5 ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМ И РОВ АП ИЛ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
ИНФОРМАТИКЕ В ВУЗЕ
ГМ.Киселеву доцент кафедры ИВГ МГПИ им. М.Е.Евсевьева
Непрерывно возрастающая роль вычис- ствовало в 1997 - ] 998 гг. - 300, в 1999 г. -
лительной техники в современном мире 205 чел.).
вызывает необходимость подготовки вы- В преподавании информатики в вузе на пускников различных учебных заведений начальном этапе возникают определенные
к целенаправленному использованию ЭВМ педагогические трудности. С одной сторо-
для успешного решения возникающих на ны, повышаются требования кформирова-
практике задач. нию компьютерной грамотности и инфор-
Школы, принявшие идеи гуманизации, мационной культуры студента, будущая спе-
стараются создавать максимально ком- циальность которых связана с информати-
фортные условия для развития личности кой, с другой-уровень их подготовленно-
сти на начальном этапе не позволяет решить поставленные задачи. Одним словом,
учащихся, в них идет апробация инновационных методов преподавания, новых учебных курсов (см.: Хахалева Н.Н., Черных имеется противоречие между социальным
А.А., Могилев А.В. Компьютерные техно- заказом общества и реальным положени-
логии в обучении русскому языку // Пед. ем вещей в области формирования компь-
информатика. 1997. № 1). Несмотря на то ютерной грамотности. Педагогу, работаю-
что наметилась определенная стабиль- щему в таких группах, следует разработать
ность в материальном обеспечении школ комплекс методов, которые должны ста-
компьютерами, качество преподавания ин- билизировать уровень компьютерной гра-
форматики не удовлетворяет современным мотности и информационной культуры обу-
потребностям общества. Так, статисти- чаемых за довольно короткий период,
ческие исследования, проведенные среди На начальном этапе, на наш взгляд, не-
первокурсников, начинающих изучать ин- обходимо ликвидировать психологический
форматику, показали, что 20 % респонден- барьер, который возникает практически у
тов не могут работать с компьютером во- любого человека, переходящего от реаль-
обще, еще 20 имеют поверхностные зна- ного мира к виртуальному. В ряде отече-
ния о языках программирования и приклад- ственных и зарубежных публикаций пос-
ных программах, 40 % могут решать не- ледних лет отмечается, что при введении
средств вычислительной техники в профессиональную деятельность и учебный про-
сложные задачи, используя один из языков программирования. И только 15 - 20 % оп-
рошенных владеют достаточным уровнем цесс у обучаемых возникает психологичес-
знаний, работают с операционными систе- кий барьер, затрудняющий их использова-
мами М8 008 и \Vindows, могут исполь- ние. При этом выделяются объективные и
зовать текстовые редакторы и электрон- субъективные причины этого явления,
ные таблицы для решения практических Объективным фактором считается, в ча-
задач, умеют программировать на одном стности, то, что для человека совсем не
из языков программирования (в опросе уча- очевиден переход от традиционных спосо-
№ 4, 2000
ная машина, нередко воспринимается им как не обеспеченная какими-то очевидны-
бов оперирования информацией к методам, использованию ППС в учебном процессе,
реализуемым на ЭВМ. Та информация, ко- Разработка психолого-педагогических ос-
торую выдает пользователю вычислитель- нов проектирования для каждого типа ком-
пьютерных обучающих программ является одной из наиболее актуальных проблем ми преобразованиями. При решении за- компьютеризации обучения. От успешно-
дач с помощью ЭВМ часть логических сти ее решения зависит качество создава-
емых программ, а следовательно, и эффективность их использования в учебном процессе.
Среди педагогических программных средств в учебном процессе получили ус-
выкладок представляется пользователю выпадающей из его информационного поля.
Этот фактор возникает, однако, только тогда, когда обучаемый не имеет четкого представления о порядке решения своей задачи. В таком случае никакая вычисли- тойчивое развитие такие ППС, как обуча-
тельная техника не поможет. К субъектив- ющие, моделирующие, игровые, трениро-
факторам
Для
отнесено, прежде всего, недостаточное по- ду с инвариантной методической системой
нимание обучаемым роли и места ЭВМ в своей профессиональной деятельности.
