Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
142
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ИНВАЛИДЫ / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хусаинова Д.К., Штейн Е.В., Зигангареева Г.Г.

В статье проведен анализ существующей нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Представлен опыт клиники республиканского уровня, оказывающей медицинскую помощь по профилю «Офтальмология» при организации посещений маломобильных групп взрослого населения в Республике Татарстан. Рассмотрены формы работы медицинской организации офтальмологического профиля по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для указанной категории пациентов. Определены виды ответственности должностных и юридических лиц за нарушения в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хусаинова Д.К., Штейн Е.В., Зигангареева Г.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK OF THE SYSTEM FOR ENSURING AN ACCESSIBLE ENVIRONMENT FOR PEOPLE WITH DISABILITIES AND OTHER LOW-MOBILITY GROUPS OF THE POPULATION ON THE EXAMPLE OF AN OPHTHALMOLOGICAL MEDICAL ORGANIZATION

The article analyzes the existing regulatory framework governing the formation of an accessible environment for people with disabilities and other low-mobility groups of the population. The experience of a republican-level clinic providing medical care in the field of “ophthalmology” when organizing visits to low-mobility groups of the adult population in the Republic of Tatarstan is presented. The forms of work of an ophthalmological medical organization to provide an accessible living environment for the specified category of patients are considered. The types of responsibility of officials and legal entities for violations in the field of providing an accessible environment for people with disabilities and low-mobility groups of the population are determined.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2021-9-74-80 УДК: 614.2

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Д.К. Хусаиноваа, Е.В. Штейнь, Г.Г. Зигангареевас :

а, ь, с, ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка», г. Казань, Россия; с Казанская государственная медицинская академия - филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, г. Казань, Россия.

И Автор для корреспонденции: Зигангареева Г.Г.

АННОТАЦИЯ

В статье проведен анализ существующей нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Представлен опыт клиники республиканского уровня, оказывающей медицинскую помощь по профилю «Офтальмология» при организации посещений маломобильных групп взрослого населения в Республике Татарстан. Рассмотрены формы работы медицинской организации офтальмологического профиля по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для указанной категории пациентов. Определены виды ответственности должностных и юридических лиц за нарушения в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Ключевые слова: доступная среда, инвалиды, маломобильные группы населения.

Для цитирования: Хусаинова Д.К., Штейн Е.В., Зигангареева Г.Г. Нормативно-правовая основа системы обеспечения доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на примере медицинской организации офтальмологического профиля // Менеджер здравоохранения. 2021; 9:74-80. СО!: 10.21045/1811-0185-2021-9-74-80.

ORIGINAL PAPER

LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK

OF THE SYSTEM FOR ENSURING AN ACCESSIBLE

ENVIRONMENT FOR PEOPLE WITH DISABILITIES

AND OTHER LOW-MOBILITY GROUPS

OF THE POPULATION ON THE EXAMPLE OF AN

OPHTHALMOLOGICAL MEDICAL ORGANIZATION

D.K. Khusainovaa, E.V. Shteinb, G.G. Zigangareevac H

a, b, c State Autonomous Health Institution «The Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor E.V. Adamyuk, Kazan, Russia; c Kazan State Medical Academy - Branch Campus of the FSBEIFPE RMACPE MOH Russia, Kazan, Russia.

H Corresponding author: Zigangareeva G. G.

© Хусаинова Д.К., Штейн Е.В, Зигангареева Г.Г., 2021 г.

Менеджер

здравоохранения /

Manager №3

ZdrevoochreneniB 2021

_npaBO —

-

ABSTRACT

The article analyzes the existing regulatory framework governing the formation of an accessible environment for people with disabilities and other low-mobility groups of the population. The experience of a republican-level clinic providing medical care in the field of "ophthalmology" when organizing visits to low-mobility groups of the adult population in the Republic of Tatarstan is presented. The forms of work of an ophthalmological medical organization to provide an accessible living environment for the specified category of patients are considered. The types of responsibility of officials and legal entities for violations in the field of providing an accessible environment for people with disabilities and low-mobility groups of the population are determined. Keywords: accessible environment, disabled people, people with limited mobility.

