Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ (В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНУЮ) МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ ПО ПРОФИЛЮ "ОФТАЛЬМОЛОГИЯ"'

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ (В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНУЮ) МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ ПО ПРОФИЛЮ "ОФТАЛЬМОЛОГИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
232
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / АУДИТ / СТАНДАРТНАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ ПРОЦЕДУРА / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПО ПРОФИЛЮ "ОФТАЛЬМОЛОГИЯ"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сабирзянова Г.Е., Хусаинова Д.К., Шулаева Л.М., Зигангареева Г.Г.

Введение. В настоящее время медицинские организации заявляют о соответствии оказываемых ими услуг международному уровню, внедряя систему менеджмента качества согласно требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015), регламентирующим применение «процессного подхода» системы менеджмента качества (СМК). Цель исследования. Изучение и оценка результатов внедрения системы менеджмента качества в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь по профилю «офтальмология» в Республике Татарстан. Материалы и методы. Использованы методы контент-анализа, методика экспертных оценок. Проанализированы информационные и аналитические материалы российских и зарубежных источников, официальные формы статистической отчетности Республики Татарстан и данные медицинской информационной системы Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора Е.В.Адамюка» (ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка»). Результаты. Внедрение СМК в ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка», являющемся медицинской организацией третьего уровня, начато в 2018 г. Разработаны необходимые организационно-распорядительные и учетно-отчетные документы, определены сроки реализации проекта по разработке, внедрению, сертификации и поддержанию системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Проведены мероприятия по самообследованию деятельности клиники, оценочные аудиты ведущих экспертов Российской Федерации в области СМК, обучение медицинского персонала, составлены технологические (информационные) карты взаимодействия процессов, разработаны реестры «рисков» медицинской деятельности, стандартные операционные процедуры, получен сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015). По итогам проверок и внутренних аудитов разработаны корректирующие мероприятия по устранению несоответствий в процессах деятельности офтальмологической клиники. Заключение. Внедрение СМК в ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» способствует повышению удовлетворенности пациента качеством и организацией медицинской помощи, а также позволяет обеспечивать более безопасную среду для пациентов и персонала, выявлять и устранять несоответствия и потери в процессах, стандартизировать процедуры деятельности клиники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сабирзянова Г.Е., Хусаинова Д.К., Шулаева Л.М., Зигангареева Г.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF A QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN A MEDICAL ORGANIZATION PROVIDING SPECIALIZED (INCLUDING HIGH-TECH) MEDICAL EYE CARE

Background. Currently, medical organizations declare the compliance of their services with the international level, introducing a quality management system in accordance with the requirements of international standards ISO 9001:2015 (GOST R ISO 9001-2015), which regulate the application of the «process approach» of the quality management system. Objective. To study and evaluate the implementation of the quality management system (QMS) in a medical organization providing specialized medical eye care in the Republic of Tatarstan. Methods. Methods of content analysis, information and analytical materials from Russian and foreign sources, official forms of statistical reporting of the Republic of Tatarstan and data from the medical information system of the Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor Adamyuk were used. Results. The implementation of a quality management system in accordance with the requirements of international standards ISO 9001:2015 (GOST R ISO 9001-2015) in the Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor Adamyuk, which is a third-level medical organization, began in 2018. The necessary organizational and administrative and accounting and reporting documents have been developed, the time frame for the implementation of the project for the development, implementation, certification and maintenance of the quality management system in accordance with the requirements of ISO 9001:2015 has been determined. Measures for self-examination of the clinic's activities were carried out, assessment audits of leading experts of the Russian Federation in the field of quality management system, training of medical personnel, technological (informational) maps of the interaction of processes were drawn up, registers of risks of medical activities, standard operating procedures were developed, a certificate of compliance with the requirements of ISO 9001 was obtained: 2015 (GOST R ISO 9001-2015). Based on the results of inspections and internal audits, corrective measures were developed to eliminate inconsistencies in the processes of the ophthalmological clinic. Interpretation. The introduction of a quality management system in a medical organization providing specialized (including high-tech) medical care in the «ophthalmology» profile is necessary to increase patient satisfaction with the quality and organization of medical care. The implementation of the QMS made it possible to provide a safer environment for patients and staff, identify and eliminate inconsistencies and losses in processes, and standardize the procedures for the clinic's activities.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ (В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНУЮ) МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ ПО ПРОФИЛЮ "ОФТАЛЬМОЛОГИЯ"»

DOI: 10.26347/1607-2502202109-10034-039

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

КАЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ

(В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНУЮ)

МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

ПО ПРОФИЛЮ «ОФТАЛЬМОЛОГИЯ»

Введение. В настоящее время медицинские организации заявляют о соответствии оказываемых ими услуг международному уровню, внедряя систему менеджмента качества согласно требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001—2015), регламентирующим применение «процессного подхода» системы менеджмента качества (СМК).

