Научная статья на тему 'Компьютерная технология обучения в системе непрерывного образования'

Компьютерная технология обучения в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочкова Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерная технология обучения в системе непрерывного образования»

- продуманные работниками ИПКРО алгорифмы, организующие педагога на самостоятельную работу и активную познавательную деятельность. Они представляют собой систему самостоятельных деятельностей в логической последовательности, обеспечивающую заинтересованному педагогу гарантированно хорошую теоретическую подготовку и опытно-экпериментальное внедрение в учебный процесс как способ применения приобретенных знаний и умений с целью их закрепления и развития устойчивых навыков работы для решения задач, относящихся к области действия как базовой, так и инвариантной составляющей;

- наличие средств для самоконтроля на определенном этапе познания;

-обобщение и осмысление назначения и функциональных возможностей базовых элементов информационной среды обучения для всестороннего развития личности педагога.

В данной схеме работу с педагогами можно разделить на следующие фазы:

- фаза составления конкретной модели обучения для определенной категории слушателей: формулируется изучаемая проблема (блок проблем), происходит описание путей ее решения и соответствующих требований к используемым информационным средам обучения, познания, ставятся задачи для решения сформулированной проблемы (блока проблем);

- фаза индукции: с помощью правил, приемов, определяемых средой, поэтапно посредством блочно-модульного подхода реализуется модель вышеуказанной фазы, решаются поставленные проблемы;

-фаза дедукции: полученные знания и умения обобщаются и применяются для решения задач профессиональной сферы.

Представленные модель и соответствующая ей схема повышения квалификации учителей могут быть внедрены в любом регионе при наличии «среднего» уровня технического оснащения.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Р.В.Бочкова, доцент кафедры ИВТ МГПИ им. М.Е.Евсевьева

В отечественной и зарубежной литературе понятие “технология” трактуется широко и неопределенно. В настоящей статье сделана попытка проанализировать особенности педагогической технологии, компьютерной технологии и компьютерной технологии обучения, показать место компьютерной технологии обучения среди педагогических технологий и необходимость ее использования в профессиональном образовании.

Современная педагогика под педагогической технологией обучения понимает:

1) область применения системы научных принципов для определения наиболее рациональных способов достижения поставленных учебных целей, область разработки приемов оптимизации образовательного процесса;

2) систему средств, применяемых в обучении, и способы их использования;

3) систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебного процесса;

4) проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике (см.: Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта). М., 1989; Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997).

Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей независимо от мастерства преподавателя. Обязательными элементами технологического подхода к обучению являются постановка целей и их максимальное уточнение; строгая ориентация всего хода обучения на учебные цели; ориентация учебных целей, а вместе с ними и всего хода обучения на гаранти-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

рованное достижение результатов; оценка

7) рейтинговое, дифференцированно*!

текущих результатов, коррекция обучения; проблемное обучение;

Эф

фективность любой

8) контекстная технология обучения (деловая игра, проблемные лекции, коллеи*-;

логии определяется ее дидактическим и тивные формы обучения, УИРС и НИРСХ

психологическим обоснованием, а также практическим выходом.

Признаки педагогической технологии таковы:

- объединение в деятельности педагога целеполагающей, конструкторской,

9) компьютерная технология обучения и др.

В организации и использовании нетрадиционных методик обучения широкий спектр творческих возможностей предо» ставляет преподавателю компьютерном

фун- технология

кции;

вать, с одной стороны, как набор техничес-

- высокая степень ее вариативности в ких средств (ЭВМ, средств мультимедиа

зависимости от индивидуальных особенно- и др.), а с другой — как вид деятельности,

стей педагога, ситуации взаимодействия, связанный с закономерностями и принци-

особенностей отдельных учащихся и коллектива в целом.

Основой педагогической технологии

информацией на основе

компьютерной

служит дидактическии процесс, который может быть представлен в виде следующих компонентов: мотивационного, собственно познавательной деятельности учащегося и

специализированные основаны на работе с

нформации

обработки

управления этой деятельностью. В основу ЭВМ. Образовательные цели универсаль-

построения каждого компонента дидакти-

компьютерных

ческого процесса могут быть положены ознакомление с основами, методами »

I 1 ~ ~ .

следующие идеи: гуманизация и гуманитаризация образований; вариативность М

нфор

практической

свобода выбора учащимся рода занятий; формирование умеыий и навыков работы с

целостный и единый педагогический про- компьютерной техникой и программным

цесс в рамках различных социально-педа- обеспечением. В рамках компьютерной

гогических комплексов; сотрудничество, технологии обучаемому предоставляется

сотворчество воспитателей и воспитании- возможность научиться пользоваться тек-

ков; опора и опережение в обучении и т.д.

графическими

В соответствии с перечисленными иде- осуществлять основные операции с элект-

ями существует целый ряд педагогичес- ронными таблицами и базами данных, по-

ких технологий. Назовем некоторые из них: лучить представление о телекоммуникаци-

1) формирование системы соуправле- ях, познакомиться с возможностями муль-

ния и самоуправления учащихся;

2) методика организации коллективных творческих дел;

тимедиа технологии.