For citation: Khusainova D.K., Stein E.V., Zigangareeva G.G. Legal and regulatory framework of the system for ensuring an accessible environment for people with disabilities and other low-mobility groups of the population on the example of an ophthalmologic medical organization // Manager Zdravoohranenia. 2021; 9:74-80. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-9-74-80.

Введение

Государственная политика в отношении инвалидов в Российской Федерации проводится на основании требований международных документов, касающихся вопросов обеспечения и реализации прав человека и инвалидов [1].

По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации численность лиц, впервые признанных инвалидами в РФ в 2018 году составила 641 тыс. человек, в 2019 году - 636 тыс. человек, в 2020 году -559 тыс. человек [2]. Более 650 млн. человек во всем мире являются инвалидами, что составляет примерно 10 процентов населения Земли [1].

Важным международным нормативно-правовым актом, регламентирующим создание доступной среды для инвалидов, является Конвенция ООН «О правах инвалидов», ратифицированная Российской Федерацией 25 сентября 2012 года, в которой определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности [3].

Первый определен как принцип «универсального дизайна», который предусматривает «дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей». В полной мере исполнить требования «универсального дизайна» возможно в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также производства новых товаров и услуг. Важно помнить, что «универсальный дизайн не исключает использование ассистивных устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо». То есть «универсальность» и «безбарьерность» могут быть обеспечены и путем применения вспомогательных устройств и технологий (и помощников).

Второй принцип трактуется Конвенцией ООН «О правах инвалидов» как «разумное приспособление», или «внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций

и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем» для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. В российской версии аналогом этого подхода представляется понятие «адаптивная» или «адаптированная» среда жизнедеятельности, когда речь идет о разумном, с точки зрения соизмерения необходимости и возможности, приспособлении окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учетом, с одной стороны, его потребностей и, с другой стороны, имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения. Именно этот подход наиболее приемлем в решении проблем обеспечения доступа к действующим, введенным в действие ранее утверждения соответствующих нормативов, объектам и услугам.

Цель статьи - провести анализ существующей нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также изучить внедрение элементов доступной среды при организации посещений указанной категории лиц на примере медицинской организации офтальмологического профиля.

Материалы и методы

Изучена существующая законодательная база требований в Российской Федерации по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп взрослого населения по совокупности документов различной юридической силы с использованием поисковых запросов в базах данных «Консультант Плюс», «Гарант», проанализированы государственные ресурсы, содержащие действующие нормативные правовые акты, использована методика экспертных оценок, информационные и аналитические материалы российских и зарубежных источников, данные медицинской

с

«КС

->

№3 Manager

2021 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

информационной системы Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора Е.В. Адамюка».

Результаты и обсуждение

Во главе федеральных нормативно-правовых актов в Российской Федерации стоит Конституция Российской Федерации, закрепляющая в статьях 7, 19, 37, 39-46, 48, 53 равные права всех граждан, в том числе инвалидов и общие принципы политики государства в области социальной защиты [4].

Основным законом, гарантирующим права инвалидов в Российской Федерации, в том числе на доступную среду жизнедеятельности, правом инвалида на получение необходимой информации является Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [5].

Важный принцип - обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения - предусмотрен Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ [6].

Кроме того, утверждены и иные нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку проектной документации с обеспечением доступной среды для инвалидов, в том числе

«ГОСТ 33652-2019 ^N81-70:2018). Межгосударственный стандарт. Лифты. Специальные требования безопасности и доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.10.2019 № 1042-ст), «ГОСТ Р 52131-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.08.2019 № 584-ст), «ГОСТ Р 51671-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2020 № 1203-ст), «ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2018 № 1029-ст), «ГОСТ Р 51261-2017. Национальный

стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.11.2017 № 1772-ст) и др. [7, 8, 9, 10, 11].

Надо отметить факт, что большинство инвалидов в Российской Федерации испытывают значительные трудности в жизнедеятельности и адаптации, в связи с чем Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы (далее Программа), которая была разработана Минтрудом и направлена на решение таких задач, как оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами и модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы, а также обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам [12].

Цель Программы - формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. К задачам Программы относятся разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения, повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования; увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы; внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг и многое другое.

