Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
226
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зигангареева Г.Г., Королева О.И., Хусаинова Д.К.

Актуальность. В настоящее время вопросы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности являются одними из приоритетных направлений в управлении здравоохранением. Законодательство Российской Федерации определило организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности лицензионным требованием. Выявленные несоответствия/нарушения при оказании медицинской помощи являются одним из элементов риск-менеджмента и должны применяться для повышения эффективности работы медицинских организаций.Цель исследования - разработка управленческих практик по повышению качества и безопасности медицинской деятельности с использованием результатов внешних проверок в сфере обязательного медицинского страхования.Материалы и методы. Проведен анализ современных требований нормативных правовых актов контроля качества и безопасности медицинской деятельности, систематизированы основные инструменты, используемые при проведении внешних проверок в системе обязательного медицинского страхования.Результаты. Современная архитектура контроля качества и безопасности медицинской деятельности включает 5 уровней контроля. Описаны инструменты контроля качества медицинской помощи для выявления нарушений, применения финансовых санкций к медицинской организации. В целях повышения качества и безопасности медицинской деятельности рекомендована разработка корректирующих мероприятий, различных управленческих практик.Выводы. Результаты внешних проверок являются важным элементом современной модели управления качеством и безопасностью медицинской деятельности, которые должны быть интегрированы в работу медицинской организации любого профиля для использования в системе непрерывного повышения качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зигангареева Г.Г., Королева О.И., Хусаинова Д.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INTERNAL QUALITY AND SAFETY CONTROL OF MEDICAL ACTIVITIES IN THE CONDITIONS OF A CLINIC PROVIDING MEDICAL CARE ON THE PROFILE «OPHTHALMOLOGY»

Relevance. Currently, the issues of ensuring the quality and safety of medical activities are one of the priority areas in healthcare management. The legislation of the Russian Federation has determined the organization and conduct of internal quality control and safety of medical activities as a licensing requirement. Identified inconsistencies/violations in the provision of medical care are one of the elements of risk management and should be used to improve the efficiency of medical organizations.The purpose of the study is to develop management practices to improve the quality and safety of medical activities using the results ofexternal audits in the field of compulsory health insurance.Materials and methods. The analysis of modern requirements of normative legal acts of quality control and safety of medical activity has been carried out, the main tools used in conducting external audits in the system of compulsory medical insurance have been systematized.Results. The modern architecture of quality control and safety of medical activities includes 5 levels of control. The tools for monitoring the quality of medical care for identifying violations, applying financial sanctions to a medical organization are described. In order to improve the quality and safety of medical activities, the development of corrective measures and various management practices is recommended. Conclusions. The results of external audits are an important element of the modern model of quality management and safety of medical activities, which should be integrated into the work of a medical organization of any profile for use in a system of continuous quality improvement.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2023-6-22-28 УДК: 614.2

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Г.Г. Зигангареева а: , О.И. Королева ь, Д.К. Хусаинова с

а, ь, с ГАУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан им. профессора Е.В. Адамюка», г. Казань, Россия;

а Казанская государственная медицинская академия -

филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, г. Казань, Россия.

а https://orcid.org/0000-0001-9495-4777; ь https://orcid.org/0000-0002-1512-8723; с https://orcid.org/0000-0002-9407-024X.

И Автор для корреспонденции: Зигангареева Г.Г.

АННОТАЦИЯ

Актуальность. В настоящее время вопросы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности являются одними из приоритетных направлений в управлении здравоохранением. Законодательство Российской Федерации определило организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности лицензионным требованием. Выявленные несоответствия/нарушения при оказании медицинской помощи являются одним из элементов риск-менеджмента и должны применяться для повышения эффективности работы медицинских организаций.

Цель исследования — разработка управленческих практик по повышению качества и безопасности медицинской деятельности с использованием результатов внешних проверок в сфере обязательного медицинского страхования. Материалы и методы. Проведен анализ современных требований нормативных правовых актов контроля качества и безопасности медицинской деятельности, систематизированы основные инструменты, используемые при проведении внешних проверок в системе обязательного медицинского страхования.

