- продуманные работниками ИПКРО алгорифмы, организующие педагога на самостоятельную работу и активную познавательную деятельность. Они представляют собой систему самостоятельных деятельностей в логической последовательности, обеспечивающую заинтересованному педагогу гарантированно хорошую теоретическую подготовку и опытно-экпериментальное внедрение в учебный процесс как способ применения приобретенных знаний и умений с целью их закрепления и развития устойчивых навыков работы для решения задач, относящихся к области действия как базовой, так и инвариантной составляющей;
- наличие средств для самоконтроля на определенном этапе познания;
-обобщение и осмысление назначения и функциональных возможностей базовых элементов информационной среды обучения для всестороннего развития личности педагога.
В данной схеме работу с педагогами можно разделить на следующие фазы:
- фаза составления конкретной модели обучения для определенной категории слушателей: формулируется изучаемая проблема (блок проблем), происходит описание путей ее решения и соответствующих требований к используемым информационным средам обучения, познания, ставятся задачи для решения сформулированной проблемы (блока проблем);
- фаза индукции: с помощью правил, приемов, определяемых средой, поэтапно посредством блочно-модульного подхода реализуется модель вышеуказанной фазы, решаются поставленные проблемы;
-фаза дедукции: полученные знания и умения обобщаются и применяются для решения задач профессиональной сферы.
Представленные модель и соответствующая ей схема повышения квалификации учителей могут быть внедрены в любом регионе при наличии «среднего» уровня технического оснащения.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Р.В.Бочкова, доцент кафедры ИВТ МГПИ им. М.Е.Евсевьева
В отечественной и зарубежной литературе понятие “технология” трактуется широко и неопределенно. В настоящей статье сделана попытка проанализировать особенности педагогической технологии, компьютерной технологии и компьютерной технологии обучения, показать место компьютерной технологии обучения среди педагогических технологий и необходимость ее использования в профессиональном образовании.
Современная педагогика под педагогической технологией обучения понимает:
1) область применения системы научных принципов для определения наиболее рациональных способов достижения поставленных учебных целей, область разработки приемов оптимизации образовательного процесса;
2) систему средств, применяемых в обучении, и способы их использования;
3) систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебного процесса;
4) проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике (см.: Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта). М., 1989; Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997).
Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей независимо от мастерства преподавателя. Обязательными элементами технологического подхода к обучению являются постановка целей и их максимальное уточнение; строгая ориентация всего хода обучения на учебные цели; ориентация учебных целей, а вместе с ними и всего хода обучения на гаранти-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
рованное достижение результатов; оценка
7) рейтинговое, дифференцированно*!
текущих результатов, коррекция обучения; проблемное обучение;
Эф
фективность любой
8) контекстная технология обучения (деловая игра, проблемные лекции, коллеи*-;
логии определяется ее дидактическим и тивные формы обучения, УИРС и НИРСХ
психологическим обоснованием, а также практическим выходом.
Признаки педагогической технологии таковы:
- объединение в деятельности педагога целеполагающей, конструкторской,
9) компьютерная технология обучения и др.
В организации и использовании нетрадиционных методик обучения широкий спектр творческих возможностей предо» ставляет преподавателю компьютерном
фун- технология
кции;
вать, с одной стороны, как набор техничес-
- высокая степень ее вариативности в ких средств (ЭВМ, средств мультимедиа
зависимости от индивидуальных особенно- и др.), а с другой — как вид деятельности,
стей педагога, ситуации взаимодействия, связанный с закономерностями и принци-
особенностей отдельных учащихся и коллектива в целом.
Основой педагогической технологии
информацией на основе
компьютерной
служит дидактическии процесс, который может быть представлен в виде следующих компонентов: мотивационного, собственно познавательной деятельности учащегося и
специализированные основаны на работе с
нформации
обработки
управления этой деятельностью. В основу ЭВМ. Образовательные цели универсаль-
построения каждого компонента дидакти-
компьютерных
ческого процесса могут быть положены ознакомление с основами, методами »
I 1 ~ ~ .
следующие идеи: гуманизация и гуманитаризация образований; вариативность М
нфор
практической
свобода выбора учащимся рода занятий; формирование умеыий и навыков работы с
целостный и единый педагогический про- компьютерной техникой и программным
цесс в рамках различных социально-педа- обеспечением. В рамках компьютерной
гогических комплексов; сотрудничество, технологии обучаемому предоставляется
сотворчество воспитателей и воспитании- возможность научиться пользоваться тек-
ков; опора и опережение в обучении и т.д.
графическими
В соответствии с перечисленными иде- осуществлять основные операции с элект-
ями существует целый ряд педагогичес- ронными таблицами и базами данных, по-
ких технологий. Назовем некоторые из них: лучить представление о телекоммуникаци-
1) формирование системы соуправле- ях, познакомиться с возможностями муль-
ния и самоуправления учащихся;
2) методика организации коллективных творческих дел;
тимедиа технологии.
