Содержание и технологии образования
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМПЬЮТЕРНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
С.К. Крылов
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные научно-методические особенности профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в процессе художественно-компьютерного проектирования на основе комплексного подхода к обучению.
Ключевые слова: проектирование, компьютерные технологии, инновационнъе технологии, комбинированная методика.
Summary. The article clarifies some modern theoretical and methodical aspects of the vocational training of the future teachers of the fine arts in the course of use of art-computer design on the basis of the complex approach.
Keywords: designing, computer technologies, the innovative technologies, the combined technique.
Процесс развития и эволюции компьютерных технологий осуществляется с огромной скоростью. Однако их внедрение в отечественную образовательную систему, в том числе в систему профессионального образования, к сожалению, происходит замедленными темпами. Одной из причин подобной ситуации является то, что процесс изучения и поиска путей использования в профессиональном обучении компьютерных технологий и аппаратных средств занимает определенное время. Наряду с этим, создание методик использования компьютерных технологий в различных учебных дисциплинах требует экспериментальной апробации и наличия соответствующей компьютерной техники, усилий специально созданных групп ученых-педагогов, ме-
тодистов, психологов, программистов и других специалистов. Таким образом, разрыв между созданием новых компьютерных технологий и их применением на занятиях в высших профессиональных учебных заведениях России сейчас весьма велик, как показывает практика — не менее трех—четырех лет.
Как показывают наши исследования, в настоящее время уже накоплен значительный потенциал для гибкого выстраивания обучающимися собственного образовательного пути, базирующегося на использовании компьютерных технологий. Такой потенциал аккумулирован и в профессиональном образовании, где во многом по-новому решаются задачи подготовки современного, инновационного и мобильного педагога, способного быстро и адекватно реагировать
51
1 / 2010
Преподаватель XXI
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
52
на все новое, постоянно совершенствуя свое профессиональное мастерство. Современные педагоги в сегодняшних условиях все более утверждаются в мысли о необходимости авторского инновационного компонента в собственной деятельности, который носил бы не отрывочный, а комплексный, системный характер. В этой связи можно говорить и об инновационных методах обучения студентов художественно-графических факультетов — будущих учителей изобразительного искусства [2; 3; 4; 5].
Важное место в подготовке будущих учителей изобразительного искусства занимает художественно-компьютерное проектирование с использованием инновационных информационных технологий, которое направлено на формирование у студентов системы знаний, умений и навыков в области применения ИКТ в образовательном процессе, составляющих основу компетентности педагога, развитие у студентов целостного представления об информационной картине мира, понимания роли компьютерных технологий в педагогической деятельности, формирование компьютерной грамотности, информационной культуры, операционного мышления, творческих и исследовательских качеств личности [6].
Следует отметить, что проектная деятельность как основополагающая форма творчества является универсальным средством развития способностей художника-педагога. В свою очередь, художественно-компьютерное проектирование связано с моделированием окружающей предметной среды, в основе которого заложена осмысленная цель, обеспечивающая получение конкретного результата [7]. Именно процесс проектирования позволяет интегрировать знания из различных областей и пред-
метов, дает возможность применить их на практике.
В основе процесса художественно-компьютерного проектирования лежат последовательные блоки действий и входящих в них операций. Задания-проекты предоставляют студентам возможность мыслить, рассуждать, выбирать наиболее эффективные направления решения проектных проблем. При выполнении проектных заданий акцент с различного вида упражнений переносится на активную мыслительную деятельность.
С точки зрения методического аспекта, следует остановиться на содержании практических заданий-проектов, используемых в художественно-компьютерном проектировании. При отборе содержания этих заданий, как показывает практика, важным представляется применять следующие принципы:
— практические задания должны задавать мотивационный тон к изучаемому материалу, базирующиеся на основе накопленного багажа знаний студентов, взятых из различных областей знаний или предметной среды, способствующих развитию кругозора студентов;
— подбираемые объекты должны быть понятными для студентов;
— графические построения, выполненные на компьютере должны быть наглядными и с минимальным количеством построений.
Одним из условий эффективности процесса обучения художественно-компьютерному проектированию является правильный выбор компьютерных средств, соответствующих решаемой дидактической задаче. Выбранное компьютерное средство должно:
• соответствовать требованиям государственных стандартов, целям и задачам обучения для каждого его этапа;
Преподаватель XX
1 / 2010
Cодержание и технологии образования
• представлять собой лицензированный, русифицированный программный продукт;
• отличаться простотой изучения и практического использования;
• соответствовать требованиям многозадачности: возможности на основе одного и того же изображения решать несколько задач и проводить неограниченное количество попыток их решения, обеспечивать одновременную работу с несколькими окнами, в которые можно помещать уже готовые решения;
• иметь возможность качественной работы студента с динамически меняющимся чертежом;
• обеспечивать организацию обратной связи, т.е. диалога «студент-компьютер»;
• предоставлять возможность получения справочной компьютерной помощи в рамках используемой программы.
