Научная статья на тему 'Об опыте подготовки будущих учителей начальных классов по дополнительной специальности «Информатика»'

Об опыте подготовки будущих учителей начальных классов по дополнительной специальности «Информатика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
THE THEORY AND TECHNIQUE OF TEACHING COMPUTER SCIENCE / INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION / PRACTICE OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмова М. В., Александрова Н. А.

Khramova М.V., Alexandrova N.А. About experience of training of future primary school teachers on the additional speciality «Computer science». The work contains an experience of teaching students of the faculty of Pedagogics, Psychology and Methods of Primary Education of SSU named after N.G. Chernyshevsky on the additional speciality «Computer Science» in 2000-2011. It is also considered features of teaching disciplines «The theory and method of teaching computer science» and «Information technologies in education» taking into account the education reform based on a competence-based approach and the process of adoption of new educational standard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опыте подготовки будущих учителей начальных классов по дополнительной специальности «Информатика»»

УДК 378.147

ОБ ОПЫТЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИНФОРМАТИКА»

М.В. Храмова, Н.А. Александрова

Khramova М^., Alexandrova NA. About experience of training of future primary school teachers on the additional speciality «Computer science». The work contains an experience of teaching students of the faculty of Pedagogics, Psychology and Methods of Primary Education of SSU named after N.G. Chemyshevsky on the additional speciality «Computer Science» in 2000-2011. It is also considered features of teaching disciplines «The theory and method of teaching computer science» and «Information technologies in education» taking into account the education reform based on a competence-based approach and the process of adoption of new educational standard.

Key words: The theory and technique of teaching computer science, information technologies in education, practice of teaching

История отечественного курса школьной информатики официально начинается в нашей стране с 1985 г. С этого времени появились первые экспериментальные и теоретические работы по обучению информатике младших школьников и применению вычислительной техники и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении младших школьников. Обсуждение трехступенчатой модели курса информатики в 90-х г.

ХХ в. особенно остро выявило проблему преподавания пропедевтического этапа в школе и подготовки учителей информатики к работе с младшими школьниками. Согласно рекомендациям Министерства образования, курс информатики в начальной школе ведет либо учитель информатики, либо совместно оба учителя (информатики и начальных классов), разделив класс на подгруппы [1]. У каждого из этих подходов есть достоинства и недостатки. Основными проблемами при таком разделении обязанностей являются недостаточная психолого-педаго-гическая подготовка учителя информатики для работы в начальной школе и неполная (даже при наличии специализированных курсов) подготовка учителя начальных классов в области информатики и ИКТ.

Интересным в этом плане является опыт Педагогического института Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, где в 2000 г. факультет педагогики, психологии и начального образования совместно с кафедрой информационных систем и технологий в обучении организовал подготовку будущих учителей начальных классов по дополнительной специальности

«Информатика». Учебный план дополнительной специальности содержит общепрофессиональные дисциплины, дисциплины профессиональной подготовки и дисциплины специализации. Начиная с первого курса, изучаются следующие дисциплины (в скобках указаны формы контроля):

теоретические основы информатики (зачет); программное обеспечение ЭВМ (зачет, экзамен);

программирование (зачет, экзамен); основы микроэлектроники и архитектуры компьютера (экзамен);

компьютерные сети, Интернет и мультимедиатехнологии (экзамен);

информационные системы (зачет); компьютерное моделирование (экзамен); практикум решения задач на ЭВМ (зачет, экзамен);

теория и методика обучения информатике (зачет, экзамен);

информационные технологии в образовании (экзамен).

Также выполняется курсовая работа, предусмотрено прохождение педагогической практики и сдача государственного экзамена. Рабочие программы всех дисциплин полностью соответствуют государственному стандарту специальности «Информатика».

При обучении в педагогических вузах не у всех студентов складывается полное представление о будущей профессии. Для того, чтобы задачи профессиональной подготовки были не только поняты, но и осмыслены обучаемыми, необходимо организовать работу, ориентированную на формирование готовности студентов к творческой профес-

сиональной деятельности. По этой причине особое внимание уделяется дисциплинам «Теория и методика обучения информатике» и «Информационные технологии в образовании», в рамках которых идет основное изучение особенностей преподавания информатики в школе и использования ИКТ в обучении различным дисциплинам школьного курса.

