N<2 3, 2000
Гребуют совершенствования спецкур- тета литературно-краеведческих кружков,
сы и спецсеминары, которые являются од- Она проводилась в различных формах и
ним из средств индивидуализации обуче- видах: эго разного рода сообщения о свя-
ния ст\дентов в вузе, развития их инициативы и самостоятельности. Повышая теоретико-методологический уровень спецкурсов и спецсеминаров, важно разнообразить их методически. Кроме традиционных рефератов и докладов следует шире практи-
зях русских писателей с мордовским краем; участие студентов в мероприятиях, вечерах, конференциях, экскурсиях по памятным местам, связанным с жизнью и творчеством русских и мордовских писателей. Литературное краеведение очень
ковать оозоры литературы, аннотирование важно для будущего педагога. Оно помо-
новых изданий, рецензирование художе- гает решению главной задачи учебно-вос-
питательного процесса в вузе - подготовки учителя высокой квалификации и культуры.
Таким образом, подготовка в условиях
ственных произведении, посещение выставок. просмотр театральных постановок с послед\ ющим их анализом.
Подготовка современного преподавате-
ствовання внеаудиторном самостоятельной работы студентов. Этот вид деятель-
ля литерату ры немыслима без совершен- университетского педагогического образова-
ния современного преподавателя литературы, имеющего свою творческую позицию, ности так же неооходим, как и аудитор- свой взгляд на изучение этого предмета в
ная работа, ибо является составной час- школе, возможна только в результате воздей-
тью учебного процесса и несет весомую ствия на личность студента взаимосвязан-
нагрузку в подготовке высококвалифицированных педагогов в вузе. В сфере ли-
V-/
нои системы аудиторной и внеаудиторной работы как по русской, так и по мордовской тературного образования он играет осо- литературе. Все это позволит создать атмос-бую роль, поскольку духовное и эстетическое обогащение личности невозмож-
феру творчества, которая, в свою очередь, будет влиять не только на литературное об-
но без умения верно, критически ориен- разование будущего учителя, но и настанов-
тироваться в огромном массиве художественного материала, без развитого вое-
ЧУ
приятия эстетических ценностей.
Одним из путей активизации самостоятельной работы студентов является литературное краеведение. Мы изучили опыт работы в национальных группах универси-
ление его личности, способной адаптироваться к изменяющемуся содержанию общего среднего образования в национальной школе, новому педагогическому мышлению, т.е. способной решать проблемы формирования личности школьника в условиях демократизации и гуманизации общества.
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ
ЯЗЫКОВ К РАБОТЕ В СЕЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
МАЛОКОМПЛЕКТНОИ ШКОЛЕ
Р.В.Сафонкина, зав. кафедрой иностранных языков МГПИ
им. М.Е.Евсевьева, доцент
Мордовский государственный педа- ее спецификой - национальный контингент
готический институт на протяжении ряда лет целенаправленно ведет профессио-
учащихся.
В связи с тем что демократизация на-
нальную подготовку студентов к работе шего общества предполагает адекватность
в сельской школе Республики Мордовия, системы образования уровням и особенно-
так как она является самым массовым стям развития обучающихся, ориентацию
видом школьных образовательных уч- на создание условий для самореализации
реждений. Ее характерной особенностью личности и ее интеграции в системы наци-
является малая наполняемость классов, ональных и мировых культур с учетом на-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ционально-регионального компонента, це- гвизма в нашей республике и на роль явлений отрицательного переноса (интерференции) и положительного переноса (фаси-литации) в изучении иностранного языка.
Отдельно на лекции рассматриваются психолого-педагогические особенности
лью методической подготовки студентов выпускного курса факультета иностранных языков является знакомство со спецификой обучения иностранному языку (ИЯ)
в сельской национальной мал оком плектнои
школе (СНМКШ) Республики Мордовия. учебного процесса по ИЯ в СНМКШ, вы-
Методическая подготовка студентов к являются объективные и субъективные
причины неудовлетворительного владения базовым уровнем ИЯ, анализируются ос-
работе в вышеназванном учебном заведении по иностранному (немецкому) языку
предполагает решение следующих конк- новы дифференциации обучения, описанные
в отечественной и зарубежной литературе
ретных задач:
- знакомство студентов с психолого-пе-дагогическими особенностями организации
по психологии и педагогике. Актуальность и значимость дифференцированного обуче-
учебного процесса по иностранному языку ния для малочисленного класса особен-
в СНМКШ;
- выявление национально-регионального компонента в содержании обучения немецкому языку в СНМКШ;
- анализ теоретических основ национально ориентированной методики обучения немецкому языку;
- раскрытие специфики методической организации начального этапа обучения не- в режиме «учитель - ученик», как соци-
но велика, ибо позволяет гуманизировать процесс обучения, ориентировать его на максимальные возможности развития ребенка, снижать перегрузку, повышать мотивацию.
Для условий СНМКШ достаточно значима роль таких коммуникативных умений педагогического взаимодействия
мецкому языку в условиях СНМКШ;
- показ особенности урока немецкого языка на различных ступенях;
альная перцепция, эмпатия, самопрезен-тация, речевой и невербальный контакт, а также такие организационные формы
овладение элементами исследова- общения, как групповые, индивидуаль-
тельской работы студентов и необходимыми для условий СНМКШ методическими приемами и формами для организации урока и внеурочной деятельности по ИЯ.
