Научная статья на тему 'Пути совершенствования процесса подготовки учителей родной и русской литератур в условиях университетского педагогического образования'

Пути совершенствования процесса подготовки учителей родной и русской литератур в условиях университетского педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломшин М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования процесса подготовки учителей родной и русской литератур в условиях университетского педагогического образования»

№ 3, 2000

ме і ого. неооходимо выделять ряд олоков, мспрорьівііоі о \і і їси оурові ісіюі о і ірофсссио-

каждып из которых соответствует одному из периодов или компонентов обучения

на. 1ЫЮ1 о оорп ювания сое ют в том, что оно даеі возможное!'!» че і ко выдели I ь аспекты

операционно-дея тельное тный. контролыю-

(цели оо\ чения, содержание ооразоваиня, \ иравленчсско-псдаю! ической деятельности,

иерархичееко! о, им км ра I ивно-модулыюто

ре г\ л и р\ ю щ и й, о не н оч и о - ре з\ л ы ’а т и в 11 ы й). п острое и и я с оде ржа и и я обу ч с н и я, ор га! I и за-

(_ одержание блоков должно выражаться в ции единого технологического процесса, до-

стижения единства теоретическою и практического об) чеиия, взаимосвязи видов дея-Iелыюсти педагогического процесса; в целом обеспечивает повышение эффективности профессиональной подготовки будущих пс-

аксиоло! ическом. отологическом, технологическом аспектах и в аспекте управленческо-организационной деятельности.

Таким образом, качественное отличие проектирования содержания учебно-

методического ооеспечеппя в условиях дагогов.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ РОДНОЙ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУР В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М./I.Лом тин, Оскал факультета довузовской подготовки, профессор

Сегодня всем становится ясно, что сложившаяся система обучения педагогическим специальностям в условиях университетского педагогического образования не может удовлетворять требованиям, предъявляемым временем будущим учителям. Том\ есть несколько причин. Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, дифференциация системы школьного образования (с появлением нетрадиционных типов учебных заведений: лицеев, колледжей, гимназий, классов с углубленным изу чением отдельных общеобразовательных предметов) делает необходимым изменение содержания учебных программ, форм и методов подготовки специалистов в сфере образования. Поэтому на передний план выдвигаются задачи, решение которых будет способствовать удовлетворению потребностей нетрадиционных учебных заведений в высококвалифицированных кадрах.

Во-вторых, совершенствование форм и методов высшего педагогического образования диктуется наличием недостатков в системе университетской подготовки учителей. Так, до сих пор здесь сохраняется консерватизм в содержании форм и методов обучения и воспитания. Сложившаяся технология обучения ориентирована главным образом на усвоение знаний, умений и навыков, а не на формирование творчески

мыслящего специалиста. Традиционные подходы к организации учебного процесса в вузе вступают в противоречие с требованиями, предъявляемыми к выпускникам как в теоретической,так и в практической части подготовки молодого специалиста к активному включению в профессиональную деятельность.

т/

Сегодняшняя высшая школа является не столько школой мышления, сколько школой запоминания и воспроизведения информации. Этому подчинено все - от методики преподавания занятий до экзаменов и зачетов. Такая система препятствует развитию студентов, образование сводится к подготовке специалистов, а не личностей, обладающих мышлением и способных к самостоятельному осмыслению бытия и

*

своего места в нем. Студент в вузе чрезмерно опекается, что ведет к угасанию в нем социальной активности. А поточная система образования обусловливает выпуск индивидов, привыкших думать и работать одинаково, имеющих одинаковые стереотипы поведения и профессиональной деятельности.

В-третьих, преподаватели, ведущие учебно-воспитательную работу в университетах страны, к сожалению, не вооружены документами, в которьIX были бы зафиксированы важнейшие идеи и принципы, лежащие в основе подготовки учителей в

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

высшей школе на современном этапе ее развития. Основным документом, на базе которого строится учебный процесс, явля-

лучают достаточную к тому профессиональную подготовку.