К специализированной компьютерной технологии можно отнести компьютерную

3)алгоритмированные методики обуче- технологию обучения, которая включает

ния с пошаговой отработкой материала;

организацию и управление учебным про-

4) методика целостного и «блочного» цессом и познавательной деятельностью изучения предмета, укрупнения ди- учащихся с использованием компьютерной

техники, соответствующего программного и методического обеспечения.

Специфика применения ЭВМ в учебном процессе связана с анализом возможностей компьютера, его функций и места в учебном процессе, особенностей управ-

дактических единиц изучения;

5) инновации в содержании, формах, методах обучения, воспитания, управле-

ния:

6) применение современных диагностических методов;

ления с его помощью учебной деятельностью. Сама возможность компьютеризации учебного процесса возникает тогда, когда выполняемые человеком функции могут быть формализованы и адекватно воспроизведены с помощью технических средств. Автоматизация учебного процесса необходима, если действия учителя оказываются неэффективными, а другие меры повышения эффективности труда не обеспечивают решения задач на требуемом уровне.

В настоящее время компьютерная технология обучения реализуется, главным образом, эмпирически (см.: Роберт И. Современные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., 1994; Соловов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании // ИНФО. 1996. № 1. С. 13-19). Выработаны два подхода к ее построению. Первый связан с основными принципами программированного обучения (малых шагов, мгновенного подтверждения ответа, индивидуализации темпа учения, постепенного роста трудностей), которые реализуются в обучающих компьютерных системах. При этом обеспечивается процесс управления и проверки знаний и умений при замещении машиной ряда операций в деятельности учителя, что дает возможность индивидуализировать процесс обучения, адаптировать его к особенностям деятельности каждого ученика. Технологии, основанные на идеях программированного обучения, по существу, дублируют традиционные методы, поэтому их использование оправдано лишь в ситуациях, связанных с задачами формирования навыков.

Другой подход определяется принципами конструктивизма. Здесь выделяются два аспекта: реализация идеи о том, что учащийся создает свои интеллектуальные структуры (алгоритмы, программы и др.) соответственно этапам своего психического созревания; рассмотрение обучения программированию и основам наук как своеобразного общения не только с педагогом, но и с обучающей системой (пример - пакет “Роботландия”).

В компьютерной технологии обучения компьютерная техника используется как средство обучения и управления педагогическим процессом, позволяющая:

- активизировать учебную деятельность учащегося;

- индивидуализировать и дифференцировать обучение;

-формировать полезные навыки и умения, развивать память, мышление, внимание;

- усиливать положительную мотивацию обучения, интерес к изучению предмета, обратную связь, развивать творческий потенциал;

- повысить эффективность и качество работы преподавателя и качество знаний ученика на основе интенсификации учебного процесса;

- изменить роль педагога, который становится организатором самостоятельной работы обучаемого.

Интенсивное распространение и грамотное использование информационных технологий в современном обществе в значительной мере зависят от качественной подготовки преподавательских кадров в данной области. В подготовке будущего учителя информатики обычно выделяются три структурных компонента. Первый из них включает изучение информатики как фундаментальной естественно-математической дисциплины. Второй - изучение методики преподавания информатики. Третий компонент представляет собой освоение компьютерных технологий. В проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике для общеобразовательных школ (см.: Кузнецов А., Кариев С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах//ИНФО. 1997. №

6. С. 13 - 20; Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область “Информатика” // Там же. № 1. С. 3 - 11), а также практически во всех авторских программах

^ V 4е V V V V V V V V V V V •.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Информатика” одним из

Программа курса включает следую-

основных является раздел “Информацион- щие разделы:

ные (компьютерные) технологии” Однако -структура аудио-и видеосредств (втом

в вузовских стандартах этот компонент числе и ПЭВМ) и методика их применения;

явно не присутствует, а вводится дополнительно в ряде дисциплин.

факул

- применение пакетов прикладных программ в учебном процессе (по предмету);

- принципы построения автоматизиро-

тете МГПИ им. М.Е.Евсевьева обуче- ванных обучающих, моделирующих и кон-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ние универсальным компьютерным тех нологиям проводится на первом курсе

тролирующих систем;

- представление о компьютерных теле-

тогда же происходит формирование на- коммуникациях, дидактических возможнос-

выков работы с ЭВМ. На выпускном курсе студенты возвращаются к изучению

тях телекоммуникационных сетей различного типа (глобальных и локальных), их назна-технологии, однако уже не к универсаль- чении и формах использования в обучении.