В настоящее время общие вопросы дисциплины «Теория и методика обучения информатике» (ТМОИ) в значительной степени поняты и сформулированы научно-педагогическим сообществом, на существующем уровне знаний ответы на них в основном найдены, досконально разработана методика преподавания ряда важных тем. В то же время постоянная открытость информатики новому, ее нестабильность, неизбежно ставит перед преподавателями педагогических вузов и институтов повышения квалификации более сложную и важную задачу - научить студентов самостоятельной корректировке методики обучения предмету и методическому творчеству. Это можно сделать путем передачи им не только определенных знаний и умений в области методики предмета, но и опыта подобной деятельности.

В систему методической подготовки студентов входят: лекционный курс по

ТМОИ, практические и лабораторные занятия, а также педагогическая практика.

Лекционный курс опирается на современные достижения дидактики, психологии, педагогики и создает теоретическую основу для реализации всех видов учебной деятельности по методике обучения информатике. Однако специфика курса информатики предъявляет особые требования как к содержанию, так и методике чтения лекционного курса. Теоретический материал постоянно обновляется, модифицируется, в первую очередь, по причине постоянных изменений как в нормативных документах, так и рекомендуемых авторских курсах школьной информатики. На занятиях используются мультимедиа материалы (презентации, видео, электронные учебники) не только для визуализации данных, но и как образец работы современного педагога информатики и ИКТ.

Практические (семинарские) занятия используются для изучения содержательно-

методических принципов построения программ школьного курса информатики и учебных пособий, обсуждения методики отдельных тем курса с различными вариантами технического и методического обеспечения, разработки и обсуждения тематических планов, планов-конспектов, материалов по внеклассной работе.

Лабораторные занятия, являясь составной частью практических занятий, предусматривают изучение содержания и структуры прикладного программного обеспечения школьного курса информатики, функционального назначения компьютерного класса, отработки методик использования современных компьютерных технологий.

Дисциплина «Теория и методика обучения информатике» обобщает знания, полученные студентами в ходе изучения основных дисциплин, и знаменует процесс перехода студента из состояния обучаемого в состояние обучающего. Такой переход подготавливает студентов к осознанию своей профессиональной деятельности. Процесс самосознания студента в будущей профессии ведет к усилению роли и значимости практических, лабораторных работ, а также самостоятельной работы.

Система самостоятельной работы по дисциплине «Теория и методика обучения информатике» состоит из следующих этапов:

Закрепление базовых знаний:

- работа с нормативной документацией, тематическое планирование;

- анализ школьных учебников и учебных пособий;

- подбор материалов периодической печати по указанной проблеме;

- составление моделей, конспектов и фрагментов конспектов уроков;

- совершенствование навыков проведения отдельных этапов урока: фронтальная работа, дидактическая игра, работа с понятиями и т.п.;

Уровень повышенной сложности:

- разработка комплекса материалов по отдельной учебной теме школьного курса информатики и информационно-коммуникационных технологий;

- разработка сценариев и методических рекомендаций по проведению внеклассных мероприятий по предмету;

- решение задач с подробным описанием каждого этапа: анализ условия, разработка модели, описание алгоритма и т.д.;

Творческий уровень :

- разработка дидактических материалов с элементами творчества (загадки, чайнворды, ребусы, сказки и т.п.);

- подбор примеров, связанных с понятиями информатики, из различных областей знания (литературные примеры кодирования и информационных процессов, примеры формальных систем, информационные модели понятий и т.п.);

- разработка тестирующих и проверочных заданий с элементами творчества и игры.

Опишем методику организации самостоятельной работы. После того, как прочитаны лекции по определенной теме, студентам выдаются задания, охватывающие круг вопросов данной темы. Тексты заданий предварительно обсуждаются с целью выработки общих подходов к их выполнению. На выполнение заданий студентам отводится не менее одной недели. За этот период студенты имеют возможность получения консультации у преподавателя. На семинарском занятии происходит обсуждение каждого выполненного студентами задания. Акценты при этом смещаются в сторону формирования методических приемов и навыков. Допущенные студентами ошибки рассматриваются и классифицируются с точки зрения методических требований. Итогом обсуждения является вынесение коллективной оценки каждого задания и выработка рекомендаций каждому студенту по исправлению допущенных ошибок и доработке задания. Доработанные задания собираются в общий фонд с целью дальнейшего использования представленных материалов в ходе педагогических практик и будущей самостоятельной работы. Таким образом, вместе с дипломом студент получает банк выполненных заданий по общей и частным методикам обучения информатике.