Цель исследования. Изучение и оценка результатов внедрения системы менеджмента качества в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь по профилю «офтальмология» в Республике Татарстан.

Материалы и методы. Использованы методы контент-анализа, методика экспертных оценок. Проанализированы информационные и аналитические материалы российских и зарубежных источников, официальные формы статистической отчетности Республики Татарстан и данные медицинской информационной системы Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора Е.В.Адамюка» (ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка»).

Результаты. Внедрение СМК в ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка», являющемся медицинской организацией третьего уровня, начато в 2018 г. Разработаны необходимые организационно-распорядительные и учетно-отчетные документы, определены сроки реализации проекта по разработке, внедрению, сертификации и поддержанию системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001—2015). Проведены мероприятия по самообследованию деятельности клиники, оценочные аудиты ведущих экспертов Российской Федерации в области СМК, обучение медицинского персонала, составлены технологические (информационные) карты взаимодействия процессов, разработаны реестры «рисков» медицинской деятельности, стандартные операционные процедуры, получен сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2015 (ISO 9001:2015). По итогам проверок и внутренних аудитов разработаны корректирующие мероприятия по устранению несоответствий в процессах деятельности офтальмологической клиники.

Заключение. Внедрение СМК в ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» способствует повышению удовлетворенности пациента качеством и организацией медицинской помощи, а также позволяет обеспечивать более безопасную среду для пациентов и персонала, выявлять и устранять несоответствия и потери в процессах, стандартизировать процедуры деятельности клиники.

Ключевые слова: система менеджмента качества, аудит, стандартная операционная процедура, специализированная медицинская помощь по профилю «офтальмология»

Г.Е. Сабирзянова1, Д.К. Хусаинова1, Л.М. Шулаева1, Г.Г. Зигангареева1' 2

1 ГАУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора

Е.В. Адамюка»», г. Казань, Республика Татарстан

2 Казанская государственная медицинская академия — филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, г. Казань, Республика Татарстан

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки

Для цитирования: Сабирзянова Г.Е., Хусаинова Д.К., Шулаева Л.М., Зигангареева Г.Г Внедрение системы менеджмента качества на примере медицинской организации, оказывающей специализированную (в том числе высокотехнологичную) медицинскую помощь по профилю «офтальмология». Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021; 9-10: 34-39. DOI: 10.26347/1607-2502202109-10034-039

IMPLEMENTATION OF A QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN A MEDICAL ORGANIZATION PROVIDING SPECIALIZED (INCLUDING HIGH-TECH) MEDICAL EYE CARE

Background. Currently, medical organizations declare the compliance of their services with the international level, introducing a quality management system in accordance with the requirements of international standards ISO 9001:2015 (GOST R ISO 9001—2015), which regulate the application of the «process approach» of the quality management system.

Objective. To study and evaluate the implementation of the quality management system (QMS) in a medical organization providing specialized medical eye care in the Republic of Tatarstan. Methods. Methods of content analysis, information and analytical materials from Russian and foreign sources, official forms of statistical reporting of the Republic of Tatarstan and data from the medical information system of the Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor Adamyuk were used.

