лироэпические песни. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1963. 398 с.
11. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.. Наука, 1978. 605 с.
12. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л.: Ин-т народов Севера, 1996. 570 с.
Поступила 17.03.2000.
13. Шуляе в А. Д. Жизнь и песня. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. 172 с.
14. Mainov V. N. Lex restes de la mythologie Mordvine // J. de la Société Finno-ougrienne [Helsinki]. 1889. № 5.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОЙ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУР
М. И. ЛОМШИН, доктор педагогических наук
Сегодня всем становится ясно, что сложившаяся система обучения педагогическим специальностям в условиях университетского педагогического образования не может удовлетворять требованиям, предъявляемым будущим учителям.
Во-первых, это связано с дифференциацией системы школьного образования (с появлением нетрадиционных типов учебных заведений: лицеев, колледжей, гимназий, классов с углубленным изучением отдельных общеобразовательных предметов), что делает необходимым изменение содержания учебных программ, форм и методов подготовки специалистов для сферы образования. Поэтому на передний план выдвигаются задачи, решение которых будет способствовать удовлетворению потребностей нетрадиционных учебных заведений в высококвалифицированных кадрах.
Во-вторых, необходимость совершенствования форм и методов высшего педагогического образования диктуется наличием недостатков в системе университетской подготовки учителей. Так, до сих пор здесь сохраняется консерватизм содержания, форм и методов
обучения и воспитания. Сложившаяся технология ориентирована главным об-
V/
разом на усвоение знании, умении и навыков, а не на формирование творчески мыслящего специалиста. Традиционные подходы к организации учебного процесса в вузе вступают в противоречие с требованиями, предъявляемыми к выпускникам как в теорети-
U
ческой, так и в практической подготовке к активному включению в профессиональную деятельность. Сегодняшняя высшая школа является не столько школой мышления, сколько школой запоминания и воспроизведения информации. Этому подчинено все — от методики преподавания до экзаменов и зачетов. Это обусловливает то, что образование сводится к подготовке специалистов с определенным багажом знаний, а не людей, обладающих развитым мышлением, способных к самостоятельному осмыслению бытия и своего места в мире. Студента в вузе чрезмерно опекают, что ведет к угасанию в нем социальной активности, а поточная система образования обусловливает выпуск индивидов, 'привыкших думать и работать одинаково, имеющих одинаковые стереотипы пове-
© М. И. Ломшин, 2000
дения и профессиональной деятельности.
В-третьих, преподаватели, ведущие учебно-воспитательную работу в университетах страны, к сожалению, не вооружены документами, в которых были бы зафиксированы главные идеи и принципы, лежащие в основе подготовки учителей в высшей школе на современном этапе ее развития. Основным документом, на базе которого строится учебный процесс, является учебный план, утвержденный Министерством образования Российской Федерации. Но он содержит лишь перечень учебных предметов и различных видов и форм учебной работы, количество часов на каждый из них и их распределение по семестрам. О концепции университетского педагогического образования можно судить лишь по порядку расположения учебных предметов и объему часов на них.
В связи с этим в настоящее время правомерно признать, что в условиях реформирования системы образования и решения задач, связанных с обновлением содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в высшей школе, возникает настоятельная необходимость глубокого научного осмысления университетской подготовки преподавателей-предметников, в том числе учителей родной и русской литературы.
Анализ действующего учебного плана Мордовского университета показывает, что он не может обеспечить высокое качество литературного образования будущих учителей. Объясняется это во многом тем, что литература в них не стала приоритетной дисциплиной и не определяет все содержание профессиональной подготовки будущих учителей родной и русской литературы. Негативную роль играют многопред-метность, перегрузка учебного плана общеобразовательными дисциплинами и отсутствие стройной концепции литературного образования в национальных группах. Большое количество вспомогательных курсов при очень щедром выделении на них учебных часов отнимает у студентов много време-
ни, а общетеоретические или историко-литературные дисциплины вытесняются на второй план.
Рассматривая учебные и учебно-ме-тодические пособия по русской и мордовской литературе, мы пришли к выводу, что используемые методы изучения художественных произведений весьма ограничены, в историко-литературной концепции преобладают вульгарно-социологический анализ, примитивный классовый подход к явлениям художественной культуры, сведение литературы на роль иллюстрации к истории и идеологии, часто отсутствуют эстетические оценки, нравственно-психологические характеристики, верное сочетание разных аспектов анализа — познавательного, нравственного, психологического, эстетического и функционального.