К специализированной компьютерной технологии можно отнести компьютерную
3)алгоритмированные методики обуче- технологию обучения, которая включает
ния с пошаговой отработкой материала;
организацию и управление учебным про-
4) методика целостного и «блочного» цессом и познавательной деятельностью изучения предмета, укрупнения ди- учащихся с использованием компьютерной
техники, соответствующего программного и методического обеспечения.
Специфика применения ЭВМ в учебном процессе связана с анализом возможностей компьютера, его функций и места в учебном процессе, особенностей управ-
дактических единиц изучения;
5) инновации в содержании, формах, методах обучения, воспитания, управле-
ния:
6) применение современных диагностических методов;
ления с его помощью учебной деятельностью. Сама возможность компьютеризации учебного процесса возникает тогда, когда выполняемые человеком функции могут быть формализованы и адекватно воспроизведены с помощью технических средств. Автоматизация учебного процесса необходима, если действия учителя оказываются неэффективными, а другие меры повышения эффективности труда не обеспечивают решения задач на требуемом уровне.
В настоящее время компьютерная технология обучения реализуется, главным образом, эмпирически (см.: Роберт И. Современные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., 1994; Соловов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании // ИНФО. 1996. № 1. С. 13-19). Выработаны два подхода к ее построению. Первый связан с основными принципами программированного обучения (малых шагов, мгновенного подтверждения ответа, индивидуализации темпа учения, постепенного роста трудностей), которые реализуются в обучающих компьютерных системах. При этом обеспечивается процесс управления и проверки знаний и умений при замещении машиной ряда операций в деятельности учителя, что дает возможность индивидуализировать процесс обучения, адаптировать его к особенностям деятельности каждого ученика. Технологии, основанные на идеях программированного обучения, по существу, дублируют традиционные методы, поэтому их использование оправдано лишь в ситуациях, связанных с задачами формирования навыков.
Другой подход определяется принципами конструктивизма. Здесь выделяются два аспекта: реализация идеи о том, что учащийся создает свои интеллектуальные структуры (алгоритмы, программы и др.) соответственно этапам своего психического созревания; рассмотрение обучения программированию и основам наук как своеобразного общения не только с педагогом, но и с обучающей системой (пример - пакет “Роботландия”).
В компьютерной технологии обучения компьютерная техника используется как средство обучения и управления педагогическим процессом, позволяющая:
- активизировать учебную деятельность учащегося;
- индивидуализировать и дифференцировать обучение;
-формировать полезные навыки и умения, развивать память, мышление, внимание;
- усиливать положительную мотивацию обучения, интерес к изучению предмета, обратную связь, развивать творческий потенциал;
- повысить эффективность и качество работы преподавателя и качество знаний ученика на основе интенсификации учебного процесса;
- изменить роль педагога, который становится организатором самостоятельной работы обучаемого.
Интенсивное распространение и грамотное использование информационных технологий в современном обществе в значительной мере зависят от качественной подготовки преподавательских кадров в данной области. В подготовке будущего учителя информатики обычно выделяются три структурных компонента. Первый из них включает изучение информатики как фундаментальной естественно-математической дисциплины. Второй - изучение методики преподавания информатики. Третий компонент представляет собой освоение компьютерных технологий. В проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике для общеобразовательных школ (см.: Кузнецов А., Кариев С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах//ИНФО. 1997. №
6. С. 13 - 20; Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область “Информатика” // Там же. № 1. С. 3 - 11), а также практически во всех авторских программах
^ V 4е V V V V V V V V V V V •.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Информатика” одним из
Программа курса включает следую-
основных является раздел “Информацион- щие разделы:
ные (компьютерные) технологии” Однако -структура аудио-и видеосредств (втом
в вузовских стандартах этот компонент числе и ПЭВМ) и методика их применения;
явно не присутствует, а вводится дополнительно в ряде дисциплин.
факул
- применение пакетов прикладных программ в учебном процессе (по предмету);
- принципы построения автоматизиро-
тете МГПИ им. М.Е.Евсевьева обуче- ванных обучающих, моделирующих и кон-
ние универсальным компьютерным тех нологиям проводится на первом курсе
тролирующих систем;
- представление о компьютерных теле-
тогда же происходит формирование на- коммуникациях, дидактических возможнос-
выков работы с ЭВМ. На выпускном курсе студенты возвращаются к изучению
тях телекоммуникационных сетей различного типа (глобальных и локальных), их назна-технологии, однако уже не к универсаль- чении и формах использования в обучении.