ной, а к специализированной - компью-

Кроме теоретических и лабораторных

терной технологии обучения. Последняя занятий для развития самостоятельности,

линия реализуется в нашем вузе через формирования практических навыков и

курс “Использование ЭВМ в учебном опыта научной организации труда исполь-

процессе” (см.: Бочкова Р.В., Киселев зуется целенаправленная самостоятельная

Г.М. ЭВМ в учебном процессе. Саранск, работа. Для ее выполнения студент в нача-

1997). В других вузах аналогичные кур- ле семестра выбирает тему урока по физи-

сы носят название “Введение в педаго- ке, математике или информатике, к кото-

гическую информатику”, “Основы рой он должен подготовить:

НИТО”; “Современные информационные технологии в деятельности учителя”, “Компьютерная технология обучения

1) оформленный в текстовом редакторе конспект урока с использованием компьютерной технологии (с включением в

(см.: Кручинина Г.А. Готовность будуще- урок обучающих и контролирующих педаго учителя к использованию новых ин- гогических программных средств);

формационных технологий обучения. М.,

1996).

Названный курс является завершаю-

2) рисунки к уроку, выполненные в графическом редакторе;

3) решение задач к уроку с использо-

щим звеном подготовки будущих учителей ванием электронных таблиц; информатики, ориентирует будущих педа- 4) дидактические карточки для уча-гогов на использование компьютерной тех- щихся с заданиями, вопросами, задачами нологии в своей профессиональной дея- или тестами. Вариант контрольной или са-

тельности. Он предусматривает комплек- мостоятельной работы;

сное рассмотрение всех аспектов инфор-

5) сценарий обучающей (моделирую-

матизации образования: психолого-педаго- щей, игровой) программы фрагмента уро-гических, организационно-технических, ка. Сценарий контролирующей программы

управленческих.

Целями курса являются следующие:

по теме урока;

6) листинги обучающей и контролиру-

формирование на основе полученных ра- ющей программ (реализованные налюбом

нее знаний об информатике обобщенно- языке программирования),

го взгляда на новую педагогическую тех- Самостоятельная работа создает усло-

нологию обучения; рассмотрение перс- вия непрерывности процесса обучения, под-

пектив информатизации образования как держивает как познавательную потреб-

одной из задач информатизации обще- ность. так и социальную мотивацию учеб-

ства; практическая подготовка будуще- ной деятельности.

го педагога к использованию компьютер-

В результате изучения курса “Исполь-

ных технологий в профессиональной де- зование ЭВМ в учебном процессе” учащи-

ятельности.

еся должны уметь:

№ 4, 2000

- использовать традиционные и новые информационные технологии обучения на базе современной вычислительной техники;

- использовать ЭВМ для организации учебно-воспитательного процесса, для управления обучением, в административных

целях;

- работать с современными операционными системами и оболочками;

-использовать пакеты прикладных программ для обработки информации;

- использовать и оценивать эффективность готовых педагогических программных средств для ЭВМ;

- проектировать педагогические программные средства для использования их в учебном процессе.

Использование компьютерной технологии может быть эффективным только в том случае, если она «вписана» в учебный процесс. ЭВМ позволяет строить обучение, учитывающее индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления; помогает сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала; расширяет возможности использования больших объемов информации.

Интенсивное развитие компьютерных технологий обучения и широкие сферы их возможного применения делают целесообразным включение курса “Компьютерные технологии обучения” в учебные программы всех специальностей высшего профессионального образования.

ИНТЕНСИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

О.В.Юдина, ст. преподаватель кафедры экономической информатики

Самарской государственной экономической академии

Нет никаких сомнений в том, что ре- товят будущих менеджеров к принятию

шение проблем улучшения качества обу- коллективных и индивидуальных решений,

чения, повышения эффективности и Игры способствуют развитию деловых

обеспечения принципа индивидуализации способностей участников к управленческой

в подготовке будущих выпускников выс- деятельности.

шей школы возможно лишь на основе ком- Эффективность от использования дело-

пьютерного обучения, позволяющего мо- вых игр высока, так как они позволяют

дернизировать старые и внедрять новые выявить закономерности будущей профес-

технологии и формы обучения. сиональной деятельности и закономернос-

Одним из направлений широкого ис- ти усвоения обучаемыми теоретического пользования в учебном процессе новых материала.

методов интенсивного обучения является Применение персональных компьюте-

применение деловых игр, особенно при под- ров, безусловно, значительно увеличива-

готовке менеджеров. Они позволяют фор- ет затраты на разработку и проведение де-

мировать у будущих специалистов совре- ловой игры, но при этом появляется воз-

менное экономическое мышление, разви- можность проводить более глубокие и зна-

вают способности к анализу возникающих чимые поисковые исследования: производ-

специфических ситуаций и решению новых ственные и экономические, организацион-

профессиональных задач в современных ные и психологические. Это обеспечива-

условиях высокой динамичности делового ется варьированием различных перемен-

мира. Деловые игры раскрывают личное- ных моделируемых поведенческих ситуа-

ций. Обычно компьютерные игры относятся к «жестким» операционным моделям, в которые вводятся дополнительные ограни-

тный потенциал студента, так как участник может оценить свои собственные возможности в отдельности и в совместной

деятельности с другими участниками, го- чения и моменты более жесткого принуж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.