Рассматривая учебные и учебно-ме-

ется \чебный план, утвержденный Мини- тодические пособия по русской и мордов-

стерством общего и профессионального ской литературам, следует отметить, что

образования Российской Федерации. Но он используемые в них до настоящего време-

содержитлишь перечень учебных предме- ни методы изучения художественных про-

тов и различных видов и форм учебной ра- изведений весьма ограничены, в истори-

боты. количество часов на каждый из них ко-литературной концепции преобладают

и их распределение по семестрам. О кон- вульгарно-социологический анализ, прими-

цепции университетского педагогического образования можно судить лишь по поряд-

тивныи классовый подход к явлениям художественной культуры, сведение роли ли-

к\ расположения учебных предметов и тературы к иллюстрации истории и идеообъему часов на них. логии, частое отсутствие эстетических оце-

В настоящее время правомерно при- нок, нравственно-психологических характе-

знать. что в условиях реформирования си- ристик, верного сочетания разных аспек-

стемы образования и решения задач, свя- тов анализа - познавательного, нравствен-

занных с обновлением содержания, форм и ного, психологического, эстетического и

методов учебно-воспитательного процес- функционального. Это особенно важно под-

черкнуть. так как односторонность многих программ и учебных пособий влечет за тетской подготовки преподавателей-пред- собой ограниченное понимание содержания

са в высшей школе, возникает потребность в глубоком научном осмыслении универси-

ЧУ

чу

метников, в том числе и учителеи родной и русской литератур.

Анализ ныне действующих учебных планов университета показывает, что они не могут обеспечить высокое качество литературного образования будущих учителей. Объясняется это во многом тем, что

произведении как отражения сравнительно узкого круга общественных явлений и индивидуальных судеб. Отсюда очевидно, что необходим новый подход к отбору содержания учебного материала по литера-

ЧУ

туре, который в вузовской практике не утвердился до сих пор. Причина этого во мно-литература в вузах не стала приоритетной гом обусловлена огромным объемом книж-

дисциплиной и не определяет все содержа- ного наследия, сложностью развития лите-

ние профессиональной подготовки будущих ратуры. непрерывностью творческого проучителей родной и русской литератур. Свою цесса, неоднозначными литературоведчес-

негативную роль играют здесь излишняя многопредметность, перегрузка учебного

кими представлениями и оценками.

Анализ содержания существующих

плана университета общеобразовательны- программ по русской, зарубежной и

ЧУ

ЧУ

ми дисциплинами и отсутствие стройной концепции литературного образования в

ЧУ

ЧУ

национальных группах высшей школы.

Большое количество вспомогательных курсов при очень щедром выделении на них учебных часов отнимает у студентов много времени, тогда как общетеоретические, или историко-литературные, дисциплины вытеснены на второй план. Лекции и семинарские занятия по непрофилирующим предметам общеобразовательного цикла обусловливают перегрузку студентов. По- зия литературного наследия прошлого

этому при существующих учебных планах и современности. Следует остановить

они не могут углубленно заниматься спе- тенденцию неразборчивого, субъектив-

мордовскои литературам свидетельствует о том, что для них характерно увлечение лишь количественным накоплением знаний, что способствует созданию одностороннего представления о литературе как социально-иллюстративном явлении без учета ее многогранной эстетической сущности. Наши исследования показали, что программы не могут, да и не должны претендовать на охват всего многообра-

циальными дисциплинами, в результате чего будущие учителя литературы не по-

ного нагромождения всего и вся, когда в списки для изучения включаются все

известные писатели и их произведения. Утвердившийся в программах общий критерий равнения на наиболее существенные явления литературы в настоящее время нуждается в корректировке. В связи с этим назрела необходимость разработки научных принципов и критериев отбора учебного материала по литературе.

Исходя из проблематики исследования на базе новых подходов к литературному образованию студентов нами выделены четыре принципа отбора учебного материала, которые учитывают практику обучения в высшей школе и достижения педагогики: традиционный, методологический, проблемный и профессиональный. Основными критериями отбора литературных произведений для изучения являются: учет эстетических, познавательных ценностей, воспитательной значимости и гуманного потенциала произведений, а также социально-психологических и национальных особенностей студентов,их интересов,степени подготовленности к восприятию художественного текста и жанрово-родовых особенностей произведений.

В результате умелого использования указанных принципов и критериев отбора содержания учебного материала по литературе выпускник вуза, с одной стороны, будет обладать прочными и глубокими знаниями. а с другой - усвоит принципы и приемы самостоятельного овладения знаниями, а также аналитический и интерпретационный подходы к художественным произведениям, что особенно важно на современном этапе литературного образования в вузе. Кроме того, учет указанных принципов и критериев способствует пониманию и осмыслению литературных текстов, принадлежащих различным художественным системам, творческим принципам и национальным культурам.