Следует обратить внимание, что при таком многообразии законодательных и нормативных актов в рассматриваемой сфере предусмотрена и ответственность физических, должностных и юридических лиц за нарушения в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов. В частности, ответственность должностных и юридических лиц за нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 3

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2021

стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов предусмотрена статьей 5.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее КоАП РФ) [13]. Кроме того, за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур определена ответственность согласно статьи 9.13 КоАП РФ. Ответственность руководителя организации или иного должностного лица, ответственного за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, за нарушение требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов, предусмотрена статьей 11.24 КоАП РФ, а ответственность водителей за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов - статьей 12.19 КоАП РФ.

На уровне субъектов Российской Федерации также разрабатываются соответствующие программы развития доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В Республике Татарстан мероприятия по реализации государственной программы «Доступная среда» реализуются в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан Республики Татарстан» на 2014-2025 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 № 1023 (подпрограммы «Доступная среда» и «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов», которые сформированы по предложениям министерств, ведомств, муниципальных образований и общественных организаций инвалидов) [14].

Важнейшими социально-значимыми объектами являются медицинские учреждения, которые должны быть доступны для всех, включая людей с ограниченными возможностями здоровья: в этой связи рассмотрим организацию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп взрослого населения при их обращениях на примере больницы офтальмологического профиля Республики Татарстан.

ГАУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан им. проф. Е.В. Адамю-ка» (далее - РКОБ) является ведущим медицинским

Право

учреждением Республики Татарстан третьего уровня, оказывающим офтальмологическую медицинскую помощь взрослому населению. Показатели хирургической активности РКОБ остаются стабильно высокими и составляют выше 91% с 2018 года: в стационарных условиях 94% (2018 год - 91,6%, 2019 год - 94%); в условиях дневного стационара - 99,7% (2018 год - 99,2%, 2019 год - 99,3%). В структуре оперативных вмешательств в стационарных условиях преобладают операции по поводу катаракты (24% от всего количества операций), ин-травитреальное введение ингибиторов ангиогенеза (20%), задняя витрэктомия (14%). В условиях дневного стационара 79% всех операций составляют операции по поводу катаракты, 14% - лазерные операции. В 2020 году РКОБ освоено лазерное хирургическое лечение глаукомы - циклофотокоа-гуляция в микроимпульсном режиме, позволяющая объединить в одной методике высокую эффективность, минимальную инвазивность, низкий риск осложнений. Следует отметить, что лица старше трудоспособного возраста составляют более 80% от всех обратившихся в РКОБ за офтальмологической медицинской помощью.

В целях реализации мероприятий по созданию и эффективному функционированию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в РКОБ на основании действующего законодательства Российской Федерации разработан локальный нормативный акт - Приказ «О создании доступной и комфортной среды для инвалидов и маломобильных групп населения» (далее-Приказ), которым утверждена инструкция по обслуживанию инвалидов и маломобильных групп населения при посещении больницы, определяющая правила поведения сотрудников при предоставлении услуг инвалидам и иным категориям маломобильных граждан, в том числе общие правила этикета при обращении с инвалидами, правила этикета при обращении с инвалидами, имеющими нарушение зрения или незрячими, правила этикета при обращении с инвалидами, имеющими нарушение слуха, а также перечислены виды барьеров в зависимости от категории маломобильных групп населения, а также регламент маршрутизации инвалидов или других пациентов из маломобильной группы населения, которым четко определены обязанности ответственных лиц за организацию оказания ситуационной помощи таким категориям граждан и порядок оказания такой помощи, с последующей обязательной

тя

с

•КС

№ 9 Мападег

2021 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

фиксацией информации об оказании такой помощи в соответствующем журнале.

Кроме того, с целью организации доступной среды, входные группы больницы оборудованы пандусами, специальными устройствами, антискользящим покрытием и приспособлениями в соответствии со строительными нормами, кнопками вызова персонала больницы, установлены рельефные напольные противоскользящие наклейки на внутренних лестничных маршах; в регистратурах установлено оборудование для увеличения слышимости для людей с нарушениями слуха; места ожидания приема граждан оборудованы дополнительным местом повышенного удобства с дополнительным местом для собаки-поводыря и устройством для передвижения (коляски, костыли); в доступных местах размещена справочная информация о предоставляемых услугах (в том числе мониторы с возможностью трансляции субтитров, информация, выполненная крупным рельефно-контрастным шрифтом на белом или желтом фоне высотой прописных букв не менее 7,5 см и продублированная шрифтом Брайля); обеспечен беспрепятственный проезд автомобилей с опознавательным знаком «Инвалид» на стоянку автотранспортных средств; на стоянке автотранспортных средств выделены места, обозначенные специальным знаком для парковки автотранспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения; официальный сайт больницы адаптирован для инвалидов по зрению (обеспечен переход на версию для слабовидящих); разработан речевой модуль для общения по телефону с инвалидами и маломобильными группами населения.

