ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I О.В. Дмитренко
Аннотация. В статье анализируются некоторые актуальные проблемы, связанные с повышением качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области художественного образования. Автор статьи актуализирует проблему методической подготовки будущего педагога, владеющего современными методами обучения.
Ключевые слова: информационная среда, новые информационные технологии, передовые технологии, методическая подготовка, мультимедиа программы, оперативный контроль, пакеты прикладных программ.
Summary. The article examines some actual problems connected with the improvement of the quality of vocational training of the future specialists in the field of art formation. The author of the article dwells on the problem of the methodical preparation of the future teacher, who is master of modern methods of teaching.
Keywords: information environment, new information technologies, high technologies, methodical preparation, multimedia programs, operative control, packages of applied programs.
Высшее образование XXI века, несомненно, значительно отличается от классического высшего образования XX века. Информатизация современного общества привела к изменению характера профессиональной деятельности на основе внедрения в нее новых информационных технологий, в связи с этим изменился и подход к подготовке специалиста в разных сферах профессиональной деятельности, том числе и педагогической. Современному информационному обществу нужен педагог, обладающий новейшими достижениями науки и культуры, современными методами обучения.
В информационной среде значительно усложнились функции педаго-
га, владеющего компьютерной грамотностью, под которой мы понимаем комплекс знаний, умений и навыков, необходимый для повседневного применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности и в быту, включая навыки исследовательской и творческой работы.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится: «Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходи-
76
мость существенных изменении в системе образования». Сегодня назрела проблема разработки методики преподавания ИЗО, отвечающей современным требованиям общества и снимающей противоречие между высоким уровнем развития эффективных технологий обработки графической, текстовой, числовой информации и уровнем методической подготовки студентов ХГФ, будущих учителей ИЗО. В настоящее время испытывается острая потребность в квалифицированных кадрах в системе высшего профессионального образования, в частности, художественного образования.
Необходимы концептуально новые подходы к использованию новых информационных технологий в художественном и дизайнерском образовании, новые методы и приемы, подходы и формы обучения, которые бы соответствовали требованиям нашего времени.
В настоящее время в профессиональное образование активно внедряется такой предмет, как компьютерная графика. Компьютерная графика — это синтетический предмет, соединяющий знания, технологию и эстетику рисунка, живописи, и композиции и других пластических искусств с компьютерными технологиями. Сегодня без компьютерной графики не обходится ни одно печатное издание, ни один рекламный ролик или видеоклип. Первопричина такой популярности заключается в чрезвычайно широких возможностях обработки изображений, представленных в электронном виде. Все то, что профессионалы других видов искусств создают годами, часто компьютерный дизайнер создает всего лишь за несколько часов. Для этого ему нужно обладать только художественным вкусом и знаниями
Преподаватель
1ЕК
как базовыми художественными, так и в области прикладных графических программ, все остальное графическая программа сделает сама.
Освоение средств компьютерной графики предполагает исследование инструментария этих средств в профессиональной подготовке художника-педагога, а также его разностороннюю подготовку в сфере новых информационных технологий. В разработке и построении курса методики преподавания ИЗО требуется наиболее эффективный способ организации учебно-познавательной деятельности студентов с учетом развитых у них способностей и накопленных навыков компьютерного обучения.
Являясь необходимым атрибутом учебной работы, компьютер делает возможным выполнение части действий студентов, а также, что немаловажно, реализацию творческих идей преподавателя ИЗО. Изложение учебной темы преподаваемого предмета с использованием средств информационных технологий заметно расширяет возможности создания форм и методик преподавания данного предмета, а сложности, связанные с новыми методическими решениями изложения материала, компенсируются большими возможностями современного оборудования.
Наиболее эффективный способ организации учебно-познавательной деятельности студентов с учетом развитых у них способностей и накопленных навыков компьютерного обучения включает:
• выработку правильного пути решения поставленной преподавателем задачи по работе с графическими изображениями;
• формирование мотивации познавательного интереса в изучении программных продуктов (Corel Draw,
2 / 2009
Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand, Macromedia Flash, Paint, Adobe Photoshop, Corel Photo-Paint, Paint Shop Pro, Microsoft Photo-Draw, Adobe Photo Deluxe, Corel Painter и др.);
• установление рационального, дидактически оправданного диалогового общения студентов с компьютером на всех этапах представления и усвоения соответствующей учебной информации;
• гармоничное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм компьютерного обучения;
• организацию и проведение деловых игр, научных конференций, диспутов, «круглых столов» с применением новых информационных технологий (использование средств мультимедиа в обучении, создание презентаций, работа с локальными глобальными вычислительными сетями, знакомство с современными периферийными устройствами, видеоконференциями);
• активизацию учебно-познавательной деятельн ости студентов, развития их самостоятельности в выполнении поставленных перед ними заданий;
• организацию оперативного контроля и самоконтроля результатов учебно-познавательной и творческой деятельности с последующей (в случае необходимости) коррекцией процесса обучения;
• выяснение наиболее эффективных путей формирования творческих способностей студентов;
• установление оптимальных пропорций между компьютерным и традиционным обучением;
• организацию наиболее продуктивной по своим результатам системы взаимодействия преподавателей и студентов, а также студентов друг с другом в условиях компьютерного обучения и др.