Results. The implementation of a quality management system in accordance with the requirements of international standards ISO 9001:2015 (GOST R ISO 9001—2015) in the Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor Adamyuk, which is a third-level medical organization, began in 2018. The necessary organizational and administrative and accounting and reporting documents have been developed, the time frame for the implementation of the project for the development, implementation, certification and maintenance of the quality management system in accordance with the requirements of ISO 9001:2015 has been determined. Measures for self-examination of the clinic's activities were carried out, assessment audits of leading experts of the Russian Federation in the field of quality management system, training of medical personnel, technological (informational) maps ofthe interaction of processes were drawn up, registers of risks of medical activities, standard operating procedures were developed, a certificate of compliance with the requirements of ISO 9001 was obtained: 2015 (GOST R ISO 9001—2015). Based on the results of inspections and internal audits, corrective measures were developed to eliminate inconsistencies in the processes of the ophthalmological clinic. Interpretation. The introduction of a quality management system in a medical organization providing specialized (including high-tech) medical care in the «ophthalmology» profile is necessary to increase patient satisfaction with the quality and organization of medical care. The implementation of the QMS made it possible to provide a safer environment for patients and staff, identify and eliminate inconsistencies and losses in processes, and standardize the procedures for the clinic's activities. Keywords: quality management system, audit, standard operating procedure, specialized medical care in the field of «ophthalmology»

The authors declare no conflict of interest. Funding: the study had no funding.

For citation: Sabirzjanova GE, Khusainova DK, Shulaeva LM, Zigangareeva GG. Implementation of a quality management system in a medical organization providing specialized (including high-tech) medical eye care. Health Care Standardization Problems. 2021; 9-10: 34-39. DOI: 10.26347/1607-2502202109-10034-039

Galina Sabirzjanova1, Dina Khusainova1, Leysan Shulaeva1, Gulnaz Zigangareeva1, 2

1 Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health

of the Republic of Tatarstan named after Professor Adamyuk, Kazan, Russia

2 Kazan State Medical Academy (a branch

of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education ofthe Ministry of Healthcare of the Russian Federation), Kazan, Russia

Здравоохранение в России за последние годы быстро меняется, стараясь соответствовать современному миру рынка услуг, где лидирующее место занимает потребитель (пациент). Формируются новые нормативные и экономические условия для обеспечения качества оказания помощи медицинскими организациями (МО) как регионального, так и федерального подчинения.

Все большее число МО различных организационно-правовых форм в Российской Федерации выбирают механизм повышения качества медицинской помощи согласно требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р

ИСО 9001—2015) [1]. Первая версия системы стандартов ISO 9000 была разработана в 1987 г., в основу этих стандартов были положены стандарты Британской организации по стандартизации и стандарты BS 5750:1979. Результаты внедрения СМК позиционируются организациями как инструменты повышения эффективности и конкурентоспособности работы любой организации, в том числе и в сфере здравоохранения, независимо от «клинического профиля» организации.

Позитивный опыт применения СМК описан в организациях, оказывающих кардиологическую,

ортопедотравматологическую помощь, в организациях ведомственного здравоохранения и фармацевтики.

Цель исследования — изучение и оценка результатов внедрения системы менеджмента качества в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь по профилю «офтальмология» в Республике Татарстан.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Использованы методы контент-анализа, методика экспертных оценок. Проанализированы информационные и аналитические материалы российских и зарубежных источников, официальные формы статистической отчетности Республики Татарстан и данные медицинской информационной системы ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Применение системы менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001:2015 предоставляет конкурентные преимущества для работы больниц, поликлиник, медицинских центров, касающиеся качества оказываемой медицинской помощи. Один из самых важных моментов — это четкость и «прозрачность» всех выполняемых действий: все процедуры продуманы до деталей и документированы, каждый сотрудник четко знает свои обязанности и в самых критических ситуациях находит правильное решение [2]. Стандарт ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001—2015) регламентирует применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении СМК. Основой современной модели управления качеством в здравоохранении является модель Деминга, которая основывается на трех основных элементах: непрерывном повышении качества, процессном подходе, участии в управлении качеством всего персонала и самоконтроле ключевых этапов процесса [3].

ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» является ведущей МО Республики Татарстан третьего уровня, оказывающая офтальмологическую (в том числе высокотехнологичную) медицинскую помощь взрослому населению. Также основными задачами деятельности МО являются создание условий для организации и проведения учебно-педагогического процесса по повышению квалификации врачей-офтальмологов; обеспечение условий ведения научно-исследова-

тельской деятельности, разработок и внедрения современных высокоэффективных медицинских технологий; организационно-методическое руководство офтальмологической службой Республики Татарстан.

На начальном этапе внедрения СМК в МО проводился анализ деятельности организации по всем направлениям в формате самооценки, кото -рая осуществлялась сотрудниками клиники на основе модели Премии Правительства Российской Федерации в области качества и включала две группы критериев:

I группа: лидирующая роль руководства; наличие политики и стратегии организации в области качества; персонал; партнерство и ресурсы; качество процессов, осуществляемых организацией.