Результаты. Современная архитектура контроля качества и безопасности медицинской деятельности включает 5 уровней контроля. Описаны инструменты контроля качества медицинской помощи для выявления нарушений, применения финансовых санкций к медицинской организации. В целях повышения качества и безопасности медицинской деятельности рекомендована разработка корректирующих мероприятий, различных управленческих практик.

Выводы. Результаты внешних проверок являются важным элементом современной модели управления качеством и безопасностью медицинской деятельности, которые должны быть интегрированы в работу медицинской организации любого профиля для использования в системе непрерывного повышения качества.

Ключевые слова: внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, обязательное медицинское страхование, экспертиза качества медицинской помощи, медико-экономическая экспертиза.

Для цитирования: Зигангареева Г.Г., Королева О.И., Хусаинова Д.К. Пути совершенствования внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности: как использовать результаты контроля в сфере обязательного медицинского страхования. Менеджер здравоохранения. 2023; 6:22-28. ООГ. 10.21045/1811-0185-2023-6-22-28

Введение

современной модели управления каче-.ством и безопасностью медицинской деятельности ключевыми характеристиками качества медицинской помощи являются эффективность, безопасность, своевременность, рациональность, непрерывность, ориентированность на пациента. Совершенствование нормативного

правового регулирования контроля в сфере здравоохранения формирует тренд перехода от контроля качества медицинской помощи к управлению качеством и безопасностью медицинской деятельности. Вопросы эффективного функционирования и развития системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации в этой связи представляются

© Зигангареева Г.Г., Королева О.И., Хусаинова Д.К., 2023 г.

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № Б

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

востребованными и актуальными [1, 2]. Расширение требований надзорных органов, значительный объем проверок внешних аудиторов ставят новые задачи перед участниками системы внутреннего контроля по повышению эффективности управления медицинской организацией.

Материалы и методы

Изучена существующая законодательная база в части требований к организации и проведению в медицинской организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и контроля объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС). Использовался системный подход при обзоре законодательства с учетом иерархии документов системы специального законодательства в сфере здравоохранения, размещенных в правовых информационных системах, методы контент-анализа и методика экспертных оценок, методы анализа и синтеза.

Результаты

В современной архитектуре контроля в сфере здравоохранения можно выделить несколько форм или уровней контроля, характеризующихся различными целями, задачами, способами, методами и результирующими документами контроля (рис. 1).

Для медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования

(далее - ОМС), предусмотрены контрольно-экспертные мероприятия, которые регулируются положениями Закона об обязательном медицинском страховании ФЗ № 326-ФЗ [3], Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации ФЗ № 323-ФЗ [4] и осуществляются путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи страховых случаев.

Инструменты контроля представлены на рис. 2.

Важным аспектом проведения контроля является возможность комбинации проспективного (до наступления неблагоприятного события) и ретроспективного анализа неблагоприятного события (риска). При осуществлении медицинской деятельности выделяют основные группы рисков, имеющих особенности последствий:

- Профессиональные риски (риски некачественного оказания медицинской помощи, кадровые риски).

- Медико-экономические риски (финансовые и штрафные санкции, судебные издержки).

- Медико-правовые риски (права и обязанности медицинских работников, пациента, досудебное и судебное регулирование в сфере здравоохранения).

- Репутационные риски (освещение неблагоприятных событий в СМИ, социальных сетях Интернет, негативный имидж медицинской организации).

с

#хс

Рис.

1. Современная структура нормативного правового регулирования контроля в сфере здравоохранения

Щр

№ Б Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Порядки. Медицинская помощь Порядки оказания медицинской помощи

Положения Положения об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи Правила

Правила проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований

Порядки. Экспертиза Порядки проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.

Инструкции Инструкции по применению лекарственного препарата

О

@

о

©

о

Стандарты И/В Стандарты медицинской помощи

О

Письмо ФФОМС от 24.04.2023г.

