Научная статья на тему 'Особенности формирования компьютерной грамотности на начальном этапе обучения информатике в вузе'

Особенности формирования компьютерной грамотности на начальном этапе обучения информатике в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования компьютерной грамотности на начальном этапе обучения информатике в вузе»

5 ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМ И РОВ АП ИЛ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

ИНФОРМАТИКЕ В ВУЗЕ

ГМ.Киселеву доцент кафедры ИВГ МГПИ им. М.Е.Евсевьева

Непрерывно возрастающая роль вычис- ствовало в 1997 - ] 998 гг. - 300, в 1999 г. -

лительной техники в современном мире 205 чел.).

вызывает необходимость подготовки вы- В преподавании информатики в вузе на пускников различных учебных заведений начальном этапе возникают определенные

к целенаправленному использованию ЭВМ педагогические трудности. С одной сторо-

для успешного решения возникающих на ны, повышаются требования кформирова-

практике задач. нию компьютерной грамотности и инфор-

Школы, принявшие идеи гуманизации, мационной культуры студента, будущая спе-

стараются создавать максимально ком- циальность которых связана с информати-

фортные условия для развития личности кой, с другой-уровень их подготовленно-

сти на начальном этапе не позволяет решить поставленные задачи. Одним словом,

учащихся, в них идет апробация инновационных методов преподавания, новых учебных курсов (см.: Хахалева Н.Н., Черных имеется противоречие между социальным

А.А., Могилев А.В. Компьютерные техно- заказом общества и реальным положени-

логии в обучении русскому языку // Пед. ем вещей в области формирования компь-

информатика. 1997. № 1). Несмотря на то ютерной грамотности. Педагогу, работаю-

что наметилась определенная стабиль- щему в таких группах, следует разработать

ность в материальном обеспечении школ комплекс методов, которые должны ста-

компьютерами, качество преподавания ин- билизировать уровень компьютерной гра-

форматики не удовлетворяет современным мотности и информационной культуры обу-

потребностям общества. Так, статисти- чаемых за довольно короткий период,

ческие исследования, проведенные среди На начальном этапе, на наш взгляд, не-

первокурсников, начинающих изучать ин- обходимо ликвидировать психологический

форматику, показали, что 20 % респонден- барьер, который возникает практически у

тов не могут работать с компьютером во- любого человека, переходящего от реаль-

обще, еще 20 имеют поверхностные зна- ного мира к виртуальному. В ряде отече-

ния о языках программирования и приклад- ственных и зарубежных публикаций пос-

ных программах, 40 % могут решать не- ледних лет отмечается, что при введении

средств вычислительной техники в профессиональную деятельность и учебный про-

сложные задачи, используя один из языков программирования. И только 15 - 20 % оп-

рошенных владеют достаточным уровнем цесс у обучаемых возникает психологичес-

знаний, работают с операционными систе- кий барьер, затрудняющий их использова-

мами М8 008 и \Vindows, могут исполь- ние. При этом выделяются объективные и

зовать текстовые редакторы и электрон- субъективные причины этого явления,

ные таблицы для решения практических Объективным фактором считается, в ча-

задач, умеют программировать на одном стности, то, что для человека совсем не

из языков программирования (в опросе уча- очевиден переход от традиционных спосо-

№ 4, 2000

ная машина, нередко воспринимается им как не обеспеченная какими-то очевидны-

бов оперирования информацией к методам, использованию ППС в учебном процессе,

реализуемым на ЭВМ. Та информация, ко- Разработка психолого-педагогических ос-

торую выдает пользователю вычислитель- нов проектирования для каждого типа ком-

пьютерных обучающих программ является одной из наиболее актуальных проблем ми преобразованиями. При решении за- компьютеризации обучения. От успешно-

дач с помощью ЭВМ часть логических сти ее решения зависит качество создава-

емых программ, а следовательно, и эффективность их использования в учебном процессе.

Среди педагогических программных средств в учебном процессе получили ус-

выкладок представляется пользователю выпадающей из его информационного поля.

Этот фактор возникает, однако, только тогда, когда обучаемый не имеет четкого представления о порядке решения своей задачи. В таком случае никакая вычисли- тойчивое развитие такие ППС, как обуча-

тельная техника не поможет. К субъектив- ющие, моделирующие, игровые, трениро-

факторам

Для

отнесено, прежде всего, недостаточное по- ду с инвариантной методической системой

нимание обучаемым роли и места ЭВМ в своей профессиональной деятельности.