Методическая подготовка реализуется в рамках спецкурса, на педпрактике, а также в самостоятельной работе над курсовыми и дипломными исследованиями.
ные, дифференцированные, индивидуально-обособленные.
На семинарском занятии по данной теме студенты учатся не только выявлять параметры дифференциации в обучении ИЯ, типы овладения ИЯ, мотивы и типы учения, но и определять их значение для выработки стратегии обучения ИЯ. Сту-
Спецкурс, рассчитанный на22 ч, пред- денты анализируют анкету для ученика
_ _ I
полагает лекционные и семинарские занятия. Тематика лекционного курса обеспечивает будущих учителей СНМКШ знани-
«Как мне легче всего изучать ИЯ», составляют вопросы анкеты для учащихся конкретного класса. Далее разрабатываются
ем широкого спектра вопросов, необходи- упражнения для каждого типа учения: мых для профессиональной деятельности практического, аналитического, смешанно-учителя иностранного языка.
Обратимся к содержанию курса.
Первая лекция раскрывает типологическую характеристику СНМКШ Респуб-
го, когнитивно-абстрактного, визуально-ориентированного, хаптического.
На лекции, посвященной сопостави-
фонетичес
лики Мордовия, где подробно анализирует- тической систем контактирующих в обу-
ся влияние социальных, экономических, чении языков: немецкого, русского, эрзян-
культурно-образовательных факторов на ского и мокшанского, подчеркивается роль
развитие СНМКШ. Наряду с общим со- сопоставительных грамматик в выявлении
стоянием обучения ИЯ дается классифи- языковых трудностей при овладении ИЯ, в
_ _ . _ _ /
кация СНМКШ по национальному признаку, делается акцент на особенности билин-
фовании внутриязыковой и межьязы нтерференЦии, рассматриваютс!
№ 3, 2000
принципы лингвометодического сопоставительного анализа, раскрывается методика проведения данного анализа, делаются методические выводы по учету положительного и отрицательного переносов контактирующих в обучении языков.
Следу ет подчеркнуть важность разработанных теоретических основ национальноориентированной методики обучения ИЯ в СНМКШ, которые базируются на двух основных факторах: национально-региональном и психолого-педагогическом. Данные факторы позволяют скорректировать цели обучения ИЯ в СНМКШ, конкретизировать принципы обучения и выработать стратегию обучения ИЯ в СНМКШ.
Студенты знакомятся с методической организацией вводного курса обучения немецком) языку для условий СНМКШ и на его основе разрабатывают и презентуют свои проекты, ориентируясь на специфику урока ИЯ в СНМКШ на разных ступенях обучения.
В рамках спецку рса особое значение придается рассмотрению организации са-
мостоятельной работы учащихся СНМКШ на уроке ИЯ и дома, так как эта работа является основным средством повышения качества обучения, его оптимизации. В этой связи будущему учителю необходимо знать не только психолого-дидактические и методические аспекты организации самостоятельной работы в условиях СНМКШ, но и ее виды, формы, роль ТСО и раздаточного материала для ее успешной организации.
В формах лекции-погружения, лекции-презентации. лекции-дискуссии на спецкурсе освещаются проблемы, связанные с использованием игр на уроке ИЯ в СНМКШ и во внеурочной работе. В частности, рассматриваются дидактические возможности игры, ее черты, структура, классификации учебных, в том числе ролевых, игр и их целевое назначение в изучении ИЯ.
Завершающий этап методической подготовки предполагает защиту' собственных проектов по избранной тематике и внедрение их в практику преподавания.
РОЛЬ КУРСА «ФИЗИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА»
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ подготовке учителя физики
И ИНФОРМАТИКИ
Ю.П. Соловьев, доцент кафедры физики МГПИ нм. М.Е.Евсевьева
В настоящее время в связи с реформой в один курс, который назван «физическая высшей школы в учебные планы подготов- электроника» (ФЭ). Он входит в блок предки специалистов вносятся изменения. На- метной подготовки.
физико-математический фа
Целью преподавания ОАВ'Г является
печить:
культет МГПИ им. М.Е.Евсевьева перехо- формирование у будущих учителей комп-
дит на учебные планы, предусматриваю- лекса знаний и содержательно-методичес-
щие многоуровневую подготовку. Автор ких умений и навыков, позволяющих обес-
солидарен с тезисом, что «...переход будет полезен, если при этом ничто не бу- ~ необходимый уровень преподавания
дет потеряно из нашего весьма большо- в школе соответствующих разделов физи-
го опыта подготовки учителя вообще и ки, информатики и факультативных курсов;
- деятельность по трудовому и политехническому обучению и руководству тех-
учителя физики в частности» (см.: Каменецкий С.Е. Переход на многоуровневую систему подготовки учителей физи- ническим творчеством учащихся;
ки в педвузах России. Н.Новгород, 1994. С.З). В новых стандартах такие дис-
технически грамотную эксплуатацию и обслуживание сложной учебной электрон-
ципл ины, как электротехника, радиотех- ной техники и оборудования;
ника, основы автоматики и вычислительной техники (ОАВТ), объединены
возможность дальнейшего самообразования при самостоятельном изучении но-