Научная статья на тему 'Подготовка студентов факультета иностранных языков к работе в сельской национальной малокомплектной школе'

Подготовка студентов факультета иностранных языков к работе в сельской национальной малокомплектной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов факультета иностранных языков к работе в сельской национальной малокомплектной школе»

N<2 3, 2000

Гребуют совершенствования спецкур- тета литературно-краеведческих кружков,

сы и спецсеминары, которые являются од- Она проводилась в различных формах и

ним из средств индивидуализации обуче- видах: эго разного рода сообщения о свя-

ния ст\дентов в вузе, развития их инициативы и самостоятельности. Повышая теоретико-методологический уровень спецкурсов и спецсеминаров, важно разнообразить их методически. Кроме традиционных рефератов и докладов следует шире практи-

зях русских писателей с мордовским краем; участие студентов в мероприятиях, вечерах, конференциях, экскурсиях по памятным местам, связанным с жизнью и творчеством русских и мордовских писателей. Литературное краеведение очень

ковать оозоры литературы, аннотирование важно для будущего педагога. Оно помо-

новых изданий, рецензирование художе- гает решению главной задачи учебно-вос-

питательного процесса в вузе - подготовки учителя высокой квалификации и культуры.

Таким образом, подготовка в условиях

ственных произведении, посещение выставок. просмотр театральных постановок с послед\ ющим их анализом.

Подготовка современного преподавате-

ствовання внеаудиторном самостоятельной работы студентов. Этот вид деятель-

ля литерату ры немыслима без совершен- университетского педагогического образова-

ния современного преподавателя литературы, имеющего свою творческую позицию, ности так же неооходим, как и аудитор- свой взгляд на изучение этого предмета в

ная работа, ибо является составной час- школе, возможна только в результате воздей-

тью учебного процесса и несет весомую ствия на личность студента взаимосвязан-

нагрузку в подготовке высококвалифицированных педагогов в вузе. В сфере ли-

V-/

нои системы аудиторной и внеаудиторной работы как по русской, так и по мордовской тературного образования он играет осо- литературе. Все это позволит создать атмос-бую роль, поскольку духовное и эстетическое обогащение личности невозмож-

феру творчества, которая, в свою очередь, будет влиять не только на литературное об-

но без умения верно, критически ориен- разование будущего учителя, но и настанов-

тироваться в огромном массиве художественного материала, без развитого вое-

ЧУ

приятия эстетических ценностей.

Одним из путей активизации самостоятельной работы студентов является литературное краеведение. Мы изучили опыт работы в национальных группах универси-

ление его личности, способной адаптироваться к изменяющемуся содержанию общего среднего образования в национальной школе, новому педагогическому мышлению, т.е. способной решать проблемы формирования личности школьника в условиях демократизации и гуманизации общества.

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ

ЯЗЫКОВ К РАБОТЕ В СЕЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ

МАЛОКОМПЛЕКТНОИ ШКОЛЕ

Р.В.Сафонкина, зав. кафедрой иностранных языков МГПИ

им. М.Е.Евсевьева, доцент

Мордовский государственный педа- ее спецификой - национальный контингент

готический институт на протяжении ряда лет целенаправленно ведет профессио-

учащихся.

В связи с тем что демократизация на-

нальную подготовку студентов к работе шего общества предполагает адекватность

в сельской школе Республики Мордовия, системы образования уровням и особенно-

так как она является самым массовым стям развития обучающихся, ориентацию

видом школьных образовательных уч- на создание условий для самореализации

реждений. Ее характерной особенностью личности и ее интеграции в системы наци-

является малая наполняемость классов, ональных и мировых культур с учетом на-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ционально-регионального компонента, це- гвизма в нашей республике и на роль явлений отрицательного переноса (интерференции) и положительного переноса (фаси-литации) в изучении иностранного языка.

Отдельно на лекции рассматриваются психолого-педагогические особенности

лью методической подготовки студентов выпускного курса факультета иностранных языков является знакомство со спецификой обучения иностранному языку (ИЯ)

в сельской национальной мал оком плектнои

школе (СНМКШ) Республики Мордовия. учебного процесса по ИЯ в СНМКШ, вы-

Методическая подготовка студентов к являются объективные и субъективные

причины неудовлетворительного владения базовым уровнем ИЯ, анализируются ос-

работе в вышеназванном учебном заведении по иностранному (немецкому) языку

предполагает решение следующих конк- новы дифференциации обучения, описанные

в отечественной и зарубежной литературе

ретных задач:

- знакомство студентов с психолого-пе-дагогическими особенностями организации

по психологии и педагогике. Актуальность и значимость дифференцированного обуче-

учебного процесса по иностранному языку ния для малочисленного класса особен-

в СНМКШ;

- выявление национально-регионального компонента в содержании обучения немецкому языку в СНМКШ;

- анализ теоретических основ национально ориентированной методики обучения немецкому языку;

- раскрытие специфики методической организации начального этапа обучения не- в режиме «учитель - ученик», как соци-

но велика, ибо позволяет гуманизировать процесс обучения, ориентировать его на максимальные возможности развития ребенка, снижать перегрузку, повышать мотивацию.

Для условий СНМКШ достаточно значима роль таких коммуникативных умений педагогического взаимодействия

мецкому языку в условиях СНМКШ;

- показ особенности урока немецкого языка на различных ступенях;

альная перцепция, эмпатия, самопрезен-тация, речевой и невербальный контакт, а также такие организационные формы

овладение элементами исследова- общения, как групповые, индивидуаль-

тельской работы студентов и необходимыми для условий СНМКШ методическими приемами и формами для организации урока и внеурочной деятельности по ИЯ.

