Научная статья на тему 'Совершенствование форм и видов практических занятий по мордовской литературе в национальных группах университета и педагогического института'

Совершенствование форм и видов практических занятий по мордовской литературе в национальных группах университета и педагогического института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломшин Михаил Иванович

В данной статье обращается внимание на совершенствование форм и видов практических занятий по мордовской литературе, обосновываются порядок их проведения, отбора содержания учебного материала, система условий, повышающих эффективность практических и семинарских занятий, а также формы работы студентов по активизации творческой и самостоятельной деятельности на разных этапах изучения мордовской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломшин Михаил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование форм и видов практических занятий по мордовской литературе в национальных группах университета и педагогического института»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И ВИДОВ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУППАХ УНИВЕРСИТЕТА И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

М. И. Ломшин

В данной статье обращается внимание на совершенствование форм и видов практических занятий по мордовской литературе, обосновываются порядок их проведения, отбора содержания учебного материала, система условий, повышающих эффективность практических и семинарских занятий, а также формы работы студентов по активизации творческой и самостоятельной деятельности на разных этапах изучения мордовской литературы.

Историю мордовской литературы студенты национальных групп Мордовского университета и МГПИ им. М. Е. Евсевьева изучают наряду с курсом мордовского устного народного творчества, русской и зарубежной литературы. Благодаря такому учебному плану студенты имеют возможность сопоставить ведущие направления русской, зарубежной и мордовской литературы, а также методические вопросы, связанные с уяснением сущности художественного творчества, его закономерностей, обусловленных поисками наилучших средств для раскрытия идейно-эстетического содержания. Все это позволяет глуюже осмыслить специфические особенности мордовского историко-литературного процесса и методические вопросы национальной литературы. Изучение дисциплины «История мордовской литературы» предусматривает проведение лекций, практических и семинарских занятий, спецкурсов и спецсеминаров, а также написание курсовых работ.

Практические занятия преследуют те же цели, что и при изучении русской литературы: закрепление навыков студентов по изучению произведений в их идейно-художествен-ном единстве, в совокупности элементов содержания и формы; выработка умений профессионального анализа на уровне требований современного литературоведения, а также совершенствование методики этого анализа на национальной почве. Такие занятия помогают активизировать самостоятельную работу студентов, включить их в процесс практического приложения полученных навыков к анализу многообразных литературных явлений и играют особенно важную роль в профессиональной подготовке учителей.

Вместе с тем методические указания по их проведению в национальных группах

вузов Республики Мордовия до сих пор не утверждены. Мы попытаемся составить примерный план проведения практических занятий по истории мордовской литературы в Мордовском университете и педагогическом институте, опираясь на опыт лучших преподавателей и соответствующую экспериментальную работу. На наш взгляд, на первом занятии следует обсудить социально-исторические и духовно-культурные предпосылки возникновения мордовской литературы. Также необходимо проанализировать влияние творчества русских классиков на формирование мордовского литературно-художественного процесса. Отдельно стоит рассмотреть первые публикации образцов народной словесности, учебники, учебные пособия и произведения мифологического , духовного и духовно-светского характера, переводы на мордовские языки.

Приступая к изучению формирования письменно-художественных традиций конца XIX в., желательно выслушать сообщения студентов о роли в этом процессе «Образцов мордовской народной словесности» А. Ф. Юртова и «Мордовского этнографического сборника» А. А. Шахматова. В качестве самостоятельных письменных работ следует подготовить анализ поэм-сказов И. Зорина и произведений мордовских сказительниц Е. П. Кривошеевой и Ф. И. Беззубовой. Вторую половину занятия следует полностью посвятить рассмотрению «Мордовской свадьбы» М. Е. Евсевьева. Стоит обратить внимание на жанрово-художественные особенности этого произведения, которые характеризуют его как книжный вариант народной драмы.

Последующие занятия необходимо посвятить вопросам возникновения самобытной национальной литературы, остановиться на причинах ее зарождения на русском языке, от-

«Фиино-угроведение. Филологические науки»

© М. И. Ломшин, 2011

1

дельно изучить творчество С. В. Аникина. Далее — рассмотреть становление и развитие письменного художественного творчества на национальных языках, отдельно изучить творчество М. И. Безбородова, А. М. Моро, В. И. Ардеева, И. П. Кривошеева и др. Изучая мордовскую литературу времен Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия, следует остановиться на творчестве П. С. Кириллова, В. М. Коломасова, А. Д. Куторкина. Современный период развития мордовской литературы предполагает включение в программу произведений К. Г. Абрамова, И. М. Девина, А. К. Мартынова, И. А. Калинкина. Закончить практические занятия по мордовской литературе следует изучением творчества писателей-билингвистов, анализом путей становления и развития литературно-художественной критики. Кроме того, в национальных группах педагогического института отдельное занятие следует посвятить рассмотрению проблем мордовской детской литературы.

