Научная статья на тему 'Совершенствование методики преподавания проектирования изделий декоративно- прикладного искусства при использовании компьютерных технологий в системе подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства'

Совершенствование методики преподавания проектирования изделий декоративно- прикладного искусства при использовании компьютерных технологий в системе подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики преподавания проектирования изделий декоративно- прикладного искусства при использовании компьютерных технологий в системе подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства»

гических исследованиях позволил сделать вывод о том, что основная дидактическая цель, которая традиционно ставится в компьютерном моделировании образовательного процесса, - это формирование знаниевой базы языков программирования, развитию же личности учащегося не уделяется должного внимания.

Мы полагаем, что для повышения эффективности использования метода компьютерного моделирования необходимо синтезировать его с другими методами обучения, в частности, с методом проектов.

Таким образом, модель как особая гносеологическая форма может использоваться на всех уровнях педагогического познания, а метод моделирования является способом познания формализации результатов педагогических исследований. По своему месту в процессе познания педагогическая модель может характеризоваться как средство организации исследования, которое в разных формах присутствует на всех этапах познавательного процесса: в качестве исходного идеализированного объекта, обозначающего непосредственный предмет познания на эмпирическом уровне, систематизирующего начала теоретического исследования, рабочей гипотезы, результата исследования, если построение такого идеализированного объекта являлось целью.

Моделирование выступает как способ многогранного раскрытия факторов и причинно-следственных связей педагогических явлений, что позволяет обнаруживать взаимосвязь социальных, психологических и педагогических закономерностей в образовательном процессе, формализовать результаты исследования многомерной педагогической реальности.

Литература

1. Зиновьев А.А., Ревзин И.И. Логическая модель как средство научного исследования // Вопросы философии. -1960. - №8.

2. Информатика: учебник для 9 класса / под ред. проф. Н.В.Макаровой. - СПб: Питер, 1999.

3. Минькович Т. В. Классификация модели в литературе по информатике // Информатика и образование. - 2001. -№9.

4. Морозов К.Е. Математическое моделирование в научном познании. - М.: Мысль, 1969.

5. Першинов В.И., Свинов В.М. Толковый словарь по информатике. - М., 1995. -544 с.

6. Штофф В.А. Моделирование и философия. - Л.: Наука, 1966.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Гирина Д.С.,

аспирант кафедры ОТД МПГУ

Современное российское образование находится в состоянии модернизации, одним из главных аспектов которой является информатизация образовательного процесса. Важнейшая составляющая информатизации связана с подготовкой педагогических кадров. В частности, согласно ГОС ВПО 2005 г. (технология и предпринимательство), в образовательной области «Технология» предусмотрено изучение методик обработки древесины, металлов, обработки тканей и пр., а так же методика использования информационных технологий на уроках технологии и методика руководства проектной деятельностью учащихся. Например, в раздел «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества» входит изучение художественного моделирования изделий и использование информационных технологий при проектировании и моделировании изделий.

Было выявлено, что имеет место противоречие между требованием по информатизации технологического образования, с одной стороны, а с другой - с недостаточностью методического обеспечения разделов, связанных с творческой деятельностью по созданию объектов художественного проектирования. Мы убеждены в необходимости последовательного обоснования общей концепции учебного дизайна объектов предметной среды, опирающегося на широкое использование компьютерных технологий (в системе подготовки будущих педагогов-технологов) и разработки новой методики и содержания преподавания разделов, связанных с художественной обработкой материалов и художественным конструированием. В результате анализа литературы и других информационных источников были определены направления и методы применения возможностей ПК в учебном проектировании художественных изделий с

целью повышения качества и эффективности обучения студентов; далее был сформулирован ряд задач относительно разработки нового содержания и методики обучения художественному проектированию (дизайну) декоративно-прикладных изделий в рамках раздела «Художественная обработка материалов».

В 2006 г. в МПГУ на факультете технологии и предпринимательства Гириной Д.С. и Цапиным Д.О. (научные руководители: проф. Хотунцев Ю.Л. и проф. Тимофеева Ю.Ф.) был осуществлен педагогический эксперимент в рамках курса «Слесарный практикум» (1-2 курс). Целью эксперимента являлось исследование целесообразности изучения металлообработки на примере художественных техник с широким применением компьютерных технологий для дизайна практических учебных заданий (объектов труда). Первая треть учебного времени была задействована для чтения кратких лекций по трем основным направлениям: «Техника художественной обработки металлов», «Теоретические основы и методология художественного проектирования (дизайна)», «Этапы художественного проектирования (дизайна) изделий декоративно-прикладного искусства (на примере художественной обработки металла)». Было проведено анкетирование и тестирование также по трем направлениям в начале проведения теоретической части курса и после чтения лекционного материала, что позволило определить и сравнить начальные знания студентов и знания, после обучения по разработанной методике. Анкетирование №1 было направлено на анализ начальных теоретических знаний студентов по разделу «Художественная обработка материалов (художественная обработка металла)». Тестирование №1 содержало 51 вопрос, проверяющий теоретические знания относительно различных техник художествен-

