Научная статья на тему 'Взаимосвязанное изучение родной и русской литератур как один из способов интеграции литературного образования в национальных группах высшей школы'

Взаимосвязанное изучение родной и русской литератур как один из способов интеграции литературного образования в национальных группах высшей школы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
233
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ломшин М. И.

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимосвязанного изучения родной и русской литератур студентами национальных групп высшей школы. На базе новых подходов к литературному образованию выделяются основополагающие принципы отбора учебного материала по литературе, которые учитывают практику обучения в высшей школе, достижения методики преподавания литературы, литературоведения, педагогики и психологии. В результате умелого использования указанных принципов выпускник вуза может овладеть приемами аналитического и интерпретационного подходов к анализу художественных произведений, что особенно важно на современном этапе литературного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ломшин М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязанное изучение родной и русской литератур как один из способов интеграции литературного образования в национальных группах высшей школы»

ЖШШШЖШ № 3,2003 11111ЯВ

ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОЙ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУР КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ИНТЕГРАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУППАХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

М.И. Ломшин, декан факультета довузовской подготовки, профессор

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимосвязанного изучения родной и русской литератур студентами национальных групп высшей школы. На базе новых подходов к литературному образованию выделяются основополагающие принципы отбора учебного материала по литературе, которые учитывают практику обучения в высшей школе, достижения методики преподавания литературы, литературоведения, педагогики и психологии. В результате умелого использования указанных принципов выпускник вуза может овладеть приемами аналитического и интерпретационного подходов к анализу художественных произведений, что особенно важно на современном этапе литературного образования.

In the article considers up-to-date problems of interdependent studies of native and Russian literatures by students of national groups at higher school that deal with literary education. On the basis of new methods of approach to literary education of students the article points out the fundamental principles of choosing the material on literature taking into consideration practice of studies at higher school, achievements of the methods of teaching literature, literary criticism, pedagogics and psychology. As a result of successful usage of the above-mentioned principles graduates, on the one hand, will have profound knowledge, and, on the other hand, will get to know analytical and interpretation methods of approach to analyzing works of fiction, which is especially important at the present stage of literary education.

В последние годы в связи с реформированием системы образования возрастают требования как к учителям средней школы, так и к вузовским преподавателям. Например, современный учитель-словесник должен уметь не только описывать явления литературы, но и раскрывать их сущность, объяснять происхождение. Навыки и умения такой работы осмысления он должен получить в вузе. От преподавателя высшей школы требуется знакомить студентов с различными мнениями и вводить их в суть научных споров и дискуссий по тем или иным вопросам литературы.

В настоящее время перед преподавателями литературы для национальных групп вузов встает вопрос: какой учебный материал следует отобрать? Представляется, что прежде всего он должен обладать отчетливо выраженным концептуальным характером, т.е. излагаться с позиции определенной теории. К сожалению, как показывает вузовская практика, преподаватели нечасто и очень мало говорят студентам о борьбе литературных школ, направлений, об ожесточенных спорах вокруг того или иного писателя или произведения. К таким про-

изведениям относятся, например, «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Обломов» и «Обрыв» И.А. Гончарова, «Тихий Дон» М.А. Шолохова в русской литературе, «Бурливая Сура» А.Д. Куторкина, «Пургаз», «Девушка из села» К.Г. Абрамова в мордовской. Без анализа сложной и острой литературной борьбы историко-литературный процесс выступает в учебном материале по литературе на редкость спокойным, приглаженным.

Необходимо давать студентам представление и об успешно решенных вопросах, и о тех, которые ждут своих исследователей. Преподаватель вправе, знакомя слушателей с различными концепциями литературных явлений, быть приверженцем какой-то одной из них или иметь собственный взгляд на проблему. Важно, чтобы студенты получили отчетливое представление о принципе плюрализма теорий и мнений.

Учебный материал по литературе углубится и оживится, если в нем последовательно будет раскрываться концептуальное своеобразие историко-литера-

© М.И. Ломшин, 2003

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

турного процесса, которое, на наш взгляд, выражается в том или ином магистральном принципе. В частности, для мордовской литературы таким принципом является становление реализма как основного ее направления, для русской литературы XVIII в. — становление, расцвет и распад классицизма. Но это не говорит о том, что магистральное направление будет приглушать характеристику других течений и школ рассматриваемого периода, например, просветительского и социалистического реализма в мордовской, сентиментализма в русской литературе XVIII в. Так, при анализе историко-литературного процесса 40-х гг. XIX в. в учебном материале должно быть указано на существование в русской литературе в эти годы натуральной школы и охарактеризовано творчество писателей различных направлений: революционных демократов (А.И. Герцен, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин), демократов (И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский), либеральных демократов (Д.В. Григорович) и писателей либеральной ориентации (А.В. Дружинин).