Примерно по такому же плану, только с варьированием формы проведения, строятся практические занятия по обзорным темам. Остальные отводятся на изучение творчества наиболее известных мордовских писателей. На практическом занятии не следует стремиться охватить большое количество произведений, так как это мешает их подробному и обстоятельному анализу. Важно выбрать наиболее ярко раскрывающие творческую индивидуальность автора, его стиль, метод и те, которые изучаются в школе. В высших учебных заведениях предполагаются углубленное рассмотрение истории развития мордовской литературы, творчества известных писателей, совершенствование полученных в школе представлений о вершинных явлениях художественной литературы родного народа. Не случайно опытные преподаватели стремятся так построить изучение предмета, чтобы реализация этих задач стала необходимостью. В вузовском курсе мордовской литературы нет почти ни одного классического произведения, которое было бы неизвестно выпускнику национальной средней школы. Однако следует добиваться того, чтобы студенты перечитывали их. В каждом случае художественное произведение воспринимается с той позиции, какими вопросами мы задаемся при его прочтении. Поэтому на практических занятиях важно ставить перед студентами проблемы, которые бы заставляли их мыслить, работать с критической литературой. Преподаватель обязан очень ясно представлять себе, какие образовательные задачи и воспитательные цели он будет ставить на занятиях. Как решаются эти

задачи, мы проследим на примере ознакомления студентов с творчеством М. И. Безбородова, оказавшего исключительное влияние на развитие мордовской национальной литературы. На его изучение программой отведены всего два часа, поэтому важно из всего богатого наследия поэта выбрать то, что непосредственно связано с формированием его творческого метода.

Так как отдельные произведения М. И. Безбородова хорошо известны выпускникам национальной средней школы, на первом курсе необходимо опираться на эти знания, применяя метод фронтального опроса с элементами беседы. Например, можно обратиться к студентам с вопросом, кем написаны широко известные в народе песни «Саты, це-рай, мельган якамс» («Хватит, парень, ходить за мной»), «Вирь» («Лес»), «Велень сидя мо-рынят» («Деревенские частушки») и др. Как показывает практика, студенты без особого труда называют автора и отмечают, что он является подлинно народным талантливым поэтом-песенником, горячо любившим Родину, природу мордовского края, которым посвящены его лучшие стихи. Некоторые без специальной подготовки уже на этом занятии прочитают наизусть его стихотворения.

Далее следует выслушать сообщения студентов о жизненном и творческом пути М. И. Безбородова. Интересный биографический материал представлен в книге Ж. А. Конаковой «М. И. Безбородов. Очерк жизни и творчества» (Саранск, 1987). Важно обратить внимание на такие качества поэта, как рано пробудившаяся любовь к природе и чрезвычайно бережное к ней отношение. Выступающие отметят, что все пережитое в молодости он затем передаст в художественных произведениях, прежде всего в поэме «Сказ-ка-быль». Необходимо подробно остановиться на анализе этой поэмы, так как данное произведение — этапное в творчестве писателя и в течение многих лет изучается в школе. Анализ можно провести в форме вопросов по заранее подготовленному плану: «Почему дед Кузьма в сказовой форме рассказывает внукам о своей жизни в прошлом?»; «О чем больше всего жалеет дед?»; «Почему произведение называется „Сказка-быль"?». Студенты сделают вывод, что М. И. Безбородов заимствовал творческие приемы из фольклора родного народа и использовал их в произведении для того, чтобы потомки извлекли уроки из прошлой жизни мордвы. Дед Кузьма сетует на то, что его жизнь на исходе. Ему жаль, что придется расставаться с ней тогда, когда начинаются большие перемены к лучшему. Но он одновременно

172

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 1

радуется, что его внуки больше не будут испытывать горькую участь бесправных, им предначертано строить светлую и радостную жизнь.

В период бурных событий 30-х гг. XX в. молодой поэт живо откликался на все происходящие события. Козни недоброжелателей и даже гибель маленького сына не могли заставить его замолчать. М. И. Безбородов жил жизнью своего народа, всеми силами служил ему. Тесная связь с народом и обусловила высокую идейную устремленность и задушевность его гражданской лирики. Здесь следует зачитать его стихотворения «Я — пахарь, я — жнец», «Будь ударником», «Два села», прокомментировать и проанализировать их с точки зрения идейного содержания. Очень важно, чтобы студенты глубоко прочувствовали мысли поэта, их взволнованность и в то же время оптимистический характер. Произведения М. И. Безбородова — это гимн современной ему действительности, коллективному мирному труду на общее благо. В стихотворениях автор по-детски радуется тем переменам, которые происходят в жизни колхозной деревни, показывает сложные социальные процессы, увлеченно рассказывает о зарождении нового быта, о раскрепощении мордовской женщины, страстно обличает людей, мешающих переустройству села. Студенты отметят, что отличительная особенность лирики поэта в том, что герои его произведений — люди, действовавшие в реальных условиях. Автор пробуждает у читателя чувство симпатии к тому новому, что рождается в борьбе с отжившим. Этот вывод можно проиллюстрировать чтением стихотворений, а затем выяснить, какую идею М. И. Безбородов вкладывает в каждое произведение. Так, в стихотворении «В избе-читальне» он говорит о стремлении сельских тружеников к знаниям, книге, о культурном росте сельчан. В завершении анализа студенты отметят, что лирика поэта подлинно народна не только по форме, но и по содержанию, в котором отразились все стороны жизни мордовской деревни. Некоторые преподаватели национальной литературы в университете и педагогическом институте останавливаются на анализе поэмы «За волю». Безусловно, это значительное произведение в творчестве М. И. Безбородова, заслуживающее отдельного рассмотрения. В то же время нужно помнить, что это только часть незавершенной художественной эпопеи об исторических событиях из жизни мордовского народа, который рука об руку с русским боролся за свои права. По мысли автора, она должна была состоять из трех частей: «За землю», «За волю», «За счастье». К со-