Анализ содержания программ по русской, зарубежной и мордовской литературе свидетельствует, что для них характерно увлечение лишь количественным накоплением знаний, что способствует созданию одностороннего представления о литературе как социально-иллюстративном явлении без учета ее многогранной эстетической сущности. Наши исследования показали, что программы не могут, да и не должны претендовать на охват всего многообразия литературного наследия прошлого и современности. Следует остановить тенденцию неразборчивого, субъективного нагромождения всего и вся, когда в списки для изучения включаются все известные писатели и их произведения. Утвердившийся в программах общий критерий равнения на наиболее существенные явления литературы в настоящее время нуждается в корректировке. В связи с этим назрела необходимость разработки научных принципов и критериев отбора учебного материала по литературе.
Исходя из проблематики исследования, на базе новых подходов к литературному образованию студентов нами выделены четыре принципа отбора учебного материала, которые учитывают практику обучения в высшей школе
и достижения педагогики: традиционный, методологический, проблемный и профессиональный. Основными критериями отбора литературных произведе-
тивность усвоения студентами мордовской национальности как родной, так
V/
и
нии для изучения являются: учет эстетических, познавательных ценностей, воспитательной значимости и гуманного потенциала произведений, а также социально-психологических и национальных особенностей студентов, их интересов, степени подготовленности к восприятию художественного текста и жанрово-родовых особенностей произведений.
Практика работы со студентами национальных групп университета показывает, что в результате умелого использования указанных принципов и критериев отбора содержания учебного материала по литературе выпускник вуза, с одной стороны, будет обладать широкими и глубокими знаниями, а с другой — усвоит принципы и приемы самостоятельного овладения знаниями, а также аналитический и интерпретационный подход к художественным произведениям, что особенно важно на современном этапе литературного образования в вузе. Кроме того, учет указанных принципов и критериев способствует пониманию и осмыслению литературных текстов, принадлежащих различным художественным системам, творческим принципам и национальным культурам.
Литературное образование в национальных группах высшей школы Республики Мордовия имеет свою специфику, которая заключается в изучении
V/
русской литературы в нерусской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического и национально-предметного мира мордовского народа, а также особенностей художественного видения мира. Естественно, все это накладывает определенный отпечаток на восприятие литературы студентами мордовской национальности. Это явление не носит ярко выраженного характера, но тем не менее данное обстоятельство нельзя не учитывать в процессе работы в национальных группах.
Как показывает практика, эффек-
и русской литературы зависит от того, насколько продумана и согласована работа по их взаимосвязанному изучению, насколько глубоко учитываются вопросы их типологической общности. На наш взгляд, учет этих принципов поможет скорректировать научно-теоретические основы программ, внести уточнения в содержание и структуру вузовских историко-литературных курсов. А выявление общих закономерностей в родной и русской литературе, опора на факты литературной типологии позволит найти эффективные приемы и формы работы, способствующие более глубокому и правильному восприятию и пониманию произведений студентами мордовской национальности.
При изучении русской и мордовской литературы в этой аудитории необходимо акцентировать внимание на понятных, духовно близких, родственных явлениях, которые в силу психологических, ассоциативных законов будут опорой для более широкого взгляда на русскую литературу и, что особенно важно, для стимулирования активного усвоения русского литературного языка. Основными педагогическими методами и приемами, посредством которых предложенный принцип может быть введен в систему литературного образования студентов национальных групп вузов республики, являются: специальная подготовка или психологическая установка на восприятие материала по русской литературе; усиление роли комментирования литературно-художественных произведений; исторические и современные сопоставительные литературные параллели; выявление сходства и общности, посредством которых облегчаются восприятие и изучение русской и другой литературы студентами мордовской национальности. Проведенные эксперименты доказали, что вышеназванные приемы сохраняют свое значение как при чтении лекций, так и на практических и семинарских занятиях.
Понятно, что реализация указанных
принципов отбора учебного материала, а также способов координации курсов русской и родной литературы предполагает иные, отличные от традиционных подходы к организации учебно-воспитательного процесса в вузе, коренное обновление литературного образования, а также поиск более действенных форм, методов и приемов литературной подготовки учителя, требующей совершенствования традиционных подходов к организации учебно-воспитательного процесса в вузе: лекций, практических занятий, спецкурсов и спецсеминаров и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Факторы, способствующие совершенствованию практики лекционной работы, условно можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые связаны с содержанием материала по литературе, с раскрытием концептуальных положений, теоретических идей. На наш взгляд, все это должно определяться логикой развертывания основных тем, ключевых идей предмета. Содержание материала должно быть направлено на формирование у будущих учителей собственной концепции взаимосвязанного изучения двух литератур; на поиск оптимальной системы методов и приемов, обеспечивающих результативность обучения мордовской литературе в единстве с русской; на выявление единства эстетического потенциала российской многонациональной литературы, составной частью которой являются мордовская и русская литература; на осмысление национальной самобытности того или иного литературного явления.