II группа: удовлетворенность потребителей качеством услуг; удовлетворенность персонала условиями и результатами своей деятельности; влияние деятельности организации на общество; результаты работы организации.

Самооценка деятельности организации в соответствии с современными взглядами на менеджмент качества является важнейшим инструментом непрерывного улучшения функционирования СМК организации. Процесс самооценки на момент ее проведения представляет информацию о сильных сторонах деятельности организации и об областях, где можно ввести улучшение, а также позволяет оценить ее в баллах.

В связи с этим, в 2018 г. администрацией ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» было принято решение о внедрении СМК согласно требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001—2015). Локальным нормативным актом1 назначен представитель руководства по качеству, определены сроки реализации проекта по разработке, внедрению, сертификации и поддержанию системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9001:2015.

После самообследования в МО проведен оценочный аудит на соответствие требованиям стандартов ГОСТ Р ИСО 9001—2015 под руководством ведущих экспертов Премии Правительства Российской Федерации в области качества,

1 Приказ ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» от 03 июля 2018 № 174/1-П «О разработке и внедрении системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9001:2015».

Информационная карта взаимодействия процессов ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ»

В системе менеджмента качества ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е. В. Адамаюка» определено 5 процессов.

№ Код процесса Наименование процесса Идентификационный код документа

1 0П Г1-КДП Оказание консультативно-диагностической офтальмологической помощи взрослому населению СМК-ИКП-ОП №1-КДП

2 0П № 2-ПО Прием пациентов на плановую госпитализацию СМК-ИКП-ОП № 2-ПО

3 0П ГЗ-КНП Прием пациентов с неотложной патологией органа зрения смк-икп-оп г: -КИП

4 0П №4-СМП Оказание специализированной стационарной помощи СМК-ИКП-ОП №4 1-СМП

5 0П Г5-ПМУ Оказание платных медицинских услуг СМК-ИКП-ОП № 5-ПМУ

Информационная схема взаимодействия процессов в ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В.Адамюка»

Всероссийской организации качества, комитета по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации.

Проверке были подвергнуты все службы и подразделения, существенным образом влияющие на СМК, распространяющуюся на медицинскую деятельность и клинические исследования в области офтальмологии.

При проведении аудита использовалась нормативная база — ISO 19011:2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента; ГОСТ Р ИСО 9001—2015 (ISO 9001:2015) «СМК. Требования» [5].

Объектами аудита являлись:

— область применения СМК;

— соответствие качества услуг СМК ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» требованиям потребителей и обязательным требованиям к этим услугам;

— соответствие системы управления организацией требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2015 (ISO 9001:2015);

— функционирование СМК в отношении фактического выполнения требований документов организации и обеспечения результативности системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001—2015 (ISO 9001:2015).

По результатам проведенной проверки составлен план корректирующих мероприятий.

Для выполнения плана корректирующих мероприятий и внедрения в деятельность клиники системы менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001:2015 локальным нормативным актом назначен уполномоченный по качеству, а в структурных подразделениях определены уполномоченные представители по качеству.

С уполномоченными представителями структурных подразделений по качеству разработаны предупреждающие либо корректирующие действий по направлениям. Составлены планы мероприятий, определены ответственные за исполнение и сроки исполнения. В декабре 2018 г. локальным нормативным актом утверждены стратегические цели медицинской организации на 2019 г., разработанные по основным видам деятельности клиники. В конце 2018 г. введены в действие карты взаимодействия процессов и определения области применения СМК, внедрена Информационная карта взаимодействия процессов — 2019 (рисунок).

С целью обучения сотрудников клиники принципам разработки и внедрению СМК организованы и проведены следующие мероприятия:

2 Приказ от 19 октября 2018 г. № 324-П «О назначении уполномоченных представителей структурных подразделений по качеству в ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка»

— вебинар «Управление проектом внедрения систем менеджмента качества в медицинской организации: практические аспекты», проведенный ведущим экспертом в сфере здравоохранения д.м.н., профессором кафедры стратегического и финансового менеджмента Байкальской международной бизнес-школы, главным специалистом отдела мониторинга и экспертизы ЦМИКЭЭ Росздравнадзора Н.Ф. Князюк (сентябрь 2018 г.);