В учебном материале должны быть представлены особенности изучаемой эпохи, ее конкретно-историческое своеобразие, социальные причины, под воздействием которых формировалось творчество того или иного писателя и создавались художественные направления. Идейно-художественную эволюцию писателей следует раскрывать на основе показа сложной литературно-художественной борьбы направлений, стилей, методов, а также на широком историкобытовом и культурном фоне. Характеризуя эпоху, художественные корни и социальные позиции писателя, конкретно-исторические условия, породившие то или иное произведение, важно как можно шире привлекать методологические, литературоведческие и исторические работы, исследования истории науки, общественной мысли, культуры, искусства.

В литературоведческой подготовке будущих учителей большую роль призваны сыграть теоретические курсы «Введение в литературоведение» и «Теория

литературы». Очень важно, чтобы знания, полученные студентами при изучении этих курсов, углублялись и конкретизировались в учебном материале по историко-литературным дисциплинам. Преподавателям указанных дисциплин нужно таким образом организовать учебный материал, чтобы между ними существовала самая тесная связь. Как показывает вузовская практика, взаимосвязанное изучение теоретического и историко-литературного материала пока до конца не продумано. Поэтому знания, полученные студентами на I курсе из дисциплины «Введение в литературоведение», постепенно стираются из памяти и при изучении общих курсов приходится их восстанавливать.

В последние годы много говорится о том, что в учебном материале по литературе следует больше внимания уделять раскрытию мировоззрения художников слова. Чрезвычайно важной представляется проблема отношения мировоззрения писателя и творчества, когда объективный смысл произведения оказывается в противоречии с политическими и философскими посылками автора. Интересной в этом смысле может быть работа над такими романами, как «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого. Без понимания мировоззрения писателя нельзя раскрыть его творческую индивидуальность, хотя сводить последнюю только к мировоззрению тоже неверно, ибо она есть единство идеологических, психологических качеств художника, особенностей его дарования и т.д. (см.: Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1971. С. 79).

Личностные качества, мировоззрение писателя, пусть не прямо, а в опосредованной форме, проявляются в его индивидуальном стиле, в котором обобщаются длительные наблюдения над способами и средствами выражения авторского сознания, отношением к изображаемому. К сожалению, более или менее полно разобраться в проблеме индивидуального стиля студенты I—II курсов национальных групп высшей школы пока

№ 3, 2003

не могут. Поэтому в учебном материале по русской и мордовской литературе должно быть отражено, что мировоззрение писателя обусловливает и «отбор» жизненного материала, и определенные средства его художественной интерпретации и «подачи». Не случайно внимание к художественному слову, детали, живой конкретности образа, особенностям композиции, к оценочной функции художественных средств остается одним из решающих условий успеха.

Для закрепления понятия художественного метода и стиля целесообразно предложить студентам ответить на ряд вопросов. Например: в чем сущность художественного метода мордовских народных сказок? Каковы основные художественные методы древнерусской литературы? Что характерно для метода художественного реализма в мордовской, русской, зарубежной литературе?

Концептуальный принцип подачи материала требует обращать самое пристальное внимание на особенности жанрово-родовых признаков произведений. В программах и учебниках по мордовской, русской и зарубежной литературе характеристика рода, вида и жанра художественного произведения обычно дается весьма бегло, иногда даже опускается. А ведь именно правильная их трактовка содействует верному раскрытию произведений. Так, изучение античной литературы открывает большие возможности для закрепления понятий трагедии, комедии и других классических драматических жанров, с которыми студенты знакомятся в курсе «Введение в литературоведение». При изучении творчества Шекспира, Мольера в курсе зарубежной, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, А.Н. Островского в русской, К.С. Петровой, Ф.М. Чеснокова, Г.Я. Меркушкина, П.С. Кириллова в мордовской литературе эти понятия дополняются.