образован работа на,

нфор

проектирования имеется специфическая, вариативная сторона. В своей работе мы разрабатываем методическую систему проектирования ППС тренировочного типа с последующим их внедрением в учебный

нием новых методик использования совре- процесс. Анализ литературы показал, что

менных информационных технологий в раз- на сегодняшний день нет четких критери-

нообразных видах учебной деятельности ев создания таких программ. Тренировоч-

общеобразовательной и высшей школ, в ные программы основываются, главным

том числе и по различным учебным пред- образом, на здравом смысле, интуитивном

метам. Одним из эффективных путей ис- подходе и, вследствие этого, часто не

пользования компьютера в учебном про- пользуются большим успехом.

цессе является внедрение педагогических

На практике мы выяснили, что при изу-

поддержка данного

программных средств различного типа, чении многих тем, особенно тех, где для

Требованием дня становится своевремен- получения навыков работы и закрепления

управления и раз- знаний необходима определенная трениров-

работка качественных педагогических про- ка, эффективнее всего использовать тре-

граммных средств (ППС) (см.: Бочкова нировочные программы. Так, например, в

Р.В., Киселев Г.М. ЭВМ в учебном про- курсе ОИВТ при изучении темы «Опера-

цессе. Саранск, 1997). Несмотря на мно- ционная система МБ 008» обучаемому

голетний опыт использования разнообраз- нужно освоить работу всех команд опера-

ных типов ППС в учебных целях, их по- ционной системы. Преподавателю, есте-

тенциальные возможности до конца не ис- ственно, трудно проверить правильность ра-

следованы и не реализованы. Главными боты каждого ученика, и тренировочные

причинами этого являются неразработан- программы могут оказать неоценимую ус-

ность психолого-педагогических основ их лугу.

проектирования; теоретических основ, рас-

Подготавливая пакет тренировочных

крывающих целесообразность создания и программ по освоению МБ ЭОБ, мы ста-

применения ППС; отсутствие четкой клас- рались учесть все основные, прогрессив-

сификации

ные моменты, наработанные психологами,

бований, предъявляемых к ним. Кроме педагогами, методистами, учителями, про-

того, в вузах нет достаточно разработан- граммистами, в проектировании ППС.

ной системы целенаправленной подготов- Нами была выделена инвариантная состав-

ки педагогических кадров по созданию и ляющая проектирования программных

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

средств тренировочного типа, которая может относиться к любым учебным про-

На основе принципа систематичности и последовательности намечен ряд граммным средствам. В первую очередь требований к обучающим программам, в

это касается дидактических требований, частности касающееся того, что наряду с

при реализации которых мы ориентирова- предметными знаниями в содержание про-

лись на те принципы обучения, содержа- грамм должны войти и специальные мето-

ние которых пересмотрено с учетом современных теоретических достижений в области педагогики и психологии. Одним из ведущих дидактических принципов считается принцип научности, согласно которо-

дологические знания, отражающие струк-

туру соответствующей науки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совокупность требований к обучающим программам, реализующим принцип индивидуализации обучения, представлена му в содержание обучения должны вклю- следующим образом: учет при отборе и по-

чаться не только устоявшиеся в науке зна- строении учебного материала, при

ния, но и наиболее фундаментальные про- методики его усвоения исходного уровня

блемы современной науки и перспективы предметных и учебных знаний и умений

ее развития. В соответствии с сегодняш- учащегося, а также уровня развития моти-

ними представлениями принцип научности вационнои

индивидуально-лично-

определяет не только отбор содержания стных, психофизиологических особеннос-учебного материала, но и способы его ус- тей каждого учащегося, воения, адекватные современному научно- Принцип доступности в программах

му знанию. В связи с этим предполагает- приобретает обобщающий характер по от-

ся формирование у учащихся умений и на- ношению к другим дидактическим прин-

выков научного поиска, ознакомление их с ципам, отражающим его процессуальную

современными методами познания. На сторону (наглядности, систематичности и

основе содержания принципа научности последовательности, индивидуализации

нами был выделен ряд требований к про- обучения и др.).