— обучение врачебного и среднего медицинского персонала с привлечением Международной компании «СЕРТ Академия». Программа обучения включала подробный разбор требований стандарта ISO 9001:2015 к практической реализации в медицинском учреждении; требований к документации и методике ее разработки; разработку процессов и стандартных операционных процедур, проведение идентификации и оценки рисков на практике; разработку программы по управлению рисками; оценку эффективности мероприятий и совершенствование СМК. В рамках групповых и индивидуальных работ слушатели получили практические навыки определения контекста системы менеджмента, распределения функционала между участниками системы, разработки стандартных операционных процедур, идентификации, анализа, оценки и обработки рисков (ноябрь 2018 г.). Обучение прошли 130 сотрудников.

В рамках исполнения плана корректирующих мероприятий и внедрения СМК в деятельность клиники в 2019 г. разработаны, утверждены приказами главного врача и внедрены в деятельность МО 66 стандартов операционных процедур (СОП), из них: по сестринской службе — 26, аптечному делу — 4, эпидемиологической службе — 12, клинико-диагностической лаборатории — 8, для врачей-офтальмологов — 5 и другие.

В целях подготовки ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» к сертификационному аудиту на соответствие МО требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 в 2019 г. проводились внутренние аудиты: утвержден состав рабочей группы, план проведения аудита, документированная процедура по внутреннему аудиту. В июне 2019 г. для обучения уполномоченных представителей структурных подразделений по качеству и сотрудников клиники методике управления рисками в СМК в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 проведен

соответствующий семинар. Составлены реестры рисков и СОП. Пересмотрены основные процессы: «Прием пациентов на плановую госпитализацию», «Прием пациентов с неотложной патологией органа зрения» и внесены изменения в действующие процессы. По результатам сертификационного аудита в июле 2019 г. клиника получила сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2015 (ISO 9001:2015). После этого было принято решение о внедрении практических рекомендаций Росздравнадзора Российской Федерации по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В 2019 г. создана рабочая группа по подготовке ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка» для участия в Конкурсе на соискание Премии Правительства Республики Татарстан за качество в номинации «Деловое совершенство». За достижение результатов в области качества в 2019 г. клиника стала дипломантом «Конкурса на соискание премий Правительства РТ за качество». В августе 2020 г. проведен наблюдательный аудит № 1, по результатам кото -рого определены точки развития учреждения, разработаны корректирующие действия.

Процесс внедрения СМК в ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка», в настоящее время не завершен, поскольку для успешной и безопасной деятельности клиники необходимо поддержание непрерывного цикла управления качеством медицинской помощи. Отметим, что внедрение СМК позволило выявить и устранить не соответствия и потери в процессах, стандартизировать процедуры в деятельности клиники, повысить уровень эпидемиологической и хирургической безопасности, повысить доступность и качество оказания медицинской помощи. Работа по внедрению в клинике СМК продолжается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Помимо предоставления гарантий качественной медицинской помощи потребителям, СМК должна использоваться в целях идентификации задач и концентрации усилий на потребностях и ожиданиях пациентов (потребителей), достижения и поддержки желательного качества продуктов и услуг, мониторинга результатов, достигнутых в предоставлении медицинских услуг, или задач, согласованных организациями или отделами, создания базы для улучшения деятельности и результатов медицинского обслуживания.

Кроме того, в числе существенных ожидаемых результатов внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК, отвечающей требованиям ISO 9001:2015, можно отметить укрепление имиджа высоконадежного учреждения, повышение авторитета у населения и в профессиональных кругах, увеличение заинтересованности персонала в качестве, создание позитивной атмосферы в коллективе, ориентирующей персонал на долгосрочную перспективу.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1. Линденбратен А.Л., Дубинин Н.Д., Лудупова Е.Ю., Крючков Д.В., Николаев Н.С., Дубограй Е.В. Мнение персонала медицинских организаций об эффективности систем менеджмента качества и международной сертификации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (5): 260—265. https://doi.org/10.18821/0869-866X-2016-24-5-260-265. Lindenbraten AL, Dubinin ND, Ludupova EYu, Kryuch-kov DV, Nikolaev NS, Dubograi EV. [The opinion of personnel of medical organizations concerning effectiveness of systems of quality management and international certification]. Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine. 2016; 24 (5): 260—265. doi: 10.18821 / 0869-866X-2016-24-5-260-265. Russian.