Традиционный курс методики преподавания информатики в школе, читаемый в педагогических вузах, уделяет немного внимания пропедевтическому курсу, ориентированному на обучение младших школьников. Учитывая специфику факультета, мы допол-

нили содержание курса подробным изучением различных методик обучения информатики в начальной школе и рассмотрением авторских курсов преподавания пропедевтического уровня информатики. Студенты знакомятся с курсами А.В. Горячева и др. «Информатика в играх и задачах»; курсом информатики А.Л. Семенова и др., программно-методическим комплексом (ПМК) «Ро-ботландия», «Первые шаги в мире информатики» (авторы С.Н. Тур, Т.П. Бокучава), курсом «Развивающая информатика» (Е.Н. Че-лак, Н.К. Конопатова), методикой обучения младших школьников Н.В. Матвеевой, Л.Л. Босовой, Ю.А. Первина и др. Знакомство включает в себя изучение учебно-методических пособий, особенностей методики преподавания, работу с программной поддержкой курса. На лабораторных и практических занятиях решаются задачи на языке ЛОГО, школьном алгоритмическом языке, алгоритмические этюды ПМК «Роботландия» и рассматриваются типовые задачи курса.

Переход школ на свободное программное обеспечение заставил вузы пересмотреть набор традиционно изучаемых программных продуктов. Особенно сложным оказался выбор программного обеспечения для наиболее трудоемкой темы - программирования. Предлагаемые в комплектах помощи школам продукты не рассчитаны на начальную школу. По-нашему мнению, решением данной проблемы является использование современных сред Сквик, Alice, Scratch, позволяющих реализовать обучение с учетом возрастных особенностей школьников [2]. Сама идеология Scratch позволяет использовать при обучении современные методики и технологии обучения, такие как проблемный подход и метод проектов. Простота основных конструкций языка и возможности среды позволяют легко переходить к созданию и разработке учебного проекта. Это могут быть различные истории, тематику которых учитель предлагает с учетом возрастных особенностей учащихся, например, «Моя семья», «Мои увлечения», «Талантливые люди» (традиционная тематика проектов для пропедевтического обучения); рекламные ролики; анимированные истории по стихам и сказкам, изучаемым в школе и просто любимым учениками и т.д. Таким образом студен-

ты знакомятся как с современными программными средами, так и осваивают методические приемы обучения программированию учащихся начальной школы.

Современный этап развития высшего педагогического образования характеризуется переходом на систему, одной из основных задач которой является подготовка компетентного педагога. Компетентным следует называть такого учителя, который не только хорошо владеет методикой преподавания своего предмета, но и свободно ориентируется в различных методических системах, обладает индивидуальным стилем педагогической деятельности. Формированию методической компетентности в области ИКТ способствует написание соответствующей курсовой работы. Существуют различные учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы: «Школа России», «Начальная школа XXI в.», «Гармония» и др. К сожалению, авторы учебников и учебнометодических пособий по информатике не всегда учитывают особенности той или иной системы. По этой причине мы традиционно включаем в тематику курсовых работ разработку курса преподавания информатики или методики преподавания отдельных тем в начальной школе в соответствии с идеями перечисленных выше УМК.

При подготовке к практическим и семинарским занятиям, написании курсовой работы и на педагогической практике студенты постоянно обращаются к материалам журналов «Начальная школа», «Педагогика», «Информатика и образование», учатся применять материалы методической литература в организации деятельности учителя.

При изучении курса «Информационные технологии в образовании» студенты знакомятся с современными педагогическими и информационными коммуникационными технологиями в учебном и воспитательном процессе школы. Изучение дисциплины предусматривает рассмотрение следующих вопросов: разработка компьютерных тестов, компьютерные сети и телекоммуникационные технологии в обучении, базы данных, анимационные ролики, экспертные системы в учебном процессе и др. Студенты работают с современными программными продуктами известных компаний «Кирилл и Мефодий»,

«Новый Диск», «МедиаХауз», учатся критически анализировать, сравнивать представленные программные средства, разрабатывать систему уроков с использованием готовых программных продуктов, а также самостоятельно разрабатывают цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Коллекция готовых ресурсов постоянно пополняется, а разработанные ЦОРы и методические материалы успешно используются при прохождении педагогической практики как по дополнительной, так и по основной специальности. Часть материалов после прохождения рецензирования выкладывается в Интернет и на кафедральный сайт в поддержку обучения студентов [3-4].