Методическая подготовка реализуется в рамках спецкурса, на педпрактике, а также в самостоятельной работе над курсовыми и дипломными исследованиями.

ные, дифференцированные, индивидуально-обособленные.

На семинарском занятии по данной теме студенты учатся не только выявлять параметры дифференциации в обучении ИЯ, типы овладения ИЯ, мотивы и типы учения, но и определять их значение для выработки стратегии обучения ИЯ. Сту-

Спецкурс, рассчитанный на22 ч, пред- денты анализируют анкету для ученика

_ _ I

полагает лекционные и семинарские занятия. Тематика лекционного курса обеспечивает будущих учителей СНМКШ знани-

«Как мне легче всего изучать ИЯ», составляют вопросы анкеты для учащихся конкретного класса. Далее разрабатываются

ем широкого спектра вопросов, необходи- упражнения для каждого типа учения: мых для профессиональной деятельности практического, аналитического, смешанно-учителя иностранного языка.

Обратимся к содержанию курса.

Первая лекция раскрывает типологическую характеристику СНМКШ Респуб-

го, когнитивно-абстрактного, визуально-ориентированного, хаптического.

На лекции, посвященной сопостави-

фонетичес

лики Мордовия, где подробно анализирует- тической систем контактирующих в обу-

ся влияние социальных, экономических, чении языков: немецкого, русского, эрзян-

культурно-образовательных факторов на ского и мокшанского, подчеркивается роль

развитие СНМКШ. Наряду с общим со- сопоставительных грамматик в выявлении

стоянием обучения ИЯ дается классифи- языковых трудностей при овладении ИЯ, в

_ _ . _ _ /

кация СНМКШ по национальному признаку, делается акцент на особенности билин-

фовании внутриязыковой и межьязы нтерференЦии, рассматриваютс!

№ 3, 2000

принципы лингвометодического сопоставительного анализа, раскрывается методика проведения данного анализа, делаются методические выводы по учету положительного и отрицательного переносов контактирующих в обучении языков.

Следу ет подчеркнуть важность разработанных теоретических основ национальноориентированной методики обучения ИЯ в СНМКШ, которые базируются на двух основных факторах: национально-региональном и психолого-педагогическом. Данные факторы позволяют скорректировать цели обучения ИЯ в СНМКШ, конкретизировать принципы обучения и выработать стратегию обучения ИЯ в СНМКШ.

Студенты знакомятся с методической организацией вводного курса обучения немецком) языку для условий СНМКШ и на его основе разрабатывают и презентуют свои проекты, ориентируясь на специфику урока ИЯ в СНМКШ на разных ступенях обучения.

В рамках спецку рса особое значение придается рассмотрению организации са-

мостоятельной работы учащихся СНМКШ на уроке ИЯ и дома, так как эта работа является основным средством повышения качества обучения, его оптимизации. В этой связи будущему учителю необходимо знать не только психолого-дидактические и методические аспекты организации самостоятельной работы в условиях СНМКШ, но и ее виды, формы, роль ТСО и раздаточного материала для ее успешной организации.

В формах лекции-погружения, лекции-презентации. лекции-дискуссии на спецкурсе освещаются проблемы, связанные с использованием игр на уроке ИЯ в СНМКШ и во внеурочной работе. В частности, рассматриваются дидактические возможности игры, ее черты, структура, классификации учебных, в том числе ролевых, игр и их целевое назначение в изучении ИЯ.

Завершающий этап методической подготовки предполагает защиту' собственных проектов по избранной тематике и внедрение их в практику преподавания.

РОЛЬ КУРСА «ФИЗИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА»

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ подготовке учителя физики

И ИНФОРМАТИКИ

Ю.П. Соловьев, доцент кафедры физики МГПИ нм. М.Е.Евсевьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время в связи с реформой в один курс, который назван «физическая высшей школы в учебные планы подготов- электроника» (ФЭ). Он входит в блок предки специалистов вносятся изменения. На- метной подготовки.

физико-математический фа

Целью преподавания ОАВ'Г является

печить:

культет МГПИ им. М.Е.Евсевьева перехо- формирование у будущих учителей комп-

дит на учебные планы, предусматриваю- лекса знаний и содержательно-методичес-

щие многоуровневую подготовку. Автор ких умений и навыков, позволяющих обес-

солидарен с тезисом, что «...переход будет полезен, если при этом ничто не бу- ~ необходимый уровень преподавания

дет потеряно из нашего весьма большо- в школе соответствующих разделов физи-

го опыта подготовки учителя вообще и ки, информатики и факультативных курсов;

- деятельность по трудовому и политехническому обучению и руководству тех-

учителя физики в частности» (см.: Каменецкий С.Е. Переход на многоуровневую систему подготовки учителей физи- ническим творчеством учащихся;

ки в педвузах России. Н.Новгород, 1994. С.З). В новых стандартах такие дис-

технически грамотную эксплуатацию и обслуживание сложной учебной электрон-

ципл ины, как электротехника, радиотех- ной техники и оборудования;

ника, основы автоматики и вычислительной техники (ОАВТ), объединены

возможность дальнейшего самообразования при самостоятельном изучении но-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.