2. Артемова Н.М. Путь устойчивого развития качества медицинской помощи. Академия качества: наука и практика. 2010; 1: 11—12. Artyomova NM. [The way of sus-

tainable development of the quality of medical care]. Quality Academy: Science and Practice. 2010; 1: 11—12. Russian.

3. Садовой М.А., Бедорева И.Ю. Применение идеологии международных стандартов ИСО серии 9000 в создании системы управления качеством медицинской помощи. Медицинское право. 2008; (1): 34—35. Доступно по: https://recipe.ru/nd/management-in-healthcare/statya-primenenie-ideologii-mezhdunarodnyh-standartov-iso-ser-ii-9000-v-sozdanii-sistemy-upravleniya-kachestvom-med-itsinskoj-pomoshhi-m-a-sadovoj-i-yu-bedoreva-meditsin-skoe-pravo-2008-n-1/. Ссылка активна на 31.07.2021. Sadovoy MA, Bedoreva IYu. [Application of international standards ISO 9000 series in the creation of a quality management system for medical care]. Medical Law. 2008; 1: 34—35. Accessed 31.07.2021. https://recipe.ru/nd/manage-ment-in-healthcare/statya-primenenie-ideologii-mezhdunar-odnyh-standartov-iso-serii-9000-v-sozdanii-sistemy-uprav-leniya-kachestvom-meditsinskoj-pomoshhi-m-a-sadovoj-i-yu-bedoreva-meditsinskoe-pravo-2008-n-1/. Russian.

4. Бедорева И.Ю., Фомичев Н.Г., Садовой М.А., Самарина В.Ю. Система управления качеством специализированной медицинской помощи пациентам с травмой позвоночника на основе принципов ИСО серии 9000. Хирургия позвоночника. 2004; 3: 89—96. Bedoreva IY, Fomichev NG, Sadovoy MA, Samarina VYu. [Quality management system for specialized medical care for patients with spinal trauma based on the principles of ISO 9000 series]. Journal of Spine Surgery. 2004; 3: 89—96. Russian.

5. International standard ISO 9001. Systames de management de la qualité — Exigences. Accessed 31.07.2021 https:// ksph.edu.kz/files/1368/mezhdunarodnyi_stan-dart_IS0_9001_2015_rus.pdf

Поступила / Received: 02.08.2021 Принята к опубликованию / Accepted: 03.09.2021

Сведения об авторах:

Сабирзянова Галина Евгеньевна — заместитель главного врача по общим вопросам ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка». 420012, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Бутлерова, 14. E-mail: Galina.Sabirzyanova@tatar.ru Хусаинова Дина Камилевна — канд. мед. наук, главный врач ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка». 420012, Республика Татарстан, Казань, ул. Бутлерова, 14. E-mail: Husainova.Dina@tatar.ru

Шулаева Лейсан Мансуровна — заведующая отделом по стандартизации и менеджменту качества ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка», 420012, Россия, Республика Татарстан, Казань, ул. Бутлерова, 14, e-mail: Leysan.Hayrullina@tatar.ru Зигангареева Гульназ Галимзяновна — канд. мед. наук, заместитель главного врача по организационно-методической работе ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка». 420012, Республика Татарстан, Казань, ул. Бутлерова, 14; доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением Казанской государственной медицинской академии — филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России. 420012, Республика Татарстан, Казань ул. Муштари, 11. E-mail: Orgmetod.Rkob@tatar.ru

About the authors:

Galina I. Sabirzjanova — Deputy Chief Physician (on general issues), Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor Adamyuk, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia. E-mail: Galina.Sabirzyanova@tatar.ru Dina K. Khusainova — Ph.D. in Medicine, Chief Physician, Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor Adamyuk, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia. E-mail: Husainova.Dina@tatar.ru Leysan M. Shulaeva — Head of the Standardization and Quality Management Department, Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor Adamyuk, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia. E-mail: Leysan.Hayrullina@tatar.ru

Gulnaz G. Zigangareeva — Ph.D. in Medicine, Deputy Chief Physician (on organizational and methodological work), Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor Adamyuk, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia; Associate Professor, Department of Public Health, Economics and Healthcare Management, Kazan State Medical Academy (a branch of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation). E-mail: Orgmetod.Rkob@tatar.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.