№00-10-30-4-06/5714

Российские и зарубежные научные публикации не могут являться источником правовых норм и требований к оказанию медпомощи, по отдельным профилям, заболеваниям и состояниям, но могут учитываться как дополнительный аргумент при исследовании степени влияния нарушений на прогрессирование имеющегося или возникновение нового заболевания

О

о

Клинические рекомендации

Критерии I* Ж Критерии оценки качества

мвдицинскои помощи ОМС

Договор по ОМС в рамках ТП ОМС, договор в рамках БП ОМС

Иные документы Иные документы, на которые имеются ссылки в клиничесшх рекомендациях

Рис. 2. Инструменты контроля в сфере здравоохранения

Медико-экономические риски могут быть реализованы при осуществлении медико-экономического контроля и медико-экономической экспертизы, при проверке соответствия сведений, указанных медицинской организацией в реестрах счетов, условиям договоров по ОМС и записям в медицинской документации.

Одной из форм контроля в системе ОМС, несущей максимальные риски по всем группам рисков, является экспертиза качества медицинской помощи (далее - ЭКМП). Анализ законодательных норм позволяет выделить опорные элементы организации экспертизы качества медицинской помощи, включающие лиц, ответственных за проведение экспертизы, методологию проведения, формы документов и санкции, применяемые по результатам экспертизы качества медицинской помощи.

Перед экспертом качества медицинской помощи стоят задачи, используя предоставленную медицинской организацией медицинскую и дополнительную учетно-отчетную документацию, оценить компоненты лечебно-диагностического процесса путем сравнения с эталонными документами (порядки, стандарты, клинические рекомендации), определить этапы, на которых были допущены нарушения или несоответствия, сформировать обоснованное экспертное заключение. При выявлении и описании дефектов экспертом качества медицинской помощи используется формализация элементов лечебно-диагностического и экспертного процессов с выделением основных этапов лечебно-диагностического процесса: сбор информации (сбор жалоб и анамнеза, осмотр, ла-бораторно-инструментальное обследование), диагноз, лечение (включая консервативную терапию,

хирургическое пособие и другие виды лечения) и обеспечение преемственности.

Проведение экспертизы качества медицинской помощи можно рассматривать как процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных элементов, имеющий входные и конечные данные, к которому могут быть применимы принципы системы менеджмента качества (рис. 3).

Выявление нарушений на каждом из этапов, оценка их влияния на состояние здоровья пациента позволяют провести комплексную оценку рисков при оказании медицинской помощи в анализируемом случае. Одним из элементов формализованного подхода выступают индикаторы или критерии оценки качества медицинской помощи. Однако, на сегодняшний день требуется актуализация перечня критериев оценки качества медицинской помощи и дополнение критериев по отсутствующим нозологическим единицам. Критерии качества медицинской помощи могут использоваться для разработки чек-листов при осуществлении экспертизы качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, при проведении аудитов в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, для мониторинга деятельности структурных подразделений и медицинской организации в целом, для самоконтроля случая лечения лечащим врачом.

Актуальным остается вопрос использования научных публикаций в качестве обоснования выявленных экспертом несоответствий при отсутствии клинических рекомендаций или иных инструментов контроля при анализируемой нозологии. Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования

Оценка правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации

Оценка степени

достижения

запланированного

результата

Рис. 3. Элементы процесса экспертизы качества медицинской помощи

(письмо ФФОМС от 24.04.2023 г. № 00-10-30-406/5714) разъясняет, что научные публикации не могут являться источником правовых норм и требований к оказанию медицинской помощи, но могут учитываться в качестве дополнительного аргумента при оценке степени влияния нарушений на про-грессирование имеющегося или возникновение нового заболевания.

Выявленные нарушения по результатам экспертизы качества медицинской помощи могут повлечь за собой применение финансовых и штрафных санкций, а также различные формы юридической ответственности как медицинской организации, так и медицинского работника.

Экспертные технологии, применяемые при проведении контрольных мероприятий в сфере ОМС, имеют эффект синергии с методикой внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Примеры точек взаимосвязи дефектов, выявляемых аудиторами ОМС, и мероприятий внутреннего контроля в медицинской организации, представлены в таблице 1.