жалению, написана только вторая часть задуманной трилогии, поэтому лучше всего проанализировать произведение на лекции, где у преподавателя будет возможность использовать сохранившиеся в архиве наброски.

М. И. Безбородов прожил короткую, но яркую жизнь. Он умер в 28 лет, посвятив творчеству лишь 8 лет, но и за эти мгновения жизни он сумел создать много подлинно талантливых, неповторимых произведений. Поэта по праву называют первым классиком мордовской литературы, нашей национальной гордостью. Студенты отметят, что его творчестве шло от народа. Поэтические произведения автора по метрическому строю близки к мордовскому народному песенному стиху, самобытной чертой которого является размер одностопного и двустопного пяти дольника (пен-тона). М. И. Безбородов стремился писать так, чтобы произведения были понятны широкому кругу читателей, поэтому глубоко изучал фольклор. Студенты обратят внимание на то, что многие метафоры, эпитеты, сравнения взяты из фольклора. Поэт широко использовал парные слова, характерные для мордовской речи. Как и многие народные лирические песни, его стихи обращены ко второму лицу. Для того чтобы придать образу новые оттенки, особенно когда речь идет о чувствах автора, он использует слова с уменыпительно-ласкатель-ными суффиксами, часто прибегает к приему контрастного изображения, широко распространенному в народном творчестве. Следует отметить, что М. И. Безбородов широко использовал традиции русской литературы, что способствовало обогащению мокшанского литературного языка. Все эти рассуждения следует подтвердить конкретными примерами из его произведений.

В национальных группах университета изучение творчества автора заканчивается письменной работой «Традиции М. И. Безбородова в современной мордовской литературе». Это дает студентам возможность понять поступательное развитие литературы и определить место в ней талантливого поэта. Данная тема представляется трудной, но студенты находят заимствования, реминисценции и творческое освоение традиций М. И. Безбородова в творчестве Я. М. Пинясова, М. А. Бебана, Г. И. Ельмеева, Ф. И. Дурнова и др., учатся связно излагать мысли, точно их выражать. Можно задать сочинение по произведениям писателя, но стремиться к тому, чтобы формы и виды письменных работ от занятия к занятию усложнялись.

Таким образом, практические занятия по мордовской литературе следует строить так, чтобы они сочетали строгую систему и имп-

«Финно-угроведение. Филологические науки»

ровизацию, проблемность, широту обобщения материала, свойственные лекционным курсам, с конкретным анализом текста, индивидуальные формы работы с коллективными, монологические обобщения с беседой, диспутом, включали доклады и сообщения по отдельным литературоведческим проблемам и их коллективное обсуждение. Они требуют каждый раз заново продумать тематику, использовать различные комбинации форм работы. Это не значит, что нельзя проводить занятия по единым принципам и применять те или иные формы творческого участия в них студентов.

Практические занятия требуют большой предварительной работы не только студентов, но и преподавателя. Необходимо правильно отобрать материал, заинтересовать студентов, подвести их к осознанию непонятного, научить анализировать собственные впечатления от прочитанного. Некоторые студенты (особенно на первом и втором курсах) находятся на недостаточно высоком уровне интеллектуального развития и не могут четко сформулиро-

Посту пила 24.02.11.

I *

;

вать то, что им понятно, и то, что неясно. Часто после прочтения произведения у них не возникает вопросов до тех пор, пока преподаватель не коснется идеи. В связи с этим практические занятия требуют от педагога гибкости в их построении, постановке направляющих вопросов, отборе научной литературы, распределении тем докладов, рефератов, сообщений, письменных работ. Обычно на практических занятиях по русской и мордовской литературе дается одна итоговая письменная работа, посвященная самостоятельному анализу какого-либо произведения. Однако опыт показывает, что такое задание можно дать после изучения творчества каждого писателя и даже при переходе от одного этапа работы над произведением к другому. Например, стоит предложить студентам проанализировать какую-либо сцену, определив ее композиционное значение в повествовании. Письменные работы целесообразнее всего выполнять дома, а на занятиях преподаватель должен кратко охарактеризовать их сильные и слабые стороны.

174

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.