В целях более полного представления о жанрово-родовых свойствах литературы полезно задавать студентам, например, такие вопросы: «Горе от ума» А.С. Грибоедова — комедия, драма или трагедия? Повесть или роман в стихах — «Яблоня у большой дороги» А.Д. Куторкина?

Любой род, вид и жанр художественного произведения имеет свою эволюцию и воплощается конкретно-исторически в мордовской, русской и зарубежной литературе. Эту их конкретно-историческую сущность и нужно наглядно представить в учебном материале. Так, при анализе классицизма рекомендуется сосредоточить внимание студентов на поэме и оде; сентименталисты дают богатый материал для анализа своеобразия повести, элегии, романса; новелла и ее основные структурные особенности могут быть всесторонне раскрыты при характеристике творчества Ги де Мопассана, О. Генри, А.П. Чехова, К.Г. Паустовского, Ф.М. Чеснокова, В.И. Виарда и др.

Неоправданно редки обращения в учебном материале к теории стихосложения. Представляется необходимым в курсах мордовской и русской устной народной поэзии конкретно показать особенности песенного (дольника), былинного (музыкально-тонического) и поговорочно-пословичного (рифменного) стиха, а при изучении античной литературы — метрической системы. В курсе русской литературы XVIII в. следует отразить поиски новой системы стихосложения (А.Д. Кантемир) и реформу, осуществленную В.К. Тредиаковским и М.В. Ломоносовым. Русская поэзия XIX и мордовская поэзия XX в. незаменимы для иллюстрации силлабо-тонического стихосложения, для доказательства того, что поэты пользовались трехсложным размером для придания стиху гибкости. Если лирика А.С. Пушкина в русской и А. Моро в мордовской литературе представляет богатый материал для характеристики возможностей главным образом ямба и хорея, то лирика Н.А. Некрасова и И.М. Девина — для уяснения особенностей анапеста и дактиля. Современная русская и мордовская поэзия содержат яркие примеры паузника и тоники.

Чтобы поднять научный уровень учебного материала и придать ему концептуальный характер, следует привлекать факты других видов искусства — театра, живописи, кино, музыки.

Таким образом, принцип концептуальности требует преподносить весь изу-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

чаемый материал с точки зрения определенной теории. Как показал вышеизложенный анализ, решающую роль в этом призван сыграть преподаватель. Являясь глубоким знатоком предмета, высококвалифицированным специалистом в своей области, он не должен равнодушно относиться к процессам, происходящим в современной литературе. Больше того, он обязан вмешиваться в нее. Вот почему преподавателю необходимо развивать в себе острое чувство современности и следить за всем тем, что происходит в литературе.

Учебный материал по литературе должен носить не только концептуальный, но и системный характер. Его следует подавать как целостное явление с присущими ему уровнем, элементами и связями. Каждый отдельный факт литературы должен предстать перед студентами в определенном контексте, в связи с другими явлениями, как слагаемое целого. Поэтому, стремясь к подлинно научному раскрытию историко-литературного процесса, надо строить его не замкнуто, не обособленно, а в органической связи с лучшими традициями предшествующего периода. В частности, при характеристике особенностей мордовского историко-литературного процесса в учебном материале важно подчеркнуть, что национальная литература продолжает лучшие традиции устного народного творчества мордвы.

Как показывает анализ программы по истории мордовской литературы для Мордовского государственного педагогического института, историко-литературный процесс в ней раскрывается не совсем последовательно. Иначе чем объяснить отсутствие в программе раздела, посвященного мордовской крестьянской литературе, обозначившей собою довольно заметное явление в истории письменно-литературного творчества мордовского народа дооктябрьского этапа. Специфические особенности развития мордовской литературы нельзя отразить до конца верно, если утверждать, что она от фольклора сразу же перешла к письменно-художественному периоду без каких-либо промежуточных этапов. Справедли-

вости ради надо признать, что литературоведы совсем недавно заговорили о мордовской крестьянской литературе как переходном периоде от фольклорно-художественной стадии к литературной. В настоящее время накоплен богатый теоретический материал, с научной точки зрения рассмотрены многие произведения мордовской крестьянской литературы (см.: Аспект-89: Исследования по мордовской литературе. Саранск, 1991. С. 3—61), поэтому возникла объективная необходимость включения раздела, характеризующего этот феномен историколитературного процесса, в учебный материал по литературному образованию студентов национальных групп вузов республики.