Представленная взаимосвязь может использоваться должностными лицами, ответственными за организацию клинико-экспертной работы, внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, при проведении анализа причин выявления несоответствий/нарушений по результатам контроля в сфере ОМС с последующей разработкой корректирующих мероприятий и управленческих практик по следующим направлениям:

• организация и контроль надлежащего документооборота;

• стандартизация бизнес-процессов медицинской организации (в т. ч. разработка локальных приказов, регламентов, алгоритмов, СОП);

• систематизация проверочных мероприятий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

• формирование планов мероприятий по результатам экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС согласно требованиям законодательства;

• организация обучения медицинского и немедицинского персонала по профильным вопросам;

• принятие мер по повышению эффективности использования медицинских ресурсов;

• использование видов материального и морального поощрения персонала медицинской организации.

Выводы

В заключение хотелось бы отметить, что в современных условиях актуальным является использование системных и процессных подходов в цикле непрерывного улучшения качества и безопасности медицинской деятельности, выстраивание четких принципов эффективного решения вопросов в сфере охраны здоровья всеми участниками системы здравоохранения. Важно отметить, что контроль качества и безопасности медицинской деятельности является одним из составляющих процесса управления качеством медицинской помощи. Проведенный анализ свидетельствует о необходимости использования результатов контроля в сфере ОМС для повышения эффективности системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, минимизации рисков неблагоприятных событий, финансовых санкций, профилактики конфликтных ситуаций с пациентом или его представителем в досудебном или судебном порядке.

С

«КС

№ Б Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

здравоохранения

зхо змо

I

зЯо

Таблица 1

О

Код дефекта/нарушения Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (Приказ Минздрава России от 19.03.2021 № 231н) Показатели оценки при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (Приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 785н, п. 17)

медико-экономическая экспертиза

2.12 Непредставление медицинской документации, подтверждаю- пп.17.3 Ведение медицинской документации медицинскими работ-щей факт оказания застрахованному лицу медицинской помощи никами скорой медицинской помощи и медицинскими работниками в медицинской организации, а также результатов внутреннего медицинской организации, в которую осуществляется медицинская и внешнего контроля медицинской организации, безопасности эвакуация пациента. оказания медицинской помощи без объективных причин. пп.17.5 Обеспечение преемственности оказания медицинской помощи на всех этапах с соблюдением требований к ведению медицинской документации. пп.17.30 Организация работы регистратуры, включая систематизацию хранения медицинской документации.

2.13 Отсутствие в документации (несоблюдение требований к оформлению) информированного добровольного согласия застрахованного лица на медицинское вмешательство. пп.17.6 Обеспечение получения информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство.

2.17 Отсутствие в карте стационарного больного протокола вра- пп.17.17 Осуществление мероприятий по организации безопасного чебной комиссии в случаях назначения застрахованному лицу применения лекарственных препаратов. лекарственного препарата, не входящего в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

2.18 Нарушение сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной либо базовой программой обязательного медицинского страхования. пп.17.9 Обеспечение своевременного оказания медицинской помощи при поступлении и (или) обращении пациента, а также на всех этапах ее оказания. пп.17.12 Обеспечение оказания гражданам медицинской помощи в экстренной форме. пп.17.31 Организация управления потоками пациентов.

Экспертиза качества медицинской помощи

3.2 Невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи. пп.17.2 Обеспечение оказания медицинской помощи в медицинской организации в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, правилами проведения диагностических исследований, . с учетом стандартов медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций. пп. 17.13 Обеспечение возможности круглосуточного проведения лабораторных и инструментальных исследований в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях. пп.17.22 Осуществление мероприятий при хирургических вмешательствах и профилактика рисков, связанных с ними, в том числе на основе клинических рекомендаций.

3.5 Нарушения при оказании медицинской помощи (в частности, пп.17.19 Проведение мониторинга длительности пребывания па-преждевременная выписка из медицинской организации), вследствие циента в медицинской организации, оказывающей медицинскую которых при отсутствии положительной динамики в состоянии здоровья помощь в стационарных условиях. потребовалось повторное обоснованное обращение застрахованного лица за медицинской помощью по поводу того же заболевания

3.6 Нарушение по вине медицинской организации преемственности в оказании медицинской помощи. пп.17.1 Наличие в медицинской организации нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации медицинской деятельности, включая преемственность оказания медицинской помощи на всех этапах. пп.17.5 Обеспечение преемственности оказания медицинской помощи на всех этапах с соблюдением требований к ведению медицинской документации.