граммам. Прежде всего это относится к Кроме того, особое внимание обраща-наполнению их таким содержанием, кото- лось нами на необходимость обеспечения

рое наиболее эффективно может быть ус- психологической естественности деятель-

воено с помощью компьютера. Следующее ности учащегося с компьютером. Проце-

требование, заключающееся в том, что со- дура взаимодействия учащегося с компь-

держание компьютерных обучающих про- ютером строилась на характеристиках

грамм должно соответствовать современ- структуры учебной деятельности, которая

ному состоянию научного знания, мы реа- соответствует целям обучения и опреде-

лизовали, включив в педагогическую часть ляется в значительной степени средства-

программы самую современную версию ми ее реализации, поэтому в нее включа-

изучаемого программного средства. лись определение содержания обучения,

Принцип наглядности позволяет спе- выделение заданий, действий и операций,

циалистам сформулировать инвариантные которые должен выполнять обучаемый в

требования к обучающим программам, в режиме взаимодействия с компьютером,

частности: При организации диалога с компьютером

- в компьютерных программах не еле- для учащегося как для наименее обученно-

дует увлекаться натурализмом;

- в ППС должна быть представлена не любая модель, а только та, которая спо-

собствует реализации дидактических це- следующим образом

го пользователя чаще всего применялся вопросно-ответный вид диалога. Предъявляемая

нформация структурировалась

лей данной обучающей программы;

- модель, содержащуюся в программе, следует предъявлять в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта.

делялся на кадры и выдавался определенными этапами работы. Для повышения читаемости близкие по смыслу единицы информации группировались по,функциональному назначению и содержанию.

№ 4, 2000

При проектировании дисплейных форматов учитывались гомогенность и агрессивность визуальной среды (см.: Вострок-нутов И.Е. Гомогенность и агрессивность заданий.

учащихся по изучению операционной системы ООБ;

- вариативный выбор контролирующих

визуальной среды в программных сред-

В своей основе созданные тренировоч-

матика. 199*’. № 4. С. 43 - 49). Агрессив- схеме:

нфор- ные программы работают по следующей

ная визуальная среда - это среда, в кото-

- на экран выдается порция учебного

рой человек одномоментно видит большое материала, которую должен освоить ученик;

число одинаковых элементов. I омогенная — проводится направленная трениров-

визуальная среда — это такая среда, в ко- ка по данному материалу, т. е. ученику

торой либо совсем отсутствуют видимые предлагается набрать и ввести определен-

элементы, либо число их резко снижено. ную команду (при этом программа полно-

Применительно к ПГ1С нормальной визу-

нтерфе

альной средой следует считать среду, в ко- среды МБ ООБ и ученик видит результат

торой иногда встречаются и гомогенные и работы этой команды);

агрессивные поля, но они оказывают не-

контролирующая часть программы

значительное влияние на общую визуаль- предлагает ученику несколько заданий, кото-

ную обстановку на экране монитора и не рыеон в дальнейшем должен выполнить са-

вызывают отрицательных эмоций у уча- мостоятельно. Если ученик освоил порцию

щихся. Для создания фона возможно ис- материала и выполнил предложенные зада-

пользование комбинации различных эле- ния, программа переходит к следующей пор-

ментов. Строить изображения на экране ции материала. В конце изучения темы про-

желательно по законам гармонии, созда- грамма предлагает выполнить серию задавать иллюзию разной удаленности объек- ний по всему изученному материалу,

тов, использовать линии разной толщины и Практика показала, что использование

контрастности, стараться по возможности программ такого типа способствует более

избегать прямых линий, разнообразить на- быстрому освоению знаний и закреплению

бор острых углов в верхней части экрана, навыков работы с командами. Кроме того,

Желательно разнообразить цветовую па- ученик работает с моделью ЭОБ и не мо-

литру, использовать плавные цветовые пе- жет расстроить в ПК операционную сис-

реходы, отдавая предпочтение теплым то- тему.

нам. Пакет программ не является самостоя-

Полученные программные средства тельным «учителем», а служит дополнени-

имеют однородную структуру и следую- ем к традиционным формам обучения, напри-

щие основные возможности: мер дополнением к практическим и лабора-

- обеспечение вариативного взаимо- торным занятиям. Данные программы ори-

V-/

действия пользователя с программой пу- ентированы не только на поддержку процес-

тем выбора необходимого пункта меню; са преподавания, но и на осуществление ин-

- вариативная реакция программы на дивидуальной учебной деятельности. Последействия пользователя по результатам кон- довательность предъявляемых пакетом

троля; ППС порций материала и заданий соответ-

- применение вышеописанного пакета ствует логике формирования итогового уме-

при организации самостоятельной работы ния работы в операционной системе ООБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.