психологов, юристов, специалистов из МВД, Центров здоровья, физкультурных центров);
— организация волонтерского движения.
Однако главное мероприятие, по мнению всех экспертов, — это наличие четкой концепции формирования ЗОЖ и внедрение ее в деятельность образовательных учреждений.
Выводы
Проведенное социологическое исследование показало, что детям и молодежи нужны действенные технологии, направленные на повышение мотивации к ведению здорового образа жизни и развитие ресурсов организма, без которых невозможна дальнейшая активная и успешная жизнь. В условиях образовательного учреждения эти технологии должны быть обеспечены за счет развития инфраструктуры физической культуры и спорта, организации рационального питания, предоставления доступных профилактических медицинских услуг, формирования моды на здоровье, как составных частей государственной политики.
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 18.05.09 № 413 «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.06.09 № 302н «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 413 «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.08.09 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
4. Соболева Н.П., Сковердяк Л.А., Коробова Т.В. Основные направления работы центров медицинской профилактики (межведомственный подход) / Под ред. Ю.В.Михайловой. М.: ЦНИИОИЗ, 2004. 128 с.
5. Пузин С.Н., Модестов А.А., Подкорытов А.В. Медико-социальная реабилитация лиц пожилого и старческого возраста. М.: Медицина, 2007. 229 с.
6. Пискарева Г.В., Бронникова Е.Ф., Криворотова М.Г. и др. Наши приоритеты: здоровье детей и качественное образование // Инициативы XXI века. 2009. №2. С.61-65.
7. Шелуха О.И., Сазонова О.В. Необходимость организации здоровьесбере-гающей деятельности в общеобразовательной школе // Совр. наукоемк. технол. 2006. №5. С.53-55.
8. Кардангушева А.М., Эльгарова Л.В., Эльгаров А.А. Здоровьесберегающая программа сопровождения образовательного процесса в высших учебных заведениях // Мед. вестн. Сев. Кавказа. 2011. Т.22. №2. С.82-85.
9. Цабыбин С.А. Здоровьсберегающие технологии в образовательном процессе. Волгоград: Учитель, 2009. 172 с.
10. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Модестов А.А. Основные мероприятия по формированию здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи // Права ребенка. 2010 Дек. С.56-57.
11. Касаткина Н.Э., Руднева Е.Л., Красношлыкова О.Г. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Под ред. Э.М.Казина. Казань: КРИПКиПРО, 2009. 347 с.
12. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах (руководство для врачей). М.: Издательство «Династия», 2004. 168 с.
13. Беседин А.А., Безроднова С.М., Прокопенко Л.М., Заводнова О.С. Анализ заболеваемости детей школьного возраста // Вопр. соврем. педиатр. 2005. Т.4. Прил. №1. С.47.
Информация об авторах:
Яковлева Татьяна Владимировна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой поликлинической и социальной педиатрии факультета усовершенствования врачей Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова
Адрес: 117628, Москва, ул. Куликовская, 1б Телефон: (465) 711-6336 E-mail: yakovl@duma.gov.ru
Федоткина Светлана Александровна, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой зимних видов спорта Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева Адрес: 660049, Красноярск, ул. А.Лебедевой, 89 Телефон: (391) 211-3249 E-mail: safedotkina@mail.ru
ИЗ ЖИЗНИ УНИВЕРСИТЕТА
Победители конкурса РНИМУ им. Н.И.Пирогова на лучшие научно-исследовательские работы
Начало на стр. 24, 37
Результаты конкурса на лучшие научно-исследовательские работы молодых ученых за 2012 г. I премия:
Ваганов Евгений Федорович, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории здоровья женщины, матери и ребенка ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова — за работу «Эмболизация маточных артерий в комплексном лечении пациенток с аденомиозом».
Результаты конкурса молодых ученых на соискание премии имени Павла Евгеньевича Лукомского за 2012 год Победителем конкурса стала Крылова Наталья Сергеевна, доцент кафедры общей терапии факультета усовершенствования врачей ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, за работу «Гипертрофическая кардиомиопатия: варианты клинического течения, аспекты дифференциальной диагностики и особенности медикаментозной терапии».