3.10 Наличие расхождений клинического и патолого-анатомического пп.17.2 Обеспечение оказания медицинской помощи в медицинской диагнозов 2-3 категории, обусловленное непроведением необхо- организации в соответствии с порядками оказания медицинской димых диагностических исследований (за исключением оказания помощи, правилами проведения диагностических исследований, ... медицинской помощи в экстренной форме). с учетом стандартов медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций.

3.12 Нарушение прав застрахованных лиц на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, базовой программы ОМС; на выбор врача. пп.17.8 Осуществление сортировки пациентов при поступлении и (или) обращении в зависимости от тяжести состояния и перечня необходимых медицинских вмешательств. пп.17.16 Соблюдение прав пациентов при оказании медицинской помощи.

3.13 Необоснованное назначение лекарственных препаратов; пп.17.17 Осуществление мероприятий по организации безопасного одновременное назначение лекарственных препаратов со схожим применения лекарственных препаратов. фармакологическим действием; нерациональная лекарственная пп.17.24 Осуществление мероприятий по облегчению боли, свя-терапия, связанные с риском для здоровья пациента. занной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами.

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № Б

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Агамов З.Х., Бурцев А.К., Москвичева Л.И. Нормативно-правовое регулирование экспертизы качества медицинской помощи в Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2021. - № 1. - С. 139-143. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-1-139-143

2. Самойлова А.В. Организация контроля качества и безопасности медицинской деятельности и инструменты снижения рисков при оказании медицинской помощи // Вестник Росздравнадзора. - 2023. - № 1. -С. 6-19. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-1-139-143

3. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Доступно по: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/?ysclid=li2zqnuh ze518466971 (Дата обращения 25.05.2023 г.).

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Доступно по: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/?ysclid=li2zwoc6 rt279217247 (Дата обращения 25.05.2023 г.).

ORIGINAL PAPER

WAYS TO IMPROVE INTERNAL CONTROL OF THE QUALITY AND SAFETY OF MEDICAL ACTIVITIES: HOW TO USE THE RESULTS OF CONTROL IN THE SPHERE OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE G.G. Zigangareeva a , O.I. Koroleva b, D.K. Khusainovac

a b- c State Autonomous Health Institution «The Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor E.V. Adamyuk, Kazan, Russia; a Kazan State Medical Academy - Branch Campus of the FSBEIFPE RMACpE MOH Russia, Kazan, Russia. a https://orcid.org/0000-0001-9495-4777; b https://orcid.org/0000-0002-1512-8723; c https://orcid.org/0000-0002-9407-024X.

H Corresponding author: Zigangareeva G. G.

ABSTRACT

Relevance. Currently, the issues of ensuring the quality and safety of medical activities are one of the priority areas in healthcare management. The legislation of the Russian Federation has determined the organization and conduct of internal quality control and safety of medical activities as a licensing requirement. Identified inconsistencies/violations in the provision of medical care are one of the elements of risk management and should be used to improve the efficiency of medical organizations.

The purpose of the study is to develop management practices to improve the quality and safety of medical activities using the results of external audits in the field of compulsory health insurance.

Materials and methods. The analysis of modern requirements of normative legal acts of quality control and safety of medical activity has been carried out, the main tools used in conducting external audits in the system of compulsory medical insurance have been systematized.

Results. The modern architecture of quality control and safety of medical activities includes 5 levels of control. The tools for monitoring the quality of medical care for identifying violations, applying financial sanctions to a medical organization are described. In order to improve the quality and safety of medical activities, the development of corrective measures and various management practices is recommended. Conclusions. The results of external audits are an important element of the modern model of quality management and safety of medical activities, which should be integrated into the work of a medical organization of any profile for use in a system of continuous quality improvement.

Key words: internal quality control and safety of medical activities, compulsory medical insurance, examination of the quality of medical care, medical and economic examination.