Важнейшее условие творческой направленности лекционного курса — технология раскрытия его тем, обеспечивающая системность знаний по литературным дисциплинам. Поэтому вторую группу составляют факторы, способствующие такому построению лекций, которое должно быть направлено на активизацию восприятия литературного материала студентами, стимулирование их активности и творчества. С этой целью материал лекции должен строиться на проблемной осно-
ве, на сопоставлении разных точек зрения русских и мордовских исследователей по кардинальным вопросам литературоведения; совершенно необходима постановка таких проблем, которые находятся в стадии теоретической разработки, вопросов, недостаточно полно освещенных в учебной литературе; не следует избегать спорных положений, по-разному трактуемых в литературоведении, наоборот, надо подчеркивать их, предлагать к рассмотрению противоречащие друг другу теории и мнения; лекциям следует придать установку на строгую доказательность, надо учить студентов ничего не воспринимать на веру, не подвергая сомнению; проблемное изложение материала должно сочетаться с включением проблемных вопросов и заданий.
Улучшение подготовки учителей литературы требует совершенствования форм и методов постановки практических и семинарских занятий по русской и мордовской литературе, их разнообразия. Организуя практические занятия, нужно стремиться к тому, чтобы они были интересными, живыми и увлекательными. С этой целью следует шире практиковать диспуты, сообщения, рефераты, беседы по заранее подготовленным вопросам с этнокультуро-ведческим комментарием, с выявлением представления студентов о жизни и быте героев, об их гуманных идеалах. В национальных группах вузов республики на практических занятиях по литературе особое значение приобретают такие виды работы, как прямой и об-
ратный перевод, закрепляющий соответствующие умения и навыки.
Требуют совершенствования спецкурсы и спецсеминары, которые являются одним из средств индивидуализации обучения студентов в вузе, развития их инициативы и самостоятельности. Повышая теоретико-методологический уровень спецкурсов и спецсеминаров, важно разнообразить их методически. Кроме традиционных рефератов и докладов следует шире практиковать обзоры литературы, аннотирование новых изданий, рецензирование художественных произведений, посе-
щснис выставок, театральных постановок с последующим анализом.
Подготовка современного преподавателя литературы немыслима без совершенствования внеаудиторной самостоятельной работы студентов, учитывая, что этот вид деятельности так же необходим, как и аудиторная работа, ибо является составной частью учебного процесса. В сфере литературного образования он особенно важен, поскольку духовное и эстетическое обогащение личности немыслимо без умения верно, критически ориентироваться в огромной массе художественного материала, без развитого восприятия эстетических ценностей. Одним из путей активизации самостоятельной работы студентов является литературное краеведение. Мы изучили опыт работы в национальных группах университета литератур-но-краеведческих кружков. Она проводилась в различных формах и видах: разного рода сообщения о связях русских писателей с мордовским краем; участие студентов в мероприятиях, ве-
II ос тупила ¡2.02.2000.
черах, конференциях, экскурсиях по памятным местам, связанным с жизнью и творчеством русских и мордовских писателей. Литературное краеведение очень важно для будущего педагога. Оно помогает решению главной задачи учебно-воспитательного процесса в вузе — подготовке учителя высокой квалификации и широкой культуры.
Таким образом, подготовка современного преподавателя литературы в условиях университетского педагогического образования, имеющего свою творческую позицию, свой взгляд на изучение литературы в школе, возможна только в результате воздействия на личность студента взаимосвязанной системы аудиторной и внеаудиторной работы по русской и мордовской литературе. Все это позволит создать атмосферу творчества, которая в свою очередь будет влиять не только на качественное литературное образование будущего учителя, но и на становление его личности.
ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОИ И ПРОТОТИП:
РЭСС БРИССЕНДЕН В РОМАНЕ ДЖЕКА ЛОНДОНА
„МАРТИН ИДЕН" И ДЖОРДЖ СТЕРЛИНГ
А. Б. ТАНАСЕЙЧУК, кандидат филологических наук
Биография писателя, его личный опыт играют существенную роль в творчестве. Не только сила воображения, но и индивидуальные обстоятельства жизни „формируют" произведения художника. В полной мере это относится и к американскому писателю
Джеку Лондону (1876 — 1916).
Говоря об автобиографических мотивах в творчестве Лондона, мы неизбежно вспомним роман „Мартин Иден44 — наиболее известное и наибо-
лее автобиографичное из произведений писателя. Практически любой из героев романа имел прототип в жизни Лондона. И Руфь Морз, и Лиз Коннолли, и коллега Мартына Идена по работе в прачечной по имени Джо, и даже его враг по прозвищу Масляная Рожа, и многие другие персонажи романа — реальные люди, жившие рядом с писателем и перенесенные на страницы романа в большей или меньшей степени преображенными его творческой фан-
© А. Б. Танасейчук, 2000