ной обработки металла (металлопластика, чеканка, просечной и пропильной металл, гравировка, электрохимическое травление, скань, эмаль и пр.), в частности, относительно технологического процесса обработки и художественных аспектов создания изделий (требований в форме, конструкции, декору изделий). Тестирование №2 содержало вопросы, проверяющие знания по основным положениям художественного проектирования (дизайна), всего 17 вопросов по истории и методологии художественного проектирования. Анкетирование №2 содержало вопросы, касающиеся знаний о современном компьютерной дизайне и его методологии. Тестирование №3 было направлено на проверку знаний в области использования компьютерных технологий в проектировании художественных изделий из металла и содержало 22 вопроса, касающихся использования редакторов векторной, растровой и трехмерной графики на различных этапах разработки художественного проекта. Параллельно было проведено анкетирование (анкетирование №3), содержащее 16 вопросов, направленное на анализ профессионального мнения будущих учителей технологии, а также практикующих специалистов, относительно направлений использования ПК в различных разделах ООТ и, в частности, в области художественной обработки материалов.

Большая часть учебного времени была отведена на практическую работу. Студентам были предложены несколько художественных техник, таких как электрохимическое гравирование, металлопластика (чеканка), просечной (про-пильной) металл. Каждый мог выбрать ту или иную технику (или сочетание техник) для создания собственного художественного изделия, которое и являлось практической учебной работой. В целях сохранения и развития творческой активности учащихся, им были предложены лишь примерные темы и возможные направления художественного поиска. Индивидуальный подход позволил выработать оптимальную стратегию разработки и практической реализации художественного изделия в каждом конкретном случае. В соответствии с творческими замыслами молодых авторов были сформулированы персональные рекомендации, связанные с выбором определенных стилистических направлений в дизайне изделия, с отбором компьютерных программ, способных максимально облегчить процесс разработки формы и декора, повысить качество эскизов, а также рекомендации по технологическому процессу (этапы практической работы в мастерской). Дифференцированный подход предполагал самостоятельный выбор студентами не только техники, но и уровня сложности работы, в связи с чем часть сложных проектов выполнялись в группе. При выполнении подобных творческих работ применялся редактор трехмерной графики 3D Studio Max для создания моделей, виртуальных макетов будущих изделий, что позволяло эффективно корректировать форму, конструкцию, декор будущего изделия в процессе разработки. Большое количество удачных работ было выполнено в технике электрохимического гравирования, где при подготовке эскизов широко использовались программа Adobe Photoshop и векторные

редакторы Corel DRAW, Adobe Illustrator, Macromedia Flash MX. Применялись методы ручной и программной векторизации эскизов. Параллельно с практической работой по выполнению творческих учебных заданий с группой студентов проводилась работа по формированию методических рекомендаций к выполнению проектов, подобных работе, выполненной ими в рамках данного курса. Ряд материалов был передан в научно-методический журнал «Школа и производства» для публикации, с целью широкой апробации методических наработок. Подобная работа является очень полезной и значимой для будущих педагогов.

Проведение занятий со студентами 1 и 2 курсов показал повышение эффективности учебной работы по созданию творческих проектов (ускорение темпов разработки необходимой проектной документации, чертежей, эскизов, орнаментов, трехмерных моделей и пр.), улучшение эстетических качеств художественных работ (создание более привлекательных, выразительных, грамотных с художественной точки зрения изделий), повышение мотивации учебной деятельности и личного интереса к предмету.

В результате проделанной теоретической и практической экспериментальной работы была обоснована необходимость создания в структуре раздела «Художественная обработка материалов» субраздела, направленного на обучение студентов художественных и технологических факультетов осуществлению проектной (художественно-конструкторской, дизайнерской) деятельности, основанной на использовании ПК; показана целесообразность широкого использования информационных технологий, в частности, возможностей ПК в ходе дизайнерской (проектной, художественно-конструкторской) деятельности; сформулированы цели, задачи, разработано содержание и методика преподавания компьютерного проектирования (компьютерного дизайна) изделий ДПИ (декоративно-прикладного искусства) на примере художественной обработки металла; разработана система учебных заданий с акцентом на дифференцированный подход к обучению. Во многих номерах научно-методического журнала «Школа и производство» в разделе «Подготовка педагогических кадров» с 2004 года публиковались и публикуются научно-практические статьи, посвященные использованию ПК в проектной деятельности на занятиях по технологии, что обеспечивает популяризацию современных тенденций в области компьютерного дизайна среди учителей и студентов.

Мы надеемся, что подобная работа по разработке и апробации нового содержания и методики обучения в области художественного проектирования (дизайна), основанного на использовании современных компьютерных технологий, будет продолжаться и в рамках других разделов образовательной области «Технология», а также в других образовательных областях, в числе которых стоит в первую очередь назвать изобразительное искусство, в рамках, которых происходит изучение художественной обработки материалов и проектного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.