Для выполнения заданий по художественно-компьютерному проектированию студенты должны уметь работать с такими программами компьютерной графики , как двухмерные программы: векторные — Corel DRAW, Adobe Illustrator и растровые — Adobe Photoshop, мультимедиа-программы — Power Point, Macromedia Flash; трехмерные программы — 3d Max, AutoCAD.
Мы считаем, что обучение будущих учителей изобразительного искусства художественно-компьютерному проектированию необходимо начинать с изучения двумерных графических программ. При этом обучение должно включать:
• изучение основных элементов интерфейса, инструментальных средств, графических возможностей векторной программы Corel DRAW, растровой программы Adobe Photoshop;
• выполнение учебных заданий по созданию и редактированию вектор-
ных и растровых объектов во взаимодействии друг с другом;
• изучение цветографических закономерностей;
• использование художественно-графических знаний для создания творческих художественно-проектных работ средствами компьютерной графики;
• изучение компьютерного дизайна на примере дизайна рекламы, полиграфии, дизайна интерьера, графического дизайна, "МеЪ-дизайна и др.;
• демонстрацию учебного проекта различными средствами компьютерных программ и печати с целью его коллективного обсуждения достоинств и недостатков.
При этом методика организации учебного процесса должна включать четыре последовательных этапа:
1) диагностирующий (констатирующий) — оценка степени подготовленности студентов к обучению художественно-компьютерному проектированию на основе выявление уровней подготовленности студентов;
2) подготовительный — ориентация студентов на работу с выбранными художественно-компьютерными средствами;
3) основной — обучение студентов художественно-компьютерному проектированию на основе комплексного подхода;
4) рефлексивный — оценка полноты освоения студентами умений и навыков художественно-компьютерного проектирования для внесения соответствующих коррективов в обучающий процесс.
Следует подчеркнуть, что использование компьютерных средств обучения позволяет обеспечить глубокое погружение студентов в обучающий процесс и способствует повышению их познава-
53
1 / 2010
Преподаватель XXI
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
тельной активности: студенты с увлечением используют компьютер в качестве инструмента, который позволяет быстро и точно создавать объекты и композиции, масштабировать, преобразовать, конструировывать дизайн-объекты. Наряду с этим, с помощью компьютерных программ Corel DRAW, Adobe Photoshop и др. студенты могут создавать графические проекты для совершенствования своих профессиональных способностей, а также экспонировать и демонстрировать цифровые изображения созданного проекта без специального макетирования.
Как показывает наш педагогический опыт, развитие профессиональных навыков и умений будущего учителя изобразительного искусства средствами художественно-компьютерного проектирования открывает новые возможности для повышения уровня обученности и мотивации студентов художественно-графического факультета педагогического вуза к изучению компьютерной графики и использованию в профессиональной деятельности мультимедийно-компьютерных технологий. Компьютерные технологии, на наш взгляд, сегодня 54 в полной мере могут стать системообразующим фактором в развитии графо-геометрических дисциплин и ключевым фактором повышения качества обучающего процесса в художественно-компьютерном проектировании. Их инновационный характер вносит позитивные изменения в следующие компоненты образовательного процесса:
1. Существенно изменяется традиционная система организации когнитивных процессов, например, облегчаются многие рутинные операции, освобождается время для профессиональной творческой деятельности студентов, обучение носит поисковый характер за счет быстро реализуемой деятельности и широ-
кого спектра возможностей, предоставляемых компьютерными средствами.
2. Активизируются мотивацион-ная составляющая образовательного процесса.
3. Увеличивается темп развития мыслительной деятельности студентов.
4. Междисциплинарная область приложения графо-геометрических дисциплин значительно расширяется, обеспечивая качественно новый уровень создания широкого спектра графических образных моделей, визуализацию любой научно-технической информации за счет формирования качественных умений и навыков учебного проектирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Реморенко И.М. Выступление на коллегии 2 сентября 2008 г. «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» // http:// mon.gov.ru/press/news/4897/
2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для вузов. — М.: Академия, 2008.
3. Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне: Учебник для вузов. — СПб., 2008.
4. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. — М., 2009.
5. Медведев Л.Г. О проблемах художественно-педагогического образования // Вестник МГОУ. Серия «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству». — № 2. — М., 2007. — С. 8-12.
6. Катханова Ю.Ф., Гудилина С.И. Инновационная деятельность в области медиаоб-разования: В сб. статей «Образовательные технологии XXI века». — М., 2007.
7. Голованова М..М.. Развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2007.^
Преподаватель XX
1 / 2010