Литературное образование в национальных группах высшей школы республики имеет свою специфику, которая заключается в изучении русской литературы в нерусской языковой и культурно-историчес-кой среде, отражающей своеобразие социально-исторического и национально-предметного мира мордовского народа, а также особенности художественного видения

мира. Естественно, все это накладываем определенный отпечаток на восприятие вышеназванных литератур студентами мордовской национальности. Рассматриваемое явление не носит резко выраженного характера, но тем не менее данное обстоятельство нельзя не учитывать в процессе работы в национальных группах высшей школы республики.

Как показывает практика работы в национальных группах университета, эффективность усвоения студентами мордовской национальности как родной, так и русской литературы зависит от того, насколько продумана и согласована работа по их взаимосвязанному изучению, насколько глубоко учитываются вопросы их типологической общности. На наш взгляд, учет этих принципов поможет скорректировать научно-теоретические основы программ, внести уточнения в содержание и структуру вузовских историко-литературных курсов. А выявление общих закономерностей в родной и русской литературах, опора на факты литературной типологии позволят найти эффективные приемы и формы работы, способствующие более глубокому и правильному восприятию и пониманию произведений русской и родной литератур студентами мордовской национальности.

При изучении русской и мордовской литератур в этой аудитории необходимо акцентировать внимание на понятных, духовно близких, родственных явлениях, которые в силу психологических, ассоциативных законов будут опорой для формирования более широкого взгляда на русскую литературу, для пробуждения активного интереса к художественным богатствам народа и, что особенно важно, для стимулирования активного усвоения русского литературного языка. Основными педагогическими методами и приемами, посредством которых предложенный принцип может быть введен в систему литературного образования студентов национальных групп вузов республики, являются: специальная подготовка, или психологическая установка на восприятие материала по русской литературе; усиление роли комментирования литературно-художественных произведений; исторические и современные сопостави-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

линам. Поэтому вторую группу составляют факторы, способствующие такому по-

тельные параллели литератур; выявление сходства и общности, посредством которых облегчается восприятие и изучение строению лекции, которое направлено на

активизацию восприятия литературного

русской и других литератур студентами мордовской национальности. Проведенные эксперименты доказали, что вышеназванные приемы сохраняют свое значение как при чтении лекций, так и на практических и семинарских занятиях.

Понятно, что реализация указанных принципов отбора учебного материала, а также способов координации курсов рус-

материала студентами, стимулирование их активности и творчества. С этой целью материал лекции должен строиться на проблемной основе, на сопоставлении разных точек зрения русских и мордовских исследователей по кардинальным вопросам литературоведения; совершенно необходима постановка таких проблем, которые нахо-

ской и родной литератур предполагает иные, дятся в стадии теоретической разработки,

отличные от традиционных, подходы к организации учебно-воспитательного процесса в вузе, обновление всего литературного образования, а также поиск более дей-

вопросов, недостаточно полно освещенных в учебной литературе; не следует избегать спорных положений, по-разному трактуемых в литературоведении, наоборот, надо

ственных форм, методов и приемов лите- подчеркивать их, предлагать к рассмотре-

ратурнои подготовки учителя.

Подготовка современного преподавателя литературы требует совершенствования ку на строгую доказательность, нужно

нию противоречащие друг другу теории и мнения; лекциям следует придать установ-

традиционных подходов к организации учебно-воспитательного процесса в вузе:

лекции.практических занятии.спецкурсов и спецсеминаров, внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

учить студентов ничего не воспринимать на веру, не подвергая сомнению; проблемное изложение материала должно сочетаться с включением проблемных вопросов и заданий. Педагогическими требованиями

Факторы, способствующие совершен- к лекции являются четкость, ясность и

ствованию практики лекционной работы, строгая соразмерность ее частей. Каждая

условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся те, которые свя-

лекция, как и художественное произведение, должна иметь своеобразные экспо-

заны с содержанием материала по литера- зицию, завязку, развитие действия, кульми-

туре, с раскрытием концептуальных положений, теоретических идей преподавателя.

На наш взгляд, все это должно определяться логикой развертывания основных тем, ключевых идей предмета. Содержание материала должно быть направлено на формирование у будущих учителей собственной концепции взаимосвязанного изучения двух литератур, на поиск оптимальной системы методов и приемов, обеспечивающих результативность обучения мордовской литературе в единстве с русской, на выявление единства эстетического потенциала подготовленным вопросам с этнокульту-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

российской многонациональной литературы, роведческим комментарием, с выяв-

составными частями которой являются лением представления студентов о жиз-

нацию и развязку.