В РКОБ внедрена цветовая идентификация пациентов из групп риска - «браслеты» для пациентов с высоким риском падения (желтый), наличием непереносимости лекарственных средств (красный),

сахарным диабетом (синий), пациенты без рисков (белый), что является элементом обеспечения безопасной среды, в том числе для маломобильных групп населения. Пример реализации мероприятий по созданию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в РКОБ представлен на рис. I.

Информация об организации доступной среды для пациентов размещена на официальном сайте РКОБ. Кроме того, с целью оперативного решения спорных и конфликтных вопросов при получении медицинской помощи пациентами в РКОБ с 8.00 до 16.00 часов в рабочие дни недели организована работа телефона «Горячей линии». Информация о поступивших обращениях на номер «Горячей линии» передается главному врачу, что позволяет оперативно решить поступающие вопросы в максимально быстрые сроки. Персонал клиники регулярно проходит обучение по совершенствованию культуры безопасности пациента.

Таким образом, политика государства в области социальной защиты инвалидов и маломобильных групп населения реализуется в Российской Федерации с учетом норм международного права и отечественного законодательства. Условия пребывания инвалидов в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе в медицинской организации, должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов и содействовать удовлетворению их потребностей.

При реализации доступной среды в медицинских организациях недопустим формальный подход: необходимо предоставить инвалидам и маломобильным группам населения в медицинской организации возможность использования вспомогательных устройств, которые должны быть физически

Рис. 1. Организация доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в ГАУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан им. проф. Е.В. Адамюка»

Менеджер

здравоохранения /

Мапедег №9

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2021

доступны, исправны, обеспечить актуализацию необходимой информации с понятной для пациента навигацией. Задачи служб по управлению персоналом должны содержать обучающие программы, направленные на создание комфортной и безопасной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Выводы

В завершение отметим, что маломобильные группы населения - это не только люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, но и пожилые люди, беременные женщины, а также

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

те граждане, которые получили травмы конечностей и др. Данная категория пациентов является наиболее уязвимой и требует максимального внимания при организации предоставления им медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, проведения реабилитационных мероприятий и повышения качества жизни инвалидов. Важно помнить, что должностные лица медицинской организации несут ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов и пациентов с ограниченными возможностями здоровья.

1. Ручкина Г.Ф., Демченко М.В. К вопросу о соответствии требованиям Конвенции о правах инвалидов качества жизни инвалидов в Российской Федерации и проводимых реабилитационных мероприятий // Международное публичное и частное право. - 2018. - № 5. - С. 20-25.

2. Показатели инвалидности населения за 2018-2020 годы. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Электронный ресурс. Доступно по: https://rosstat.gov.ru/folder/13721. (Дата обращения: 01.09.2021 г.).

3. Конвенция ООН «О правах инвалидов». Доступно по: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/disability.shtml. (Дата обращения: 01.09.2021 г.).

4. Конституция Российской Федерации. Доступно по: http://duma.gov.ru/news/48953/. (Дата обращения: 01.09.2021 г.).

5. Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (Дата обращения: 01.09.2021 г.).

6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ. Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/. (Дата обращения: 01.09.2021 г.).

7. ГОСТ 33652-2019 (ЕЫ81-70:2018). Межгосударственный стандарт. Лифты. Специальные требования безопасности и доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.10.2019 № 1042-ст). Доступно по: https://docs.cntd.ru/ document/1200169051/titles/THK2F9. (Дата обращения: 01.09.2021 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. ГОСТ Р 52131-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования» (Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.08.2019 № 584-ст). Доступно по: https://docs.cntd.ru/document/1200167603. (Дата обращения: 01.09.2021 г.).