образован работа на,
нфор
проектирования имеется специфическая, вариативная сторона. В своей работе мы разрабатываем методическую систему проектирования ППС тренировочного типа с последующим их внедрением в учебный
нием новых методик использования совре- процесс. Анализ литературы показал, что
менных информационных технологий в раз- на сегодняшний день нет четких критери-
нообразных видах учебной деятельности ев создания таких программ. Тренировоч-
общеобразовательной и высшей школ, в ные программы основываются, главным
том числе и по различным учебным пред- образом, на здравом смысле, интуитивном
метам. Одним из эффективных путей ис- подходе и, вследствие этого, часто не
пользования компьютера в учебном про- пользуются большим успехом.
цессе является внедрение педагогических
На практике мы выяснили, что при изу-
поддержка данного
программных средств различного типа, чении многих тем, особенно тех, где для
Требованием дня становится своевремен- получения навыков работы и закрепления
управления и раз- знаний необходима определенная трениров-
работка качественных педагогических про- ка, эффективнее всего использовать тре-
граммных средств (ППС) (см.: Бочкова нировочные программы. Так, например, в
Р.В., Киселев Г.М. ЭВМ в учебном про- курсе ОИВТ при изучении темы «Опера-
цессе. Саранск, 1997). Несмотря на мно- ционная система МБ 008» обучаемому
голетний опыт использования разнообраз- нужно освоить работу всех команд опера-
ных типов ППС в учебных целях, их по- ционной системы. Преподавателю, есте-
тенциальные возможности до конца не ис- ственно, трудно проверить правильность ра-
следованы и не реализованы. Главными боты каждого ученика, и тренировочные
причинами этого являются неразработан- программы могут оказать неоценимую ус-
ность психолого-педагогических основ их лугу.
проектирования; теоретических основ, рас-
Подготавливая пакет тренировочных
крывающих целесообразность создания и программ по освоению МБ ЭОБ, мы ста-
применения ППС; отсутствие четкой клас- рались учесть все основные, прогрессив-
сификации
ные моменты, наработанные психологами,
бований, предъявляемых к ним. Кроме педагогами, методистами, учителями, про-
того, в вузах нет достаточно разработан- граммистами, в проектировании ППС.
ной системы целенаправленной подготов- Нами была выделена инвариантная состав-
ки педагогических кадров по созданию и ляющая проектирования программных
*ж
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
средств тренировочного типа, которая может относиться к любым учебным про-
На основе принципа систематичности и последовательности намечен ряд граммным средствам. В первую очередь требований к обучающим программам, в
это касается дидактических требований, частности касающееся того, что наряду с
при реализации которых мы ориентирова- предметными знаниями в содержание про-
лись на те принципы обучения, содержа- грамм должны войти и специальные мето-
ние которых пересмотрено с учетом современных теоретических достижений в области педагогики и психологии. Одним из ведущих дидактических принципов считается принцип научности, согласно которо-
дологические знания, отражающие струк-
туру соответствующей науки.
Совокупность требований к обучающим программам, реализующим принцип индивидуализации обучения, представлена му в содержание обучения должны вклю- следующим образом: учет при отборе и по-
чаться не только устоявшиеся в науке зна- строении учебного материала, при
ния, но и наиболее фундаментальные про- методики его усвоения исходного уровня
блемы современной науки и перспективы предметных и учебных знаний и умений
ее развития. В соответствии с сегодняш- учащегося, а также уровня развития моти-
ними представлениями принцип научности вационнои
индивидуально-лично-
определяет не только отбор содержания стных, психофизиологических особеннос-учебного материала, но и способы его ус- тей каждого учащегося, воения, адекватные современному научно- Принцип доступности в программах
му знанию. В связи с этим предполагает- приобретает обобщающий характер по от-
ся формирование у учащихся умений и на- ношению к другим дидактическим прин-
выков научного поиска, ознакомление их с ципам, отражающим его процессуальную
современными методами познания. На сторону (наглядности, систематичности и
основе содержания принципа научности последовательности, индивидуализации
нами был выделен ряд требований к про- обучения и др.).