ной, а к специализированной - компью-
Кроме теоретических и лабораторных
терной технологии обучения. Последняя занятий для развития самостоятельности,
линия реализуется в нашем вузе через формирования практических навыков и
курс “Использование ЭВМ в учебном опыта научной организации труда исполь-
процессе” (см.: Бочкова Р.В., Киселев зуется целенаправленная самостоятельная
Г.М. ЭВМ в учебном процессе. Саранск, работа. Для ее выполнения студент в нача-
1997). В других вузах аналогичные кур- ле семестра выбирает тему урока по физи-
сы носят название “Введение в педаго- ке, математике или информатике, к кото-
гическую информатику”, “Основы рой он должен подготовить:
НИТО”; “Современные информационные технологии в деятельности учителя”, “Компьютерная технология обучения
1) оформленный в текстовом редакторе конспект урока с использованием компьютерной технологии (с включением в
(см.: Кручинина Г.А. Готовность будуще- урок обучающих и контролирующих педаго учителя к использованию новых ин- гогических программных средств);
формационных технологий обучения. М.,
1996).
Названный курс является завершаю-
2) рисунки к уроку, выполненные в графическом редакторе;
3) решение задач к уроку с использо-
щим звеном подготовки будущих учителей ванием электронных таблиц; информатики, ориентирует будущих педа- 4) дидактические карточки для уча-гогов на использование компьютерной тех- щихся с заданиями, вопросами, задачами нологии в своей профессиональной дея- или тестами. Вариант контрольной или са-
тельности. Он предусматривает комплек- мостоятельной работы;
сное рассмотрение всех аспектов инфор-
5) сценарий обучающей (моделирую-
матизации образования: психолого-педаго- щей, игровой) программы фрагмента уро-гических, организационно-технических, ка. Сценарий контролирующей программы
управленческих.
Целями курса являются следующие:
по теме урока;
6) листинги обучающей и контролиру-
формирование на основе полученных ра- ющей программ (реализованные налюбом
нее знаний об информатике обобщенно- языке программирования),
го взгляда на новую педагогическую тех- Самостоятельная работа создает усло-
нологию обучения; рассмотрение перс- вия непрерывности процесса обучения, под-
пектив информатизации образования как держивает как познавательную потреб-
одной из задач информатизации обще- ность. так и социальную мотивацию учеб-
ства; практическая подготовка будуще- ной деятельности.
го педагога к использованию компьютер-
В результате изучения курса “Исполь-
ных технологий в профессиональной де- зование ЭВМ в учебном процессе” учащи-
ятельности.
еся должны уметь:
№ 4, 2000
- использовать традиционные и новые информационные технологии обучения на базе современной вычислительной техники;
- использовать ЭВМ для организации учебно-воспитательного процесса, для управления обучением, в административных
целях;
- работать с современными операционными системами и оболочками;
-использовать пакеты прикладных программ для обработки информации;
- использовать и оценивать эффективность готовых педагогических программных средств для ЭВМ;
- проектировать педагогические программные средства для использования их в учебном процессе.
Использование компьютерной технологии может быть эффективным только в том случае, если она «вписана» в учебный процесс. ЭВМ позволяет строить обучение, учитывающее индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления; помогает сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала; расширяет возможности использования больших объемов информации.
Интенсивное развитие компьютерных технологий обучения и широкие сферы их возможного применения делают целесообразным включение курса “Компьютерные технологии обучения” в учебные программы всех специальностей высшего профессионального образования.
ИНТЕНСИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
О.В.Юдина, ст. преподаватель кафедры экономической информатики
Самарской государственной экономической академии
Нет никаких сомнений в том, что ре- товят будущих менеджеров к принятию
шение проблем улучшения качества обу- коллективных и индивидуальных решений,
чения, повышения эффективности и Игры способствуют развитию деловых
обеспечения принципа индивидуализации способностей участников к управленческой
в подготовке будущих выпускников выс- деятельности.
шей школы возможно лишь на основе ком- Эффективность от использования дело-
пьютерного обучения, позволяющего мо- вых игр высока, так как они позволяют
дернизировать старые и внедрять новые выявить закономерности будущей профес-
технологии и формы обучения. сиональной деятельности и закономернос-
Одним из направлений широкого ис- ти усвоения обучаемыми теоретического пользования в учебном процессе новых материала.
методов интенсивного обучения является Применение персональных компьюте-
применение деловых игр, особенно при под- ров, безусловно, значительно увеличива-
готовке менеджеров. Они позволяют фор- ет затраты на разработку и проведение де-
мировать у будущих специалистов совре- ловой игры, но при этом появляется воз-
менное экономическое мышление, разви- можность проводить более глубокие и зна-
вают способности к анализу возникающих чимые поисковые исследования: производ-
специфических ситуаций и решению новых ственные и экономические, организацион-
профессиональных задач в современных ные и психологические. Это обеспечива-
условиях высокой динамичности делового ется варьированием различных перемен-
мира. Деловые игры раскрывают личное- ных моделируемых поведенческих ситуа-
ций. Обычно компьютерные игры относятся к «жестким» операционным моделям, в которые вводятся дополнительные ограни-
тный потенциал студента, так как участник может оценить свои собственные возможности в отдельности и в совместной
деятельности с другими участниками, го- чения и моменты более жесткого принуж-