For citation: Zigangareeva G.G, Koroleva O.I., Khusainova D.K. Organization of internal quality and safety control of medical activities in the conditions of a clinic providing medical care on the profile «ophthalmology». Manager Zdravoohranenia. 2021; 6:22-28. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-6-22-28

REFERENCES

1. Agamov Z.Kh, Burtsev A.K., Moskvicheva L.I. Normative-legal regulation of the examination of the quality of medical care in the Russian Federation // Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. -2021. - No. 1. - P. 139-143. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-1-139-143

2. Samoilova A.V. Organization of quality control and safety of medical activity and tools to reduce risks in the provision of medical care // Vestnik Roszdravnadzora. - 2023. - No. 1. - P. 6-19. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-1-139-143

№ Б Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

3. Federal Law No. 326-FZ of November 29, 2010 "On Compulsory Medical Insurance in the Russian Federation". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/?ysclid=li2zqnuh ze518466971 (Accessed: May 25, 2023).

4. Federal Law of November 21, 2011 № 323-FZ "On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/?ysclid=li2zwoc6 rt279217247 (Accessed: May 25, 2023).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Зигангареева Гульназ Галимзяновна - кандидат мед.наук, заместитель главного врача по организационно-методической работе ГАУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан им. профессора Е.В. Адамюка», доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением КГМА-филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Казань, Россия.

Gulnaz G. Zigangareeva - candidate of medical sciences, deputy Chief Physician for organizational and methodological work, State Autonomous Health Institution «The Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of health of the Republic of Tatarstan named after professor E. V. Adamyuk», Associate Professor of the Department of Public Health, Economics and Healthcare Management of the Kazan State Medical Academy - Branch Campus of the FSBEIFPE RMACPE MOH Russia, Kazan, Russia. E-mail: Orgmetod.Rkob@tatar.ru

Королева Ольга Ильгизовна - кандидат мед. наук, заведующий отделом по организационно-методической и клинико-экспертной работе ГАУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан им. профессора Е.В. Адамюка», г. Казань, Россия.

Olga I. Koroleva - candidate of medical sciences, head of the department for organizational-methodological and clinical-expert work, State Autonomous Health Institution «The Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor E. V. Adamyuk», Kazan, Russia. E-mail: Orgmetod.Rkob@tatar.ru

Хусаинова Дина Камилевна - кандидат мед. наук, главный врач ГАУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан им. профессора Е.В. Адамюка», г. Казань, Россия.

Dina K. Khusainova - candidate of medical sciences, Chief Physician, State Autonomous Health Institution «The Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor E.V. Adamyuk», Kazan, Russia. E-mail: Husainova.Dina@tatar.ru

3дравоохранение-2023

В МИНЗДРАВЕ ХОТЯТ ПОВЫСИТЬ ШТРАФЫ ДЛЯ ВРАЧЕЙ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ РАБОТЫ ПОСЛЕ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

Минздрав предлагает рассмотреть возможность увеличения штрафов за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении», - заявил помощник министра здравоохранения Алексей Кузнецов. По его словам, это может быть альтернативной мерой вместо введения обязательного распределения медработников после окончания учебы. «Кроме того, -заявил Кузнецов, - целесообразно расширение практики целевого набора и в учреждениях среднего профессионального медицинского образования».

В российские медучреждения в 2023 году придут 45 тыс. выпускников, анонсировал в июне министр здравоохранения Михаил Мурашко. В новом учебном году на обучение в медицинские вузы по программам ординатуры планируется принять 20 тыс. человек, из них 14 тыс. - по целевым договорам.

При этом в Госдуме решить проблему нехватки в больницах молодых специалистов предлагают возвращением советской системы распределения.

По данным Мурашко, дефицит врачей в России составляет около 25-26 тыс. человек, среднего медперсонала - около 50 тыс. Обеспеченность врачебными кадрами в 2022 году снизилась на 1,3% - до 37,2 врача на 10 тыс. населения (в 2021 году - 37,7). По данным Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава, за прошлый год из медучреждений ушли 9,7 тыс. врачей и 38,9 тыс. среднего медперсонала. Падение уровня обеспеченности врачебными кадрами наблюдается уже два года во всех федеральных округах.

Источник: Медвестник.ру

Менеджер

здравоохранения /

Maneger № Б

ZdrevoochreneniB 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.