При такой организации учебного материала важно отметить, что не только каждый период развития литературы, но и каждый писатель является продолжателем определенных традиций своих предшественников. Поэтому представляется правильным в курсе русской литературы при рассмотрении творчества А.С. Пушкина указать на то, что он опирался на таких своих предшественников, как А.Н. Радищев, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков. А.Н. Радищев и Д.И. Фонвизин своим идейным формированием обязаны А.Д. Кантемиру и М.В. Ломоносову. При характеристике творчества М.И. Безбородова в мордовской литературе не следует забывать о влиянии на него З.Ф. Дорофеева. Ни у кого не вызывает сомнения связь ранних произведений М. Горького с романтизмом А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, его драматургии — с пьесами А.Н. Островского и А.П. Чехова, его реалистической прозы — с творчеством Ф.М. Решетникова, Н.С. Лескова и других писателей XIX в. Демьян Бедный во многом формировался под влиянием Н.А. Некрасова, А.А. Фадеев и М.А. Шолохов — Л.Н. Толстого и М. Горького.

Принцип системности предполагает, что русская литература рассматривается как явление глубоко национальное, но не изолированное, а разносторонне связанное с литературами других народов мира, в том числе с мордовской. Поэтому в

№ 3, 2003

учебном материале должна содержаться объективная картина взаимодействий и взаимовлияния между русской и мордовской литературами. Кроме того, должны быть раскрыты связи русской литературы с зарубежной. Как верно замечает А.И. Ревякин, «воспитывая у будущих учителей любовь к отечественной литературе... мы обязаны прививать им в то же время уважение и к лучшим традициям зарубежной прогрессивной литературы» (Ревякин А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы. М., 1972. С. 213). Без анализа этого взаимовлияния представление о путях развития русской литературы у студентов национальных групп вузов республики будет неполным, односторонним. Вся история русской литературы подтверждает, что, выражая стремления своего народа и своеобразно передавая его отличительные национальные черты, она вместе с тем всегда поддерживала связь с литературой Запада и испытывала на себе ее влияние, которое было весьма неоднородным. Так, Шекспир, Вольтер, Гете, Шиллер, Байрон и другие прогрессивные писатели Западной Европы так или иначе способствовали идейному и художественному росту русской литературы, а немецкие реакционные романтики, французские буржуазные комедиографы и итальянские футуристы оказывали на некоторых русских писателей по преимуществу отрицательное влияние.

На наш взгляд, при анализе влияния зарубежной литературы на развитие русской важно обратить внимание на «вечные» образы Гамлета, Фауста, Чайльд Гарольда, Тартюфа, Гобсека и др., которые нашли свое продолжение в лучших образцах последней. Также следует показать, что многие темы и проблемы, поднимаемые в зарубежной литературе, ставились и разрешались русскими авторами нередко глубже и ярче. В качестве

примера можно привести проблему «маленького человека», которая на Западе трактовалась как проблема сочувствия тяжелому материальному и правовому положению народа, тогда как русскими писателями XIX в. она раскрывалась более глубоко, как проблема социальной несправедливости, социального неравенства и протеста против феодально-крепостнического и капиталистического строя.

Особый акцент в учебном материале должен быть сделан на раскрытии мирового значения русской литературы. К сожалению, в практике преподавания данного предмета в национальных группах высшей школы часто ограничиваются только перечислением положительных высказываний зарубежных критиков о русских писателях и о литературе в целом. Не следует упускать из виду, что и эти оценки пока еще не собраны, не обобщены, не систематизированы, а они могли бы дать возможность взглянуть на привычные явления литературы глазами представителей культуры других стран более широко, с новой стороны увидеть их подлинное значение. Но и этого недостаточно. В учебном материале нужно показать то новое, отличное, особенное, что «вносили и вносят прогрессивные представители русской литературы в общее поступательное движение мировой литературы, поднимая ее на высшую ступень в тематике, в идейности, в характерах, в принципах их изображения» (там же). Важно подчеркнуть богатство форм русского реализма, новаторские особенности и жанровое разнообразие отечественной классической литературы, а также то, что общечеловеческая значимость произведений русских классиков далеко не ограничивается субъективным стремлением к великим проблемам жизни, а заключается в объективной силе их реализма.

Поступила 05.06.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.