Решение перечисленных задач требует поиска действенных путей разработки нового содержания курса методики преподавания ИЗО, что позволит рационально распределить роли и функции преподавателя и современных информационных технологий. От современного педагога требуется постоянное изменение методики организации учебной деятельности таким образом, чтобы развивающее обучение стало неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Возникает насущная необходимость в формировании программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, которое представляет комплекс, включающий:
• программные средства учебного назначения: графические пакеты, различные обучающие программы;
• инструкцию для пользователя по использованию программных средств учебного назначения или пакетов программных средств учебного назначения, различных графических пакетов, обучающих программ, методические рекомендации, справочную литературу;
• описание методики по использованию современных информационных технологий в учебном процессе.
Пакеты прикладных программ, реализованные на базе современных средств вычислительной техники, являются мощным инструментом создания, анализа и обработки различных графических изображений. Поэтому их изучение необходимо для работы со студентами художественно-графического факультета педагогического ВУЗа.
Средства мультимедиа оказались чрезвычайно полезным подспорьем в процессе освоения самых разных отраслей знания. Благодаря которым любой изучаемый предмет становится
77
78
наглядным и «живым». Сочетание традиционных и новых средств в обучении ИЗО должно ликвидировать шаблонность занятий, сделать их интересными, а также обеспечить более высокий уровень усвоения материала. Естественно, существует много нерешенного в процессе обучения: научно-методическая, психолого-педагогическая, а, кроме того, медико-гигиеническая проблемы.
Подготовка современного специалиста подразумевает владение методологией познания, основанной на современных образцах познания действительности, что предполагает использование специалистом современных информационных технологий и умение работать с информационными и коммуникационными технологиями, локальными и глобальными компьютерными сетями, с современными программными продуктами, графическими пакетами растровой, векторной и трехмерной графики, средствами мультимедиа.
Информационную роль в обучении ИЗО играют различного рода наглядные средства, аудио и видеозаписи, слайды, которые способствуют непосредственному чувственному восприятию происходящего на занятии. В преподавании ИЗО хорошо использовать мультимедиа-программы, включающие в себя все перечисленные наглядные средства.
Компьютерная графика все шире проникает во все сферы жизни и деятельности людей. Поэтому возможно проводить уроки ИЗО в компьютерном классе, где ребенок может моделировать как реальный, так и фантастический мир, создавать персонажи, различные по пластике, характеру и настроению, легко менять не только цвет, но форму предмета, а, следовательно, и характер. Компьютер — хо-
Преподаватепь
рошее средство изучения композиционных средств. В цикле интегрированных занятий по живописи компьютерная графика выступает как моделирующая среда для обучения цветове-дению, объемно-пространственным отношениям и композиции живописных произведений. Компьютерная техника в данном контексте представляет широчайшие возможности изучения цветовых отношений, нюансов, а также способов взаимодействия объектов реального мира на плоскости и в пространстве [2, 92].
С помощью современных информационных технологий прекрасно рассматриваются композиционные элементы: точка, линия, пятно, свет, цвет, плоскость, пространство. Соподчинение элементов, приемы гармонизации композиции: контраст, нюанс, тождество; масштаб, масштабность; симметрия, ассиметрия; пропорции, ритм; статика, динамика, композиционный центр; нахождение колористической гармонии, тональной и пространственной организации изображения — в поле пристального внимания педагога.
Работа с различными арт-энцикло-педиями позволяет учащимся зрительно знакомиться с творчеством мастеров изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, самостоятельно изучать языковые стилистические элементы, сравнивать стилевые особенности, что дает возможность самостоятельной аналитической работы с информацией: визуальной и текстовой.
Как представляется, современный педагог должен органично использовать все преимущества информационных технологий и воспитать у своих студентов умения применять эти технологии как в учебной и будущей профессиональной деятельности, так и в
2 / 2009
непрерывном процессе самообразования. Дать импульс к новому виду творчества, вызвать интерес к искусству сегодняшнего дня, потребность не только заниматься им, но и понимать его, осознавать эстетические законы — вот одна из целей учителя.
Из вышесказанного следует, что уроки изобразительного искусства с использованием информационных технологий способствуют решению проблем эстетического воспитания и развитию творческих способностей обучающихся.
Проведенное исследование показало, что перспектива приближающейся массовой компьютеризации обучения создает необходимость большого целенаправленного труда в данной сфере: нужны глубокие и разносторонние исследования процесса обучения с точки зрения целесообразности и эффективности внедрения ПК, детальная разработка конкретных методик, в конечном счете — создание принципиально новой модели всего процесса обучения. Значение компьютера как инструмента педагогического труда вышло далеко за рамки очередного ТСО и расценивается в настоящее время как самый мощный и объективный фактор эволюции всех систем образования.
Проникновение ПК в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы, немыслимых при традиционных методиках. Все это открывает перед учащимися большой спектр учебных действий, который значительно видоизменяет лицо учебного процесса. ПК позволяет педагогу сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными и привлекательными для учащихся, динамичными и убедительными, а поток изучаемой информации легко доступным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе // Информатика и образование. — 1994. — № 2.
2. Варченко В.И. Радуга в компьютере // Начальная школа. — 1997. — № 10. — С. 92.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. — М., 1990.
4. Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии. — 1998. — № 6.
5. Кузин В. С. Психология: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1997.
6. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1998.
7. Кустарева М.В. Новые направления в образовании «компьютерных» детей и подростков: Материалы конференции «Электронные изображения и визуальные искусства». — М.: ГТГ, 2000. — С. 15—17.
8. Неменский Б.М. Программа «Изобразительное искусство и художественный тп труд». — М.: Просвещение, 2005.
9. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак-тов пединститутов / Сост. Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. — М., 1989. Щ