Использование информационных технологий в профессиональной подготовке педагогических кадров обеспечивает:

- повышение качества процесса формирования готовности будущего педагога к профессиональной педагогической деятельности в условиях современной информационной среды;

- оптимизацию процесса профессиональной подготовки будущих педагогических работников;

- формирование навыков компьютерного моделирования процесса принятия педагогического решения в будущей профессиональной педагогической деятельности;

- процесс непрерывной подготовки специалистов, владеющих навыками использования информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Влияние новых информационных технологий на самостоятельность будущего учителя реализуется, с одной стороны, непосредственно в процессе его профессиональной подготовки с использованием информационных технологий, с другой стороны, будущего педагога готовят к использованию новых информационных технологий в его профессиональной деятельности.

Применительно к студентам начальных классов с дополнительной специальностью «Информатика» можно выделить следующие компоненты (составляющие) самостоятельной профессионально-образовательной деятельности:

- приобретение знаний - учитывая специфику процесса обучения студентов-

заочников, в основе самостоятельной профессионально-образовательной деятельности студентов заочного отделения являются аналитические умения нахождения в теории обучения и воспитания идей, выводов, закономерностей, адекватных логике педагогического процесса, их осмыслении и диагностировании;

- расширение и обобщение - расширение и обобщение полученных знаний на основе установления их общих признаков;

- адаптация - умение применять полученные знания в профессиональной деятельности, информационные способности нахождения способов получения психологопедагогической информации, работы с печатными источниками, адаптации полученной информации к решению задач обучения и воспитания школьников;

- анализ - рефлексивные умения развития способностей к рефлексии как контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя, на осмысление своих собственных действий; выяснение и понимание того, как другие осмысливают «рефлексирующего», его личностные особенности;

- развитие - мобилизационные умения развития устойчивого интереса и формирования потребностей к освоению знаний, учительскому труду и другим видам деятельности; интеллектуально-мыслительные умения развития познавательной самостоятельности и творческого мышления; развитие индивидуальных особенностей; идентификация себя в обобщении с другими партнерами;

- конкуренция - в свете современного этапа информатизации профессионал в любой сфере деятельности должен быть конкурентноспособным, то есть не только знать, как самостоятельно добыть знания, но и уметь самому осваивать современные технологии.

Активное использование средств web 2.0 педагогами школ, в том числе и начальной, способствовало изменению некоторых тем курса «Информационные технологии в обучении». Студенты в ходе занятий знакомятся

с электронными журналами, системами для поддержки дистанционного обучения, педагогическими блогами, разрабатывают «совместные» документы на основе технологий вики-вики и гуглдокс.

Полученные навыки студенты используют для участия в различных конкурсах, проводимых в нашей стране, в том числе и программой компании Ш;е1 «Обучение для будущего». Они не раз становились победителями престижных конкурсов.

Разработанная нами система подготовки будущих учителей начальных классов и учителей информатики не является единственно возможной, но на ее основе могут быть построены конкретные учебные планы аналогичных специальностей различных педагогических вузов и систем повышения квалификации с учетом местных условий и имеющихся ресурсов. Выпускники факультета, имеющие две специальности, успешно работают и постоянно востребованы в школах Саратова, Саратовской области и других регионов России и СНГ.

1. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе // Начальная школа. 2002. № 5.

2. Храмова М.В., Феоктистова О.А. Использование языка SCRATCH в курсе теории и методики обучения информатики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2008. № 16. С. 179-181.

3. Храмова М.В., Феоктистова О.А., Козырев А.К. Использование графических объектов Macro -media Flash 8 для организации контроля при построении курсов дистанционного обучения // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2010. Т. 2. № 16.

4. Феоктистова ОА., Храмова М.В., Козырев А.К. Разработка ЦОР для школьного курса «Информатика и икт» по теме «Логические основы компьютера» // Ученые записки ИИО РАО. 2009. № 302. С. 174-179.

Поступила в редакцию 07.04.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.