Улучшение подготовки учителей литературы вызывает необходимость совершенствования форм и методов постановки практических и семинарских занятий по русской и мордовской литературам, их разнообразия. Организуя практические занятия, нужно стремиться к тому, чтобы они были интересными, живыми и увлекательными. С этой целью следует шире практиковать диспуты, сообщения, рефераты, беседы по заранее

мордовская и русская литературы, на осмысление национальной самобытности того или иного литературного явления.

ни и быте героев, об их гуманных идеалах. В национальных группах вузов республики на практических занятиях по ли-

Важнейшее условие творческой направ- тературе особое значение приобретают

такие виды работы, как прямой и обратный перевод, закрепляющий соответ-

ленности лекционного курса - технология раскрытия его тем, обеспечивающая системность знаний по литературным дисцип- ствующие умения и навыки.

N<2 3, 2000

Гребуют совершенствования спецкур- тета литературно-краеведческих кружков,

сы и спецсеминары, которые являются од- Она проводилась в различных формах и

ним и'5 средств индивидуализации обуче- видах: эго разного рода сообщения о свя-

ния ст\дентов в вузе, развития их инициативы и самостоятельности. Повышая теоретико-методологический уровень спецкурсов и спецсеминаров, важно разнообразить их методически. Кроме традиционных рефератов и докладов следует шире практи-

зях русских писателей с мордовским краем; участие студентов в мероприятиях, вечерах, конференциях, экскурсиях по памятным местам, связанным с жизнью и творчеством русских и мордовских писателей. Литературное краеведение очень

ковать оозоры литературы, аннотирование важно для будущего педагога. Оно помо-

новых изданий, рецензирование художе- гает решению главной задачи учебно-вос-

питательного процесса в вузе - подготовки учителя высокой квалификации и культуры.

Таким образом, подготовка в условиях

ственных произведении, посещение выставок. просмотр театральных постановок с послед\ ющим их анализом.

Подготовка современного преподавате-

ствовання внеаудиторном самостоятельной работы студентов. Этот вид деятель-

ля литерату ры немыслима без совершен- университетского педагогического образова-

ния современного преподавателя литературы, имеющего свою творческую позицию, ности так же неооходим, как и аудитор- свой взгляд на изучение этого предмета в

ная работа, ибо является составной час- школе, возможна только в результате воздей-

тью учебного процесса и несет весомую ствия на личность студента взаимосвязан-

нагрузку в подготовке высококвалифицированных педагогов в вузе. В сфере ли-

ЧУ

нои системы аудиторной и внеаудиторной работы как по русской, так и по мордовской тературного образования он играет осо- литературе. Все это позволит создать атмос-бую роль, поскольку духовное и эстетическое обогащение личности невозмож-

феру творчества, которая, в свою очередь, будет влиять не только на литературное об-

но без умения верно, критически ориен- разование будущего учителя, но и настанов-

тироваться в огромном массиве художественного материала, без развитого вое-

ЧУ

приятия эстетических ценностей.

Одним из путей активизации самостоятельной работы студентов является литературное краеведение. Мы изучили опыт работы в национальных группах универси-

ление его личности, способной адаптироваться к изменяющемуся содержанию общего среднего образования в национальной школе, новому педагогическому мышлению, т.е. способной решать проблемы формирования личности школьника в условиях демократизации и гуманизации общества.

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ

ЯЗЫКОВ К РАБОТЕ В СЕЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ

МАЛОКОМПЛЕКТНОИ ШКОЛЕ

Р.В.Сафонкина, зав. кафедрой иностранных языков МГПИ

им. М.Е.Евсевьева, доцент

Мордовский государственный педа- ее спецификой - национальный контингент

готический институт на протяжении ряда лет целенаправленно ведет профессио-

учащихся.

В связи с тем что демократизация на-

нальную подготовку студентов к работе шего общества предполагает адекватность

в сельской школе Республики Мордовия, системы образования уровням и особенно-

так как она является самым массовым стям развития обучающихся, ориентацию

видом школьных образовательных уч- на создание условий для самореализации

реждений. Ее характерной особенностью личности и ее интеграции в системы наци-

является малая наполняемость классов, ональных и мировых культур с учетом на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.