9. ГОСТ Р 51671-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности» (Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2020 № 1203-ст.). Доступен по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375145/. (Дата обращения: 01.09.2021 г.).

10. ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» (Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2018 № 1029-ст.). Доступен по: https://docs.cntd.ru/document/1200161568. (Дата обращения: 01.09.2021 г.).

11. ГОСТ Р 51261-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования» (Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.11.2017 № 1772-ст.). Доступен по: https://docs.cntd.ru/document/1200157857. (Дата обращения: 01.09.2021 г.).

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Доступно по: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322085/. (Дата обращения: 01.09.2021 г.).

13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/. (Дата обращения: 01.09.2021 г.).

ш

•КС

№9 Мападег

2021 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

14. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 № 1023 «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка граждан Республики Татарстан» на 2014-2025 годы». Доступно по: https://docs.cntd.ru/document/463306680. (Дата обращения: 01.09.2021 г.).

информация об авторах/about the authors

Хусаинова Дина Камилевна - канд. мед. наук, главный врач ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка», г. Казань, Россия. Dina K. Khusainova - candidate of medical sciences, Chief Physician, State Autonomous Health Institution "The Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor E. V. Adamyuk", Kazan, Russia. E-mail: Husainova.Dina@tatar.ru

Штейн Елена Викторовна - начальник юридического отдела ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка», г. Казань, Россия. Elena V. Shtein - head of the legal department, State Autonomous Health Institution "The Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor E.V. Adamyuk", Kazan, Russia. E-mail: Shtein.Elena@tatar.ru

Зигангареева Гульназ Галимзяновна - канд. мед. наук, заместитель главного врача по организационно-методической работе ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В. Адамюка», доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением КГМА-филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Казань, Россия.

Gulnaz G. Zigangareeva - candidate of medical sciences, deputy Chief Physician for organizational and methodological work, State Autonomous Health Institution "The Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of health of the Republic of Tatarstan named after professor E.V. Adamyuk", Associate Professor of the Department of Public Health, Economics and Healthcare Management of the Kazan State Medical Academy - Branch Campus of the FSBEIFPE RMACPE MOH Russia, Kazan, Russia. E-mail: Orgmetod.Rkob@tatar.ru

Здравоохранение-2021

ГЛАВНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ МИНЗДРАВА ПРЕДЛОЖИЛИ НАВЕСТИ ПОРЯДОК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕБНЫХ АССОЦИАЦИЙ

Главный внештатный детский специалист Минздрава России по профилактической медицине академик РАН Лейла Намазова-Баранова предложила создать специальный орган для урегулирования конфликтов между врачебными ассоциациями. Поводом для споров, по ее словам, часто становятся разночтения по тексту клинических рекомендаций, подготовленных разными организациями. Специалист добавила, что, вероятно, потребуется подготовить регламент согласования возникающих разногласий.

Главный внештатный онколог Минздрава академик РАН Андрей Каприн обратил внимание на «действия отдельных НКО, которые ведут к разобщению онкослужбы». Клинические рекомендации могут подаваться в Научно-практический совет без согласования с коллегами, без предварительных обсуждений. При этом НКО критикуют деятельность Минздрава и планы по развитию онкологии, ссылаясь на интересы пациентов. «Такие явления ведут к разобщению врачебного сообщества», - считает специалист. Каприн предложил создать совет НМП по оценке деятельности общественных организаций медицинского профиля с функцией их общественной экспертизы с целью «систематизации экспертной информации» и «повышения качественного и репетиционного уровня данных организаций».

В конце сентября группа профессиональных сообществ обратилась к министру здравоохранения Михаилу Мурашко с просьбой включить их представителей в состав рабочей группы для разработки клинических рекомендаций по сопроводительной и поддерживающей терапии. Эксперты настаивали на разработке отдельных клинических рекомендаций по терапии осложнений, к которым относится и анемия. По мнению врачей, это позволит помогать пациентам справляться с побочными эффектами, возникшими в процессе основного лечения. Однако в Минздраве заявили, что все необходимые препараты уже учтены в действующих тарифах.

Источник: Медвестник.ру

Менеджер

здравоохранения /

Maneger № 3

ZdrevoochreneniB 202 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.