граммам. Прежде всего это относится к Кроме того, особое внимание обраща-наполнению их таким содержанием, кото- лось нами на необходимость обеспечения
рое наиболее эффективно может быть ус- психологической естественности деятель-
воено с помощью компьютера. Следующее ности учащегося с компьютером. Проце-
требование, заключающееся в том, что со- дура взаимодействия учащегося с компь-
держание компьютерных обучающих про- ютером строилась на характеристиках
грамм должно соответствовать современ- структуры учебной деятельности, которая
ному состоянию научного знания, мы реа- соответствует целям обучения и опреде-
лизовали, включив в педагогическую часть ляется в значительной степени средства-
программы самую современную версию ми ее реализации, поэтому в нее включа-
изучаемого программного средства. лись определение содержания обучения,
Принцип наглядности позволяет спе- выделение заданий, действий и операций,
циалистам сформулировать инвариантные которые должен выполнять обучаемый в
требования к обучающим программам, в режиме взаимодействия с компьютером,
частности: При организации диалога с компьютером
- в компьютерных программах не еле- для учащегося как для наименее обученно-
дует увлекаться натурализмом;
- в ППС должна быть представлена не любая модель, а только та, которая спо-
собствует реализации дидактических це- следующим образом
го пользователя чаще всего применялся вопросно-ответный вид диалога. Предъявляемая
нформация структурировалась
лей данной обучающей программы;
- модель, содержащуюся в программе, следует предъявлять в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта.
делялся на кадры и выдавался определенными этапами работы. Для повышения читаемости близкие по смыслу единицы информации группировались по,функциональному назначению и содержанию.
№ 4, 2000
При проектировании дисплейных форматов учитывались гомогенность и агрессивность визуальной среды (см.: Вострок-нутов И.Е. Гомогенность и агрессивность заданий.
учащихся по изучению операционной системы ООБ;
- вариативный выбор контролирующих
визуальной среды в программных сред-
В своей основе созданные тренировоч-
матика. 199*’. № 4. С. 43 - 49). Агрессив- схеме:
нфор- ные программы работают по следующей
ная визуальная среда - это среда, в кото-
- на экран выдается порция учебного
рой человек одномоментно видит большое материала, которую должен освоить ученик;
число одинаковых элементов. I омогенная — проводится направленная трениров-
визуальная среда — это такая среда, в ко- ка по данному материалу, т. е. ученику
торой либо совсем отсутствуют видимые предлагается набрать и ввести определен-
элементы, либо число их резко снижено. ную команду (при этом программа полно-
Применительно к ПГ1С нормальной визу-
нтерфе
альной средой следует считать среду, в ко- среды МБ ООБ и ученик видит результат
торой иногда встречаются и гомогенные и работы этой команды);
агрессивные поля, но они оказывают не-
контролирующая часть программы
значительное влияние на общую визуаль- предлагает ученику несколько заданий, кото-
ную обстановку на экране монитора и не рыеон в дальнейшем должен выполнить са-
вызывают отрицательных эмоций у уча- мостоятельно. Если ученик освоил порцию
щихся. Для создания фона возможно ис- материала и выполнил предложенные зада-
пользование комбинации различных эле- ния, программа переходит к следующей пор-
ментов. Строить изображения на экране ции материала. В конце изучения темы про-
желательно по законам гармонии, созда- грамма предлагает выполнить серию задавать иллюзию разной удаленности объек- ний по всему изученному материалу,
тов, использовать линии разной толщины и Практика показала, что использование
контрастности, стараться по возможности программ такого типа способствует более
избегать прямых линий, разнообразить на- быстрому освоению знаний и закреплению
бор острых углов в верхней части экрана, навыков работы с командами. Кроме того,
Желательно разнообразить цветовую па- ученик работает с моделью ЭОБ и не мо-
литру, использовать плавные цветовые пе- жет расстроить в ПК операционную сис-
реходы, отдавая предпочтение теплым то- тему.
нам. Пакет программ не является самостоя-
Полученные программные средства тельным «учителем», а служит дополнени-
имеют однородную структуру и следую- ем к традиционным формам обучения, напри-
щие основные возможности: мер дополнением к практическим и лабора-
- обеспечение вариативного взаимо- торным занятиям. Данные программы ори-
V-/
действия пользователя с программой пу- ентированы не только на поддержку процес-
тем выбора необходимого пункта меню; са преподавания, но и на осуществление ин-
- вариативная реакция программы на дивидуальной учебной деятельности. Последействия пользователя по результатам кон- довательность предъявляемых пакетом
троля; ППС порций материала и заданий соответ-
- применение вышеописанного пакета ствует логике формирования итогового уме-
при организации самостоятельной работы ния работы в операционной системе ООБ.